Приемы и методы воздействия на массовое сознани
Заказать уникальный реферат- 11 11 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 02.10.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Приемы и методы воздействия на массовое сознание (по книге Г. Лассуэлла «Техника пропаганды в первой мировой войне»)
Список использованной литературы
Основные выводы, полученные Лассуэллом в этой книге можно представить следующими тезисами:
1. История империалистической войны показывает, что современная война должна вестись на 3-х фронтах: военном, экономическом и пропаганды.
2. Пропагандой можно действовать как оружием прямой связи на нравственное состояние неприятеля, стараясь нарушить его состояние или же отклонить ненависть неприятеля от воюющей с ним страны.
3. Успешность пропаганды зависит от искусного применения средств при благоприятных условиях. Средства - это то, чем пропагандист может располагать; условия это то, к чему он должен приспосабливаться. Пропагандист может видоизменить организацию своей деятельности, менять течение внушаемых им мыслей и заменять один способ распространения этих мыслей другим, - но он непременно должен считаться с определенными объективными фактами международной жизни и с общим настроением.
4.Основные стратегические цели пропаганды:
- возбуждение ненависти к неприятелю;
- поддержание дружественных отношений с союзниками;
- сохранение добрых отношений с нейтральными странами и, если возможно, старание заручиться их сотрудничеством;
- деморализование противника.
Таким образом, Г.Лассуэлл, пожалуй, впервые выделил информационно-психологическую сферу войны, показав пропаганду как особый вид оружия, воздействующий на нравственное состояние (т.е. психическое состояние) неприятеля. [3, с. 43]
Пропаганда как управление значимыми символами предполагает, по мнению Г. Лассуэлла, распространение прежде всего политических мифов и стереотипов. Политический миф он определяет как «совокупность социальных убеждений, включающих устойчивые представления об идеальном типе власти в рамках конкретного общественного устройства». Политический миф - это не только «иррациональное», принимаемое на веру, аксиоматически, бездоказательно. Г. Лассуэлл полагает, что политический миф реализуется в политических доктринах и идеологиях и отражается в структуре политического сознания через такие понятия, как «креденда» и «миранда», в связи с чем пропаганда всегда обращена как к разуму, так и к чувствам реципиентов. «Креденда» (доверие) - это сфера рационального сознания, более соответствующая политическим доктринам; это уставы, конституции, декларации, договоры, обращенные к разуму и обеспечивающие доверие к власти на когнитивном уровне. «Миранда» (мираж, сверхъестественное) - это нечто схожее с религией; это совокупность мифов, ритуалов, символов; она содержит такие коммуникативные средства, как лозунги, флаг, гимн, лидер (герой) движения, невербалику и рассчитана на эмоциональное восприятие, на пробуждение чувств лояльности индивида к власти. Посредством пропаганды, «креденды» и «миранды» осуществляется политическое управление обществом, политическая коммуникация, реализуется язык власти. При этом функция языка власти имеет рациональные цели (политическая семантика - т.е. содержание и стиль высказываний) и эмоциональные эффекты (политическая синтактика).
Сегодня результаты научно-исследовательской деятельности Г. Лассуэлла представляют собой классическое наследие не только для политологов, политических психологов, социологов, но и для специалистов по социологии и психологии массовой коммуникации, социологии и психологии пропаганды.
Список использованной литературы
Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М.: Вильямс, 2007.
Гнатюк О.Л. Из истории американской коммуникологии и коммуникативистики: Гарольд Лассуэлл // Сборник научных трудов «Актуальные проблемы теории коммуникации». СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. - C. 11-20.
Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития. М.: Прометей, 2004. – 328 с.
Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2000.
Короткова Н.В. Г.Д. Лассуэлл. Методология исследования проблем политики. // Аналитический обзор. Полит. наука. - М.: ИНИОН, 2000. - N 4. - С. 155-178.
Терин В.П. Лассуэлл Г. // Современная западная социология. Словарь. М., 1990.
Lasswell H.D. Propaganda technique in the World War, L., Kegan Paul, Trench, Trubner & Co, 1927.
10
2.Гнатюк О.Л. Из истории американской коммуникологии и коммуникативистики: Гарольд Лассуэлл // Сборник научных трудов «Актуальные проблемы теории коммуникации». СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. - C. 11-20.
3.Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития. М.: Прометей, 2004. – 328 с.
4.Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2000.
5.Короткова Н.В. Г.Д. Лассуэлл. Методология исследования проблем политики. // Аналитический обзор. Полит. наука. - М.: ИНИОН, 2000. - N 4. - С. 155-178.
6.Терин В.П. Лассуэлл Г. // Современная западная социология. Словарь. М., 1990.
7.Lasswell H.D. Propaganda technique in the World War, L., Kegan Paul, Trench, Trubner & Co, 1927.
Вопрос-ответ:
Какие выводы были сделаны Лассуэллом в книге "Техника пропаганды в первой мировой войне"?
Лассуэлл сделал несколько основных выводов. Во-первых, история империалистической войны показала, что современная война должна вестись на трех фронтах: военном, экономическом и пропагандистском. Во-вторых, пропагандой можно воздействовать на нравственное состояние неприятеля и использовать ее как оружие прямой связи. Лассуэлл рекомендует стараться влиять на массовое сознание, чтобы ослабить врага и повысить веру в справедливость своей стороны.
Какую роль играет пропаганда в ведении современных войн?
Пропаганда играет важнейшую роль в современных войнах. Она позволяет влиять на массовое сознание и нравственное состояние противника, изменив его мнения и убеждения. Путем использования различных приемов и методов пропагандистской работы можно добиться различных целей, например, повысить патриотизм у своих солдат и граждан, снизить мотивацию у врага и вызвать у него сомнения в своей позиции. Важно понимать, что пропаганда может быть мощным оружием, и ее использование требует тщательного изучения и понимания своих сил и возможностей.
Какие фронты Лассуэлл называет основными в современной войне?
Лассуэлл считает, что современную войну нужно вести на трех фронтах: военном, экономическом и пропагандистском. Военный фронт связан с непосредственными боевыми действиями, экономический фронт – с обеспечением войск и населения материальными ресурсами, а пропагандистский фронт – с воздействием на массовое сознание и нравственное состояние противника. Все три фронта взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, поэтому успешное ведение войны требует комплексного подхода и учета всех аспектов.
Какие основные выводы были получены Лассуэллом в книге "Техника пропаганды в первой мировой войне"?
В основе истории империалистической войны Лассуэлл видит необходимость ведения современной войны на трех фронтах: военном, экономическом и пропаганды. Он считает, что пропаганда может использоваться как оружие прямого воздействия на нравственное состояние противника, стремясь нарушить его веру в правоту своего дела.
Какие фронты считает Лассуэлл важными ведения современной войны?
Лассуэлл считает, что современная война должна вестись на трех фронтах: военном, экономическом и пропаганды. Он подчеркивает важность использования пропаганды как средства прямого воздействия на нравственное состояние противника.
Какую роль может играть пропаганда в военных действиях?
Пропаганда, согласно Лассуэллу, может играть роль оружия прямого воздействия на нравственное состояние противника. Ее целью является ослабление веры противника в правоту своего дела и создание у него сомнений.
Какие методы пропаганды могут быть использованы в военных действиях?
В военных действиях применяются различные методы пропаганды, такие как распространение лживых информаций о противнике, создание образа "врага" с целью демонизации его образа и подрыва его авторитета, использование эмоционального воздействия на массы и т.д.
Какие фронты войны считаются основными в современном мире?
Основными фронтами в современной войне считаются военный, экономический и пропагандистский. Это связано с тем, что война ведется не только на поле боя, но и в экономическом и информационном пространстве, где пропаганда играет важную роль.