Теоретические аспекты изучения представлений о себе и о ближайшем социальном у старших дошкольников
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 04.01.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Психолого-педагогический подходы к понятию «представление о себе», «представление о ближайшем социальном окружении» 5
2. Представление о себе и о ближайшем социальном окружении в специальной педагогике и психологии 14
3 Онтогенез представлений о себе и ближайшем социальном окружении в дошкольном возрасте 17
4. Особенности представлений о себе и ближайшем социальном окружении у старших дошкольников 24
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Если раньше ребенок не мыслил себя отдельно от обычных условий, испытывал чувство слияния с другими, называл себя по имени, говорил о себе в третьем лице, то в 3-летнем возрасте «это слияние ребенка с среда внезапно исчезает, и личность вступает в тот период, когда потребность самоутвердиться и обрести свою самостоятельность приводит ребенка к череде конфликтов. В первую очередь речь идет о противопоставлении себя другим, часто совершенно отрицательном. В результате ребенок невольно оскорбляет окружающих только потому, что хочет испытать собственную самостоятельность, ощутить собственное существование. В этих случаях единственной формой самоутверждения является сама победа. Побежденный по чужой сильнейшей воле или по необходимости, ребенок болезненно переживает обесценивание своего бытия [13].Проявление негативизма и настойчивости в этот период можно считать своего рода «упражнениями» ребенка в познании своих возможностей, своей ограниченности.Это период, когда в психическом мире личности формируются нравственные системы и комплексы, которые впоследствии могут превратиться в стойкие черты личности. На этом этапе решающим становится характер отношений между ребенком и взрослым. Не имея еще адекватных знаний о себе и своих отношениях, ребенок спонтанно принимает позицию близкого взрослого (матери, отца и т. д.).Таким образом, принятая установка взрослого «о вере» становится источником исходной самооценки его личности. Например, неадекватно высокая самооценка может быть вызвана постоянным, часто необоснованным восхвалением ребенка и, наоборот, указанием на негативные стороны в поведении и поступках ребенка (часто ложным), неверием в его силы и способности, может привести к формирование негативного отношения к себе, пут активности и нежелания стремиться к лучшему. «…Отношение к себе как к неисправимому или особо гениальному является своеобразным стереотипом отношения человека к другим и к себе и, как и все стереотипы, является прямым продуктом, прямым следствием системы общения и деятельности, составляющих АТ детского образ жизни... Именно в образе жизни ребенка и, в частности, в типе общения с окружающими его людьми обнаруживаются главные и определяющие причины детского поведения, детского характера и задатков детей [13].Развитие самосознания после 3 лет идет в направлении нарастающего самоутверждения личности ребенка, происходит дальнейшее накопление его познавательного, аффективного и волевого опыта, что выражается в повышении адекватности самооценки. .Таким образом, самосознание в онтогенетическом плане можно рассматривать как постепенно протекающий во времени интегративный психический процесс, в основе которого лежит усложняющаяся деятельность самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и способности регулировать собственное поведение. и деятельности. Сфера самосознания постоянно расширяется благодаря осмыслению прошлого и планированию будущего.4. Особенности представлений о себе и ближайшем социальном окружении у старших дошкольников Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру искусства и культуры, время установления первых отношений с основными сферами бытия, миром людей, предметов, природы и собственного мира, когда закладываются основы самовосприятия личности. И если в этом возрасте будут заложены основы позитивного самовосприятия, то это обеспечит в дальнейшем благоприятное развитие личности в целом.В ФГОС общего дошкольного образования социально-личностная компетентность рассматривается как готовность к самостоятельному решению задач, связанных с общением и взаимодействием со сверстниками и взрослыми и с развивающимся комплексом представлений о себе, самооценке, определяющих выбор поведения. и взаимодействие с обществом. Ставить такие задачи, как развитие у ребенка положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру; знакомство с ценностями сотрудничества; развитие коммуникативной и социальной компетентности.Развитие социальной компетентности приводит к тому, что в дошкольном детстве у ребенка выстраивается система представлений о себе, которая формируется на основе его взаимодействий со взрослыми, сверстниками, окружающим миром и включает в себя единство следующих образов:– физическое – тело и его функции;– социальные - взаимодействие и восприятие ребенка окружающими;– реальный - познание себя в сравнении с другими;– идеальные - навыки, черты личности, отвечающие стремлениям ребенка.В дошкольном возрасте дети начинают осознавать не только свои личностные качества, побуждения, оценивать свои конкретные поступки и достижения, но и свои желания, переживания, которые не подлежат оценке и сравнению, но объединяют личность ребенка в целом. . Все это отражается в укреплении самосознания старшего дошкольника и в изменении отношения ребенка 5—6 лет к другим детям. Необходимым условием развития самосознания является понимание ребенком того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как к нему относятся окружающие и чем обусловлено такое отношение. При этом дети начинают осознавать особенности своих действий и по мере усвоения общепринятых норм и правил используют их как меру для оценки себя и окружающих.Способность к самореализации формируется у ребенка в ходе социальных контактов со взрослыми и сверстниками, через различного рода деятельность, в которой он проявляет свои качества и способности. Здесь необходимо иметь дело с процессами формирования личности ребенка, природа и закономерности которых до сих пор мало изучены. Одним из аспектов развития поведенческих мотивов в дошкольном возрасте является усиление их осознания, когда ребенок начинает все больше осознавать движущие силы и последствия своих действий, что становится возможным благодаря тому, что дошкольник развивает самосознание, которое наиболее ярко проявляется в самооценке.Формирование самооценки в значительной мере обуславливает развитие мотивов, потребностей, эмоционально-волевой сферы, отношения к окружающим (Л. И. Божович, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Слободчиков, Е.О. Смирнова) [16]. Для того чтобы научиться правильно оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. Переживания, захватывающие ребенка, подталкивающие его к определенным действиям, затемняют от него действительный смысл совершаемых действий, не позволяют беспристрастно их оценить. Такая оценка становится возможной только на основе сравнения своих действий, качеств с возможностями, действиями, качествами других. К старшему дошкольному возрасту ребенок овладевает умением сравнивать себя с другими, и это служит основой правильной самооценки. Самосознание и отношение к другим неразрывно связаны и взаимно обусловливают друг друга. На всех этапах возрастного развития отношение к окружающим отражает особенности формирования самосознания ребенка и его личности в целом.Старшие дошкольники правильно воспринимают свои достоинства и недостатки, учитывают отношение к ним окружающих. Это имеет большое значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным эталонам и, прежде всего, развития представлений дошкольников о себе, важность и смысл воспитания которых подтверждают основной документ в сфере дошкольного образования – ФГОС.Таким образом, к старшему дошкольному возрасту у ребенка должны формироваться целенаправленные, более или менее устойчивые представления о себе. Кроме того, эти представления являются не только познаваемыми, но и оценочными. Самооценка возникает и развивается в процессе общения с другими людьми. От того, насколько позитивным был опыт общения с окружающими, зависит степень благополучности отношений ребенка, связь будет зависеть как с самим собой, так и со сверстниками. Гармоничная и адекватная самооценка может служить интегральной и утверждающей основой общего развития ребенка, его социализации, взаимоотношений со сверстниками.Заключение В научной литературе представлены различные подходы к такием понятиям, как представление о себе и об окружающих людях. В рамках настоящего исследования под представлением о себе будет пониматься относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он относится к самому себе и строит свое взаимодействие с другими людьми.Определенные, более или менее устойчивые представления о себе у ребенка должны сложиться к моменту достижения им дошкольного возраста. Причем эти представления носят не только познавательный, но и оценочный характер. Самооценка возникает и развивается в процессе общения с другими людьми. Уровень благополучия в отношениях ребенка с самим собой и с окружающими зависит от того, насколько положительным был опыт общения с окружающими. Гармоничная и адекватная самооценка может служить прочной и позитивной основой для развития ребенка, его социализации и взаимоотношений со сверстниками.К старшему дошкольному возрасту у ребенка должны формироваться целенаправленные, более или менее устойчивые представления о себе. Кроме того, эти представления являются не только познаваемыми, но и оценочными. Самооценка зарождается и развивается в процессе общения с другими людьми. От того, насколько позитивным был опыт общения с окружающими, зависит степень благополучности отношений ребенка, будет зависеть связь, как с самим собой, так и со сверстниками. Гармоничная и адекватная самооценка может служить неотъемлемым и утверждающим основанием общего развития ребенка, его социализации, взаимоотношений со сверстниками.Старшие дошкольники правильно воспринимают свои достоинства и недостатки, учитывают отношение к ним окружающих. Это имеет большое значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным эталонам и, прежде всего, развития представлений дошкольников о себе, важность и смысл воспитания которых подтверждают основной документ в сфере дошкольного образования – Федеральным Государственным Образовательным Стандартом.Таким образом, все поставленные перед исследованием задачи решены. Цель достигнута. Было проведено теоретическое исследование особенностей формирования представлений о себе у старших дошкольников и установлены условия успешного прохождения данного процесса.Список использованной литературыАбузярова С.И. Развитие ребёнка в условиях личностно ориентированного педагогического процесса (аспект самоактуализации). Красноярск : КГПУ. Вып. 2. 1999. 123 с.Ананьев Б.Г. О проблемах современного человековедения. СПб.: Питер, 2010. 272 с.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 425 с.Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. СПб.: Изд. дом «Мiръ», 2015. 200 с. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детские годы. СПб.: Питер, 2008. 398 с.Выготский Л.С. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова; [Авт. послесл. А. Р. Лурия; Коммент. Л. А. Радзиховского]. М: Педагогика, 1982. 504 с.Горностай П., Титаренко Т. (ред.) Психология личности: словарьсправочник. К.: "Рута", 2001. 320 c.Долтказина Э.Н. Психологические проблемы эмоционального развития в процессе социализации дошкольников // Психология в детском саду. 1999. №2.Ермолова Т.В., Колмогорцева И.С. Временной аспект образа себя у старших дошкольников // Вопросы психологии. 1995. №6. С. 47-58Зубова Г.Г. Как построить свое «Я». - М.: Юрайт. 2011Как помочь ребенку войти в современный мир? /Под ред. Т.В. Антоновой. Москва : [Б. и.], 1995. 116 с.Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Наука, 1984. 335 с.Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развтие ребенка от рождения до семнадцати лет. М.: Изд-во УРАО, 1999. 175 с.Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 584 с.Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Наука, 2005. 260 с.Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 2015. 656 с.Психологическая диагностика детей и подростков. Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой.М.: Изд-во УРАО, 1997. 304 с. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб: Питер, 2003. 416 с.Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию. М.: Эксмо-Пресс, 2001. 414 с.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком,1999. 720 с.Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь // Собр. Соч.: В 2-х т. Т 2. М: 1989Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Академия, 2004. 303 с.Столин В.В. Самосознание личности. М.: Академия, 2006. 284 с.Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности. В кн.: Проблемы сознания. М., 1968.Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М.:Полииздат, 1977. 144 с.
1. Абузярова С.И. Развитие ребёнка в условиях личностно ориентированного педагогического процесса (аспект самоактуализации). Красноярск : КГПУ. Вып. 2. 1999. 123 с.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человековедения. СПб.: Питер, 2010. 272 с.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 425 с.
4. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. СПб.: Изд. дом «Мiръ», 2015. 200 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детские годы. СПб.: Питер, 2008. 398 с.
6. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова; [Авт. послесл. А. Р. Лурия; Коммент. Л. А. Радзиховского]. М: Педагогика, 1982. 504 с.
7. Горностай П., Титаренко Т. (ред.) Психология личности: словарьсправочник. К.: "Рута", 2001. 320 c.
8. Долтказина Э.Н. Психологические проблемы эмоционального развития в процессе социализации дошкольников // Психология в детском саду. 1999. №2.
9. Ермолова Т.В., Колмогорцева И.С. Временной аспект образа себя у старших дошкольников // Вопросы психологии. 1995. №6. С. 47-58
10. Зубова Г.Г. Как построить свое «Я». - М.: Юрайт. 2011
11. Как помочь ребенку войти в современный мир? /Под ред. Т.В. Антоновой. Москва : [Б. и.], 1995. 116 с.
12. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Наука, 1984. 335 с.
13. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развтие ребенка от рождения до семнадцати лет. М.: Изд-во УРАО, 1999. 175 с.
14. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 584 с.
15. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Наука, 2005. 260 с.
16. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 2015. 656 с.
17. Психологическая диагностика детей и подростков. Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. М.: Изд-во УРАО, 1997. 304 с.
18. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб: Питер, 2003. 416 с.
19. Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию. М.: Эксмо-Пресс, 2001. 414 с.
20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком,1999. 720 с.
21. Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь // Собр. Соч.: В 2-х т. Т 2. М: 1989
22. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Академия, 2004. 303 с.
23. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Академия, 2006. 284 с.
24. Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности. В кн.: Проблемы сознания. М., 1968.
25. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М.: Полииздат, 1977. 144 с.
Вопрос-ответ:
Какими методами можно изучить представления о себе и о ближайшем социальном окружении у старших дошкольников?
Для изучения представлений о себе и о ближайшем социальном окружении у старших дошкольников можно использовать разные методы, такие как наблюдение, интервью, анкетирование и проективные методики. Наблюдение позволяет запечатлеть поведение ребенка в различных ситуациях, а интервью и анкетирование позволяют получить информацию о самооценке ребенка и его представлениях о ближайшем окружении. Проективные методики, такие как рисунки, игры и ассоциации, помогают выявить более скрытые аспекты представлений ребенка.
В чем заключаются особенности представлений о себе и о ближайшем социальном окружении у старших дошкольников?
Особенности представлений о себе и о ближайшем социальном окружении у старших дошкольников включают в себя появление осознания себя как отдельной личности, формирование самооценки и самопонимания, а также понимание своего места в обществе и отношений с другими людьми. Дети начинают осознавать свои качества, интересы и предпочтения, а также проявлять сопереживание и понимание чувств других людей.
Каким образом понятие представления о себе применяется в специальной педагогике и психологии?
В специальной педагогике и психологии понятие представления о себе применяется для изучения и поддержки развития личности детей с различными особенностями и потребностями. Основной целью является формирование положительного самоотношения и уверенности в своих силах у ребенка, а также помощь ему в понимании своих особенностей и преодолении возможных трудностей.
Какие педагогические подходы помогают изучать представление о себе и о ближайшем социальном окружении у старших дошкольников?
Существует несколько педагогических подходов, которые помогают изучать представление о себе и о ближайшем социальном окружении у старших дошкольников. Некоторые из них включают психолого-педагогический подход, социокультурный подход и феноменологический подход. Психолого-педагогический подход помогает изучать взаимосвязь между психологическими и педагогическими аспектами представления о себе и ближайшем социальном окружении. Социокультурный подход позволяет рассмотреть представление о себе и о ближайшем социальном окружении как продукт социокультурного воздействия. Феноменологический подход направлен на изучение смыслового содержания представления о себе и о ближайшем социальном окружении.
Как представление о себе и о ближайшем социальном окружении изучается в специальной педагогике и психологии?
В специальной педагогике и психологии изучение представления о себе и о ближайшем социальном окружении осуществляется с помощью различных методов и инструментов. Например, проводятся индивидуальные интервью, наблюдения, анкетирования и проективные тесты. Эти методы позволяют получить более глубокое понимание представления о себе и о ближайшем социальном окружении у детей с особыми образовательными потребностями, таких как дети с нарушениями развития или инвалидностью. Это помогает разработать индивидуальные программы и подходы для обучения и взаимодействия с такими детьми.
Как осуществляется онтогенез представлений о себе и ближайшем социальном окружении в дошкольном возрасте?
Онтогенез представлений о себе и ближайшем социальном окружении в дошкольном возрасте происходит постепенно и включает в себя несколько стадий развития. На начальной стадии (2-3 года) дети начинают формировать представления о собственном теле и некоторых своих характеристиках. На следующей стадии (4-5 лет) развивается понимание роли детей в семье и других ближайших социальных группах. На последующих стадиях (5-6 лет) дети начинают осознавать свое место в социальной структуре и формируют представления о себе в контексте общества в целом.
Что такое представление о себе и о ближайшем социальном окружении у старших дошкольников?
Представление о себе и о ближайшем социальном окружении у старших дошкольников - это комплексное представление о собственной личности, включающее в себя узнавание собственных черт и качеств, осознание своей роли и места в обществе, а также представление о ближайшем окружении, включающем родителей, братьев и сестер, друзей и других близких людей.
Какие психолого-педагогические подходы используются при изучении представлений о себе и о ближайшем социальном окружении?
В изучении представлений о себе и о ближайшем социальном окружении применяются различные психолого-педагогические подходы. Некоторые из них включают анализ рефлексии и самооценки ребенка, изучение его верований и представлений о себе и других, учет культурно-исторического контекста формирования этих представлений, а также использование проективных методик и наблюдений в реальной жизненной ситуации.
Каким образом представление о себе и о ближайшем социальном окружении изучаются в специальной педагогике и психологии?
В специальной педагогике и психологии представление о себе и о ближайшем социальном окружении изучается при помощи различных методов и приемов. Это могут быть индивидуальные и групповые беседы, игровые и проектные деятельности, а также разные виды психологических тестов и анкетирования, направленных на выявление особенностей представлений ребенка.
Какие особенности можно выделить в онтогенезе представлений о себе и о ближайшем социальном окружении в дошкольном возрасте?
В дошкольном возрасте наблюдаются некоторые особенности в онтогенезе представлений о себе и о ближайшем социальном окружении. Например, дети начинают осознавать свое отличие от других, строят свое представление о себе на основе наблюдений за другими людьми, формируют представление о своих родах деятельности и интересах, а также проявляют интерес к ролевым играм, в которых они могут познавать и осваивать социальные нормы и ценности.
Какие существуют педагогические подходы к понятию представления о себе и ближайшем социальном окружении у старших дошкольников?
Существуют различные педагогические подходы к изучению представления о себе и ближайшем социальном окружении у старших дошкольников. Один из них - это взгляд, основанный на психологическом анализе и понимании возрастных особенностей ребенка. Такой подход позволяет учитывать основные этапы онтогенеза представлений о себе и ближайшем социальном окружении и разрабатывать соответствующие педагогические стратегии. Еще одним подходом является интегративный подход, который объединяет психологические и педагогические аспекты изучения представления о себе и ближайшем социальном окружении. Такой подход учитывает функциональное значение представления о себе и ближайшем социальном окружении в развитии ребенка и предлагает комплексные методы его изучения и развития.
Какие особенности представлений о себе и ближайшем социальном окружении у старших дошкольников можно выделить?
У старших дошкольников можно выделить несколько особенностей представления о себе и ближайшем социальном окружении. В этом возрасте ребенок начинает осознавать свою индивидуальность и устанавливать связи с другими людьми. Он начинает формировать свое представление о себе в контексте своей семьи, друзей и окружающего мира. Также старшие дошкольники начинают понимать роль других людей в своей жизни и формировать представление о ближайшем социальном окружении. Они становятся более социальными и активно участвуют в различных групповых взаимодействиях.