Психологические теории культуры в психоанализе З.Фрейда и аналитической психологии К.Г.Юнга
Заказать уникальный реферат- 11 11 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 28.12.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Представления о культуре в контексте психоаналитических теорий 4
Заключение 10
Список использованной литературы 11
Кроме «личностного бессознательного», которое в структуре психике фиксирует индивидуальный опыт, К.-Г. Юнг выделял более глубинный слой – «коллективное бессознательное», ставший следствием психической наследственности и являющийся звеном, связывающим человека современного типа с его предками. В идеальном виде архетип не входит непосредственно в сознание, а воспринимается только опосредованно, диффузируя с образованиями опыта и подвергаясь предварительной обработке сознанием.Архетип представляет собой врожденные психические структуры, которые являются следствие длительного исторического Архетип служит основаниемтворческой деятельности человека, в том числе и эстетического чувства и художественного воображения.К архетипу ближе всего «архетипические образы», которые объективирутся в сновидениях или мистических галлюцинациях. К. Г. Юнг неоднократно отмечает, что ошибочно отождествлять понятия «архетип» и «архетипическое представление».Архетип сам по себе недоступен осознанию, тогда как архетипические представления выступают источником мифологии, религии, искусства. С помощью этих культурных образований происходит изменение архетипических представлений, которые получают доступные для усвоения формы.Данный процесс осуществляется по мере развития сознания и все большего его отхода от бессознательного и по мере возникновения и все большего развития культуры. Культурные архетипы сохраняют указанные К. Г. Юнгом качества: функцию регуляции в социальных процессах и аффективную природу. Архаичные архетипы по мере все большего усложнения культуры дифференцируются, формируя независимые архетипы.Культурный архетип символичен по своей природе и интерпретируется как понятие, отражающее способность вещественных феноменов и явлений объективировать в себе идеальное содержание, отличное от их материального существования, а смысл – это специфическая форма выражения деятельности индивида в соответствии с теми или иными ценностями или идеалами. Поэтому культурный архетип отличается устойчивостью и неосознанностью. ЗаключениеВ данной работе были рассмотрены психоаналитические концепции культуры З. Фрейда, К. Юнга.Культура, по З. Фрейду является способом ограничения инстинктивных стремлений человека к смерти и прочим деструктивным явлениям (Танатосу). Данные ограничения культура устанавливает на внешнем и внутреннем (внедренном в сознание каждого индивида) уровне. Внутренний уровень представлен феноменом «Сверх-Я» (внутренний регулятор, совесть), возникновение которого как архетипа З. Фрейд отождествляет с актом отцеубийства, совершенного первобытными людьми, тогда как на уровне отдельного человека «Сверх-Я» возникает как реакция на боязнь потери любви окружающих. «Сверх-Я» выступает инструментом подавления природной агрессии индивида, которая перенаправляется на «Я», а не на окружающих людям, тем самым выполняя функцию гаранта объединения людей в обществе. На индивидуальном уровне «Сверх-Я» складывается через восприятие установленных и одобренных культурой этических норм, которые закрепляют распределенность явлений на «добро» и «зло». Из этого вытекает, что, во-первых, мораль не является изначально врожденным свойством человека и, во-вторых, нравственные нормы направлены не на достижение каждым человеком его индивидуального счастья, а на сохранение стабильности в социуме. В теории К. Юнга понятие культуры рассматривается в контексте понятии архетипа. Архетип был определен как психические структуры, которые представляют собой результат исторического развития человечества.Культурный архетип имеет символическую природу, отличается устойчивостью и неосознанностью. Культурный архетип воплощает свое содержание посредством изобразительных форм. В каждой национальной культуре преобладают свои культурные архетипы, которые задают параметры мировоззрения, характера и искусства того или иного народа.Список использованной литературыАдлер А. О нервическом характере / под ред. Э. В. Соколова; пер. с нем. И. В. Стефанович. – Санкт-Петербург : Университетская книга, 1997. – 89 с.Багновская Н. М. Культурология: учебник / Н.М. Багновская – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011. – 420 с.Фрейд З. Введение в психоанализ : лекции / З. Фрейд – Москва : Наука. – 456 с. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой / З. Фрейд // Психоанализ. Религия. Культура. – Москва : Ренессанс, 1992. – 289 с.Шелехов И. Л., Белозерова Г. В., Мартынова А. И. Личность и внутриличностный конфликт в концепциях фрейдизма и классического психоанализа / И.Л. Шелехов, Г.В. Белозерова, А.И. Мартынова // Научно-педагогическое обозрение. – 2016. - № 1 (11). – С. 9-21.Юнг К. Психология бессознательного / К. Юнг. – Москва : Канон, 1994. – 320 с.
Адлер А. О нервическом характере / под ред. Э. В. Соколова; пер. с нем. И. В. Стефанович. – Санкт-Петербург : Университетская книга, 1997. – 89 с.
Багновская Н. М. Культурология: учебник / Н.М. Багновская – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011. – 420 с.
Фрейд З. Введение в психоанализ : лекции / З. Фрейд – Москва : Наука. – 456 с.
Фрейд З. Неудовлетворенность культурой / З. Фрейд // Психоанализ. Религия. Культура. – Москва : Ренессанс, 1992. – 289 с.
Шелехов И. Л., Белозерова Г. В., Мартынова А. И. Личность и внутриличностный конфликт в концепциях фрейдизма и классического психоанализа / И.Л. Шелехов, Г.В. Белозерова, А.И. Мартынова // Научно-педагогическое обозрение. – 2016. - № 1 (11). – С. 9-21.
Юнг К. Психология бессознательного / К. Юнг. – Москва : Канон, 1994. – 320 с.
Вопрос-ответ:
Какие психологические теории культуры рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются психологические теории культуры Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга.
В чем основные отличия между психоанализом Фрейда и аналитической психологией Юнга в их представлениях о культуре?
Фрейд полагал, что представления о культуре связаны с личностным бессознательным, в котором фиксируется индивидуальный опыт. Юнг же выделял коллективное бессознательное, которое является следствием психической наследственности и связывает человека с его предками.
Что такое коллективное бессознательное в аналитической психологии Юнга?
Коллективное бессознательное - это более глубинный слой психики, который является следствием психической наследственности и связывает человека с его предками. Оно содержит архетипы - универсальные образы и символы, которые присутствуют в разных культурах.
Каким образом коллективное бессознательное связывает человека с культурой?
Коллективное бессознательное связывает человека с культурой через архетипы - универсальные образы и символы, которые присутствуют в разных культурах. Эти архетипы формируют основу культурных представлений и влияют на поведение и восприятие мира.
Какие еще слои психики выделял Юнг в своих теориях, кроме коллективного бессознательного?
Помимо коллективного бессознательного, Юнг выделял личностное бессознательное, в котором фиксируется индивидуальный опыт человека. Этот слой психики связан с личными переживаниями и опытом каждого индивидуума.
Что такое психологические теории культуры в психоанализе З. Фрейда и аналитической психологии К. Г. Юнга?
Психологические теории культуры в психоанализе З. Фрейда и аналитической психологии К. Г. Юнга представляют собой подходы к изучению культуры и ее влияния на психику человека. Фрейд сосредоточился на исследовании индивидуального бессознательного, в то время как Юнг выделил коллективное бессознательное. Оба подхода помогают понять, как культура формирует наши мысли, переживания и поведение.
Какие представления о культуре в контексте психоаналитических теорий?
В психоаналитических теориях культуры существует представление о том, что культура оказывает значительное влияние на формирование личности и психики человека. Она определяет наш мироощущение, ценности, нормы поведения и образ жизни. Важно понимать, что каждый человек вступает во взаимодействие с культурой, а также вносит свой вклад в ее создание и развитие.
Что такое коллективное бессознательное?
Коллективное бессознательное - это понятие, разработанное К. Г. Юнгом, которое указывает на существование глубинного слоя бессознательного, связывающего всех людей. Оно является результатом психической наследственности и содержит базовые архетипические образы и символы, которые влияют на мысли, переживания и поведение человека. Коллективное бессознательное связывает нас с нашими предками и содействует формированию современного типа человека.
Каким образом архетипы влияют на психику человека?
Архетипы - это базовые образы и символы, которые существуют в коллективном бессознательном. Они оказывают значительное влияние на наши мысли, переживания и поведение. Архетипы могут проявляться в виде мифологических сюжетов, символов и образов, которые мы воспринимаем и интерпретируем на уровне бессознательного. Они помогают нам понять мир и самих себя, а также служат основой для религиозных верований, искусства и многих других аспектов нашей культуры.
Какие психологические теории культуры были разработаны З. Фрейдом и К.Г. Юнгом?
З. Фрейд и К.Г. Юнг разработали психологические теории культуры в рамках психоанализа и аналитической психологии соответственно.
Что такое личностное бессознательное в психоанализе З. Фрейда?
В психоанализе З. Фрейда личностное бессознательное является частью структуры психики и содержит индивидуальный опыт человека.