Психофизиологический тип личности и тревожности
Заказать уникальный реферат- 13 13 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 31.12.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Основная характеристика психофизиологии 3
2. Тревожность - одно из основных свойств личности 6
3. Психофизиологические основы тревожности 9
Заключение 11
Список использованной литературы 13
Обычно тревога, в отличие от страха, является реакцией на воображаемую, неизвестную угрозу. В основе тревоги всегда лежат внутренние конфликты личности. Тревога также характеризуется пролонгированностью, т. е. имеет тенденцию распространяться во времени, повторяться снова и снова или становиться непрерывной.С физиологической точки зрения тревога представляет собой реактивное состояние. Он вызывает физиологические изменения, подготавливающие организм к борьбе – отступлению или сопротивлению. При тревоге возбуждается сердечно-сосудистая система (учащается сердцебиение, повышается артериальное давление), угнетается деятельность пищеварительного тракта (снижается секреторная активность и перистальтика). Кровь из пищеварительного тракта «направляется» в мышечную систему, т.е. организм готовится к активности. Тревожность проявляется на трех уровнях:1. Нейроэндокринном (продукция адреналина – эпинефрин).2. Психическом (неопределенные опасения).3. Соматическом или моторно-висцеральном (физиологические реакции различных систем организма на увеличение продукции эпинефрина).Широкий спектр физиологических реакций, обусловленных тревогой, объясняет, почему длительная тревога вызывает психосоматические расстройства, а само состояние тревоги часто «маскируется» соматическими расстройствами. Такие клиенты, как правило, сначала идут не к психологу или психотерапевту, а к терапевту.Каждый из нас, особенно в стрессовых ситуациях, испытывает тревогу. Однако для большинства людей это временное состояние, которое они перерастают. В консультировании мы встречаемся с клиентами, для которых тревога является болезненным и стойким состоянием, часто сопровождающимся неприятными физическими ощущениями. Психологически такой клиент чувствует, что с ним что-то не так, но не может конкретизировать свой недуг и не знает, когда и где с ним снова случится такая безымянная трагедия.Человек, постоянно испытывающий тревогу, живет как бы под темным небом и не в состоянии преодолеть напряжение ни усилиями собственной воли, ни с помощью близких. В таком состоянии они обычно попадают к консультанту. Иногда это состояние проходит само по себе, но часто ухудшается и становится все более и более невыносимым. Неопределенная тревога особенно угнетает при неблагоприятных жизненных обстоятельствах. Когда существует постоянная угроза социальному положению, материальному благополучию и т. д., все вокруг представляется потенциально угрожающим. Социальная среда, условия жизни не столько непосредственно порождают внутренние конфликты, сколько иногда создают благоприятную почву для их проявления в полную силу.ЗаключениеПроблема тревожности является одной из самых актуальных проблем современной психологии. Среди негативных переживаний человека особое место занимает тревожность, которая нередко приводит к снижению работоспособности, продуктивности, затруднениям в общении. В состоянии страха, как правило, мы испытываем не одну эмоцию, а определенное сочетание разных эмоций, каждая из которых влияет на наши социальные отношения, на наше соматическое состояние, восприятие, мышление, поведение. Важно помнить, что тревога может быть вызвана разными эмоциями у разных людей.На основании теоретических и эмпирических исследований можно сделать вывод, что как сложное явление, имеющее различные формы и виды, частоту и степень проявления, не поддающееся однозначной оценке, тревожность может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на формирование психики ребенка.В результате нам удалось выявить важные особенности тревожных детей.Во-первых, это относительно высокий уровень обучаемости этих детей, что противоречит представлению педагогов о них как о плохо или вообще не обучаемых.Во-вторых, неспособность детей вычленить основную задачу, сконцентрироваться на ней, стремление охватить своим вниманием все элементы деятельности.В-третьих, отказ от решения задачи после неудачи, а неудача связывается у них не с неспособностью решить ту или иную задачу, а с отсутствием необходимых способностей, что также характерно для тревожных детей.Проявления сильной тревожности ребенка, сопровождающиеся такими эмоциональными и психофизиологическими изменениями, как нарушение его самочувствия, сна, аппетита, игровой активности, общения со взрослыми и сверстниками и др., требуют обязательного принятия мер по предупреждению ее негативного последствия.Список использованной литературыШостак, В.И. Психофизиология. 2-е изд. / В.И. Шостак, С.А. Лытаев. - СПб.: Элби, 2009. - 352 c.Данилова, Н. Н. Психофизиология / Н.Н. Данилова. - М.: Аспект пресс, 2007. - 368 c.Ляксо, Е.Е. Психофизиология: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Е.Е. Ляксо, А.Д. Ноздрачев. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 336 c.Черенкова Л. В. Психофизиология в схемах и комментариях [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / Л. В. Черенкова, Е. И. Краснощекова, Л. В. Соколова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 236 с.Самко Ю. Н. Психофизиология: учеб. пособие / Ю.Н. Самко. — Москва: ИНФРА-М, 2017. — 155 с.Базылевич, Т.Ф. Дифференциальная психофизиология и психология: Ключевые идеи: Монография / Т.Ф. Базылевич. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 340 c.
1. Шостак, В.И. Психофизиология. 2-е изд. / В.И. Шостак, С.А. Лытаев. - СПб.: Элби, 2009. - 352 c.
2. Данилова, Н. Н. Психофизиология / Н.Н. Данилова. - М.: Аспект пресс, 2007. - 368 c.
3. Ляксо, Е.Е. Психофизиология: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Е.Е. Ляксо, А.Д. Ноздрачев. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 336 c.
4. Черенкова Л. В. Психофизиология в схемах и комментариях [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / Л. В. Черенкова, Е. И. Краснощекова, Л. В. Соколова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 236 с.
5. Самко Ю. Н. Психофизиология: учеб. пособие / Ю.Н. Самко. — Москва: ИНФРА-М, 2017. — 155 с.
6. Базылевич, Т.Ф. Дифференциальная психофизиология и психология: Ключевые идеи: Монография / Т.Ф. Базылевич. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 340 c.
Вопрос-ответ:
Какие основные характеристики психофизиологического типа личности?
Основные характеристики психофизиологического типа личности включают уровень активации нервной системы, склонность к эмоциональной реактивности, особенности физиологических процессов и адаптации к стрессу.
Что такое тревожность и почему она является одним из основных свойств личности?
Тревожность - это состояние эмоциональной напряженности, беспокойства, опасения, которое может сопровождать человека на протяжении длительного времени. Она является одним из основных свойств личности, так как она влияет на поведение, мышление, отношение к окружающему миру и может оказывать существенное влияние на качество жизни.
Какие психофизиологические основы лежат в основе тревожности?
В основе тревожности лежат особенности нервной системы, такие как высокий уровень активации, повышенная чувствительность к внешним стимулам, нарушение баланса веществ в организме и дисфункция нейрохимических систем, ответственных за регуляцию эмоций.
В чем отличие тревоги от страха?
Обычно тревога, в отличие от страха, является реакцией на воображаемую или неизвестную угрозу. Тревога также характеризуется пролонгированностью, то есть имеет тенденцию распространяться во времени, повторяться снова и снова, или становиться хронической.
Чем обусловлена тревожность?
В основе тревоги всегда лежат внутренние конфликты личности, такие как страхи, тревожные мысли, переживания и негативные убеждения. Также тревога может быть обусловлена нарушениями нейрохимических процессов в мозге, генетическими предрасположенностями, пережитыми травмами или стрессовыми ситуациями.
Что такое психофизиологический тип личности?
Психофизиологический тип личности - это способность организма воспринимать и реагировать на внешние и внутренние стимулы. Он определяется взаимодействием психических и физиологических процессов в организме человека.
Как связан психофизиологический тип личности с тревожностью?
Психофизиологический тип личности может определять степень тревожности у человека. Некоторые люди имеют более высокую склонность к тревоге, в то время как другие менее подвержены тревожности. Это связано с индивидуальными особенностями нервной системы и реакцией на стрессовые ситуации.
Какие основы лежат в основе тревожности?
Тревога имеет психофизиологические основы, связанные с активностью центральной нервной системы, гормональным балансом и обменом веществ в организме. Избыточная активация нервной системы может привести к повышенной тревожности.
В чем разница между тревогой и страхом?
Тревога и страх - это две разные эмоциональные реакции. Тревога обычно связана с неизвестной или воображаемой угрозой и часто имеет длительный характер. Страх же возникает в результате реальной опасности и проявляется как кратковременная реакция организма.
Какие симптомы может проявлять тревога?
Тревожность может проявляться различными симптомами, включая повышенную нервозность, беспокойство, беспокойный сон, панические атаки, повышенное сердцебиение, потливость, мышечную напряженность и др. Эти симптомы могут сильно влиять на качество жизни человека.