Особенности становления древнерусской государственности

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История государства и права
  • 25 25 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 11.12.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Возникновение древнерусского государства 5
ГЛАВА II. Общественный и политический строй древнерусского государства 10
2.1. Общественный строй 10
2.2. Политический строй 14
ГЛАВА III. Основы права древнерусской государственности. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 24
Фрагмент для ознакомления

Особое значение имеют уставы Владимира Святославича и Ярослава, которые внесли важные новшества в финансовое, семейное и уголовное право.Таким образом, самым древним источником права является обычай. Когда обычай санкционирован государственной властью (а не просто мнением, традицией), он становится нормой обычного права. Эти нормы могут существовать как в устной, так и в письменной форме.Первыми письменными памятниками российского права являются тексты договоров. Известны договоры Руси с Византией 911, 944 и 971 годов. Тексты содержат нормы византийского и российского права, касающиеся международного, торгового, процессуального и уголовного права. В них встречаются ссылки на "российское право", являющееся, по всей видимости, устными нормами обычного права.В договорах упоминается смертная казнь (которая не упоминается в Русской Правде), штрафы, регулируется право найма рабочей силы, меры по поимке беглых рабов, регистрация определенного имущества ("наволок"). В то же время договоры предусматривали реализацию права кровной мести и других норм обычного права.Среди древнейших источников права были также письма князей церкви. Церковные уставы Владимира Святославовича и Ярослава Владимировича (X-XI вв.), в которых содержались нормы о браке и семейных отношениях, преступлениях против Церкви, нравственности и семьи. Уставы определяли юрисдикцию церковных органов и судов.Государство передавало церкви "десятину" от всех собранных даней, что было прописано в уставах. Десятина включала в себя отчисления от различных видов дани, судебных пошлин и торговых пошлин. Также был оговорен судебный иммунитет церкви и определены границы церковной юрисдикции: по кругу лиц, на которых она распространялась, и по кругу дел, которые рассматривались церковными судами.Судебная власть церкви была установлена над всем христианским населением "Руси", но только в определенных случаях. Над определенными группами населения (церковными людьми) был учрежден церковный суд для рассмотрения всех дел, а также для населения церковных земель (вотчин). В некоторых случаях церковные уставы пересекались с законодательством штата.Величайшим памятником древнерусского права является Русская Правда, которая сохранила свое значение и в более поздние периоды истории, причем не только для русского права. История "Русской правды" довольно сложна. Вопрос о времени возникновения его древнейшей части является дискуссионным в науке. Некоторые авторы относят его даже к VII веку. Однако большинство современных исследователей связывают древнейшую Правду с именем Ярослава Мудрого. Место публикации этой части "Русской правды" также является спорным. Летопись указывает на Новгород, но многие авторы признают, что он был создан в центре Русской земли - Киеве.Первоначальный текст "Русской правды" до нас еще не дошел. Однако известно, что сыновья Ярослава во второй половине XI века дополнили и существенно изменили ее, создав так называемую "Правду Ярославичей". Затем объединенные переписчиками "Правда Ярослава" и "Правда Ярославичей" легли в основу так называемой "Краткой редакции Русской Правды". Владимир Мономах произвел еще большую ревизию Закона. В результате было разработано издание Prolate. В последующие века появились новые издания "Русской Правды", которых С.В. Юшков насчитал в общей сложности до шести. Все издания дошли до нас в составе летописей и различных юридических сборников, безусловно, рукописных. Таких экземпляров "Русской правды" было обнаружено более сотни. Имена обычно даются связанные с названием летописи, местом находки, человеком, который нашел ту или иную копию (Академический, Троицкий, Карамзинский и т.д.).С введением христианства на Руси начало формироваться каноническое право, основанное в основном на византийском законодательстве.Весь этот свод законов и правовых обычаев лег в основу достаточно развитой системы древнерусского права. Как и любое феодальное право, это была привилегия права, то есть закон прямо предусматривал неравное отношение к людям, принадлежащим к разным социальным группам. Крепостной крестьянин, например, не имел практически никаких прав. Правоспособность крестьянина, закупа, была очень ограниченной. Но права и привилегии верхушки феодального общества были защищены в усиленном порядке.Закон предусматривает определенную систему доказательств. Важное место среди них занимают свидетельства очевидцев. В старом русском праве различали две категории свидетелей - видоки и послухи. Видоки - это свидетели в современном понимании этого слова, очевидцы факта. Слышащие - более сложная категория. Это люди, которые слышали о случившемся от кого-то другого и имеют информацию из вторых рук. Иногда слушатели также понимались как свидетели доброй воли сторон. Они должны были доказать, что ответчик или истец являются надежными людьми. Даже не зная ничего о спорном факте, они просто характеризовали ту или иную сторону в деле. Однако даже "Русская Правда" не всегда проводит четкое различие между послухами и видоками. Характерно, что в применении свидетельств появляется элемент формализма. Например, в некоторых гражданских и уголовных делах требовалось определенное количество свидетелей (например, два свидетеля в договоре купли-продажи, два видока в делах об оскорблении).Целая система формальных доказательств, ордалий, также появилась в древнерусском государстве.Среди них была и судебная дуэль - поле. Тот, кто побеждал в поединке, выигрывал дело, так как считалось, что бог помогает праведнику. В "Русской Правде" и других законах древнерусского государства поле не упоминается, что дало повод некоторым исследователям усомниться в его существовании. Однако другие источники, в том числе зарубежные, говорят о практическом применении поля.Другим видом Божьего испытания было испытание железом и водой. Тест на железо использовался при отсутствии других доказательств и в более серьезных случаях, чем тест на воду. В "Русской правде", посвятившей три статьи этим испытаниям, не раскрывается техника. Более поздние источники сообщают, что суд на воде проводился путем опускания привязанного человека в воду, и если он тонул, считалось, что он выиграл дело.Особым видом доказательств была клятва -рота. Ее использовали, когда не было других доказательств, но, конечно, в небольших случаях. Рота может доказать наличие события или, наоборот, его отсутствие.В некоторых случаях внешние признаки и вещественные доказательства имели доказательную силу. Например, синяки были достаточным доказательством избиения.Исследователи считают, что инквизиционный процесс со всеми его атрибутами, включая пытки, использовался и в церковном суде.В Русской Правде мы можем видеть определенные формы исполнения судебного решения, например, наложение виры на убийцу. Специальный чиновник, вирник, приходил в дом осужденного с большой свитой и терпеливо ждал уплаты вины, получая каждый день щедрое пособие. Поэтому нарушителю было выгоднее как можно скорее рассчитаться с долгом и избавиться от неприятных гостей.ЗАКЛЮЧЕНИЕДревнерусское государство было важной вехой в истории народов нашей страны и ее соседей в Европе и Азии. Древняя Русь стала крупнейшим европейским государством своего времени. Его площадь составляла более 1 миллиона квадратных километров, а население - 4,5 миллиона человек. Естественно, она оказала мощное влияние на судьбы мировой истории.Государство Древняя Русь, созданное народом Древней Руси, было родиной трех основных славянских народов - великороссов, украинцев и белорусов.Древняя Русь с самого начала была полиэтническим государством. Его члены остались в составе других славянских государств, которые стали его преемниками. Некоторые из них ассимилировались и добровольно утратили свою этническую независимость, другие сохранились до наших дней.Древнерусское государство образовалось в форме раннефеодальной монархии, которая сохранялась у его преемников в течение нескольких столетий.Большое значение имело древнерусское право, памятники которого, особенно Русская Правда, сохранились до времен Московского государства. Они имели большое значение для права соседних народов.Объективные исторические процессы развития феодализма привели к увяданию древнерусского государства. Развитие феодальных отношений, породившее Древнюю Русь, привело в конце концов к ее распаду, неизбежному процессу установления феодальной раздробленности в XII веке.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКГордиенко Н.С. "Крещение Руси": факты против легенд и мифов. СПб, 2006. С. 27.Греков Б. Д. Киевская Русь. Изд. 3 переработанное и дополнен-ное М. Изд-во Академии наук СССР 1939г. Долгополова Л., Музыченко П. Роль православия в становлении государственности Киевской Руси. — Одесса, 1998.Дювернуа Н.Л. Источники права и суд в древней России / Н.Л. Дювернуа. – М, 1991.История отечественного государства и права. Часть 1: учебник / под ред. О.И. Чистякова – М.: Юристъ, 2004.Исаев И.А. История государства и права России: учебное пособие / И.А. Исаев – М.: Проспект, 2008.Козьменко, В.М. История России IX-XX вв.: учебник для вузов. Глава 1. / В.М. Козьменко – М, 2003.Королюк В. Д. Славяне и восточные романцы в эпоху раннего средневековья. М. Наука 1985г. Ключевский, В.О. Курс русской истории, Т.1 / В.О. Ключевский – М.: БЕК, 2000.Личман Б. В. Курс лекций по истории России с древнейших времен до наших дней / Б.В. Личман. - Екатеринбург, 1993.Ловмянский Х. Русь и норманны. М., 2005.Мавродина Р.М. Киевская Русь и кочевники (печенеги, торки, половцы). СПб., 2003. С. 21, 22 и дрНовосельцев, А. П. Образование Древнерусского государства и первый его правитель. // Вопросы истории. 1991, №2 – 3.Свердлов, Б.М. От «Закона русского» к «Русской Правде» / Б.М. Свердлов. – М, 1993.Сборник очерков из истории государства и права Руси. – М, 2004.Политическая история Российского государства / под ред. Ш.М.Мунчаева. – М, 1998.Повести Древней Руси. Л., 2003. С. 31.Рогов, В.А. Государственный строй Древней Руси / В.А. Рогов. – М, 1984Русская Правда // Хрестоматия по истории государства и права России / под ред. Ю.П. Титова. – М, 1997.Юшков С.В. Общественно-политический строй и право Киевского государства. М., 1999. С. 361.

1) Гордиенко Н.С. "Крещение Руси": факты против легенд и мифов. СПб, 2006. С. 27.
2) Греков Б. Д. Киевская Русь. Изд. 3 переработанное и дополнен- ное М. Изд-во Академии наук СССР 1939г.
3) Долгополова Л., Музыченко П. Роль православия в становлении государственности Киевской Руси. — Одесса, 1998.
4) Дювернуа Н.Л. Источники права и суд в древней России / Н.Л. Дювернуа. – М, 1991.
5) История отечественного государства и права. Часть 1: учебник / под ред. О.И. Чистякова – М.: Юристъ, 2004.
6) Исаев И.А. История государства и права России: учебное пособие / И.А. Исаев – М.: Проспект, 2008.
7) Козьменко, В.М. История России IX-XX вв.: учебник для вузов. Глава 1. / В.М. Козьменко – М, 2003.
8) Королюк В. Д. Славяне и восточные романцы в эпоху раннего средневековья. М. Наука 1985г.
9) Ключевский, В.О. Курс русской истории, Т.1 / В.О. Ключевский – М.: БЕК, 2000.
10) Личман Б. В. Курс лекций по истории России с древнейших времен до наших дней / Б.В. Личман. - Екатеринбург, 1993.
11) Ловмянский Х. Русь и норманны. М., 2005.
12) Мавродина Р.М. Киевская Русь и кочевники (печенеги, торки, половцы). СПб., 2003. С. 21, 22 и др
13) Новосельцев, А. П. Образование Древнерусского государства и первый его правитель. // Вопросы истории. 1991, №2 – 3.
14) Свердлов, Б.М. От «Закона русского» к «Русской Правде» / Б.М. Свердлов. – М, 1993.
15) Сборник очерков из истории государства и права Руси. – М, 2004.
16) Политическая история Российского государства / под ред. Ш.М.Мунчаева. – М, 1998.
17) Повести Древней Руси. Л., 2003. С. 31.
18) Рогов, В.А. Государственный строй Древней Руси / В.А. Рогов. – М, 1984
19) Русская Правда // Хрестоматия по истории государства и права России / под ред. Ю.П. Титова. – М, 1997.
20) Юшков С.В. Общественно-политический строй и право Киевского государства. М., 1999. С. 361.

Вопрос-ответ:

Какие особенности становления древнерусской государственности описываются в статье?

Особенности становления древнерусской государственности описываются в статье на примере трех глав: Возникновение древнерусского государства, Общественный и политический строй древнерусского государства, Основы права древнерусской государственности.

Какой особый вклад внесли уставы Владимира Святославича и Ярослава в древнерусскую государственность?

Уставы Владимира Святославича и Ярослава внесли важные новшества в финансовое, семейное и уголовное право древнерусской государственности, имеющие особое значение.

Какие главы статьи относятся к общественному и политическому строю древнерусского государства?

В статье глава II "Общественный и политический строй древнерусского государства" содержит информацию об общественном строе (раздел 2.1) и политическом строе (раздел 2.2) древнерусского государства.

Какие важные новшества были внесены уставами Владимира Святославича и Ярослава в право древнерусской государственности?

Уставы Владимира Святославича и Ярослава внесли важные новшества в финансовое, семейное и уголовное право древнерусской государственности, придавая им особое значение.

Какие главы статьи рассказывают о становлении древнерусского государства?

Статья включает в себя главу I "Возникновение древнерусского государства", которая описывает особенности становления древнерусской государственности.

Какие уставы внесли новшества в финансовое, семейное и уголовное право древнерусского государства?

Особое значение имеют уставы Владимира Святославича и Ярослава, которые внесли важные новшества в финансовое, семейное и уголовное право древнерусского государства.

Какие уставы имеют особое значение для древнерусской государственности?

Особое значение имеют уставы Владимира Святославича и Ярослава, так как они внесли важные новшества в финансовое, семейное и уголовное право древнерусского государства.

Какие изменения внесли важные новшества в финансовое, семейное и уголовное право древнерусского государства?

Важные новшества в финансовое, семейное и уголовное право древнерусского государства внесли уставы Владимира Святославича и Ярослава.

Чьи уставы внесли важные новшества в финансовое, семейное и уголовное право древнерусского государства?

Важные новшества в финансовое, семейное и уголовное право древнерусского государства внесли уставы Владимира Святославича и Ярослава.