Храмовое искусство Руси
Заказать уникальный реферат- 12 12 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 13.12.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Храмовое искусство Руси 4
Истоки 5
Храмы Древней Руси 6
Храмы Московского царства (Московский Кремль) 7
Храмы Российской Империи (храм Христа Спасителя) 8
Заключение 11
Список источников литературы 12
Традиционноепятиглавие так же получили церковь имени святого Апостола Андрея Первозванного в Киеве, Николо-Богоявленский собор в Санкт-Петербурге, церковь имени святого Климента Папы Римского в Москве. Во времена царствования Елизаветы стиль барокко уступает место классицизму, который заимствовал формы античного мира, а Екатерина II так же поддерживала архитектурные сооружения в формах древнеримского зодчества. Например, при строительстве церкви имени святого Филиппа Митрополита в Москве была впервые использована круглая форма древнеримской ротонды с двумя ионическими портиками. При Павле I в Санкт-Петербурге строился Казанский собор также в подражание римскому собору святого Петра с полукруглой колоннадой.Во времена правления Александра I возводятся два пятиглавых собора. Образ собора в честь Преображения Господня сблизил его с древними новгородскими храмами, а в Измайловском соборе был применен прием по аналогии с находившейся ранее на этом месте деревянной церковью. В целом, интерьеры храмовой архитектуры того времени уже выходили за рамки классицизма (Исаакиевский собор, церковь святого Мартина Исповедника, собор в честь Богоявления).25 декабря 1812 года Александр I подписал Манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа. По замыслу государя в древней столице должен был подняться грандиозный храм-памятник, главная идея которого состояла в сохранении вечной памяти и верности к Отечеству. Данная идея воскрешала древнюю традицию храмов, которые возводились в знак благодарности Богу за победу. Традиция известна еще с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. В 1817 году состоялась торжественная закладка храма Христа Спасителя, но проект не был реализован из-за проблем, связанных с почвой. После смерти императора Николай I приказал приостановить все работы, поэтому в 1826 году строительство было прекращено. Лишь спустя шесть лет император утвердил новый проект храма, избрав для него место на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля. В дальнейшем в храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи. Например, 500-летие со дня смерти преподобного Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие дома Романовых.ЗаключениеХрамовое искусство получило свое развитие с появлением в древнерусском государстве христианства. Изначально мастерами были взяты за основу византийские образцы, но впоследствии строительство храмов приобрело характерные черты самобытности. Особенный этап эволюции русского храмового искусства явилось деревянное зодчество, которое продемонстрировало силу художественного мышления мастеров. Следующий этап связан с шатровым направлением строительства храмов и каменным зодчеством в XV-XVI веках. Последующие столетия характеризуются смешением стилей, заметным влиянием западного искусства и новым витком развития церковной архитектуры. Храмовое искусство поражает своим разнообразием и особенными чертами, присущими только русским церковным архитектурным строениям. С возникновением каждого нового стиля храма, церковное зодчество Руси становилось более уникальным. В процессе развития возникали новые методы, приемы и инструменты, которые использовались до возведения храмов. Список источников литературыЛитература Глухов А.Г. Обители мудрости. Монастыри и храмы как центры книжности России. – М.: Грифон, 2010. – 240 с.Лайтарь Н.В. Современная православная церковная архитектура России. Тенденции стилевого развития и типология храмов/ Н.В. Лайтарь. – СПб., 2009. – 174 с.Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М.: «Просвещение», 1974. – 336 с.Малков Я.В. Древнерусское деревянное зодчество/ Я.В. Малков. – М.: Муравей, 1997. – 200 с.Мокеев Г.Я., Кудрявцев М.П. О типичном русском храме XVII в. // Архитектурное наследство. – 1981, № 29. – 72 с.Рабинович М.Г. Облик Москвы в XII – XVI веках. – Вопросы истории, 1977. – №11– 135 c.Яралов Ю.С. Зодчие Москвы XV-XIX вв. – М.: Московский рабочий, 1981. – 122 с.
2. Лайтарь Н.В. Современная православная церковная архитектура России. Тенденции стилевого развития и типология храмов/ Н.В. Лайтарь. – СПб., 2009. – 174 с.
3. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М.: «Просвещение», 1974. – 336 с.
4. Малков Я.В. Древнерусское деревянное зодчество/ Я.В. Малков. – М.: Муравей, 1997. – 200 с.
5. Мокеев Г.Я., Кудрявцев М.П. О типичном русском храме XVII в. // Архитектурное наследство. – 1981, № 29. – 72 с.
6. Рабинович М.Г. Облик Москвы в XII – XVI веках. – Вопросы истории, 1977. – №11– 135 c.
7. Яралов Ю.С. Зодчие Москвы XV-XIX вв. – М.: Московский рабочий, 1981. – 122 с.
Вопрос-ответ:
Какое искусство развивалось в храмах на Руси?
В храмах на Руси развивалось храмовое искусство.
Какие храмы считаются основными на Руси?
На Руси считаются основными храмы Древней Руси, Московского царства и Российской Империи.
Как выглядит храм Христа Спасителя?
Храм Христа Спасителя представляет собой величественное сооружение в стиле русского барокко.
Какие знаменитые храмы можно назвать в Москве?
В Москве есть знаменитые храмы, такие как церковь имени святого Апостола Андрея Первозванного, Николо-Богоявленский собор и церковь имени святого Климента Папы Римского.
Какие стили искусства преобладали в храмах во времена царствования Елизаветы?
Во времена царствования Елизаветы стиль барокко уступал место классицизму в храмовом искусстве.
Что такое храмовое искусство Руси?
Храмовое искусство Руси - это совокупность архитектурных и художественных произведений, созданных для православных храмов на территории Русского государства. Это включает в себя строительство и декорирование храмов, создание иконостасов, фресок, икон и других художественных объектов, связанных с церковной сферой.
Какие истоки у храмового искусства Руси?
Истоки храмового искусства Руси находятся в ранней христианской и Византийской культуре. Первые храмы на Руси, сооруженные уже после крещения Руси, были построены в стиле Византийского архитектурного искусства. Однако со временем русское храмовое искусство развилось в самобытное направление с уникальными особенностями и традициями.
Какие храмы можно назвать храмами Древней Руси?
Храмами Древней Руси можно назвать такие известные сооружения, как Софийский собор в Киеве, Владимирский собор в Киеве, Кирилловская церковь в Новгороде и другие. Эти храмы отличались особым архитектурным стилем, который объединял элементы византийской и русской традиций.