Философская политологическая социологическая мысль о происхождении права

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Теория государства и права
  • 8 8 страниц
  • 3 + 3 источника
  • Добавлена 28.12.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
-
Фрагмент для ознакомления

Феноменологическая теория (от греч. слово "феномен", обозначающее явление, понимаемое с помощью органов чувств). Наиболее выдающимся представителем этой теории был немец. философ Э. Гуссерль (1859-1938). Он основывает происхождение права на идее так называемых эйдосов - чистых сущностей, идеальных правовых форм, априорных (предопределенных) нормативных идей. Эйдетический закон - это разновидность естественного права, которое предшествует позитивному праву и определяет его содержание. Правовые эйдосы (нормы) все еще существуют в природе в виде объективных требований, обязательств, собственности и других категорий. Они приобретают юридическую форму только тогда, когда сознание человека направлено на них.Экзистенциалистская теория (экзистенциализм - это философия существования, образ жизни) исходит из противопоставления обычного и отчужденного бытия и глубокого и живого существования, воплощенного в экзистенции (лат. слово "экзистенция" - это существование человека. Закон черпает свою силу именно из пути человеческого существования, хотя внешне он воплощен в застывших искусственных формах. Следовательно, позитивное право имеет вторичный и, следовательно, факультативный характер.Герменевтическое направление естественной теории (от греч. слова «герменевтика – объясняю», то есть искусство толкования текста) исходили из недопустимости разрыва и противопоставления естественного права и позитивного права. Сторонники герменевтического подхода к происхождению и сущности права считают, что естественное право развивается исторически и выступает как высшая справедливость для каждого конкретного периода развития общества. Закон - это соответствие распада и существующего, их полное совпадение. Текст правового акта должен "адаптироваться" к текущей ситуации. Главное при таком подходе - это не нормы права, а правовые отношения между людьми, правовые решения, правовые акты и правовое поведение людей.Теория исторического права была создана в Германии в противовес теории естественного права. Ф. Савины (1779-1861) выступал против игнорирования специфически национальных потребностей и особенностей права и отрицал участие свободной воли человека в развитии истории и права. Закон, по его мнению, не является искусственным изобретением законодателя, но он и не изобретен людьми. Истоки права следует искать в истории его развития. Право возникает спонтанно, подобно языку, естественно и постепенно, служа выражением духа народа, который присущ только этому народу. Законодатель не может "воссоздать" закон, точно так же, как он не может изменить законы языка. Задача законодателя - зафиксировать обычаи и верования народа, сложившиеся на протяжении веков, придать им правовую форму в виде "всеобщей декларации нации". Видными представителями факультета исторического права были Г. Хьюго (1764-1844) И Г. Пуха (1798-1846).Психологическая теория происхождения права исходит из того факта, что источником формирования права являются внутренние переживания людей, их правовые чувства. Основоположником психологического направления юриспруденции считается дореволюционный юрист Л. И. Петражицкий (1867-1931). Он считал, что появление официальных правовых норм стало возможным благодаря способности людей испытывать эмоции, особое душевное состояние, позволяющее регулировать поведение человека в рамках бытия и долга.Марксистское учение о происхождении права основано на фундаментальной идее о том, что возникновение права неразрывно связано с формированием государства. И поскольку они возникают одновременно, причины и закономерности их развития одни и те же, а именно: появление прибавочной стоимости, а затем и частной собственности привело к разделению общества на антагонистические классы. Согласно марксистской теории, право тесно связано с государством и подчинено ему. Она служит ему инструментом, с помощью которого государство решает свои классовые задачи. Следовательно, основной функцией права является принуждение, подчинение воли правящему классу или социальной группе.Вклад Карамзина в развитие теории происхождения права неоспорим. Историческая теория до сих пор является одной из самых узнаваемых и развитых теорий.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:Карамзин Н. М. История государства российского. В 4 книгах. Книга первая. – Ростов-на-Дону, 1994Нерсесянц, В. С. История политических и правовых учений : учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2022. — 704 с.Нерсесянц, В. С. Философия права / В.С. Нерсесянц. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2023. — 256 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1) Карамзин Н. М. История государства российского. В 4 книгах. Книга первая. – Ростов-на-Дону, 1994
2) Нерсесянц, В. С. История политических и правовых учений : учебник для вузов / В.С. Нерсесянц. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2022. — 704 с.
3) Нерсесянц, В. С. Философия права / В.С. Нерсесянц. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2023. — 256 с.

Вопрос-ответ:

Что такое феноменологическая теория права?

Феноменологическая теория права - это теория, основанная на идее эйдосов или чистых сущностей, которые предопределяют нормативные идеи идеальных правовых форм. Один из наиболее известных представителей этой теории - Э. Гуссерль.

Какие идеи лежат в основе феноменологической теории права?

Основные идеи феноменологической теории права состоят в том, что сущности или эйдосы определяют нормативные идеи идеальных правовых форм. Эти эйдосы являются априорными и предопределенными, и они понимаются с помощью органов чувств.

Кто является наиболее выдающимся представителем феноменологической теории права?

Немецкий философ Э. Гуссерль (1859-1938) является наиболее выдающимся представителем феноменологической теории права. Он разработал концепцию эйдосов и идеальных правовых форм, которые определяют происхождение права.

В чем заключается эйдетический закон?

Эйдетический закон - это разновидность естественного права, предложенная в рамках феноменологической теории права. Он основывается на идеях эйдосов и идеальных правовых форм, которые считаются чистыми сущностями и предопределенными нормативными идеями.

Какие основные идеи выделяются в феноменологической теории права?

Основные идеи феноменологической теории права включают понятие эйдосов или чистых сущностей, которые определяют идеальные правовые формы и предопределенные нормативные идеи. Также важным понятием является эйдетический закон, который является разновидностью естественного права.

Какие идеи лежат в основе феноменологической теории происхождения права?

Феноменологическая теория происхождения права основывается на идеях эйдосов - чистых сущностей, идеальных правовых форм и априорных предопределенных нормативных идей.

Кто был наиболее выдающимся представителем феноменологической теории происхождения права?

Наиболее выдающимся представителем феноменологической теории происхождения права был немецкий философ Э. Гуссерль (1859-1938).

Что такое эйдетический закон в контексте феноменологической теории происхождения права?

Эйдетический закон - это разновидность естественного права, которая определяет идеальные правовые формы и априорные предопределенные нормативные идеи в феноменологической теории происхождения права.

Основана ли феноменологическая теория происхождения права на понятии "феномен"?

Да, феноменологическая теория происхождения права основана на понятии "феномен", которое означает явление, понимаемое с помощью органов чувств.

Какие идеи выдвигает феноменологическая теория происхождения права?

Феноменологическая теория происхождения права выдвигает идеи эйдосов, чистых сущностей, идеальных правовых форм, априорных предопределенных нормативных идей и эйдетического закона для объяснения происхождения правовых норм.

Какая основная идея феноменологической теории права?

Основная идея феноменологической теории права заключается в рассмотрении права как идеальных правовых форм, предопределенных нормативных идей. Это подразумевает исследование эйдосов - чистых сущностей, которые определяют правовые отношения.