Современная география моногородов среднего Урала и изучение темы на уроках географии в школе
Заказать уникальную дипломную работу- 50 50 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 15.01.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ СВЕДЕНИЙ ПО ГЕОГРАФИИ МОНОГОРОДОВ СРЕДНЕГО УРАЛА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В ШКОЛЕ 6
1.1. Понятие, классификация, история, современное развитие моногородов на территории Российской Федерации 6
1.2. География, проблемы моногородов Среднего Урала 9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ СВЕДЕНИЙ ПО ГЕОГРАФИИ МОНОГОРОДОВ СРЕДНЕГО УРАЛА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ 16
2.1. Организационно-методические основы исследования 16
2.2. Анализ исследований по проблеме применения сведений по географии моногородов Среднего Урала на уроках географии в школе 17
2.3. Применение сведений о географии моногородов Среднего Урала на уроках географии в школе 18
2.3. Рекомендации по практическому применению сведений о географии моногородов Среднего Урала на уроках географии в школе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
Основная часть региона приходится на Уральские горы (слайд – Географическое положение Урала (рисунок 7)).Рисунок – Географическое положение УралаКакие субъекты Российской Федерации входят в состав Уральского региона (слайд – субъекты Российской Федерации в Уральском регионе (рисунок 8)).Рисунок – Субъекты Российской Федерации в Уральском регионеДавайте посмотрим, каким образом развивался Урал. По мере моего рассказа заполните в тетрадях таблице, которая представлена на доске (шапка таблицы продублирована на доске (таблица 5)).Таблица Освоение УралаВремяОсновные событияПалеолитПоявление первых поселенцев (стоянки Мысовая, Ельники II)Мезолит…….…Урал был заселен еще во времена палеолита. Самыми древними стоянками, найденными здесь, являются Мысовая и Ельники II (слайд – основные палеолитические стоянки Урала). Массовое заселение Урала пришлось на 9-7 тысячелетние до н.э., т.е. на эпоху мезолита. В эпоху неолита Урал обладал теплым, влажным климатом и человек здесь активно развивался. В этот период начали развиваться финно-угорские языки, формироваться уральский народ.Бронзовый век ознаменовался началом развития металлургии, которая зародилась на юге Урала. Массовое освоение бронзы началось во II тысячелетии до н.э.Постепенно было освоено железо, расцветало меднолитейное производство.Первыми из русских людей, которые попали на Урал, стали новгородские купцы и вольные ушкуйники, которые положили начало освоению Урала в средние века (X-XVII вв.). Первым городом русских на Урале стал Анфалов городок и Усолье Камское. Следы Анфалова городка сегодня найти не удалось, упоминания о нем осталось только в летописях, а город Усолье Камское сегодня называется Соликамском.Многие города Урала основывались как остроги, крепости на пересечении крупных транспортных путей, а также как поселения на местах обнаружения месторождений полезных ископаемых, в частности, руд черных и цветных металлов. Сегодня многие из этих городов стали моногородами. Что такое моногорода? Запишем определение. Моногородами называются города, более 50% промышленной продукции, либо услуг в которых выпускаются одним предприятием, и (или) более 25% населения которого занято на одном предприятии (слайд – моногрод (рисунок 9)).Рисунок – Слайд «Моногород»Можно сказать, что социальная, экономическая жизнь таких городов сконцентрирована вокруг одного или нескольких предприятий, которые называются градообразующими. Запишем определение. Градообразующим называется предприятие, на котором занята значительная или основная часть работающего населения моногорода (слайд – Градообразующее предприятие (рисунок 10)). Рисунок – Слайд «Градообразующее предприятие»Рассмотрите список моногородов Свердловской области (раздаточный материал – моногорода Урала) (таблица 2), места их расположения. Какие из них были основаны раньше? (ответ – г. Каменск-Уральский, г. Полевской, г. Нижний Тагил). Давайте посмотрим на карту полезных ископаемых Свердловской области. Какие закономерности Вы видите? (ответ: связь с крупными транспортными путями, месторождениями полезных ископаемых).Рассмотрите специализацию моногородов Свердловской области (раздаточный материал – моногорода Урала) (таблица 2, рисунок 11). Какая специализация чаще всего наблюдается у моногородов Свердловской области, с чем она связана? (ответ: металлургия, месторождения полезных ископаемых, удобное положение).Рассмотрим особенности специализации отдельных субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ (слайд – экономическая карта Урала), а также экономическую карту Урала (атлас).Рисунок – Слайд «Экономическая карта Урала»Какие отрасли сегодня являются для Урала ведущими? (ответ: металлургия, машиностроение, военно-промышленный комплекс).Итак, ведущими являются металлургия, машиностроение, военно-промышленный комплекс.Рассмотрим центры промышленного развития Урала. По мере выявления таких центров заполните таблицу, представленную на доске (на доске таблица с шапками «Отрасль», «Факторы размещения», «Центры промышленности») (таблица 6).Таблица Отрасли специализации УралаОтрасльФакторы размещенияЦентры промышленностиЧерная металлургияСырья, транспортные путиг. Нижний Тагил, г. Челябинск, г. Магнитогорск, г. НовотроицкЦветная металлургия……Машиностроение……Химическая промышленность……Военно-промышленный комплекс……Определите центры черной металлургии на Урале и запишите их в таблицу? (ответ: г. Нижний Тагил, г. Челябинск, г. Магнитогорск, г. Новотроицк).Какие из этих городов относятся к моногородам? (ответ: г. Нижний Тагил).Каковы факторы из формирования (ответ: сырье, транспортные пути).Определите центры цветной металлургиии запишите их в таблицу? (ответ: г. Красноуральск, г. Великая Пышка, г. Ревда, г. Карабаш, г. Медногорск, г. Орск, г. Верхний Уфалей, г. Краснотурьинск, г. Челябинск).Какие из них относятся к моногородам? (ответ: г. Красноуральск, г. Ревда, г. Краснотурьинск). Каковы факторы из формирования (ответ: сырья, транспортные пути).Определите центры машиностроения и запишите их в таблицу? (ответ: г. Нижний Тагил, г. Усть-Катав, г. Миасс, г. Ижевск, г. Екатеринбург, г. Пермь, г. Челябинск, г. Курган). Какие из них относят к моногородам? (ответ: г. Нижний Тагил).Каковы факторы из формирования (ответ: наличие поблизости металлургического производства, наличие потребителя – сельскохозяйственной отрасли, отрасли по добыче полезных ископаемых.).Определите центры химической промышленности и запишите их в таблицу? (ответ: г. Березники, г. Соликамск, г. Пермь).Каковы факторы из формирования (наличие минеральных ресурсов, наличие энергетических ресурсов).Определите центры военно-промышленного комплекса и запишите их в таблицу? (ответ: г. Снежинск, г. Лесной, г. Трехгорный (ядерно-оружейный комплекс), г. Пермь, г. Уфа (авиационный комплекс), г. Ижевск (артиллерийско-стрелковое производство), г. Курган, г. Нижний Тагил (бронетанковая промышленость), г. Воткинск, г. Златоуст (ракетно-космическая промышленость)).Каковы факторы из формирования (наличие металлургического производства, наличие энергетических ресурсов).Урал является одной из кузниц нашей Победы в Великой Отечественной Войне. Давайте посмотрим короткий ролик по данной теме (ролик – Урал в годы Великой Отечественной Войны).Закрепление пройденного материала.Итак, давайте вспомнит изученное сегодня на уроке.Какие субъекты Российской Федерации находятся в Уральском регионе? Какие черты физико-географического положения Урала можно назвать благоприятными и неблагоприятными для его населения, экономики?Какие отрасли промышленности преобладают на территории Урала?Что такое моногорода? Как они образовывались?Что такое градообразующие предприятия?Какую роль играл Урал в Победе в Великой Отечественной Войне?Рефлексия.Мы изучили тему сегодняшнего урока. Что было интересным при изучении темы? Что узнали нового для себя? Что было трудным.Домашнее задание.Стартовый уровень обучения. Ответить на вопросы в учебнике после параграфа 37.Базовый уровень обучения. Подготовить сообщение об одном из моногородов (распределить в классе так, чтобы они не повторялись) Свердловской области. Сообщение готовится на двух листах формата А5 так чтобы их можно было потом объединить в одну стенгазету.Расширенный уровень обучения. Составьте карту моногородов Урала, обозначьте факторы, которые определяют их размещение.Расширенный уровень обучения. На основе данных о численности населения из Википедии для таких городов как г. Нижний Тагил, г. Красноуральск, г. Волчанск определите динамику развития этих городов, причины снижения численности населения в них. Как Вы думаете, какова перспектива этих городов?Таким образом, можно сделать вывод о том, что информация о моногородах может и должна быть использована в обучении по курсу географии в школе. Особенно высока эффективность этой темы в 8-9 классах.2.3. Рекомендации по практическому применению сведений о географии моногородов Среднего Урала на уроках географии в школеПодводя итоги, можно дать следующие рекомендации по использованию сведений о географии моногородов Среднего Урала на уроках географии в школе:Тема моногородов как нельзя лучше подходит для повышения уровня навыков детей в вопросах анализа тех или иных явлений, нахождения взаимосвязей, выявления связи географии и других наук. Как следствие, рекомендуется включать сведения о моногородах в программу изучения географии 8-9 классов.Должно использовать проблемное обучение, т.е. обучающиеся сами с помощью педагога должны искать ответы на поставленные вопросы, применяя при этом географические знания, умения, находить взаимосвязи между отдельными предметами и явлениями. Например, обучающиеся на основе рассказа учителя, картографического материала выявляют факторы размещения моногородов, особенности их специализации, прослеживает динамику развития моногородов в условиях развития тех отраслей, в которых они специализируются (по численности населения, категории города по социально-экономическим рискам). Могут быть В процессе внедрения темы моногородов в изучение географии важно применять практические методы. Это важно для более прочного овладения географическими знаниями и умениями. Сюда относятся работа с таблицами, картами.В процессе внедрения темы моногородов в изучение географии важно применять мультимедийные материалы. Это могут быть карты, видеоролики.Для реализации разноуровневого обучения необходимо использовать различный раздаточный материал, который остается у обучающихся. Например, это список моногородов с годом их основания, специализацией.Задания должны даваться с учетом уровня обучения. На уроке дается материал и задания для основного, базового уровней обучения. Для обучающихся, которые находятся на углубленном уровне, должно предполагаться более расширенное домашнее задание. Например, для обучающихся с более глубоким освоением предмета дается творческое задание – подготовить сообщение, карту, мультимедийный продукт (презентация, стенгазета). Хорошо подойдет проектная деятельность. Применяться могут как минипроекты в рамках 1-2 уроков, так и проекты с большей длительностью. Важно использовать не только индивидуальные задания, но и групповые формы работы. Примером может быть создание стенгазеты на основе материалов о моногородах, которые подготовили учащиеся. Это может быть газета с фоном из силуэта отдельных субъектов Российской Федераций, на которых обозначены моногорода, выделена их специализация, в отдельных кармашках представлена дополнительная информация по моногородам.Таким образом, применение сведений о географии моногородов Среднего Урала на уроках географии в школе имеет ряд особенностей.ЗАКЛЮЧЕНИЕМы изучили возможности применения информации о моногородах Среднего Урала в школьном курсе географии.Полученные сведения позволяют сделать следующие выводы:Моногородами называют населенные пункты, социально-экономическая ситуация в которых прямо зависит от деятельности одного из нескольких градообразующих предприятий. Эти города делятся на 3 категории в зависимости от риска ухудшения социально-экономической ситуации. Для Свердловской области это 17 городов, среди которых к первой (неблагополучной) категории относятся г. Волчанск, г. Первоуральск, г. Североуральск, г. Карпинск, г. Краснотурьинск, ко второй (с высоким риском) категории относятся г. Красноуральск, г. Верхняя Тура, г. Каменск-Уральский, г. Качканар, г. Верхняя Пышма, г. Асбест, к третьей (благополучной) категории относятся г. Нижний Тагил, г. Верхняя Салда, г. Серов, г. Ревда, г. Полевской, пос. МалышеваСовременное состояние моногородов часто плачевное, они страдают от снижения численности, оттока населения, высокой безработицы, экологических проблем.Моногорода Среднего Урала, как и многие другие города, не лишены общих проблем. В частности, большая их часть также как и в России в целом теряет население. Часть моногородов Урала за счет мощной металлургической, машиностроительной отрасли продолжает развиваться, но есть и такие, чье развитие остановилось, социально-экономическая ситуация приближается к критической.Анализ публикаций по проблеме использования информации о моногородах Среднего Урала в школьном курсе географии показал, что данная тема абсолютно не изучена.Мы показали, что применение информации о моногородах Среднего Урала в школьном курсе географии абсолютно обосновано. Эта информация органично ложиться на курс географии в 8-9 классах. Был разработан пример урока с использованием данной темы.Были разработаны рекомендации по применению информации о моногородах Среднего Урала в школьном курсе географии.Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты, гипотеза подтверждена.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВГранберг А. Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. 3-е изд. Москва : Государственный университета Высшей школы экономики, 2003. 492 с.Гуреева М. А. Экономические проблемы моногородов в условиях мирового финансового кризиса // Вестник Российского нового университета. Серия : человек и общество, 2011. № 2. С. 37-44.Ермакова М. Н. Реализация регионального компонента в курсе географии общеобразовательных учреждений Рузаевского муниципального района республики Мордовия // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2012. № 10. С. 215-218.Зубаревич Н. В. Регионы России : неравенство, кризис, модернизация : монография. Москва : Независимый институт социальной политики, 2010. 160 с.Левицкая А. Н. Элементы интегрального обучения с использованием регионального компонента на примере уроков географии в общеобразовательной школе // Проблемы педагогики, 2016. № 1 (12). С. 15-18.Малашенко Е. А., Мекуш Г. Е. Понятие «моногород» : российский и зарубежный взгляд // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. Т. 6. № 3. С. 125-134.Моногород: управление развитием / Т. В. Ускова, Л. Г. Иогман, С. Н. Ткачук, А. Н. Нестеров, Н. Ю. Литвинова; под ред. д.э.н. Т. В. Усковой. Вологда: Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук, 2012. 220 с.Моногорода РФ. URL. : http://моногорода.рф/upload/medialibrary/7b8/logo1.png (дата обращения: 04.11.2022).Немцева Т. И. Актуальные проблем наполнения регионального компонента географического образования // Псковский региональный журнал, 2006. № 3. С. 152-157. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2014 года №709 « О критериях отнесения муниципальных образований Российской Федерации к монопрофильным (моногородам) и категориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения». URL : https://base.garant.ru/70707142/ (дата обращения: 04.11.2022)Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.07.2014 года №1398-р «Об утверждении перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации». Гарант (моногородов). URL. : https://base.garant.ru/70707138/ (дата обращения : 04.11.2022)Средний Урал. Большая Российская энциклопедия. URL :https://bigenc.ru/geography/text/4161604 (дата обращения: 04.11.2022).Фомин М. В., Бервербный В. А., Шушпанова И. С., Микрюков Н. Ю., Лукашенко Е. А., Мирязов Т. Р. Моногорода Сибири и Дальнего Востока: потенциал и перспективы развития // Вопросы государственного и муниципального управления, 2020. № 1. С. 137-165.Тишкова Л.Н. Краеведческий подход в обучении географии // Вестник науки и образования, 2015. № 8 (10). С. 96-99.Численность постоянного населения на 1 января текущего года. ЕМИСС. URL : https://www.fedstat.ru/indicator/58085 (дата обращения: 04.11.2022).TestFirm. URL. : https://www.testfirm.ru/ (дата обращения: 04.11.2022).
2. Гуреева М. А. Экономические проблемы моногородов в условиях мирового финансового кризиса // Вестник Российского нового университета. Серия : человек и общество, 2011. № 2. С. 37-44.
3. Ермакова М. Н. Реализация регионального компонента в курсе географии общеобразовательных учреждений Рузаевского муниципального района республики Мордовия // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2012. № 10. С. 215-218.
4. Зубаревич Н. В. Регионы России : неравенство, кризис, модернизация : монография. Москва : Независимый институт социальной политики, 2010. 160 с.
5. Левицкая А. Н. Элементы интегрального обучения с использованием регионального компонента на примере уроков географии в общеобразовательной школе // Проблемы педагогики, 2016. № 1 (12). С. 15-18.
6. Малашенко Е. А., Мекуш Г. Е. Понятие «моногород» : российский и зарубежный взгляд // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. Т. 6. № 3. С. 125-134.
7. Моногород: управление развитием / Т. В. Ускова, Л. Г. Иогман, С. Н. Ткачук, А. Н. Нестеров, Н. Ю. Литвинова; под ред. д.э.н. Т. В. Усковой. Вологда: Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук, 2012. 220 с.
8. Моногорода РФ. URL. : http://моногорода.рф/upload/medialibrary/7b8/logo1.png (дата обращения: 04.11.2022).
9. Немцева Т. И. Актуальные проблем наполнения регионального компонента географического образования // Псковский региональный журнал, 2006. № 3. С. 152-157.
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2014 года №709 « О критериях отнесения муниципальных образований Российской Федерации к монопрофильным (моногородам) и категориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения». URL : https://base.garant.ru/70707142/ (дата обращения: 04.11.2022)
11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.07.2014 года №1398-р «Об утверждении перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации». Гарант (моногородов). URL. : https://base.garant.ru/70707138/ (дата обращения : 04.11.2022)
12. Средний Урал. Большая Российская энциклопедия. URL : https://bigenc.ru/geography/text/4161604 (дата обращения: 04.11.2022).
13. Фомин М. В., Бервербный В. А., Шушпанова И. С., Микрюков Н. Ю., Лукашенко Е. А., Мирязов Т. Р. Моногорода Сибири и Дальнего Востока: потенциал и перспективы развития // Вопросы государственного и муниципального управления, 2020. № 1. С. 137-165.
14. Тишкова Л. Н. Краеведческий подход в обучении географии // Вестник науки и образования, 2015. № 8 (10). С. 96-99.
15. Численность постоянного населения на 1 января текущего года. ЕМИСС. URL : https://www.fedstat.ru/indicator/58085 (дата обращения: 04.11.2022).
16. Test Firm. URL. : https://www.testfirm.ru/ (дата обращения: 04.11.2022).
Вопрос-ответ:
Какова история развития моногородов на территории Российской Федерации?
Моногорода в России начали появляться в советское время, когда для развития отдельных отраслей промышленности строились города-одноорудные. Они были основным местом работы для населения и сильно зависели от предприятий, имеющих одну основную производственную специализацию.
Какие проблемы связаны с моногородами на Среднем Урале?
Моногорода на Среднем Урале столкнулись с рядом проблем, таких как социальная дезадаптация населения в периоды кризиса, высокий общий уровень безработицы, низкая диверсификация экономики, ограниченная инфраструктура и услуги, ухудшение экологической ситуации и т.д.
Какие особенности применения сведений по географии моногородов Среднего Урала можно выделить на уроках географии?
При изучении темы о моногородах Среднего Урала на уроках географии стоит акцентироваться на анализе проблем, с которыми они сталкиваются, изучении факторов их возникновения и развития, а также поиске путей решения этих проблем. Также важно обратить внимание на особенности географического расположения моногородов и их связь с окружающей средой.
Какие основные проблемы социальной адаптации населения моногородов Среднего Урала в периоды кризиса?
Социальная адаптация населения моногородов Среднего Урала в периоды кризиса связана с высокой безработицей, ухудшением материально-бытовых условий жизни, ограниченными возможностями для получения образования и профессиональной подготовки, а также с дезорганизацией социальной инфраструктуры и услуг.
Какие основные причины ухудшения экологической ситуации в моногородах Среднего Урала?
Ухудшение экологической ситуации в моногородах Среднего Урала связано с высокой концентрацией промышленных предприятий, недостаточной экологической ориентацией производства, неблагоприятными климатическими условиями и недостатком инвестиций в экологическую инфраструктуру.
Что такое моногорода Среднего Урала?
Моногорода Среднего Урала - это города, в которых существует одно или несколько основных предприятий, обеспечивающих основную часть экономики и занятости населения. Эти города часто имеют малое разнообразие предприятий и инфраструктуры.
Каковы основные проблемы, связанные с моногородами Среднего Урала?
Основные проблемы, связанные с моногородами Среднего Урала, включают сокращение рабочих мест, проблемы сознательности, высокую зависимость от одного или нескольких предприятий и отсутствие альтернативных источников дохода для населения.
Каково историческое развитие моногородов на территории Российской Федерации?
Историческое развитие моногородов на территории Российской Федерации связано с различными этапами индустриализации страны. В Советском Союзе моногорода развивались как центры промышленности, снабжая страну необходимыми товарами. После распада СССР многие моногорода столкнулись с проблемами экономической реструктуризации и сокращения рабочих мест.
Как можно использовать сводные данные по географии моногородов Среднего Урала на уроках географии?
Сводные данные по географии моногородов Среднего Урала можно использовать на уроках географии для изучения региональной экономики и социально-экономической географии. Это поможет ученикам понять особенности моногородов, их проблемы и влияние на жизнь населения и развитие региона в целом.
Какие особенности применения сводных данных по географии моногородов Среднего Урала на уроках географии?
Особенности применения сводных данных по географии моногородов Среднего Урала на уроках географии включают подробное изучение избранных моногородов, анализ их экономики и географического расположения, проведение исследовательской работы и обсуждение социальных и экономических проблем, связанных с моногородами.