Изучение самооценки подростков

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология личности
  • 39 39 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 20.12.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты самооценки подростков 5
1.1 Определение понятия самооценка 5
1.2 Специфика формирования самооценки в подростковом возрасте 11
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по оптимизации 15
самооценки подростков 15
2.1 Эмпирическое исследование самооценки подростков 15
2.2 Программа оптимизации самооценки подростков 22
2.3. Результаты реализации программы оптимизации самооценки подростков 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31
ПРИЛОЖЕНИЯ 33

Фрагмент для ознакомления

В контрольной группе также нет подростков с высокой самооценкой, 4 человека (15%) с низкой самооценкой, а норма самооценки наблюдается у 23 человек (85%). По характеристикам личности, составляющим сущность самооценки, в экспериментальной группе выявлено наибольшее количество респондентов с низким уровнем самооценки в плане характера (12%), отношения, внешности (15%); в контрольной группе также по характеру и внешности (33%).Наибольшее количество респондентов с высоким уровнем в экспериментальной группе и в контрольной группе представляют способности. Все эти данные и все остальные результаты по каждому показателю самооценки можно представить в процентах на графике (рис. Е7)[15]. Исходя из графика, можно отметить, что показатели экспериментальной группы намного выше показателей контрольной группы, как по индивидуальным характеристикам, так и по общему уровню самооценки.Сравнивая соотношение между результатами первичной диагностики и повторной диагностики, можно определить процентное изменение среднего уровня самооценки в каждой группе. Так, в экспериментальной группе количество 67 детей с адекватной самооценкой увеличилось на 23 %, в контрольной группе - на 11 %, что свидетельствует о положительной динамике уровня самооценки в обоих случаях. Однако более высокие результаты отмечены в экспериментальной группе благодаря специально разработанной и реализованной программе оптимизации самооценки.Для подтверждения и уточнения полученных результатов по уровню самооценки использовалась методика самооценки личности О. И. Моткова. По данному методу в экспериментальной группе было выявлено 6 подростков с низкой самооценкой (23%), со средней - 14 (54%) и с высокой - 6 (23%). В контрольной группе подростков с низкой самооценкой - 13 (48%), со средней - 12 (44%), с высокой - 2 (7%). Ни в одной из групп не было респондентов с псевдовысокой самооценкой.Таким образом, по данной методике в экспериментальной группе респондентов преобладает средняя самооценка, а в контрольной - низкая. Для наглядности и сравнительного анализа этих данных процентное соотношение показателей показано на диаграмме (рис. Е 8)[15].По личностным факторам в экспериментальной группе отмечается высокая самооценка творчества и силы воли (3 балла); в контрольной группе - только по творчеству (3 балла), средний балл остальных факторов в обеих группах равен двум, что свидетельствует о среднем уровне в экспериментальной группе и низком уровне в контрольной группе. Как и при первом способе, путем сравнения соотношения результатов первичной диагностики и повторной диагностики можно определить процентное изменение среднего уровня самооценки в каждой группе.Так, в экспериментальной группе количество детей с адекватной самооценкой увеличилось в 2 раза, или на 27 %, в контрольной группе - в 1,5 раза, или на 15 %, что также свидетельствует о положительной динамике уровня самооценки. самооценка. в обоих случаях, но более высокие результаты в экспериментальной группе.По опроснику В. В. Столиной и С. Р. Пантелеева в экспериментальной группе выявлено 6 подростков с низкой самооценкой, 6 респондентов - со средней и 14 - с высокой. В контрольной группе - 12 детей имеют низкую самооценку, 10 - среднюю и 5 - высокую. Для оценки динамики результатов первичной и вторичной диагностики по каждой шкале полученные данные отображают на диаграммах (рисунки 9 и 10)[15].Рисунок 9 - Динамика результатов самоотношения подростков по методике В.В. Столина и С.Р. Пантелеева в экспериментальной группеРисунок 10 - Динамика результатов самоотношения подростков по методике В.В. Столина и С.Р. Пантелеева в контрольной группеНа первой диаграмме характер линий неровный, зигзагообразный, что свидетельствует о качественных и количественных изменениях показателей самооценки, при этом количество невыраженных признаков уменьшается, а выраженных признаков увеличивается. На второй диаграмме видна обратная ситуация: кроме шкалы собственной заинтересованности все остальные шкалы имеют низкую самооценку и показатели в целом неизменны, что свидетельствует о плавном характере линий.Таким образом, по результатам проведенных методик можно сделать вывод, что в ходе реализации программы оптимизации самооценки повысился общий уровень самооценки, у большинства подростков адекватная самооценка, также отмечается положительная динамика в самооценке и самопрезентации, подростки стали более позитивно относиться к себе и результатам собственной деятельности. В результате разработанная нами программа оптимизации самооценки подростков в образовательной организации эффективна и имеет выраженный положительный эффект.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, период подросткового возраста характеризуется активным построением образа Я, важной частью которого является самооценка. Согласно отечественным и зарубежным представлениям, самооценка не постоянна, она варьирует в зависимости от различных факторов, в том числе от опыта общения с окружающими и оценки собственной деятельности в соответствии с ценностями и идеалами.Важнейшим условием формирования самооценки является общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками), посредством которого подросток усваивает социальные нормы и культурные ценности, а также видит, как его ценят окружающие. Кроме того, развитию мышления способствует то, что подросток познает себя и оценивает себя по своим достижениям. Успех в деятельности является критерием способности человека в этой деятельности.Однако важна не столько объективная оценка результата деятельности, сколько то, какую субъективную оценку дает человек своим достижениям, объясняемым этим результатом (относит ли он ее к собственным способностям или к влиянию внешних факторов). При этом важную роль играют критерии оценки своей успешности, в основе которых лежит система ценностей, активно формирующаяся в подростковом возрасте.Таким образом, представления подростков об успехе могут влиять на формирование критериев оценки своих достижений (своей успешности), а значит, и своих способностей и возможностей, что в целом влияет на их самооценку и образ Я.Благодаря проведению и интерпретации результатов диагностики подростковой самооценки можно сделать вывод о преобладании у подростков заниженной самооценки или склонности к занижению своих достоинств, в частности, по актуальным для них позициям – внешности, авторитета у сверстников, характеру, где наблюдаются более низкие показатели. Таким образом, можно сделать вывод о наличии проблемы развития самооценки в подростковом возрасте и необходимости ее оптимизации в условиях образовательного учреждения с применением традиционных и инновационных средств. Обязательным условием реализации программы является полнота, целостность, регулярность и систематизация составляющих ее составляющих.По результатам повторной диагностики самооценки можно сделать вывод о том, что за время реализации программы общий уровень самооценки повысился до адекватного, а также отмечается положительная динамика самоотношении и представлении о себе, подростки стали более позитивно относиться к себе и результатам своей деятельности. В результате разработанная нами программа оптимизации самооценки подростков в образовательной организации эффективна и имеет выраженный положительный эффект.Следовательно, можно считать, что цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена. Полученные теоретические и эмпирические результаты имеют практическое значение и могут быть использованы в психолого-педагогической деятельности по оптимизации самооценки подростков. Кроме того, данная работа может служить основой для дальнейших теоретических исследований и эмпирических разработок в контексте мероприятий по развитию и коррекции самооценки подростков.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК1. Белозерова, Л. А., Поляков, С. Д., Жидяева, О. О. Социокультурные особенности поколения Z: опыт эмпирического исследования. [Текст] Поволжский педагогический поиск, № 3, - 2018 С. 16–23.2. Гуревич П. С. Психология и педагогика. [Текст] / Гуревич П. С. - М.: Юрайт. 2019. 430 с.3. Дереча В. А. Психология зависимостей. [Текст] / Дереча В. А. - М.: Юрайт. 2019. 160 с.4. Мотков О.И. Исследование гармоничности личности: монография [Текст] / О.И. Мотков. - М: РУСАЙНС, 2020. - 168 с. 5. Немов Р. С. Общая психология. Учебник и практикум для СПО. В 3-х томах. Том 2. В 4-х книгах. Книга 4. Речь. Психические состояния. [Текст] - М.: Юрайт. 2019. 244 с.6. Шумский В. Б. Экзистенциальная психология и психотерапия. [Текст] / Шумский В. Б. = М.: Юрайт. 2019. 156 с.Электронные ресурсы7. Айман Кашкуш Специфика формирования самооценки в подростковом возрасте. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika8. Бордовская Н. В. Современные образовательные технологии. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004726521 9. Горохова А.А. Исследование самооценки современных детей и подростков. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-osobennostey10. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан URL: http://mikhailova.ucoz.net/Papka1/microsoft_word-issledovanie_samoocenki.pdf 11. Леонтьев А.Н. Становление психологии деятельности. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002408648 12.Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. https://search.rsl.ru/ru/record/01002507375 13.Липкина А.И. Самооценка школьника. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006939834 14. Лурье А.Ж. Системный способ оптимизации самооценки личности подростка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnyy-sposob15. МБОУ «Школа №154» URL: https://school154-nnov.edusite.ru/ 16.Молчанова Т.К. Составление образовательных программ. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002418838 17. Мухина Ю.И. Самооценка как форма проявления самосознания. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samootsenka18.Некрасова Т.Ю. Самооценка: современный взгляд на психологическое содержание феномена. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samootsenka-sovremennyy-vzglyad19. Тест-опросник самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев) URL: https://miu.by/kaf_new/mpp/167.pdf 20. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007662998 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение АРисунок 1 - Уровни самооценки подростков по методике Дембо-РубинштейнРисунок 2 - Уровни самооценки подростков по методике О.И. МотковаПриложение БРисунок 3 - Оценка факторов личности по методике О.И. МотковаРисунок 4 - Уровень самоотношения по методике В.В. Столина и С.Р. ПантелееваПриложение ВРисунок 5 - Данные по первому вопросу блиц-опросаРисунок 6 - Данные по второму вопросу блиц-опросаПриложение ГТаблица 1 - Работа с подросткамиМероприятиеСодержаниеСрокиОтветственныеПервичная диагностика самооценкиподростковЦель: определить уровень самооценки подростков, особенности ее проявления и формируемую на ее основеМартПедагог-психологЗанятие №1. Давайте познакомимсяЦель: установить дружеский контакт с участниками и между ними, ознакомиться с задачами работы, выработать правила работы в группе.МартПедагог-психологЗанятие №2. «Здравствуйте, это я»Цель: раскрытие внутреннего мира подростка, сплочение группы, формирование знаний о самооценке.Март Педагог-психологЗанятие №3. «Волшебная лавка»Цель: выявить причины низкой самооценки, подготовить подростка к групповой работе, коррекции.МартПедагог-психологЗанятие №4. «Пустыня».Цель: сплочение группы, осознание своей значимости в группе и ее влияние на общее решение.МартПедагог-психологЗанятие №5. «Сказка о незнакомце (ке)».Цель: выявление внутренних конфликтов, знакомство со способами самопознания и самораскрытия, развитие навыков взаимодействияМарт Педагог-психологЗанятие №6. «Три слова».Цель: развитие самопознания и навыки саморазвития, формирование положительного образа себяАпрельПедагог-психологЗанятие №7. Я – это ты, ты – это я!Цель: формирование положительного отношения к себе и другим, формирование чувства значимости собственных слов и жестовАпрельПедагог-психологЗанятие №8. Моя самооценкаЦель: сформировать представление об адекватной самооценке, сформировать положительное отношение к себе и другим, сформировать ощущение значимости собственных слов и жестовАпрельПедагог-психологЗанятие №9. Доверься мне.Цель: формирование позитивного настроя, опыта доверия, знакомство с новыми способами самовыраженияАпрельПедагог-психологЗанятие №10. Трудности.Цель: формирование навыков решения проблем, знакомство со способами делового взаимодействия, развитие уверенности в своих возможностяхАпрельПедагог-психологЗанятие №11. Я на море.Цель: повысить уверенность в себе, снять эмоциональное напряжение, развить опыт доверия.АпрельПедагог-психологЗанятие №12. Люблю – не люблю.Цель: формирование навыков самовыражения, формирование положительного отношения к себе, развитие коммуникативных навыков.АпрельПедагог-психологЗанятие №13. Мое будущее.Цель: формирование навыков активной жизненной позиции, развитие уверенности в себе, навыка осознания своих чувствАпрельПедагог-психологЗанятие №14. Жизненные ситуацииЦель: показать возможные пути решения проблем, развитие уверенности в себе, навык осознания своих чувствМайПедагог-психологЗанятие №15.Мы – вместе!Цель: закрепить положительное отношение к себе, снять напряжение, повысить уверенность в себе, развить навыки невербального общенияМайПедагог-психологЗанятие №16. Дневник саморазвития.Цель: развитие навыков самопознания и самоконтроля, закрепление способов повышения самооценки, формирование стремления к познанию своего внутреннего мираМайПедагог-психологЗанятие №17. Какой я?Формирование представлений о способах оценки самооценки, формирование стремления к познанию своего внутреннего мираМайПедагог-психологЗанятие №18. Я люблю себя!Цель: закрепить состояние адекватной самооценки, обсудить результаты совместной работы, подвести итоги.МайПедагог-психологПовторная диагностика самооценки подростковЦель: определить уровень самооценки подростков, особенности ее проявления и сформированный на ее основе образ Я, сравнить результаты, выявить изменения.МайПедагог-психологДомашнее заданиеВедение еженедельного личного дневника по 5 параметрам: цели на неделю, важные события, ощущения, эмоции и настроение в течение недели, полученные результаты, выводы.Март-майПедагог-психологИндивидуальная работаБеседы, консультации подростка, помощь в решении проблем, связанных с самооценкой и ее проявлениемПонеобходимостиПедагог-психологКружки, секции, факультативыСоздание сети дополнительного образования в школе для реализации подростка через творчествоРегулярноПедагог дополнительно го образованияРабота в классеСоздание ситуации успеха для подростков с заниженной самооценкой, включение рефлексивного этапа в урокКлассный руководительПриложение ДТаблица 2 - Работа с родителямиМероприятияСодержаниеСрокиОтветственныеОпрос родителейОпределение наличия проблемы развития самооценки подростков в данной школеМартПедагог-психологРодительское собраниеОсвещение результатов диагностики, целей и задач программы; ознакомление родителей с образовательным процессомМартКлассный руководительОткрытые занятияДемонстрация способов обучения и воспитания подростков в школеАпрельКлассный руководительТренингОбучение родителей приемам поощрения и наказания, созданию ситуации успеха в семейной среде, рекомендации по регуляции самооценкиЕжемесячноКлассный руководительИгра «К барьеру»Встреча команды педагогов и родителей, диспут о проблемах самооценки подростковМайПедагог-психологРодительское собраниеОсвещение результатов программы, рефлексия собственной деятельности, обратная связьМайКлассный руководительТаблица 3 - Методическая деятельностьМероприятияСодержаниеСрокиОтветственныеПедагогическ ий советОбсуждение результатов диагностики, целей и задач программы, выработка решений по оптимизации самооценки подростковМартЗаместитель по воспитательной работеЭкскурсия «Наши соседи»Посещение образовательных организаций, изучение их опыта по оптимизации самооценки, обмен методическими разработкамиАпрельЗаместитель по воспитательной работеПамятки, брошюры, сайтПредоставление необходимой информации родителям, учителям, специалистам и администрации школыРегулярноПедагог-психологВыставка литературыВыставка научных исследований, Методическая и детская литератураАпрельПедагог-психологТренингРазвитие и повышение квалификации педагогов и специалистов школы по оптимизации самооценки подростковМайПедагог-психолог Приложение ЕРисунок 7 - Уровни самооценки подростков по методике ДембоРубинштейнРисунок 8 - Уровни самооценки подростков по методике О.И. Моткова

1. Белозерова, Л. А., Поляков, С. Д., Жидяева, О. О. Социокультурные особенности поколения Z: опыт эмпирического исследования. [Текст] Поволжский педагогический поиск, № 3, - 2018 С. 16–23.
2. Гуревич П. С. Психология и педагогика. [Текст] / Гуревич П. С. - М.: Юрайт. 2019. 430 с.
3. Дереча В. А. Психология зависимостей. [Текст] / Дереча В. А. - М.: Юрайт. 2019. 160 с.
4. Мотков О.И. Исследование гармоничности личности: монография [Текст] / О.И. Мотков. - М: РУСАЙНС, 2020. - 168 с.
5. Немов Р. С. Общая психология. Учебник и практикум для СПО. В 3-х томах. Том 2. В 4-х книгах. Книга 4. Речь. Психические состояния. [Текст] - М.: Юрайт. 2019. 244 с.
6. Шумский В. Б. Экзистенциальная психология и психотерапия. [Текст] / Шумский В. Б. = М.: Юрайт. 2019. 156 с.
Электронные ресурсы
7. Айман Кашкуш Специфика формирования самооценки в подростковом возрасте. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika
8. Бордовская Н. В. Современные образовательные технологии. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004726521
9. Горохова А.А. Исследование самооценки современных детей и подростков. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-osobennostey
10. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан URL: http://mikhailova.ucoz.net/Papka1/microsoft_word-issledovanie_samoocenki.pdf
11. Леонтьев А.Н. Становление психологии деятельности. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002408648
12.Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. https://search.rsl.ru/ru/record/01002507375
13.Липкина А.И. Самооценка школьника. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006939834
14. Лурье А.Ж. Системный способ оптимизации самооценки личности подростка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnyy-sposob
15. МБОУ «Школа №154» URL: https://school154-nnov.edusite.ru/
16.Молчанова Т.К. Составление образовательных программ. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002418838
17. Мухина Ю.И. Самооценка как форма проявления самосознания. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samootsenka
18.Некрасова Т.Ю. Самооценка: современный взгляд на психологическое содержание феномена. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samootsenka-sovremennyy-vzglyad
19. Тест-опросник самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев) URL: https://miu.by/kaf_new/mpp/167.pdf
20. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007662998

Вопрос-ответ:

Что такое самооценка подростков?

Самооценка подростков - это чувство и оценка собственной ценности, которая формируется у подростков в процессе взаимодействия с окружающей средой, социальными группами и самими собой.

Как формируется самооценка подростков?

Самооценка подростков формируется под воздействием различных факторов, таких как семья, друзья, школа, медиа и личный опыт. Взаимодействие с этими факторами может повлиять как на положительное, так и на отрицательное формирование самооценки.

Что было исследовано в опытно-экспериментальной работе?

В опытно-экспериментальной работе была исследована самооценка подростков и разработана программа оптимизации самооценки подростков. Также были изучены результаты реализации этой программы.

Какая программа была разработана для оптимизации самооценки подростков?

В работе была разработана программа оптимизации самооценки подростков, которая включала в себя специальные упражнения, тренинги и индивидуальные консультации. Целью программы было улучшить самооценку подростков и помочь им развить положительное отношение к себе.

Какие результаты были получены в результате реализации программы оптимизации самооценки подростков?

В результате реализации программы оптимизации самооценки подростков были получены положительные результаты. Подростки, прошедшие программу, заметно улучшили свою самооценку, стали более уверенными и счастливыми. Также было отмечено улучшение отношений с семьей и друзьями.

Что такое самооценка подростков?

Самооценка подростков - это совокупность субъективных представлений, оценок и чувств, которые подросток имеет о себе.

Как формируется самооценка подростков?

С формированием самооценки подростка связаны различные факторы, такие как взаимодействие с окружающими людьми, социальные стереотипы, успехи в учебе и т.д.

Какие результаты были получены в результате программы оптимизации самооценки подростков?

В результате программы оптимизации самооценки подростков было замечено улучшение самооценки и повышение уровня самоуважения у большинства участников.

Какие методы использовались в эмпирическом исследовании самооценки подростков?

В эмпирическом исследовании самооценки подростков использовались анкетные методики, психологические тесты и наблюдение поведения подростков.

Каковы основные теоретические аспекты самооценки подростков?

Основные теоретические аспекты самооценки подростков включают определение понятия самооценки, специфику ее формирования в подростковом возрасте и факторы, влияющие на развитие самооценки.

Что такое самооценка и как она формируется у подростков?

Самооценка - это субъективное отношение подростка к себе самому, его оценка своих индивидуальных качеств, способностей и достоинств. Самооценка формируется в подростковом возрасте под влиянием различных факторов, таких как родители, сверстники, школа, общество. Она может быть положительной или отрицательной и оказывает существенное влияние на поведение и самопринятие подростка.