Народный фольклор как средство развития качеств женственности у девочек четвертого года жизни
Заказать уникальную курсовую работу- 102 102 страницы
- 66 + 66 источников
- Добавлена 27.01.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВ ЖЕНСТВЕННОСТИ У ДЕВОЧЕК ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ.…………………..…………………………
7
1.1. Сущность понятия «женственность» в психолого-педагогической литературе.………........................................
7
1.2. Особенности развития и проявления качеств женственности в дошкольном возрасте.………………….
13
1.3. Организационно-педагогические условия развития качеств женственности у девочек дошкольного возраста………………………………………………………
19
Выводы по первой главе.…………………………………………………... 25
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВ ЖЕНСТВЕННОСТИ У ДЕВОЧЕК ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ....
28
2.1. Цель, задачи, методики констатирующего этапа исследования.………………………………………………...
28
2.2. Организационно-педагогические условия развития качеств женственности у девочек в ДОО.……………..
35
2.3. Организационно-педагогические условия и особенности развития качеств женственности у девочек четвертого года жизни экспериментальной и контрольной групп.……
42
Выводы по второй главе.…………………………………………………... 43
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВ ЖЕНСТВЕННОСТИ У ДЕВОЧЕК ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ.…………………………………………………..
54
3.1. Цель, задачи и этапы формирующего этапа исследования. 54
3.2. Ход формирующего этапа исследования...……………....... 57
Выводы по третьей главе.………………………………………………….. 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………………... 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.…………………………………………………. 54
ПРИЛОЖЕНИЕ…..…………………………………………………………. 61
дис. … канд. пед. наук. / Л. А. Арутюнова. – Москва, 1988. – 24 с.Афанасьева, Т. М. Семья. [Текст] : Учебное пособие для учащихся средних учебных заведений / Т. М. Афанасьева. – М. : Просвещение, 1986. – 224 с.Берн, Ш. М. Гендерная психология [Текст] / М. Ш. Берн. – СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК: Нева, 2002. – 320 с.Биддалф, С. Секреты счастливых родителей [Текст] / С. Биддалф. – М.: Изд-во РИПОЛ классик, 2009. – 240 с.Бозик, Е. И. Полоролевое воспитание старших дошкольников [Текст] / И. Е. Бозик // Дошкольная педагогика. – 2014. – № 1 (96). – С. 58-60.Бурнашева, С. А. Формирование основ мужественности у мальчиков [Текст] / С. А. Бурнашева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 26. – С. 259-260.Бут, И. А. Модель формирования полоролевой идентичности дошкольника в ДОО [Текст] / И. А. Бут // Молодой ученый. – 2018. – № 22 (208). – С. 304-306.Васина, Ю. М. Формирование половой идентификации детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения [Текст] / Ю. М. Васина // Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2019. – № 2 (18). – С. 24-28.Выготский, Л. С. Собрание сочинений. Детская психология [Текст] / Соч.: в 6-ти т. / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1984. – 4 т. – 432 с.Гарбузов, В. И. Воспитание ребенка в семье [Текст] / В. И. Гарбузов. – СПб. : Изд-во КАРО, 2015. – 296 с.Гилмор, Д. Становление мужественности: культурные концепции маскулинности [Текст] / Д. Гилмор. – М. : РОССПЭН, 2005. - 156с.Градусова, Л. В. Гендерная педагогика [Текст] : учеб. пособие / Л. В. Градусова. – М. : Флинта. Наука, 2015. – 179 с.Градусова, Л. В. Формирование гендерной принадлежности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями родителей [Текст] / Л. В. Градусова, И. Н. Баталова // Детский сад : теория и практика. – 2012. – № 12. – С. 42-21.Громогласов, Д. С. Педагогическое значение гендерного подхода в игровой деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / Д. С. Громогласов // Педагогическое образование и наука. – 2020. – № 5. – С. 79-81.Грудинина,Е. В. Особенности полоролевого развития детей пятого года жизни в ДОО [Текст] / Е. В. Грудинина // Инновационные педагогические технологии : материалы 6 международной научной конференции. – Казань. – 2017. – С. 23-25. Дерягина, Л. Б. Игры, чистоговорки, песенки, потешки [Текст] / Л. Б. Дерягина. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2017. – 126 с.Доценко,Л. И. Проблема полоролевого воспитания детей дошкольного возраста в педагогике [Текст] / Л. И. Доценко // Наука и образование сегодня. – 2019. – № 5 (40). – С. 99-101.Дружинин, В. Н. Психология семьи [Текст] / В. Н. Дружинин. – 3-е изд. – СПб. : Питер, 2011. – 176 с.Исаев, Д. Н. Половое воспитание детей : Медико-психологические аспекты [Текст] / Д. Н. Исаев, В. Е. Каган. – Л. : Медицина, 1988. – 160 с.История педагогики [Текст] : учебное пособие для педагогических институтов / под ред. М. Ф. Шабаева. – М. : Просвещение, 1981. – 366 с.Каган, В. Е. Психогенные формы дезадаптации [Текст] / В. Е. Каган // Вопросы психологии. – 1984. – № 4. – С. 89-95.Калишенко, В. Д. Формирование качеств мужественности и женственности у дошкольников [Текст] / В. Д. Калишенко // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2012. – № 1. – С. 24-28.Клецина, И. С. Современное состояние и перспективы исследований гендерных отношений в сфере социологического и психологического знания / И. С. Клецина // Женщина в российском обществе. – 2013. – № 2 (67). – С. 3-13.Колесов, Д. В. Беседы о половом воспитании [Текст] / Д. В. Колесов. – М. : Педагогика, 1986. – 160 с.Коломинский, Я. Л. Ролевая дифференциация пола у дошкольников [Текст] / Я. Л. Коломинский, М. Х. Мелтсас // Вопросы психологии. – 1985. – № 3. – С. 165-171.Коломийченко, Л. В. Программа полового воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Коломийченко // Детский сад от А до Я. – 2006. – № 1. – С. 54-89.Коломийченко, Л. В. Роль социальной ориентации в нравственном воспитании дошкольного возраста: психолого-педагогические аспекты [Текст] / Л. В. Коломийченко, Н. А. Зорина. – Пермь : гос. пед. университет, 2011. – 95 с.Кон, И. С. Половые различия и дифференциация половых ролей [Текст] / И. С. Кон. – М. : Просвещение, 1989. – 255 с.Кудашова, Е. Е. О нравственном воспитании и идеях В. А. Сухомлинского [Текст] / Е. Е. Кудашова // Педагогическое образование на Алтае. – 2013. – № 2. – С. 70-73.Кудрявцева, Е. А. Общество сверстников как фактор полоролевой социализации в дошкольном возрасте [Текст] / Е. А. Кудрявцева, Н. К. Ледовских. – Борисоглебск : БГПИ, 2016. – 70 с.Кучукова, А. В. Полоролевой подход к воспитанию девочек и мальчиков в современной дошкольной педагогике [Текст] / А. В. Кучукова // Вестник Челябинского государственной университета. – 2016. – № 3. – С. 56-62.Лавренова, Г.В. Большая медицинская энциклопедия [Текст] / Г. В. Лавренова, И. А. Корешкин, Е. В. Загарова. – Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 1055 с.Ледовских, Н. К. Педагогические условия полоролевого воспитания старших дошкольников [Текст] / Н. К. Ледовских // Школьная пресса : Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2012. – № 1. – С. 18-23.Мид, М. Мужское и женское [Текст] / М. Мид. – М. : РОССПЭН, 2014. – 412 с.Мухина, В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детства, отрочества [Текст] / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2017. – 456 с. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И, Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : Русский язык, 2017. – 9921 с.Пекина,О. В. Особенности формирования полоролевых представлений в дошкольном возрасте [Текст] / О. В. Пекина // Молодой ученый. – 2016. – № 10. – С. 1270-1272.Полящова, Н. В. Сюжетно-ролевая игра как средство гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Полящова // Наука и образование : новое время. – 2016. – № 5 (16). – С. 161-167.Попова, Л. В. Дошкольная педагогика [Текст] / Л. В. Попова, Л. И. Максимова. – Киров : Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2019. – 125 с.Радзилова, М. А. Гендерный подход в воспитании дошкольников в условиях ДОУ [Текст] / М. А. Радзилова // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 4. – С. 453-456.Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей [Текст] / Т. А. Репина. – М. : Изд-во Московского психолого-социального института, 2004. – 288 с.Савенкова, А. Д. Гендерный подход в образовании: деконструкция ограничений в развитии потенциала личности [Текст] / А. Д. Савенкова // Центр развития научного сотрудничества : Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2011. – № 10. – С. 68-72.Самылова, О. А. Работа детского сада с семьей по полоролевому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста [Текст] / О. А. Самылова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2014. – № 4. – С. 24-29.Сапогова, Е. Е. Психология развития человека [Текст] : учебное пособие / Е. Е. Сапогова. - М. : Изд-во Аспект Пресс, 2005. – 460 с.Семенова, Л. Е. Гендерная специфика духовно-нравственного развития дошкольников [Текст] / Е. Е. Семенова, В. Э. Семенова // Нижегородское образование. – 2012. – № 4. – С. 87-93.Сушенкова, С. А. Становление полоролевого воспитания в современной педагогике [Текст] / С. А. Сушенкова // Спутник. Вопросы гуманитарных наук. – 2011. – № 6 (56). – С. 150-152.Татаринцева, Н. Е. Педагогические условия воспитания детей разного пола в условиях ДОО [Текст] / Н. Е. Татаринцева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. – № 8. – С. 336-339.Татаринцева, Н. Е. Педагогические условия оказания помощи родителям в воспитании детей разного пола [Текст] / Н. Е. Татаринцева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 4-2. – С. 159-162.Татаринцева, Н. Е. Теоретико-методологические основы и практика полоролевого воспитания детей дошкольного возраста [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук / Н. Е. Татаринцева. – Ростов-на-Дону, 2011. – 50 с.Чекалина, А. А. О формировании мальчика и девочки, мужчины и женщины [Текст] / А. А. Чекалин // Мир психологии. – 2012. – № 4. – С.110-117.Урунтаева, Г. А. Психология дошкольного возраста [Текст] : учебник для студентов учреждений высшего образования / Г. А. Урунтаева. – М. : Академия, 2017. – 272 с.Урунтаева, Г. А. Изучение воспитателем дошкольника : подходы и методы [Текст] / Г. А. Урунтаева // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – № 5. – С. 18-27.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: - URL: http://www.edu.ru/db-minobr/mo/Data/d_13/m1155.pdf. Загл. с экрана.Федосеева, М. И. Формирование представлений о женственности и мужественности у детей дошкольного возраста [Текст] / М. И. Федосеева // Молодой ученый. – 2015. – № 6. – С. 710-713.Филиппова, С. О. Перспективные направления научных исследований в области физической культуры дошкольников [Текст] / С. О. Филиппова // Научно-издательский центр Теория и практика физической культуры. – 2006. – № 9. – С. 15-17.Халецкая, Т. Н. Организация полоролевого воспитания детей в условиях ДОО [Текст] / Т. Н. Халецкая // Детский сад : теория и практика. – 2012. – № 12. – С. 58-63.Щетинина, А. М. Формирование позитивной половой идентичности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] : Учебно-методическое пособие / А. М. Щетинина, О. И. Иванова. – Великий Новгород : НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2016. – 124 с.Шинкарёва, Н. А. Научно-теоретический подход к проблеме формирование качеств женственности [Текст] / Н. А. Шинкарева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2012. – № 4. – С. 333-335.Шинкарева,Н. А. Экспериментальное исследование организационно-педагогических условий и уровня развития качеств мужественности у мальчиков шестого года жизни [Текст] / Н. А. Шинкарева, О. А. Прядёхина // Азимут научных исследований : педагогика и психология. – 2018. – № 4 (25). – С. 185-188.Шинкарева, Н. А. Женственность и мужественность начинается с детского сада [Текст] / Н. А. Шинкарева, Н. А. Черных // Образование и наука в современных условиях. – 2016. – № 2-1 (7). – С. 221-223. Эльконин, Д. Б. Выдержки из научных дневников [Текст] / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. – 2004. – № 1. – С. 4-9.ПРИЛОЖЕНИЕ 1Опросник для педагоговУважаемый педагог!Предлагаем Вам анонимно ответить на вопросы.Сколько у вас в группе девочек?Считаете ли вы, что воспитание детей вашей группы, осуществляется в соответствии с их полом?Сформулируйте понятие «Женственность»?Какие качества женственности Вы знаете?Знаете ли Вы о физиологических различиях девочек и мальчиков?Как Вы думаете, часто ли напоминаете детям об их принадлежности к полу?В каких видах деятельности осуществляется полоролевое воспитание?Какие мероприятия с детьми вы проводите для формирования качеств женс?Все ли условия в Вашей группе соблюдены для осуществления полоролевого воспитания?С какими трудностями полоролевого воспитания Вы сталкиваетесь?ПРИЛОЖЕНИЕ 2АнкетаРефлексивный анализ педагогической деятельностиНасколько часто Вы проводите рефлексию своей педагогической деятельности?Как Вы считаете, воспитываете ли Вы в девочках будущих женщин? Удается ли вам это воспитание?В чем состоит это воспитание?С какими трудностями в полоролевом воспитании вы сталкиваетесь?Как часто вы обмениваетесь опытом полоролевого воспитания со своими коллегами в ДОО?Спасибо за сотрудничество!ПРИЛОЖЕНИЕ 3Опросник для родителейУважаемый, родитель!Предлагаем Вам анонимно ответить на вопросы.Что такое «женственность»?Какого пола Ваш ребенок?К кому в семье больше привязан ребенок?С какого возраста нужно начинать работу по развитию представлений о женственности?Уделяете ли вы внимание полоролевому воспитанию?Как Вы считаете кто ответственен за полоролевое воспитание детей? А) Родители; Б) Педагоги; В) Родители и педагоги; Г) затрудняюсь ответитьНеобходимо ли организовать работу по формированию качеств женственности в семье?Каким образом вы развиваете представление у ребенке о женственности?Часто ли напоминаете ребенку о его принадлежности к полу?Что бы Вы хотели узнать в области полоролевого развития детей дошкольного возраста.Спасибо за сотрудничество!ПРИЛОЖЕНИЕ 4Набор карточек для проведения методики «» (Татаринцева Н.Е.)ПРИЛОЖЕНИЕ 5Анализ наблюдения за поведением девочек четвертого года жизни по методике Н.Е. ТатаринцевойФИО, возраст ребенкаС кем чаще играет ребенок: с мальчиками или девочкамиВ какие игры и игрушки играет ребенокКакие роли в играх берет на себя ребенок.Адекватность (неадекватность) полоролевого поведенияКак ведет себя к противоположному полу.Проявление ребенка в трудовой деятельности.Маша, 4 годаПредпочитает играть один.Играет в мягкие игрушки, домики, прятки.русалочкиАдекватноеСпокойноВ основном выбирает подметать или протирать пыль.Александра4 годаС мальчиками, девочками.Сюжетно-ролевые, машинки, кубики.Водителя Адекватное.Ведет себя хорошо, не обижает.В основном выбирает мужскую работу: кататься на машинкахЮля, 4 годаС девочкамиСюжетно-ролевые, куклы, коляски.Дочка или мама.Неадекватное.Хорошо, играетВ основном женскую трудовую деятельность.Диана4 годаВ равной степени.Сюжетно-ролевые, машинки, куклы.В равной степени: мужские и женские (сын, папа, тетя).Адекватное.ХорошВ равной степени, может выполнить и женскую и мужскую трудовую деятельность.Наталья, 3 года и 8 месяцевВ равной степени.Сюжетно-ролевые, куклы, машинки.Мужский и женский роли (папа, мама).Адекватное.ХорошоВыполняет мужскую трудовую деятельность.Ольга 4 годаС мальчиками.Подвижные, сюжетно-ролевые, мяч,машинки, роботы.Мужские и женскиеАдекватноеХорошоВыполняет и женскую и мужскую трудовую деятельность.Валентина, 3 года 6 м-евС девочкамиСюжетно-ролевые. Куклы, кубикиЖенские (дочки).Неадекватное.ХорошоВыполняет женские обязанности.Продолжение табл. 6.1Клавдия, 4 годаС девочкамиПодвижные, прятки, наборы посуды, мягкие игрушки, кубикиЖенские (тетя, девочка)Неадекватное.ХорошоВыполняет женскую трудовую деятельность.Алена 4 года 6 месяцевС мальчиками.Подвижные, мяч.Мужские (футболист, водитель)Адекватное.ХорошоВыполняет мужскую трудовую деятельность.ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Планирование обогащения развивающей предметно – пространственной среды старшей группы для развития качеств мужественностиНеделяРеальные значимые для детей события окружающей жизниВосприятие худ.литературы и фольклораПознавательно-исследовательская деятельностьПродуктивная деятельность1Беседа с Машей Ш. «Какой должен быть девочка».Рассказ Тани К. «Мои хорошие поступки».Чтение сказки «Маша и медведь»«Путешествие в город девочек»Чтение сказки с последующим анализом «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Маша и медведь», «Гуси - лебеди» «Девочки такие девочки».КСК: проведение чай-пития с куклами2Беседа с Юлией Д. «Как правильно наводить в доме порядок и чистоту»Зима мишки Бруно — Гунилла ИнгвесДевочки-хранительницы очагаЧтение сказки с последующим анализом «Морозко», «Иван – царевиц и Серый волк»;сюжетно-ролевой игры различными атрибутами, мы разместили здесь посуду, ткань, веник, тазики, шторы, куклы. 3Беседа с Марией В. о важности рукоделияВыставка детских работ из пластилинаПрослушивание аудиозаписи сТеремок-русские народные сказкиДевочки-рукодельницыбеседы по содержанию прочитанных сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,«Гуси - лебеди», «Морозко», «Иван – царевиц и Серый волк»;Сюжетно-ролевые игры, моя любимая картина, рисование4Беседа «Как заплести косу»Просмотр видеопрезентации Д. Н. Мамин- Сибиряк(«Алёнушкины сказки»)Путешествие в парикмахерскую «Волк и коза»-дидактическая игра «Сказка наоборот»Моя любимая прическа, рисованиеВыставка детских работ: аппликация «Гуси – лебеди»Тема неделиЗадачиОбразовательные центры в группеЛитературный центрЦентр науки и естествознанияЦентр художественного развития«Путешествие в город девочек»Способствовать пониманию ребенком роли женщины и формирования женских качеств во время чтения книг;Развивать интерес у детей в изучении трудовых навыков, присущие женщинам;Учить детей анализировать свое поведение и поведение других.Чтение сказки с последующим анализом «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Маша и медведь», «Гуси - лебеди» «Девочки такие девочки».КСК: проведение чай-пития с кукламиСюжетные и игровые карточкиКалендарь трудовой деятельности, График дежурных в центре труда, репродуктивные картины по теме недели, набор инструментов для девочек (фломастеры, карандаши, куклы)Карточки с алгоритмами: как правильно пользоваться молотком.Рисование «Маша и медведь»Краски акварель и гуашь, кисточки, баночки для воды, цветные карандаши, цветная бумага, салфетки.«Девочки – хранительницы очага»Чтение сказки с последующим анализом «Морозко», «Иван – царевиц и Серый волк»;сюжетно-ролевой игры различными атрибутами, мы разместили здесь посуду, ткань, веник, тазики, шторы, куклы.Мультимедиа-презентация «Морозко»Книга подделок «Мастерим как девицы».Продолжение табл. 8.1Девочки - рукодельницыВыставка детских работ из пластилинаПрослушивание аудиозаписи сТеремок-русские народные сказкибеседы по содержанию прочитанных сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,«Гуси - лебеди», «Морозко», «Иван – царевиц и Серый волк»;Сюжетно-ролевые игры, моя любимая картина, рисованиеПутешествие в парихмахерскуюВоспитывать у девочек уважительное отношение к окружающим Развивать навыки передавать в своих творческих работах похожие признаки на принципах представлений по книгам или картинам (иллюстрациям).Просмотр видеопрезентации Д. Н. Мамин- Сибиряк(«Алёнушкины сказки»)презентация «Аленушкины сказки».Материалы для рисования героя из мультфильма или сказки: кисточки, банка для воды, краски, гуашь, бумага, салфетки, карандаши.Выставкадетских работ.ПРИЛОЖЕНИЕ 7Ход непосредственной образовательной деятельностиЭтапДеятельность педагогаДеятельность детейПланируемый результатМотивационный Детям предлагается рассмотреть альбом с иллюстрациями космоса, портреты космонавтов и ответить на вопросы:– Как звали первого космонавта?– Как вы понимаете слово космонавт?– Что понимаете под словом «Родина»?- Какие животные изображены на иллюстрации?Дети внимательно рассматривают альбом с иллюстрациями космоса и космических кораблей, портреты первых космонавтов. Отвечают на вопросы.Узнают космонавта Ю. Гагарина, 3-4 ребенка правильно объясняют понятие «Космонавт», «Родина», 4-5 ребенка описывают картину: кто или что изображено, знают название первых космических кораблей, называют первых животных, полетевших в космосПроблемно-ориентированный.Задает вопрос: – На чем космонавты улетают в космос?– Как вы думаете в чем отличие самолета от космической ракеты?Воспитатель предлагает детям посмотреть мультфильм «Незнайка на Луне». Воспитатель демонстрирует портрет Н. Носова и рассказывает немного о биографии автора.Стараются ответить на вопрос. Внимательно слушают биографию автора и рассматривают портрет Н. Носова.7-8 детей демонстрируют желание просмотреть мультфильм, 4-5 детей интересуются автором, задают вопросы про жизнь автора.ИнформационныйВоспитатель включает мультфильм «Незнайка на Луне»Дети внимательно смотрят мультфильм.Контролируют свое поведение, сидят тихо.Аналитико-практическийВоспитатель задает вопросы:– Понравился ли вам мультфильм?– Расскажите, о чем данный мультфильм?– Какие чувства и эмоции вы испытывали, когда просматривали данный мультфильм?Дети отвечают на вопросы, делятся своими чувствами и эмоции от просмотренного мультфильма.5-6 детей четко и правильно отвечают на вопросы по содержанию мультфильма.ОценочныйПроводит оценку детской деятельностиОтмечают активных сверстников.4-5 детей анализируют работу своих сверстников и перечисляют их результаты, отмечают самых активных детей.Продолжение табл. 10.3РефлексивныйПредлагает детям сделать задание «Отгадай и назови». Детям раздаются карточки с картинками, предлагается рассмотреть, затем воспитатель показывает тень картинки (черно –белую) и дети должны найти такую же картинку среди своих карточек.Задает вопросы детям?– что нового вы узнали в ходе занятия?– хотите ли сами изготовить из пластилина космическую ракетуДетям дается задание посмотреть вечером вместе с родителями на ночное звездное время, на Луну.Дети правильно и быстро выполняют задание. Дети отвечают на вопросы, аккуратно и правильно изготавливают из пластилина космический корабль.5-6 детей правильно и быстро выполняют задание «Отгадай и назови» без помощи воспитателя, 7-8 детей говорят о желании самостоятельно изготовить из пластилина космическую ракету.ПРИЛОЖЕНИЕ 8Технологическая карта непосредственной образовательной деятельность для детей дошкольной группы (развитие качеств женственности)Тема: «Настоящая женщина» (прослушивание аудиозаписи про Золушку)Культурная практика: познавательно-коммуникативная деятельность.Культурно-смысловой контекст: оснащение центра сюжетно-ролевой игры: костюмы и декорации (туфли, сумка, тыква и т.д.).Цель: Формировать представление о русских женщинах посредством фольклораЗадачи:Образовательные: получить представление о истории мультфильма.Развивающие: расширить представление о женственности.Воспитательные: проявлять чувство уважение, интерес к истории, развивать желание быть женственной.Словарная работа: женщина, золушка, уборка, забота, доброта.Планируемый результат: узнают картину про золушку, 2-3 ребенка описывают картину: кто изображен, проводят характеристику (сильные, смелые), называют одежду, 3-4 ребенка четко анализируют работу своих сверстников и перечисляют их результаты, 7-8 детей быстро справляются с заданием «Собери сказку», без помощи воспитателя. 2-3 ребенка выдвигают свои мысли по детской деятельности после прочтения или прослушивания сказки.Материалы и оборудование: Марисса Мейер: Золушка, диск с аудиозаписью, разрезные картинки по сюжетам из былин для проведения задания с детьми (5-6 сюжетов), ноутбук.Таблица 8.1Ход непосредственной образовательной деятельностиЭтапДеятельность педагогаДеятельность детейПланируемые результатыМотивационныйПоказывает детям картинки из сказки. Предлагает детям ответить на следующие вопросы:– Кто изображен на картине?– Как их зовут?–– Есть ли сейчас богатыри на земле?– Чем они занимались?– Есть ли сейчас богатыри на земле?–Чем они занимались?Дети разглядывают картину, анализируют просмотренное и отвечают на вопросы.Узнают картину про золушку, 2-3 ребенка описывают картину: кто изображен, проводят характеристикуПроблемно-ориентированныйЗадает главный вопрос детям: Какие качества Золушки вы знаете?Дети быстро и четко отвечают на вопросы.2-3 ребенка перечисляют качества женственности, которые прочитали в книге или просмотрели мультфильмы, 8-9 детей проявляют желание и интерес в занятииИнформационныйВоспитатель предлагает детям на выбор: читать книгу, прослушать аудиозапись или просмотреть мультфильм. Дети самостоятельно решают между собой что вид занятия (с помощью жеребьевки). Стараются правильно отвечать на вопросы.Могут с помощью жеребьевки договориться между собой, 4-5 ребенка высказывают предположение по поводу понятий новых слов.Аналитико-практичныйВоспитатель включает диск аудиозаписи про золушку. Задает вопросы детям после прослушивание былины:– О чем было произведение?– Что вам понравилось в произведении?– Что для вас было непонятно в прослушивании?Дети внимательно слушают аудиозапись.Дети проводят анализ прослушанной былины, отвечают на вопросы. Делятся эмоциями после прослушанной былины.6-7 детей демонстрируют положительные эмоции после прочтения произведения и прослушивание аудиозаписи Оценочный.Проводит оценку детской деятельности.Отмечают активных сверстников.3-4 ребенка четко анализируют работу своих сверстников и перечисляют их результаты.РефлексивныйПредлагает детям сделать задание «Собери сказку». Детям дают разрезные картинка, в которых прячутся 5-6 сюжетов былины. Детям нужно собрать эти сюжеты.Задаются вопросы:– Кто бы хотел дальше изучать качества Золушки?Дети аккуратно и правильно выполняют задание.Отвечают на 7-8 детей быстро справляются с заданием «Собери сказку», без помощи воспитателя. 2-3 ребенка выдвигают свои мысли по детской деятельности после прочтения или – Что бы вы хотели сделать после прослушанной сказки?– Можете ли вы кому-нибудь рассказать сказку?вопросы.нарисовать золушкуПРИЛОЖЕНИЕ 9Таблица 9.1Технологическая карта проведения мероприятия для педагоговОрганизационная информацияТема/ область развития компетентности«Полоролевое воспитание дошкольников»Автор занятия(ФИО, должность)студентОбразовательная организацияМКДОУ Коноваловский детский садОписание занятияФорма проведения занятияСеминар-практикум (коллективный)Дидактическое обеспечение занятияМетодическая литература для педагогов:– Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников: практические материалы. – издательство Центр педагогического образования, 2013 г;– «Мальчишках и девчонках, а также их родителях» методическое пособие, издательство ТЦ Сфера, 2012. Автор Баранникова Н.А. и т.д.ИКТ-оснащение (компьютер, проектор, интерактивная доска), презентации «Мужские и женские способности», «Воспитываем мальчиков. Отличительные особенности в воспитании», анкета к семинару для педагогов «Полоролевое воспитание», памятка «Рекомендации по воспитанию мальчика», задания для педагогов.Время реализации занятия9 февраля 2022, 13.20-14.00 (40 мин).Цель и задачи Цель: увеличение педагогического опыта методами полоролевого воспитания дошкольников, формирование у педагогов умение анализировать особенности мальчиков и девочек.Задачи: Закрепить теоретические знания педагогов в области полоролевого воспитания детей старшей дошкольной группы.Формировать умение выбирать основную методическую литературу для воспитания качеств женственности в соответствии с возрастными особенностями. Быть заинтересованным в проблеме развития качеств женственности у девочек четвертого года жизни.Повышение творческого потенциала педагогов для полоролевого воспитания детей.Планируемые результатыПедагоги знают и перечисляют направления воспитания детей: нравственное, нравственно-патриотическое, воспитатели легко и быстро называют главные ценности детей в старшем дошкольном возрасте: семьяДидактическая структура занятияЭтапы занятия/времяДеятельность обучающего (ведущего мероприятие)Деятельность участников мероприятияИспользуемые педагогические технологии, методы и приемыПланируемые результатыМотивационный, АктуализацияДемонстрация презентации «женские способности».Организатор задает вопросы:–Какое направление воспитания было упомянуто в презентации?– Как вы считаете, нужна ли работа с мальчиками по воспитанию качеств мужественности?– Как вы думаете в каком возрасте лучше начинать воспитывать качеств женственности у девочек четвертого года жизни? И какой возраст был сказан в презентации, касаемо нравственного воспитания?Просмотр презентации.Отвечают на вопросы организатора после просмотра презентации.Наглядный метод: показ презентации.Словесный метод: беседа.Педагоги знают и перечисляют направления воспитания детей: нравственное, нравственно-патриотическое, воспитатели легко и быстро называют главные ценности детей в старшем дошкольном возрасте: семья, Родина, представление детей о разных известных людях, о главных героях, на которых можно быть похожими и др. Называют возраст и свои предположения с какого возраста лучше начинать нравственное воспитание.Выявление причин затруднения критериев идеального решения,Организатор мероприятия рассказывает о главных полоролевого воспитания детей, какие методы и средства лучше использовать. Задает вопросы педагогам:Проводят дискуссию.Словесный метод: беседа, подача информации в виде лекции пояснение.Педагоги проявляют интерес к теме мероприятия, к информации которую им предоставляют.Продолжение табл. 9.1построения способов решения проблемы, сравнение с выделенными критериями.– Как по вашему мнению лучше организовать работу с детьми по воспитанию качеств женственности у девочек четвертого года жизни?– Насколько важна игра в воспитании качеств женственности у девочек четвертого года жизни.?5-6 педагогов анализируют, отвечают на вопросы и размышляют о своей предстоящей работе с детьми, о планировании занятий по развитию качеств качеств женственности у девочек четвертого года жизни.Отработка способов деятельности, получение результатаОрганизатор предлагает педагогам разделиться на три команды. Каждой команде предоставляется лист с заданием, где описана определенная жизненная ситуация. Педагогам нужно внимательно прочитать содержание ситуации и ответить на вопросы, представленные ниже после задачи. Предлагается выступить с вариантами ответов каждой подгруппе.Деление на команды.Работа в команде, совместное размышление. Отвечать на вопросы.Каждая команда говорит свой ответ на вопросы.Работа в парах.Анализ задания.Все педагоги хорошо проводят анализ методической литературы, быстро выполняют задания и предоставляют отчет о проделанной работе.Рефлексия процесса и оценка результата, оценка степени удовлетворенности мотива, выстраивание перспективОрганизатор проводит оценку проделанной работе педагогов.Задает вопрос:Насколько необходима работа с детьми по воспитанию качеств мужественности?Отвечают на вопросыРефлексия проведенного занятия,дискуссия.4-5 педагога рассказывают о своих эмоциях и результате проделанной работы, проводят оценку пособиям, заданиям, предоставленные им, предполагают вероятным пользоваться в своей практике.ПРИЛОЖЕНИЕ 10Таблица 10.1Технологическая карта мероприятия для родителейОрганизационная информацияНазвание мероприятия«Девочки и мальчики: главные пункты в воспитании» семинар - практикумАвторы образовательного мероприятиястудентГруппа, количество человек18-20 человекПродолжительность мероприятия40 минМетодическая информацияХарактеристика группы-Цели мероприятия Познакомить родителей с психологическими отличиями мальчиков и девочек дошкольного возраста в ходе детской деятельности.Задачи мероприятияВысказываться о значимости нравственного воспитания для развития детей дошкольного возраста.Формировать умение анализировать детскую деятельность мальчиков и девочек.Сформулировать нравственное воспитание в семье.Раскрыть возможные пункты в семейном воспитании по развитию нравственного воспитания.Знания, умения, навыки, которые актуализируют или приобретут, или закрепят участники в ходе мероприятияАктуализируют знания: особенности нравственного воспитания детей старшей дошкольной группы, знания по обогащению игровых уголков дома.Освоят умение: проводить оценку развития качеств мужественности у своего ребенка.Отработают навыки: отбора нужной информации по развитию качеств женственности ребенка из окружающей среды и дома.Материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплениюТатаринцева, Н. Е. Педагогические условия воспитания детей разного пола в условиях ДОО [Текст] / Н. Е. Татаринцева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. – № 8. – С. 336-339.Татаринцева, Н. Е. Педагогические условия оказания помощи родителям в воспитании детей разного пола [Текст] / Н. Е. Татаринцева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 4-2. – С. 159-162.Татаринцева, Н. Е. Теоретико-методологические основы и практика полоролевого воспитания детей дошкольного возраста [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук / Н. Е. Татаринцева. – Ростов-на-Дону, 2011. – 50 с.Чекалина, А. А. О формировании мальчика и девочки, мужчины и женщины [Текст] / А. А. Чекалин // Мир психологии. – 2012. – № 4. – С.110-117.Урунтаева, Г. А. Психология дошкольного возраста [Текст] : учебник для студентов учреждений высшего образования / Г. А. Урунтаева. – М. : Академия, 2017. – 272 с.Урунтаева, Г. А. Изучение воспитателем дошкольника : подходы и методы [Текст] / Г. А. Урунтаева // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – № 5. – С. 18-27.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: - URL: http://www.edu.ru/db-minobr/mo/Data/d_13/m1155.pdf. Загл. с экрана.Федосеева, М. И. Формирование представлений о женственности и мужественности у детей дошкольного возраста [Текст] / М. И. Федосеева // Молодой ученый. – 2015. – № 6. – С. 710-713.Филиппова, С. О. Перспективные направления научных исследований в области физической культуры дошкольников [Текст] / С. О. Филиппова // Научно-издательский центр Теория и практика физической культуры. – 2006. – № 9. – С. 15-17.Конспект мероприятияЭтап мероприятия вНазвание метода Происхождение Подробное описание АМОИнструкции модератора обучающимсяКлючевые компетенцииПродолжение табл. 12.1соответствии с выбранной формойметодадля реализации или в ходе использования АМОПриветствие/ знакомство/Инициация(3 мин)Комплимент" АвторскийЦели и задачи использования метода:цель: Формировать социально-коммуникативные умения личности родителя.Задачи: Мотивировать родителей на дальнейшую работу.Создать комфортную, благоприятную обстановку для родителей.Необходимые материалы: Нарисованные цветные лепесточки.Предварительная подготовка:Подготовить необходимый материал для проведения упражнения, расставить столы вдоль стен, чтобы по середине комнаты было место.Подробная технология проведения: Организатор просит родителей встать в круг, разобрать лепесточки, здороваться и говорить по комплименту, отдавая лепесток своему соседу (по часовой стрелке).Организатор: Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады, что согласились прийти на нашу встречу. Давайте все дружно встанем в круг и друг другу скажем несколько комплиментов, подарив эти замечательные лепесточки.Коммуникативные: развитие позитивных навыков общения и умения выступать на публике.2. Целеполагание или погружение в тему.5 мин"С чего начнем?"АвторскийЦели и задачи выбранного метода:Цель:Создать проблемную ситуацию для формулировки темы занятия.Организатор:Сейчас вы наблюдаете несколько картин на доске, перед вами стоит задача разгадать: какая тема нашего Информационные: умение работать с различными видами Задачи:Мотивировать родителей на плодотворную работу в течении всего занятия,Сконцентрировать внимание родителей на предстоящую деятельность.Необходимые материалы:Картинки по теме.Предварительная подготовка: Подготовить необходимые картинки по теме занятия (игрушки, машинки, куклы, армия, домашняя обстановка, семейные фото, фото бабушки и дедушки и т.д.)Подробная технология проведения:На доске организатор вывешивает картинки по тематическому занятию. Дает подумать родителям (для чего эти картинки, какие первые мысли возникают, о чем будет идти речь), разрешает совместно рассуждать. Затем предлагают свои ответы по картинкам, касаемо темы занятия.мероприятия скрывается за этими картинками. Внимательно рассмотрите картинки, подумаете, вам разрешается работать коллективно, вместе рассуждать, я даю вам 3 минуты и затем выслушиваю ваши предположения.(Ответы родителей)Вы молодцы, все ваши ответы были близки.И так цель нашего мероприятия: Познакомить вас с психологическими отличиями мальчиков и девочек дошкольного возраста в ходе детской деятельности. И конечно же с особенностями нравственного воспитания.информации.Познавательные: организация анализа и самооценки своих целей,умение ставить цель и пояснить ее, Коммуникативные: владеть способами совместной деятельности в группе, выслушивать и принимать взгляды других людей.3. Интерактивная лекция (10 мин)«Стереотипы воспитания мальчиков и девочек» заимствованная.Цели и задачи данного метода:Цель: Передача родителям информации по теме встречи.Задачи:- подать информацию по теме занятия,- обозначить ключевые аспекты по теме занятия,- сконцентрировать Модератор по порядку рассказывает об участниках гендерного воспитания и их роли (поэтапно: семья – детский сад – врач – окружающая среда), о стереотипах полоролевого воспитания (ребенок в 2 года уже начинает понимать свой пол т.д.), Информационные: умение ориентироваться в информационных потоках, уметь осознанно воспринимать внимание родителей на содержании нравственного воспитания дошкольников. Необходимые материалы: текст с лекцией, презентация, буклеты по основным вопросам лекции.Предварительная подготовка: подготовить презентацию и лекцию к мероприятию, буклеты по основным аспектам нравственного воспитания для родителей Подробная технология проведения:Называется тема собрания. На доске расписаны определения по теме, сама тема. Во время подачи информации поэтапно модератор прописывает на доске нужную информацию для запоминания родителям. Модератор включает и демонстрирует показ слайдов презентации. В ходе лекции родителям задаются наводящие вопросы по конспекту.выписывает такие термины (гендерное воспитание, полоролевое воспитание, гендерный подход в воспитании и т.д.), предлагает родителям небольшую игру-разминку «Сказки для детей» - нужно быстро назвать женские и мужские сказки.информацию.Познавательные: связывать воедино и использовать отдельные части полученных знаний. Коммуникативные: владеть способами совместной деятельности в группе.Социальные: способность к сотрудничеству, способность критически рассматривать отдельные аспекты новой информации.4. Проработка содержания темы (12 мин)«Детские игрушки» заимствованная, авторская.Цели, задачи использования метода:Цель: Закрепить полученные знания, выявить и устранить непонимание.Задачи:Провести совместные действия с родителями собрания для анализирование и Проведение игры «Детские игрушки» - первой команде предлагается перечислить все игру, которыми играет мальчик, а вторая команда называет игрушки для девочки. Выигрывает та команда, которая называет какИнформационные: умение ориентироваться в информационных потоках, уметь осознанно закрепления новых знаний.Необходимые материалы: альбомные листы, карандаши, фломастеры.Предварительная подготовка: подготовить альбомные листы для каждого родителя (25 шт.), цветные карандаши, фломастеры.Подробная технология:родители делятся на 2 команды и выполняют задание, затем каждый родитель рисует портрет своего ребенка. Каким он его представляет в будущем.можно больше игрушек.Следующее задание индивидуальное – портрет своего ребенка в будущем.воспринимать информацию.Познавательные: связывать воедино и использовать отдельные части полученных знаний. Коммуникативные: владеть способами совместной деятельности в группе.5. Подведение итогов. Рефлексия(6 мин)«Дерево знаний», авторскийЦели задачи использования метода:Цель: получить эмоциональную и содержательную оценку процесса и результатов обучения в рамках семинара.Задачи:дать возможность каждому участнику осмыслить результат своей деятельности в рамках семинара; организовать взаимную оценку и самооценку деятельности групп; Модератор:Уважаемые родители наше родительское собрание подходит к своему завершению.Спасибо Вам, наши дорогие родители за активное участие, за ваши ответы.Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит.Побуждайте ребенка к Познавательные: умение анализировать и рефлексировать и давать самооценку своей деятельности.Сосредоточить внимание каждого;участника на вопросах (или темах), которые остались для него "открытыми".Необходимые материалыФломастеры и листочки от дерева.Предварительная подготовка: шаблоны яблока на листе разных цветов: желтое-я узнал, красное-я научился, зеленое-я смогу применить.Чем больще листочков прикрепляют на доску, тем лучше результат собрания.игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между вами и вашим ребенком! Вам необходимо осмыслить результат своей деятельности, дать самооценку, определить для себя, остались ли у вас вопросы по нашей теме, которые мы сможем обсудить уже на следующем собрании. А теперь давайте вернемся к нашим «листочкам». Подтвердились ли ваши опасения по отношению к сегодняшнему собранию или нет? Получили ли вы от собрания то, что ожидали? Заберите пожалуйста с «доски» сбывшиеся ожидания, а не сбывшиеся оставьте. Из «корзинки» уберите несбывшиеся опасения и оставьте те, которые сбылись.Модератором подсчитывается то, что осталось, делается вывод о достижении собранием цели и выполнении им поставленных задач.Аналитическая информацияКакие сложности могут встретиться при подготовке и проведении собрания?Отсутствие ИКТ - оснащенияЯрко выраженный неоднородный состав родителей по возрасту, полу и т.д.Отсутствие соответствующего помещения и необходимого оборудования для проведения собрания.Непонимание важности темы в дошкольном возрасте.Что будет сделано для предупреждения этих сложностей, и что будет делаться, если они реализуются?На стадии рефлексии обратить внимание участников на то, что собрание проводится для помощи родителям в развитии правильного нравственного воспитания ребенка.Если есть возможность выбора, то определить состав участников заранее, если нет, то на стадии формирования групп продумать необходимую рассадку. Обратиться за помощью к администрации ДОО.Какая мотивация будет использована для привлечения родителей и обеспечения их эффективного и качественного обучения на собрании?Саморазвитие и самореализация.Как будет поставлен мониторинг в течение всего собрания, как будет проводиться контроль и оценка деятельности родителей?На этапе целеполагания модератор определяет мотивацию участия родителей на семинаре.На этапе формирования ожиданий и опасений, модератор оценивает степень открытости участников к восприятию нового.На этапе интерактивной лекции модератор оценивает степень информированности участников семинара по теме «Стереотипы воспитания мальчиков и девочек».На этапе работы над темой, модератор оценивает владение информацией по теме «Детские игрушки»На этапе рефлексии оцениваются результаты деятельности модератора и групп, а также организуется самооценка деятельности участников семинара.Как будет поставлен мониторинг в течение всего собрания, как будет проводиться контроль и оценка деятельности родителей?На этапе целеполагания модератор определяет мотивацию участия родителей на семинаре.На этапе формирования ожиданий и опасений, модератор оценивает степень открытости участников к восприятию нового.На этапе интерактивной лекции модератор оценивает степень информированности участников семинара по теме «Стереотипы воспитания мальчиков и девочек».На этапе работы над темой, модератор оценивает владение информацией по теме «Детские игрушки»На этапе рефлексии оцениваются результаты деятельности модератора и групп, а также организуется самооценка деятельности участников семинара.Дополнительная информацияУказание приложений к мероприятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы.Презентация информационного содержания (MS PowerPoint) «Стереотипы воспитания мальчиков и девочек»Дерево с лепесткамиРаздаточный материал для проведения рефлексии и занятий.Использованная литература, источники информации1. Ларионова, Ю. А. Нравственное воспитание дошкольников в детском саду [Текст] / С. О. Ларионова, Ю. А. Дзацило. – Екатеринбург : гос. Универ, 2018. – 81 с.2. Алешина, Ю. Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины [Текст] / Ю. Е. Алёшина, А. С. Волович // Вопросы психологии. – 2011. – № 4. – С. 74-81.3. Коломийченко, Л. В. Программа полового воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Коломийченко // Детский сад от А до Я. – 2006. – № 1. – С. 54-89.
2. Абдуева, П. К. Влияние родителей на формирование половой идентификации у детей дошкольного возраста [Текст] / П. К. Абдуева // Теория и практика современной науки. – 2017. – № 2 (20). – С. 14-17.
3. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] / А. Адлер – М. : Изд-во Академический проект, 2015. – 240 с.
4. Алешина, Ю. Е. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины [Текст] / Ю. Е. Алёшина, А. С. Волович // Вопросы психологии. – 2011. – № 4. – С. 74-81.
5. Алиева, Я. Н. Проблемы детского воспитания в современный период [Текст] / Я. Н. Алиева // Вестник Гуманитарного института ТГУ. – 2012. – № 2. – С. 10-12.
6. Арутюнова, Л. А. Пути и средства воспитания мальчиков и девочек в семье [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук. / Л. А. Арутюнова. – Москва, 1988. – 24 с.
7. Афанасьева, Т. М. Семья. [Текст] : Учебное пособие для учащихся средних учебных заведений / Т. М. Афанасьева. – М. : Просвещение, 1986. – 224 с.
8. Берн, Ш. М. Гендерная психология [Текст] / М. Ш. Берн. – СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК: Нева, 2002. – 320 с.
9. Биддалф, С. Секреты счастливых родителей [Текст] / С. Биддалф. – М.: Изд-во РИПОЛ классик, 2009. – 240 с.
10. Бозик, Е. И. Полоролевое воспитание старших дошкольников [Текст] / И. Е. Бозик // Дошкольная педагогика. – 2014. – № 1 (96). – С. 58-60.
11. Бурнашева, С. А. Формирование основ мужественности у мальчиков [Текст] / С. А. Бурнашева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 26. – С. 259-260.
12. Бут, И. А. Модель формирования полоролевой идентичности дошкольника в ДОО [Текст] / И. А. Бут // Молодой ученый. – 2018. – № 22 (208). – С. 304-306.
13. Васина, Ю. М. Формирование половой идентификации детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения [Текст] / Ю. М. Васина // Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2019. – № 2 (18). – С. 24-28.
14. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. Детская психология [Текст] / Соч.: в 6-ти т. / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1984. – 4 т. – 432 с.
15. Гарбузов, В. И. Воспитание ребенка в семье [Текст] / В. И. Гарбузов. – СПб. : Изд-во КАРО, 2015. – 296 с.
16. Гилмор, Д. Становление мужественности: культурные концепции маскулинности [Текст] / Д. Гилмор. – М. : РОССПЭН, 2005. - 156с.
17. Градусова, Л. В. Гендерная педагогика [Текст] : учеб. пособие / Л. В. Градусова. – М. : Флинта. Наука, 2015. – 179 с.
18. Градусова, Л. В. Формирование гендерной принадлежности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями родителей [Текст] / Л. В. Градусова, И. Н. Баталова // Детский сад : теория и практика. – 2012. – № 12. – С. 42-21.
19. Громогласов, Д. С. Педагогическое значение гендерного подхода в игровой деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / Д. С. Громогласов // Педагогическое образование и наука. – 2020. – № 5. – С. 79-81.
20. Грудинина, Е. В. Особенности полоролевого развития детей пятого года жизни в ДОО [Текст] / Е. В. Грудинина // Инновационные педагогические технологии : материалы 6 международной научной конференции. – Казань. – 2017. – С. 23-25.
21. Дерягина, Л. Б. Игры, чистоговорки, песенки, потешки [Текст] / Л. Б. Дерягина. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2017. – 126 с.
22. Доценко, Л. И. Проблема полоролевого воспитания детей дошкольного возраста в педагогике [Текст] / Л. И. Доценко // Наука и образование сегодня. – 2019. – № 5 (40). – С. 99-101.
23. Дружинин, В. Н. Психология семьи [Текст] / В. Н. Дружинин. – 3-е изд. – СПб. : Питер, 2011. – 176 с.
24. Исаев, Д. Н. Половое воспитание детей : Медико-психологические аспекты [Текст] / Д. Н. Исаев, В. Е. Каган. – Л. : Медицина, 1988. – 160 с.
25. История педагогики [Текст] : учебное пособие для педагогических институтов / под ред. М. Ф. Шабаева. – М. : Просвещение, 1981. – 366 с.
26. Каган, В. Е. Психогенные формы дезадаптации [Текст] / В. Е. Каган // Вопросы психологии. – 1984. – № 4. – С. 89-95.
27. Калишенко, В. Д. Формирование качеств мужественности и женственности у дошкольников [Текст] / В. Д. Калишенко // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2012. – № 1. – С. 24-28.
28. Клецина, И. С. Современное состояние и перспективы исследований гендерных отношений в сфере социологического и психологического знания / И. С. Клецина // Женщина в российском обществе. – 2013. – № 2 (67). – С. 3-13.
29. Колесов, Д. В. Беседы о половом воспитании [Текст] / Д. В. Колесов. – М. : Педагогика, 1986. – 160 с.
30. Коломинский, Я. Л. Ролевая дифференциация пола у дошкольников [Текст] / Я. Л. Коломинский, М. Х. Мелтсас // Вопросы психологии. – 1985. – № 3. – С. 165-171.
31. Коломийченко, Л. В. Программа полового воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Коломийченко // Детский сад от А до Я. – 2006. – № 1. – С. 54-89.
32. Коломийченко, Л. В. Роль социальной ориентации в нравственном воспитании дошкольного возраста: психолого-педагогические аспекты [Текст] / Л. В. Коломийченко, Н. А. Зорина. – Пермь : гос. пед. университет, 2011. – 95 с.
33. Кон, И. С. Половые различия и дифференциация половых ролей [Текст] / И. С. Кон. – М. : Просвещение, 1989. – 255 с.
34. Кудашова, Е. Е. О нравственном воспитании и идеях В. А. Сухомлинского [Текст] / Е. Е. Кудашова // Педагогическое образование на Алтае. – 2013. – № 2. – С. 70-73.
35. Кудрявцева, Е. А. Общество сверстников как фактор полоролевой социализации в дошкольном возрасте [Текст] / Е. А. Кудрявцева, Н. К. Ледовских. – Борисоглебск : БГПИ, 2016. – 70 с.
36. Кучукова, А. В. Полоролевой подход к воспитанию девочек и мальчиков в современной дошкольной педагогике [Текст] / А. В. Кучукова // Вестник Челябинского государственной университета. – 2016. – № 3. – С. 56-62.
37. Лавренова, Г.В. Большая медицинская энциклопедия [Текст] / Г. В. Лавренова, И. А. Корешкин, Е. В. Загарова. – Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 1055 с.
38. Ледовских, Н. К. Педагогические условия полоролевого воспитания старших дошкольников [Текст] / Н. К. Ледовских // Школьная пресса : Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2012. – № 1. – С. 18-23.
39. Мид, М. Мужское и женское [Текст] / М. Мид. – М. : РОССПЭН, 2014. – 412 с.
40. Мухина, В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детства, отрочества [Текст] / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2017. – 456 с.
41. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И, Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : Русский язык, 2017. – 9921 с.
42. Пекина, О. В. Особенности формирования полоролевых представлений в дошкольном возрасте [Текст] / О. В. Пекина // Молодой ученый. – 2016. – № 10. – С. 1270-1272.
43. Полящова, Н. В. Сюжетно-ролевая игра как средство гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Полящова // Наука и образование : новое время. – 2016. – № 5 (16). – С. 161-167.
44. Попова, Л. В. Дошкольная педагогика [Текст] / Л. В. Попова, Л. И. Максимова. – Киров : Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2019. – 125 с.
45. Радзилова, М. А. Гендерный подход в воспитании дошкольников в условиях ДОУ [Текст] / М. А. Радзилова // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 4. – С. 453-456.
46. Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей [Текст] / Т. А. Репина. – М. : Изд-во Московского психолого-социального института, 2004. – 288 с.
47. Савенкова, А. Д. Гендерный подход в образовании: деконструкция ограничений в развитии потенциала личности [Текст] / А. Д. Савенкова // Центр развития научного сотрудничества : Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2011. – № 10. – С. 68-72.
48. Самылова, О. А. Работа детского сада с семьей по полоролевому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста [Текст] / О. А. Самылова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2014. – № 4. – С. 24-29.
49. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека [Текст] : учебное пособие / Е. Е. Сапогова. - М. : Изд-во Аспект Пресс, 2005. – 460 с.
50. Семенова, Л. Е. Гендерная специфика духовно-нравственного развития дошкольников [Текст] / Е. Е. Семенова, В. Э. Семенова // Нижегородское образование. – 2012. – № 4. – С. 87-93.
51. Сушенкова, С. А. Становление полоролевого воспитания в современной педагогике [Текст] / С. А. Сушенкова // Спутник. Вопросы гуманитарных наук. – 2011. – № 6 (56). – С. 150-152.
52. Татаринцева, Н. Е. Педагогические условия воспитания детей разного пола в условиях ДОО [Текст] / Н. Е. Татаринцева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. – № 8. – С. 336-339.
53. Татаринцева, Н. Е. Педагогические условия оказания помощи родителям в воспитании детей разного пола [Текст] / Н. Е. Татаринцева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 4-2. – С. 159-162.
54. Татаринцева, Н. Е. Теоретико-методологические основы и практика полоролевого воспитания детей дошкольного возраста [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук / Н. Е. Татаринцева. – Ростов-на-Дону, 2011. – 50 с.
55. Чекалина, А. А. О формировании мальчика и девочки, мужчины и женщины [Текст] / А. А. Чекалин // Мир психологии. – 2012. – № 4. – С.110-117.
56. Урунтаева, Г. А. Психология дошкольного возраста [Текст] : учебник для студентов учреждений высшего образования / Г. А. Урунтаева. – М. : Академия, 2017. – 272 с.
57. Урунтаева, Г. А. Изучение воспитателем дошкольника : подходы и методы [Текст] / Г. А. Урунтаева // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – № 5. – С. 18-27.
58. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: - URL: http://www.edu.ru/db-minobr/mo/Data/d_13/m1155.pdf. Загл. с экрана.
59. Федосеева, М. И. Формирование представлений о женственности и мужественности у детей дошкольного возраста [Текст] / М. И. Федосеева // Молодой ученый. – 2015. – № 6. – С. 710-713.
60. Филиппова, С. О. Перспективные направления научных исследований в области физической культуры дошкольников [Текст] / С. О. Филиппова // Научно-издательский центр Теория и практика физической культуры. – 2006. – № 9. – С. 15-17.
61. Халецкая, Т. Н. Организация полоролевого воспитания детей в условиях ДОО [Текст] / Т. Н. Халецкая // Детский сад : теория и практика. – 2012. – № 12. – С. 58-63.
62. Щетинина, А. М. Формирование позитивной половой идентичности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] : Учебно-методическое пособие / А. М. Щетинина, О. И. Иванова. – Великий Новгород : НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2016. – 124 с.
63. Шинкарёва, Н. А. Научно-теоретический подход к проблеме формирование качеств женственности [Текст] / Н. А. Шинкарева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2012. – № 4. – С. 333-335.
64. Шинкарева, Н. А. Экспериментальное исследование организационно-педагогических условий и уровня развития качеств мужественности у мальчиков шестого года жизни [Текст] / Н. А. Шинкарева, О. А. Прядёхина // Азимут научных исследований : педагогика и психология. – 2018. – № 4 (25). – С. 185-188.
65. Шинкарева, Н. А. Женственность и мужественность начинается с детского сада [Текст] / Н. А. Шинкарева, Н. А. Черных // Образование и наука в современных условиях. – 2016. – № 2-1 (7). – С. 221-223.
66. Эльконин, Д. Б. Выдержки из научных дневников [Текст] / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. – 2004. – № 1. – С. 4-9.
Вопрос-ответ:
Что такое женственность в психолого-педагогической литературе?
Женственность в психолого-педагогической литературе понимается как комплекс качеств и особенностей, которые свойственны женщине. Эти качества включают в себя эмоциональность, тонкость, деликатность, заботу о других, интуицию и эмпатию. Женственность также связана с восприятием своей сексуальности и умением создавать гармоничные взаимоотношения с окружающими.
Какие особенности развития и проявления качеств женственности можно наблюдать у девочек дошкольного возраста?
У девочек дошкольного возраста проявления качеств женственности могут быть разнообразными. Например, маленькие девочки часто интересуются игрушками и аксессуарами, которые символизируют женственность, такими как куклы, платья и украшения. Они могут проявлять заботу о своих куклах, играть "в маму" и имитировать заботу о младших детях. Девочки также могут обладать более эмоциональным и интуитивным восприятием мира, чем мальчики.
Какие организационно-педагогические меры могут быть приняты для развития качеств женственности у девочек четвертого года жизни?
Организационно-педагогические меры для развития качеств женственности у девочек четвертого года жизни могут включать проведение специальных занятий, игр и упражнений, направленных на развитие эмоциональности, интуиции и заботы о других. Это также может включать создание стимулирующей и поддерживающей среды, где девочки могут свободно экспериментировать с различными ролями и проявлять свою женственность. Важно также обеспечить педагогическое сопровождение и поддержку в развитии этих качеств.
Что такое женственность в психолого-педагогической литературе?
Женственность - это совокупность качеств, характерных для женщин, включающая эмоциональную отзывчивость, эмпатию, заботливость, интуицию и другие.
Какие особенности развития и проявления качеств женственности у девочек в дошкольном возрасте?
В дошкольном возрасте девочки начинают проявлять эмоциональную отзывчивость, заботливость к куклам и игрушкам-малышам, мимикрию и манипуляцию, проявлять интерес к красивым нарядам и аксессуарам, а также имитировать поведение взрослых.
Какие организационно-педагогические меры помогают развивать качества женственности у девочек четвертого года жизни?
Для развития качеств женственности у девочек четвертого года жизни важно создать благоприятную психологическую и педагогическую среду, где девочки будут иметь возможность играть в роли мамы, ухаживать за игрушками-малышами, участвовать в моделировании и рисовании, а также развивать свою красоту и эстетическое восприятие.
Какой вклад народный фольклор вносит в развитие качеств женственности у девочек четвертого года жизни?
Народный фольклор наполняет ребенка эмоциями, эстетическими ощущениями, вдохновляет на заботу и сопереживание, формирует представления о ролевых моделях, помогает развивать фантазию и творческие способности, а также способствует развитию коммуникативных навыков и навыков самовыражения.
Почему важно развивать качества женственности у девочек четвертого года жизни?
Развитие качеств женственности у девочек четвертого года жизни помогает формированию их личности, укрепляет эмоциональную сферу, способствует развитию социальных навыков, а также помогает девочкам справляться с эмоциональными и социальными вызовами в будущем.
Что такое женственность и как ее можно развивать у девочек четвертого года жизни?
Женственность - это комплекс качеств, характерных для женщины. Развитие этих качеств у девочек четвертого года жизни можно осуществлять через народный фольклор. Фольклорные сказки, песни и танцы могут помочь формировать у девочек эмоциональность, красоту, нежность, терпение и другие женственные черты.
Какие особенности развития и проявления качеств женственности есть в дошкольном возрасте?
В дошкольном возрасте у девочек начинают проявляться первые признаки женственности. Они могут имитировать маму, заботиться о куклах, быть эмоциональными и мечтательными. Развитие качеств женственности также связано с формированием представлений о красоте, ролевой идентификации и восприятии своего тела.
Каким образом народный фольклор может помочь в развитии качеств женственности?
Народный фольклор предлагает разнообразные образы женщин - от доброй волшебницы до красивой принцессы. Через сказки, песни и танцы девочки могут учиться эмоциональной выразительности, воспринимать себя как часть красивого и волшебного мира, а также приобретать навыки толерантности и заботливости.
Какие организационно-педагогические меры можно предпринять для развития качеств женственности?
Для развития качеств женственности у девочек четвертого года жизни можно организовывать специальные занятия, на которых дети будут заниматься пением и танцами, слушать истории о прекрасных женщинах, создавать поделки и играть в ролевые игры. Важно также обеспечить положительную обратную связь и поддержку детей в их процессе развития.