Особенности применения игрового и соревновательного методов на занятиях физической культуры с детьми школьного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физкультура
  • 25 25 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 31.12.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 4
Глава 1. Теоретические особенности применения игрового и соревновательного методов на занятиях физической культуры 6
1.1 Сущность игрового и соревновательного методов 6
1.2 Роль спортивного и соревновательного методов в системе школьного физического воспитания 10
Глава 2. Методические особенности применения игрового и соревновательного методов на занятиях физической культуры с детьми школьного возраста 15
2.1 Урок как основная форма учебно-воспитательной работы в современной школе 15
2.2 Методика проведения урока физической культуры с применением игрового и соревновательного методов 18
Заключение 23
Список литературы 25

Фрагмент для ознакомления

Педагогу необходимо комментировать весь ход игры, делать замечания по ходу игры, следить за поведением игроков и соблюдением правил. При этом очень важно давать максимальную инициативу участникам игры для поддержания их интереса, а педагог должен оставаться беспристрастным судьей [13].При игре необходимо соблюдать следующие условия [15]:1. Двигательные упражнения должны выполнять все игроки без исключения.2. При построении команд в шеренгу - построить в соответствии с ростом игроков.3. Исключить возможность травмы игрока.4. Обеспечить равные условия достижения победы для всех команд (одинаковое количество участников, одинаковые правила игры, ко всем применяются штрафные санкции).5. Определить условия начисления поощрительных и штрафных баллов за определенные действия.Важным методическим признаком ведения игры является ее «дозированность». Изменение и регулирование нагрузки в играх осуществляется следующими приемами [19]:1. Изменением пройденной дистанции при перебежках.2. Сокращение количества повторяющихся упражнений.3. Упрощение или усложнение отдельных правил.4.Изменение размера игровой площадки, количества используемого спортивного инвентаря, условий преодоления препятствий.В конце игры педагог должен подвести итоги и указать, какие команды действовали правильно, какие игроки нарушили правила, и объявить команду-победителя. Далее построить участников в колонну, дать небольшую пробежку, переходящую в ходьбу [6].Помимо результата игры, педагог должен оценить следующие моменты в деятельности учащихся [8]:1. Строгое соблюдение правил игры.2. Целенаправленное выполнение двигательных упражнений.3. Правильное выполнение движений, показанных учителем.4. Креативный подход.Нельзя допускать проявлений недисциплинированности игроков (крики, споры, несогласие с решением и результатом и т.п.), игроков следует приучать уважать соперника и отвечать перед командой за свои действия [12].Сигналы о начале и окончании выполнения двигательных упражнений в подвижной игре могут быть звуковыми (свисток, голосовая команда, хлопки в ладоши) и визуальными (махание флажком, рукой) [7]. В связи с высокой эмоциональной напряженностью ученики не всегда могут контролировать свое физическое состояние, что приводит к чрезмерному возбуждению и утомлению организма. При первых признаках утомления (пассивность, потеря точности при выполнении заданий) необходимо снизить нагрузку. При первых признаках ошибок из-за утомления учитель должен объявить об окончании игры, но так, чтобы ее окончание вызвало интерес к продолжению игры на следующем занятии [12].При подведении итогов необходимо учитывать не только скорость выполнения упражнений и время, затрачиваемое игроками на выполнение всей совокупности действий в рамках подвижной игры, но и качество их выполнения.Все это повышает дисциплину участников и их стремление как можно лучше выполнять упражнения, а учителю следует выделять лучших игроков, обращать внимание на дисциплину и поведение конкретных учащихся [6].Следует отметить, что в современном мире от каждого человека требуется высокая физическая подготовка, чтобы выдерживать физические и психологические нагрузки на организм.На занятиях по физической культуре это достигается развитием силы и выносливости, повышением быстроты движений, ловкости и гибкости. Игровые и соревновательные методы позволяют задействовать множество двигательных упражнений и разные группы мышц. Благодаря правильно организованному двигательному режиму и использованию игрового и соревновательного методов укрепляется здоровье, значительно повышаются показатели психофизической подготовленности и, что немаловажно, всесторонне развивается организм школьника [11].Наблюдая за игрой, педагог изучает личность каждого ученика, вырабатывает индивидуальный подход к каждому из них, обращает внимание на мотивы действий во время игры. Следует отметить, что действия игроков в большинстве случаев зависят от сложившихся в их жизни установок, отношений с товарищами, воспитания и поведения [14].Таким образом, многие ученые и методисты рекомендуют включать в учебный процесс игровой и соревновательный методы, развивающие не только физический потенциал учащегося, но и его любознательность, активную жизненную позицию и другие положительные черты характера. Включение игр с соревновательнымметодом в процесс физического воспитания школьников позволяет более эффективно решать конкретные задачи всестороннего развития ученика.ЗаключениеЗдоровье подрастающего поколения в настоящее время вызывает серьезную озабоченность и является заботой страны и общества. Для решения этой задачи большое значение имеет формирование физической культуры личности ученика, в развитии которой большое значение имеют игровые и соревновательные методы, позволяющие вызывать постоянный интерес и формировать ценностные ориентации подрастающего поколенияв контексте ведения здорового образа жизни.Продуктивность процесса физического воспитания в системе образования напрямую связана с повышением творческой инициативы, самостоятельности, расширением физической культуры, удовлетворением реальных потребностей личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности.Все эти задачи могут быть успешно решены подвижными играми и соревнованиями благодаря их универсальности, простоте, доступности, высокой эмоциональной привлекательности.Использование игрового и соревновательного методов позволяет усилить возможности педагогических действий, что способствует успешному формированию действительно необходимых двигательных навыков и умений, системы знаний, психологических и нравственных качеств личности и универсальных учебных действий.Игровой и соревновательный методы не обязательно связаны с какими-либо общепринятыми спортивными играми, такими как футбол, волейбол, подвижные игры. Они могут применяться на основе любых физических упражнений. Поэтому, благодаря всем своим природным свойствам, игровой и соревновательный методы используются в процессе физического воспитания не столько для начальной тренировки движений или избирательного воздействия на отдельные физические возможности, сколько для всестороннего совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей степени они позволяют улучшить такие качества и способности, как ловкость, скорость ориентирования, сообразительность, самостоятельность, инициативность. Упражнения, выполняемые в игровой и соревновательной форме - подвижные игры, игровые задания, использование различных снарядов, стендов и др., отличаются глубиной и разносторонностью воздействия на физические качества участников. Таким образом, игровые и соревновательные методы физического воспитания являются очень полезным, а иногда и необходимым средством в работе с детьми школьного возраста. Они особенно эффективны при правильном и своевременном применении.Список литературыБайбородова, Л. В. Методика обучения физической культуре: 1 - 11 кл.: метод. пособие / Л. В. Байбородова, И. М. Бутин, Т. Н. Леонтьева, С. М. Масленников. - М.: ВЛАДОС, 2019. - 248 с.Бальсевич, В.К. Физическая активность человека / В.К. Бальсевич, В.А. Запоржанова. - Киев: Здоровье, 2018. -223 с.Белоножкина, О.В. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе / О.В. Белоножкина. - Волгоград, 2020. - 67 с.Вайнбаум, Я. С. Дозирование физических нагрузок школьников / Я. С. Вайнбаум. - М.: Просвещение, 2019. - 64 с.Гандельсман А.Б. Физическое воспитание детей школьного возраста (медико-биологические основы) / А.Б. Гандельсман, К.М. Смирнов. – М.: Физкультура и спорт, 2018.- 268 с.Максачук,Е.П. Актуализация формирования спортивной культуры личности молодого поколения / Е.П. Максачук. - М.: Спутник+, 2018. - 495 c.Максименко, А.М. Основы теории и методики физической культуры/А.М. Максименко. - М., 2019.-345с.Мейксон Г.Б. Методика физического воспитания школьников / Г.Б. Мейксон, Л.Е. Любомирский. – М.: Просвещение, 2020.- 486 с.Нищева, Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2019. - 80 c.Патрикеев, А. Ю. Гимнастика и подвижные игры в начальной школе / А.Ю. Патрикеев. - М.: Феникс, 2019. - 95 c.Патрикеев, А.Ю. Формирование личностных и регулятивных умений на уроках физической культуры. 1-11 классы / А.Ю. Патрикеев. - М.: Учитель, 2019. - 876 c.Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие /Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 2018. - 256 с.Сидоров Л.К. Формирование и реализация потребностей в движении детей и школьников в системе непрерывного физкультурного образования: концепции, условия, структура / Л.К. Сидоров, В.Л. Высоцкий, Е.Ю. Емельянчик, В.А. Иванов. – Красноярс: КГПУ, 2019.- 156 с.Ситник, Б. А. Летние забавы. Энциклопедия подвижных игр / Б.А. Ситник. - М.: Суфлер, Феникс, 2018. - 567 c.Степаненкова, Э. Я. Методика проведения подвижных игр / Э.Я. Степаненкова. - М.: Мозаика-Синтез, 2019. - 859 c.Тихвинский, С. Б. Роль физического воспитания в здоровье подростка / С.Б. Тихвинский. - М.: Знание, 2018. - 404 c.Фёдорова, Н. А. Физическая культура. Подвижные игры. Справочник / Н.А. Фёдорова. - М.: Экзамен, 2018. - 497 c.Янсон, Ю. А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога / Ю.А. Янсон. - М.: Феникс, 2019. - 640 c.Давыдова, С. В. Требования к современному уроку физической культуры в условиях ФГОС / С. В. Давыдова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 142-144. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9501/ (дата обращения: 22.11.2022).Очилов, Э. О. Урок — основная форма проведения занятий по физическому воспитанию в школе / Э. О. Очилов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1261-1262. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29598/ (дата обращения: 22.11.2022).

1. Байбородова, Л. В. Методика обучения физической культуре: 1 - 11 кл.: метод. пособие / Л. В. Байбородова, И. М. Бутин, Т. Н. Леонтьева, С. М. Масленников. - М.: ВЛАДОС, 2019. - 248 с.
2. Бальсевич, В.К. Физическая активность человека / В.К. Бальсевич, В.А. Запоржанова. - Киев: Здоровье, 2018. -223 с.
3. Белоножкина, О.В. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе / О.В. Белоножкина. - Волгоград, 2020. - 67 с.
4. Вайнбаум, Я. С. Дозирование физических нагрузок школьников / Я. С. Вайнбаум. - М.: Просвещение, 2019. - 64 с.
5. Гандельсман А.Б. Физическое воспитание детей школьного возраста (медико-биологические основы) / А.Б. Гандельсман, К.М. Смирнов. – М.: Физкультура и спорт, 2018. - 268 с.
6. Максачук, Е.П. Актуализация формирования спортивной культуры личности молодого поколения / Е.П. Максачук. - М.: Спутник+, 2018. - 495 c.
7. Максименко, А.М. Основы теории и методики физической культуры /А.М. Максименко. - М., 2019.-345с.
8. Мейксон Г.Б. Методика физического воспитания школьников / Г.Б. Мейксон, Л.Е. Любомирский. – М.: Просвещение, 2020. - 486 с.
9. Нищева, Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2019. - 80 c.
10. Патрикеев, А. Ю. Гимнастика и подвижные игры в начальной школе / А.Ю. Патрикеев. - М.: Феникс, 2019. - 95 c.
11. Патрикеев, А.Ю. Формирование личностных и регулятивных умений на уроках физической культуры. 1-11 классы / А.Ю. Патрикеев. - М.: Учитель, 2019. - 876 c.
12. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие /Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 2018. - 256 с.
13. Сидоров Л.К. Формирование и реализация потребностей в движении детей и школьников в системе непрерывного физкультурного образования: концепции, условия, структура / Л.К. Сидоров, В.Л. Высоцкий, Е.Ю. Емельянчик, В.А. Иванов. – Красноярс: КГПУ, 2019. - 156 с.
14. Ситник, Б. А. Летние забавы. Энциклопедия подвижных игр / Б.А. Ситник. - М.: Суфлер, Феникс, 2018. - 567 c.
15. Степаненкова, Э. Я. Методика проведения подвижных игр / Э.Я. Степаненкова. - М.: Мозаика-Синтез, 2019. - 859 c.
16. Тихвинский, С. Б. Роль физического воспитания в здоровье подростка / С.Б. Тихвинский. - М.: Знание, 2018. - 404 c.
17. Фёдорова, Н. А. Физическая культура. Подвижные игры. Справочник / Н.А. Фёдорова. - М.: Экзамен, 2018. - 497 c.
18. Янсон, Ю. А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога / Ю.А. Янсон. - М.: Феникс, 2019. - 640 c.
19. Давыдова, С. В. Требования к современному уроку физической культуры в условиях ФГОС / С. В. Давыдова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 142-144. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9501/ (дата обращения: 22.11.2022).
20. Очилов, Э. О. Урок — основная форма проведения занятий по физическому воспитанию в школе / Э. О. Очилов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1261-1262. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29598/ (дата обращения: 22.11.2022).


Вопрос-ответ:

Какова суть игрового и соревновательного методов на занятиях физической культурой с детьми школьного возраста?

Суть игрового метода заключается в использовании игр и различных игровых заданий для достижения физической активности и развития физических навыков у детей. Соревновательный метод включает в себя проведение соревнований и состязаний, где дети могут проявить свои спортивные навыки и стремление к победе. Оба метода активно используются в школьном физическом воспитании для разнообразия занятий и мотивации детей к занятиям физкультурой.

Какие роли играют игровой и соревновательный методы в системе школьного физического воспитания?

Игровой метод помогает развивать интерес и увлечение детей к физической активности, улучшает физическую подготовку, развивает координацию и общую моторику. Он также помогает формировать коммуникативные навыки, сотрудничество и стремление к достижению цели. Соревновательный метод, в свою очередь, позволяет детям испытывать эмоции победы и поражения, развивать соревновательный дух, выработать настойчивость и целеустремленность. Оба метода важны для достижения гармоничного развития физических способностей и личностных качеств детей.

Зачем применять игровой и соревновательный методы на занятиях физической культуры с детьми школьного возраста?

Применение игрового и соревновательного методов на занятиях физической культуры с детьми школьного возраста имеет несколько целей. Во-первых, с помощью игровых элементов и соревнований дети могут развивать физическую активность, координацию движений, быстроту реакции и другие физические качества. Во-вторых, игры и соревнования помогают формировать морально-этические ценности, такие как честность, справедливость, уважение к другим участникам. Игровой и соревновательный методы также способствуют развитию коммуникативных навыков и социализации детей. Кроме того, игровые элементы позволяют детям получать удовольствие от занятий физической культурой, что способствует их увлеченности и мотивации для дальнейшего занятия спортом.

Какова роль игрового и соревновательного методов в системе школьного физического воспитания?

Игровой и соревновательный методы являются важной составляющей системы школьного физического воспитания. Они позволяют реализовывать принципы активности и деятельности, разнообразия и индивидуализации в процессе занятий. Игры и соревнования помогают включить детей в активную физическую деятельность и развивать их физические способности и навыки в игровой форме. Они разнообразят занятия физической культурой, делая их интересными и привлекательными для детей. Игровой и соревновательный методы также способствуют формированию коллективных и командных навыков, развитию самодисциплины и самоконтроля у детей. Они помогают детям осознать важность сотрудничества, справедливости и уважения к другим.

Какие особенности имеют игровой и соревновательный методы на занятиях физической культуры с детьми школьного возраста?

Игровой и соревновательный методы на занятиях физической культуры с детьми школьного возраста имеют ряд особенностей. Они помогают развивать физические и психологические навыки, способствуют формированию здорового образа жизни, стимулируют интерес к занятиям физической культурой.

Какая роль игрового и соревновательного методов в системе школьного физического воспитания?

Игровой и соревновательный методы играют важную роль в системе школьного физического воспитания. Они помогают сформировать у детей навыки командной работы, развивают физические качества и способности, улучшают координацию движений, способствуют формированию здорового образа жизни.

Какова сущность игрового и соревновательного методов в занятиях физической культурой?

Сущность игрового и соревновательного методов в занятиях физической культурой заключается в использовании игр и соревнований для достижения физических и психологических целей. Они позволяют участникам развивать свои навыки, улучшать физическую форму, осваивать новые упражнения и добиваться успеха в командном соревновании.

Какие методические особенности применения игрового метода на занятиях физической культурой?

Методические особенности применения игрового метода на занятиях физической культурой включают выбор соответствующих игр, организацию игровых ситуаций, создание условий для активной физической активности детей, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Что нужно учитывать при применении соревновательного метода на занятиях физической культурой?

При применении соревновательного метода на занятиях физической культурой необходимо учитывать возрастные и физические особенности детей, проводить мотивационную работу, создавать условия для активного участия всех учеников в соревнованиях, поощрять их достижения и учитывать их результаты при оценке.

Какова сущность игрового и соревновательного методов на занятиях физической культурой с детьми школьного возраста?

Сущность игрового и соревновательного методов на занятиях физической культурой с детьми школьного возраста заключается в том, чтобы привлечь их внимание, создать интерес к занятиям и способствовать их развитию. Эти методы используются для достижения целей физического воспитания, включая развитие физических способностей, формирование навыков и умений, а также повышение мотивации и интереса к физической активности.