Формирование познавательных интересов у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения
Заказать уникальную курсовую работу- 22 22 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 11.12.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 5
1.1. Понятие познавательного интереса 5
1.2. Психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья с точки зрения познавательного интереса 7
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 10
2.1. Особенности организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья 10
2.2. Особенности формирования познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20
Проект предлагается реализовывать поэтапно:Подготовительный этап – просмотр презентации об истории мультипликации, беседа о профессиях, которые связаны с мультипликацией (сценаристы, режиссёры, художники, звукорежиссёры, операторы и т.д.), процессе создания мультфильма. Далее с детьми просматриваются разные мультфильмы – пластилиновый («Пластилиновая ворона», «Падал прошлогодний снег», «Серый волк энд Красная Шапочка»), кукольный («38 попугаев», «Волшебник Изумрудного города», «Волк и телёнок»), рисованный («Том и Джери», «Возвращение блудного попугая», «Ну погоди»), компьютерный («Маша и Медведь», «Смешарики»). Мультфильмы обсуждаются.Основной этап. Выбор материалов для творчества, разработка мультфильма, в частности, сюжета, персонажей, декораций. Изготовление мультфильма, его озвучивание, монтаж. Заключительный этап. Просмотр и обсуждение получившегося мультфильма.Автор говорит, что важно применять такие методы и приёмы как:Эмоционально-нравственные ситуации. Такая ситуация вызывает у детей эмоциональный отклик, эмоции, переживания. Так, дети сочувствуют переживаниям героев мультфильмов, литературных произведений, оценивают из действия, поступки.Создание ситуаций занимательности, познавательного спорта.Данный метод позволяет заинтересовать ребёнка в получении новых знаний и навыков, повышает интерес к занятиям. Важно вызывать желание обсуждать ту или иную проблему, побуждать ребёнка высказывать свою точку зрения.Создание ситуации успеха. Метод направлен на устранение у детей ощущения неуверенности, боязни нового, повышает уровень решительности ребёнка. Этот метод автор называет одним из наиболее действенным в стимуляции познавательного интереса. Поощрение и порицание. Важно хвалить ребёнка, положительно оценивать отдельные его качества, поощрять выбранное им направление деятельности, способ достижения поставленной цели. Средства принуждения, порицания применяются только в самых крайних случаях.Использование игр и игровых форм организации познавательной деятельности.Коллективные формы выполнения заданий. Метод позволяет объединять и обучать ребёнка работе сообща, распределяя роли в общем большом проекте[18].Таким образом, в работе с детьми с ОВЗ с целью развития у них познавательного интереса, важно использовать современные информационные технологии, наглядные методы (показ, иллюстрация, демонстрация, наблюдение), игровой метод, коллективную работу. Необходимо создавать ситуацию успеха для повышения мотивации ребёнка с ОВЗ. ЗАКЛЮЧЕНИЕМы изучили подходы к формированию познавательного интереса у детей с ОВЗ в процессе обучения в младшем школьном возрасте. Полученные сведения позволяют делать следующие выводы:Познавательный интерес представляет собой избирательную направленность личности на предметы и явления окружающей среды. Познавательный интерес должен быть направлен на получение, укрепление и развитие новых знаний. Познавательный интерес формируется под внешними (воздействие со стороны учителя, методы обучения, психологический климат, совместная коллективная деятельность) и внутренними условиями (качественные изменения в психическом развитии, структурные психологические новообразования).Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ с точки зрения формирования у них познавательного интереса включают в себя ту или иную степень ограниченности психического развития, в т.ч. психических процессов. Одновременно базовые психические процессы, такие как память, внимание, мышление являются основой для формирования познавательного интереса.Организация обучения детей с ОВЗ требует индивидуального подхода, создания специальной инклюзивной среды, применения АООП. В АООП учитываются индивидуальные психические, соматические особенности ребёнка, «проложен» индивидуальный образовательный маршрут.Формирование познавательного интереса у детей с ОВЗ в рамках обучающего процесса требует применения ряда специальных методов. В частности, важно учитывать возрастные особенности детей, привлекать их к изучению интересных тем, проводить занятия в игровой форме, предлагать нестандартные ситуации. Важно выбирать активные методы и формы обучения, поддерживать эмоциональный тонус обучающихся, благоприятный климат в коллективе, применять творческий подход, поощрять детей. Работа по формированию познавательного интереса у детей с ОВЗ должна быть систематической.Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАлексеева А.Г. Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ во внеурочной деятельности / А.Г. Алексеева, А.С. Сакердонова // Проблемы современного педагогического образования, 2018. – №60-2. – С. 13-15.БойматоваО.Г. Формирование познавательного интереса и познавательной активности младших школьников / О.Г. Байматова // Europeanresearch, 2012. – № 1(38). – С. 51-53.Гаджимурзаева, Г.Ш. Создание условий для работы с детьми с ОВЗ/ Г.Ш. Гаджимурзаева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «наука и социум», 2017. – №2. – С. 14-18.Елецкая О.В. Специальная психология: учебное пособие с практикумом для вузов / О.В. Елецкая, В.М. Сорокин, М .В. Матвеева и др.; под общ. ред. О. В. Елецкой. – М.: ВЛАДОС, 2020. – 575 с.ЖивотовскаяЮ.А. Психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья / Ю.А. Животовская // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых учёных, 2015. – № 2. – С. 35-38. Зубаилова, П.Ф. Приемы обучения младших школьников с нарушением интеллекта/ П.Ф. Зубалиева, Л.П. Феталиева // Вестник Социально-педагогического института, 2016. – №4 (20). – С. 63-68. Игольник О.В. Значение познавательного интереса в обучении / О.В. Игольник // Academy, 2018. – №9(36). – С. 34-35.Кондрашкина, И.В. Обобщение опыта психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в МОУ СОШ №6/ И.В. Кондрашкина// Язык, история, общество. Международная научно-практическая виртуальная конференция. Сборник статей и тезисов, 2018. – С. 57-59.Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / П.И. Пидкасистый, В.А. Мижериков, Т.А.Юзефавичус; под ред. П.И. Пидкасистого. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 624 сПосещение общеобразовательных организаций детьми в возрасте от 9-ти до 15-ти лет [Электронный ресурс] / Росстат. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/tab8-16.htm (дата обращения: 07.11.2022).Психология и педагогика: учебник для бакалавров / под ред. П.И. Пидкасистого. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2015. – 724 с.Распределение инвалидов по полу и по возрасту [Электронный ресурс] / Росстат. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/pi_1.2.docx (дата обращения: 07.11.2022).Семенова, И.Н., Маркелова, Е.С. Основы моделирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся с ОВЗ при дистанционном обучении/ И.Н. Семенова, Е.С. Маркелова// Педагогическое образование в России, 2016. – №7. – С. 77-81. СластенинВ.А. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. Образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 12-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 608 с.Соколовская И.Н. К определению сущности понятия «познавательный интерес» в педагогике / И.Н. Соколовская, А.А. Кивилева // Царскосельские чтения, 2015. – Т. II. – № XIX. – С. 89-92.СоловьеваМ.В. Пути активации познавательной активности учащихся с ОВЗ на уроках химии / М.В. Соловьева // Вестник магистратуры, 2021. – №7(118). – С. 58-59.ТетерятниковаН.А. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с ОВЗ / Н.А. Тетерятникова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2017. – № 11-2. – С. 97-100.ФеденковаЕ.В. Опыт работы по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Е.В. Феденкова // Инновации в науке, 2018. – №5(81). – С. 41-43.Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 07.11.2022)ШонинМ.Ю. О познавательном интересе в процессе обучения / М.Ю. Шонин // Горизонты гуманитарных знаний, 2017. – № 1. – С. 27-31.
1. Алексеева А.Г. Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ во внеурочной деятельности / А.Г. Алексеева, А.С. Сакердонова // Проблемы современного педагогического образования, 2018. – №60-2. – С. 13-15.
2. Бойматова О.Г. Формирование познавательного интереса и познавательной активности младших школьников / О.Г. Байматова // European research, 2012. – № 1(38). – С. 51-53.
3. Гаджимурзаева, Г.Ш. Создание условий для работы с детьми с ОВЗ/ Г.Ш. Гаджимурзаева // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «наука и социум», 2017. – №2. – С. 14-18.
4. Елецкая О.В. Специальная психология: учебное пособие с практикумом для вузов / О.В. Елецкая, В.М. Сорокин, М .В. Матвеева и др.; под общ. ред. О. В. Елецкой. – М.: ВЛАДОС, 2020. – 575 с.
5. Животовская Ю.А. Психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья / Ю.А. Животовская // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых учёных, 2015. – № 2. – С. 35-38.
6. Зубаилова, П.Ф. Приемы обучения младших школьников с нарушением интеллекта/ П.Ф. Зубалиева, Л.П. Феталиева // Вестник Социально-педагогического института, 2016. – №4 (20). – С. 63-68.
7. Игольник О.В. Значение познавательного интереса в обучении / О.В. Игольник // Academy, 2018. – №9(36). – С. 34-35.
8. Кондрашкина, И.В. Обобщение опыта психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в МОУ СОШ №6/ И.В. Кондрашкина// Язык, история, общество. Международная научно-практическая виртуальная конференция. Сборник статей и тезисов, 2018. – С. 57-59.
9. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / П.И. Пидкасистый, В.А. Мижериков, Т.А.Юзефавичус; под ред. П.И. Пидкасистого. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 624 с
10. Посещение общеобразовательных организаций детьми в возрасте от 9-ти до 15-ти лет [Электронный ресурс] / Росстат. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/tab8-16.htm (дата обращения: 07.11.2022).
11. Психология и педагогика: учебник для бакалавров / под ред. П.И. Пидкасистого. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2015. – 724 с.
12. Распределение инвалидов по полу и по возрасту [Электронный ресурс] / Росстат. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/pi_1.2.docx (дата обращения: 07.11.2022).
13. Семенова, И.Н., Маркелова, Е.С. Основы моделирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся с ОВЗ при дистанционном обучении/ И.Н. Семенова, Е.С. Маркелова// Педагогическое образование в России, 2016. – №7. – С. 77-81.
14. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. Образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 12-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 608 с.
15. Соколовская И.Н. К определению сущности понятия «познавательный интерес» в педагогике / И.Н. Соколовская, А.А. Кивилева // Царскосельские чтения, 2015. – Т. II. – № XIX. – С. 89-92.
16. Соловьева М.В. Пути активации познавательной активности учащихся с ОВЗ на уроках химии / М.В. Соловьева // Вестник магистратуры, 2021. – №7(118). – С. 58-59.
17. Тетерятникова Н.А. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с ОВЗ / Н.А. Тетерятникова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2017. – № 11-2. – С. 97-100.
18. Феденкова Е.В. Опыт работы по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Е.В. Феденкова // Инновации в науке, 2018. – №5(81). – С. 41-43.
19. Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 07.11.2022)
20. Шонин М.Ю. О познавательном интересе в процессе обучения / М.Ю. Шонин // Горизонты гуманитарных знаний, 2017. – № 1. – С. 27-31.
Вопрос-ответ:
Что такое познавательные интересы у детей с ограниченными возможностями здоровья?
Познавательные интересы у детей с ограниченными возможностями здоровья - это сфера их интересов, связанных с учебной и познавательной деятельностью. Они могут проявляться в желании узнавать новую информацию, расширять свои знания, исследовать окружающий мир.
Какие психолого-педагогические особенности имеют дети с ограниченными возможностями здоровья с точки зрения познавательного интереса?
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь следующие психолого-педагогические особенности с точки зрения познавательного интереса: низкий уровень мотивации к учению, слабое внимание и концентрация внимания, трудности в усвоении новой информации, необходимость адаптированных методов обучения и дифференцированного подхода к обучению.
Какие современные подходы используются для формирования познавательных интересов у детей с ограниченными возможностями здоровья?
Для формирования познавательных интересов у детей с ограниченными возможностями здоровья используются следующие современные подходы: дифференцированный подход, инклюзивное образование, использование адаптированных методик, индивидуальный подход к каждому ребенку, создание специальных условий для обучения и познавательной деятельности.
Какие психолого-педагогические особенности имеют дети с ограниченными возможностями здоровья с точки зрения познавательного интереса?
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь следующие психолого-педагогические особенности с точки зрения познавательного интереса: низкий уровень мотивации к учению, слабое внимание и концентрация внимания, трудности в усвоении новой информации, необходимость адаптированных методов обучения и дифференцированного подхода к обучению.
Что такое познавательные интересы у детей с ограниченными возможностями здоровья?
Познавательные интересы у детей с ограниченными возможностями здоровья представляют собой активное стремление к получению новых знаний, исследованию окружающего мира и учению на основе своих способностей и интересов.
Какие психолого-педагогические особенности имеют дети с ограниченными возможностями здоровья с точки зрения познавательного интереса?
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь свои особенности в познавательном интересе, такие как сниженная мотивация к учебным предметам, затруднения в получении информации, ограниченные возможности к самостоятельному исследованию. Необходимо учитывать эти особенности при формировании и развитии их познавательных интересов.
Какие современные подходы используются для формирования познавательных интересов у детей с ограниченными возможностями здоровья?
Современные подходы включают в себя индивидуальную адаптацию образовательного процесса, использование специальных методик и технологий, содействие внутреннему мотиву ученика, создание комфортной и поддерживающей обстановки в классе, разнообразие учебных заданий и проектов для привлечения внимания и интереса детей.
Какие преимущества имеет формирование познавательных интересов у детей с ограниченными возможностями здоровья?
Формирование познавательных интересов у детей с ограниченными возможностями здоровья может способствовать их психологическому и интеллектуальному развитию, повышению мотивации к обучению, расширению кругозора и возможностей самореализации, а также созданию равных возможностей для получения качественного образования.