Теория «Москва - Третий Рим», её истоки и влияние на общественную мысль русского общества в разные периоды истории.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История Отечества
  • 21 21 страница
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 25.01.2023
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5
1. Политический контекст возникновения и суть концепции 5
2. Концепция в XIX - начале XX века 7
4. Новые интерпретации концепции 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 20

Фрагмент для ознакомления

В той или иной форме «русский вопрос» и, следовательно, концепция Москвы как Третьего Рима представляют интерес для широкого круга глобальных игроков. Он включен в анализ глобальных стратегических сценариев правящими кругами США, Китая, Японии, Европы и исламского мира. Эта тема продолжает интересовать исследователей; появляется все больше и больше новых книг.Таким образом, подведем итоги. После освобождения от Золотой Орды и падения Византийской империи раннее русское государство столкнулось с вопросом о своем месте и роли в христианском мире. Именно тогда сформировалась концепция Москвы как Третьего Рима, основанная на представлении о том, что с падением Римской и Византийской империй Россия стала новым центром христианского православного мира. Более того, его дальнейшее существование было обусловлено его верностью православию. Концепция не была идеей какого-то политического «единства». Как отмечают многие исследователи, эта концепция оказала незначительное влияние на русскую книжную культуру, фактически оставаясь «в стенах церкви» вплоть до середины XIX века. Позже, начиная с конца XIX века, концепция Москвы как Третьего Рима породила идею о том, что миссия России в мире заключается в том, чтобы руководить и защищать православие и православных христиан.Концепция Москвы как Третьего Рима, ставшая почти легендарной и получившая множество интерпретаций на протяжении веков, вызвала новый интерес на рубеже веков, в преддверии тысячелетия. Его глубина и афористичность привлекли внимание многих современных исследователей. Но самое главное, его актуальность, наряду с необходимостью дальнейших исследований, обусловлена практической ценностью, которую он имеет в усилиях по разработке национальной идеи и политики для России в XXI веке с точки зрения ее аксиологических основ.На протяжении всего XX века Россия прошла через два идеологических слоя: христианство и коммунизм. Вероятно, оба подхода были разными геополитическими преломлениями одной и той же характеристики концепции Третьего Рима – мессианизма, на что указывали многие, как российские, так и зарубежные исследователи, которые разъясняли, что мессианизм не является причиной для завоевания новых территорий. Это радость отождествления православия со смыслом существования России. Современное российское евразийство разделяет довольно много областей с двумя упомянутыми выше подходами. В начале XXI века главный узел стратегических вызовов Российской Федерации был связан с вопросом сохранения ее как суверенного и целостного евразийского государства, естественного лидера евразийской интеграции. В сфере геополитики также существует определенная параллель в том, как Россия видит международные отношения и свою собственную роль в них. Церковная идея России как центра и хранителя православия претерпела трансформацию на протяжении веков в недокументированную, но тем не менее ощутимую в геополитической практике концепцию России как центра и покровителя территорий, в значительной степени населенных православными христианами в исторической перспективе.В то же время, рассматривая концепцию Москвы как Третьего Рима как основу геополитических доктрин и/или общей политики в современной России, следует рассуждать с осторожностью, имея в виду, какой смысл вкладывал в понятие «Рим» ее автор, игумен Филофей, и стараться избегать возможные неверные толкования. Русь определила свою цивилизационную идентичность, основанную на православии, и сохранила ее в трудные времена внешних угроз. В этой связи можно утверждать, что на концептуальном уровне концепция «Москва как третий Рим» указывает на геополитический код России как на исторически сложившуюся систему ее внешних отношений, которая, по-видимому, может послужить основой для формулирования новой доктрины национальной безопасности России.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, полученные результаты показывают, что концепция Москвы как Третьего Рима глубоко укоренилась в российской исторической традиции. Кроме того, существует общественное согласие как масс, так и элиты на использование ее потенциала при формулировании национальной геополитической доктрины России. Об этом свидетельствовали на протяжении разных исторических периодов существования России. В нашей работе делается вывод о том, что каждый раз, когда Россия отходила от этой доктрины, это, как правило, имело серьезные последствия как для государства, так и для общества. Логично сделать вывод, что для своего успешного развития современная Россия должна придерживаться принципов, разработанных в соответствии с концепцией «Москва как третий Рим», в своей внутренней и внешней политике. Сосредоточенная в первую очередь на своих внутренних проблемах, Российская Федерация во многом уже определила свою внешнеполитическую стратегию, в целом выступая за евразийский конфедерализм, то есть стратегическое единство евразийских стран. Российская внешняя политика также демонстрирует приоритет универсалий над частностями и верховенство принципов диалога и конструктивных усилий. Как неоднократно показывала история, важнейшей геополитической задачей России является защита географических и духовных границ Православия.Важно отметить, что знание исторических и современных интерпретаций концепции Москвы как Третьего Рима дает ключ к пониманию принципов стратегических коалиций России. Традиция этих интерпретаций закрепляет следующее: Россия осознает себя духовным центром мира, жизнедеятельность которого основана на христианских ценностях, предлагая жизнеутверждающее и творческое восприятие всем участникам глобального диалога. Это означает открытость православной Ойкумены как Западу, так и Востоку.В заключение мы хотели бы еще раз подчеркнуть, что сама суть концепции Москвы как Третьего Рима носит чисто духовный характер. Филофей не связывает идею «Рима» ни с империей, ни с имперскими амбициями, ни с идеей перемещения центра мировой империи. Филофей также не проводит никакой связи между идеей «Рима» и оправданием глобального правления России. Он связывает это исключительно с ответственностью России за выживание православия. По словам Филофея, благополучие России наряду с благополучием всего мира не обусловлено политическими, экономическими или какими-либо другими достижениями России. Скорее, это обусловлено духовным здравомыслием его ортодоксальных жителей, включая правителей, проявляющимся в том факте, что ортодоксальные догмы остаются незыблемыми и нетронутыми, а жизнь организована в соответствии с его доктриной.Концепция Москвы как Третьего Рима в начале XXI века вновь весьма актуальна. В воздухе вновь витают вопросы о важности России для мира, о ее потенциале. По-видимому, это не совпадение, ведь в современном мире глобализация набирает силу, и одной из ее новых характеристик является актуализация континентальной составляющей мировой геополитики как объективного явления. И у России, среди прочих, есть необходимые предпосылки для того, чтобы стать духовным и геополитическим центром мира.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫЛитература:Вернадский Г.В. Очерки российской истории // Москва: Айрис-пресс. – 2002.Гидиринский В.И. Русская идея как философский, исторический и религиозный феномен // Москва: Издательство ПСТГУ. – 2010.Достоевский Ф.М. Дневник писателя. Полное собрание сочинений в 30 томах // Ленинград: Издательство «Наука». – 1984. Дугин А.Г. Геополитические основы. Геополитическое будущее России. Стереоскопическое мышление // Москва: АРКТОГЕЯ-центр. – 2000.Леонтьев К.Н. Передовицы Варшавского дневника // М.: Республика. – 1996.Меерсон М.А. Политическая философия русского православного епископата в советский период // Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. – 1991.Трубецкой Н. О туранском элементе в русской культуре // Берлин: Евразийское издательство. – 1925.Интернет-ресурсы:Бауэр Е.А. Теория «Москва - третий Рим» в трактовке И. А. Кириллова // Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии. – 2007. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-moskva-tretiy-rim-v-traktovke-i-a-kirillova-1. – (Проверено: 25.12.2022).Жукова Н.С. Сущность государственной идеологической концепции «Москва – Третий Рим» // Философия права. – 2010. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-gosudarstvennoy-ideologicheskoy-kontseptsii-moskva-tretiy-rim. – (Проверено: 25.12.2022).Ишин А.В. Концепция «Москва – Третий Рим»: геополитическое измерение // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. – 2016. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-moskva-tretiy-rim-geopoliticheskoe-izmerenie. – (Проверено: 25.12.2022).Николаева Н.В. «Москва -Третий Рим» - артикуляция русской идеи // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2009. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/moskva-tretiy-rim-artikulyatsiya-russkoy-idei. – (Проверено: 25.12.2022).

Литература:
1. Вернадский Г.В. Очерки российской истории // Москва: Айрис-пресс. – 2002.
2. Гидиринский В.И. Русская идея как философский, исторический и религиозный феномен // Москва: Издательство ПСТГУ. – 2010.
3. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. Полное собрание сочинений в 30 томах // Ленинград: Издательство «Наука». – 1984.
4. Дугин А.Г. Геополитические основы. Геополитическое будущее России. Стереоскопическое мышление // Москва: АРКТОГЕЯ-центр. – 2000.
5. Леонтьев К.Н. Передовицы Варшавского дневника // М.: Республика. – 1996.
6. Меерсон М.А. Политическая философия русского православного епископата в советский период // Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. – 1991.
7. Трубецкой Н. О туранском элементе в русской культуре // Берлин: Евразийское издательство. – 1925.

Интернет-ресурсы:

8. Бауэр Е.А. Теория «Москва - третий Рим» в трактовке И. А. Кириллова // Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии. – 2007. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-moskva-tretiy-rim-v-traktovke-i-a-kirillova-1. – (Проверено: 25.12.2022).
9. Жукова Н.С. Сущность государственной идеологической концепции «Москва – Третий Рим» // Философия права. – 2010. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-gosudarstvennoy-ideologicheskoy-kontseptsii-moskva-tretiy-rim. – (Проверено: 25.12.2022).
10. Ишин А.В. Концепция «Москва – Третий Рим»: геополитическое измерение // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. – 2016. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-moskva-tretiy-rim-geopoliticheskoe-izmerenie. – (Проверено: 25.12.2022).
11. Николаева Н.В. «Москва -Третий Рим» - артикуляция русской идеи // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2009. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/moskva-tretiy-rim-artikulyatsiya-russkoy-idei. – (Проверено: 25.12.2022).

Вопрос-ответ:

Каковы истоки и влияние концепции Москва - Третий Рим на общественную мысль русского общества?

Истоки концепции Москва - Третий Рим находятся в политическом контексте и сущности русской общественной мысли. В разные периоды истории русского общества эта концепция имела различное влияние, отражая его интересы и амбиции. Согласно этой концепции, Россия (Москва) является преемницей христианской идеи Рима и имеет специальное предназначение в истории. Русское общество видит себя как миссионерский народ, призванный осуществить праведное управление миром. Эта концепция вдохновляла русское общество на отстаивание своей самобытности и национальных интересов.

В каком политическом контексте возникла концепция Москва - Третий Рим и какова ее суть?

Концепция Москва - Третий Рим возникла в политическом контексте распада Византийской империи и угрозы распространения ислама. Суть этой концепции состоит в том, что после падения Римской империи священный огонь христианской цивилизации перенесся из Рима в Константинополь, а затем, после его падения, в Москву. Таким образом, Москва стала новым центром христианского мира и имела особую роль в сохранении и распространении истинной веры и цивилизации. Эта концепция закрепила смысловое значение Москвы как "Третьего Рима" и направила русскую общественную мысль и действия в разные периоды истории.

Как концепция Москва - Третий Рим интерпретировалась в XIX и начале XX века?

В XIX и начале XX века концепция Москва - Третий Рим находила свою интерпретацию в контексте национального пробуждения и усиления патриотических чувств в русском обществе. Русские интеллектуалы и политические деятели видели Москву как символ нации и центр православия, противостоящий западным ценностям. Москва - Третий Рим стала основой для формирования национального самосознания и патриотической идеологии, которая активно использовалась в политической и культурной борьбе национального освобождения и великодержавной политики.

Что такое концепция Москвы как Третьего Рима?

Концепция Москвы как Третьего Рима представляет собой идею о том, что Москва, после падения Константинополя и утраты Иерусалима, стала новым центром православного мира. Она заключает в себе идею о продолжении российской цивилизации и православного христианства, а также о ее особой миссии в мировой истории.

В каких периодах истории русского общества концепция Третьего Рима была особенно актуальна?

Концепция Третьего Рима была особенно актуальна в периоды политических и культурных кризисов русского общества. Она стала широко обсуждаться и интерпретироваться в XIX веке, во время правления царей Александра I и Николая I, когда Российская империя находилась в политическом и культурном напряжении.

Какие новые интерпретации концепции Москвы как Третьего Рима появились в нашем времени?

В настоящее время появилось несколько новых интерпретаций концепции Москвы как Третьего Рима. Некоторые исследователи видят в этой концепции символическое представление мирового политического лидерства России, другие анализируют ее в контексте формирования национальной идентичности и духовной самобытности русского народа. Есть также те, кто отрицает актуальность этой концепции в современном мире.

Какое влияние имела концепция Москвы как Третьего Рима на общественную мысль русского общества в XIX-XX веках?

Концепция Москвы как Третьего Рима оказала значительное влияние на общественную мысль русского общества в XIX-XX веках. Она стала одним из основных идеологических опорных пунктов русской автокефальной православной церкви, а также находила отклик в националистических и империалистических настроениях русского народа. В то же время, она вызывала и критическое отношение у левых и либеральных кругов общества.

Каковы основные истоки и влияние концепции "Москва - Третий Рим" на общественную мысль в России?

Концепция "Москва - Третий Рим" имеет свои истоки в политическом контексте XVI века, когда Москва, в связи с падением Византии, стала считаться преемницей Римской империи в православном мире. Она выражает идею русской исторической миссии и уникальности православия в России. В разные периоды истории, такие как XIX-XX века, концепция Москва – Третий Рим оказывала значительное влияние на общественную мысль и формирование национальной идентичности в России. Она использовалась для легитимизации правления и для укрепления позиции России в мировой политике. В современной эпохе концепция получает новые интерпретации и остается объектом интереса для различных глобальных игроков.