Возможности и ограничения онлайн-опросов как инструмента социологического исследования
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 14.01.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОНЛАЙН-ИССЛЕДОВАНИЙ 5
1.1 Основные понятия 5
1.2 Использование онлайн-исследований в сети Интернет 8
1.3 История онлайн-исследований 12
ГЛАВА 2. ОНЛАЙН-ОПРОСЫ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 14
2.1 Виды социологических исследований 14
2.2 Возможности онлайн-опросов 17
2.3 Ограничения онлайн-опросов 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24
Определение логических противоречий в ответах респондента и их исправление, решение проблемы неполных ответов становится возможным. Специальная программа будет проверять заполнение всех полей в анкете и при необходимости говорить о том, что необходимо ответить на все вопросы.Дополнительные возможностиПрименение элементов мультимедиа и гипертекста. Интернет дает возможность применять не только текстовые, однако и звуковые или видео-опросники, когда вопросы воспринимаются респондентами еще и на слух, а не только прочитываются с экрана компьютера. В данной ситуации возможно произвести оригинальное оформление анкеты, применяя обширную цветовую палитру, изображения, анимацию и т.д. Предварительно респонденту может быть предоставлена для ознакомления музыкальная, графическая или видео информация, а в дальнейшем исследовано его точка зрения относительно увиденного, прочитанного, услышанного.Возможность дальнейшей коммуникации с опрашиваемыми. К примеру, ознакомление их с результатами осуществленного исследования с возможностью дальнейшего критического разбора и внесения дополнений. Дополнительно стимулировать людей к участию в опросе дает возможность наличие «обратной связи» [10].Возможности автоматического сбора дополнительных сведений о респондентах:IP‑адрес компьютера; тип провайдера; используемое программное обеспечение; адрес электронной почты опрашиваемого, время заполнения опросника, место жительства и т.д.Автоматическая письменная фиксация сведений и автоматическая обработка анкет. Весь разговор между исследователем и опрашиваемым в случае онлайн-интервью устанавливается в письменном виде. Имеющийся транскрипт можно сохранить в виде текстового файла, и далее применять при обработке и анализе информации: искать по главным словам, цитировать – переносить фразы в отчет, не боясь ошибиться и т.д.Программное обеспечение дает возможность автоматически менять полученные от респондентов ответы в массив данных, готовых к обработке с помощью специальных статистических методов. Это экономит рабочее время и уменьшает вероятность вероятных ошибок.2.3 Ограничения онлайн-опросовМожно априори утверждать, что в настоящее время в почти любой (за небольшим исключением) целевой аудитории потребителей любого продукта или услуги существует определенная доля Интернет-пользователей.Также стоит задаться другим вопросом, насколько велико число Интернет-пользователей из потребителей в данной группе? Большая ли вероятность, опросив 1000 человек, получить достаточную для изучения окончательную выборку, репрезентативно представляющую генеральную совокупность?Еще один важный аспект – несмещенность выборки. Если же ограничиваться какой-либо группой, имеющей показатели, равномерно распределенные около среднего значения, то с внесением дополнительных изучаемых факторов увеличивается риск получить смещенную выборку [21].Смещение выборки при Интернет-опросахНеобходимо признать, что на данный момент результаты любого Интернет-опроса, не затрагивающего Интернет-специфической тематики, будут смещенными (рисунок 8).Рисунок 8 – Пример онлайн опросаКонечно, чем больше Интернет-аудитория будет приближаться по размерам к генеральной совокупности, тем меньше будет возможность получить смещенную выборку. В США, где Интернет-аудитория уже в настоящее время занимает 69 % от всех жителей страны, проблема смещенности Интернет-аудитории не является очень острой, а для большого количества целевых групп и в целом не актуальна.Также необходимо перечислить ограничения онлайн исследования [11]:Технические проблемы со связьюНебольшой размер инструментарияПлохое качество интернет-соединенияОграниченные возможности программного обеспеченияСтихийность выборкиНизкая представленность целевых групп в государствах с низким проникновением интернетаСпециальное искажение сведений Коммуникативные сбои в понимании вопросаНеоднократное участие в опросе ЗАКЛЮЧЕНИЕНа сегодняшний день в современном обществе, а в частности, в России, распространены представления о социологе как о человеке, который то и дело занимается проведением опросов населения по различным актуальным проблемам. Действительно, по результатам анализа отечественных и зарубежных публикаций социологических исследований, большая часть из них содержит данные, полученные именно с помощью метода опроса. На сегодняшний день, идя в ногу с новейшими интернет-технологиями, можно говорить о высокой роли Интернета в нашей жизни. Всемирная паутина проникла в каждую ячейку нашего общества, не обойдя и социологию. Технология интернет-опросов открыла для многих социологов новый метод в эмпирических исследованиях.Главными преимуществами интернет опросов являются гибкость, быстрота получаемой информации, огромной масштаб опрашиваемых и т.д. С помощью вышеперечисленных сайтов, и различных социальных сетей, у исследователей появилась возможность выйти на новый уровень распространения и обработки данных. И это только начало. За интернет-опросами стоит будущее эмпирической социологии [22].СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВБогомолова, Н.Н. Фокус-группы как метод социально-психологического исследования / Н. Н. Богомолова, Т. В. Фоломеева. — М., 1997. — 321 с. Вишнякова, М.В. Возможности и ограничения онлайн-исследований / М. В. Вишнякова, Е. Ю. Гулько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 19 (78). — С. 454-456. — URL: https://moluch.ru/archive/78/13612/ (дата обращения: 29.11.2022).Докторов Б. Online-опросы: обыденность наступившего столетия // Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев, 2000. - №4. – 23 с.Докторов, Б.З. Реклама и опросы общественного мнения в США: История зарождения. Судьбы творцов. - М.: ЦСП, 2008. – 269 с.Дьякова, М.В. Будущее онлайн-исследований: ожидать ли конца света или какие альтернативные источники формирования выборок придут на смену традиционным онлайн-панелям? / М. В. Дьякова // Онлайн исследования в России 3.0 / Под редакцией Шашкина А. В., Девятко И. Ф., Давыдова С. Г. — М.: Издательский дом «Кодекс», 2012. — 420 с. Жичкина, А.Е. Теория, практика и методология опросов в Интернет. – 198 с.Кед, А.П. Интернет-опрос как метод социологического исследования / «Компьютерные и информационные науки» // Кед А. П., Агаева П. М. - Проблемы современной экономики (Новосибирск), 2015. – 248 с.Круглов, А.Ю. Формирование методологии социологического исследования на основе использования технологии компьютеро-опосредованной коммуникации: дис. … д-ра соц. наук: 22.00.01 / А. Ю. Круглов. – Санкт-Петербург, 2005. – 379 с. Круглов, А.Ю. Формирование методологии социологического исследования на основе использования технологии компьютеро-опосредованной коммуникации: дис. … д-ра соц. наук: 22.00.01/А. Ю. Круглов.-Санкт-Петербург, 2005. -379 с. Лебедев, П.А. Возможности, ограничения и особенности процедуры проведения метода онлайновой фокус-группы: дис….кандидата социол. наук: 22.00.01 / П. А. Лебедев. — М. — 2010. — 222 с. Макаров, Г.И. Онлайн-исследования отраслевых рынков: маркетинг реального времени / Г. И. Макаров // Индустриальный и b2b маркетинг. - 2008. - № 2. - С. 126–132. Мельник В. В., Печеркина И. Ф.. Методология и методика социологического исследования. Учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012.Мурзина, Ю. С. Методы социально-психологических исследований: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012.Насретдинова, М.М. Актуальность онлайн исследований в России // Психология, социология и педагогика. - 2014. - № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/06/3314 (дата обращения: 28.11.2022).Некрасов, С.И. Сравнение результатов онлайн- и офлайн опросов (на примере анкет разной сложности) // Социология: 4М. 2011. - № 32. – С. 23-30.Онлайн-исследования в России: тенденции и перспективы. / Под ред. Шашкина А.В. и Поздняковой М.Е. – М.: Изд-во Института социологии РАН, 2006. – 264 с.Осипов, Г. В. Социология науки и образования. Экономические стимулы университетской науки: учебное пособие для вузов / Г. В. Осипов, М. Н. Стриханов. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 272 с.Рой О. М. Исследование социально-экономических и политических процессов. Учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012.Ромек В., Сатин Д. Надежность тестов при тестировании в Интернете // Междисциплинарный семинар "Виртуальная коммуникация в сети Интернет", http://www.virtual.ru/vculture/seminar/index.htmlСканави, А.М. Онлайновые исследования: проблемы развития и сфера использования / А. М. Сканави, М. В. Комогорцева // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 2007. — № 3. — С. 206–213. Социология.: Словарь-справочник. Т.1-4 / Под ред. Г.В. Осипова. - М., 1990-1991. – 149 с.Стребков, Д.О. Познавательные возможности онлайн опросов в российской исследовательской практике (на примере опроса интернет-фрилансеров) / Cоциология: 4М. 2010. - № 31. – 126 с.Стребков, Д.О. Познавательные возможности онлайн-опросов в российской исследовательской практике (на примере опроса интернет-фрилансеров) [электронный ресурс]. — Минск, 2013. — Режим доступа: http:// www.ecsocman.hse.ru. — Дата доступа: 29.11.2022. Стребков, Д.О. Социологические опросы в Интернете: возможности и ограничения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/ (дата обращения: 29.11.2022).Трошенкова, М. Практика использования технологии интернет-исследований / М. Трошенкова // Интернет-маркетинг. - М., 2002. - № 4. - С. 25–28. Филиппова, Т.В. Социология в интернете / Т. В. Филиппова // Социологические исследования. — 2000. - № 5. - С. 131–137.Филиппова, Т.В. Социология в интернете / Т. В. Филиппова // Социологические исследования. — 2000. - № 5. - С. 131–137. Цвык, В.А. Профессиональная этика социолога: Учеб. пособие. - М.: Изд-во РУДН, 2002. - 132 с.Шейхетов, С.В. Поколение Next выбирает блоги / С. В. Шейхетов // Интернет-маркетинг. — 2006. — № 6.– С. 332–338.Link, A., Dinsmore, S. Online Focus Groups: Selecting a Platform / A. Link, S.Dinsmore // Website Academia.edu. [Electronic resource].-Mode of access: academia.edu/2064385/Online_Focus_Groups_Selecting_a_Platform. Dateofaccess –:29.11.2022.
2. Вишнякова, М.В. Возможности и ограничения онлайн-исследований / М. В. Вишнякова, Е. Ю. Гулько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 19 (78). — С. 454-456. — URL: https://moluch.ru/archive/78/13612/ (дата обращения: 29.11.2022).
3. Докторов Б. Online-опросы: обыденность наступившего столетия // Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев, 2000. - №4. – 23 с.
4. Докторов, Б.З. Реклама и опросы общественного мнения в США: История зарождения. Судьбы творцов. - М.: ЦСП, 2008. – 269 с.
5. Дьякова, М.В. Будущее онлайн-исследований: ожидать ли конца света или какие альтернативные источники формирования выборок придут на смену традиционным онлайн-панелям? / М. В. Дьякова // Онлайн исследования в России 3.0 / Под редакцией Шашкина А. В., Девятко И. Ф., Давыдова С. Г. — М.: Издательский дом «Кодекс», 2012. — 420 с.
6. Жичкина, А.Е. Теория, практика и методология опросов в Интернет. – 198 с.
7. Кед, А.П. Интернет-опрос как метод социологического исследования / «Компьютерные и информационные науки» // Кед А. П., Агаева П. М. - Проблемы современной экономики (Новосибирск), 2015. – 248 с.
8. Круглов, А.Ю. Формирование методологии социологического исследования на основе использования технологии компьютеро-опосредованной коммуникации: дис. … д-ра соц. наук: 22.00.01 / А. Ю. Круглов. – Санкт-Петербург, 2005. – 379 с.
9. Круглов, А.Ю. Формирование методологии социологического исследования на основе использования технологии компьютеро-опосредованной коммуникации: дис. … д-ра соц. наук: 22.00.01/А. Ю. Круглов.-Санкт-Петербург, 2005. -379 с.
10. Лебедев, П.А. Возможности, ограничения и особенности процедуры проведения метода онлайновой фокус-группы: дис….кандидата социол. наук: 22.00.01 / П. А. Лебедев. — М. — 2010. — 222 с.
11. Макаров, Г.И. Онлайн-исследования отраслевых рынков: маркетинг реального времени / Г. И. Макаров // Индустриальный и b2b маркетинг. - 2008. - № 2. - С. 126–132.
12. Мельник В. В., Печеркина И. Ф.. Методология и методика социологического исследования. Учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012.
13. Мурзина, Ю. С. Методы социально-психологических исследований: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012.
14. Насретдинова, М.М. Актуальность онлайн исследований в России // Психология, социология и педагогика. - 2014. - № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/06/3314 (дата обращения: 28.11.2022).
15. Некрасов, С.И. Сравнение результатов онлайн- и офлайн опросов (на примере анкет разной сложности) // Социология: 4М. 2011. - № 32. – С. 23-30.
16. Онлайн-исследования в России: тенденции и перспективы. / Под ред. Шашкина А.В. и Поздняковой М.Е. – М.: Изд-во Института социологии РАН, 2006. – 264 с.
17. Осипов, Г. В. Социология науки и образования. Экономические стимулы университетской науки: учебное пособие для вузов / Г. В. Осипов, М. Н. Стриханов. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 272 с.
18. Рой О. М. Исследование социально-экономических и политических процессов. Учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012.
19. Ромек В., Сатин Д. Надежность тестов при тестировании в Интернете // Междисциплинарный семинар "Виртуальная коммуникация в сети Интернет", http://www.virtual.ru/vculture/seminar/index.html
20. Сканави, А.М. Онлайновые исследования: проблемы развития и сфера использования / А. М. Сканави, М. В. Комогорцева // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 2007. — № 3. — С. 206–213.
21. Социология.: Словарь-справочник. Т.1-4 / Под ред. Г.В. Осипова. - М., 1990-1991. – 149 с.
22. Стребков, Д.О. Познавательные возможности онлайн опросов в российской исследовательской практике (на примере опроса интернет-фрилансеров) / Cоциология: 4М. 2010. - № 31. – 126 с.
23. Стребков, Д.О. Познавательные возможности онлайн-опросов в российской исследовательской практике (на примере опроса интернет-фрилансеров) [электронный ресурс]. — Минск, 2013. — Режим доступа: http:// www.ecsocman.hse.ru. — Дата доступа: 29.11.2022.
24. Стребков, Д.О. Социологические опросы в Интернете: возможности и ограничения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/ (дата обращения: 29.11.2022).
25. Трошенкова, М. Практика использования технологии интернет-исследований / М. Трошенкова // Интернет-маркетинг. - М., 2002. - № 4. - С. 25–28.
26. Филиппова, Т.В. Социология в интернете / Т. В. Филиппова // Социологические исследования. — 2000. - № 5. - С. 131–137.
27. Филиппова, Т.В. Социология в интернете / Т. В. Филиппова // Социологические исследования. — 2000. - № 5. - С. 131–137.
28. Цвык, В.А. Профессиональная этика социолога: Учеб. пособие. - М.: Изд-во РУДН, 2002. - 132 с.
29. Шейхетов, С.В. Поколение Next выбирает блоги / С. В. Шейхетов // Интернет-маркетинг. — 2006. — № 6.– С. 332–338.
30. Link, A., Dinsmore, S. Online Focus Groups: Selecting a Platform / A. Link, S.Dinsmore // Website Academia.edu. [Electronic resource].-Mode of access: academia.edu/2064385/Online_Focus_Groups_Selecting_a_Platform. Date of access –:29.11.2022.
Вопрос-ответ:
Какие основные понятия связаны с онлайн исследованиями?
Основные понятия, связанные с онлайн исследованиями, включают такие термины как "онлайн опросы", "социологические исследования", "сеть Интернет", "организация и проведение исследований".
Как можно использовать онлайн исследования в сети Интернет?
Онлайн исследования в сети Интернет могут быть использованы для проведения различных социологических исследований, анкетирования, опросов, сбора данных и анализа результатов.
Как развивались онлайн исследования на протяжении истории?
История онлайн исследования началась в середине 20 века с развития компьютерных технологий. С течением времени онлайн исследования становились все более популярными и доступными благодаря распространению интернета и современных информационных технологий.
Какие возможности предоставляют онлайн опросы для социологического исследования?
Онлайн опросы предоставляют возможность быстрого и эффективного сбора данных, широкого охвата аудитории, анонимности для участников исследования, а также более низких затрат по сравнению с традиционными методами исследования.
Какие ограничения имеют онлайн опросы?
Ограничения онлайн опросов включают возможные проблемы с выборкой и представительностью, низкую ответственность участников, отсутствие возможности проверить достоверность информации, а также ограничения в доступе к интернету у некоторых групп населения.
Какие понятия основные используются при онлайн исследованиях?
Основные понятия, используемые при онлайн исследованиях, включают такие термины, как онлайн опросы, интернет-панели, рекрутинг, сэмплирование и т. д.
Какие возможности предоставляют онлайн опросы для социологического исследования?
Онлайн опросы предоставляют ряд возможностей для социологического исследования, такие как широкий охват аудитории, удобство и доступность для участников, возможность быстрой обработки данных и автоматизации процессов.
Какие ограничения имеют онлайн опросы в качестве инструмента социологического исследования?
Онлайн опросы имеют ряд ограничений, такие как исключение определенных групп населения (например, пожилых людей или неимеющих доступа к интернету), ограниченные возможности контроля и репрезентативности выборки, а также возможность искажений и нечестных ответов со стороны участников.
Какие виды социологических исследований могут быть проведены с использованием онлайн опросов?
С использованием онлайн опросов можно проводить различные виды социологических исследований, включая изучение общественного мнения, социальных проблем, потребительского поведения, политических предпочтений и т. д.
Какова история использования онлайн исследований в социологии?
История использования онлайн исследований в социологии началась в конце 1990-х годов с развитием интернета. С тех пор онлайн опросы стали все более популярными и широко используемыми для социологических исследований.