Сенсорное воспитание детей раннего возраста с задержкой речевого развития

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 19 19 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 21.02.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Задержка речевого развития у детей раннего возраста как психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития 10
1.3. Методики диагностики и коррекции сенсорного развития детей раннего возраста с ЗРР 12
1.4. Сенсорное развитие дошкольников с ЗРР в условиях образовательной организации 17
Выводы по первой главе 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ И АПРОБАЦИИ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗРР 23
2.1. Изучение уровня сенсорного развития у детей раннего возраста с ЗРР 23
2.2. Система коррекционной работы по сенсорному развитию детей раннего возраста с задержкой речевого развития 29
2.3. Анализ результатов коррекционно-развивающей работы 35
Заключение 40
Список литературы 42
Приложение 1……………………………………………………………………….46
Фрагмент для ознакомления

Особое внимание из педагогических условий, указанных в предыдущем подразделе, было уделено дидактическим играм. Такие игры, как «Собери узор», «Геометрическое лото», «Разложи домики», «Собери грибы», «Раздели картинки». «Форма», дидактическая картинка «Дом с треугольными и прямоугольными окнами».Данные игры проводились индивидуально через день. Была разработана концепция цветов и формы. Было проведено дидактическое упражнение «Шарики». Цель этого упражнения: развить у детей умение подбирать предметы одного цвета; называть цвета. Для достижения этой цели были использованы шары одинакового размера и четырех основных цветов. Игра «Подбери фигуру» была направлена на закрепление знаний о геометрических фигурах.Также были проведены игры на развитие восприятия величины: «Маленькие шарики», «Парные картинки», дидактическая картинка «Большая, средняя, маленькая игрушка»; дидактическая картинка «Дом с большими и маленькими окнами» и др.Дети с большим интересом принимали участие в играх и охотно выполняли предложенные задания. Чтобы закрепить эффект, выбранные задания и игры были проведены с детьми несколько раз. С каждой игрой дети показывали все более высокие результаты. Они начали разбираться в инструкциях и сути предлагаемых задач.Также при наблюдении за детьми было выявлено, что в свободное время испытуемые дети самостоятельно принимали игры и выполняли задания, с которыми их познакомили в процессе проведения экспериментально-поисковой работы.3 этап: Формирование диалогической речи и коммуникативных умений младших дошкольников с ЗРР (21.09. - 27.09.). В данном направлении использовались методы песочной терапии:1. Вербальные методы:– опишите доступные изображения на песке и наделите их какими-либо качествами;– придумайте историю или сказку с персонажами и предметами из доступных фигурок на песке;– обсудите идею песочной анимации и т.д.2.Визуальные методы:– портрет солнечного мальчика;– просмотр мультфильма – песочной анимации "Как ослик искал счастье".3. Игровые методы:– игры с песком ("Прятки", "Дождь", "Песочный человек", "Солнечный мальчик", "Песочный круг" и т.д.); – игровые истории (история песочного принца; история Ежика о том, как лиса пекла пироги и т.д.);– проективные игры, основанные на том, что ребенок создает воображаемый мир и рассказывает об особенностях его устройства, героях и их взаимоотношениях ("Мир счастья в стране песка", песочные анимации "Зимняя картинка", "Африка в песочнице");– имитация сказочного сюжета ("Аленушка ищет волшебный цветок желаний в Стране песка", "Исполнение желаний жителей страны песка лепестками цветка–семицветика");- игры-путешествия (в игрушечный городок, в город веселых музыкантов, в страну гномов);– игровые упражнения ("Поздоровайся с песком", "Необыкновенные следы", "Через горы", "Ручей", "Волшебный лес", "Фигурки" и т.д.).4. Творческие методы:– создание единого целого из разрозненных деталей, скрытых в песке, и рассказ о том, что было создано;– рисование (пальцами, волшебный цветок, солнце, горы и пещеры в стране гномов, замок для песчаной принцессы и т.д.);– лепка из песка (мяч, детали пространства, декорации "песочного мира", пруд для золотых рыбок и т.д.)Коммуникативные способности детей, проявляющиеся в умении слушать другого человека, уважать его мнение, интересы и спокойно отстаивать свое мнение, развиваются при работе в парах. В то же время, во время занятия песочной терапией были созданы условия для свободного общения, возможность для каждого ребенка продемонстрировать свой уровень коммуникативных навыков, умение слушать друг друга при работе в парах, отсутствие страха сделать неправильный вывод, совершить ошибку; комфортная обстановка делает такое общение более продуктивным. Наблюдение за совместным выполнением детьми заданий коммуникативной направленности показало, что при такой форме работы детей привлекает прежде всего то, что их коммуникативные действия разрешены и даже поощряются. Дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать – словом, действовать естественно, раскованно.Коммуникативная способность правильно выбирать стратегии поведения в конфликтных ситуациях общения со сверстниками развивалась при создании групповых композиций на песке, когда детям нужно было обсудить и договориться между собой, кто и что будет изображено в песочной анимации. Цель состоит в том, чтобы создать условия для развития их коммуникативных навыков и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания. Такая работа характеризуется непосредственным взаимодействием и сотрудничеством между детьми. Дети были разделены на 3-5 групп (по 5 или 3 человека в каждой), каждая группа получила свое задание, которое может быть одинаковым для всех групп или дифференцированным (например, изобразить гномов, пещеры и горы в стране гномов и т.д.); внутри каждой группы они сами распределяли обязанности среди его участников; процесс выполнения задания в группе осуществлялся на основе обмена мнениями и оценками. На любом из этих этапов в группе могли возникнуть конфликты, которые дети должны были решать сами конструктивными способами, выбирая стратегию сотрудничества, чтобы этот конфликт не мешал групповой работе и достижению целей командной работы. В групповых формах детей учили общаться в команде сверстников, планировать совместные действия, добиваться результатов и обсуждать их, участвовать в обсуждении определенной темы; участвовать в коллективном обсуждении проблем; задавать уточняющие вопросы, т.е. организовывать активное сотрудничество в поиске и сборе информации.Таким образом, значимость данной программы заключается в комплексном подходе к развитию диалогических навыков детей старшего дошкольного возраста со зрительным восприятием методами сенсорной терапии – вербальной, диалогической, игровой, визуальной, творческой. Управляемость программы обеспечивается наличием диагностического целеполагания, планирования, возможностью варьировать используемые методы и постоянной обратной связью с детьми.2.3. Анализ результатов коррекционно-развивающей работыНа контрольном этапе эксперимента мы использовали такие же методики, что и на констатирующем этапе. Мы получили следующие результаты:Таблица 3- Показатели уровней сенсорного развития детей раннего возраста с ЗРР (в баллах)№Имя ребенкаНомер заданияОбщий баллУровень сенсорного развития1(28.09)2(29.09)3(30.09)4(2.10)5(3.10)1Аня2233313средний2Арина4433519высокий3Арсений2233212средний4Евгения4333316высокий5Кирилл5243317высокийНа контрольном этапе работы 60% (трое) детей исследуемой группы имеют высокий уровень сенсорного развития. У этих детей хорошо сформированы представления об основных сенсорных стандартах цвета, формы, размера, с помощью которых они правильно находят нужный цвет по названию и подбирают цвета по образцу, подбирают геометрические фигуры по образцу, сортируют предметы по размеру. Благодаря хорошо развитому целостному восприятию предметного изображения дети могут собирать разрезные картинки из четырех частей. В этой группе детей 40% (двое) имеют средний уровень сенсорного развития. У этих детей уже начали вырабатываться базовые сенсорные стандарты, но их уровень недостаточен для того, чтобы дети самостоятельно выполняли предложенные задания. При выполнении заданий допускаются некоторые ошибки, дети правильно подбирают предметы по форме, размеру, цвету, но испытывают трудности с определением этих качеств по названию. Мы видим, что наблюдается положительная тенденция в сенсорном развитии этой группы маленьких детей. Количество детей с высоким уровнем сенсорного развития увеличилось на 20%. Детей с низким уровнем сенсорного развития выявлено не было.Результаты методики по изучению диалогических умений дошкольников с ЗРР на контрольном этапе представлены в таблице 4:Таблица 4 - Оценка уровня сформированности диалогических умений и интерпретация присвоенные каждому участнику группы испытуемых за выполнение заданий методики на контрольном этапе «Выбери картинку»ИмяКол-во балловИнтерпретацияАня2Распознает не все ситуации взаимодействия ;поведение не всегда соответствует правилам ситуации; не всегда различает эмоциональное состояние сверстников, что приводит к трудностямв общении; имеет недостаточно четкие представления об общепринятых нормах и способахвыражения отношения ко взрослому; недостаточно четкие представления о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации сдругими детьми.Арина3Четко распознает различные ситуации взаимодействия; различает эмоциональное состояниесверстников и ориентируется на него в процессеобщения; имеет представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ковзрослому; для Арины характерны устойчивые представления об общепринятых нормах поведения вситуации взаимодействия со сверстником, оназнает , как оказать помощь, поддержку.Арсений2Распознает не все ситуации взаимодействия ;поведение не всегда соответствует правилам ситуации; не всегда различает эмоциональное состояние сверстников, что приводит к трудностямв общении; имеет недостаточно четкие представления об общепринятых нормах и способахвыражения отношения ко взрослому; недостаточно четкие представления о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации сдругими детьми.Евгения3Четко распознает различные ситуации взаимодействия; различает эмоциональное состояниесверстников и ориентируется на него в процессеобщения; имеет представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ковзрослому; Алене характерны устойчивые представления об общепринятых нормах поведения вситуации взаимодействия со сверстником, оназнает , как оказать помощь, поддержку.Кирилл3Четко распознает различные ситуации взаимодействия; различает эмоциональное состояниесверстников и ориентируется на него в процессеобщения; имеет представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ковзрослому; Для Кирилла характерны устойчивые представления об общепринятых нормах поведения вситуации взаимодействия со сверстником, оназнает , как оказать помощь, поддержку.Проведенная диагностика диалогических умений и коммуникативных способностей показывает, что использование данной программы дает очень хороший результат. В экспериментальной результаты стали значительно выше. Высокая коммуникативная способность была получена у 60% дошкольников, что на 20% больше, чем на констатирующем этапе. Больше половины детей теперь имеют возможность конструктивно и самостоятельно решать задачи в заданных условиях. Дети без вмешательства взрослых уже решают конфликтные моменты, больше играют. Понизилась агрессивность, и наоборот было достигнуто повышение коммуникативных функций. Дети с низким уровнем диалогических умений не выявлены.Таким образом, эффективность проведенной формирующей работы по развитию сенсорного восприятия дошкольников с ЗРР подтверждена.Выводы по главе 2. Для подтверждения гипотезы данной работы нами было проведено диагностическое исследование уровня сенсорного и речевого развития детей раннего возраста, сделан анализ полученных данных, сформулированы выводы, а также разработана и апробирована программа сенсорного развития для исследованной группы детей. Занятия были составлены таким образом, чтобы учесть психолого-педагогические особенности детей раннего возраста с ЗРР, особенности ведущей деятельности, опираться на принципы системности, последовательности, опоры на предыдущий опыт, а также повторении и закреплении знаний, умений и навыков. Занятия, дидактические игры и упражнения песочной терапии направлены на развитие восприятия формы, цвета, величины, целостности образа предмета, ориентировки в пространстве и развитию коммуникативных умений. Так же в группе был организован специальный уголок, в котором находились подобранные дидактические материалы и игрушки для самостоятельного ознакомления с ними детей. Значимость данной программы состоит в комплексном подходе к развитию диалогических умений детей старшего дошкольного возраста с ЗРР методами сенсорной терапии – словесными, диалогическими, игровыми, наглядными, творческими. Для того чтобы оценить эффективность созданных нами психолого-педагогических условий сенсорного развития детей раннего возраста, мы провели контрольную диагностику детей исследуемой группы. При сравнении результатов констатирующей и контрольной диагностики уровня сенсорного развития детей данной группы, а так же уровня речевого развития была отмечена положительная динамика. Гипотеза исследования подтверждена. ЗаключениеИзучив теоретическую литературу по проблеме исследования, мы выяснили, что для детей с задержкой речевого развития характерно неустойчивое внимание, с периодическими колебаниями и неравномерной успеваемостью; трудно собрать, сконцентрировать внимание детей и удерживать его в течение определенного времени при выполнении той или иной деятельности. Своевременное сенсорное развитие в раннем дошкольном детстве является определяющим условием правильной и быстрой ориентации в постоянно меняющейся среде, способности эмоционально воспринимать красоту и гармонию окружающего мира.Сенсорное развитие детей с задержкой речевого развития включает в себя формирование восприятия сенсорных эталонов - это основные цвета, черный и белый, оттенки, пять геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), три величины (большая, средняя и маленькая).Сенсорное развитие детей с задержкой речевого развития сильно отстает по срокам формирования, проходит очень неравномерно и имеет свои особенности. У детей отсутствует стадия рефлексии, у них возникают трудности в рассмотрении предметов, выявлении необходимых свойств, в обозначении этих свойств словом, сенсорный опыт не обобщен уже давно и не закреплено ни в одном слове. Отсутствие формирования стандартов также препятствует разработке действий по отношению объектов к стандарту.Задержка речевого развития ребенка характеризуется недостаточными и фрагментарными представлениями об окружающем мире, основными причинами которых являются нарушение таких свойств восприятия, как объективность и структурность, а также наличие неполноценности тонких форм зрительного и слухового восприятия, пространственных и временных расстройств, недостаточной планирование и выполнение сложных двигательных программ. Таким образом, очень важно как можно раньше компенсировать недостатки в сенсорном развитии ребенка дошкольного возраста. Своевременное диагностическое обследование, выявление формы задержки речевого развития и составление индивидуальной коррекционной программы, соответствующей развитию каждого отдельного ребенка, будут способствовать его эффективному психическому развитию и приближению к показателям социально-психологического стандарта.Для подтверждения гипотезы данной работы нами было проведено диагностическое исследование уровня сенсорного и речевого развития детей раннего возраста, сделан анализ полученных данных, сформулированы выводы, а также разработана и апробирована программа сенсорного развития для исследованной группы детей. Занятия были составлены таким образом, чтобы учесть психолого-педагогические особенности детей раннего возраста с ЗРР, особенности ведущей деятельности, опираться на принципы системности, последовательности, опоры на предыдущий опыт, а также повторении и закреплении знаний, умений и навыков. Занятия, дидактические игры и упражнения песочной терапии направлены на развитие восприятия формы, цвета, величины, целостности образа предмета, ориентировки в пространстве и развитию коммуникативных умений. Так же в группе был организован специальный уголок, в котором находились подобранные дидактические материалы и игрушки для самостоятельного ознакомления с ними детей. Значимость данной программы состоит в комплексном подходе к развитию диалогических умений детей старшего дошкольного возраста с ЗРР методами сенсорной терапии – словесными, диалогическими, игровыми, наглядными, творческими. Для того чтобы оценить эффективность созданных нами психолого-педагогических условий сенсорного развития детей раннего возраста, мы провели контрольную диагностику детей исследуемой группы. При сравнении результатов констатирующей и контрольной диагностики уровня сенсорного развития детей данной группы, а так же уровня речевого развития была отмечена положительная динамика. Гипотеза исследования подтверждена. Список литературыАкименко В. М. Речевые нарушения у детей. Ростов-на-Дону: Феникс. 2008. 141 с. Булатова, Е.М. Физическое развитие и состояние питания детей раннего возраста, находящихся в учреждениях закрытого типа / Е.М. Булатова, Н.М. Богданова, И.С. Волкова // Медицинский совет. - 2012. - № 6. – С. 64-69. Бурина Е.А., Кудинова А.Е. Особенности современной российской семьи в условиях социально-исторических изменений института родительства // Вестник Мининского университета. Том 8, 2020. № 1. С. 29. Вергун, Н.А. К проблеме постановки заключения «Задержка речевого развития» детям раннего возраста / Н.А. Вергун, О.В.Тихоненко // Сибирский вестник специального образования. - 2013. - № 3 (11). – С. 15-16 Волковская Т.Н. Коммуникативный подход в контексте современной методологии психолого-педагогической помощи детям с недостатками речевого развития / Т.Н. Волковская, И.Ю. Левченко // Дефектология, 2020. № 3. С. 17 – 21.Громова О. Е. Норма и задержка речевого развития у детей // Дефектология. 2009. № 2. С. 66–69Громова О. Е. Признаки речевых нарушений в раннем возрасте // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. 2008. № 4. Двуреченская О.Н. Реализация деятельностного подхода к изучению коммуникативного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи / О.Н. Двуреченская, Е.Е. Дмитриева // Дефектология, 2018. № 3. С. 19 – 29. Епифанцева Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога / под ред. Т. О. Епифанцева. 2-е изд. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 486 с. URL: http://pedlib.ru/Books/6/0411/index.shtml?from_page=9 (дата обращения: 19.11.2022).Жулина Е.В. Система ранней помощи детям с задержкой речевого развития: Монография. – Н.Новгород: НГПУ, 2018. – 143 с. Ивлева, А. Н. Роль и содержание системы физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / А. Н. Ивлева // Современное дошкольное образование. – 2020. – № 3(99). – С. 60-69. – DOI 10.24411/1997-9657-2020-10075. – EDN YOFHDU.Карелина И.Б. Комплексная абилитация неговорящих детей раннего возраста: – Монография. – Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2017. – 156 с.Киршова Р.Г. Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр /Р.Г. Киршова //Традиции и инновации в современной науке: сб. матер. XVI Международной научно-практической конференции. – М., 2016 – С. 483-484. Комарова И.В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста /И.В. Комарова, Л.Л. Махина //Обучение и воспитание: методики и практика. – 2014 – № 11 – С. 144-149.Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб: Питер, 2009. – 320 с. стр. 11 Лошкарева М.С. Место дидактической игры в сенсорном развитии дошкольников /М.С. Лошкарева, Л.П. Лазарева //Материалы секционных заседаний 56-й студенческой научно-практической конференции ТОГУ: в 2 т. – М., 2016 – С. 232-236.Малофеев Н. Н. Ранняя помощь – приоритет современной коррекционной педагогики // Дефектология. 2003. № 4. С. 7–11. Микляева Н.В. Теория воспитания дошкольников: учебное. пособие / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Академия, 2010. - 208 сОбщение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М. И. Лисиной. — М.: Педагогика, 1985. — 208 с. Основы специальной психологии / под редакцией Л. В. Кузнецовой. – М. : Академия, 2006. – 480 с.Павлова Л.Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет: пособие для воспитателей, родителей. - М.: МОЗАИКА - 223 с.СИНТЕЗ, 2010 Поляшова Н.В. Игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста /Н.В. Поляшова, А.А. Матафанова //Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2016 – № 1 (6). – С. 280-282.Психология и психопатология восприятия. Пролегомены к теории "зонда": И. В. Журавлев — Санкт-Петербург, ЛКИ, 2008.Смирнова Е. О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие. 2 – е изд. испр. и доп. — СПб.: «Детство-Пресс», 2005.—144 сСтределева Е.А. Методические рекомендации к психолого- педагогическому изучению детей 2-3лет: Ранняя диагностика умственного развития /Е.А.Стребелев //Альманах ИКП РАО. - С.56-59. №4. 2001.Ушакова О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 288 с. Чигридова Н. В. Диагностика и развитие речи детей раннего возраста – основа эффективного развития дошкольника. URL: http://festival.1september.ru (дата обращения: 19.11.2022).Чувашлева О.В. Дидактические игры для сенсорного развития детей третьего года жизни /О.В. Чувашлева //Вопросы дошкольной педагогики. – 2015 – № 1 (1). – С. 28-29.Шемякина, О.В. Изучение и формирование различных сторон психического развития у детей 2-3 лет с задержкой речи / О.В. Шемякина // Специальное образование. – 2013. - № 1 (29). - С. 105-106. Шемякина, О.В. К вопросу об особенностях психического развития у детей раннего возраста с задержкой речевого развития / О.В. Шемякина // Вестник Череповецкого Государственного Университета. - 2012. - Т 3. - № 4 (44). – С. 160-164.


Список литературы
1. Акименко В. М. Речевые нарушения у детей. Ростов-на-Дону: Феникс. 2008. 141 с.
2. Булатова, Е.М. Физическое развитие и состояние питания детей раннего возраста, находящихся в учреждениях закрытого типа / Е.М. Булатова, Н.М. Богданова, И.С. Волкова // Медицинский совет. - 2012. - № 6. – С. 64-69.
3. Бурина Е.А., Кудинова А.Е. Особенности современной российской семьи в условиях социально-исторических изменений института родительства // Вестник Мининского университета. Том 8, 2020. № 1. С. 29.
4. Вергун, Н.А. К проблеме постановки заключения «Задержка речевого развития» детям раннего возраста / Н.А. Вергун, О.В.Тихоненко // Сибирский вестник специального образования. - 2013. - № 3 (11). – С. 15-16
5. Волковская Т.Н. Коммуникативный подход в контексте современной методологии психолого-педагогической помощи детям с недостатками речевого развития / Т.Н. Волковская, И.Ю. Левченко // Дефектология, 2020. № 3. С. 17 – 21.
6. Громова О. Е. Норма и задержка речевого развития у детей // Дефектология. 2009. № 2. С. 66–69
7. Громова О. Е. Признаки речевых нарушений в раннем возрасте // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. 2008. № 4.
8. Двуреченская О.Н. Реализация деятельностного подхода к изучению коммуникативного развития старших дошкольников с общим недоразвитием речи / О.Н. Двуреченская, Е.Е. Дмитриева // Дефектология, 2018. № 3. С. 19 – 29.
9. Епифанцева Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога / под ред. Т. О. Епифанцева. 2-е изд. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 486 с. URL: http://pedlib.ru/Books/6/0411/index.shtml?from_page=9 (дата обращения: 19.11.2022).
10. Жулина Е.В. Система ранней помощи детям с задержкой речевого развития: Монография. – Н.Новгород: НГПУ, 2018. – 143 с.
11. Ивлева, А. Н. Роль и содержание системы физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / А. Н. Ивлева // Современное дошкольное образование. – 2020. – № 3(99). – С. 60-69. – DOI 10.24411/1997-9657-2020-10075. – EDN YOFHDU.
12. Карелина И.Б. Комплексная абилитация неговорящих детей раннего возраста: – Монография. – Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2017. – 156 с.
13. Киршова Р.Г. Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр /Р.Г. Киршова //Традиции и инновации в современной науке: сб. матер. XVI Международной научно-практической конференции. – М., 2016 – С. 483-484.
14. Комарова И.В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста /И.В. Комарова, Л.Л. Махина //Обучение и воспитание: методики и практика. – 2014 – № 11 – С. 144-149.
15. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб: Питер, 2009. – 320 с. стр. 11
16. Лошкарева М.С. Место дидактической игры в сенсорном развитии дошкольников /М.С. Лошкарева, Л.П. Лазарева //Материалы секционных заседаний 56-й студенческой научно-практической конференции ТОГУ: в 2 т. – М., 2016 – С. 232-236.
17. Малофеев Н. Н. Ранняя помощь – приоритет современной коррекционной педагогики // Дефектология. 2003. № 4. С. 7–11.
18. Микляева Н.В. Теория воспитания дошкольников: учебное. пособие / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Академия, 2010. - 208 с
19. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М. И. Лисиной. — М.: Педагогика, 1985. — 208 с.
20. Основы специальной психологии / под редакцией Л. В. Кузнецовой. – М. : Академия, 2006. – 480 с.
21. Павлова Л.Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет: пособие для воспитателей, родителей. - М.: МОЗАИКА - 223 с.СИНТЕЗ, 2010
22. Поляшова Н.В. Игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста /Н.В. Поляшова, А.А. Матафанова //Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2016 – № 1 (6). – С. 280-282.
23. Психология и психопатология восприятия. Пролегомены к теории "зонда": И. В. Журавлев — Санкт-Петербург, ЛКИ, 2008.
24. Смирнова Е. О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие. 2 – е изд. испр. и доп. — СПб.: «Детство-Пресс», 2005.—144 с
25. Стределева Е.А. Методические рекомендации к психолого- педагогическому изучению детей 2-3лет: Ранняя диагностика умственного развития /Е.А.Стребелев //Альманах ИКП РАО. - С.56-59. №4.  2001.
26. Ушакова О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 288 с.
27. Чигридова Н. В. Диагностика и развитие речи детей раннего возраста – основа эффективного развития дошкольника. URL: http://festival.1september.ru (дата обращения: 19.11.2022).
28. Чувашлева О.В. Дидактические игры для сенсорного развития детей третьего года жизни /О.В. Чувашлева //Вопросы дошкольной педагогики. – 2015 – № 1 (1). – С. 28-29.
29. Шемякина, О.В. Изучение и формирование различных сторон психического развития у детей 2-3 лет с задержкой речи / О.В. Шемякина // Специальное образование. – 2013. - № 1 (29). - С. 105-106.
30. Шемякина, О.В. К вопросу об особенностях психического развития у детей раннего возраста с задержкой речевого развития / О.В. Шемякина // Вестник Череповецкого Государственного Университета. - 2012. - Т 3. - № 4 (44). – С. 160-164.

Вопрос-ответ:

Какие проблемы связаны с задержкой речевого развития у детей раннего возраста?

Задержка речевого развития у детей раннего возраста является психолого-педагогической проблемой, которая может привести к различным трудностям в обучении и социализации ребенка.

Какие особенности сенсорного развития у детей раннего возраста с задержкой речевого развития?

У детей с задержкой речевого развития могут быть нарушения в сенсорной области, которые проявляются в трудностях с осязанием, слухом, зрением и другими сенсорными функциями.

Какие методики используются для диагностики и коррекции сенсорного развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития?

Для диагностики сенсорного развития детей с ЗРР применяются различные методики, такие как тестирование с помощью сенсорных игрушек, наблюдение за реакцией ребенка на различные стимулы и т.д. Для коррекции сенсорного развития используются разнообразные упражнения, игры и тренировки под руководством специалиста.

Как влияет сенсорное развитие на общее развитие дошкольников?

Сенсорное развитие является важным аспектом общего развития дошкольников, влияющим на их способность к обучению, социализации, координации движений и многое другое. Развитие сенсорных функций помогает детям лучше понимать и взаимодействовать с окружающим миром.

Какие методики сенсорного воспитания используются для детей раннего возраста с задержкой речевого развития?

Для сенсорного воспитания детей раннего возраста с задержкой речевого развития используются различные методики, такие как монтессори-метод, бобат-терапия, обучение методу Шейховой, сенсорные игры и упражнения, а также индивидуальные занятия с педагогом-дефектологом.

Что такое задержка речевого развития у детей раннего возраста?

Задержка речевого развития у детей раннего возраста - это психологическая и педагогическая проблема, при которой ребенок не достигает необходимого уровня развития речи для своего возраста. Он может иметь трудности в произношении звуков, формировании понятий и связном рассказе.

Какие особенности сенсорного развития у детей раннего возраста с задержкой речевого развития?

У детей раннего возраста с задержкой речевого развития могут быть особенности сенсорного развития. Они могут испытывать трудности в восприятии и анализе звуков, также они могут иметь нарушения координации движений и ощущение целостности своего тела.

Какие методики используются для диагностики и коррекции сенсорного развития у детей раннего возраста с задержкой речевого развития?

Для диагностики и коррекции сенсорного развития у детей раннего возраста с задержкой речевого развития используются различные методики. Например, с помощью тестов и опросников можно выявить отклонения в сенсорном развитии. Коррекция проводится с помощью особых упражнений и игр, направленных на развитие сенсорных навыков.

Какое значение имеет сенсорное развитие у дошкольников?

Сенсорное развитие у дошкольников имеет большое значение, поскольку оно влияет на все области их развития. Развитие сенсорных навыков помогает детям лучше воспринимать окружающий мир и улучшает их способность к обучению. Также это способствует формированию моторики и координации движений.