«Методы развития двигательных возможностей детей с патологиями опорно-двигательного аппарата»

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физкультура
  • 28 28 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 03.01.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Особенности двигательной сферы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 5
1.2. Современные подходы к развитию двигательных возможностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 7
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 13
2.1. Задачи исследования 13
2.2. Методы исследования 13
2.3. Организация исследования 16
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 18
3.1. Обоснование программы развития двигательных возможностей детей с патологиями опорно-двигательного аппарата 18
3.2. Программа развития двигательных возможностей детей с патологиями опорно-двигательного аппарата 19
3.3. Обоснование эффективности программы развития двигательных возможностей детей с патологиями опорно-двигательного аппарата 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
Фрагмент для ознакомления

Каждое занятие включало в себя:Вводную часть – 3-5 минут.Подготовительную часть – 8-10 минут.Основную часть – 20-25 минут.Заключительную часть – 3-5 минут.Тренировки предполагали применение таких упражнений как:Дыхательные упражнения.Упражнения для формирования свода стоп, подвижности, опороспособности стоп. Сюда относятся сгибание и разгибание пальцев ног, прокатывание стопами продолговатых предметов, захватывание стопами предметов, ходьба по ребристой поверхности, массажному коврику.Упражнения для формирования равновесия. Это движения головой сидя, стоя, наклоны вперед-назад, влево-вправо, повороты вправо-влево.Упражнения на развитие пространственной ориентировки, точности движений. Это передвижение по ориентирам, ходьба с изменением направления по ориентирам, начерченным по полу, движение в колонне с изменением направления движения, ходьба по кругу по ориентирам.Упражнений для формирования корректной осанки. Это стойка у вертикальной поверхности с сохранением корректной осанки с движением головы, рук, глаз, в разных исходных положениях.Прикладные упражнения. Повороты вправо-влево, кругом, строевые команды.Упражнений с гимнастическими палками. Это броски и ловля палки, жонглирование палкой с изменением хвата, балансирование палкой, удержание палки перед собой, с изменением положения тела, удержание палки разными хватками, ходьба с палкой, вращение палки.Упражнений с мячами. Это упражнения с медболом (наклоны с мячом, перекаты на мяче), с малыми мячами (броски, жонглирование, катание мяча по полу ногами, передача мяча в парах, подбрасывание и ловля мяча).3.3. Обоснование эффективности программы развития двигательных возможностей детей с патологиями опорно-двигательного аппаратаРезультаты тестирования двигательных возможностей детей с ДЦП представлены в таблице 2 и на рисунке 2.Таблица Результат оценки после занятий по ЛФК№ испытуемогоВозраст испытуемогоСила мышц кисти, кгСила мышц брюшного пресса, сСила мышцы спины, сПроба Ромберга, сЭГ1141,5101592141,361663131,6111284131,7121785151,211159M±m13,80±0,371,46±0,0910,00±1,0515,00±0,848,00±0,55КГ1141,291372131,181263141,481264141,191165151,29116M±m14,00±0,321,20±0,058,60±0,2411,80±0,376,20±0,20Как следует из таблицы 2, рисунка 2, результаты теста «Сила мышц кисти, кг» в ЭГ составила 1,46±0,09 кг, КГ – 1,20±0,05 кг.По тесту «Сила мышц брюшного пресса, с» результат в ЭГ составил 10,00±1,05 с, в КГ – 8,60±0,24 с. По тесту «Сила мышцы спины, с» результат в ЭГ составила 15,00±0,84 с, в КГ – 11,80±0,37 с.По тесту «Проба Ромберга, с» результат в ЭГ составила 8,00±0,55 с, в КГ – 6,20±0,20 с.Рисунок – Уровень развития двигательных возможностей детей с ДЦП после применения комплекса упражненийДинамика показателей представлен в таблице 3.Как следует из таблицы 3, результаты теста «Сила мышц кисти, кг» в ЭГ выросли с 1,10±0,07 кг до 1,46±0,09 кг. Это рост на 32,73%. Рост был статистически достоверным (р≤0,01). В КГ результат вырос с 1,14±0,05 кг до 1,20±0,05 кг. Это рост на 5,26%. Рост был статистически не достоверным (р>0,05).По тесту «Сила мышц брюшного пресса, с» результат в ЭГ выросли с 7,40±0,68 с до 10,00±1,05 с Это рост на 35,14%. Рост был статистически достоверным (р≤0,01). В КГ результат вырос с 7,60±0,51 с до 8,60±0,24 с. Это рост на 13,16%. Рост был статистически достоверным (р<0,05).Таблица Динамика развития двигательных возможностей детей с ДЦП до и после применения комплекса упражненийЭГКГДоПослеДинамика, %tЭмпрДоПослеДинамика, %tЭмпрСила мышц кисти, кг1,10±0,071,46±0,0932,739,0р≤0,011,14±0,051,20±0,055,262,5р>0,05Сила мышц брюшного пресса, с7,40±0,6810,00±1,0535,146,5р≤0,017,60±0,518,60±0,2413,163,2р<0,05Сила мышцы спины, с10,60±0,5115,00±0,8441,518,8р≤0,0110,40±0,5111,80±0,3713,465,8р≤0,01Проба Ромберга, с5,80±0,588,00±0,5539,7311,0р≤0,015,40±0,516,80±0,3714,812,2р>0,05Примечание: tКр при р≤0,05 = 2,78, при р≤0,01 = 4,6.По тесту «Сила мышцы спины, с» результат в ЭГвырос с 10,60±0,51 с до 15,00±0,84 с. Это рост на 41,51%. Рост был статистически достоверным (р≤0,01). В КГ результат вырос с 10,40±0,51 с до 11,80±0,37 с. Это рост на 13,46%. Рост был статистически достоверным (р≤0,01).По тесту «Проба Ромберга, с» результат в ЭГвырос с 5,80±0,58 с до 8,00±0,55 с. Это рост на 39,73%. Рост был статистически достоверным (р≤0,01). В КГ результат вырост с 5,40±0,51 с до 6,20±0,20 с. Это рост на 14,81%. Рост был статистически не достоверным (р>0,05).Таким образом, в ЭГ результаты значимо выросли, когда как в КГ рост был небольшим.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ рамках исследования было изучено влияние специальных упражнений на развитие двигательных возможностей детей с патологиями опорно-двигательного аппарата.Полученные сведения позволили сделать следующие выводы:Существуют многочисленные врожденные и приобретенные патологии, которые приводят к нарушению мышечного тонуса, ограничению, либо невозможности произвольных движений, наличию насильственных движений (гиперкинезы, тремор), нарушению равновесия и координации движений, нарушению ощущений движений (кинестезии), недостаточному развитию статокинетических рефлексов, синкинезии, патологических тонических рефлексов. Таким образом, сегодня есть большое число детей с нарушениями двигательной функции.Современный подход к развитию двигательных возможностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата состоит в применении специальных упражнений, постепенном повышении нагрузки.Была предложенапрограмма развития двигательных возможностей детей с патологиями опорно-двигательного аппарата.На основании тестирования было доказано, что предложенные упражнения высокоэффективны.Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты, гипотеза подтверждена.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАртамонова Л.Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.Л. Артамонов, О.П. Панфилов, В.В. Борисов; под общ.ред. О.П. Панфилова. – М.: Гуманитарный издат. центр ВЛАДОС, 2014. – 389 с.Детский церебральный паралич. Клинические рекомендации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nasdr.ru/wp-content/uploads/2019/06/kr_dcp.pdf (дата обращения: 04.12.2022).Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник для образовательных учреждений высшего профессионального образования / С.П. Евсеев. – М.: Спорт, 2016. – 614 с.Епифанов В.А. Лечебная физическая культура: учебник для медицинских училищ и колледжей / В.А. Епифанов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 524 с.Карасева Т.В. Лечебная физическая культура при заболеваниях нервной системы: учебное пособие для студентов / Т.В. Карасева, А.С. Махов, С.Ю. Толстова. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 163 с.Комплект примерных рабочих программ по адаптивной физической культуре для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgosreestr.ru/uploads/files/571737aef3a2ba19d58d2b21b6244e6a.pdf (дата обращения: 03.12.2022).Лечебная физическая культура при травмах: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т.В. Карасева, А.С. Махов, А.И. Замогильнов, С.Ю. Толстова; под общ.ред. проф. Т.В. Карасева. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 139 с.Лечебная физическая культура: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / С.Н. Попов и др.; под ред. С.Н. Попова. – 11-е изд., стер. – М.: Академия, 2014. – 412 с.Ортопедия: национальное руководство / под ред. С.П. Миронова, Г.П. Котельникова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 832 с. Петрунина С.В. Методические приемы двигательной реабилитации инвалидов с ДЦП: учеб.-метод. пособие / С.В. Петрунина, А.А. Логинов. – Пенза: Пен.гос. пед. ун-т им. В.Г. Белинского, 2005. – 42 с.Руководство по реабилитации больных с двигательными нарушениями: Т. I. / под ред. А.Н. Беловой, О.Н. Щепетовой. – М.: АОЗТ «АНТИДОР», 1998. – 224 с.Рябова Е.В. Адаптивная физическая культура. Комплексы упражнений для детей с ДЦП: практическое пособие для педагогов-дефектологов / Е.В. Рябова. – М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2020. – 316 с.Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник для студентов высших учебных заведений. В 2 ч. Ч. 2. Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов / С.П. Евсеев и др.; под общ.ред. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2007. – 446 с. Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно-двигательной системы: учебное пособие для образовательных учреждений высшего профессионального образования / С.П. Евсеев и др.; под ред. С.П. Евсеева, С.Ф. Курдыбайло. – М.: Советский спорт, 2010. – 486 с.Физическая реабилитация: учебник для студ. высших учебных заведений / под общ. ред проф. С.Н. Попова. – 3-е изд. – Ростов н/Дону: Феникс, 2005. – 608 с.Частные методики адаптивной физической культуры: учебник для студентов вузов / под общ.ред. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2007. – 603 с.Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие / под ред. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артамонова Л.Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.Л. Артамонов, О.П. Панфилов, В.В. Борисов; под общ. ред. О.П. Панфилова. – М.: Гуманитарный издат. центр ВЛАДОС, 2014. – 389 с.
2. Детский церебральный паралич. Клинические рекомендации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nasdr.ru/wp-content/uploads/2019/06/kr_dcp.pdf (дата обращения: 04.12.2022).
3. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник для образовательных учреждений высшего профессионального образования / С.П. Евсеев. – М.: Спорт, 2016. – 614 с.
4. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура: учебник для медицинских училищ и колледжей / В.А. Епифанов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 524 с.
5. Карасева Т.В. Лечебная физическая культура при заболеваниях нервной системы: учебное пособие для студентов / Т.В. Карасева, А.С. Махов, С.Ю. Толстова. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 163 с.
6. Комплект примерных рабочих программ по адаптивной физической культуре для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgosreestr.ru/uploads/files/571737aef3a2ba19d58d2b21b6244e6a.pdf (дата обращения: 03.12.2022).
7. Лечебная физическая культура при травмах: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т.В. Карасева, А.С. Махов, А.И. Замогильнов, С.Ю. Толстова; под общ. ред. проф. Т.В. Карасева. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 139 с.
8. Лечебная физическая культура: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / С.Н. Попов и др.; под ред. С.Н. Попова. – 11-е изд., стер. – М.: Академия, 2014. – 412 с.
9. Ортопедия: национальное руководство / под ред. С.П. Миронова, Г.П. Котельникова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 832 с.
10. Петрунина С.В. Методические приемы двигательной реабилитации инвалидов с ДЦП: учеб.-метод. пособие / С.В. Петрунина, А.А. Логинов. – Пенза: Пен. гос. пед. ун-т им. В.Г. Белинского, 2005. – 42 с.
11. Руководство по реабилитации больных с двигательными нарушениями: Т. I. / под ред. А.Н. Беловой, О.Н. Щепетовой. – М.: АОЗТ «АНТИДОР», 1998. – 224 с.
12. Рябова Е.В. Адаптивная физическая культура. Комплексы упражнений для детей с ДЦП: практическое пособие для педагогов-дефектологов / Е.В. Рябова. – М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2020. – 316 с.
13. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник для студентов высших учебных заведений. В 2 ч. Ч. 2. Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов / С.П. Евсеев и др.; под общ. ред. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2007. – 446 с.
14. Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно-двигательной системы: учебное пособие для образовательных учреждений высшего профессионального образования / С.П. Евсеев и др.; под ред. С.П. Евсеева, С.Ф. Курдыбайло. – М.: Советский спорт, 2010. – 486 с.
15. Физическая реабилитация: учебник для студ. высших учебных заведений / под общ. ред проф. С.Н. Попова. – 3-е изд. – Ростов н/Дону: Феникс, 2005. – 608 с.
16. Частные методики адаптивной физической культуры: учебник для студентов вузов / под общ. ред. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2007. – 603 с.
17. Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие / под ред. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности двигательной сферы у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата?

У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата наблюдаются различные особенности двигательной сферы. В частности, дети могут испытывать ограничения в подвижности и координации движений, затруднения в осуществлении моторной активности, слабость и недостаток силы мышц, а также деформации опорно-двигательного аппарата.

Какие современные подходы существуют к развитию двигательных возможностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата?

Современные подходы к развитию двигательных возможностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата включают комплексный психофизический тренинг с использованием специальных упражнений, массажа, физиотерапии, реабилитационных игр и специализированного оборудования. Также используются индивидуальные и групповые занятия с опытными специалистами.

Какие задачи решаются в исследовании методов развития двигательных возможностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата?

В исследовании методов развития двигательных возможностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата решаются следующие задачи: изучение особенностей двигательной сферы у таких детей, определение эффективных методов развития и коррекции двигательных навыков, оценка эффективности применяемых методов и разработка рекомендаций по организации занятий реабилитацией.

Какие методы используются в исследовании развития двигательных возможностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата?

В исследовании развития двигательных возможностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата используются различные методы. К ним относятся анализ медицинской документации, наблюдение за поведением и движениями детей, проведение физиологических и психологических тестов, измерение физических параметров, сравнение результатов исследований разных групп детей и т.д.

В чем заключаются особенности двигательной сферы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата?

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют ограничения в двигательной активности, которые могут быть связаны с неполноценным функционированием мышц, суставов, координацией движений и проприоцептивным восприятием.

Какие современные подходы используются для развития двигательных возможностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата?

Современные подходы включают комплексное лечение и реабилитацию, в том числе физиотерапию, массаж, лечебную гимнастику, бассейн, психокоррекцию и другие методы, направленные на улучшение двигательной функции и повышение качества жизни детей.

Какие задачи были поставлены в исследовании проблемы развития двигательных возможностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата?

В исследовании были поставлены задачи определить особенности двигательной сферы таких детей, выявить современные подходы и методы развития их двигательных возможностей, а также организовать и провести исследование для детального изучения проблемы.

Какие методы использовались в исследовании развития двигательных возможностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата?

В исследовании использовались методы анализа литературы и научных статей, наблюдения и анализ практического опыта специалистов, а также проведение экспериментов и тестирование детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Как была организована работа над исследованием развития двигательных возможностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата?

Работа над исследованием была организована через анализ доступной литературы, проведение экспериментов и тестирование детей. Также был проведен анализ практического опыта специалистов и обобщение полученных результатов для выявления ключевых методов развития двигательных возможностей детей с патологиями опорно-двигательного аппарата.

Какие особенности характерны для двигательной сферы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата?

У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата наблюдаются особенности в двигательной сфере, такие как нарушение координации движений, ослабление мышц, снижение силы и выносливости, ограничение подвижности в суставах и др.

Какие современные подходы используются для развития двигательных возможностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата?

Для развития двигательных возможностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата применяются различные современные подходы, такие как комплексная реабилитация, физическая терапия, специальные упражнения и тренировки, использование адаптивной и инновационной техники и др.