Российская федерация - светское государство

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 35 35 страниц
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 07.12.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРИНЦИП СВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА КАК ОСНОВА КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИИ 5
1.1. Сущность светского характера государства 5
1.2. История становления и развития светского государства в России 9
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 16
2.1. Конституционное закрепление принципа светскости государства в Российской Федерации 16
2.2. Проблемы реализации принципа светскости государства в современной России и пути их решения 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

Фрагмент для ознакомления

Это означает, что религиозное (конфессионально ориентированное) образование, как в стенах государственной (муниципальной) школы, так и вне ее, должно являться добровольным и финансироваться из средств самих религиозных организаций и верующих граждан.
Решение вопроса введения в российской армии института военного духовенства также видится нам крайне актуальным. Напомним, что еще в далеком 2009 году, 21 июля, несмотря на общественные дискуссии и мнения экспертов, президент РФ Д.А. Медведев на встрече с лояльными религиозными лидерами решил ввести в Вооруженных силах РФ институт флотских и армейских священнослужителей. Обоснованием введения антиконституционного института армейских священнослужителей послужил тот факт, что министерство обороны РФ, согласно позиции главы государства, «уже давно и плодотворно сотрудничает с важнейшими религиозными объединениями России».
Мы солидарны с сопредседателем Института свободы совести С.А. Мозговым, который еще до появления проекта закона «О военных священниках» разъяснял причины, согласно которым он не может становиться законом, а собственно идея введения института войсковых священников является не приемлемой для современной России.
Представляется актуальным сформулировать ряд первоочередных мер, явно недостаточных, но необходимых для прекращения имеющих место в Российской Федерации массовых системных нарушений конституционных принципов светскости государства и свободы совести.
Итак, в современной России необходимо следующее:
- полностью отменить «анти экстремистское» законодательство: ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», изменения в законодательство всех уровней, внесенные в связи с его принятием, соответствующее законодательство субъектов Российской Федерации, а также списки «экстремистских» организаций и литературы;
- отменить соглашения (договоры) государственных органов различных уровней и религиозных организаций;
- остановить процесс, направленный на введение преподавания конфессионально ориентированных дисциплин в государственной (муниципальной) системе образования Российской Федерации;
- отменить Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» и прекратить незаконную передачу государственной собственности и культурных ценностей религиозным объединениям;
- отменить ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан, осквернению объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест религиозных обрядов и церемоний».
Подводя итоги данной главы, отметим следующее. Светское государство является мировоззренчески нейтральным государством, принципиально не приемлющим никакого мировоззрения как официальной идеологии, которое обеспечивает каждому возможности свободного мировоззренческого выбора.
Светскость государства предполагает его индифферентность в мировоззренческой области, то есть отказ от особого контроля (не вмешательство в случае наличия такого условия, как соблюдение закона), не идентификацию (в связи с невозможностью определения научных критериев), отказ от особых привилегий, равноудаленность и отделение от мировоззренческих организаций. Конституционный принцип светского государства заложен в основании любых отношений государства с религиозными объединениями и осуществления политики государства в мировоззренческой сфере социума, и данным принципом должны руководствоваться все правоприменительные и правотворческие учреждения, граждане, общественные объединения и должностные лица.
Кроме того, в светском государстве в зданиях и помещениях органов государственной и местной власти, в государственных и муниципальных учреждениях, в зданиях и помещениях, предназначенных для политических и общественных нужд, не должны совершаться религиозные церемонии, обряды и ритуалы, размещаться религиозные символы и атрибуты (за исключением тех особых случаев, когда такие организации располагаются в исторических зданиях и памятниках архитектуры, в комплекс которых изначально входят отдельные здания и помещения религиозного назначения). Для освобождения политики от влияния религии необходимы ограничения на участие религиозных объединений и особенно религиозных деятелей в политической жизни.
Такие ограничения должны относиться, прежде всего, к запрету на поддержку религиозными объединениями политических партий, включая запрет на создание партий по религиозному принципу. Однако, несмотря на правовую позицию Конституционного Суда по этому вопросу и в связи с реформированием законодательства о политических партиях, вновь возобновились дискуссии о необходимости создания христианских партий в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в заключение данной курсовой работы можно сделать следующие выводы. В период правления государя Петра Великого и учреждения им Святейшего правительствующего Синода не представляется возможным рассуждать о симфонии церковной и светской власти. В это время государство предпринимало попытки максимально подчинить себе церковное управление для достижения собственных прагматических целей.
В Конституциях СССР и РСФСР не закреплялась «светскость государства» как характеристика общественного строя. Впервые это понятие появляется в Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (хотя Закон СССР № 1689-1 «О свободе совести и религиозных организациях» от 01 октября 1990 года и Закона РСФСР от 25 октября № 267-1 «О свободе вероисповеданий» использовалось понятие «светскость» с целью описания государственной системы образования).
В период существования Советского Союза нормативные акты, не используя понятие «светскость», формально закрепили светский характер государства. Наряду с этим, в действительности государство являлось атеистическим и в отдельные периоды осуществляло жесткие меры репрессивного характера относительно деятельности религиозных организаций (1917-1920 – первые расстрелы духовенства и массовые разграбления церквей, 1921-1923 – изъятие церковных ценностей, 1929-1931 – «раскулачивание», 1937-1938 – массовый террор, 1958-1964 – антирелигиозная кампания Н.С.Хрущева).
Сегодня наиболее значимой гарантией реализации свободы вероисповедания является конституционный принцип светскости государства. нарушение принципа светскости государства дезавуирует как определенные виды гарантий свободы вероисповедания, так и систему гарантий в целом.
Помимо этого, нарушение принципа светскости государства подрывает основы конституционного устройства нашей страны и может создавать предпосылки для массовых нарушений человеческих прав.
Видится целесообразным развернутое понимание и толкование принципа светскости государства, который провозглашается в Конституции России, в качестве мировоззренческого нейтралитета, в Конституции и федеральном законодательстве.
Теоретические противоречия относительно проблем свободы вероисповедания, присутствующие в среде юристов и религиоведов различных стран, сформированные в связи с историческими обычаями и объективными закономерностями, обрели юридическое закрепление в различных правовых системах, каждая из которых разрешает указанную проблему в соответствии с целевыми установками, потребностями и интересами конкретного общества. Такова реальность настоящего времени.
Любые попытки перенести идеологические и теоретические противоречия в сферу политики, межгосударственных отношений уничтожают доверие между государствами и существующими общественными системами, разъединяют людей согласно религиозным признакам, сужают сферы взаимопонимания и сотрудничества. Терпимость к другим мировоззренческим представлениям и ценностям является важным компонентом нового формирующегося мышления.
Сегодня отношения государства и религиозных организаций находятся, с одной стороны, в состоянии стабильного развития и понимания, присутствует конструктивный диалог, с другой стороны, за поддержку государства «традиционные» религиозные организации платят лояльностью по отношению к внутренней и внешней политике государственной власти. В итоге приводит к некоторому перекосу в отношениях и вызывает необходимость дальнейшего поиска оптимальной модели отношений с учетом светского характера государства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных 01.07.2020) //Собрание законодательства РФ. - 03.03.2014. - N 9. - Ст. 851.
Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О свободе совести и о религиозных объединениях" // СПС Консультант Плюс.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 года №18-П по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 9 Федерального закона «О политических партиях» в связи с запросом Коптевского районного суда города Москвы, жалобами общероссийской общественной политической организации «Православная партия России» и граждан И.В.Артемова и Д.А.Савина // СЗ РФ. 2004. №51. Ст.5260.
Постановление Европейского Суда по делу «Бессарабская Митрополитская Церковь и другие против Молдовы» (Application no.45701/99, Metropolitan Church of Bessarabia and Others v. Moldova, Judgment of 13 December 2001, ECHR 2001-XII).
Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. В 3-х томах. М., 2020.
Бурьянов С. А. Свобода совести в Российской Федерации // Гражданские права человека: проблемы теории и практики / Под ред. Ф. М. Рудинского. М., 2020.
Губин М.Ю. Становление и развитие идеи светского государства в России: конституционно-правовой аспект. Дис. … канд.юрид.наук. Москва. 2014.
Дозорцев П.Н. Развитие России как светского государства: Историко-правовой анализ. Автореф. дис. … докт.юрид.наук. Санкт-Петербург. 2017.
Евангелос В. Отношения государства и церкви: взгляд через призму конституции. М., 2018.
Куницын И. А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. Общественная организация «Православное дело». М., 2020. С. 122 -123.
Лебедев С.Д. Религиозная и светская культуры как типы систем социального знания. Белгород: Изд-во БелГУ, 2018.
Лупарев Г. П. Светское государство: теоретико-методологические основы, признаки и принципы. М., 2019.
Лучин В. О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2017.
Миронов О. О. Заключение Уполномоченного по правам человека в РФ «О проверке соответствия Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» международно-правовым обязательствам Российской Федерации» // Российская газета. 1999. 24 апреля.
Мирошникова Е.М. Конституционно-правовой механизм государственно-церковных отношений в ФРГ //  Мировой опыт государственно-церковных отношений. М. 2018.
Мозговой С. А. Светское государство как мировоззренчески нейтральное // Социономикум: Международный сборник научно-практических работ. Вып. 2. Ростов н/Д, 2019. С. 70-73.
Мозговой С.А. Комиссары в рясах // Портал-Credo.ru. 29 ноября, 1 декабря 2015.
Мозговой С.А. Светское государство как мировоззренчески нейтральное // Социономикон. Международный сборник научно-практических работ. Вып. 2. – Ростов н/Д: «NB», 2017.
Останин А.В. Cветское государство и демократия // Вестник Томского государственного университета. 2019. №325 (август).
Понкин И.В. Светскость государства. М.: Учебно-научный центр довузовского образования, 2018.
Рудинский Ф. М. Закон, религия, правонарушения. Волгоград. 1971.
Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью. Книга 2 / Составитель Г. Штриккер. М.: Пропилеи. 1995.
Сафонов А.А. Указ 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» в контексте формирования института свободы совести в законодательстве Российской империи // История и современность: белорусская государственность в восточноевропейском цивилизационном контексте: сборник научных работ, посвященных 90-летию со дня рождения профессора И.А. Юхо. Ответственный редактор: С. Балашенко. Мн.: Бизнесофсет, 2015.
Священник Алексей Николин. Церковь и государство (история правовых отношений). Сретенский монастырь. 1997.
Стецкевич М.С. Свобода совести. Учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та., 2019.
Федоров В.А. Временное Правительство и его вероисповедная политика // Православная энциклопедия. Т.9.
Шахов М.О. Комментарий к пункту 1 статьи 4 // Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О свободе совести и религиозных объединениях» (постатейный) / Под ред. Р.В.Маранова. М., 2021.

Лучин В. О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2017. С. 11.
Рудинский Ф. М. Закон, религия, правонарушения. Волгоград. 1971. С. 36.
Лебедев С.Д. Религиозная и светская культуры как типы систем социального знания. Белгород: Изд-во БелГУ, 2018. С. 7.
Мозговой С.А. Светское государство как мировоззренчески нейтральное // Социономикон. Международный сборник научно-практических работ. Вып. 2. – Ростов н/Д: «NB», 2017. С. 71.
Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. В 3-х томах. М., 2020. С. 340.
Понкин И.В. Светскость государства. М.: Учебно-научный центр довузовского образования, 2018. С. 49.
Мирошникова Е.М. Конституционно-правовой механизм государственно-церковных отношений в ФРГ //  Мировой опыт государственно-церковных отношений. М. 2018. С. 83-84.
Стецкевич М.С. Свобода совести. Учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та., 2019. С. 8.
Губин М.Ю. Становление и развитие идеи светского государства в России: конституционно-правовой аспект. Дис. … канд.юрид.наук. Москва. 2014. С. 62
Священник Алексей Николин. Церковь и государство (история правовых отношений). Сретенский монастырь. 1997. С. 104
Сафонов А.А. Указ 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» в контексте формирования института свободы совести в законодательстве Российской империи // История и современность: белорусская государственность в восточноевропейском цивилизационном контексте: сборник научных работ, посвященных 90-летию со дня рождения профессора И.А. Юхо. Ответственный редактор: С. Балашенко. Мн.: Бизнесофсет, 2015. С. 337.
Губин М.Ю. Становление и развитие идеи светского государства в России: конституционно-правовой аспект. Дис. … канд.юрид.наук. Москва. 2014. С. 81.
Федоров В.А. Временное Правительство и его вероисповедная политика // Православная энциклопедия. Т.9. С. 514.
Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью. Книга 2 / Составитель Г. Штриккер. М.: Пропилеи. 1995. С. 551.
Дозорцев П.Н. Развитие России как светского государства: Историко-правовой анализ. Автореф. дис. … докт.юрид.наук. Санкт-Петербург. 2017. С. 282.
Лупарев Г. П. Светское государство: теоретико-методологические основы, признаки и принципы. М., 2019. С. 125.
Понкин И.В. Светскость государства. М.: Учебно-научный центр довузовского образования, 2018. С. 12.
Стецкевич М.С. Свобода совести. Учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та., 2019. С. 8.
Лупарев Г. П. Светское государство: теоретико-методологические основы, признаки и принципы. М., 2019. С. 126.
Куницын И. А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. Общественная организация «Православное дело». М., 2020. С. 122-123.
Мозговой С. А. Светское государство как мировоззренчески нейтральное // Социономикум: Международный сборник научно-практических работ. Вып. 2. Ростов н/Д, 2017. С. 73.
Бурьянов С. А. Свобода совести в Российской Федерации // Гражданские права человека: проблемы теории и практики / Под ред. Ф. М. Рудинского. М., 2020. С. 248.
Понкин И.В. Светскость государства. М.: Учебно-научный центр довузовского образования, 2018. С. 68.
Куницын И. А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. Общественная организация «Православное дело». М., 2020. С. 128.
Миронов О. О. Заключение Уполномоченного по правам человека в РФ «О проверке соответствия Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» международно-правовым обязательствам Российской Федерации» // Российская газета. 1999. 24 апреля.
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 года №18-П по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 9 Федерального закона «О политических партиях» в связи с запросом Коптевского районного суда города Москвы, жалобами общероссийской общественной политической организации «Православная партия России» и граждан И.В.Артемова и Д.А.Савина // СЗ РФ. 2004. №51. Ст.5260.
Шахов М.О. Комментарий к пункту 1 статьи 4 // Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О свободе совести и религиозных объединениях» (постатейный) / Под ред. Р.В.Маранова. М., 2021. С.85.
Останин А.В. Cветское государство и демократия // Вестник Томского государственного университета. 2019. №325 (август). С.106
Евангелос В. Отношения государства и церкви: взгляд через призму конституции. М., 2018. С.67
Постановление Европейского Суда по делу «Бессарабская Митрополитская Церковь и другие против Молдовы» (Application no.45701/99, Metropolitan Church of Bessarabia and Others v. Moldova, Judgment of 13 December 2001, ECHR 2001-XII).
Мозговой С.А. Комиссары в рясах // Портал-Credo.ru. 29 ноября, 1 декабря 2015.












32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных 01.07.2020) //Собрание законодательства РФ. - 03.03.2014. - N 9. - Ст. 851.
2. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О свободе совести и о религиозных объединениях" // СПС Консультант Плюс.
3. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 года №18-П по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 9 Федерального закона «О политических партиях» в связи с запросом Коптевского районного суда города Москвы, жалобами общероссийской общественной политической организации «Православная партия России» и граждан И.В.Артемова и Д.А.Савина // СЗ РФ. 2004. №51. Ст.5260.
4. Постановление Европейского Суда по делу «Бессарабская Митрополитская Церковь и другие против Молдовы» (Application no.45701/99, Metropolitan Church of Bessarabia and Others v. Moldova, Judgment of 13 December 2001, ECHR 2001-XII).
5. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. В 3-х томах. М., 2020.
6. Бурьянов С. А. Свобода совести в Российской Федерации // Гражданские права человека: проблемы теории и практики / Под ред. Ф. М. Рудинского. М., 2020.
7. Губин М.Ю. Становление и развитие идеи светского государства в России: конституционно-правовой аспект. Дис. … канд.юрид.наук. Москва. 2014.
8. Дозорцев П.Н. Развитие России как светского государства: Историко-правовой анализ. Автореф. дис. … докт.юрид.наук. Санкт-Петербург. 2017.
9. Евангелос В. Отношения государства и церкви: взгляд через призму конституции. М., 2018.
10. Куницын И. А. Правовой статус религиозных объединений в России: исторический опыт, особенности и актуальные проблемы. Общественная организация «Православное дело». М., 2020. С. 122 -123.
11. Лебедев С.Д. Религиозная и светская культуры как типы систем социального знания. Белгород: Изд-во БелГУ, 2018.
12. Лупарев Г. П. Светское государство: теоретико-методологические основы, признаки и принципы. М., 2019.
13. Лучин В. О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2017.
14. Миронов О. О. Заключение Уполномоченного по правам человека в РФ «О проверке соответствия Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» международно-правовым обязательствам Российской Федерации» // Российская газета. 1999. 24 апреля.
15. Мирошникова Е.М. Конституционно-правовой механизм государственно-церковных отношений в ФРГ // Мировой опыт государственно-церковных отношений. М. 2018.
16. Мозговой С. А. Светское государство как мировоззренчески нейтральное // Социономикум: Международный сборник научно-практических работ. Вып. 2. Ростов н/Д, 2019. С. 70-73.
17. Мозговой С.А. Комиссары в рясах // Портал-Credo.ru. 29 ноября, 1 декабря 2015.
18. Мозговой С.А. Светское государство как мировоззренчески нейтральное // Социономикон. Международный сборник научно-практических работ. Вып. 2. – Ростов н/Д: «NB», 2017.
19. Останин А.В. Cветское государство и демократия // Вестник Томского государственного университета. 2019. №325 (август).
20. Понкин И.В. Светскость государства. М.: Учебно-научный центр довузовского образования, 2018.
21. Рудинский Ф. М. Закон, религия, правонарушения. Волгоград. 1971.
22. Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью. Книга 2 / Составитель Г. Штриккер. М.: Пропилеи. 1995.
23. Сафонов А.А. Указ 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» в контексте формирования института свободы совести в законодательстве Российской империи // История и современность: белорусская государственность в восточноевропейском цивилизационном контексте: сборник научных работ, посвященных 90-летию со дня рождения профессора И.А. Юхо. Ответственный редактор: С. Балашенко. Мн.: Бизнесофсет, 2015.
24. Священник Алексей Николин. Церковь и государство (история правовых отношений). Сретенский монастырь. 1997.
25. Стецкевич М.С. Свобода совести. Учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та., 2019.
26. Федоров В.А. Временное Правительство и его вероисповедная политика // Православная энциклопедия. Т.9.
27. Шахов М.О. Комментарий к пункту 1 статьи 4 // Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О свободе совести и религиозных объединениях» (постатейный) / Под ред. Р.В.Маранова. М., 2021.

Вопрос-ответ:

Какие принципы являются основой конституционного строя России?

Основой конституционного строя России являются принципы светского характера государства.

Что означает светское государство?

Светское государство - это государство, которое отделяет сферу религии от государственной власти и обеспечивает свободу совести и вероисповедания граждан.

Какие есть проблемы с реализацией принципа светскости государства в России?

В России существуют проблемы с реализацией принципа светскости государства, такие как вмешательство религии в политику, дискриминация на религиозной почве и ограничение прав граждан на свободу совести и вероисповедания.

Как исторически развивалось светское государство в России?

История становления и развития светского государства в России включает периоды сильного влияния религии на государственные дела и последующую секуляризацию власти, отделение церкви от государства.

Как принцип светского государства закреплен в Конституции Российской Федерации?

Принцип светского государства закреплен в Конституции Российской Федерации как основа конституционного строя и гарантирует гражданам свободу совести, вероисповедания и религиозной принадлежности.

Что такое светское государство?

Светское государство - это форма государства, которая отделяет политическую власть от религиозной и обеспечивает равноправие всех граждан, независимо от их религиозных убеждений или отсутствия таковых.

Какова роль принципа светскости государства в конституционном строе России?

Принцип светскости государства является одной из основных основ конституционного строя России. Он гарантирует свободу совести, разделение политической и религиозной власти, равноправие религиозных и нерелигиозных граждан, а также обеспечивает независимость государства от церкви.

Какова история становления и развития светского государства в России?

История становления и развития светского государства в России прослеживается с древних времен. Постепенно, в то время как Церковь и государство влияли друг на друга, были предприняты шаги по отделению одного от другого. Процесс отделения политической и религиозной власти продолжался вплоть до XX века, когда в СССР была провозглашена светская модель государства.

Как принцип светскости государства закреплен в конституции России?

Принцип светскости государства закреплен в статье 14 Конституции Российской Федерации. Эта статья гарантирует свободу совести, разделение государства и религиозных объединений, а также равноправие всех граждан, независимо от их религиозных убеждений.

Какие проблемы возникают при реализации принципа светскости государства в современной России?

В современной России возникают ряд проблем при реализации принципа светскости государства. Некоторые из них включают вмешательство религиозных организаций в политические процессы, неравноправное отношение к разным религиям, нарушение прав граждан на свободу совести. Для решения этих проблем необходимо разработать и реализовать эффективные механизмы защиты светскости государства и прав граждан.

Какие принципы лежат в основе конституционного строя России?

Основой конституционного строя России является принцип светского государства, который закреплен в Конституции Российской Федерации. Также важными принципами являются демократия, федерализм, правовое государство и т.д.

Какие проблемы возникают при реализации принципа светскости государства в современной России?

В современной России возникают различные проблемы при реализации принципа светскости государства. Одной из проблем является вмешательство церкви в государственные дела. Также наблюдается неравенство различных религиозных организаций перед законом. Кроме того, возникают сложности при определении границ между религией и политикой.