Работа с творчески одаренными детьми на уроке физической культуры

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физкультура
  • 31 31 страница
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 11.12.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты работы с творчески одаренными детьми на уроке физической культуры 5
1.1 Сущность понятия одаренность. Типы и виды одаренности 5
1.2 Особенности творчески одаренных детей 12
Глава 2. Методические особенности работы с творчески одаренными детьми на уроке физической культуры 17
2.1 Современные методические подходы к обучению и воспитанию творчески одаренных детей на уроках физической культуры 17
2.2 Методы исследования и оценки инструментального и мотивационного аспектов поведения школьников творчески одаренных детей 22
Заключение 27
Список использованных источников 29
Фрагмент для ознакомления

Использование в школе метода проектов по теме «физическая культура» позволяет повысить творческую активность школьников, культуру их поведения и общения, взаимодействия с людьми. Все это превращает урок физической культуры из урока двигательной активности в урок воспитательной направленности, ставя его в один ряд с другими базовыми предметами.Таким образом, благодаря планомерной и системной работе всего педагогического коллектива школы творчески одаренные дети становятся успешными, счастливыми людьми, гармонично сочетающими деловую карьеру и личную жизнь. На протяжении всей жизни они проносят свою любовь к физической культуре и спорту, активным примером прививая её своим детям.2.2 Методы исследования и оценки инструментального и мотивационного аспектов поведения школьников творчески одаренных детейВыявление одаренных детей – длительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Важную роль в распознавании одаренности ребенка могут сыграть [3]:1) родители.2) семейные врачи или педиатры, которые по роду своей деятельности имеют возможность наблюдать ребенка с первых дней его жизни;3) социальные работники;4) работники детских учреждений и иные лица, которые в связи с исполнением служебных обязанностей находятся в постоянном контакте с детьми.Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки одаренности охватывают две стороны поведения одаренного ребенка: инструментальную и мотивационную.Инструментальную сторону поведения одаренного ребенка можно описать следующими признаками [9]:1) наличие определенных стратегий деятельности одаренного ребенка. При этом выделяют основные уровни успешности деятельности, каждый из которых связан со своей определенной стратегией ее реализации: быстрое развитие деятельности и высокая успешность ее реализации;2) использование и изобретение новых способов деятельности при поиске решения в той или иной ситуации;3) выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, что приводит к новому видению ситуации и объясняет появление неожиданных на первый взгляд идей и решенийМотивационную сторону поведения одаренного ребенка можно описать следующими признаками [11]:1) повышенная избирательная чувствительность к отдельным сторонам предметной деятельности (знакам, звукам, цвету, техническим средствам, растениям) или отдельным формам собственной деятельности (физической, познавательной, художественно-выразительной), сопровождающаяся переживаниями, чувством удовольствия;2) повышенная познавательная потребность, которая проявляется ненасытным любопытством, а также готовностью выйти за пределы исходных требований деятельности по собственной инициативе;3) значительный интерес к определенным профессиям или областям деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность конкретным предметом, погруженность в конкретное дело. Наличие такой сильной склонности к известному роду деятельности приводит к удивительной выносливости и трудолюбию; 4) приоритизация парадоксальной, противоречивой и недостоверной информации; 5) отказ от стандартных, типовых заданий и готовых ответов;6) высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить перед собой сверхсложные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.При выявлении одаренности выделяют следующие методы работы с детьми на уроках физической культуры [16]:1) методика наблюдения за поведением и проявлениями одаренных детей в условиях тренировочной и соревновательной деятельности;2) метод беседы;3) метод профессиональных оценок (профессиональная оценка поведения одаренных детей родителями, педагогами, тренерами-педагогами);4) метод тестирования, задавание вопросов;5) метод идеомоторной тренировки;6) метод внушения и самовнушения.Наиболее эффективными методами являются наблюдение и эксперимент.Объект изучения - ребенок - так активен, что он сам себя выражает, и приемом наблюдения здесь очень много можно узнать. При подходе к одарённому ребёнку нельзя обойтись без наблюдения за его отдельными проявлениями [10]. Для оценки его творческой одаренности необходимо выявить совокупность присущих ему психологических характеристик, то есть нужна целостная характеристика, полученная путем всесторонних наблюдений. Преимущество наблюдения заключается в том, что оно может проходить в естественных условиях, когда наблюдателю могут быть открыты многие тонкости [4].Лонгитюдные исследования.Важно наблюдать и изучать признаки одаренности ребенка в развитии. Для их оценки необходимо относительно длительное наблюдение за изменениями, происходящими при переходе от одного возрастного периода к другому. Такое исследование называется лонгитюдным (т.е. расширенным, продолжительным). Это относится к систематическому наблюдению за предметом в течение нескольких лет. Исследование может быть непрерывным, изо дня в день, а может быть и прерывистым — как бы «срезами», соединенными «пунктиром».Индивидуальный лонгитюд.Одаренность - «дело штучное», это всегда индивидуальность, и здесь каждый случай требует прежде всего индивидуального лонгитюда, то есть монографического описания и анализа [2].Оценка ребенка как одаренного не должна быть самоцелью. Выявление одаренных детей должно быть связано с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием психологической помощи и поддержки. Последнее обстоятельство позволяет значительно расширить круг используемых психодиагностических методов и учесть ряд других моментов: особенности взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми; наличие (или отсутствие) различных форм диссинхронии в развитии одаренного ребенка; особенности эмоционального развития ребенка и др. [5].Невербальная диагностика более применима к детям дошкольного и школьного возраста.Вербальная диагностика творческого мышления применяется со старшего школьного возраста, в том числе и у взрослых.При выявлении одаренных детей целесообразнее использовать комплексный подход. В этом случае можно использовать широкий спектр различных методов [17]:1) разные варианты метода наблюдения за детьми;2) специальная психодиагностическая подготовка;3) профессиональная оценка поведения детей педагогами, родителями, воспитателями;4) проведение «пробных» часов специальных программ, а также включение детей в специальные игры и предметные занятия;5) экспертная оценка конкретных продуктов детского творчества;6) организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалейи т.д.7) проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.При использовании психодиагностических методов необходимо снизить вероятность ошибки, которая может возникнуть при оценке одаренности ребенка как по положительным, так и по отрицательным критериям: высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, низкие значения еще не свидетельство его отсутствия. Это обстоятельство особенно важно при интерпретации результатов испытаний [3].Так, уровень обучения и социализации ребенка может влиять на высокие баллы по психометрическим тестам интеллекта.Низкий балл по тесту может быть связан с определенной когнитивной позицией ребенка, а не с отсутствием у него способностей. И наоборот, высокие показатели могут быть результатом невротизма, нарушения избирательности мыслительного процесса, мотива высоких достижений или психологических защит [5].Таким образом, диагностика и оценка ребенка как одаренного не должны быть самоцелью. Выявление одаренных детей должно быть связано с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием психологической помощи и поддержки.ЗаключениеВ настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов к работе с ними.В ходе анализа литературы было установлено, что одарённый ребёнок — это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. В своей работе учитель физической культуры должен понимать как различные трудности в своем предмете, так и индивидуальные особенности своих учеников. Ведь дети – главные действующие лица образовательного процесса. Поэтому главной задачей школы является создание условий для развития каждого ребенка, в том числе и для развития одаренных детей.Главное требование к учителю физической культуры, работающему с одаренным ребенком, – это понимание и уважение его личности и пространства. Главной задачей такого педагога является прививание одаренному ребенку вкуса к серьезной работе. Педагог должен помнить, что одаренный ребенок очень горд и раним. Ввиду этого, кроме интеллекта, учитель должен проявлять и свои личностные и духовные качества. Важно, чтобы в процессе воспитания и обучения в работе присутствовали взаимоотношения и сотворчество учителя и ученика.В рамках сочетания урочной и внеурочной деятельности, система развитияодаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строгоиндивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточноблагоприятный возрастной период. Несомненно одно: только в процессеобучения и воспитания одаренность детей может быть установлена, изучена иполучена возможность для ее дальнейшего развития.В заключение следует помнить, что работа педагога с одаренными детьми – сложный и бесконечный процесс. Он требует личностного роста педагогов, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных детей и их воспитания, а также тесного сотрудничества с психологами, другими педагогами, администрацией и обязательно с родителями одаренных детей. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.Список использованных источниковБайбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2021. - 176 c.Володина, Н. В. Годовой курс обучающих занятий. Для одаренных детей / Н.В. Володина, В.А. Егупова. - М.: Эксмо, 2018. - 320 c.Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен. - М.: Школа-Пресс, 2018. - 448 c.Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2018. - 224 c.Еремкин, А. И. Диагностика одаренности. В 2 частях (комплект) / А.И. Еремкин. - Москва: РГГУ, 2019. - 476 c.Касперская, О.В. Система работы с одаренными детьми / О.В. Касперская. - М.: Учитель, 2018. - 926 c.Колодницкий, Г. А. Физическая культура. Планирование и организация занятий/ Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов. - М.: Дрофа, 2018. - 336 c.Кузьменко, Г. А. Методические рекомендации к разработке интегрированных образовательных программ, актуализирующих познавательную активность, интеллектуальные способности и личностные качества обучающихся спортсменов / Г.А. Кузьменко. - М.: Прометей, 2020. - 896 c.Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н.С. Лейтес. - М.: Институт практической психологии, МОДЭК, 2019. - 448 c.Лейтес, Н. С. Ранние проявления одаренности /Н. С. Лейтес // Вопросы психологии. – 2019. – № 4. – С. 98-107.Матюшкин, А.М. Одаренные и талантливые дети / А.М. Матюшкин, Д.А. Сиск // Вопросы психологии. — 2018. — № 4.Меде, В. Детская одаренность. Экспериментальные методы отбора одаренных детей / В. Меде, Г. Пиорковский. - М.: Работник просвещения, 2018. - 120 c.Миллер, А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я / А.Миллер. - Москва: Гостехиздат, 2018. - 144 c.Монро, П. История педагогики. Часть 2. Новое время / П. Монро. - М.: Т-ваМиръ, 2019. - 372 c.Николаева, Е.И. Воспитать одаренного ребенка. Как?:моногр. / Е.И. Николаева. - М.: Питер, 2020. - 604 c.Патрикеев, А.Ю. Формирование личностных и регулятивных умений на уроках физической культуры. 1-11 классы / А.Ю. Патрикеев. - М.: Учитель, 2020. - 876 c.Фелицата, Д.Н. Организация учебно-воспитательной работы с одаренными детьми / Д.Н. Фелицата, В.К. Нургалеев. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2019. - 164 c.Янсон, Ю. А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога / Ю.А. Янсон. - М.: Феникс, 2018. - 640 c.Майорова, Г. А. Работа с одаренными детьми в современной школе в условиях модернизации российской системы образования / Г. А. Майорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11.1 (91.1). — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/archive/91/18978/ (дата обращения: 05.11.2022).Пересыпкина, Ю. Ю. Опыт работы с одаренными детьми на уроках физической культуры: развитие и совершенствование системы педагогической деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта / Ю. Ю. Пересыпкина, В. М. Шурховецкая, И. Н. Пешкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 19 (361). — С. 299-301. — URL: https://moluch.ru/archive/361/80635/ (дата обращения: 06.11.2022).

1. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2021. - 176 c.
2. Володина, Н. В. Годовой курс обучающих занятий. Для одаренных детей / Н.В. Володина, В.А. Егупова. - М.: Эксмо, 2018. - 320 c.
3. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен. - М.: Школа-Пресс, 2018. - 448 c.
4. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2018. - 224 c.
5. Еремкин, А. И. Диагностика одаренности. В 2 частях (комплект) / А.И. Еремкин. - Москва: РГГУ, 2019. - 476 c.
6. Касперская, О.В. Система работы с одаренными детьми / О.В. Касперская. - М.: Учитель, 2018. - 926 c.
7. Колодницкий, Г. А. Физическая культура. Планирование и организация занятий/ Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов. - М.: Дрофа, 2018. - 336 c.
8. Кузьменко, Г. А. Методические рекомендации к разработке интегрированных образовательных программ, актуализирующих познавательную активность, интеллектуальные способности и личностные качества обучающихся спортсменов / Г.А. Кузьменко. - М.: Прометей, 2020. - 896 c.
9. Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н.С. Лейтес. - М.: Институт практической психологии, МОДЭК, 2019. - 448 c.
10. Лейтес, Н. С. Ранние проявления одаренности /Н. С. Лейтес // Вопросы психологии. – 2019. – № 4. – С. 98-107.
11. Матюшкин, А.М. Одаренные и талантливые дети / А.М. Матюшкин, Д.А. Сиск // Вопросы психологии. — 2018. — № 4.
12. Меде, В. Детская одаренность. Экспериментальные методы отбора одаренных детей / В. Меде, Г. Пиорковский. - М.: Работник просвещения, 2018. - 120 c.
13. Миллер, А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я / А.Миллер. - Москва: Гостехиздат, 2018. - 144 c.
14. Монро, П. История педагогики. Часть 2. Новое время / П. Монро. - М.: Т-ваМиръ, 2019. - 372 c.
15. Николаева, Е.И. Воспитать одаренного ребенка. Как?:моногр. / Е.И. Николаева. - М.: Питер, 2020. - 604 c.
16. Патрикеев, А.Ю. Формирование личностных и регулятивных умений на уроках физической культуры. 1-11 классы / А.Ю. Патрикеев. - М.: Учитель, 2020. - 876 c.
17. Фелицата, Д.Н. Организация учебно-воспитательной работы с одаренными детьми / Д.Н. Фелицата, В.К. Нургалеев. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2019. - 164 c.
18. Янсон, Ю. А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога / Ю.А. Янсон. - М.: Феникс, 2018. - 640 c.
19. Майорова, Г. А. Работа с одаренными детьми в современной школе в условиях модернизации российской системы образования / Г. А. Майорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11.1 (91.1). — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/archive/91/18978/ (дата обращения: 05.11.2022).
20. Пересыпкина, Ю. Ю. Опыт работы с одаренными детьми на уроках физической культуры: развитие и совершенствование системы педагогической деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта / Ю. Ю. Пересыпкина, В. М. Шурховецкая, И. Н. Пешкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 19 (361). — С. 299-301. — URL: https://moluch.ru/archive/361/80635/ (дата обращения: 06.11.2022).

Вопрос-ответ:

Как определить творчески одаренного ребенка?

Определить творчески одаренного ребенка можно по его способности к самовыражению, оригинальности мышления и нетрадиционному подходу к решению задач.

Какие типы и виды одаренности существуют?

Существуют разные типы и виды одаренности: интеллектуальная, художественная, спортивная, музыкальная, лидерская и другие.

Чем отличаются творчески одаренные дети от обычных?

Творчески одаренные дети отличаются необычным мышлением, способностью к нетрадиционным решениям, высокой эмоциональной отзывчивостью и творческой активностью.

Какие современные методические подходы используются при работе с творчески одаренными детьми на уроках физической культуры?

Современные методические подходы включают использование проблемного обучения, проектной деятельности, коллективного творчества, индивидуальных задач и др.

Какова сущность понятия "одаренность"?

Сущность понятия "одаренность" заключается в наличии у ребенка выдающихся способностей и потенциала для достижения высоких результатов в определенной области.

Какие типы и виды одаренности рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются различные типы и виды одаренности у детей, включая логико-математическую, музыкальную, художественную, спортивную, литературную и другие. Каждый тип обладает своими особенностями и может проявляться по-разному у разных детей.

Какие особенности характерны для творчески одаренных детей?

Творчески одаренные дети обладают рядом особенностей, таких как высокая эмоциональная и психическая чувствительность, непосредственность, нетрадиционный подход к решению задач, творческое мышление, склонность к самовыражению и саморазвитию. Они часто проявляют творческий потенциал в различных сферах, включая физическую культуру и спорт.

Какие методические подходы используются при работе с творчески одаренными детьми на уроках физической культуры?

На уроках физической культуры используются различные методические подходы для работы с творчески одаренными детьми. Это включает индивидуальный подход к каждому ученику, создание условий для самовыражения и саморазвития, стимулирование творческой активности и исследовательского мышления, использование интерактивных методов обучения, развитие самостоятельности и самоконтроля. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика и создавать комфортную и поддерживающую атмосферу на уроке.