Биотехнологии и их развитие в отечественной науке
Заказать уникальный реферат- 25 25 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 30.12.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
2. БИОТЕХНОЛОГИИ СЕГОДНЯ 7
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 10
4. ДОСТИЖЕНИЯ В НАУКЕ 10
5. БИОТЕХНОЛОГИИ В РЫБНОМ ХОЗЯЙСТВЕ И АКВАКУЛЬТУРЕ 11
6. ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ БИОТЕХНОЛОГИИ В МИРЕ. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
Литература и источники 26
При этом предполагалось, что созданный человеком технический и технологический потенциал должен способствовать развитию самого человека, его внутренних ресурсов и сохранению земной цивилизации. Но в то же время не было до конца понято, что наряду с созданием второй природы произошло и «второе творение» человека. При всей успешности технологического развития есть две крайности, на которых следует остановиться. Во-первых, одной из массовых является проблема снижения интеллектуальных, психических и физических усилий человека. В этой ситуации есть вероятность того, что в век развития технического интеллекта сам человек может терять свой наработанный цивилизационный потенциал и стать объектом для манипуляций, что приведет к серьезным социальным переменам. Во-вторых, передовые технологии, развитие биотехнологий, которые, помимо решения традиционных проблем в медицине, промышленности и сельском хозяйстве, все чаще выступают как фактор трансформации самого человека. Появляется вопрос: что может произойти с самим человеком при распространении использования генной инженерии? Как видим, в обоих случаях человек, развивая технологии, качественно улучшая среду своего обитания, сам способен выступать в качестве биотехнологического артефакта и подвергается осуществлению определенных манипулятивных действий, как на ментальном, так и на генетическом уровне. Цифровые технологии, конечно, облегчают труд человека, сокращают расстояния, способствуют постижению микро- и макромиров. Но проблемы остаются. Многие исследователи, в частности, В.А. Луков, И.М. Ильинский, П.Е. Митяев, И.Н. Ананьева, С.Г. Гутова и др. отмечают социальные риски, которые уже сегодня должны стать предметом анализа. Это «интернет-зависимость», «инфантилизация социума», «ювенализм», «манипуляция сознанием» и другие весьма неоднозначные явления. Это своего рода социальные риски переформатирования человека, который, как существоприроды, теряет свою многомерность. Социологи современности обозначили новое поколение молодых людей, активно вовлеченных в мир компьютерных технологий, как «Homo Digital». Тревогу вызывает тот факт, что у молодого поколения наблюдается утрата навыков самостоятельного письма, катастрофическая потеря грамотности и способностей к вычислению в уме. «HomoDigital» обладают клиповым мышлением и постепенно утрачивают чувство сопереживания. Развитие современных биотехнологий, помимо решения обычных проблем, все чаще выступает как фактор изменения человеческой природы и предназначения человека. В то же время ученые подчеркивают, что иногда объяснение сложной высокоорганизованной системы «человек» предпринимается на примитивном уровне и представляет собой биологический редукционизм.Несомненно, информационно-коммуникативные системы являются маркерами культуры. Среда становится преимущественно искусственной, информационной и, соответственно,духовная жизнь человека тоже в определенной степени технологизируется. Реальность такова, что кардинально изменившая облик мира, подкрепленная новыми высокими технологиями, «техносфера занимает доминирующее положение» (Э.В.Баркова), становитсяэлементом бытовой жизни, а человек превращен в «рационализированного техногенного человека» (В.А.Кутырев). Этот вопрос должен быть осмыслен. Необходимо предложить такие технологии преобразования общества, которые не угрожают сущностному человеческому в человеке. Отечественный педагог-практик А.С. Макаренко утверждал, что формирование человека должно происходить на основе «системы перспективных линий», то есть с прицелом на будущее. Если наше будущее нацелено на формирование «техноидов» или «кибернетиков», то важно видеть, что они вряд ли будут настроены на межкультурное взаимодействие, способны понять идею и цель развития цивилизации. Эта ситуация и осмысление стоящих перед обществом проблем должны переориентировать человека на понимание кризиса нынешнего мировоззрения и способствовать установке новой картины мира и новой философско-методологической парадигмы. Трудно не согласиться с утверждением профессора Калифорнийского университета Беркли Клаудио Наранхо, который в книге «Спасение цивилизации» выражает обеспокоенность тем, что «умственная и духовная неразвитость» современного общества является причиной многих социальных и личностных проблем. «Кризис морального износа», по мнению упомянутогоавтора, является достаточно опасным. От использования современных технологий никто не призывает отказаться, - они, несомненно, делают жизнь проще. Однако, вместе с тем, они делают примитивнее и мышление. Основная цель состоит в том, чтобы морально и интеллектуально их лимитировать, чтобы не потерять человека разумного [10, c. 23]. Как резонно заметила Э.В. Баркова, внешний мир должен стать пространством творческого освоения и познания и переводиться в структуры мироотношения и деятельности. Причем «выбор, сохраняющий или не сохраняющий человеческое мироотношение с его разумностью, совестью, глубиной проникновения в смыслы культуры, способностью к чувственности и переживаниям делает каждый человек в отдельности...». Примеры социальных технологий, о которых упоминалось выше, позволяют утверждать, что развивающаяся система технологий неизбежным образом превращает человека в инструмент техносферы. Двойственный характер биотехнологий раскрывает горизонты позитивного влияния на человеческое существование, но вместе с тем несет потенциальные угрозы превращения человека в биотехнологический артефакт. Биотехнологии могут стать как гениальным достижением современной цивилизации, так и предвестником грядущих социальных изменений. Таким образом, информационно-коммуникативная и технико-технологическая доминанты современной культуры не могут рассматриваться только как прогрессивный культурно-цивилизационноеявление и нуждаются в смене методологических подходов развития. Признание необходимости преобразования социума привело к поиску и изучению не только технических, но прежде всего нетехногенных путей развития и изменения человека в лучшую сторону, раскрывающих его внутренний духовный потенциал. В своих работах русские космисты писали о сохранении человечества, а не о его переформатировании, его экокосмическом развитии, осмысляли категорию преображения. В начале XXI века, отвечая на вызовы времени, появилось относительно новое направление в социальной философии – «экофилософия», как методология практико-ориентированных стратегий, востребованных временем. По мнению Е. Барковой, постоянной экофилософского мышления является «забота о прошлом, о природном и культурном наследии, о настоящем - о здоровье природы Земли, включая культурное и социальное здоровье человека и человечества, и о будущем - о перспективах планетарной жизни природы, человека и культуры». В качестве целеполагающего ориентира, в продолжение традиции философов-космистов, выдвигается активно-эволюционный принцип преобразования человеческой природы, а не переформатирования.Как утверждает М.П. Бузский: «данное мировоззрение опирается на целостную «модель» человека, в содержание которой входит гармонизация его отношений с природой и Космосом». Начало разработки этого направления, безусловно, связано с именами норвежского эколога Арне Нэсса, французского философа-антрополога Ф.Дескола, отечественного философа И.К.Лисеева. Несмотря на значительный вкладперечисленных ученых в развитие данного направления, следует отдать должное изысканиям Е.В. Барковой в этой области, которые опираются на существенно обновленную форму и логику философии, где в философском мировоззрении мир предстает как пространство самовосприятия и самореализации человека, как средство обнаружения и раскрытия творческого потенциала человеческого субъекта. И, что очень важно, экофилософская картина мира предполагает нравственное измерение и решение проблемы пределов допустимости экспериментальной деятельности человека. Е.В. Баркова, развивая идеи экофилософии, вводит методологию, альтернативную философии прагматизма и постмодернизма, которую она называет экорациональностью. Экорациональность опирается не на систему технических знаний, а на мировую гуманитарную культуру. На этой основе она выстраивает пространственно-временной континуум современного планетарного мира, где важнейшим направлением является не погоня за бесконечным технологическим ростом, а достижение гармонии человека, его природы и культуры, смещение акцента с условий человеческого существования на статус цели. «В модели экофилософии открывается обновленный смысл инновационности технологий: уходя от функционал-прагматизма социальной инженерии, они становятся проводником очеловечивания мира...». В экофилософской картине мира анализируются такие понятия, как бытие, космос, гармония, жизнь, человек, природа, культура, общество, нравственность и многие другие, через которые разворачивается современная жизнеутверждающая экологическая парадигма. Поэтому идеи духовно-нравственного совершенствования, внутреннего преображения человека во имя исполнения своего предназначения занимают главенствующую роль в экофилософском направлении. В результате рассмотрения вышеупомянутой проблемы можно сделать заключающий вывод о том, что необходимо постепенно отказываться от техноцентрического подхода к пониманию человека, в результате которого колонизируется его сознание и человек превращается в биотехнологический артефакт, в следствие этого ему уже можно задать любые параметры и не обязательно с акцентом на гуманность, свободу воли, творчество, гармонизацию отношений человека с природой и Космосом. Не обладая такими чертами, человек не сможет быть творцом человеческой цивилизации, у которой есть будущее лишь в применении как человекосозидающих, так и человекосохраняющих технологий. ЗАКЛЮЧЕНИЕБиотехнология – это широкий спектр технологий, использующих живые организмы для производства различных продуктов. Например, с помощью биотехнологии можно производить лекарства и терапевтические средства, пищевые соединения, экологически чистые химикаты и материалы, биотопливо и новые функциональные материалы. В более широком смысле медицинская биотехнология, сельскохозяйственная биотехнология и промышленная биотехнология будут играть все более важную роль в нашей повседневной жизни. Биотехнология также может быть использована для разложения токсичных или вредных химических веществ и агентов для решения экологических проблем.Биотехнологии могут помочь в решении многих глобальных проблем, таких как изменение климата, старение общества, продовольственная безопасность, энергетическая безопасность и инфекционные заболевания, и это лишь некоторые из них. Вполне реально, что в будущих десятилетиях биотехнологии станут частью нашей обыденной жизни – от новых биотехнологичных лекарств и медицины до экологически чистых химикатов, топлива и материалов.
2. Моисеева Н.А. Человек как биотехнологический артефакт // Социальная антропология: интеграция наук: сб. научн. стат. по итогам Международной научн. конф. 12 октября 2017г. М.: РЭУ им. Г.В.Плеханова, 2017.
3. Скородумова О.Б., Меламуд В.Э. Компьютеризация // Знание. Понимание. Умение. Научный журнал Московского гуманитарного ун-та. 2005. No3.
4. Шаронов А. Лекция президента Школы «СКОЛКОВО» Андрея Шаронова о концепции life-long learning, работе с собой и внешним миром, личной эффективности// http://hr-elearning.ru/lekciya-prezidenta-skolkovo-life-long-vuca-effectivnost/
5. Моисеева Н.А., Шипилов А.Г. Экология сознания как ответ на вызовы техносферы// Право и практика. 2017. No1.
6. Моисеева Н.А. Прикладная философия и современные проблемы общества // Право и практика. 2016. No4.
7. Моисеева Н.А. Гуманитарный и технократический подходы к формированию личности// Вестник РГАЗУ. 2013. No 15 (20).
8. Попова О.В. Биотехнологическое конструирование искусственного/естественного: социальный контекст// https//cyberleninka.ru/article/n/biotehnologicheskoe-konstruirovanie-iskusstvennogo-estestvennogo-sotsialnyy-kontekst 9. Наранхо К. Исцелить цивилизацию // Пер. с исп. М.Емельянова. М.: Независимая фирма «Класс», 2014.
10. Мамедова Н.М. Образование в зеркале культуры // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Философские науки». 2016. No2 (18).
11. Баркова Э.В. Мироотношние как экофилософская проблема // Право и практика. 2017. No2.
12. Баркова Э.В. Жизнетворческая миссия экофилософии в горизонте тенденций современности // Право и практика. 2017. No1.
13. Бузский М.П. Экофилософские аспекты понятия «человеческий капитал» // Право и практика. Научный журнал. – М.: Изд-во «НИИ истории, экономики и права». 2017. No2.
14. Somorjai, I.M., Danzmann, R.G. & Ferguson, M.M. 2003. Distribution of temperature tolerance QTL in Arctic charr (Salvelinus alpinus) and inferred homologies in rainbow trout (Oncorhynchus mykiss). Genetics, 165: 1443–1456.
15. Sønstebø, J.H., Borgstrøm, R. & Heun, M. 2006. Genetic structure of brown trout (Salmo trutta L.) from the Hardangervidda mountain plateau (Norway) analyzed by microsatellite DNA: A basis for conservation guidelines. Conserv. Genet., 8: 33–44.
Вопрос-ответ:
Какие цели и задачи ставят перед собой биотехнологии?
Биотехнологии представляют собой научно-техническую область, которая использует биологические системы, организмы или их компоненты для разработки или создания продуктов, процессов или услуг. Основными целями и задачами биотехнологий являются повышение производительности сельского хозяйства, разработка новых лекарств и вакцин, создание биологических сенсоров и детекторов, улучшение окружающей среды и другие.
Какие достижения были получены в отечественной науке в области биотехнологий?
В отечественной науке достигнуты значительные результаты в области биотехнологий. Например, разработаны новые методы генетической инженерии, которые позволяют изменять генетический код организмов, создавать трансгенные растения и животных. Также разработаны эффективные методы биомедицинских исследований, которые помогают выявлять генетические причины различных заболеваний и разрабатывать новые методы их лечения.
Какие применения имеют биотехнологии в рыбном хозяйстве и аквакультуре?
Биотехнологии играют важную роль в развитии рыбного хозяйства и аквакультуры. Они позволяют улучшить качество и увеличить урожайность рыбопродукции, создать новые сорта рыб, которые самостоятельно могут размножаться и имеют хорошую устойчивость к различным болезням. Также с помощью биотехнологий можно проводить генетическую диагностику рыб и выявлять наличие генетических отклонений, что позволяет улучшить качество селекционной работы.
Какую роль играют биотехнологии в мире?
Биотехнологии играют важную роль в мире, так как позволяют решать множество глобальных проблем. Они способствуют повышению продуктивности сельского хозяйства и обеспечению продовольственной безопасности, разработке лекарств и вакцин, улучшению экологической ситуации и борьбе с загрязнением окружающей среды. Биотехнологии также предоставляют новые возможности в области энергетики и создания экологически чистых топлив.
Какие цели и задачи ставит перед собой развитие биотехнологий в отечественной науке?
Целями и задачами развития биотехнологий в отечественной науке являются повышение эффективности производства и улучшение качества продукции, разработка новых лекарственных препаратов и методов диагностики, создание новых видов биоматериалов, биосенсоров и других инновационных технологий, а также сохранение и восстановление биоразнообразия.
Какие достижения были сделаны в отечественной науке в области биотехнологий?
В отечественной науке были достигнуты значительные успехи в области биотехнологий, включая создание новых методов генетической инженерии, разработку высокоэффективных синтетических биологических материалов, создание новых методов искусственного размножения рыб и других видов аквакультуры, разработку биотехнологических методов производства лекарственных препаратов и многое другое.
Какие применения имеются для биотехнологий в рыбном хозяйстве и аквакультуре?
В рыбном хозяйстве и аквакультуре биотехнологии используются для улучшения генетического потенциала рыб, создания новых гибридов и штаммов, улучшения условий содержания и выращивания рыб, создания систем контроля и диагностики заболеваний рыб, а также для разработки новых методов и инструментов для работы аквакультурных предприятий.
Какие философские аспекты связаны с биотехнологиями?
Философский анализ биотехнологий включает в себя рассмотрение вопросов о моральных и этических аспектах использования биотехнологий, о влиянии биотехнологий на природу и окружающую среду, о возможных последствиях для человеческого общества и человеческой идентичности. Также важными философскими вопросами являются вопросы о возможных рисках и негативных последствиях использования биотехнологий, а также о справедливости и равенстве доступа к биотехнологиям.
Какие цели и задачи ставят перед собой биотехнологии?
Цели и задачи биотехнологий включают в себя развитие новых методов и технологий для повышения качества жизни людей, разработку новых лекарств, борьбу с заболеваниями, улучшение пищевых продуктов, охрану окружающей среды и многое другое.
Какие достижения были получены в отечественной науке в области биотехнологий?
В отечественной науке было достигнуто много значимых результатов в области биотехнологий. Например, были разработаны новые методы биоинженерии, созданы препараты для лечения различных заболеваний, разработаны новые сорта растений и животных.
Какие применения имеют биотехнологии в рыбном хозяйстве и аквакультуре?
Биотехнологии используются в рыбном хозяйстве и аквакультуре для разведения и развития рыбных видов, создания новых сортов рыб, повышения устойчивости рыб к болезням, улучшения условий содержания и кормления рыб, а также для создания новых методов контроля качества воды.