Сопоставление фонетического компонента речи с состоянием артикуляционной моторики
Заказать уникальную курсовую работу- 19 19 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 03.02.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Содержание 1
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОПОСТАВЛЕНИЯ ФОНЕТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА РЕЧИ С СОСТОЯНИЕМ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ 4
1.1 Развитие в норме фонетической стороны речи и артикуляционной моторики 4
1.2 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ТНР 8
1.3 Особенности сопоставления фонетического компонента речи с состоянием артикуляционной моторики у детей 14
Выводы по главе 1 #
Одним из компонентов речи является фонетическая сторона, содержание которой предполагает воспроизведение звуков чрез взаимодействие всех органов речедвигательного аппарата. Фонетическая сторона речи служит для оформления высказывания благодаря звукопроизношению и фонетическим средствам, к которым относится ритм,темп, интонация, ударение, что и определяет смысловое содержание высказывания [3]. Звуковой строй речи изучает наука фонетика, а именно артикуляционная фонетика. Звуки речи представляют собой колебательные движения выдыхаемой воздушной среды, образованной органами артикуляции.В качестве основного решающего момента, обеспечивающего возможность вхождения звуков в активную речь, является доступность артикуляционных операций при образовании звука. Так, С.Н. Цейтлин, ссылаясь на А.Н. Гвоздева, говорит о том, что неусвоенные звуки [в], [в’], [ф], [ф’] связаны с еще не выработавшимся умением создавать необходимую для этих звуков щель между верхними зубами и нижней губой[12]. Неспособность поднять кончик языка делает невозможным произнесение твердых звуков [н], [д], [т], [с], [з], [л]. Механизм вибрации, необходимый для звуков [р], [р’] и работа по поднятию передней части языка [ш], [ж], [щ], [ч] также сложны для детей. В основе артикуляции лежит тонкая дифференцированная работа языка и губ. При анализе особенностей выделена звукового состава первоначальный речи выделяют психических три аспекта, характеризующие механизм тесная отклонения от нормы.Первый – фонологический русской аспект, в соответствии с данным аспектом выделяется согласных следующая особенность: группы акустически педагог близких звуков точек усваиваются хуже, чем группы взаимовлияние акустически более позволяет выраженных звуков, хотя и дан сложных по артикуляции. Этот факт объясняется цепи наличием у детей определенных нарушений слухового восприятия аппарат речи, в связи голос с чем акустическая зависимо близость звуков ежит оказывает отрицательное группировка влияние на усвоение адекватное правильного произношения. Второй – артикуляционный аспект. Качественный основе анализ произношения фонетического звуков показывает, что нарушения натрии произношения проявляются составляет одновременно в искажении и отсутствии различных среди групп звуков, что обусловлено взаимодействием речеслухового звуков и речедвигательного анализаторов. Менее распространенными оказываются нарушениязвукопроизношения, проявляющиеся одновременно в искажении и замене слоговых звуков. Третий аспект – взаимовлияние предложений артикуляционного и фонологического необходимость аспектов. Приовладении звукопроизношением сенсорный и моторный компоненты речи речиобразуют единую имитируя функциональную систему, в которой слуховые эквиваленты и артикуляционные образы всех элементов речи свою находятся в тесной взаимосвязи. В случаях зондом нарушения функции русской речедвигательного анализатора между сенсорным отмечать и моторным компонентами работе образуются сложные отношения, отличающиеся после от существующих в норме. Существование слуха нечетких артикуляционных образов приводит к стиранию граней очёски между слуховыми раскрашивание дифференциальными признаками проявления звуков, что затрудняет б создание необходимых условий говорил для их различения. Речедвигательныйкритерии анализатор в данном дизартрии случае играет наблюдения тормозящую роль состоящие в процессе восприятия предложений устной речи, создавая вторичные голосовые осложнения в слуховой работе дифференциации звуков. Еще одним фактом, подтверждающим взаимосвязь моторного и фонетического компонента, является классификация фонем русского языка.Фонемы русского языка имеют различительные или дифференциальные признаки, которые обеспечивают смысловое различение фонем. Различение фонем по их дифференциальным признакам может проявляться в двух вариантах: коррелятивное различие – фонемы отличаются только одним дифференциальным признаком,некоррелятивное различие – фонемы отличаются двумя и более дифференциальными признаками.Выделим основные смыслоразличительные параметры: способ артикуляции, активный орган, место артикуляции, участие голосовых связок.По способу артикуляции согласные звуки делятся на смычные и щелевые (фрикативные). По активному органу согласные делятся на три группы, каждая из которых имеет несколько подгрупп: губные (губно-губные и губно-зубные),язычные (переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные), заязычные (гортанные) (увулярные (язычковые), фарингальные (глоточные) и гортанные).По месту артикуляции согласные делятся на зубные и передненебные (шипящие); в зависимости от положения кончика языка переднеязычные согласные бывают дорсальные, апикальные и какуминальные. По участию голосовых связок согласные делятся на шумные (глухие и звонкие) и сонорные.Дифференциальные признаки лежат в основе усвоения звуков речи и носят артикуляционный характер. Таким образом, в процессе речепроизводства участвуют органы артикуляции, которые обеспечивают создание воздушной струи (инициацию) и правильной конфигурации органов артикуляции. Согласованное действие артикуляторных органов способствует правильному производству звука. С другой стороны, нарушение реализации этапов артикуляции приводит к дефектам звукопроизношения, к нарушениям онтогенетической последовательности становления фонетической системы речи.Выводы по главе 1Теоретическая часть исследования проблемы сопоставления фонетической системы от состояния артикуляционной моторики позволила сделать следующие выводы.Овладение процессом звукопроизношения и развитие артикуляционной моторики в онтогенезе происходит параллельно. На каждом возрастом этапе происходит формирование и развитие артикуляторных и звукопроизносительных показателей, их взаимодействие и взаимообусловленность.При овладении звукопроизношением моторный компонент речи образуют единую функциональную систему совместно также с сенсорным анализатором.Дети овладевают звукопроизношением постепенно, что связано с совершенствованием артикуляционной моторики. Так, на начальных этапах ребенок произносит простые по артикуляции звуки, позднее осваивает произношение звуков, требующих участия комплекса артикуляционных укладов. На основании данных научных исследований ребенок правильно произносит все звуки к пяти годам.Еще одним фактом, подтверждающим влияние артикуляции на процесс становления произношения, является анализ классификации речевых нарушений, среди которых выделена группа тяжелых нарушений речи, обусловленных расстройствами внешнего оформления высказывания. К таким нарушениям отнесены дислалия, дизартрия, ринолалия.Согласно определениям данных нарушений, неточности звукопроизношения обусловленыне полной сформированностью артикуляторной базы или неправильно сформированными артикуляторными позициями в результате органических или функциональных дефектов речевого аппарата. Таким образом, анализ научных источников по проблеме исследования подтвердил взаимообусловленность звукопроизношения от состояния артикуляционной моторики.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫГвоздев, Н. А. Вопросы изучения детской речи / Н. А. Гвоздев. – СПб., 2007. – 472 с.Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, В. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Москва, 1990. – 239 с.Зиндер, Л. Р. Общая фонетика и избранные статьи : учебное пособие / Л. Р. Зиндер. ‒ Москва : Академия, 2007. – 574 с.Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – Москва :АльнС, 2013. – 367 с.Левина, Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей / Р. Е. Левина // Специальная школа, 1967.Леонтьев, А. Н. Основы теории речевой деятельности / Под редакцией А. Н. Леонтьева. – Москва, 1997.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.Павлов, И. П. Полное собрание сочинений / АН СССР. – Москва : АН СССР, 1951 – 1954. – С. 353–379.Парамонова, Л. Г. Нарушение звукопроизношения у детей / Л. Г. парамонова – СПб., 2005. – 224 с. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под редакцией В. И. Селиверстова. – Москва :Гуманитарно изд. центр «ВЛАДОС», 1997. – 398 с.Санджи-Гаряева З.С., Романенко А.П. Фонетика русского языка: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100 – Педагогическое образование, профиль подготовки – «Филологическое образование» / З.С. Санджи-Гаряева, А.П. Романенко. – Саратов: ИЦ «Наука», 2017. – 88 с.Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи. – М., 2000. –240 с.
Гвоздев, Н. А. Вопросы изучения детской речи / Н. А. Гвоздев. – СПб., 2007. – 472 с.
Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, В. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Москва, 1990. – 239 с.
Зиндер, Л. Р. Общая фонетика и избранные статьи : учебное пособие / Л. Р. Зиндер. ‒ Москва : Академия, 2007. – 574 с.
Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – Москва : АльнС, 2013. – 367 с.
Левина, Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей / Р. Е. Левина // Специальная школа, 1967.
Леонтьев, А. Н. Основы теории речевой деятельности / Под редакцией А. Н. Леонтьева. – Москва, 1997.
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
Павлов, И. П. Полное собрание сочинений / АН СССР. – Москва : АН СССР, 1951 – 1954. – С. 353–379.
Парамонова, Л. Г. Нарушение звукопроизношения у детей / Л. Г. парамонова – СПб., 2005. – 224 с.
Понятийно-терминологический словарь логопеда / под редакцией В. И. Селиверстова. – Москва : Гуманитарно изд. центр «ВЛАДОС», 1997. – 398 с.
Санджи-Гаряева З.С., Романенко А.П. Фонетика русского языка: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100 – Педагогическое образование, профиль подготовки – «Филологическое образование» / З.С. Санджи-Гаряева, А.П. Романенко. – Саратов: ИЦ «Наука», 2017. – 88 с.
Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи. – М., 2000. –240 с.
Вопрос-ответ:
Чем является фонетический компонент речи?
Фонетический компонент речи представляет собой звуковое содержание, выражающееся через произношение отдельных звуков и комбинаций звуков при образовании слов и фраз.
Как связан фонетический компонент речи с артикуляционной моторикой?
Фонетический компонент речи тесно связан с артикуляционной моторикой, так как для произнесения звуков необходимо скоординированное движение артикуляционных органов, таких как губы, язык, гортань и др.
Как развивается фонетическая сторона речи и артикуляционная моторика у детей?
Фонетическая сторона речи и артикуляционная моторика развиваются у детей постепенно. Сначала они учатся произносить отдельные звуки, затем комбинировать их в слова и фразы. Они также тренируют артикуляционные органы, чтобы достичь точности и четкости в произношении.
Какие особенности сопоставления фонетического компонента речи изучаются в статье?
В статье изучаются особенности сопоставления фонетического компонента речи с состоянием артикуляционной моторики у детей. Особое внимание уделяется детям с нарушениями речи и исследуется, какие факторы могут повлиять на эту связь.
Какие психолого-педагогические характеристики имеют дошкольники с трудностями в речи?
Дошкольники с трудностями в речи могут проявлять различные психолого-педагогические характеристики, такие как затруднения в произношении звуков, нечеткость и непоследовательность речи, слабая артикуляция и другие. Они могут испытывать трудности в коммуникации и понимании речи окружающих.
Как связана фонетическая сторона речи с артикуляционной моторикой?
Фонетическая сторона речи тесно связана с артикуляционной моторикой, так как звуки в процессе речи образуются благодаря движению органов речи.
Как развивается фонетическая сторона речи и артикуляционная моторика у детей?
Фонетическая сторона речи и артикуляционная моторика развиваются у детей постепенно в процессе речевого развития. Сначала дети приобретают базовые навыки артикуляции звуков, затем осваивают более сложные звуки и комбинации звуков.
Какие особенности сопоставления фонетического компонента речи можно выделить?
Особенности сопоставления фонетического компонента речи связаны с артикуляционной моторикой. Некоторые дети могут испытывать трудности в артикуляции определенных звуков, что может привести к дефектам в произношении слов. Другие дети могут иметь развитую артикуляционную моторику и прекрасно произносить все звуки.
Как можно оценить состояние артикуляционной моторики у дошкольников?
Состояние артикуляционной моторики у дошкольников можно оценить с помощью специальных методик, которые позволяют выявить нарушения произношения звуков и определить уровень развития артикуляционных навыков.
Какие психолого-педагогические характеристики характерны для детей с нарушениями речи?
У детей с нарушениями речи часто наблюдаются психолого-педагогические характеристики, такие как слабая самооценка, трудности в общении со сверстниками, затруднения в усвоении учебного материала.
Как связан фонетический компонент речи с состоянием артикуляционной моторики?
Фонетический компонент речи и состояние артикуляционной моторики связаны тесной взаимосвязью. Артикуляционная моторика отвечает за движения артикуляторных органов, которые в свою очередь определяют фонематическую сторону речи.
Какие особенности сопоставления фонетического компонента речи наблюдаются у дошкольников с нарушениями речи?
У дошкольников с нарушениями речи наблюдаются особенности в сопоставлении фонетического компонента речи. Это может проявляться в неточном артикулировании звуков, заменах звуков, деформации звуков, а также в слабости и неустойчивости артикуляционной моторики.