Речь как свойство речевого воздействия на человека
Заказать уникальный реферат- 17 17 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 04.02.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Язык и культура 3
2. Речь и язык человеческой речи 5
3. Речевая деятельность. Категории речи 6
4. Понятие культуры речи 7
5. Нормы языка и речевое воздействие 8
6. Примеры видов речевого воздействия 8
6.1. Пример письменного речевого воздействия в сфере сети интернет 8
7. Признаки и виды речевого воздействия 9
7.1. Коммуникативные ситуации 10
7.2. Классификации речевого воздействия 11
8. Способы речевого воздействия 12
9. Речевое педагогическое воздействие в молодежной среде 14
10. Механизмы психологического воздействия при общении 14
Заключение 15
Список литературы: 16
Убеждения относится к категории интеллектуального воздействия. Такое обращение на личность происходит через обращение к критическому сознанию. Убеждение является сознательным способом доказательства своих поступков и взглядов., мнений. Это воздействие построено на принципе получения от человека согласия при помощи логического воздействия, но заключение делается человеком самостоятельно.Третий вид воздействия – это внушение. Что означает внушение? Просто побуждение поверить, принять на веру без доказательств., без обдумывания и критического осмысления. Основой внушения является психологическое и эмоциональное давление, очень часто внушение основывается на авторитете собеседника. Для сильной и харизматичной личности не составит труда внушить своим собеседникам любую информацию.Пятый способ – это просьба. Просить в речевом воздействии означает побудить собеседника поступить так, как просит говорящий, исходя из хорошего отношения к нему.Пункт шесть. Принуждение. Этот вид воздействия в своей основе содержит грубый нажим, вербальную агрессию, апелляцию к тяжелым последствиям. Может быть использован способ грубой силы и угроз.Семь. Приказ.Приказом является побуждение человека к выполнению какой-либо операции в силу его зависимого положения. Это может быть должностное либо социальное зависимое положение. Особенностьюприказа является возможность отсутствия пояснений либо мотивировки при распоряжении.Уговаривание – еще один способ речевого воздействия. Способ не слишком удачный. Способ очень эмоциональный, интенсивный. Тут обычно присутствуют личные мотивы. Его принцип – длительное настаивание, повторы, эмоциональная интенсивность состояния. Результативность уговаривания спорная. Собеседник может пойти навстречу, а может и нет. Обычно, если дело касается серьезных вопросов, то уговаривание не очень помогает.Мы перечислили способы речевого воздействия, которые все, кроме формы принуждения, являются цивилизованными способами и их можно применять. Речевое педагогическое воздействие в молодежной средеВ молодежной среде далеко не все способы речевого воздействия могут быть эффективными.Педагогам рекомендуется убрать из сферы речевого воздействия приказную форму. Данный способ приводит к резко негативной реакции. Причина такого неприятия заключается в том, что данный способ речевого воздействия мешает самовыражению и самореализации у студентов. Но те педагоги, которые не сумели найти подход к учащимся, иногда прибегают к данному средству речевого воздействия. Известен факт,что, для того, чтобы кого-то полюбить, необходимо чуть-чуть разлюбить себя, а это могут не все.Внушение. Не слишком хороший способ. Данный способ подавляет противодействие, Авторитетность внушающего выглядит в виде механизма запрещения, поведения. Внушения является эмоционально-волевым способом речевого воздействия, также не оставляющим возможности свободного выбора. Для педагогической среды наиболее оптимальным является способ речевого воздействия в виде просьбы, убеждения, доказывания.Механизмы психологического воздействия при общенииПсихологическим воздействием является воздействие на чувства, мысли, на психическое состояние, на поступки других с помощью вербальных и невербальных средств.Получается, что вербальное, то есть словесное, речевое воздействие, является одним из способов психологического воздействия людей друг на друга. Психологическое воздействие при общении между людьми представляет собой механизмы 1. Заражения – то есть передачи своего состояния; 2. Внушения – направленное неаргументированное воздействие преимущественно эмоционального характера. Цель внушения не согласие, а принятие готовых решений и выводов; 3. Подражания – принятие внешних проявлений другого человека. Тут существует диапазон от слепого копирования до сознательного подражания; 4. Формирование благосклонности – привлечение к себевнимания, через проявления высказывания благоприятных суждений, проявление собственной привлекательности, незаурядности, оказания услуги, то есть различных способов привлечения к себе положительного внимания; 5. Принуждение – это угрозы, контролирующее поведение, полномочия к лишениям, ограничениям; 6. Деструктивная критика – пренебрежительные высказывания, оскорбительные сужденияо человеке, его личности, поступках ,делах.ЗаключениеВ проделанной работе были изучены категории речи и речевого воздействия. Мы выяснили, что речь будь она письменная, либо устная - это способ формирования, формулирования мыслей, средство общения. Мы узнали, что речь бывает внешняя и внутренняя, что при помощи речи человек думает и говорит. Мы выяснили, что речь является средством речевого воздействия на человека и исследовали механизмы данного воздействия.Мы выяснили, что речевое воздействие происходит в процессе коммуникации иего целью является определенный результат воздействия.Речевое воздействие может происходить междулюбым количеством лиц. Мы узнали о формах, видах и способах речевого воздействия, рассмотрели примеры и сделали выводы об оптимальных средствах речевого воздействия. Это просьба, доказывание, убеждение. Мы выяснили, что воздействие может апеллировать к логический либо психологической составляющей личности. Оно может иметь эмоциональную окраску, быть деструктивным и конструктивным, может оказывать давление, вызывать противодействие, может сопровождаться невербальными знаками., может носить личный характер, а может быть социальным.В результате проделанной работы мы сделали вывод о важности исследования речевого воздействия, как средства коммуникации между людьми.Список литературы:Выготский Л.С. Психология развития человека. – история развития высших психических функций. – М.: Изд-во Смысл; – Эксмо, 2005г. – 1136 Стр.Гришечко Е.Г. Определение понятия речевого воздействия и виды этого воздействия //Гуманитарные и социальные науки, 2008г., № 4. Стр. 52-57.Десяева Н.Д., Айбятова Е.В. Средства, формы и функции педагогического речевого воздействия//Текст научной статьи в журнале Вестник университета, 2013г. – Стр. 221-231.Карепанова Л.В. Способы речевого воздействия, эффективные в студенческой среде// Статья в журнале Вологдинские чтения. Психологические науки, 2006г.– Стр. 47-50.Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре/Ю.М. Лотман – Спб: Искусство СПб, 1994, 194 Стр.Моисеева И. Ю. Языковая картина мира как способ отражения объективного мира – https://docviewer.yandex.ru/view/551617953/?*=VYW/Нагаева А.Э. Характеристика речевого воздействия через СМИ. – Уфа. – Башкирский государственный университет. - УДК 654.197, 59 Стр.Шелестюк Е.В. Комплексная методика исследования речевого воздействия письменной речи // Вестник Челябинского государственного университета (Серия «Филология. Искусствоведение»). Выпуск 22. № 20 (121), 2008. - С. 166-176.Язык и речь. Режим доступа:– http://vjanetta.narod.ru/lekcia6.html
1. Гришечко Е.Г. Определение понятия речевого воздействия и виды этого воздействия //Гуманитарные и социальные науки, 2008г., № 4. Стр. 52-57.
2. Десяева Н.Д., Айбятова Е.В. Средства, формы и функции педагогического речевого воздействия//Текст научной статьи в журнале Вестник университета, 2013г. – Стр. 221-231.
3. Карепанова Л.В. Способы речевого воздействия, эффективные в студенческой среде// Статья в журнале Вологдинские чтения. Психологические науки, 2006г. – Стр. 47-50.
4. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре/Ю.М. Лотман – Спб: Искусство СПб, 1994, 194 Стр.
5. Моисеева И. Ю. Языковая картина мира как способ отражения объективного мира – https://docviewer.yandex.ru/view/551617953/?*=VYW/
6. Нагаева А.Э. Характеристика речевого воздействия через СМИ. – Уфа. – Башкирский государственный университет. - УДК 654.197, 59 Стр.
7. Шелестюк Е.В. Комплексная методика исследования речевого воздействия письменной речи // Вестник Челябинского государственного университета (Серия «Филология. Искусствоведение»). Выпуск 22. № 20 (121), 2008. - С. 166-176.
8. Язык и речь. Режим доступа: – http://vjanetta.narod.ru/lekcia6.html
Вопрос-ответ:
Что такое речь?
Речь - это свойство речевого воздействия на человека. Это способ, которым человек передает и получает информацию, используя звуковую систему языка. Речь является основным инструментом общения и является одной из основных характеристик языка.
Как речь связана с языком?
Речь и язык тесно связаны между собой. Язык является системой знаков, которая позволяет выражать свои мысли и чувства, а речь - это процесс использования этой системы для общения. Человек использует язык для создания речи и передачи информации.
Что такое речевая деятельность?
Речевая деятельность - это процесс использования речи в различных ситуациях и целях. Она включает в себя такие действия, как говорение, слушание, чтение и письмо. Речевая деятельность является одной из основных форм общения и позволяет людям взаимодействовать друг с другом.
Что означает понятие "культура речи"?
Культура речи - это набор норм и правил, которыми руководствуется человек при общении на языке. Она включает в себя правила грамматики, орфографии, пунктуации, а также правила этикета и оказания воздействия на собеседника. Культура речи позволяет людям эффективно и вежливо общаться друг с другом.
Какие способы речевого воздействия существуют?
Существует несколько способов речевого воздействия. Один из них - это письменное речевое воздействие, которое происходит в сфере интернета. Другие способы включают устное речевое воздействие, например, в разговоре или презентации, и невербальное речевое воздействие, которое происходит через жесты, мимику и интонацию.
Какое влияние оказывает речь на человека?
Речь может оказывать различное влияние на человека. Она может вдохновлять, информировать, убеждать, влиять на эмоциональное состояние, вызывать реакцию и т.д.
Как речь связана с культурой?
Речь и культура тесно связаны. Культура формирует особенности языка и способы выражения в нем, а речь, в свою очередь, передает и сохраняет культурные ценности и нормы.
Что такое речевая деятельность?
Речевая деятельность - это процесс использования речи в различных коммуникативных ситуациях. Она включает в себя все формы речевого выражения, такие как говорение, чтение, письмо и слушание.
Что такое культура речи?
Культура речи - это совокупность норм, правил и умений, связанных с использованием языка и свойственных определенной культуре или сообществу. Она включает в себя правила вежливости, стилистику речи, особенности коммуникации и т.д.
Какие виды речевого воздействия существуют?
Существует множество видов речевого воздействия, таких как информирование, убеждение, вдохновление, пропаганда, развлечение и многое другое. Конкретный вид воздействия зависит от цели, которую ставит перед собой говорящий.
Какое влияние оказывает речь на человека?
Речь имеет огромное влияние на человека. С помощью слов и выражений мы можем передавать свои мысли и эмоции, убеждать других людей, влиять на их действия и поведение. Речь является важным инструментом коммуникации и социального взаимодействия.