Образы исторических персонажей в живописи Сурикова

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История
  • 31 31 страница
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 02.01.2023
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ В ТВОРЧЕСТВЕ ПЕРЕДВИЖНИКОВ 6
1.1. Предпосылки репрезентации исторической тематики в творчестве передвижников 6
1.2. Особенности исторических образов в творчестве передвижников 10
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВ ИСТОРИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ В ЖИВОПИСИ В.И. СУРИКОВА 15
2.1. Жизнь и творческий путь В.И. Сурикова 15
2.2. Характеристика образов исторических персонажей в работах В.И. Сурикова 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 23
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 26
АЛЬБОМ ИЛЛЮСТРАЦИЙ 27
Фрагмент для ознакомления

Очень известным является историческое произведение В.И. Сурикова «Боярыня Морозова» (Ил. 3). Работа иллюстрирует события 1671 года, когда боярыню Феодосию Морозову по приказу царя отправляют в ссылку за то, что она являлась представительницей старообрядчества. Исследователи полагают, что интерес к старообрядчеству у Сурикова появился ещё в период его пребывания в Сибири, где представителей старообрядчества было множество. Прототипом для образа Морозовой стала женщина, имя которой не сохранилось в истории. Она также была сторонницей старообрядчества, Суриков встретил её у Рогожского кладбища. Однако типаж боярыни стал смешанным – в нём заметны черты тётки художника, Авдотьи Торгошиной. У живописца имелось более ста этюдов, на которых написаны портреты героев, что позднее заняли своё место на картине.В центре композиции представлен образ самой боярыни Морозовой. На момент написания картины Морозовой было 43 года, однако в связи с пытками, с измождённостью она выглядит старухой. Но, несмотря на это, в лице и жестах боярыни можно видеть огромную силу духа, решительность, настойчивость в своих убеждениях. Большой смысл художник вкладывает в изображение двуперстия Морозовой, а также в то, что двуперстием ей отвечает лишь юродивый, который сидит на снегу. Другие присутствующие не решаются пойти против царской воли. Сани, в которых находится Морозова, словно раскалывают толпу на две части. Присутствующие в правой части сочувствуют боярыне, а в левой части насмехаются над ней. В целом Суриков стремится показать образ женщины, которая несмотря ни на какие трудности героически отстаивает свои убеждения и не боится пойти против воли царя.Картина В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» (ил. 7) также в числе самых известных его произведений. На данной картине показана открытая борьба, которая привела Ермака Тимофеевича к победе. Сам Ермак и его отряд казаков демонстрируют русскую силу, единство и волю к победе. Именно к этим идеалам стремились передвижники. Также в данном произведении отражены идеи равенства, которые были очень ценны для передвижников: Ермак сражается наравне с остальными казаками. «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» (Ил. 4) – тоже знаменитое произведение Сурикова. Данный переход был уникальным, так как впервые совершён в зимнее время. И в этом также показан русский героизм, народная сила, о которой много говорили передвижники в своей просветительской деятельности. Как и на предыдущей картине, здесь запечатлена идея о равенстве. Суворов проходит через Швейцарские Альпы в единении с солдатами. Следует отметить эмоции на лицах солдат, которые стремятся к победе над Францией, их не останавливает природная стихия. Также рассмотрим историческое произведение В. Сурикова «Степан Разин» (ил. 5). История донского казачества стала одной из любимых тем художника, поэтому в данном произведении он снова к ней обращается. Работая над картиной «Покорение Сибири Ермаком», в июне 1893 года Василий Иванович Суриков специально побывал на Дону. Несколько дней прожил он на родине Степана Разина, в станице Старочеркасской. Посетив старинный Воскресенский собор, Суриков прикоснулся к цепи и кандалам Степана Разина, выставленным в галерее храма. Не исключено, что мысли о возобновлении работы над «Степаном Разиным» вновь вернулись к великому художнику.В начале 1907 года картина была закончена и выставлена в Историческом музее в Москве на 35-й Передвижной выставке. Но впоследствии Суриков счёл необходимость её доработки, и окончательный вариант картины был готов лишь в 1910 году. Степан Разин показан на картине очень задумчивым. Его тревога не снижается даже в присутствии толпы соратников. Персидский князь, показанный в работе, понимает свою предстоящую судьбу, поэтому с горестью принимает происходящее.Большое значение имеет демонстрация пренебрежения Разина к богатству, которая представлена на картине. Художник таким образом стремится донести до зрителя истинные идеалы Разина: его стремление к свободе, готовность привести нард к новой жизни. В целом на исторических картинах В.И. Сурикова можно видеть значимые моменты, в которых представлены идеи передвижников о равенстве, народной силе.ЗАКЛЮЧЕНИЕВажное значение имеет то, что благодаря творчеству передвижников, стали получать распространение новые направления не только искусства живописи, но и других жанров. Выставки передвижников принесли отход от исторической картины классицизма. Вместо этого художники усиленно обращались к реальным вещам повседневной жизни и ближайшего окружения.Центральными ценностями исторической живописи передвижников стали склонность к скромному, «верному» и «тщательному», «прекрасному» и «милому». Несмотря на эти основные настроения, иногда можно обнаружить и социально критические моменты, особенно в жанровой живописи. Одним из выдающихся передвижников, работающих в историческом жанре, был Василий Иванович Суриков – живописец из Красноярска, на становление таланта которого существенное значение оказала Сибирь. Среди главных работ В.И. Сурикова, в которых отраженыобразы исторических персонажей, следует отметить «Утро стрелецкой казни» (1881) – ил. 1, «Меньшиков в Берёзове» (1883) – ил. 2, «Боярыня Морозова» (1887) – ил. 3,  «Покорение Сибири Ермаком» (1895) – ил. 4, «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» (1899) – ил. 5, «Степан Разин» (1906) – ил. 6.Следует отметить, что исторические образы, представленные в творчестве В.И. Сурикова, соответствуют демократическим идеалам передвижников. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫИсточникиБенуа, А.Н. История живописи в XIX веке. Русская живопись. М.: Республика, 1995. – 4 48 с.Стасов, В.В. Избранное. Живопись. Скульптура. Графика. В 2-х Т. М,, Л., Искусство, 1950Стасов, В.В. Собрание сочинений в 2-х Т. Т 1., СПб, 1894, отд. 2ЛитератураВалькова, К.В. К вопросу о цели создания товарищества передвижных художественных выставок // Молодежь - Барнаулу. Материалы XX городской научно-практической конференции молодых ученых. - 2019. - С. 454-455.Вёльфлинг, Г. Основные понятия истории искусства. – М., 2018. Сер. 22 Антология мысли (1-е изд.). – 177 с.Замышляев, В.И. Философия истории в творчестве В.И. Сурикова // Культурология. 2011. № 3 (58). С. 55-56.Ионина, Н. А. 100 великих картин/ Н.А. Ионина. – М.: Вече, 2000. – 346 с.Килимник, Е.В. История русского искусства. Учебно-методическое пособие / Екатеринбург, 2016. – 224 с.Костылев, С.В. Художественное пространство картины В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни»: философско-искусствоведческий анализ // Сибирский антропологический журнал. 2021. Т. 5. № 1. С. 143-151.Котикова, А.В История образования Товарищества передвижных художественных выставок // Образование, наука, производство. VIII Международный молодежный форум. – 2016. – С. 3458-3462.Куприянова, Т.С. Школа художников-передвижников XIX века: особенности и влияние на развитие русской и мировой живописи // Россия и мир в новое и новейшее время - из прошлого в будущее. материалы XXV юбилейной ежегодной международной научной конференции: в 4 т.. 2019. С. 323-325.Малафеева, Л.В. Влияние идей передвижничества на формирование национальных художественных школ России // Актуальные проблемы науки в агропромышленном комплексе. сборник статей 66-й международной научно-практической конференции : в 3 т.. Костромская государственная сельскохозяйственная академия. – 2015. – С. 48-51.Минаев, С.А. Портреты и картины В.И. Сурикова // Актуальные проблемы и перспективы развития художественно-педагогического и профессионально-художественного образования в отечественной и зарубежной теории и практике. Сборник научных трудов. Под редакцией В.А. Шишкиной, О.Б. Павленкович. Хабаровск, 2020. С. 153-156.Михайлец, А. Синергетика и искусство передвижников // Синергетика в естественных науках. Восьмые Курдюмовские чтения. материалы Международной междисциплинарной научной конференции с элементами научной школы для молодежи – 2012. – С. 360-362.Пашкова, Т.А. Социальная тематика картины в творчестве художников-передвижников // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. Материалы VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Под ред. Е.В. Лисецкой. – 2018. – С. 14-15.Пикулева, Г.И. Василий Суриков. Москва, 2008. Сер. Мастера : жизнеописания великих мастеров кисти, ваяния, зодчества, театра и музыкиРыбникова, О.С. Русские передвижники // Россия и мир в новое и новейшее время – из прошлого в будущее. материалы XXV юбилейной ежегодной международной научной конференции: в 4 томах. – 2019. – С. 134-135.Скоробогачёва, Е.А. Историческая живопись России. Учебно-методическое пособие для направления подготовки 54.05.02 «Живопись» Программа 01: «Художник-живописец (станковая живопись)» Уровень образования высшее образование - специалитет 1-2 семестр / Саратов, 2018.Стернин, Г.Ю. Художественная жизнь России 1900–1910-х годов. М.: Искусство, 1988. –285с.Стернин, Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX-XX веков. М.: Искусство, 1970. – 292 сСтернин, Г.Ю. К проблемам русского искусства последний десятилетий XIX века // Обсерватория культуры. – 2008. – № 5. – С. 62-70.Степановская, Т.М. Искусствоведение в системе гуманитарного знания // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 10. – С. 110-112.Стеценко, А.А. Влияние творчества передвижников на развитие реализма в русском искусстве // Университет XXI века: научное измерение. материалы научной конференции научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов и соискателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого. ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого». – 2016. – С. 334-337.Султанова, А.И. Вклад художников-передвижников в становление и развитие русской реалистической живописи // Молодой ученый. – 2016. – № 19 (123). – С. 564-566.Хуай, Н. Картина В.И. Сурикова «Боярыня Морозова» как материал для изучения русской истории XVII в // Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения. Сборник материалов VI (XX) Международной конференции молодых ученых. Под редакцией Е.О. Третьякова. 2020. С. 181-182.СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙИл. 1. В.И. Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881. Холст, масло. 218 × 379 см. ГТА, МоскваИл. 2. В.И. Суриков. Меншиков в Берёзове. 1883. Холст, масло. 169 × 204 см. ГТА, МоскваИл. 3. В.И. Суриков. Боярыня Морозова. 1887. Холст, масло. 304 × 587,5 см. ГТА, Москва (фрагмент)Ил. 4. В.И. Суриков. Покорение Сибири Ермаком. 1895. Холст, масло. 285 × 599 см. Государственный русский музей, Санкт-ПетербургИл. 5. В.И. Суриков. Переход Суворова через Альпы в 1799 году. 1899. Холст, масло. 495 × 373 см. Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургИл. 6. В.И. Суриков. Степан Разин. 1906. Холст, Масло. Государственный русский музей, Санкт-ПетербургАЛЬБОМ ИЛЛЮСТРАЦИЙИл.1. В.И. Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881. Холст, масло. 218 × 379 см. ГТА, МоскваИл. 2. В.И. Суриков. Меншиков в Берёзове. 1883. Холст, масло. 169 × 204 см. ГТА, МоскваИл. 3. В.И. Суриков. Боярыня Морозова. 1887. Холст, масло. 304 × 587,5 см. ГТА, Москва (фрагмент)Ил. 4. В.И. Суриков. Покорение Сибири Ермаком. 1895. Холст, масло. 285 × 599 см. Государственный русский музей, Санкт-ПетербургИл. 5. В.И. Суриков. Переход Суворова через Альпы в 1799 году. 1899. Холст, масло. 495 × 373 см. Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургИл. 6. В.И. Суриков. Степан Разин. 1906. Холст, Масло. Государственный русский музей, Санкт-Петербург

Источники
1. Бенуа, А.Н. История живописи в XIX веке. Русская живопись. М.: Республика, 1995. – 4 48 с.
2. Стасов, В.В. Избранное. Живопись. Скульптура. Графика. В 2-х Т. М,, Л., Искусство, 1950
3. Стасов, В.В. Собрание сочинений в 2-х Т. Т 1., СПб, 1894, отд. 2

Литература

1. Валькова, К.В. К вопросу о цели создания товарищества передвижных художественных выставок // Молодежь - Барнаулу. Материалы XX городской научно-практической конференции молодых ученых. - 2019. - С. 454-455.
2. Вёльфлинг, Г. Основные понятия истории искусства. – М., 2018. Сер. 22 Антология мысли (1-е изд.). – 177 с.
3. Замышляев, В.И. Философия истории в творчестве В.И. Сурикова // Культурология. 2011. № 3 (58). С. 55-56.
4. Ионина, Н. А. 100 великих картин/ Н.А. Ионина. – М.: Вече, 2000. – 346 с.
5. Килимник, Е.В. История русского искусства. Учебно-методическое пособие / Екатеринбург, 2016. – 224 с.
6. Костылев, С.В. Художественное пространство картины В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни»: философско-искусствоведческий анализ // Сибирский антропологический журнал. 2021. Т. 5. № 1. С. 143-151.
7. Котикова, А.В История образования Товарищества передвижных художественных выставок // Образование, наука, производство. VIII Международный молодежный форум. – 2016. – С. 3458-3462.
8. Куприянова, Т.С. Школа художников-передвижников XIX века: особенности и влияние на развитие русской и мировой живописи // Россия и мир в новое и новейшее время - из прошлого в будущее. материалы XXV юбилейной ежегодной международной научной конференции: в 4 т.. 2019. С. 323-325.
9. Малафеева, Л.В. Влияние идей передвижничества на формирование национальных художественных школ России // Актуальные проблемы науки в агропромышленном комплексе. сборник статей 66-й международной научно-практической конференции : в 3 т.. Костромская государственная сельскохозяйственная академия. – 2015. – С. 48-51.
10. Минаев, С.А. Портреты и картины В.И. Сурикова // Актуальные проблемы и перспективы развития художественно-педагогического и профессионально-художественного образования в отечественной и зарубежной теории и практике. Сборник научных трудов. Под редакцией В.А. Шишкиной, О.Б. Павленкович. Хабаровск, 2020. С. 153-156.
11. Михайлец, А. Синергетика и искусство передвижников // Синергетика в естественных науках. Восьмые Курдюмовские чтения. материалы Международной междисциплинарной научной конференции с элементами научной школы для молодежи – 2012. – С. 360-362.
12. Пашкова, Т.А. Социальная тематика картины в творчестве художников-передвижников // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. Материалы VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Под ред. Е.В. Лисецкой. – 2018. – С. 14-15.
13. Пикулева, Г.И. Василий Суриков. Москва, 2008. Сер. Мастера : жизнеописания великих мастеров кисти, ваяния, зодчества, театра и музыки
14. Рыбникова, О.С. Русские передвижники // Россия и мир в новое и новейшее время – из прошлого в будущее. материалы XXV юбилейной ежегодной международной научной конференции: в 4 томах. – 2019. – С. 134-135.
15. Скоробогачёва, Е.А. Историческая живопись России. Учебно-методическое пособие для направления подготовки 54.05.02 «Живопись» Программа 01: «Художник-живописец (станковая живопись)» Уровень образования высшее образование - специалитет 1-2 семестр / Саратов, 2018.
16. Стернин, Г.Ю. Художественная жизнь России 1900–1910-х годов. М.: Искусство, 1988. –285с.
17. Стернин, Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX-XX веков. М.: Искусство, 1970. – 292 с
18. Стернин, Г.Ю. К проблемам русского искусства последний десятилетий XIX века // Обсерватория культуры. – 2008. – № 5. – С. 62-70.
19. Степановская, Т.М. Искусствоведение в системе гуманитарного знания // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 10. – С. 110-112.
20. Стеценко, А.А. Влияние творчества передвижников на развитие реализма в русском искусстве // Университет XXI века: научное измерение. материалы научной конференции научно-педагогических работников, аспирантов, магистрантов и соискателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого. ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого». – 2016. – С. 334-337.
21. Султанова, А.И. Вклад художников-передвижников в становление и развитие русской реалистической живописи // Молодой ученый. – 2016. – № 19 (123). – С. 564-566.
22. Хуай, Н. Картина В.И. Сурикова «Боярыня Морозова» как материал для изучения русской истории XVII в // Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения. Сборник материалов VI (XX) Международной конференции молодых ученых. Под редакцией Е.О. Третьякова. 2020. С. 181-182.

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ


Ил. 1. В.И. Суриков. Утро стрелецкой казни. 1881. Холст, масло. 218 × 379 см. ГТА, Москва
Ил. 2. В.И. Суриков. Меншиков в Берёзове. 1883. Холст, масло. 169 × 204 см. ГТА, Москва
Ил. 3. В.И. Суриков. Боярыня Морозова. 1887. Холст, масло. 304 × 587,5 см. ГТА, Москва (фрагмент)
Ил. 4. В.И. Суриков. Покорение Сибири Ермаком. 1895. Холст, масло. 285 × 599 см. Государственный русский музей, Санкт-Петербург
Ил. 5. В.И. Суриков. Переход Суворова через Альпы в 1799 году. 1899. Холст, масло. 495 × 373 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Ил. 6. В.И. Суриков. Степан Разин. 1906. Холст, Масло. Государственный русский музей, Санкт-Петербург

Вопрос-ответ:

Какие особенности присутствуют в исторических образах в живописи Сурикова?

Исторические образы в живописи Сурикова отличаются особой глубиной и психологической проникновенностью. Художник умел передать внутренний мир и эмоции персонажей, создавая ощущение присутствия и погружения в историческое событие.

Какие предпосылки привели передвижников к изображению исторической тематики в своем творчестве?

Передвижники стремились создать искусство, которое отражало историческую и социальную реальность своего времени. Репрезентация исторической тематики была своего рода протестом против искусства салонной направленности и коммерческого вкуса.

Какие характеристики образов исторических персонажей наиболее ярко выражены в работах Сурикова?

В работах Сурикова характеристики исторических персонажей выражены особенно ярко. Художник передает не только внешность исторических лиц, но и их внутренний мир. В работах Сурикова можно увидеть непосредственность, глубину чувств, страсть и мудрость исторических персонажей.

Каким был творческий путь В. И. Сурикова?

Творческий путь В. И. Сурикова был богатым и разнообразным. Он начал свою живописную карьеру с изучения в Академии художеств, после чего активно принимал участие в выставках передвижников. Суриков создал множество произведений, включая изображение исторических событий и персонажей, которые принесли ему известность и признание.

Какие эмоции присутствуют в исторических образах в работах Сурикова?

В исторических образах в работах Сурикова можно увидеть разнообразные эмоции, такие как страсть, горячность, горечь, гордость, тревога, сострадание. Художник умел передать душевное состояние персонажей и создать эмоциональное взаимодействие с зрителем.

Какие предпосылки обусловили выбор передвижниками исторической тематики в своем творчестве?

Предпосылки выбора исторической тематики в творчестве передвижников могли быть связаны с их стремлением к созданию национального искусства, с поиском зародыша русской культуры и идентичности. Отражение исторических проблем, трагедий и достижений на холсте позволяло передвижникам показать уникальность русской истории и привлечь внимание зрителей.

Какие характеристики отличают образы исторических персонажей в работах Сурикова?

Образы исторических персонажей в работах Сурикова отличаются высокой степенью реализма и психологической глубиной. Художник стремился передать не только внешность героев, но и их внутренний мир, показать их эмоции, чувства и драматизм событий, в которых они находились. Отчетливо прослеживается забота Сурикова о исторической точности и детализации деталей в своих работах.

Какие особенности образов исторических персонажей выделяются в живописи Сурикова?

В живописи Сурикова выделяются такие особенности образов исторических персонажей, как глубокая художественная интерпретация исторических личностей, акцент на выразительности их лиц, использование живых и ярких цветов, создание эффекта движения. Суриков умел передать мощь и величие исторических событий через образы своих персонажей.

Какие особенности исторических образов можно наблюдать в творчестве передвижников?

В творчестве передвижников можно наблюдать особенности исторических образов, такие как точность и реалистичность передачи деталей и костюмов, стремление к исторической достоверности, глубокий психологизм их изображения. Передвижники стремились показать исторические события и личности с наиболее полной и точной точки зрения.