Понятие рефлексии в истории психологии

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология
  • 33 33 страницы
  • 34 + 34 источника
  • Добавлена 04.03.2010
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I.Предпосылки формирования понятия рефлексии в психологии: рефлексия в понимании философии
ГЛАВА II. Формирование понятия рефлексии в психологии
ГЛАВА III. Развитие понятия рефлексия в отечественных и зарубежных исследованиях
3.1.Развиетие понятия рефлексии в зарубежных исследованиях
3.2. Исследование рефлексии в работах отечественных психологов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Личностная рефлексия определяет расширение области осознанного и переосмысленного субъектом внутреннего мира, структурными компонентами которого выступают мотивация, воля, эмоции, чувства, и снижению области бессознательного. По мнению Е.Б. Старовойтенко [Старовойтенко, 2006] рефлексия есть рациональная и вербально-символическая активность личности, направленная на развитие, интеграцию «Я» и жизненного пути. Личностная рефлексия, состоящая в поиске и установлении субъектом своих устойчивых свойств и ценностей, ведущих жизненных ситуаций, связей, отношений и противоречий определяет развитие исповедального отношения личности к себе, и, как следствие, самостоятельное разрешение ею жизненных проблем, познание как уже известных личности собственных индивидуальных особенностей, так и «неизведанного Я» человека. Оценивая в целом изучение рефлексии в отечественной и зарубежнойпсихологии, мы можем констатировать дефицит экспериментальных иэмпирических исследований, направленных на разработку такого важнейшего типа рефлексии как личностная рефлексия. При этом на тему личностнойрефлексии написано достаточно много работ с общими рассуждениями иподходами. Тематика личностной рефлексии подробно рассматривается вразличных направлениях психотерапевтической практики: психоанализе,гуманистической и экзистенциальной психотерапии, гештальт-терапии и др.Однако, здесь проблема рефлексии разрабатывается с перспективытерапевтической помощи человеку, что, конечно, часто сужает рамкиисследований до влияния рефлексии на эффективность тех или иных видовпсихопрактики. Теоретическое, экспериментальное и эмпирическоеисследование личностной рефлексии как интеграционного механизмаличности остается по-прежнему актуальным как никогда.При этом, рефлексия, направленная на самоисследование жизненных отношений, внутренних позиций, определяет построение успешной перспективы в соответствии с наличными возможностями и ресурсами. Исследователи указывают на то, что успешность профессионального развития обуславливается личностным ростом, который определяется глубиной и качеством самопознания и самопонимания, зависящих от рефлексивного переосмысления себя (И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов).В последнее время сформировался структурно-полипроцессуальный подход к изучению рефлексии рассматривающий рефлексию как процессуальное средство сознания, обеспечивающим репрезентацию внутреннего мира во всем многообразии его проявлений. Будучи процессуально гетерогенной, рефлексия вместе с тем является единством разнообразного, т.к. входящие в нее процессы репрезентированы субъективно и организованы объективно в единую целостность. Рефлексия есть закономерно и структурно организованная и внутренне гетерогенная система процессов. Развертывание исследований проблемы рефлексии в указанных (а также иных) направлениях четко определило две основных особенности ее сегодняшнего состояния. С одной стороны, накоплен огромный фактический материал, получены интереснейшие экспериментальные результаты, вскрывающие важные закономерности и механизмы рефлексивных феноменов; сформулирован ряд объяснительных концепций в данной области.С другой – по мере развития этих представлений все более отчетливо проявляются и определенные негативные особенности и трудности, без преодоления которых невозможно дальнейшее конструктивное развитие проблемы.Наиболее значимы для нашей работы из них нижеследующие. Во-первых, это сохраняющееся до сих пор доминирование так называемого абстрактно-философского подхода к исследованию проблемы рефлексии над конструктивно-научным. Категория рефлексии имеет очень долгую философскую предысторию и достаточно короткую психологическую историю (первое систематическое изложение данной проблемы как психологической было дано А. Марком в «Психологии рефлексии» в 1948 году). В связи с этим и сам предмет исследования – рефлексия – в большей степени раскрыт лишь в общем плане и в гносеологическом аспекте, а не в качестве онтологически представленной и обладающей системой собственных закономерностей психологической реальности. Во-вторых, существенные трудности теоретического плана обусловлены также чрезвычайной широтой и вариативностью подходов к исследованию проблемы рефлексии. До настоящего времени отсутствует не только целостная обобщающая психологическая концепция рефлексии, но и сколько-нибудь оформившийся единый подход к ее разработке, что, в свою очередь, является почвой для эклектичности и эмпиризма представлений в данной области. И, наконец, еще более принципиально то, что рефлексия характеризуется достаточно выраженной неопределенностью своего понятийного статуса и места в системе психологических понятий. Оно, как правило, рассматривается с позиции различных базовых психологических категорий (деятельности, действия, процесса, состояния и т.д.). Однако сама она недостаточно четко осмыслена в отношении своей качественной определенности и специфики. Такая понятийная неопределенность – явный индикатор неопределенности представлений о самом предмете, свидетельство его недостаточной дифференцированности. Для дальнейшего конструктивного развития проблемы рефлексии необходима прежде всего ее дифференциация и конкретизация, а посредством этого – и операционализация самого ее предмета. В его качестве, по мнению А.В. Карпова, следует рассматривать не «рефлексию вообще», не частные, парциальные ее проявления и разновидности, а рефлексию в основных модусах и спецификациях. В силу всепроникаемости рефлексии, а также ее распределенности по психике в целом, для дифференциации ее базовых модусов целесообразно использовать аналогичный «по рангу» обобщенности и в то же время вполне устоявшийся, понятный критерий – классическую триаду, включающую психические состояния, процессы и свойства. Согласно А.В. Карпову, рефлексия является такой синтетической психической реальностью, которая может выступать и как психический процесс, и как психическое свойство, и как состояние одновременно, но не сводится ни к одному из них. Более того, суть и специфика рефлексии заключается в том, что она не только может быть представлена в качестве процесса, свойства и состояния, но что именно синтез указанных модусов и составляет ее качественную определенность [Карпов. 2003].С течением времени рефлексия завоевала свое прочное место в категориальном и методическом аппарате научнойпсихологииЗАКЛЮЧЕНИЕМноговековая история изучения рефлексии в философии и позднее - в психологии, отражает значимость этой уникальной способности человека для развития личности и понимания им самого себя. Вместе с тем, можно с уверенностью сказать, что, несмотря навесь огромный вклад предыдущих поколений исследователей, проблема рефлексии продолжает оставаться в определенной мере таинственным феноменом человеческой психики, во многом еще непонятным психическим механизмом, с одной стороны, обеспечивающим целостность личности, с другой стороны, все время подвергающим эту целостность испытаниям и конфликтам и, одновременно с этим, с третьей стороны, способствующим переосмыслению личностью самой себя и своих психических содержаний в процессе разрешения внутренних конфликтов и, тем самым, приводящим личность к новому более целостному состоянию.Являясь активным субъектным процессом, преобразующим внутреннюю реальность человека, рефлексия трудноуловима эмпирически и операционально. Беспрецедентная сложность рефлексии как предмета общепсихологического изучения, слабая разработанность собственно методических аспектов проблемы, недостаточность эмпирических и экспериментальных методов ее изучения, малое число конкретных закономерностей описанных в психологии в отношении рефлексии, еще больше подчеркивают актуальность исследования рефлексииВ настоящее время наиболее очевидны и в то же время важны две черты проблемы рефлексии. Во-первых, многовековая ее история, совпадающая с развитием представлений человека о самом себе и имеющая теснейшие связи с философским знанием. Во-вторых, ее комплексный характер, проявляющийся в междисциплинарном статусе и общенаучном характере, а также в широчайшем спектре собственно психологических направлений ее разработкиСущественные трудности теоретического плана обусловлены также чрезвычайной широтой и вариативностью подходов к исследованию проблемы рефлексии. До настоящего времени отсутствует не только целостная обобщающая психологическая концепция рефлексии, но и сколько-нибудь оформившийся единый подход к ее разработке, что, в свою очередь, является почвой для эклектичности и эмпиризма представлений в данной области.Современная психологическая литература, как научного, так и прикладного характера, можно сказать, насыщена понятием рефлексии: рефлексивный подход, рефлексивное управление, рефлексивные игры и т.п. Постановка задачи развития рефлексивного (критического) мышления в различных образовательных программах придает этому понятию ценностный характер. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАгафонов А.Ю. Когнитивная психомеханика сознания, или как сознание неосознанно принимает решение об осознании / А.Ю. Агафонов. – Самара : Изд-во «Универс групп», 2006. – 348 с.Анисимов О.С. Рефлексия и методология. - М.: Лабиринат, 2007. – 289 с.Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия - Псков: ПГПИ им.С.М.Крова, 2004. – 216 с.Брушлинский А. В. Деятельность, действие и психическое как процесс. — Вопросы психологии. - 1984, N 5, - с. 17 — 29Войтик И.М., Семенов И.Н. Оценка и развитие рефлексивного мышления. - Новосибирск: СибАГС, 2005. – 124 с.Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т 4. — М.: Высш.шк, 1984. — 433 сГиппенрейтер Ю.Б. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения//Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988, - С. 34-47 Гуткина Н. И. О психологической сущности рефлексивных ожиданий// Психология личности: теория и эксперимент. - М.: Наука, 1982, - с. 100 — 108Давыденко Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика. – Москва-Белгород, 1995. – 123 с.Данилин К.Е. Формирование внутригрупповых установок и рефлексивной структуры группы // Межличностное восприятие в группе. - М.: Книга, 1981. - с. 124-152Дернер Д.. Логика неудачи : Стратег. мышление в сложных ситуациях / Дитрих Дернер; Пер. с нем. И. А. Васильева, А. Н. Корницкого; Науч. ред. Д. А. Леонтьев .— М. : Смысл, 1997 .— 240,[3] с.Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н. М. Никольской; Предисл. авт. — М. : Лабиринт, 1999 .— 186 с. Ждан А.Н. История психологии: От античности к современности: Учеб. для студ. псих. фак. ун-тов .— 3-е изд. — М. : Пед. об-во России, 1999 .— 510 с. — ISBN 5-93134-041-6 : 56.70.Зарецкий В.К., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивно-личностный аспект формирования решения творческих задач // Вопросы психологии. - 1980. № 5. - С. 112-117. Захарова А. В., Боцманова М. Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности// Формирование учебной деятельности школьников. - М.: Высш.шк, 1982, - с. 152 — 162Кайдановская И.А. К вопросу об истоках рефлективных процессов/И.А. Кайдановска//Проблемы логической организации рефлексивных процессов. – Новосибирск. НГУ, 1986. – 456 с.Кант И. Сочинения : в 6 т. / И. Кант ; под общ. ред. В.Ф. Асмус и др.; вступ. ст. Т.И. Ойзермана .— М. : Мысль, 1963-. Т. 3 .— 1965 .— 564 с. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. – 2003. – Т. 24, № 5. – с. 123-145.Кениг Э.. В. Вундт. Его философия и психология : С портр. В. Вундта / Эдмунд Кениг ; Пер. с нем. С. Штейнберга .— СПб. : Редакция журнала «Образование» : Типолитогр. Б.М. Вольфа, 1902 .— IV, 195 с., [1] л.Кулюткин Ю.Н., Муштавинова И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб.: Языки русской культуры, 2002. – 189 с.Локк Дж. Избранные философские произведения. Т.1. –М.: Мысль, 1960 – 458 с.Матюшкин А.М. Основные направления исследований мышления и творчества. // Психологический журнал. - Т.5. - № 5. - №1984. – с. 56 -67.Основы социально-психологической теории: Учеб. пособие для социологов, психологов, студентов и педагогов / Авт. кол.: Н.Н. Богомолова, А.А. Бодалев, Р.Б. Гительмахер и др.; Под общ. ред. А.А. Бодалева, А.Н. Сухова .— М. : Междунар. пед. акад., 1995 .— 419 с.Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности/Под ред. В.В. Давыдова, В.В. Рубцова. Новосибирск: ПИ РАО, 1996 – 211 с.Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды: Основы онтологии, логики и психологии / С. Л. Рубинштейн .— М. : Наука, 1997 .— 463 сСеменов И.Н. Методологические проблемы системного изучения организации мыслительной деятельности // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник - 1982. М.: Наука, 1982. С. 301-319.Семенов И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности / Гл. ред. Д.И. Фельдштейн. – М.-Воронеж, 2000. – 256 с.Семенов И. Н.,Степанов С. Ю. Типы и функции рефлексии в научном мышлении//Проблемы рефлексии в научном познании. - Куйбышев, 1983. - с. 76 — 82.Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. – 1990. – № 3. – с. 45 -56.Старовойтенко Е.Б. Отношения личности: философско-психологические и рефлексивные модели // Мир психологии. - 2006. № 4. - С. 26-37. Философия в систематическом изложении В. Дильтея, А. Риля, В. Оствальда, В. Вундта, Г. Эббингауза, Р. Эйкена, Ф. Паульсена, В. Мюнха, Т. Липпса : [перевод / сост. А. Погорельский] .— М. : Территория будущего, 2006 .— 437, [1] с. Щедровицкий Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия. М.: Либроком, 2005. - Т. 1-2. – 348 с.Якунин, Валерий Александрович. История психологии : Учеб пособие .— СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2001 .— 378 с. Ярошевский М.Г. История психологии : От античности до середины XX века: Учеб. пособие для вузов .— 2-е изд. — М. : Изд.центр «Академия», 1997 .— 409 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Агафонов А.Ю. Когнитивная психомеханика сознания, или как сознание неосознанно принимает решение об осознании / А.Ю. Агафонов. – Самара : Изд-во «Универс групп», 2006. – 348 с.
2.Анисимов О.С. Рефлексия и методология. - М.: Лабиринат, 2007. – 289 с.
3.Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия - Псков: ПГПИ им.С.М.Крова, 2004. – 216 с.
4.Брушлинский А. В. Деятельность, действие и психическое как процесс. — Вопросы психологии. - 1984, N 5, - с. 17 — 29
5.Войтик И.М., Семенов И.Н. Оценка и развитие рефлексивного мышления. - Новосибирск: СибАГС, 2005. – 124 с.
6.Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т 4. — М.: Высш.шк, 1984. — 433 с
7.Гиппенрейтер Ю.Б. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения//Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988, - С. 34-47
8.Гуткина Н. И. О психологической сущности рефлексивных ожиданий// Психология личности: теория и эксперимент. - М.: Наука, 1982, - с. 100 — 108
9.Давыденко Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика. – Москва-Белгород, 1995. – 123 с.
10.Данилин К.Е. Формирование внутригрупповых установок и рефлексивной структуры группы // Межличностное восприятие в группе. - М.: Книга, 1981. - с. 124-152
11.Дернер Д.. Логика неудачи : Стратег. мышление в сложных ситуациях / Дитрих Дернер; Пер. с нем. И. А. Васильева, А. Н. Корницкого; Науч. ред. Д. А. Леонтьев .— М. : Смысл, 1997 .— 240,[3] с.
12.Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н. М. Никольской; Предисл. авт. — М. : Лабиринт, 1999 .— 186 с.
13.Ждан А.Н. История психологии: От античности к современности: Учеб. для студ. псих. фак. ун-тов .— 3-е изд. — М. : Пед. об-во России, 1999 .— 510 с. — ISBN 5-93134-041-6 : 56.70.
14.Зарецкий В.К., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивно-личностный аспект формирования решения творческих задач // Вопросы психологии. - 1980. № 5. - С. 112-117.
15.Захарова А. В., Боцманова М. Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности// Формирование учебной деятельности школьников. - М.: Высш.шк, 1982, - с. 152 — 162
16.Кайдановская И.А. К вопросу об истоках рефлективных процессов/И.А. Кайдановска//Проблемы логической организации рефлексивных процессов. – Новосибирск. НГУ, 1986. – 456 с.
17.Кант И. Сочинения : в 6 т. / И. Кант ; под общ. ред. В.Ф. Асмус и др.; вступ. ст. Т.И. Ойзермана .— М. : Мысль, 1963-. Т. 3 .— 1965 .— 564 с.
18.Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. – 2003. – Т. 24, № 5. – с. 123-145.
19.Кениг Э. . В. Вундт. Его философия и психология : С портр. В. Вундта / Эдмунд Кениг ; Пер. с нем. С. Штейнберга .— СПб. : Редакция журнала «Образование» : Типолитогр. Б.М. Вольфа, 1902 .— IV, 195 с., [1] л.
20.Кулюткин Ю.Н., Муштавинова И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб.: Языки русской культуры, 2002. – 189 с.
21.Локк Дж. Избранные философские произведения. Т.1. –М.: Мысль, 1960 – 458 с.
22.Матюшкин А.М. Основные направления исследований мышления и творчества. // Психологический журнал. - Т.5. - № 5. - №1984. – с. 56 -67.
23.Основы социально-психологической теории: Учеб. пособие для социологов, психологов, студентов и педагогов / Авт. кол.: Н.Н. Богомолова, А.А. Бодалев, Р.Б. Гительмахер и др.; Под общ. ред. А.А. Бодалева, А.Н. Сухова .— М. : Междунар. пед. акад., 1995 .— 419 с.
24.Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности/Под ред. В.В. Давыдова, В.В. Рубцова. Новосибирск: ПИ РАО, 1996 – 211 с.
25.Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды: Основы онтологии, логики и психологии / С. Л. Рубинштейн .— М. : Наука, 1997 .— 463 с
26.Семенов И.Н. Методологические проблемы системного изучения организации мыслительной деятельности // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник - 1982. М.: Наука, 1982. С. 301-319.
27.Семенов И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности / Гл. ред. Д.И. Фельдштейн. – М.-Воронеж, 2000. – 256 с.
28.Семенов И. Н.,Степанов С. Ю. Типы и функции рефлексии в научном мышлении//Проблемы рефлексии в научном познании. - Куйбышев, 1983. - с. 76 — 82.
29.Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. – 1990. – № 3. – с. 45 -56.
30.Старовойтенко Е.Б. Отношения личности: философско-психологические и рефлексивные модели // Мир психологии. - 2006. № 4. - С. 26-37.
31.Философия в систематическом изложении В. Дильтея, А. Риля, В. Оствальда, В. Вундта, Г. Эббингауза, Р. Эйкена, Ф. Паульсена, В. Мюнха, Т. Липпса : [перевод / сост. А. Погорельский] .— М. : Территория будущего, 2006 .— 437, [1] с.
32.Щедровицкий Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия. М.: Либроком, 2005. - Т. 1-2. – 348 с.
33.Якунин, Валерий Александрович. История психологии : Учеб пособие .— СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2001 .— 378 с.
34.Ярошевский М.Г. История психологии : От античности до середины XX века: Учеб. пособие для вузов .— 2-е изд. — М. : Изд.центр «Академия», 1997 .— 409 с.

Вопрос-ответ:

Что такое рефлексия в психологии?

Рефлексия в психологии - это процесс осознанного и переосмысленного восприятия и анализа своих мыслей, эмоций и действий.

Какое место занимает рефлексия в понимании философии?

Рефлексия в понимании философии - это отражение нашего познания и мышления о самих себе и о мире.

Как развивалось понятие рефлексии в психологии?

Понятие рефлексии в психологии развивалось сквозь историю, от начального понимания как простого отражения до более сложного представления о самопознании и самосознании.

Как развивалось понятие рефлексии в зарубежных исследованиях?

В зарубежных исследованиях понятие рефлексии развивалось от идеи отражения внешнего мира внутренним от обзора внутренних процессов к пониманию ее как активной деятельности субъекта.

Что изучали отечественные психологи в исследованиях рефлексии?

Отечественные психологи исследовали различные аспекты рефлексии, включая личностную рефлексию, которая сопровождается расширением области осознанного и переосмысленного внутреннего мира субъекта.

Что такое рефлексия в психологии?

Рефлексия в психологии - это психологический процесс, означающий способность человека к самоанализу, самонаблюдению и самооценке своих мыслей, эмоций и действий.

Какое значение имеет рефлексия в понимании философии?

В философии рефлексия играет важную роль, она относится к процессу мышления, анализа и саморефлексии. Она позволяет человеку размышлять о своих действиях и собственной сущности и исследовать причины и связи между ними.

Какие предпосылки легли в основу формирования понятия рефлексии в психологии?

Основными предпосылками формирования понятия рефлексии в психологии были исследования философов и психологов, в которых рассматривались вопросы сознания, самоанализа и метапознания.