Взаимосвязь ценностных ориентаций со стратегиями поведения в конфликтных ситуациях подростков юношей и девушек

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 76 76 страниц
  • 70 + 70 источников
  • Добавлена 11.01.2023
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Анализ исследований по проблеме конфликтного поведения подростков и их ценностных ориентации 8
1.1. Особенности подросткового возраста: физическое, психическое и нравственное развитие 8
1.2. Содержание и структура ценностных ориентаций современных подростков 14
1.3. Исследование конфликтов в отечественной и зарубежной психологии 21
1.4. Анализ стратегий поведения подростков в конфликте 25
Выводы по первой главе 35
Глава 2. Эмпирическое исследование связи ценностных ориентаций со стратегиями поведения в конфликтных ситуациях подростков юношей и девушек 36
2.1. Методы и организация исследования 36
2.2. Анализ и интерпретация исследования 37
2.3. Анализ, обобщение и интерпретация результатов исследования 52
2.4 Рекомендации по разрешению конфликтной ситуации в школе 57
Выводы по второй главе 61
Заключение 64
Список использованных источников 69
Приложения………………………………………………………….……77
Фрагмент для ознакомления

* - умеренная связь; ** - заметная связь; ***- высокая связьРисунок 9 – Подтвержденные корреляции между ценностными ориентациями девушек-подростков и стратегией поведения в конфликтной ситуацииИтак, корреляционный анализ показал, что существует прямая корреляционная связь между ценностной ориентацией «Конформизм» и стратегией поведения в конфликте «Приспособление».Как мы отмечали ранее, конформность означает стремление к изменению типу своего поведения в угоду обществу. Это стремление избегать действий, которые могут причинить вред или обиду другим людям, в общем это качество связано с такими характеристиками как послушание, вежливость, сдержанность. Неудивительно, что именно индивиды с конформистскими ценностями в конфликте избирают тактику приспособления, ведь конформизм, по сути, и есть своего рода приспособление.Доброта и универсализм положительно коррелируют с такой стратегией как «Компромисс». Доброта и универсализм – это «созидательные» ценностные ориентации, они характеризуют людей, открытых миру, стремящихся делать добро, однако и по отношению к себе эти люди также небезразличны, собственные нужды и состояние для них также важно, им необходима гармония между собой и окружающим миром. Поэтому неудивительно, что девочки-подростки с таим набором ценностей выбирают тактику компромисса в конфликтах, они стремятся сделать так, чтобы обе стороны конфликта остались «в выигрыше».Ценностная ориентация «Власть» коррелирует со стратегией «Соперничество». Власть – это стремление к управлению, к непрерывной трансляции своего мнения, это желание доказывать свою точку зрения, делать ее единственно правильной, как, собственно, и соперничество в конфликте – стремление решить конфликт в свою пользу, чего бы это не стоило.Ценностная ориентация «Альтруизм» коррелирует со стратегией «Сотрудничество». Мотивационная цель альтруизма – помощь окружающим, «мир во всем мире», бескорыстие и добропорядочность. Такие люди действуют во благо и на благо себя и общества, стратегия «сотрудничество» в конфликте отвечает данной ценностной ориентации.Ценностная ориентация «Безопасность» коррелирует со стратегией «Избегание».Для девочек-подростков, как и в принципе для женского пола, безопасность – это важнейшая базовая потребность. Девочки довольно часто могут чувствовать себя незащищенными в силу стереотипного представления о них как о «слабом поле», они понимают, что физически слабее мальчиков, поэтому так ярко проявляется у девочек данная ориентация.Избегание – это в некотором роде безопасная стратегия. Индивид стремится избежать конфронтации, предпочитает оставить разрешение конфликта второй конфликтующей стороне. Итак, мы выявили, что существуют корреляционные связи между ценностными ориентациями и стратегиями поведения в конфликтной ситуации у девочек-подростков. Обратимся к аналогичному анализу для юношей (таблица 11, рис. 10).Таблица 10 – Значимые корреляционные связи между ценностными ориентациями и стратегией поведения в конфликте у подростков – юношей12345678ШкалыДБУНВЛСМБЗКОНρКомпромисс0,615**0,71**0.3≤ρ<0.7Соперничество0,57**0.3≤ρ<0.7Сотрудничество0,513**0.3≤ρ<0.7Избегание0,435**0.3≤ρ<0.7Приспособление-0.373*0.3≤ρ<0.7Примечания: ДБ – доброта, УН-универсализм, ВЛ-власть, СМ-самореализация, БЗ- безопасность, КОН-конформность. * - умеренная связь; ** - заметная связь; ***- высокая связьЕсли мы обратим внимание на рисунки, то увидим, что есть корреляции общие для девушек и юношей: «Доброта, универсализм» - «Компромисс» и «Власть» - «Соперничество».Однако, нам удалось установить взаимосвязи, отличные от девушек-респондентов:1) «Конформизм» - «Избегание». Для юношей подростков, которым присуща ценностная ориентация «Конформизм» характерна стратегия избегания в конфликтной ситуации. Они не понимают, как по-другому возможно приспособиться под ситуацию, если не избежать ее. Таким образом для них конформизм провялятся в избежание решения конфликта, они оставляют решение на откуп оппонента.- -- - - - - -Рисунок 10 – Подтвержденныекорреляции между ценностными ориентациями юношей-подростков и стратегией поведения в конфликтной ситуации2) «Безопасность» - «Сотрудничество». В отличие от девушек, юноши, ведомые ориентацией «Безопасность» выбирают стратегию сотрудничества. Для них чувство безопасности в конфликте обеспечивается возможностью договориться, а не сбежать от конфликта (в отличие от девушек). Лучший способ обеспечить свою безопасность - это научиться сотрудничать с оппонентом.3) Выявлена обратная корреляционная связь между «самореализацией» и «приспособлением», это значит, что молодые люди полагают, что человек, стремящийся себя проявить не может в конфликте приспосабливаться под точку зрения оппонента. Итак, в ходе исследования мы установили некоторые отличия в ценностных ориентациях юношей-подростков и девушек-подростков по следующим ценностным ориентациям: традиции, доброта и безопасность. Предполагаем, что это вызвано гендерными различиями подростков, личностными особенностями, традиционными представлениями о том «какая должна быть девочка» и «каким должен быть мальчик» - девочка, традиционно, «слабый пол», хранительница очага, потому сильнее выражены ориентации на традиции и безопасность. Мы также установили корреляционные связи между ценностной ориентацией подростков и стратегией поведения в конфликтных ситуаций. В этой области мы выявили, что такие взаимосвязи есть как общие для обоих полов, так и различные.Таким образом, цель нашего исследования была достигнута, задачи выполнены, гипотезы частично подтверждены. 2.4 Рекомендации по разрешению конфликтной ситуации в школеШкола является средой, в которой, в том числе, осуществляется процесс социализации детей. В школе могут обучаться дети, придерживающихся разных точек зрения по тем или иным вопросам, обладать разным набором ценностей, исповедовать разные религии и т.д. – такое разнообразие личностей, находящихся в ограниченном пространстве нередко становится причиной конфликта. В ходе теоретической части исследования мы выявили, что конфликт в литературе, преимущественно рассматривается как деструктивное явления, порождающее насилие. Тем не менее, конфликт – это обратная сторона эволюции личности. Необходимо так же отметить, что конфликт сам по себе не является предиктором насилия, оно появляется, если конфликтующие стороны не смогли выбрать мирный путь урегулирования конфликтной ситуации. Мы предлагаем использовать в школе в процессе работе с детьми, находящимися в состоянии конфликта следующие методики управления конфликтом: арбитраж, примирение, переговоры и медиация. Школьныйарбитраж –это мирный способ разрешения конфликта, для разрешения которого привлекается третья сторона (учитель, психолог). Третья сторона является незаинтересованным лицом, но обладает большим опытом, по сравнению с участники конфликта. Третья сторона предлагает решение конфликта, основываясь на выгоде для обеих сторон. Школьное примирение –мирный способ урегулирования конфликта, основанный на привлечении посредника (учитель), который помогает сторонам принять адекватное решение, основанное на их интересах. Однако, право принятия решений принадлежит сторонам, дажеесли решение исходит от посредника. Школьные переговоры –мирный способ решения конфликта, при котором участники встречаются тет-а-тет и работают над решением конфликта сообща, без привлечения третьей стороны, посредника.Переговоры являютсяодним из наиболее часто встречающихся способов управления конфликтами в классе. Школьная медиация – это также мирный способ решения конфликта, когда помощь оказывает третья сторона (учитель) – медиатор, которыйне должен влиять на разрешение конфликта, выступая в качестве посредника в общении. Внедренный в социально-конструктивистскую парадигму, он рассматривается не только какнаиболее актуальный и гибкий инструмент мирного разрешения конфликтов наобразовательном уровне, но и способствует формированию новой культуры управления конфликтами. Следует особо отметить, что во время переговорного процесса по решению конфликта, особую роль играют: • эмпатические особенности конфликтующих сторон – они оставляют основуэффективной коммуникации и связи между конфликтующими сторонами, которая позволяет понять чувства и мотивы друг друга;• напористость: способность излагать свою точку зрения, эмоции или мнения не провоцируя защитную позицию, с помощью самоутверждающей фразы. Учитель, ведя переговоры о конфликте, должен отстаивать свою позицию и укреплятьуверенность в себе, тем самым ограничивая ситуации жестокого обращения, не нападая на учеников;• активное слушание: инструмент, необходимый для получения дополнительной информации, подтверждающий уверенность ученика в том, что он был услышан. Активное слушание предполагает задавание вопросов, перефразирование речи говорящего, просьбы разъяснить сказанное и т.д. Некоторые способы проявления активного слушания: эхо, повторение того, что сказал другой,переформулировка, обобщение и упорядочение информации и т.д.• обратная связь: учитель должен поддерживать и поощрять позитивное поведение, пресекая и корректируя поведение исправляя неподобающее. Чтобы применить обратную связь на практике, необходимо датьученику знать, что чувствует учитель и что он думает по поводу происходящей конфликтной ситуации.Таким образом, школьные учителя могут стать незаменимым помощником в процессе мирного разрешения конфликта, если правильно выберут стратегию поведения и инструменты, сопутствующие погашению конфликта.Следует отметить, что в работе с детьми необходимо учитывать выявленными нами гендерные особенности поведения молодых людей в конфликтной ситуации.Девушкам, в первую очередь, нужно дать понять, что они находятся в безопасности – это придаст им уверенности в себе, позволит сместить фокус с решения конфликта в угоду другой стороны на себя. Затем, необходимо дать им понять, что стратегия соперничества, к которой девушки практически не прибегают может быть очень полезной, следует проработать примеры ситуаций, когда стратегия соперничества является, с одной стороны, наиболее продуктивной, а с другой, не несет огромного ущерба второй стороне, ибо в ценностных ориентациях девушек доброта занимает значимое место, им важно не быть жестокими и проявлять заботу об окружающих.Для юношей рекомендации несколько другие, мы выявили, что у них доминируют стратегии компромисса и соперничества. Нередко, в подростковом возрасте, соперничество обретает физические черты, а конфликт переходит в открытую конфронтацию. Поэтому, в отличие от девушек, юношей нужно учить анализировать каждую конфликтную ситуацию наиболее тщательно, чтобы осознать, что можно использовать и другие стратегии, учить слышать другую сторону, попытаться подбирать такие решения, которые приведут к компромиссу. Выводы по второй главеИсследование проводилось ГБОУ СШ № 2121, среди учеников восьмых классов. Выборку составили подростки 14-15 лет – 60 девушек и 60 юношей.В результате исследования были сделаны выводы и выявлены закономерности: - у девушек на высоком уровне проявляются следующие ценностные ориентации: конформность, доброта, безопасность, альтруистские, коммуникативные, и семейные на среднем уровне – традиции, универсализм и достижения, экзистенциальные, самореализации, статусные и когнитивные;- у юношей на высоком уровне проявляются следующие ценностные ориентации: самостоятельность, экзистенциальные, самореализации на среднем уровне – достижения, универсализм, доброта, семейные, когнитивные, альтруистские; - в ходе анализа значимости различий в области проявления ценностных ориентаций девушек и юношей, используя U-критерий МаннаУитни, мы выявили, что значимыми можно считать различия по следующим ориентациям: «традиции», «доброта» и «безопасность».Мы объясняем данную ситуацию тем, что в подростковом возрасте потребность в безопасности больше присуща девушкам, они начинают чувствовать себя физически более слабыми, нежели молодые люди, осознают разницу в возможностях постоять за себя и т.д. Кроме того, девушки эмоционально более восприимчивы, поэтому некоторые ситуации девушки могут оценивать, как таящие в себе угрозу, тогда как молодые люди вообще не придадут значения такой ситуации.Ориентация «Традиции» не только в подростковом возрасте, но и в принципе более характерная для женского пола, недаром женщину называют «хранительницей очага и традиций», для юношей-подростков традиции нередко вызывают раздражение, как будто их заставляют принимать участие в чем-то, что им непонятно и кажется навязанным, например, совместные с родителями походы по выходным или разговоры за столом и т.д.Ориентация «Доброта» также более характерна девушкам-подросткам, для них это проявление женского естества, тогда как молодые люди нередко воспринимают доброту как проявление слабости. Таким образом, значимыми мы можем считать различия в проявлении только некоторых ценностных ориентаций.- у большинства респондентов – девочек на высоком уровне сочетаются такие стратегии поведения как сотрудничество и компромисс, наименее популярная стратегия – это стратегия соперничества, она в меньшей степени присуща девушкам-респондентам; - у юношей-подростков доминируют стратегии компромисса и соперничества. В меньшей степени выражена стратегия избегания и приспособления; - корреляционный анализ показателей девушек-подростков показал, что существует прямая корреляционная связь между ценностной ориентацией «Конформизм» и стратегией поведения в конфликте «Приспособление», «Доброта и универсализм» положительно коррелируют с такой стратегией как «Компромисс», Ценностная ориентация «Власть» коррелирует со стратегией «Соперничество», ценностная ориентация «Безопасность» коррелирует со стратегией «Избегание»; - существуют корреляционные связи общие для девушек и юношей: «Доброта, универсализм» - «Компромисс» и «Власть» - «Соперничество». Однако, у юношей были выявлены взаимосвязи, отличные от девушек-респондентов: 1) «Конформизм» - «Избегание». Для юношей подростков, которым присуща ценностная ориентация «Конформизм» характерна стратегия избегания в конфликтной ситуации. Они не понимают, как по-другому возможно приспособиться под ситуацию, если не избежать ее. Таким образом для них конформизм провялятся в избежание решения конфликта, они оставляют решение на откуп оппонента. 2) «Безопасность» - «Сотрудничество». В отличие от девушек, юноши, ведомые ориентацией «Безопасность» выбирают стратегию сотрудничества. Для них чувство безопасности в конфликте обеспечивается возможностью договориться, а не сбежать от конфликта (в отличие от девушек). Лучший способ обеспечить свою безопасность - это научиться сотрудничать с оппонентом. 3) Выявлена обратная корреляционная связь между «самореализацией» и «приспособлением», это значит, что молодые люди полагают, что человек, стремящийся себя проявить не может в конфликте приспосабливаться под точку зрения оппонента.ЗаключениеСогласно поставленным в работе цели, задачам и заявленной гипотезе, мы пришли к следующим выводам: Формирование ценностных ориентаций современной российскоймолодёжи является одним из важных и приоритетных направленийосуществления как государственной, так и общественной молодёжнойполитики в Российской Федерации.От того, какие ценности будут сформированы у подростков сегодня, оттого, насколько, они будут готовы к новому типу социальных отношений,зависят путь и перспективы развития нашего общества. Сегодняшниеподростки через несколько лет окончательно выработают свою системуценностей, которую должны будут воспринимать уже следующие поколения.Спектр социальных ценностей и установок достаточно разнообразен – это ценности моральные, эстетические, экономические, идейно-политические, религиозные и т.д. Задача состоит в реализации полномасштабного процесса духовно-нравственного, национально-патриотического, гражданского, трудового воспитания и социализации российской молодёжи.Исследование ценностных ориентаций подростка осуществляется сцелью определения основных тенденций в процессе изменения духовных иматериальных ценностей современного общества. Для этого необходимопостоянно осуществлять постоянный мониторинг ценностей молодых людей,по результатам которого осуществлять корректировку программ имероприятий, осуществляемых в сфере социализации подрастающегопоколения.Учёные рассматривают ценности современных подростков как компонент структуры личности:- характеризующий направленность и содержание активности подростка;- определяющий отношение подростка к миру и к себе;- придающий смысл и направление личностным позициям, поведению и поступкам.Ценностные ориентиры подростка персонифицированы в идеальных личностных образцах, которые относятся к разным сферам общественной жизни.В этой связи, разные уровни ценностно-нормативной сферы подростка могут быть представлены следующим образом:личностные качества, значимые для подростков;жизненные ценности;представления подростка об идеальном сверстнике;конкретные персоналии, которые выступают для подростков в качестве идеалов.Говоря о сущности понятия «конфликт» надо отметить, что «классики» отечественной науки всегда стремились объяснить конфликт через изучение внутреннего мира, «душевной» жизни личности. В то время как западная психология, прежде всего, предлагает работать с конфликтами, в контексте конкретной ситуации. Некоторые авторы считают конфликт противопоставлением и принципиальным несогласием, в то время как другие авторы под конфликтом понимают ситуационное несовместимое общение, где конкурентность не находит выхода в конструктив, когда негативные эмоции мешают разрешить противоречия.Стратегия поведения в конфликте – это ориентация человека (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта. К.У. Томасом И Р.Х. Килменном были разработаны основные наиболее стратегии поведения в конфликтной ситуации: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание или уход, приспособление.Проведя практическое исследование мы пришли к следующим выводам: В результате исследования были сделаны выводы и выявлены закономерности: - у девушек на высоком уровне проявляются следующие ценностные ориентации: конформность, доброта, безопасность, альтруистские, коммуникативные, и семейные на среднем уровне – традиции, универсализм и достижения, экзистенциальные, самореализации, статусные и когнитивные;- у юношей на высоком уровне проявляются следующие ценностные ориентации: самостоятельность, экзистенциальные, самореализации на среднем уровне – достижения, универсализм, доброта, семейные, когнитивные, альтруистские; - в ходе анализа значимости различий в области проявления ценностных ориентаций девушек и юношей, используя U-критерий МаннаУитни, мы выявили, что значимыми можно считать различия по следующим ориентациям: «традиции», «доброта» и «безопасность».Мы объясняем данную ситуацию тем, что в подростковом возрасте потребность в безопасности больше присуща девушкам, они начинают чувствовать себя физически более слабыми, нежели молодые люди, осознают разницу в возможностях постоять за себя и т.д. Кроме того, девушки эмоционально более восприимчивы, поэтому некоторые ситуации девушки могут оценивать, как таящие в себе угрозу, тогда как молодые люди вообще не придадут значения такой ситуации.Ориентация «Традиции» не только в подростковом возрасте, но и в принципе более характерная для женского пола, недаром женщину называют «хранительницей очага и традиций», для юношей-подростков традиции нередко вызывают раздражение, как будто их заставляют принимать участие в чем-то, что им непонятно и кажется навязанным, например, совместные с родителями походы по выходным или разговоры за столом и т.д.Ориентация «Доброта» также более характерна девушкам-подросткам, для них это проявление женского естества, тогда как молодые люди нередко воспринимают доброту как проявление слабости. Таким образом, значимыми мы можем считать различия в проявлении только некоторых ценностных ориентаций.- у большинства респондентов – девочек на высоком уровне сочетаются такие стратегии поведения в конфликте как сотрудничество и компромисс, наименее популярная стратегия – это стратегия соперничества, она в меньшей степени присуща девушкам-респондентам; - у юношей-подростков доминируют стратегии компромисса и соперничества. В меньшей степени выражена стратегия избегания и приспособления; - корреляционный анализ показателей девушек-подростков показал, что существует прямая корреляционная связь между ценностной ориентацией «Конформизм» и стратегией поведения в конфликте «Приспособление», «Доброта и универсализм» положительно коррелируют с такой стратегией как «Компромисс», Ценностная ориентация «Власть» коррелирует со стратегией «Соперничество», ценностная ориентация «Безопасность» коррелирует со стратегией «Избегание»; - существуют корреляционные связи общие для девушек и юношей: «Доброта, универсализм» - «Компромисс» и «Власть» - «Соперничество». Однако, у юношей были выявлены взаимосвязи, отличные от девушек-респондентов: 1) «Конформизм» - «Избегание». Для юношей подростков, которым присуща ценностная ориентация «Конформизм» характерна стратегия избегания в конфликтной ситуации. Они не понимают, как по-другому возможно приспособиться под ситуацию, если не избежать ее. Таким образом для них конформизм провялятся в избежание решения конфликта, они оставляют решение на откуп оппонента. 2) «Безопасность» - «Сотрудничество». В отличие от девушек, юноши, ведомые ориентацией «Безопасность» выбирают стратегию сотрудничества. Для них чувство безопасности в конфликте обеспечивается возможностью договориться, а не сбежать от конфликта (в отличие от девушек). Лучший способ обеспечить свою безопасность - это научиться сотрудничать с оппонентом. 3) Выявлена обратная корреляционная связь между «самореализацией» и «приспособлением», это значит, что молодые люди полагают, что человек, стремящийся себя проявить не может в конфликте приспосабливаться под точку зрения оппонента.Таким образом, цель работы была достигнута, задачи решены, гипотезы частично подтверждены.Список использованных источниковАгбария О.К. Ценностные ориентации современных подростков // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. – 2020. – № 5 (34). – С. 37-42.Андреева Г. Психология социального познания: учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2017. - 288с.Анисимов О.С. Цели и ценности в сущностном определении ипостроении программ жизнедеятельности (теория и практика) // Мирпсихологии. - 2018. - №4. - С. 178-189.Анцупов, А. Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: Питер, 2015. – 528 c.Бахтина С.В., Лубягин Д.М. Особенности межличностных конфликтов в подростковом возрасте // Научный электронный журнал Меридиан. - 2021.- № 9 (62). - С. 138-140.Белинская Е.П. Концепция и ценностные ориентации старшихподростков в условиях быстрых социальных изменений // Психология. -2017. - №4. - С. 25-31.Беляева О.А. Формирование ценностных ориентаций современных подростков: опыт эмпирического исследования // Бизнес. Образование. Право. – 2022. – № 3 (60). – С. 437-443.Бирюкова Н.В. Подходы к изучению конфликтов в зарубежной и отечественной психологии // Современный взгляд на науку и образование. – 2021. – С. 77-81Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2018. – 378 с.Варданян Ю.В. Исследование стратегий поведения подростка в конфликтной ситуации с учетом уровня стрессоустойчивости // Педагогические и психологические науки: актуальные вопросы теории и практики. сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. Научно-издательский центр «Открытое знание». - 2017. - С. 9-15.Волков Б.С. Психология подростка. М.: Педагогическое обществоРоссии, 2018. – 322 с.Геворкян Т.В. Семья как фактор развития ценностных ориентацийподростков: дис. канд. пед. наук: 13.00.00. - Оренбург, 2010. - 232 с.Григорович Л.А. Педагогика и психология: учеб. пособие. – М., 2018. – 325 с.Давыдова А. Динамика личностных ценностей учеников старших классов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». – 2018. - № 1(23). - c. 61–69.Дойч М. Разрешение конфликта (конструктивные и деструктивныепроцессы) // Социально-политический журнал. – 2017. –№1.–С. 202-217.Донцов А. И. Проблема конфликта в западной социальной психологии// Психологический журнал. – 2018. –№6.–С.119-134Егорычева И.Д. Психологические особенности личностнойнаправленности подростка и возможности ее коррекции: дис. канд. филос.наук: 19.00.07. - М., 1994. - 219 с.Елишев С.О., Таланова К.С. Ценностные ориентации современнойроссийской молодежи, особенности процесса их формирования иосуществления молодежной политики. Социологические исследованиясоциальных проблем современного российского общества. Т. 1. М.: МаксПресс, 2018. – 84 с.Жирнова А.О. Конфликтологическая компетентность подростков (по результатам социологического исследования) // Всероссийский студенческий конвент «Инновация». Сборник материалов. - 2018. - С. 123-127.Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. –М.: Аспект Пресс, 2016. - 281 с.Зосимовский А. В. Управление конфликтными ситуациями в целяхнравственного воспитания. – М.: Наука, 2015. –455 с.Исаакян О.В., Бойко И.В. Индивидуальный стиль поведения подростков в межличностном конфликте // Молодой исследователь: вопросы науки и практики. Сборник трудов III Региональной научно-практической конференции. - Киров, 2020. - С. 8-12.Каган М.С. Философская теория ценности. СПб: ТОО ТК «Петрополис», 2017. –205с.Калимуллина И.И. Исследование стиля поведения подростков в конфликтных ситуациях // Студенческий вестник. - 2022. - № 11-1 (203). - С. 64-66.Канцлер Л.А., Бочанцева Л.И. Особенности поведения подростков разных типов темперамента в конфликтных школьных ситуациях // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - № 3. - С. 32.Карпушина Л.В., Капцов А.В. Структура личностных ценностей. // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2017. - № 1. – С. 61–67Карташев С. Конфликтология: теория и практика конфликтов. – М.: Юрайт, 2018. - 92 с.Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральнойиндивидуальности старших школьников // Вопросы психологии. - № 4. - 2020. –28-33 с.Кольга А.В. Формирование нравственных ценностных ориентаций подростков как проблема современного общества // Культура и искусство как важнейшая часть единого образовательного пространства столичного мегаполиса. Материалы Четвертой научно-практической конференции института культуры и искусств Московского городского педагогического университета. – 2019. – С. 297-303.Кон И. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 2010. - 255с.Куваева М.Л. Формирование у подростков конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях // Молодые исследователи - регионам. Материалы Международной научной конференции. В 3-х томах. Ответственный редактор А.А. Синицын. – 2018. – С. 375-376.Кудашкина О.В., Потешкин П.В., Терехина А.Е. Исследование особенностей поведения подростков в конфликтных ситуациях // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология. Сборник научных трудов по материалам VI Международной научно-практической конференции. Саранск, 2022. - С. 47.Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2013. - 487с.Лурия А.Р. Природа человеческих конфликтов: Объективноеизучение дезорганизации поведения человека. - М.: «Когито-Центр». -2018 г., 527 с.Мажникова Н.В. Исследование стратегий поведения подростков в конфликтных ситуациях // Психологическое сопровождение: проблемы и перспективы. Материалы научно-практической конференции с международным участием. - 2018. - С. 115-117.Мамышева К.А. Стратегии поведения подростков в конфликтных ситуациях // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 11-12. – С. 82-83.Манина К.Е. Особенности конфликтного поведения современных подростков // Акмеология. - 2018. - № 2 (50). - С. 192-197.Матвеева А.С. Исторический экскурс изучения конфликтов в отечественной и зарубежной психологии // Человек в цифровой реальности: технологические риски. Материалы V Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. – 2020. – С. 385-388.Наконечная О.В. Психологические детерминанты конфликтностиподростков. - М.: Просвет, 2019. - 236 с.Ожегов С.И. Словарь русскою языка.– M.: Мир B Образование, 2015. – 7734 с.Панкратова И.А. Проблема буллинга и конфликтного поведения в подростковом возрасте // Наука и школа. - 2021. - № 4. - С. 232-242.Пашаева И.К. Гендерные особенности поведения старшеклассников в конфликтных ситуациях // Психологическая студия. Сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых исследователей кафедры прикладной психологии ВГУ имени П.М. Машерова. под ред. С.Л. Богомаза, В.А. Каратерзи. Витебск, 2019. - С. 178-180.Плахотникова Е.Н. Ценностные ориентации современных подростков // Студенческий вестник. – 2021. – № 28-1 (173). – С. 55-57.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: учеб. пособие / К. Н. Поливанова. - М.: Academia, 2015. – 180 с.Полякова П.Н. Особенности выбора стратегий поведения в конфликтных ситуациях у подростков // Вестник Науки и Творчества. – 2020. – № 6 (54). – С. 25-29.Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб: Питер, 2020. – 624 с.Резниченко М.А. Ценностные ориентации современных подростков // Тенденции развития науки и образования. – 2019. – № 50-8. – С. 31-34.Романова Э.Н. Развитие ценностных ориентаций подростков вобразовательном пространстве школы: автореф. дис. кандпсихолнаук:19.00.07. - Нижний Новгород, 2016. - 25 с.СалаховаВ. Б., ОщепковА.А., ЛипатоваН.В., ПоповП.В. Особенности социальных установок и ценностных ориентаций молодежи и подростков, склонных к аутоагрессивному поведению Международный журнал экологического и научного образования – 2016. - № 11, с. 9017-9025.Семенова Н.С., Богатырева М.Б. Конфликтное поведение подростков и способы его преодоления // Современная прикладная психология: теория и практика. Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. - 2017. - С. 222-225.Скотт, Дж. Г. Конфликты, пути их преодоления. - М.:Внешторгиздат, 2018. - 104 с.Халикова Л.Р. Особенности ценностных ориентаций подростков в современных условиях // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. – 2018. – № 2. – С. 53-58.Халилов Б.Б. Влияние конфликтного поведения подростка на положение в группе сверстников // NovaInfo.Ru. - 2016. - -Т. 1. - № 48. - С. 323-327.Царева Е.В., Четвергова Н.В. Исследование стратегий поведения в конфликтных ситуациях подростков из семей с разным стилем воспитания // Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - Саранск, 2020. - С. 125-128.Черкасова, Т.В. Конфликты подростков. - М.:Просвещение, 2018. - 98 с.Шалагинова К.С., Чилачава М.К. Сформированность у современных подростков навыков конструктивного решения конфликтов // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - № 4-3 (106). - С. 142-146.Яровая Е.Г. Изучение конфликта в зарубежной и отечественной психологии // Современная наука: проблемы и перспективы развития. сборник статей международной научно-практической конференции: в 3 частях. – 2017. – С. 231-235.Albert I.O. New directions in the management of community conflicts in Nigeria: insights from the activities of AAPW. Community Conflicts in Nigeria: Management, Resolution and Transformationю - Spectrum Books Limited. – 2009.Bateman, T.S. and Snell, S.A. Management: competing in the new era. New York: McGraw-Hill. – 2012Barki H. and Hartwick, J. Interpersonal conflict and its management in information system development // MIS Quarterly. – 2012. –Vol. 25.2. – pp. 195-228Connelly Jr. L.R. Conflict management styles of a selected group of Pennsylvania superintendents’ and their board presidents’ perceptions of their conflict management styles // Ph.D. Thesis. School of Graduate Studies. Youngstown State University, U.S.A. - 2019Copley R. D. Conflict management styles: A predictor of likability and perceived effectiveness among subordinates. // M. A. Dissertation. Department of Communication Studies. – 2008.Hammed A. Conflict management at work. Psychological principles for success in life and workplace // Ph.D. Thesis. School of Graduate Studies. Youngstown State University, U.S.A. – 2018Ojiji O. Conflict handling styles. Introduction to peace and conflict studies in West Africa S.G. - Best Ed. Ibadan: Spectrum Books Limited. – 2016.Pruitt D.G. and Carnevale, P. J. Negotiation in social conflict. - Pacific Grove, CA: Brooks/Cole. – 2009.Rahim M. A. Towards a theory of managing organizational conflict // International Journal of Conflict Management. – 2010. – Vol. 13. – pp. 368-376Sisler A. Adolescents’ value orientation development in light of socio-cultural influences. Genehmigte Dissertation. Berlin, URL: https://depositonce.tu-berlin.de/bitstream/11303/6105/4/sisler_aiden.pdf Supping T. and Jing, W. Interpersonal conflict handling styles: a survey of Chinese College Students // Canadian Social. – 2012. – Vol. 3. – pp .44-53.Thomas K. W. and Kilmann, R.H. Thomas-Kilmann Conflict Mode Instrument. - Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press. – 2014.Tonsing J.T. Conflict in organization. - Mumbai: Better Yourself Books.- 2015

1. Агбария О.К. Ценностные ориентации современных подростков // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. – 2020. – № 5 (34). – С. 37-42.
2. Андреева Г. Психология социального познания: учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2017. - 288с.
3. Анисимов О.С. Цели и ценности в сущностном определении и
построении программ жизнедеятельности (теория и практика) // Мир
психологии. - 2018. - №4. - С. 178-189.
4. Анцупов, А. Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: Питер, 2015. – 528 c.
5. Бахтина С.В., Лубягин Д.М. Особенности межличностных конфликтов в подростковом возрасте // Научный электронный журнал Меридиан. - 2021.- № 9 (62). - С. 138-140.
6. Белинская Е.П. Концепция и ценностные ориентации старших
подростков в условиях быстрых социальных изменений // Психология. -
2017. - №4. - С. 25-31.
7. Беляева О.А. Формирование ценностных ориентаций современных подростков: опыт эмпирического исследования // Бизнес. Образование. Право. – 2022. – № 3 (60). – С. 437-443.
8. Бирюкова Н.В. Подходы к изучению конфликтов в зарубежной и отечественной психологии // Современный взгляд на науку и образование. – 2021. – С. 77-81
9. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте /
Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2018. – 378 с.
10. Варданян Ю.В. Исследование стратегий поведения подростка в конфликтной ситуации с учетом уровня стрессоустойчивости // Педагогические и психологические науки: актуальные вопросы теории и практики. сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. Научно-издательский центр «Открытое знание». - 2017. - С. 9-15.
11. Волков Б.С. Психология подростка. М.: Педагогическое общество
России, 2018. – 322 с.
12. Геворкян Т.В. Семья как фактор развития ценностных ориентаций
подростков: дис. канд. пед. наук: 13.00.00. - Оренбург, 2010. - 232 с.
13. Григорович Л.А. Педагогика и психология: учеб. пособие. – М., 2018. – 325 с.
14. Давыдова А. Динамика личностных ценностей учеников старших классов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». – 2018. - № 1(23). - c. 61–69.
15. Дойч М. Разрешение конфликта (конструктивные и деструктивные процессы) // Социально-политический журнал. – 2017. –
№1. – С. 202-217.
16. Донцов А. И. Проблема конфликта в западной социальной психологии // Психологический журнал. – 2018. –
№6. –С.119-134
17. Егорычева И.Д. Психологические особенности личностной
направленности подростка и возможности ее коррекции: дис. канд. филос.
наук: 19.00.07. - М., 1994. - 219 с.
18. Елишев С.О., Таланова К.С. Ценностные ориентации современной
российской молодежи, особенности процесса их формирования и
осуществления молодежной политики. Социологические исследования
социальных проблем современного российского общества. Т. 1. М.: Макс
Пресс, 2018. – 84 с.
19. Жирнова А.О. Конфликтологическая компетентность подростков (по результатам социологического исследования) // Всероссийский студенческий конвент «Инновация». Сборник материалов. - 2018. - С. 123-127.
20. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. – М.: Аспект Пресс, 2016. - 281 с.
21. Зосимовский А. В. Управление конфликтными ситуациями в целях нравственного воспитания. – М.: Наука, 2015. –
455 с.
22. Исаакян О.В., Бойко И.В. Индивидуальный стиль поведения подростков в межличностном конфликте // Молодой исследователь: вопросы науки и практики. Сборник трудов III Региональной научно-практической конференции. - Киров, 2020. - С. 8-12.
23. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб: ТОО ТК «Петрополис», 2017. – 205 с.
24. Калимуллина И.И. Исследование стиля поведения подростков в конфликтных ситуациях // Студенческий вестник. - 2022. - № 11-1 (203). - С. 64-66.
25. Канцлер Л.А., Бочанцева Л.И. Особенности поведения подростков разных типов темперамента в конфликтных школьных ситуациях // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - № 3. - С. 32.
26. Карпушина Л.В., Капцов А.В. Структура личностных ценностей. // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2017. - № 1. – С. 61–67
27. Карташев С. Конфликтология: теория и практика конфликтов. – М.: Юрайт, 2018. - 92 с.
28. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной
индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии. - № 4. - 2020. – 28-33 с.
29. Кольга А.В. Формирование нравственных ценностных ориентаций подростков как проблема современного общества // Культура и искусство как важнейшая часть единого образовательного пространства столичного мегаполиса. Материалы Четвертой научно-практической конференции института культуры и искусств Московского городского педагогического университета. – 2019. – С. 297-303.
30. Кон И. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 2010. - 255с.
31. Куваева М.Л. Формирование у подростков конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях // Молодые исследователи - регионам. Материалы Международной научной конференции. В 3-х томах. Ответственный редактор А.А. Синицын. – 2018. – С. 375-376.
32. Кудашкина О.В., Потешкин П.В., Терехина А.Е. Исследование особенностей поведения подростков в конфликтных ситуациях // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология. Сборник научных трудов по материалам VI Международной научно-практической конференции. Саранск, 2022. - С. 47.
33. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2013. - 487с.
34. Лурия А.Р. Природа человеческих конфликтов: Объективное
изучение дезорганизации поведения человека. - М.: «Когито-Центр». - 2018 г., 527 с.
35. Мажникова Н.В. Исследование стратегий поведения подростков в конфликтных ситуациях // Психологическое сопровождение: проблемы и перспективы. Материалы научно-практической конференции с международным участием. - 2018. - С. 115-117.
36. Мамышева К.А. Стратегии поведения подростков в конфликтных ситуациях // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 11-12. – С. 82-83.
37. Манина К.Е. Особенности конфликтного поведения современных подростков // Акмеология. - 2018. - № 2 (50). - С. 192-197.
38. Матвеева А.С. Исторический экскурс изучения конфликтов в отечественной и зарубежной психологии // Человек в цифровой реальности: технологические риски. Материалы V Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. – 2020. – С. 385-388.
39. Наконечная О.В. Психологические детерминанты конфликтности
подростков. - М.: Просвет, 2019. - 236 с.
40. Ожегов С.И. Словарь русскою языка. – M.: Мир B Образование, 2015. – 7734 с.
41. Панкратова И.А. Проблема буллинга и конфликтного поведения в подростковом возрасте // Наука и школа. - 2021. - № 4. - С. 232-242.
42. Пашаева И.К. Гендерные особенности поведения старшеклассников в конфликтных ситуациях // Психологическая студия. Сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых исследователей кафедры прикладной психологии ВГУ имени П.М. Машерова. под ред. С.Л. Богомаза, В.А. Каратерзи. Витебск, 2019. - С. 178-180.
43. Плахотникова Е.Н. Ценностные ориентации современных подростков // Студенческий вестник. – 2021. – № 28-1 (173). – С. 55-57.
44. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: учеб. пособие / К. Н. Поливанова. - М.: Academia, 2015. – 180 с.
45. Полякова П.Н. Особенности выбора стратегий поведения в конфликтных ситуациях у подростков // Вестник Науки и Творчества. – 2020. – № 6 (54). – С. 25-29.
46. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб: Питер, 2020. – 624 с.
47. Резниченко М.А. Ценностные ориентации современных подростков // Тенденции развития науки и образования. – 2019. – № 50-8. – С. 31-34.
48. Романова Э.Н. Развитие ценностных ориентаций подростков в
образовательном пространстве школы: автореф. дис. канд психол наук:
19.00.07. - Нижний Новгород, 2016. - 25 с.
49. Салахова В. Б., Ощепков А.А., Липатова Н.В., Попов П.В. Особенности социальных установок и ценностных ориентаций молодежи и подростков, склонных к аутоагрессивному поведению Международный журнал экологического и научного образования – 2016. - № 11, с. 9017-9025.
50. Семенова Н.С., Богатырева М.Б. Конфликтное поведение подростков и способы его преодоления // Современная прикладная психология: теория и практика. Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. - 2017. - С. 222-225.
51. Скотт, Дж. Г. Конфликты, пути их преодоления. - М.:
Внешторгиздат, 2018. - 104 с.
52. Халикова Л.Р. Особенности ценностных ориентаций подростков в современных условиях // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. – 2018. – № 2. – С. 53-58.
53. Халилов Б.Б. Влияние конфликтного поведения подростка на положение в группе сверстников // NovaInfo.Ru. - 2016. - -Т. 1. - № 48. - С. 323-327.
54. Царева Е.В., Четвергова Н.В. Исследование стратегий поведения в конфликтных ситуациях подростков из семей с разным стилем воспитания // Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - Саранск, 2020. - С. 125-128.
55. Черкасова, Т.В. Конфликты подростков. - М.:
Просвещение, 2018. - 98 с.
56. Шалагинова К.С., Чилачава М.К. Сформированность у современных подростков навыков конструктивного решения конфликтов // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - № 4-3 (106). - С. 142-146.
57. Яровая Е.Г. Изучение конфликта в зарубежной и отечественной психологии // Современная наука: проблемы и перспективы развития. сборник статей международной научно-практической конференции: в 3 частях. – 2017. – С. 231-235.
58. Albert I.O. New directions in the management of community conflicts in Nigeria: insights from the activities of AAPW. Community Conflicts in Nigeria: Management, Resolution and Transformationю - Spectrum Books Limited. – 2009.
59. Bateman, T.S. and Snell, S.A. Management: competing in the new era. New York: McGraw-Hill. – 2012
60. Barki H. and Hartwick, J. Interpersonal conflict and its management in information system development // MIS Quarterly. – 2012. – Vol. 25.2. – pp. 195-228
61. Connelly Jr. L.R. Conflict management styles of a selected group of Pennsylvania superintendents’ and their board presidents’ perceptions of their conflict management styles // Ph.D. Thesis. School of Graduate Studies. Youngstown State University, U.S.A. - 2019
62. Copley R. D. Conflict management styles: A predictor of likability and perceived effectiveness among subordinates. // M. A. Dissertation. Department of Communication Studies. – 2008.
63. Hammed A. Conflict management at work. Psychological principles for success in life and workplace // Ph.D. Thesis. School of Graduate Studies. Youngstown State University, U.S.A. – 2018
64. Ojiji O. Conflict handling styles. Introduction to peace and conflict studies in West Africa S.G. - Best Ed. Ibadan: Spectrum Books Limited. – 2016.
65. Pruitt D.G. and Carnevale, P. J. Negotiation in social conflict. - Pacific Grove, CA: Brooks/Cole. – 2009.
66. Rahim M. A. Towards a theory of managing organizational conflict // International Journal of Conflict Management. – 2010. – Vol. 13. – pp. 368-376
67. Sisler A. Adolescents’ value orientation development in light of socio-cultural influences. Genehmigte Dissertation. Berlin, URL: https://depositonce.tu-berlin.de/bitstream/11303/6105/4/sisler_aiden.pdf
68. Supping T. and Jing, W. Interpersonal conflict handling styles: a survey of Chinese College Students // Canadian Social. – 2012. – Vol. 3. – pp .44-53.
69. Thomas K. W. and Kilmann, R.H. Thomas-Kilmann Conflict Mode Instrument. - Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press. – 2014.
70. Tonsing J.T. Conflict in organization. - Mumbai: Better Yourself Books.- 2015

Вопрос-ответ:

Какие особенности характерны для подросткового возраста?

Подростковый возраст характеризуется физическим, психическим и нравственным развитием. Физически происходит активное формирование организма, рост и созревание половых признаков. Психически развиваются навыки абстрактного мышления, самосознание и формирование личности. Нравственное развитие связано с появлением моральных ценностей и пониманием принципов справедливости.

Какие ценностные ориентации преобладают у современных подростков?

У современных подростков преобладают индивидуалистические и материалистические ценности. Это связано с развитием потребительской культуры и влиянием средств массовой информации. Однако, у некоторых подростков также присутствуют и более традиционные ценности, такие как семья, дружба и верность.

Какие исследования были проведены по проблеме конфликтного поведения подростков и их ценностных ориентаций?

Было проведено множество исследований, которые изучали взаимосвязь между ценностными ориентациями подростков и их стратегиями поведения в конфликтных ситуациях. Некоторые из этих исследований показывают, что подростки с индивидуалистическими ценностями склонны к конфликтам и агрессивному поведению, в то время как подростки с более коллективистскими ценностями стремятся к сотрудничеству и мирному разрешению конфликтов.

Какова роль ценностных ориентаций в конфликте подростков?

Ценностные ориентации могут оказывать значительное влияние на стратегии поведения подростков в конфликтных ситуациях. Например, подростки, которые придают большое значение своей независимости и личной свободе, могут быть склонны проявлять агрессивное поведение в целях защиты своих интересов. С другой стороны, подростки, которые ценят справедливость и сотрудничество, могут стремиться к мирному разрешению конфликтов и поиску компромиссных решений.

Какие особенности характерны для подросткового возраста в физическом, психическом и нравственном развитии?

В подростковом возрасте происходят значительные изменения не только в физическом, но и в психическом и нравственном развитии. Физические изменения включают рост и развитие половых признаков. Психическое развитие характеризуется бурным развитием личности, формированием самоидентификации, поиска смысла жизни и развитием социальных ролей. В нравственном развитии подростки осваивают принципы морали, развивают этические понятия и ставят себе цели в области морального развития.

Какова структура ценностных ориентаций современных подростков?

Структура ценностных ориентаций современных подростков включает такие компоненты, как материальные ценности (деньги, богатство), социальная значимость (популярность, признание), самореализация (развитие талантов, достижение успеха), моральные ценности (справедливость, честность), личностное благополучие (здоровье, счастливая семья).

Какие исследования проводились по проблеме конфликтного поведения подростков и их ценностных ориентаций?

В отечественной и зарубежной психологии проводились исследования, направленные на изучение связи между ценностными ориентациями подростков и их конфликтным поведением. Эти исследования помогли выявить те ценности, которые связаны с наиболее агрессивным и конфликтным поведением подростков.

Какие стратегии поведения применяют подростки в конфликтных ситуациях?

Подростки могут применять различные стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Некоторые из них могут быть агрессивными, такие как физическая агрессия, вербальная агрессия, проявление негативных эмоций. Другие стратегии могут быть адаптивными, например, поиск компромисса, попытка достижения консенсуса, использование позитивных методов влияния.

Какие особенности подросткового возраста влияют на их стратегии поведения в конфликтных ситуациях?

Подростки находятся в периоде активного физического, психического и нравственного развития. Им существенно важно проявить себя, отстоять свои интересы и установить свою независимость. В связи с этим, они могут выбирать стратегии поведения, связанные с соперничеством, агрессией или проявлением своей индивидуальности.

Какие ценностные ориентации современных подростков могут влиять на их поведение в конфликтных ситуациях?

Ценностные ориентации подростков могут быть разнообразными. Некоторые подростки могут придерживаться ценностей, связанных с сотрудничеством и уважением к другим людям, и предпочитать стратегии мирного разрешения конфликтов. Другие могут быть более соревновательными и сосредоточеными на своих личных интересах, что способствует выбору стратегий борьбы и доминирования в конфликтных ситуациях.