Речевые штампы и клише в текстовках популярной музыки
Заказать уникальный реферат- 14 14 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 05.01.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Как было упомянуто в предыдущем разделе, в современном творчестве наблюдается тенденция упрощения текстов, создания коротких запоминающихся фраз. Это может приводить к снижений экспресии и затуханию семантики в песне. Далее мы рассмотрим примеры конкретных речевых клише в современной песенной музыке.2.2. Примеры клише в современной эстрадной музыкеНесомненно, самой популярной тематикой песен любых жанров, созданных в любое время совершенно разными исполнителями, является тема любви. Находит она свое отражение и в музыке современных исполнителей. Создано бесчисленное множество любовных песен о страдании, влюбленности, страсти, потере. Поэтому среди них не могли не сформироваться определенные штампы и клише, ставшие широко употребляемыми современными певцами. Рассмотрим несколько примеров популярных фраз, которые часто повторяются в любовных текстах известных русских исполнителей.«Ты мне нужна/нужен как воздух»Сравнение потребности в любви обожаемого человека с потребностью в кислороде, без которого не может существовать ничто живое, стало излюбленным приемом артистов за счет своей изначальной яркой эмоции. Эта фраза стала клише не только внутри музыкального творчества, но и в прозе, стихах, в обычной речи. Трудно сказать, кто первым употребил такую метафору, однако примеров ее реализации можно найти достаточно много. Так, например, Дима Билан в своей песне «Я так люблю тебя» использует этот оборот так: «Как воздух и вода,/Ты мне одна нужна всегда». Алексей Чумаков поет: «Как же ты так посмела/Стать мне как воздух нужной?» Пример употребления данного речевого оборота, который уже превратился в штамм, можно найти у исполнителя Димы Монатика: «Время как вода - ты как воздух.<…> Небо или море, всё-равно дышу тобой./Ты воздух мой». Еще один пример обнаруживается в песне Стаса Михайлова и Artik & Asti «Возьми мою руку», тут она изображена в самом простом виде «Ты нужен как воздух».Другие примеры можно найти в творчестве исполнителей самых разных жанров, менее известных эстрадных певцов. По поисковому запросу «ты мой воздух» обнаруживается довольно много самых разных песен.СигаретыУпоминание сигарет в песнях о любви также встречается довольно часто. Как правило, эти тексты пропитаны страданиями о любимом человеке, и сигарета как образ чего-то пагубного, усиливает образ переживаний автора.Первый пример – песня «Наше лето» Басты и MaкSим. Исполнители придумали такой текст: «Твое присутствие здесь - еле ощутимо <…> Сигаретный дым, уже остывший кофе». Нашелся подобный пример в песне Ночных Снайперов «Раскалённые»: «И все так просто, кофе и сигареты./Просто, кофе и сигареты...» Что интересно, в этой песне, ровно как и в предыдущей, упоминается также и кофе.Песня «Огни большого города» Мити Фомина: «Где-то те кого мы любим <…> Курят сигареты». Винтаж – «Дима»: «Только, милый, я на всё забила!/Мне шепчет мокрый асфальт: Заступила за край!/Тает дым сигареты...»Не трудно догадаться, что таких примеров можно найти большое количество.«Ты Венера…»Первое, что приходит на ум, ставшая популярной относительно недавно песня «Венера-Юпитер» Вани Дмитриенко.Юлианна Караулова «Внеорбитные»: «Миллионы глаз смотрят на нас/ Делят на Венеру и на Марс»Винтаж – «Ева»: «Ты - Венера , Я – Земля,/Ева, Я любила тебя!»Тема любви и одиночестваАвторы песен, придумывая тексты о страданиях, расставании, безответной любви, нередко используют рядом со словом «любовь» эмоционально-сильное «одиночество».Полина Гагарина «Меланхолия»: «А я пока превращу в искусство/ Это одиночество любви»Анита Цой «Отпускала»: Ты когда-то простишь/ Одиночество в городе/ Ты любовь навсегда»Винтаж – «Стерео»: «Может это всё скоро закончится/ В комнате пустой я и одиночество»ЗаключениеВ работе была рассмотрена тема клише и речевых штампов, определены причины их появления и использования, основные характерные признаки, выделенные различными исследователями.На примере современных песен было выделено использование штампов в творчестве популярных исполнителей нашего времени. Своим возникновением штампы обязаны тенденцией к многозначности, десемантизации. Клише в музыкальной сфере во многом определяются тенденцией к упрощению текста, упор ставится на простоту запоминания и простой мотив, способный «застрять» в голове.Музыка постепенно переходит из пространства искусства в пространство производства, самовыражение,отражение мыслей и чувств через музыкальную композицию перестает быть главной ценностью исполнителя. По этой причине тексты песен обедняются, теряют былую экспрессивность и смысловое значение.Распространение штампов и клише может быть связано с успехом произведения какого-либо автора, впоследствии речевой оборот принимает повсеместное использование, в частности в музыкальной культуре и поэзии. Находить новые рифмы и образы на фоне большого количества созданных в разные времена продуктов творческой деятельности становится трудной задачей, поэтому авторы могут неосознанно прибегать к повторениям стереотипных фраз. Стереотип представляет собой «ментальный образ-представление и его вербальную оболочку». При массовом воспроизводстве «образная экспрессия, сила которой состоит в индивидуальной неповторимости, неизбежно переходит в разряд штампов».Была выполнена цель анализа и описания речевых штампов и клише в текстах популярной музыки. Задачи проведенного исследования реализовались: была изучена литература по теме речевых штампов и клише, рассмотрены и разделены по смыслу данные понятия, проанализированы причины их появления, в конце на примерах было изображено функционирование речевых штампов и клише в современном музыкальном творчестве.Список литературы:Алдонина Е. В. Стилистические и семантические свойства клише и штампов в новостных сообщениях - Достижения науки и образования №1 (23), 2018, С. 54–57 .Ананченко О. Г. Оценочные метафоры в газетных текстах начала XXI века: лингвопрагматический аспект - автореф. дис. ... канд. филол. наук / О. Г. Ананченко. – Майкоп: Адыг. гос. ун-т, 2011, 19 с.Барабанщиков В.А. Психология восприятия: Организация и развитие перцептивного процесса. М., 2006, 239 с.Беликова Г. В. Функционально-прагматическая семиотика клишированных языковых знаков. - Преподаватель XXI века №2, 2015, с. 317–332. Борисова, Е. С. Психологические особенности категориальной организации восприятия музыки учащейся молодежью с разным уровнем музыкального образования: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук – Казань, 2009, 24 с.Винокур Т. Г. Большой энциклопедический словарь. Языкознание: под ред. В. Н. Ярцева. – М., 1998, с. 588–589. Гринкевич Е. В. Речевые штампы: динамика их экспрессивности. Автореф. дис. канд. филол. наук: Южный федеральный университет, 2007, 18 c. Гринкевич Е. В. Формулы делового стиля vs канцелярские штампы. - Материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», Ростов н/Д, 2014, с. 55–59. Дмитриева Л.М., Ракитина Л.С. Потребление как символический процесс - Омск: Омский научный вестник № 4 (58), 2007, с.. 83–86.Кожина М. Н. Стилистика русского языка : учебник – М.: Флинта: Наука, 2008, 464 с. Копнина Г. А. Клише, или речевой стереотип: Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты под ред. А. П. Сковородникова. – М., 2005, с. 156. Костомаров В. Г. Русский язык на газетной полосе – М.: Изд-во МГУ, 1971, 268 с. Красных В. В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? – М.: Диалог-МГУ, 1998, 352 с. Матвеева Т. В. Речевой штамп - М.: Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник под ред. Л.Ю.Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева и др., 2003, с. 574–575. Матвеева Т. В. Речевой штамп. - Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник. – М., 2003, с. 574–575. Солганик Г. Я. О закономерностях развития языка газеты в XX веке. - М.: Вестник Московского университета №2 (10), 2002, с. 39–53.
2. Ананченко О. Г. Оценочные метафоры в газетных текстах начала XXI века: лингвопрагматический аспект - автореф. дис. ... канд. филол. наук / О. Г. Ананченко. – Майкоп: Адыг. гос. ун-т, 2011, 19 с.
3. Барабанщиков В.А. Психология восприятия: Организация и развитие перцептивного процесса. М., 2006, 239 с.
4. Беликова Г. В. Функционально-прагматическая семиотика клишированных языковых знаков. - Преподаватель XXI века №2, 2015, с. 317–332.
5. Борисова, Е. С. Психологические особенности категориальной организации восприятия музыки учащейся молодежью с разным уровнем музыкального образования: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук – Казань, 2009, 24 с.
6. Винокур Т. Г. Большой энциклопедический словарь. Языкознание: под ред. В. Н. Ярцева. – М., 1998, с. 588–589.
7. Гринкевич Е. В. Речевые штампы: динамика их экспрессивности. Автореф. дис. канд. филол. наук: Южный федеральный университет, 2007, 18 c.
8. Гринкевич Е. В. Формулы делового стиля vs канцелярские штампы. - Материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. «Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия», Ростов н/Д, 2014, с. 55–59.
9. Дмитриева Л.М., Ракитина Л.С. Потребление как символический процесс - Омск: Омский научный вестник № 4 (58), 2007, с.. 83–86.
10. Кожина М. Н. Стилистика русского языка : учебник – М.: Флинта: Наука, 2008, 464 с.
11. Копнина Г. А. Клише, или речевой стереотип: Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты под ред. А. П. Сковородникова. – М., 2005, с. 156.
12. Костомаров В. Г. Русский язык на газетной полосе – М.: Изд-во МГУ, 1971, 268 с.
13. Красных В. В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? – М.: Диалог-МГУ, 1998, 352 с.
14. Матвеева Т. В. Речевой штамп - М.: Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник под ред. Л.Ю.Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева и др., 2003, с. 574–575.
15. Матвеева Т. В. Речевой штамп. - Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник. – М., 2003, с. 574–575.
16. Солганик Г. Я. О закономерностях развития языка газеты в XX веке. - М.: Вестник Московского университета №2 (10), 2002, с. 39–53.
Вопрос-ответ:
Какие проблемы может вызывать использование речевых штампов и клише в песнях?
Использование речевых штампов и клише в песнях может приводить к снижению экспрессии и затуханию семантики в песне. Такие тексты становятся малооригинальными и потеряными среди других песен. Больше примеров таких штампов можно увидеть в современной песенной музыке.
Почему современные текстовки популярной музыки становятся все более упрощенными?
Современные текстовки популярной музыки становятся все более упрощенными из-за тенденции создания коротких и запоминающихся фраз. Это связано с желанием привлечь максимум внимания слушателей и создать хитовый трек. Однако, такой подход может привести к потере экспрессии и глубины смысловой нагрузки в песнях.
Какие примеры речевых клише можно найти в современной эстрадной музыке?
В современной эстрадной музыке можно найти множество примеров речевых клише. Некоторые из них включают фразы о любви, разлуке, осознании собственного "я". Такие клише-фразы повторяются во многих песнях, что делает тексты малооригинальными и предсказуемыми.
Почему тематика песен в современной музыке часто ограничивается использованием штампов и клише?
Тематика песен в современной музыке часто ограничивается использованием штампов и клише, потому что такие темы уже давно установились в популярной культуре и имеют широкую аудиторию. Авторы популярных треков часто используют знакомые темы и выражения, чтобы создать песни, которые будут понятны и привлекательны для широкой аудитории.
Как влияет использование речевых штампов и клише на песню в целом?
Использование речевых штампов и клише в песне может снизить ее оригинальность и смысловую нагрузку. Тексты с такими штампами становятся предсказуемыми и малоинтересными для слушателя. Это может отрицательно сказываться на восприятии песни и не позволять ей выделиться среди других треков.
Какая тенденция наблюдается в современной песенной музыке?
В современной песенной музыке наблюдается тенденция упрощения текстов и создания коротких запоминающихся фраз.
Какие последствия может иметь упрощение текстов в песнях?
Упрощение текстов может приводить к снижению экспрессивности и затуханию семантики в песне.
Какие примеры конкретных речевых клише можно найти в современной песенной музыке?
Несомненно, самой популярной тематикой песен любых жанров, созданных в любое время, являются речевые клише и штампы.