Общая и специальная готовность детей к школе как психолого-педагогическая проблема

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 12 12 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 04.01.2023
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Сущность понятия «готовность к обучению в школе» 4
2. Структура общей готовности детей возраста к обучению в школе 6
3. Специальная готовность детей к обучению в школе 8
Заключение 10
Список литературы 11

Фрагмент для ознакомления

Для успешного освоения математики необходимо сформировать у ребенка элементарные математические представления, для овладения письменной речью – умения языкового анализа и синтеза, устной речи, готовности к обучению грамоте, для освоения предмета «окружающий мир» - представления о живой и неживой природе и другие [7].
Формирование специальной готовности осуществляется в детском саду на занятиях, в различных видах деятельности в рамках образовательных областей – познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное развитие.
Заключение

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что готовность ребенка к школьному обучению – это необходимый и достаточный уровень психического развития, который обеспечивает освоение образовательной программы. В структуру готовности к школьному обучению входят внутренняя позиции школьника, познавательные интересы, произвольность поведения, волевая регуляция деятельности.
Готовность ребенка к школьному обучению – это необходимый и достаточный уровень психического развития, который обеспечивает освоение образовательной программы. В структуру готовности к школьному обучению входят внутренняя позиции школьника, познавательные интересы, произвольность поведения, волевая регуляция деятельности. Показателем готовности к обучению в школе выступает произвольность – умение соподчинять свое поведением требованиям педагога, выполнять требуемые задания, внимательно слушать говорящего, действовать по образцу.
Готовность к обучению в школе разделяется на общую и специальную. Общая готовность – это психологическая готовность, включающая определенный уровень умственного, личностного, мотивационного развития, а специальная – это готовность ребенка по определенным предметам, совокупность знаний и представлений, которые будут основой для обучения на уроках математики, русского языка, окружающего мира.
Общая и специальная готовность тесно связаны между собой, дополняют друг друга, поэтому работа в детском саду должна предусматривать формирование как общей, так и специальной готовности детей к обучению в школе.
Список литературы

Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 352 с.
Выготский, Л. С. Психология : сб. / Л. С. Выготский. – М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1006 с.
Вьюнова, Н. И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе / Н. И. Вьюнова, К. М. Гайдар, Л. В. Темнова. – М.: Константа: Акад. проект, 2005. – 253 с.
Готовность ребенка к школе / Н. Е. Веракса. – М.: Московский центр качества образования, 2011. – 58 с.
Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. – СПб.: Питер, 2006. – 207 с.
Долгова, В. И. Интеллектуальная готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста / В. И. Долгова, О. А. Кондратьева, О. А. Конурова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 56–60.
Ермолаева, М. В. Психологическая карта дошкольника (готовность к школе). Графический материал / М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева. – М.: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2008. – 95 с.
Запорожец, А. В. Избранные психологические труды : в 2-х т. Т. 1. Психическое развитие ребенка / А. В. Запорожец. – М.: Педагогика, 2000. – 320 с.
Кобазева, Ю. А. Психологическая готовность к школе : учеб. пособие / Ю. А. Кобазева. – М.: Академия, 2014. – 171 с.
Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к обучению в школе : учеб. пособие / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. – Ярославль: Ярославский гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского, 2019. – 287 с.
Психологическая готовность ребенка к школе / авт.-сост. Е. А. Грудненко. – СПб.: Детство-Пресс, 2013. – 175 с.
Психология дошкольного возраста и готовность к школе: учебно-методическое пособие / авт.-сост.: Д. А. Донцов. – Тула: Тульский полиграфист, 2011. – 115 с.
Рябцева, С. В. Формирование психологической готовности к школе: тренинговые занятия для детей старшего дошкольного возраста / С. В. Рябцева, И. В. Спиридонова. – М.: Скрипторий 2003, 2011. – 78 с.
Семенова, Т. С. Психологическая готовность к обучению в школе: диагностика, динамика, коррекция : монография / Т. С. Семенова. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 270 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.
Ясюкова, Л. А. Определение готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. – СПб.: ИМАТОН, 2022. – 223 с.











6

1. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 352 с.
2. Выготский, Л. С. Психология : сб. / Л. С. Выготский. – М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1006 с.
3. Вьюнова, Н. И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе / Н. И. Вьюнова, К. М. Гайдар, Л. В. Темнова. – М.: Константа: Акад. проект, 2005. – 253 с.
4. Готовность ребенка к школе / Н. Е. Веракса. – М.: Московский центр качества образования, 2011. – 58 с.
5. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. – СПб.: Питер, 2006. – 207 с.
6. Долгова, В. И. Интеллектуальная готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста / В. И. Долгова, О. А. Кондратьева, О. А. Конурова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 56–60.
7. Ермолаева, М. В. Психологическая карта дошкольника (готовность к школе). Графический материал / М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева. – М.: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2008. – 95 с.
8. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды : в 2-х т. Т. 1. Психическое развитие ребенка / А. В. Запорожец. – М.: Педагогика, 2000. – 320 с.
9. Кобазева, Ю. А. Психологическая готовность к школе : учеб. пособие / Ю. А. Кобазева. – М.: Академия, 2014. – 171 с.
10. Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к обучению в школе : учеб. пособие / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. – Ярославль: Ярославский гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского, 2019. – 287 с.
11. Психологическая готовность ребенка к школе / авт.-сост. Е. А. Грудненко. – СПб.: Детство-Пресс, 2013. – 175 с.
12. Психология дошкольного возраста и готовность к школе: учебно-методическое пособие / авт.-сост.: Д. А. Донцов. – Тула: Тульский полиграфист, 2011. – 115 с.
13. Рябцева, С. В. Формирование психологической готовности к школе: тренинговые занятия для детей старшего дошкольного возраста / С. В. Рябцева, И. В. Спиридонова. – М.: Скрипторий 2003, 2011. – 78 с.
14. Семенова, Т. С. Психологическая готовность к обучению в школе: диагностика, динамика, коррекция : монография / Т. С. Семенова. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 270 с.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.
16. Ясюкова, Л. А. Определение готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. – СПб.: ИМАТОН, 2022. – 223 с.

Вопрос-ответ:

Какова суть понятия "готовность к обучению в школе"?

Готовность к обучению в школе - это комплексная психолого-педагогическая характеристика ребенка, которая означает его готовность к успешному усвоению знаний и навыков в школе.

Какова структура общей готовности детей к обучению в школе?

Структура общей готовности детей к обучению в школе включает в себя такие компоненты, как физическая готовность, эмоциональная готовность, интеллектуальная готовность, социальная готовность.

Что такое специальная готовность детей к обучению в школе?

Специальная готовность детей к обучению в школе - это готовность ребенка к освоению конкретных предметов и умений, таких как чтение, письмо, математика и другие, которые являются основой школьной программы.

Какие навыки необходимы для успешного освоения математики в школе?

Для успешного освоения математики в школе необходимо иметь элементарные математические представления, умение языкового анализа и синтеза, готовность к обучению и развитие письменной речи.

Как можно развить готовность ребенка к обучению в школе?

Для развития готовности ребенка к обучению в школе можно проводить игровые и учебные занятия, развивать его интеллектуальные и эмоциональные способности, а также стимулировать его интерес к учению и саморазвитию.

Что такое готовность к обучению в школе?

Готовность к обучению в школе - это комплексная психолого-педагогическая характеристика ребенка, которая включает в себя его физическое, психическое и психологическое состояние, способность к самостоятельной деятельности и социальной адаптации, а также уровень развития его познавательных процессов.

Что подразумевается под специальной готовностью детей к обучению в школе?

Специальная готовность детей к обучению в школе означает их готовность к определенным специальным видам деятельности, например, чтению, письму, математике. Она включает в себя развитие соответствующих навыков и умений, а также формирование необходимых представлений и предпосылок для успешного освоения этих предметов.

Что такое готовность к обучению в школе и почему она является психолого-педагогической проблемой?

Готовность к обучению в школе - это совокупность психологических и педагогических характеристик ребенка, которые определяют его готовность к освоению школьной программы. Эта проблема является психолого-педагогической, так как требует комплексного подхода и взаимодействия специалистов разных областей для успешной подготовки детей к школе.

Какие основные компоненты входят в структуру общей готовности детей к обучению в школе?

Структура общей готовности детей к обучению в школе включает в себя психологические, педагогические и физические компоненты. Психологические компоненты включают развитие мышления, внимания, памяти, эмоций. Педагогические компоненты связаны с готовностью ребенка к усвоению знаний, навыков и умений, а физические компоненты предполагают нормализацию физического развития и здоровья ребенка.

Какая специальная готовность необходима детям для успешного обучения в школе?

Для успешного обучения в школе необходима специальная готовность ребенка, включающая готовность к чтению и письму, математической деятельности, формированию социально-коммуникативных навыков, развитию мелкой моторики и координации движений.