Налог на недвижимость для физических лиц в налоговой системе РФ. Кадастровая и рыночная стоимость объектов недвижимости, проблематика несоответствия. Перспективы и методы решения
Заказать уникальный реферат- 24 24 страницы
- 9 + 9 источников
- Добавлена 13.12.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 Налог на недвижимость для физических лиц в налоговой системе РФ 4
2 Кадастровая и рыночная стоимость объектов недвижимости, проблематика несоответствия. Перспективы и методы решения 9
Заключение 23
Список литературы 24
Статьей 49 КАС РФ предусматривается, что экспертом является лицо, которое обладает специальными знаниями и которому в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, поручено провести экспертизу и дать заключение по вопросам, поставленным перед ним и требующим специальных знаний, в целях выяснения обстоятельств по конкретному административному делу.
Таким образом, процессуальный закон предусматривает, что в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении.
С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (статьи 12 и 13 Закона об оценочной деятельности).
Суд может поставить перед экспертом вопрос об установлении рыночной стоимости, а также о том, допущены ли оценщиком нарушение требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета, описанию объекта оценки, методам расчета рыночной стоимости конкретного объекта оценки, и иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости, в том числе правильно ли определены факторы, влияющие на стоимость объекта недвижимости, допускались ли ошибки при выполнении математических действий, является ли информация, использованная оценщиком, достоверной, достаточной, проверяемой.
Поскольку в настоящее время кадастровая стоимость является одной из основ налогообложения, государство стремиться обеспечить проведение данной процедуры в соответствии со всем требованием для получения объективных результатов определения кадастровой стоимости, а также для соблюдения и защиты интересов как правообладателей, так и органов государственной власти, органов местного самоуправления.
В этой связи процедура государственной кадастровой оценки объектов недвижимости непрерывно совершенствуется. Улучшения затрагивают, как порядок осуществления данной процедуры, так и методику определения кадастровой стоимости. Не является исключением и процедура оспаривания кадастровой стоимости, которая также претерпевает изменения. В 2021 и 2022 годах планируется применение очередных нововведений в законодательстве.
31 июля 2020 года был принят Федеральный закон 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вносит существенные изменения в закон №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (закон №237-Ф3). Данные изменения затрагивают не только различные этапы процедуры государственной кадастровой оценки, но механизмы пересмотра ее результатов (см. рис. 3).
Рисунок 3 - Нововведения в законодательстве, регулирующем государственную кадастровую оценку
Данным законом в новой редакции предусмотрено введение обязательного досудебного порядка пересмотра величины кадастровой стоимости посредством заявления с приложением отчета об оценке объекта недвижимости, в отношении которого планируется пересмотр кадастровой стоимости. При этом заявление теперь направляется в специально созданную комиссию, которые созданы теперь в каждом бюджетном учреждении субъекта РФ, осуществляющем процедуру государственной кадастровой оценки и определяющим кадастровую стоимость недвижимости. За рассмотрение такого заявления взимается плата. Однако, такой подход оставляет возможность установления кадастровой стоимости равной рыночной в судебном порядке.
Ввиду наличия явной необходимости возможности пересмотра кадастровой стоимости, из-за наличия многочисленных случаев увеличения в разы величины кадастровой стоимости объекта недвижимости в сравнении с его реальной рыночной стоимостью, такая процедура не теряет своей актуальности. И хотя, органами региональной власти, органами местного самоуправления, оценочными саморегулируемым организациям и правообладателями объектов недвижимости часто критикуется данная процедура, указывая на некорректности и непрозрачность решений уполномоченных органов по результатам рассмотрения заявлений, или отсутствие компетентности у членов комиссий для принятия решений, отсутствие у них ответственности за принятые решения, отсутствия возможности оказания существенного влияния на решения отельными членами комиссии. Несмотря на это, в целом, в законе №2Э7-ФЗ сохранены элементы процедуры пересмотра кадастровой стоимости и установления ее равной рыночной, также предусмотрен новый подход к обеспечению безусловного права заинтересованных лиц установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере его рыночно стоимости.
В результате вступления в силу закон, вносящего такие изменения, установлен переходной период, касающийся института государственной кадастровой оценки. По решению высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта РФ может быть осуществлен переход на новые правила до указанной даты, то есть до января 2023 года.
При этом, за государственными учреждениями закрепляется ответственность за принанятые решения. Ранее созданные комиссии при росреестре будут упразднены, комиссии при Правительстве РФ могут прекратить свое существования по соответствующему нормативному акту Правительства соответствующего субъекта.
Еще одной новацией данной редакции закона, является возможность учреждения рассматривать заявление об установлении кадастровой стоимости без участия правообладателя. Заявитель может обратиться для установления кадастровой стоимости объекта равной его рыночной в течение 6 месяцев со дня определения рыночной стоимости объекта недвижимости, то есть теперь к заявлению не обязательно прикладывать отчет об рыночной стоимости объекта недвижимости на ту дату, на которую установлена кадастровая стоимость.
В отношении процедуры пересмотра кадастровой стоимости в досудебном порядке в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости, теперь, в бюджетное учреждение с заявления об исправлении таких ошибок, связанных определением кадастровой стоимости, может обратиться любое лицо, в том числе органы местного управления и органы государственной власти.
По вопросу применения оспоренной кадастровой стоимости тоже внесены некоторые изменения. Кадастровая стоимость, которая установлена посредством решения об установлении равной рыночной, для целей налогообложения будет применяться только с 1 января года, в котором было подано обращение и последующие года до внесения новой кадастровой стоимости, полученной в результате государственной кадастровой оценки очередного тура.
Таким образом, в соответствии внесенным в действующее законодательство нововведением с января 2023 года на территории Российской Федерации предполагается, что процедура пересмотра кадастровой стоимости может осуществляться полностью в административном порядке, то есть минуя долгосрочные и затратные судебные разбирательства.
Заключение
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
К настоящему времени во многих странах накоплен богатый опыт налогообложения на имущество. Недвижимое имущество является объектом налогообложения примерно в 130 странах мира. Существующая мировая практика выработала основные принципы, применение которых позволяет организовать налогообложение недвижимости наиболее рациональным образом.
Подводя итог сказанному, можно отметить, что опыт зарубежных стран свидетельствует о значимости системы налогов на имущество как одного из важнейших инструментов, формирующих налоговую базу местного самоуправления. При этом сумма таких налогов исчисляется на основании подходов, закрепленных в мировой практике налогообложения недвижимости. Следуя анализированным тенденциям, российский законодатель предпринимает попытки использовать позитивный мировой опыт налогообложения недвижимости, адаптировав его к особенностям нашей страны с учетом уровня доходов населения.
Происходящие в России изменения в области политики и экономики, изменение правовых и бюджетных отношений между уровнями и ветвями власти, процесс интеграции российской экономики в мировую, требуют проведения адекватной налоговой политики и построения эффективной, справедливой и стабильной налоговой системы, в ходе которой реализуется трансформация ряда налогов на имущество.
Список литературы
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
Гражданский Кодекс Российской Федерации: закон РФ от 30. 11. 1994 [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.
Земельный кодекс РФ, Глава 10 Плата за землю и оценка земли ред. от 24.07.2012.
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5.08.2000 г. № 118-ФЗ [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.
Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ
Об утверждении Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)»: приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508.
Зубкова Е.Е. Оспаривание кадастровой стоимости земельных участков. Поэтапное руководство. 2014. [Электронный ресурс]. – URL: http://docplayer.ru/27001417-Osparivanie-kadastrovoy-stoimosti-zemelnyh-uchastkov-poetapnoerukovodstvo-ocenshchik-1-kategorii-sudebnyy-ekspert-zubkova-elena-evgenevna.html.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии: [официальный сайт]. URL:https://rosreestr.
Анимица П.Е. Налогообложение недвижимости: зарубежный опыт и российские перспективы // Международный бухгалтерский учет. 2012. №47.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации : Федеральный закон от 8 марта 2015 года № 21-ФЗ : в редакции от 27 декабря 2019 года (с изменениями от 24 марта 2020 года). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
Об оценочной деятельности в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ : в редакции от 18 марта 2020 года. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
2
4
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации: закон РФ от 30. 11. 1994 [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.
3. Земельный кодекс РФ, Глава 10 Плата за землю и оценка земли ред. от 24.07.2012.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5.08.2000 г. № 118-ФЗ [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.
6. Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ
7. Об утверждении Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)»: приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508.
8. Зубкова Е.Е. Оспаривание кадастровой стоимости земельных участков. Поэтапное руководство. 2014. [Электронный ресурс]. – URL: http://docplayer.ru/27001417-Osparivanie-kadastrovoy-stoimosti-zemelnyh-uchastkov-poetapnoerukovodstvo-ocenshchik-1-kategorii-sudebnyy-ekspert-zubkova-elena-evgenevna.html.
9. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии: [официальный сайт]. URL:https://rosreestr.
Вопрос-ответ:
Какой налог устанавливается на недвижимость для физических лиц в налоговой системе РФ?
В налоговой системе РФ устанавливается налог на недвижимость для физических лиц. Он взимается с владельцев недвижимости и представляет собой определенный процент от кадастровой или рыночной стоимости объектов недвижимости.
Какие проблемы связаны с несоответствием кадастровой и рыночной стоимости объектов недвижимости?
Проблемы несоответствия кадастровой и рыночной стоимости объектов недвижимости заключаются в том, что это может приводить к неправильному определению размера налога на недвижимость. Кадастровая стоимость часто ниже рыночной, что приводит к упущенным доходам в бюджете и неравномерной нагрузке налоговых плательщиков.
Какие перспективы и методы решения проблемы несоответствия кадастровой и рыночной стоимости объектов недвижимости?
Перспективы решения проблемы несоответствия кадастровой и рыночной стоимости объектов недвижимости связаны с улучшением кадастровой оценки и ее приближением к реальной рыночной стоимости. Одним из методов решения является использование независимой оценки стоимости недвижимости, проводимой специализированными организациями или экспертами.
Какие лица могут выступать в качестве экспертов по оценке стоимости недвижимости?
В соответствии со статьей 49 КАС РФ экспертом по оценке стоимости недвижимости может быть лицо, обладающее специальными знаниями и опытом в данной области. Экспертами часто являются специалисты оценочных компаний, оценщики с соответствующими сертификатами и квалификацией.
Существуют ли методы контроля за правильностью определения стоимости недвижимости и размера налога?
Да, существуют методы контроля за правильностью определения стоимости недвижимости и размера налога. Например, одним из методов контроля является проведение налоговых проверок, в ходе которых налоговые органы проверяют правильность применения налоговых законов и правил расчета налогов. Также существуют административные и судебные способы обжалования решений налоговых органов.
Какова роль налога на недвижимость для физических лиц в налоговой системе РФ?
Налог на недвижимость для физических лиц играет важную роль в налоговой системе РФ. Он является одним из основных источников доходов местных бюджетов и позволяет финансировать социальные и инфраструктурные программы на муниципальном уровне. Кроме того, налог на недвижимость позволяет контролировать использование жилой и коммерческой недвижимости и стимулирует ее эффективное использование.
Какие проблемы связаны с несоответствием кадастровой и рыночной стоимости объектов недвижимости?
Несоответствие кадастровой и рыночной стоимости объектов недвижимости ведет к несправедливым налоговым платежам. Если кадастровая стоимость недвижимости значительно ниже ее рыночной стоимости, то физические лица могут платить налоги, ниже чем должны. С другой стороны, если кадастровая стоимость превышает рыночную стоимость, налогоплательщики могут переплачивать. Несоответствие стоимостей также создает проблемы при определении ставок налога и может привести к уходу от уплаты налогов или правовым спорам.