Особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 34 34 страницы
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 18.12.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
I. Пояснительная записка…………………………………………………………3
1.1. Квалификационные характеристики проекта………………………………3
1.2. Теоретические подходы к развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………….6
1.3. Средства развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...11
II. Проектная часть. Комплект материалов по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста…………………………………………17
2.1. Пояснительная записка……………………………………………………..17
2.2. Перспективный план по развитию мелкой моторики у старших дошкольников……………………………………………………………………19
2.3.Методические аспекты организации занятий вышивкой, направленные на развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста………….23
2.4. Список используемой литературы…………………………………………28
Литература……………………………………………………………………….29
Приложение………………………………………………………………………31
Фрагмент для ознакомления

Художественно-познавательный компонент способствует познаниюхудожественной стороны искусства вышивания и развитию интереса к нему,что позволяет дошкольнику открывать для себя новые возможности длительного- знакомые предметы — нитки, иголки, ткани и т.д. Учит вас видетьэстетическую красоту в вышитом узоре.Вышивка требует усидчивости, терпения, внимания, развивает любовьтрадиционные виды народного декоративно-прикладного искусства;к вышитым изделиям следует относиться бережно, бережно [5].Техническая составляющая занятий рукоделием позволяет детямизготавливать простые и более сложные изделия в технике вышивки, которыевыполняются одним или несколькими стежками.Шов выполняется "вперед иглу". Шов выполняется справа налево. Это одинаковыестежки длиной от 2 до 10 мм. Промежутки между стежками равныдруг другу и имеют ту же длину, что и сами стежки, или меньше их. С помощью шва "прямая игла" вы можетевышивайте прямыми линиями по горизонтали, вертикали и диагоналипараллельными рядами, меняя длину стежков, толщину и цвет ниток. Если шоввыполнен по прямой линии, то можно работать без пялец и набиратьна иглу сразу несколько стежков. Если работавыполняется на пяльцах,на иглу набирается один стежок.Шов "тамбурный". Игла вставляется в точку выхода нити и образуетпетлю на лицевой стороне изделия, которую удерживают пальцем. От прокола отступается необходимое расстояние, равное длине стежка, иигла выводится в середине петли. Следующий прокол делается в месте выхода нити, и иглу выводят на стежок дальше, не забываяпродевать ее через петлю. Петли затягиваются равномерно,образуя правильные закругленные элементы. На изнаночной стороне образуются стежки, которые показывают контур узора.Шов "стежок". Этот шов используется как украшение и каксоединительный элемент. Это выполняется в соответствии с линией, намеченной на ткани.Равномерно уложенные короткие лицевые стежки идут ровно один за другим,напоминая машинную строчку, отсюда и название этого шва. Строчкасшита справа налево. Приступая к работе, выводим иглу с внутренней на лицевуюсторону на две нити левее точного начала рисунка. Затем возвращаемэти две нити назад, вправо, и втыкаем иглу с лицевой на изнаночную сторону. Отсчитываемдве нити от начала первого стежка, выводим иглу с изнаночной стороны на лицевую, возвращаем две нити назад, т.е. на место первого прокола. Здесьведем иглу с лицевой стороны на изнаночную, снова отсчитываем две нити слеваот последнего стежка и выводим иглу с изнаночной сторонына лицевую сторону и т.д. Длина переднихстежков: две нити, с изнаночной стороны стежки в двараза длиннее (четыре нити) [2].Цветовые сочетания. Для того, чтобы вышивка получилась красивой и успешной,недостаточно определить необходимую форму и узор будущего изделия. Важнонайти такое сочетание цветов, чтобы все цвета были связаны друг с другом ина заднем плане изделия необходимо знать основные законы цвета.Цвета делятся натеплые и холодные. К теплым цветам относятся яркие цвета, передающиеощущение тепла и солнца - красный, оранжевый, желтый, а также зеленый,коричневый, бордовый цвета с оттенками первых трех: желто-зеленый,оранжево-коричневый, бордово-красный и тому подобное. К холоднымотносятся синий, зеленый, фиолетовый и сине-малиновый. Розовый,коричнево-голубой, бордово-фиолетовый и т.д.. Самый теплый цвет - красный,а самый холодный - синий. Есть также нейтральные тона - белый и черный. Следующие цвета хорошо дополняют друг друга: Красный с черным, белым, желтым, серым, коричневым, бежевым исиним.Синий с серым, голубым, бежевым, коричневым, желтым, красным.Желтый с коричневым, черным, бежевым, красным, оранжевым, серым, синим, сине-фиолетовым.Зеленый с темно-желтым, лимонным, салатным, серым, бежевым, коричневым, желтым, оранжевым, черным.Фиолетовый с сиреневым, желтый, бежевый, серый, коричневый, золотистый, черный.Коричневый с бежевым, желтым, черным, розовым, лимонным, красным, синим, сине-оранжевым, сиреневым, серым, зеленым.Образовательная деятельность несет познавательную нагрузку, которая пробуждает у детей интерес к труду (загадки, стихи, сказки, пословицы,поговорки). Каждый ребенок вышивает в соответствии со своимиспособностями, начинает работу с того места, где они закончили.Большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. Преждечем приступить к работе, обязательно повторитеправила техники безопасности при работе с иглой. А для того, чтобы подготовить пальцы к работе,с детьми проводится пальчиковая гимнастика. В ходе занятия для расслаблениямышц, снятия стресса вы можете выполнять физические упражнения, разминки дляглаза. Необходимо следить за осанкой, умело сочетать работу и отдых.Сначала дети учатся вышивать на карточках по разметке, позже по схемена ткани, используя тупую иглу с большим ушком. Сначала детиосваивают шов "вперед иголкой", используют в своей работе нитки "мулине".Для украшения изделий они используют подручные материалы (блестки, стеклянные бусины). Структура образовательной деятельности:Вводная часть. Создание игровой ситуации, мотивации к деятельности(загадки, стихи, сказки, пословицы, поговорки, момент сюрприза).Основная часть. Объяснение новой темы, демонстрация, пальчиковая гимнастика,дети выполняют работу. Физическая подготовка: зрительная гимнастика, этюдыдля снятия мышечного напряжения, упражнения для расслабления мышц,снятия напряжения.Заключительная часть. Отражение. Рассмотрение готовых работ, обсуждение.Теоретический материал:тематический план работы по обучению детей вышивке;комплексы пальчиковой гимнастики, физические упражнения, разминки для глаз, этюды для мышц шеи и спины;иллюстрации с образцами вышивки;образцы готовой вышивки.Техническое оснащение (для каждого ребенка):белая хлопчатобумажная ткань;цветные нитки "мулине";ножницы с тупыми концами;пластиковый обруч;наперсток;игла с тупым концом;ювелирные изделия: пуговицы, стеклянные бусины, блестки.Продолжительность развивающих занятий с детьмиподготовительной школьной группы составляет 25 минут.Возраст детей: 6-7 лет.ООД проводится с подгруппой детей из 5 человек. Гибкая форма организации художественной работы позволяет учитыватьиндивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапереализации плана и другие возможные факторы. Каждый ребенок работаетна своем собственном уровне сложности, начинает работу с того места, где он закончил.Основной формой работы является практическая деятельность детей. Однако формыобразовательной деятельности различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ педагога, беседа с детьми, детские рассказы, демонстрация преподавателем метода действия - и практические занятия: подготовка ипроведение выставок детских и взрослых работ, непосредственная вышивкаизделий, обсуждение и выбор рисунка для вышивки, презентация готовых работродителям, малышам в качестве подарков.Форма подведения итогов: организация выставок, участие в конкурсахдекоративно-прикладного искусства.Уровни овладения навыками вышивания, сформированность функций мелкой моторики:Низкий – беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ отдеятельности, результат не получен или репродуктивный характердеятельности с низкой самостоятельностью, потребность в непосредственнойпомощи взрослого; результат некачественной работы.Средне – высокий уровень независимости врепродуктивной деятельности; качество результата высокое, но безэлементов новизны, недостаточные комбинаторные навыки и независимость дляреализации творческой идеи (требуются советы, руководство, включениевзрослый в процессе родов); план был частично выполнен.Высокий – высокий уровень независимости врепродуктивной деятельности; качество результата высокое, использованиехирургических карт; полная независимость, овладение положением субъекта;результат получается высококачественным, оригинальным или с элементами новизны.2.4. Список используемой литературыЗайцева А.А. Швы и стежки. Большая энциклопедия вышивки. - Москва.: издательство Эксмо, 2018 г.- 208с. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир.- СПб.: Детство-Пресс, 2018.- 160с. Ляменкова, Е. М. Современные технологии развития мелкой моторики в ДОО / Е. М. Ляменкова // Воспитатель ДОУ. – 2018. – № 9. – С. 116–121. Новикова И.В. Обучение вышивке в детском саду Москва.: Академия Развития, 2010 г. – 80с. Программа “Художественный труд”.- М. Вестник образования. – 2017.- №20.- с.44-74.Рузанова, Ю.В. Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности: техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток / Ю.В. Рузанова. — Санкт-Петербург : КАРО, 2009. — 160 с.Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» /Авт.-сост. Арутюнян Л.Н, Сипачева Е.В., Макеенко Е.П., Котова Л.Н, Михайлюк С.И., Бридько Г.Ф., Губанова Н.В., Кобзарь О.В.– ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 208 с. ЛитератураАбрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. – М. : Логос, 2012. – 224 с.Андрианова, Д. В. Развитие речи детей дошкольного возраста через лего-конструирование / Д. В. Андрианова // Дошкольная педагогика. – 2017. – № 9. – С. 9–10Афонина, Н. Массаж карандашом : Приемы для развития мелкой моторики рук / Н. Афонина // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 8. – С. 26–31Васильева М.И., Матюхина В.Я. Лекции по дошкольной педагогике[текст]: Учеб.пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – Абакан: ООО "Диалог-Сибирь-Абакан", 2012Жукова, О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно / О. Жукова // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 11. – С. 14–16.Люблинская, А.А. Детская психология [Текст] / А.А. Люблинская. – М. : ЮНИТИ, 2013.Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. – М. : АСТ, 2013. – 396 с.Нартова, И. Развиваем мелкую моторику / И. Нартова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 4. – С. 83–86.Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст]: книга для воспитателей. / Л.Ф. Обухова. – М. : Центр пед. обр., 2013. – 380 с.Османова, Г.А. Превращение ладошки: играем и развиваем мелкую моторику : практич. руководство / Г.А. Османова. — Санк-Петербург : КАРО, 2013. — 64 с.Сиротюк, А.Л. Сенсомоторное развитие дошкольников : практическое пособие / А.Л. Сиротюк. – Москва : Директ-Медиа, 2014. – 80 с.Уразлина, Н.А. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе создания объемных конструкций [Текст] / Н.А. Уразлина // Молодой ученый. – 2015. – №20.1. – С. 33-35Хвостовцев, А.Ю. Развиваем мелкую моторику. Комплекс упражнений «Умные ручки» : методическое пособие / А.Ю. Хвостовцев. – Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2018. – 176 с.Шатлова, С. Играем пальчиками – развиваем речь : Семейный клуб / С. Шатлова, Н. Анонова, О. Рябинина // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 5. – С. 72–75.Юрченко, Е.М. Вся жизнь — игра. Развивающие игры и упражнения для детей шести лет : учебное пособие / Е.М. Юрченко. – Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2018. – 112 с.Приложение 1КОНСПЕКТмастер-класса по вышиванию в подготовительной группе «Весеннеесолнышко»Цель: упражнять в вышивании солнца на салфетках к празднику масленицы. Задачи: упражнять в вышивании по контуру швом «вперед иголка»; закрепить знания о технике безопасности при работе с иголкой и ножницами; упражнять в умении вдевания нитки в иголку, завязывании узелка; развивать тактильное ощущение, моторику пальцев; воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение, внимание;воспитывать трудолюбие;воспитывать желание создавать эстетически ценную вещь при совместном сотворчестве со взрослым (воспитателем) для украшения группы. Материалы: 1. Нитки мулине. 2. Иглы с широким ушком. 3. Игольницы. 4. Ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка). 5. Пяльцы пластмассовые (на каждого ребенка). 6. Ткань белая хлопчатобумажная, размер 20/20 см. 7. Образец вышивания. 8. Музыкальное сопровождение. 9. Алгоритм вышивания (картинки). Предварительная работа. 1. Рассматривание образцов вышивок народов Крыма (русских, украинцев, крымских татар). 2. Изучение техники безопасности во время работы с иглой и ножницами. 3. Работа над умениями отмерять нить, завязывать узелок, продевать нить в иглу. 4. Знакомство со швом «вперед иголка». 5. Вышивание по клеточкам. 6. Вышивание по картону. 7. Изображение контура солнца на ткани. Ход мастер-класса. 1.Организационный момент. Ребенок: День чудесный настает, Солнышко уже встает. Мы гостей сейчас встречаем И здоровья всем желаем. Рады мы, что вы пришли, Нам улыбки принесли. Мы улыбочки возьмем, К солнцу лучики пришьем. Станет солнышко сиять И теплом нас одарять. Воспитатель: – Действительно, ребята, скоро солнышко станет ярче светить и теплее, потому что наступит весна, а вместе с ней и праздник Масленицы. Будем столы накрывать, блинами с чаем угощаться. Только вот надо украсить наш праздничный стол. Как вы думаете, чем можно украсить праздничнай стол? (ответы детей: самоваром, скатертью , салфетками). И правда, давайте вышьем салфеточки и ими украсим. А вышивать будем солнышко. 2. Основная часть. – Вспомним правила работы с иглой и ножницами. Ребенок 1. Рукоделье – дело важное, Порой небезопасное, Правила дожлны мы знать, Безопасность соблюдать. Ребенок 2. Иголка не игрушечка Нам нужна подушечка. Ребенок 3. Когда выполнишь работу, Тут же ножницы закрой. Чтоб до острых краешков Не коснулся кто другой. Ребенок 4. Иголка без нитки не может прожить, И нить без иглы начинает тужить. Их узами дружбы связала судьба, Расстаться не могут они никогда. Ребенок 5. Ну а ржавая игла Не нужна совсем она. Вышивать она не может И ничем нам не поможет. Ребенок 6. С ножницами не шути, Зря в руках их не крути. Лишь окончится работа – Ножницам нужна забота. Не забудь ты их закрыть И на место положить. – Рассмотрим алгоритм вышивания. (на доске в картинках последовательность работы, рассматривание образца вышивки). Пальчиковая гимнастика. Вот помощники мои Их, как хочешь, поверни, Раз, два, три, четыре, пять, Не сидиться им опять. Постучали, повертели И работать захотели. Дети выполняют работу. Физкультминутка + гимнастика для глаз. Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Мальчики потопали Девочки похлопали. Вместе дружно повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать начинаем. 3. Итог. Обсуждение выполненной работы. Рассматривание готовых работ.


2.4. Список используемой литературы
1. Зайцева А.А. Швы и стежки. Большая энциклопедия вышивки. - Москва.: издательство Эксмо, 2018 г.- 208с.
2. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир.- СПб.: Детство-Пресс, 2018.- 160с.
3. Ляменкова, Е. М. Современные технологии развития мелкой моторики в ДОО / Е. М. Ляменкова // Воспитатель ДОУ. – 2018. – № 9. – С. 116–121.
4. Новикова И.В. Обучение вышивке в детском саду Москва.: Академия Развития, 2010 г. – 80с.
5. Программа “Художественный труд”.- М. Вестник образования. – 2017.- №20.- с.44-74.
6. Рузанова, Ю.В. Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности: техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток / Ю.В. Рузанова. — Санкт-Петербург : КАРО, 2009. — 160 с.
7. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» /Авт.-сост. Арутюнян Л.Н, Сипачева Е.В., Макеенко Е.П., Котова Л.Н, Михайлюк С.И., Бридько Г.Ф., Губанова Н.В., Кобзарь О.В.– ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 208 с.


Литература
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. – М. : Логос, 2012. – 224 с.
2. Андрианова, Д. В. Развитие речи детей дошкольного возраста через лего-конструирование / Д. В. Андрианова // Дошкольная педагогика. – 2017. – № 9. – С. 9–10
3. Афонина, Н. Массаж карандашом : Приемы для развития мелкой моторики рук / Н. Афонина // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 8. – С. 26–31
4. Васильева М.И., Матюхина В.Я. Лекции по дошкольной педагогике[текст]: Учеб.пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. – Абакан: ООО "Диалог-Сибирь-Абакан", 2012
5. Жукова, О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно / О. Жукова // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 11. – С. 14–16.
6. Люблинская, А.А. Детская психология [Текст] / А.А. Люблинская. – М. : ЮНИТИ, 2013.
7. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. – М. : АСТ, 2013. – 396 с.
8. Нартова, И. Развиваем мелкую моторику / И. Нартова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 4. – С. 83–86.
9. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст]: книга для воспитателей. / Л.Ф. Обухова. – М. : Центр пед. обр., 2013. – 380 с.
10. Османова, Г.А. Превращение ладошки: играем и развиваем мелкую моторику : практич. руководство / Г.А. Османова. — Санк-Петербург : КАРО, 2013. — 64 с.
11. Сиротюк, А.Л. Сенсомоторное развитие дошкольников : практическое пособие / А.Л. Сиротюк. – Москва : Директ-Медиа, 2014. – 80 с.
12. Уразлина, Н.А. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе создания объемных конструкций [Текст] / Н.А. Уразлина // Молодой ученый. – 2015. – №20.1. – С. 33-35
13. Хвостовцев, А.Ю. Развиваем мелкую моторику. Комплекс упражнений «Умные ручки» : методическое пособие / А.Ю. Хвостовцев. – Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2018. – 176 с.
14. Шатлова, С. Играем пальчиками – развиваем речь : Семейный клуб / С. Шатлова, Н. Анонова, О. Рябинина // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 5. – С. 72–75.
15. Юрченко, Е.М. Вся жизнь — игра. Развивающие игры и упражнения для детей шести лет : учебное пособие / Е.М. Юрченко. – Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2018. – 112 с.

Вопрос-ответ:

Как развивать мелкую моторику у детей старшего дошкольного возраста?

Для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста можно использовать различные средства, такие как игры с мелкими деталями, лепка из пластилина, рисование, выкладывание мозаики и т. д. Важно создавать условия для развития мелкой моторики, предлагая ребенку интересные задания и игры, а также поощрять его творческое мышление и фантазию.

Почему развитие мелкой моторики важно для детей старшего дошкольного возраста?

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста является очень важным этапом в их развитии. Он влияет на формирование ребенка как личности, развивает его моторные навыки и координацию движений. Кроме того, развитие мелкой моторики способствует развитию речи и когнитивных функций, а также улучшает внимание и память ребенка.

Какие игры с мелкими деталями можно использовать для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста?

Для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста можно использовать игры с мелкими деталями, такие как сборка пазлов, конструирование из разных строительных элементов, игры со вставками и мозаиками, а также игры с использованием кнопок, пуговиц, бусинок и других предметов, требующих точных движений рук.

Какие еще средства развития мелкой моторики можно использовать для детей старшего дошкольного возраста?

Помимо игр с мелкими деталями, для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста можно использовать такие средства, как лепка из пластилина, рисование, раскрашивание по контуру, вырезание и склеивание из бумаги, показывание движений пальцами и многое другое. Важно предлагать разнообразные задания, чтобы ребенок мог развивать свои навыки и обретать новый опыт.

Что такое моторика у детей старшего дошкольного возраста?

Моторика у детей старшего дошкольного возраста - это способность и навык контролировать движения своего тела и конечностей. Это включает в себя мелкую моторику, которая отвечает за точные и координационные движения пальцев, рук и запястья.

Какие особенности развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста?

У детей старшего дошкольного возраста наблюдается значительное улучшение мелкой моторики. Они могут делать более точные и сложные движения пальцами, руками и запястьями. Они уже могут использовать инструменты, писать и рисовать более сложные фигуры, развивать навыки интеграции движений и улучшать координацию.

Какие теоретические подходы существуют к развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста?

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста может осуществляться с помощью различных теоретических подходов. Один из таких подходов - это психомоторный подход, который предполагает использование упражнений и игр для развития моторики рук и пальцев. Другой подход - это сенсорный подход, который направлен на развитие тактильных ощущений и координации движений.

Какие средства можно использовать для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста?

Для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста можно использовать различные средства. Например, можно предложить им игры с конструкторами, пазлами или лего. Также полезно заниматься рисованием и лепкой из пластилина. Игры с мелкими предметами, такими как бусины или скрепки, также помогут развивать моторику пальцев и рук.

Что входит в комплект материалов по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста?

Комплект материалов по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста может включать различные предметы и игрушки. Например, это могут быть кубики, пазлы, конструкторы, аппликации, наборы для лепки из пластилина и краски. Также комплект может включать специальные игры и упражнения, разработанные для развития мелкой моторики.