Реализация комплексного подхода в процессе развития моторных функций дошкольников с нарушениями речи

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 46 46 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 21.12.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Понятие моторных функций и их формирование в онтогенезе 7
1.2. Особенности развития моторный функций у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи 13
1.3. Основные подходы к формированию нарушенных моторных 17
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ 22
2.1. Изучение моторных функций у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи 22
2.2. Комплексное развитие моторных функций детей с нарушениями речи 33
2.3. Оценка эффективности формирующего эксперимента и анализ данных контрольного среза 37
Вывод по второй главе: 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46

Фрагмент для ознакомления

Также были выделены основные направления развивающей работы по формированию моторных функций у старших дошкольников с нарушением речи: 1. Артикуляционная моторика;2. Мимическая моторикая;3. Мелкая моторика;4. Общая моторика.В структуру логопедических занятий будут входить:1. Организационный момент: за это время логопед подготавливает ребенка/детей к занятию, создает позитивный и эмоциональный настрой. Это может быть: сказочный персонаж, проблемный образ, загадка.2. Объявление темы занятия: Показать руководство фирмы (взять или открыть экран), спросить у ребенка (детей), что они видят.3. Развитие мимической артикуляции и моторики: выполнять артикуляционные упражнения, глядя в зеркало, а также играя с куклой Эмма (эмоция).4. Развивать хорошую общую подвижность, оптико-пространственные функции, причинно-следственные связи, сенсорное восприятие, логику: (уборка дома, выражение своих действий).5. Подведение итогов занятия: на данном этапе логопед проводит рефлексию. Для ознакомления предлагаем пример коррекционно-развивающей деятельности с использованием лексической доски: «Мой дом/квартира».Таблица 7 - Направления коррекционной работыНаправления работыЗадачиСредства (детали, элементы, приемы)Развитие артикуляционной моторики1. Улучшение двигательной функции губ, челюсти, языка, мягкого неба. 2. Нормализация силы, тонуса, объема, переключаемости движений артикуляционного аппарата-динамические упражнения- упражнения, которые вырабатывают подвижность губ и языка, облегчают их переключаемость и координацию («Часики», «Качели», «Футбол», «Лошадка», «Маляр», «Вкусное варенье», «Чистим зубки» и др.).-статические упражнения- упражнения, которые позволяют ребёнку научиться удерживать правильную артикуляционную позу на протяжении нескольких секунд («Бегемот», «Ворота», «Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка», «Горка», «Грибок» и др.).Развитие мимической моторики1. Формирование произвольной мимической моторики 2. Нормализация тонуса мышц лица«Мама и детеныш»Цель: развитие самоконтроля, выразительности движений и речи.«Фрукты»Инструкция: выразить состояние от поедания фрукта через мимику.ЭмоцииПедагог предлагает передать эмоции: радость, удивление, восхищение и печаль.Застегивание и расстегивание молнии.Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до пяти (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).Большие пуговицы и маленькие пуговицы.Максимально округлит губы (большая пуговица), вытянуть губы “трубочкой” (маленькая пуговка).Развитие мелкой моторики1. Развитие мелкой моторной ловкости. 2. Развитие точности, автоматизированности, дифференцированности мелких движений. 3. Развитие точного целенаправленного манипулирования с предметами. Бизиборт с различными деталями и элементами, такими как выключатели, розетки, шнуровки, застежки, замочки, крышки, кнопки, клавиши, бусины, шпингалеты, пуговицы, молнии, крючки, прищепки и т.д Развитие общей моторики1. Регуляция мышечного тонуса. 2. Ощущение границ своего тела и его положения в пространстве 3. Развитие пространственных представлений. 4. Формирование точности и динамичности, переключаемости движений. 5. Совершенствование выполнения упражнений по словесной инструкции. Упражнения с элементами основных движений: ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, прыжки, метание. Ребенку предлагается выполнить в игровой форме следующие упражнения: — бросить мяч вверх и поймать двумя руками, одной рукой; — ударить мяч о стену и поймать его двумя руками, одной рукой; — подбрасывать вверх воздушный шар, стараясь как можно дольше удержать его в воздухе; — пройти по начерченной на полу линии; — попрыгать попеременно на одной ноге, на другой; — попрыгать на двух ногах, продвигаясь вперед; — повернуться туловищем направо и налево; — подлезть под натянутой веревочкой; — «бег» на коленках (четвереньках); — игры типа «Тир»: попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами).Использование доски при проведении коррекционно-развивающей работы со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи позволит:- Оптимизировать работу учителя-логопеда, т.е. за ограниченное количество занятий «Программы» эффективно решать весь комплекс дидактических задач.- Осуществлять эффективную работу по тренировке двигательных функций по всем направлениям.- Повышает естественную двигательную и игровую активность детей.- Эффективно решать воспитательные, коррекционно-развивающие, воспитательные задачи.- Разнообразить занятия на логопедических занятиях.- Побуждать детей к общению. - Повышение эмоционального климата в классе.Поэтому методические рекомендации по тренировке двигательных функций у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи с использованием бизиборда могут быть полезны логопедам-профессионалам для совершенствования коррекционно-развивающей работы по тренировке двигательных функций у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.2.3. Оценка эффективности формирующего эксперимента и анализ данных контрольного срезаНа контрольном этапе была проведена повторная диагностика по предложенным методикам для оценки эффективности предложенных мероприятий по коррекции моторного развития у старших дошкольников с нарушением речи. В ходе повторной диагностики были получены следующие результаты.Таблица 8 - Результаты повторного обследования моторики артикуляционного аппарата (методика Г.В. Бабиной)1.Исследование двигательной функции губ2.Исследование двигательной функции челюсти 3.Исследование двигательных функций язык4.Исследование двигат ельной функции мягкого неба.Кол-во баллов УровеньСвета П30339НизкийАлексей Л.322310СреднийМаксим П.13116НизкийАнна В.31239СреднийВиолетта У.233311ВысокийМарина С.21238НизкийСергей Р.11СреднийПлатон Т.12238НизкийАрсений Р.21227НизкийИрина А.233210СреднийПовторная диагностика моторики артикуляционного аппарата (методика Г.В. Бабиной) показала наличие положительных изменений у обследуемых детей. В ходе контрольного этапа было выявлено, что у одного из обследуемых детей (Виолетта У.) повысился уровень развития артикуляционной моторики со среднего до высокого. Также Анна П. смогла улучшить свои результаты и показала средний уровень развития данного вида моторики. В целом по группе можно отметить повышение результатов выполнения упражнений диагностики. Части детей не хватило всего нескольких баллов до более высокого уровня. В ходе анализа результатов обследования было отмечено, что снизился общий уровень скованности дошкольников, задания давались им легче, чем при первоначальном обследовани. Также обследуемые дети стали лучше выполнять задания по словестной инструкции, часть детей перестали испытывать сильные затруднения в этом случае.Повторные результаты диагностики произвольной мимческой моторики представлены в Таблице 9.Таблица 9 - Результаты повторного обследования произвольной мимической моторики (тест Л.А. Квинта в модификации Г. Гельнитца)ИмяКол-во балловУровеньСвета П12СреднийАлексей Л.14СреднийМаксим П.9НизкийАнна В.15СреднийВиолетта У.27ВысокийМарина С.9НизкийСергей Р.25ВысокийПлатон Т.9НизкийАрсений Р.9НизкийИрина А.27ВысокийАнализ результатов повторной диагностики по второй методике также показал наличие положительной динамики. Высокий уровень был отмечен у трех детей: Виолетта У., Сергей Р. и Ирина А.. В то время как на предыдущем этапе такой уровень показали только два ребенка. Также Света П. смогла успешнее справиться с заданиями и продемонстрировала средний уровень развития. Остальные дошкольники также улучшили свои результаты и смогли успешно выполнить большее количество заданий, чем на констатирующем этапе диагностики. Результаты повторной диагностики мелкой моторики по методике (Г.А. Волковой и Н.В. Нищевой) представлены в таблице 10.Таблица 10 - Результаты обследования мелкой моторики (диагностические методики Г.А. Волковой и Н.В. Нищевой) 1.Диагностика произвольной моторики пальцев рук. 2.Диагностика навыков манипуляции с предметами 3.Диагностика навыков работы с карандашомКол-во баллов УровеньСвета П1102НизкийАлексей Л.2215СреднийМаксим П.1001НизкийАнна В.1001СреднийВиолетта У.2114ВысокийМарина С.1102НизкийСергей Р.2125СреднийПлатон Т.0112НизкийАрсений Р.1001НизкийИрина А.2114СреднийРезультаты диагностики по третьем методике на котрольном этапме также позволяют сделать вывод о наличии положительной динамики. Аналогично с предыдущими методиками отмечено повышение уровня со среднего до высокого у Виолетты У. и с низкого до среднего у Анны П. Также в целом можно отметить, что дети стали успешенне справляться с предложенными заданиями. В отличие от предыдущего этапа, половина детей смогли справиться самостоятельно с завязыванием шнурков, также стоит отметить в целом увеличение подвижности пальцев. Данные по исследованию общей моторики с использоваем мотометрической шкалы Озерецкого-Гельнитца на контрольном этапепредставлено в Таблице 11.Таблица 11 - Уровни развития общей моторики старших дошкольников с нарушением речи на контрольном этапеИмя12345678ИтогоУровеньСвета П00,50,5100002НизкийАлексей Л.010,5210004,5СреднийМаксим П.001100002НизкийАнна В.00,50110003СреднийВиолетта У.10,51210005,5ВысокийМарина С.00,50,5110003НизкийСергей Р.10,50,5211006СреднийПлатон Т.000,5100001,5НизкийАрсений Р.000,5010002НизкийИрина А.110,5201006,5СреднийАналогично предыдущей методике, большинство детей также видимые улучшения в уровене развития общей моторики. Также отмечена положительная динамика по каждому из дошкольников в группе. Повышение уровня произошло у Виолетты У., она продемонстрировала высокий уровень развития общей моторики на контрольном этапе. Анна П. смогла перейти в группу детей, у которых отмечен средний уровень. Данный повторной диагностики говорят о наличии положительной динамики развития общей моторики у дошкольников с нарушением речи. Обощенные результаты диагностики на контрольном этапе по каждой из методик представлены в Таблице 12.Таблица 12 - Развитие моторной функции у дошкольников с нарушением речи (контрольный этапе)ИмяМоторика артикуляционного аппаратаПроизвольная мимическая моторикаМелкая моторикаОбщая моторикаУровеньСвета ПНизкийСреднийНизкийНизкийНизкийАлексей Л.СреднийСреднийСреднийСреднийСреднийМаксим П.НизкийНизкийНизкийНизкийНизкийАнна В.СреднийСреднийСреднийСреднийСреднийВиолетта У.ВысокийВысокийВысокийВысокийВысокийМарина С.НизкийНизкийНизкийНизкийНизкийСергей Р.СреднийВысокийСреднийСреднийСреднийПлатон Т.НизкийНизкийНизкийНизкийНизкийАрсений Р.НизкийНизкийНизкийНизкийНизкийИрина А.СреднийВысокийСреднийСреднийСреднийТаким образом, обобщение результатов исследования развития моторных функций у дошкольников с нарушением речи на контрольном этапе показало наличие положительной динамики во всей группе. Обследуемые дети смогли улучшить свои изначальные показатели, а часть детей также повысили уровень моторного развития. Так отмечено улучшение уровня развития до высокого у одного ребенка. Также сократилось число деней с низким уровнем развития моторной функции. Данные повторного исследования говорят об эффективности применения комплексного метода в процессе работы по моторному развитию детей с нарушением речи.Вывод по второй главе: Для изучения особенностей развития моторной функции у дошкольников с нарушением речи с использованием комплексного подхода было проведено экспериментальное исследование, которое включало в себя констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. На начальном этапе была проведена диагностик уровня развития моторных функций с применением методик, направленных на исследование артикуляционной моторики, мимической моторики, а также мелкой и общей моторики у дошкольников. Анализ полученных результатов позволил прийти к выводу, что в целом среди обследуемых детей преобладает низкий уровень развития. Им было сложно справиться с предложенными заданиями, в особенности с теми, которые включают в себя только словестную инструкцию. Дети со средним уровнем также демонстрировали наличие трудностей при выполнении заданий. Высокий уровень не был выявлен.Для повышения уровня развития моторной функции у дошкольников была разрабатана программа логопедической работы с использованием комплексного подхода. Так выделялся комплекс мероприятий, который направлен на развитие каждого из выделенных видов моторики. Повторное исследование моторной функции дошкольников, имеющих нарушение речи, показало, что имеет место положительная динамика. Так, всем обследуемым детям удалось улучшить свои показатели. Кроме того, на контрольном этапе был выявлен высокий уровень развития у одного ребенка, который отсутствовал на начальном этапе обследования. Также отмечено сокращение числа детей, которые имеют низкий уровень моторного развития. Полученные данные говорят об эффективности предложенной методики. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ дошкольном возрасте происходит интенсивное совершенствование моторного развития, двигательных функций. В онтогенезе движений ребёнка отмечается взаимосвязь развития моторики с созреванием соответствующих зон мозга и развитием важнейших психических функций, выявлена возрастная динамика этого процесса, показано его совершенствование в ходе развития ребёнка. Знание нормативных показателей развития общей моторики в онтогенезе позволяет выявить отклонения в развитии и своевременно организовать коррекционную работу, учитывая характер нарушения.В процессе овладения ребенком двигательными навыками и умениями развивается и координация движений. Формирование движения происходит при участии языка. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, рук, головы подготавливает к совершенствованию движений органов артикуляции: губ, языка, нижней челюсти. В дошкольном возрасте важно формировать все виды моторики: общую, мелкую, артикуляционную и мимическую моторику.В настоящее время не существует единой систематизации речевых нарушений: специалисты разных областей применяют свои классификации. При этом, как отмечают исследователи, у дошкольников с нарушением речи имеются недостатки психомоторного развития. На основании данных анамнеза можно сделать вывод о том, что моторику детей отличает недостаточная произвольность движений, они плохо переходят от одного движения к другому. Кроме того, отмечены трудности в сохранении последовательности движений, они не точные, координация также не соответствует возрастным нормам. Можно отметить низкую скорость и ловкость движений, также мелкая моторика не достаточно развита. Сложнее всего таким детям выполнять задания, которые основаны на словесной инструкции, особенно если они включают в себя серию движений. Для изучения особенностей развития моторной функции у дошкольников с нарушением речи с использованием комплексного подхода было проведено экспериментальное исследование, которое включало в себя констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. На начальном этапе была проведена диагностик уровня развития моторных функций с применением методик, направленных на исследование артикуляционной моторики, мимической моторики, а также мелкой и общей моторики у дошкольников. Анализ полученных результатов позволил прийти к выводу, что в целом среди обследуемых детей преобладает низкий уровень развития. Им было сложно справиться с предложенными заданиями, в особенности с теми, которые включают в себя только словестную инструкцию. Дети со средним уровнем также демонстрировали наличие трудностей при выполнении заданий. Высокий уровень не был выявлен.Для повышения уровня развития моторной функции у дошкольников была разрабатана программа логопедической работы с использованием комплексного подхода. Так выделялся комплекс мероприятий, который направлен на развитие каждого из выделенных видов моторики. Повторное исследование моторной функции дошкольников, имеющих нарушение речи, показало, что имеет место положительная динамика. Так, всем обследуемым детям удалось улучшить свои показатели. Кроме того, на контрольном этапе был выявлен высокий уровень развития у одного ребенка, который отсутствовал на начальном этапе обследования. Также отмечено сокращение числа детей, которые имеют низкий уровень моторного развития. Полученные данные говорят об эффективности предложенной методики. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАлябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Метод. пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.Бабина Г.В. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»): Учебно-методическое пособие/ Г.В. Бабина. – М., 2012 Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии. – М.:АСТ: Транзиткнига, 2005. – 384с.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. завед. – М.: Владос, 2002. – 272 с. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной 54 диагностики. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013 –144с. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник. – М.: Знание, 2010. – 215 с. Волосовец, Т. В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Т.В. Волосовец,, Н.В. Горина, Н.И. Зверева и др — М.: Академия, 2000. – 200 с.Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. — СПб.: Дельта, 2001. — 96 с. 6 (15)Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста: Библиотека практикующего логопеда. – М.: Знание, 2007. – 450 с.Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – М.: Академия, 2002 – 272 с. Дудьев, В.П. Психомоторика и ее мозговая организация: норма и патология. – Барнаул: БГПУ, 2005. – 359 с.Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю. Задержки развития речи у детей: причины, диагностика и лечение // Русский медицинский журнал. - 2016. - С. 6. - С. 362–366Ильин, Е.П. Психомоторная организация человека: учебник для вузов. — Спб: Питер, 2003. — 384 с. Киселева, В.А. Развитие тонкой моторики: Дошкольное воспитание. — М.: Чистые пруды, 2006. — №1.- с.12-14 Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Педагогика, 2005. – 143 с.Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004. — 224 с. Кононова, Е.А. Основы развития психомоторики у дошкольников // Наука и образование: открытия, перспективы, имена. – 2015. – № 4 // «Университетская библиотека онлайн». Режим доступа: http://www.nauobraz.esrae.ru/28-161 Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. — М.:ТЦ СФЕРА, 2007. — 62 с. Любина Г., Желонкина О.В. Рука развивает мозг // Дошкольное воспитание. – 2003 – №4 – С. 32-36 Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей: преодоление ОНР. – М.: Знание, 2009. – 260 с.Ранняя диагностика нарушений развития речи. Особенности речевого развития детей с последствиями перинатальной патологии нервной системы. Клинические рекомендации. Под ред. Н.Н. Володина, В.М. Шкловского. M 2015; 57Поваляева, М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002- 448 с. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Академия, 2002 – 232 с. Сеченов, И.М. Рефлексы головного мозга // Избранные произведения. - М., 2010. – 509 с. Степаненко Д.Г., Сагутдинова Э.Ш. О классификациях нарушений речи в детском возрасте. Системная интеграция в здравоохранении. - 2010. - № 2. - С. 32–43Ткаченко, Т.А. Формирование и развитие связной речи: Логопедическая тетрадь. – СПб.: Дана, 2008. – 550 с. Учебно-практическое пособие по дисциплине «Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению» / О.М. Морозова. – Челябинск, 2009 –28 с.Филичева Т.Б., Каше Г.А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста: Кн. для логопеда. – М.: Знание, 2009. – 280 с.Фомичева, М.В. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: практикум по логопедии. – М.:ПРОСВЕЩЕНИЕ,1989. – 239 с. Хризман, Т.П. Об отношении ассоциативных зон коры головного мозга к организации сложной произвольной деятельности у детей от 1 года до 4 лет по данным ЭЭГ. Тезисы 5-го научного совещания.. - Л.: 1997. - С. 11-13.

1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Метод. пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
2. Бабина Г.В. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»): Учебно-методическое пособие/ Г.В. Бабина. – М., 2012
3. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии. – М.:АСТ: Транзиткнига, 2005. – 384с.
4. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. завед. – М.: Владос, 2002. – 272 с.
5. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной 54 диагностики. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013 –144 с.
6. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник. – М.: Знание, 2010. – 215 с.
7. Волосовец, Т. В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Т.В. Волосовец,, Н.В. Горина, Н.И. Зверева и др — М.: Академия, 2000. – 200 с.
8. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. — СПб.: Дельта, 2001. — 96 с. 6 (15)
9. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста: Библиотека практикующего логопеда. – М.: Знание, 2007. – 450 с.
10. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – М.: Академия, 2002 – 272 с.
11. Дудьев, В.П. Психомоторика и ее мозговая организация: норма и патология. – Барнаул: БГПУ, 2005. – 359 с.
12. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю. Задержки развития речи у детей: причины, диагностика и лечение // Русский медицинский журнал. - 2016. - С. 6. - С. 362–366
13. Ильин, Е.П. Психомоторная организация человека: учебник для вузов. — Спб: Питер, 2003. — 384 с.
14. Киселева, В.А. Развитие тонкой моторики: Дошкольное воспитание. — М.: Чистые пруды, 2006. — №1.- с.12-14
15. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Педагогика, 2005. – 143 с.
16. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004. — 224 с.
17. Кононова, Е.А. Основы развития психомоторики у дошкольников // Наука и образование: открытия, перспективы, имена. – 2015. – № 4 // «Университетская библиотека онлайн». Режим доступа: http://www.nauobraz.esrae.ru/28-161
18. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. — М.:ТЦ СФЕРА, 2007. — 62 с.
19. Любина Г., Желонкина О.В. Рука развивает мозг // Дошкольное воспитание. – 2003 – №4 – С. 32-36
20. Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей: преодоление ОНР. – М.: Знание, 2009. – 260 с.
21. Ранняя диагностика нарушений развития речи. Особенности речевого развития детей с последствиями перинатальной патологии нервной системы. Клинические рекомендации. Под ред. Н.Н. Володина, В.М. Шкловского. M 2015; 57
22. Поваляева, М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002- 448 с.
23. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Академия, 2002 – 232 с.
24. Сеченов, И.М. Рефлексы головного мозга // Избранные произведения. - М., 2010. – 509 с.
25. Степаненко Д.Г., Сагутдинова Э.Ш. О классификациях нарушений речи в детском возрасте. Системная интеграция в здравоохранении. - 2010. - № 2. - С. 32–43
26. Ткаченко, Т.А. Формирование и развитие связной речи: Логопедическая тетрадь. – СПб.: Дана, 2008. – 550 с.
27. Учебно-практическое пособие по дисциплине «Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению» / О.М. Морозова. – Челябинск, 2009 –28 с.
28. Филичева Т.Б., Каше Г.А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста: Кн. для логопеда. – М.: Знание, 2009. – 280 с.
29. Фомичева, М.В. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: практикум по логопедии. – М.:ПРОСВЕЩЕНИЕ,1989. – 239 с.
30. Хризман, Т.П. Об отношении ассоциативных зон коры головного мозга к организации сложной произвольной деятельности у детей от 1 года до 4 лет по данным ЭЭГ. Тезисы 5-го научного совещания.. - Л.: 1997. - С. 11-13.

Вопрос-ответ:

Что такое моторные функции?

Моторные функции - это комплекс процессов и навыков, связанных с движением и контролем тела. Это включает в себя координацию движений, силу, гибкость, быстроту реакции и другие аспекты, которые позволяют ребенку эффективно использовать свое тело.

Как формируются моторные функции у детей?

Моторные функции формируются в процессе онтогенеза, то есть развития ребенка от момента зачатия до зрелого возраста. Они развиваются на основе интеракций между мозгом, нервной системой и окружающей средой. Основные этапы формирования моторных функций включают примитивные рефлексы, затем появление базовых двигательных навыков и их постепенное усовершенствование.

В чем особенности развития моторных функций у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи?

Дети старшего дошкольного возраста с нарушением речи могут иметь отклонения в развитии моторных функций. Они могут испытывать трудности с координацией движений, балансом, силой и точностью движений. Это может быть связано с недостаточной развитием мозговой коры, задержкой в нейромышечном развитии или другими факторами.

Какие подходы используются для формирования нарушенных моторных функций?

Для формирования нарушенных моторных функций у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи используются различные подходы. Это включает комплексные программы физической реабилитации, индивидуальные занятия с логопедом, игровые и сенсорные активности, адаптивные упражнения, развивающие игры и другие методы, направленные на улучшение моторных навыков и общей физической подготовки детей.

Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?

По первой главе статьи можно сделать следующие выводы: моторные функции развиваются в процессе онтогенеза и требуют взаимодействия между мозгом, нервной системой и окружающей средой. У детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи могут быть отклонения в развитии моторных функций. Для формирования нарушенных моторных функций применяются различные подходы, включая комплексные программы реабилитации и индивидуальные занятия с логопедом.

Какие моторные функции формируются у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи?

В описанном исследовании рассматривались такие моторные функции, как координация движений, мелкая моторика, физическая выносливость и баланс. Они формируются с определенными особенностями у детей с нарушением речи.

Какие особенности развития моторных функций у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи?

У детей с нарушением речи обычно наблюдается задержка развития моторных функций. Они могут испытывать трудности с координацией движений, медленно развиваться в мелкой моторике, иметь низкую физическую выносливость и проблемы с балансом.

Какие подходы можно использовать для формирования нарушенных моторных функций у детей с нарушением речи?

Основные подходы включают комплексный подход, который предполагает использование различных методов и средств для формирования моторных функций у детей, а также индивидуальный подход, который учитывает особенности каждого ребенка и его потребности.

Какие моторные функции рассматриваются в исследовании?

В исследовании рассматриваются такие моторные функции, как координация движений, мелкая моторика, физическая выносливость и баланс. Они являются важными аспектами развития моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Какие выводы можно сделать по первой главе исследования?

По первой главе исследования можно сделать вывод, что формирование моторных функций у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи требует комплексного подхода, который будет учитывать особенности каждого ребенка и его потребности. Также важным аспектом является индивидуальный подход, чтобы достичь наиболее эффективных результатов.

Какие моторные функции формируются у детей старшего дошкольного возраста?

Моторные функции, которые формируются у детей старшего дошкольного возраста, включают координацию движений, грубую и мелкую моторику, равновесие и ориентацию в пространстве, а также мощность и выносливость мышц.

Какие особенности развития моторных функций имеют дети старшего дошкольного возраста с нарушением речи?

Дети старшего дошкольного возраста с нарушением речи могут иметь задержки в развитии моторных функций, а также проблемы с координацией движений, грубой и мелкой моторикой, равновесием и ориентацией в пространстве. Они могут испытывать трудности в контроле мышц и в осуществлении точных движений.