Ролевые игры на занятиях по русскому языку как иностранному
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 07.01.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Особенности использования ролевых игр на занятиях по русскому языку как иностранному 4
1.1. Эффективность использования ролевых игр на уроках русского языка 4
1.2. Типология ролевых игр на уроках русского как иностранного 10
Глава 2. Ролевая игра как интерактивный метод обучения РКИ 17
Заключение 28
Библиографический список 30
Иногда они могут даже становиться кульминацией обучения, поскольку именно в игре учащихся имеют возможность максимально ярко продемонстрировать полученные знания и испытать свои языковые навыки в ситуациях, максимально приближенных к тем, с которыми им придется столкнуться за порогом учебной аудитории. Еще одним примером умеренно-контролируемой игры может стать игра, которая называется «Комната 101». Название згой игры восходит к роману Джорджа Оруэлла «1984», где в комнате 101 людей пытали их собственными кошмарами. Также это название популярного английского телешоу, в котором участники рассказывают о вещах, которые они не любят и от которых хотят избавиться - после признаний эти вещи отправляются в комнату 101 и запираются там навсегда. В игре учащимся предлагается ознакомиться со списком того, что, как считается, портит людям жизнь. Это могут быть как реальные неприятности типа автокатастроф, смертельных болезней, супружеской неверности, человеческой глупости, бедности, так и шутливые номинанты, например: футбол, планшетные компьютеры, бородатые мужчины, журналисты, рэп, медузы, ....Учащимся предлагается обсудить номинантов и сформулировать свое мнение по формуле «Я согласен отправить это в комнату 101, потому что ...» или «Мир станет лучше, если избавить его от этого». В процессе обсуждения учащихся потренируются в использовании родительного и винительного падежей. После совместного обсуждения выносится решение по изолированию тою или иного явления в комнате 101.Наконец, для учащихся, которые находятся на продвинутом уровне владения русским языком, арсенал ролевых игр еще более расширяется, вводятся свободные ролевые игры. На этой стадии полезно активно вводить в игровую отработку идиоматические выражения. Отдельно следует отмечать проявленные учащимися юмор, смекалку и фантазию, особенно если они применены честно.Здесь примером может послужить игра «Ток-шоу». В формате этой игры можно обсудить абсолютно любые вопросы. Предварительно нужно подготовить утверждения, отношение к которым предстоит выразить участникам «телепрограммы». Например: «Детям надо запретить смотреть телевизор», «Исследование космоса - пустая фага денег». Ведущий ток-шоу предоставляет слово разным «гостям», им оппонируют другие гости и «зрители» в зале. Подобная игра-диспут может быть вполне серьезной или очень веселой.Еще один пример свободной ролевой игры - «Пресс-конференция». Часть учащихся представляется съемочной группой фильма. Остальные перевоплощаются в аккредитованных журналистов от разных СМИ. Сначал.1 слово берет «режиссер», он рассказывает о фильме, представляет «актеров», исполнивших главные роли. Затем «журналисты задают свои вопросы. Toтже сюжет можно разыграть с группой ученых, совершивших открытие, или командой путешественников, вернувшихся из сложной экспедиции.Насколько активно преподаватель будет использовать ролевые игры на занятиях русского языка при обучении иностранных учащихся, зависит от многих факторов. Короткие сценки можно разыгрывать на каждом занятии, большие проекты требуют времени на подготовку и реализацию, и не всегда возможно для их проведения выделить целое занятие. Если группа полна энтузиазма и готова играть, то подобное мероприятие можно организовать во внеучебное время. Поскольку эмоционально окрашенные знания оказываются наиболее прочными и быстрее актуализируются, коммуникативные сюжетно-ролевые игры следует считать важным компонентом при формировании методики преподавания и планировании учебного курса. Иногда они могут даже становиться кульминацией обучения, поскольку именно в игре учащихся имеют возможность максимально ярко продемонстрировать полученные знания и испытать свои языковые навыки в ситуациях, максимально приближенных к тем, с которыми им придется столкнуться за порогом учебной аудитории.Предлагаем вашему вниманию несколько игр, которые мы используем на занятиях по русскому языку и культуре речи. Во-первых, следует отметить речевые игры, которые способствуют закреплению языкового материала, применению его в речи.При изучении орфоэпических норм можно предложить игру «Испорченный телефон», чтобы отработать фонетические навыки курсантов: Скажите шепотом своему товарищу слово, которое никто в аудитории не должен слышать. Товарищ также должен передать это слово другому (так по цепочке до последнего человека). Произносите слово правильно, согласно акцентологическим и орфоэпическим нормам.Командная игра: разделитесь на команды, назовите максимальное количество слов: а) с мягким согласным перед Е; б) с твёрдым согласным перед Е. Время на выполнение 1 минута.В рамках занятия «Коммуникативные качества речивоеннослужащего: точность, логичность» предлагается речевая игра: а) Объясните гостю нашего города, как найти в нем Военную академию, железнодорожный вокзал, площадь Победы, Лопатинский сад, площадь Ленина, торгово-развлекательный центр «Галактика», банк «ВТБ 24» и т.п., распределив между собой не только сами эти объекты, но и «точки отсчета», относительно которых нужно будет начать движение к цели; Б) Объясните учащимся, приехавшим в ВА на олимпиаду, как найти первый учебный корпус, третий учебный корпус, столовую, буфет, клуб, поликлинику. Разыграйте эти ситуации. Все ли в объяснениях будет понятно людям, впервые приехавшим в ваш город? Будет ли зависетьстепень точности и подробности ваших объяснений от индивидуальных особенностей адресата? Кто быстрее и точнее «проводил» гостя по маршруту?Данная игра не только направлена на закрепление знаний о точности и логичности как коммуникативных качествах речи, но позволяет отработать лексику по теме, актуализировать страноведческие знания (о городе Смоленске) курсантов, и в непринужденной обстановке совершенствовать речевые навыки.На практическом занятии «Коммуникативные качества речи военнослужащего: уместность, чистота» целесообразна следующая речевая игра: Подберите как можно больше синонимов к словам «двигаться» и «говорить». Определите для себя ситуацию, в которой будет уместен рассказ о тех или иных действиях какого-либо персонажа с точным использованием разнообразных синонимов.Выступите с подготовленным вами рассказом на практическом занятии. По каким критериям вы будете определять победителя игры?Во-вторых, обратим внимание на ролевые игры, которые позволяют иностранным курсантам не только глубоко овладеть нормами русской речи, но и быстрее адаптироваться в русскоязычной среде, понять реалии жизни в России, подготовиться к ситуациям повседневного общения, снять языковой барьер, то есть сформировать коммуникативные навыки.Ролевая игра - это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. Цель игры на уроках РКИ - формирование и развитие речевых навыков и умений обучающихся. С точки зрения обучающихся, ролевая игра - это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Иностранцы часто испытывают проблему: они боятся оказаться в неловкой ситуации из-за незнания русского языка, поэтому не пытаются вступить в разговор с людьми, говорящими по-русски, а в магазинах и в различных учреждениях пытаются изъясняться жестами. Чтобы решить эту проблему, мы и предлагаем активно использовать игры, имитирующие различные ситуации, с которыми может столкнуться иностранец в России. На уроке преподаватель должен рассматривать ролевую игру как форму обучения диалогическому общению. А само перевоплощение способствует пониманию действий других людей, расширению сферы общения.Например,после изучения норм современного русскоголитературного языка предлагается задание: Представьте, что вы диктор телевидения. У вас ограничено эфирное время. Прочитайте вслух данный текст в течение 1 минуты, 45 секунд, 30 секунд. Соблюдайте все изученные нормы современного русского литературного языка.При изучении коммуникативных качеств речи ролевые игры целесообразны и разнообразны.Например: Представьте и разыграйте диалоги в различных ситуациях: а) между учащимися на занятии; б) между учащимися в казарме; в) между учащимися в клубе; г) между начальником курса и курсантом на утреннем построении. Проанализируйте данные диалоги с точки зрения соблюдения требований уместности и чистоты.Данная игра позволяет отработать формулы речевого этикета в актуальной для курсантов учебно-профессиональной и повседневно-бытовой сфере.Ролевая игра «Угадай фразеологизм»: Уточните значение фразеологизмов во фразеологическом словаре золотые руки, каша во рту, работать спустя рукава, душа нараспашку, заячья душа и объясните их с помощью вербальных и невербальных средств.Эта игра способствует пополнению словарного запаса курсантов лингвострановедческими знаниями, снятию психологического барьера, актуализации знаний о невербальных средствах общения, адекватных в той или иной ситуации.Таким образом, на наш взгляд, использование игровых технологий является одним из способов совершенствования коммуникативных навыков, повторения и закрепления языкового материала в рамках изучения дисциплины «Русский язык и культура речи». Коммуникативные игры способствуют развитию познавательной активности, активизации речевых способностей обучающихся, снятию языкового и психологического барьера, развитию творческихспособностей.ЗаключениеДля разработки ролевой игры, учителю необходимо знать компоненты и этапы, входящие в её структуру, а также функции, которые она выполняетПроведение игры. Собственно, ролевая игра, успех которой во многом обусловлен наличием адекватных ролевых предписаний. Преподаватель во время игры, как правило, принимает роль ведущего или одну из «второстепенных» ролей с тем, чтобы иметь полное право, не разрушая создавшуюся коммуникативную ситуацию, вмешаться в процесс общения, стимулировать «пассивных» участников к беседе, направить действия обучающихся в нужное русло; По окончании игры учитель вместе с учащимися проводит этап обобщения и анализа, на котором обсуждаются достигнутыерезультаты, отмечаются ошибки и формулируются итоги игры. Учитель иучащиеся могут обмениваться мнениями о том, что было удачно, а что не совсем. Применение ролевых игр на уроках иностранного языка повышают мотивацию учеников и их активность, способствуют приобретению навыков и умений общения на иностранном языке. Практика использования элементов игровых технологий в преподавании филологических дисциплин показала, что значительно увеличивается активность учащихся в процессе изучения нового материала и самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы с различными информационными источниками, снимаются психологические зажимы в процессе публичных выступлений появляется возможность диагностировать уровень сформированности целого ряда общих компетенций.Правильно организованная с учетом специфики материала игра:-тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;-учит работать в команде, коллективе в процессе выполнения заданий группового характера;-учит организовывать собственную деятельность, определять методы решения игровых задач, оценивать их эффективность и качество;-стимулирует умственную деятельность, развивает внимание и познавательный интерес к своей будущей профессии и др.Ценность таких игр и приёмов заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, выразительность, развивать орфографическую зоркость и многое другое.Важная роль состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у учащихся, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настрой в ходе урока.Библиографический списокДушина Е.В. Лингвистические игры на уроках русского и иностранного языка в аспекте формирования коммуникативной компетентности учащихся / Е.В. Душина // Филологический класс. - Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «УрГПУ», 2014. - № 4(38). - С. 54-58.Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: учеб. пособие. - 2-е изд / А.Н. Щукин. - М: Филоматис, 2010. - 188 с.Цвык А.З. 2007 г. Ролевые игры. Их применение в обучении иностранным языкам [Электронный ресурс]. https://refdb.ru/look/1778518.htmlГальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика учеб. пособие для студ. лингв, ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 336 с.Жардемова А. С. Кадыргалиева С. И. Ролевые игры и их применение на занятиях по иностранному языку. - Москва: Изд. «МЦНО», 2014. – 113Литература 1. Жук Н.В., Тузова М.К., Ермакова Л.В. Ролевая игра как метод обучения иностранному языку в высшей школе // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы ТУ междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. - С. 187-191. Ломакина О.В. Трудности в применении интерактивных методов обучения / О.В. Ломакина. — Высшее образование в России. — № 11. - 2014. — с. 157-158. Обсков А.В. К проблеме организации интерактивного обучения в вузе / А.В. Обсков // Вестник Томского педагогического университета. — 2012. — №11.-—С. 120. Реутова Е.А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза: методические рекомендации / Е.А. Реутова. — Новосибирск: Издательство НГАУ, 2012. — С. 23, 24. Теремова Р.М. Метод проектов в ракурсе интерактивно-коммуникативной организации обучения иностранных учащихся русскому языку / Р.М. Теремова, В.Л. Гаврилова. — Мир русского слова. — № 3. — 2014. - С. 78-82.Азарина, Л.Е. Игры на уроках РКИ / Л.Е. Азарина // Вестник ЦМО МГУ. - 2009. - № 3. - С.102-109.Аннушкин, В.И. Знакомиться легко, расставаться трудно. Интенсивный курс русского речевого общения: учебное пособие / В.И. Аннушкин, А.А. Акишина, Т.Л. Жаркова. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 224 с.Арутюнов, А.Р. Игровые задания на уроках русского языка: Книга для преподавателя / А.Р. Арутюнов, П.Г. Чеботарев, Н.Б. Музруков. - М.: Русский язык, 1987. - 217 с.Баев, П.М. Играем на уроках русского языка: Пособие для преподавателей зарубежных школ / П.М. Баев. - М.: Русский язык, 1989. - 86 с.Битехтина, Н.Б. Игровые задания на занятиях по русскому языку как иностранному / Н.Б. Битехтина, Е.В. Вайшнорене // Живая методика для преподавателя русского языка как иностранного. - М.: Русский язык. Курсы, 2009. - с. 64-96.Колесова, Д.В. Игра слов: во что и как играть на уроке русского языка: учебное пособие / Д.В. Колесова, А.А. Харитонов. - СПб.: Златоуст, 2011. - 152 с.Куйдина, Е.П. Использование игр на уроках РКИ / Е.П. Куйдина // Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся : сборник материалов VI Международной научно-методической конференции (24-25 января 2020 г.) / редкол.: Е. А. Пляскова (отв. ред.) [и др.]. - Воронеж : Издательскополиграфический центр «Научная книга», 2020. - С.65-69.Понкратова, Е.М., Коберник Л.Н., Омельянчук Е.Л. Коммуникативные игры при изучении русского языка как иностранного / Е.М. Понкратова, Л.Н. Коберник, Е.Л. Омельянчук // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 4. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26553
2. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: учеб. пособие. - 2-е изд / А.Н. Щукин. - М: Филоматис, 2010. - 188 с.
3. Цвык А.З. 2007 г. Ролевые игры. Их применение в обучении иностранным языкам [Электронный ресурс]. https://refdb.ru/look/1778518.html
4. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика учеб. пособие для студ. лингв, ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 336 с.
5. Жардемова А. С. Кадыргалиева С. И. Ролевые игры и их применение на занятиях по иностранному языку. - Москва: Изд. «МЦНО», 2014. – 113
6. Литература 1. Жук Н.В., Тузова М.К., Ермакова Л.В. Ролевая игра как метод обучения иностранному языку в высшей школе // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы ТУ междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. - С. 187-191.
7. Ломакина О.В. Трудности в применении интерактивных методов обучения / О.В. Ломакина. — Высшее образование в России. — № 11. - 2014. — с. 157-158.
8. Обсков А.В. К проблеме организации интерактивного обучения в вузе / А.В. Обсков // Вестник Томского педагогического университета. — 2012. — №11.-—С. 120.
9. Реутова Е.А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза: методические рекомендации / Е.А. Реутова. — Новосибирск: Издательство НГАУ, 2012. — С. 23, 24.
10. Теремова Р.М. Метод проектов в ракурсе интерактивно-коммуникативной организации обучения иностранных учащихся русскому языку / Р.М. Теремова, В.Л. Гаврилова. — Мир русского слова. — № 3. — 2014. - С. 78-82.
11. Азарина, Л.Е. Игры на уроках РКИ / Л.Е. Азарина // Вестник ЦМО МГУ. - 2009. - № 3. - С.102-109.
12. Аннушкин, В.И. Знакомиться легко, расставаться трудно. Интенсивный курс русского речевого общения: учебное пособие / В.И. Аннушкин, А.А. Акишина, Т.Л. Жаркова. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 224 с.
13. Арутюнов, А.Р. Игровые задания на уроках русского языка: Книга для преподавателя / А.Р. Арутюнов, П.Г. Чеботарев, Н.Б. Музруков. - М.: Русский язык, 1987. - 217 с.
14. Баев, П.М. Играем на уроках русского языка: Пособие для преподавателей зарубежных школ / П.М. Баев. - М.: Русский язык, 1989. - 86 с.
15. Битехтина, Н.Б. Игровые задания на занятиях по русскому языку как иностранному / Н.Б. Битехтина, Е.В. Вайшнорене // Живая методика для преподавателя русского языка как иностранного. - М.: Русский язык. Курсы, 2009. - с. 64-96.
16. Колесова, Д.В. Игра слов: во что и как играть на уроке русского языка: учебное пособие / Д.В. Колесова, А.А. Харитонов. - СПб.: Златоуст, 2011. - 152 с.
17. Куйдина, Е.П. Использование игр на уроках РКИ / Е.П. Куйдина // Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся : сборник материалов VI Международной научно-методической конференции (24-25 января 2020 г.) / редкол.: Е. А. Пляскова (отв. ред.) [и др.]. - Воронеж : Издательско¬полиграфический центр «Научная книга», 2020. - С.65-69.
18. Понкратова, Е.М., Коберник Л.Н., Омельянчук Е.Л. Коммуникативные игры при изучении русского языка как иностранного / Е.М. Понкратова, Л.Н. Коберник, Е.Л. Омельянчук // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 4. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26553
Вопрос-ответ:
Какие особенности использования ролевых игр на занятиях по русскому языку как иностранному?
Одной из особенностей использования ролевых игр на занятиях по русскому языку как иностранному является их эффективность. Ролевые игры могут способствовать активному вовлечению студентов в процесс обучения и помочь им практиковать свои навыки общения на русском языке. Кроме того, ролевые игры позволяют создать аутентичную ситуацию общения, что помогает студентам развивать навыки реальной коммуникации на языке.
Какова эффективность использования ролевых игр на уроках русского языка?
Использование ролевых игр на уроках русского языка может быть очень эффективным. Ролевые игры позволяют студентам активно использовать язык в аутентичной ситуации и практиковать навыки общения в реальных ситуациях. Они могут помочь студентам преодолеть языковой барьер и развить свою уверенность в использовании русского языка. Кроме того, ролевые игры могут быть интересными и захватывающими для студентов, что способствует их мотивации и вовлеченности в учебный процесс.
Какова типология ролевых игр на уроках русского как иностранного?
Типология ролевых игр на уроках русского как иностранного может быть разнообразной. В зависимости от целей и задач урока, ролевые игры могут быть разделены на несколько категорий. Например, это могут быть игры, моделирующие реальные ситуации общения, игры-драматизации, в которых студенты играют роли различных персонажей, или игры-спектакли, в которых студенты создают и представляют собственные истории. Главное в ролевых играх - создать аутентичную ситуацию, в которой студенты смогут применить свои русские языковые навыки и развить умение эффективно общаться на языке.
Какие примеры эффективности использования ролевых игр на уроках русского языка?
Примеры эффективности использования ролевых игр на уроках русского языка могут быть различными. Например, учащиеся могут проявить больший интерес и мотивацию к изучению языка, развить коммуникативные навыки, улучшить понимание речи на слух, научиться работать в коллективе и принимать решения. В результате, они становятся более уверенными в использовании русского языка.
Какие особенности использования ролевых игр на занятиях по русскому языку как иностранному могут быть выделены?
Особенности использования ролевых игр на занятиях по русскому языку как иностранному могут быть различными. Например, ролевые игры позволяют учащимся практиковать языковые навыки на практике, создавая реальные ситуации общения. Они также способствуют развитию коммуникативных навыков, улучшению произношения, расширению словарного запаса и развитию лексической грамматической компетенции.
Какие типы ролевых игр на уроках русского языка как иностранного можно выделить?
На уроках русского языка как иностранного можно использовать различные типы ролевых игр. Например, это могут быть игры-диалоги, где учащиеся играют роли персонажей и ведут диалоги на заданную тему. Также можно проводить игры-роли, где учащиеся отыгрывают ситуации из реальной жизни, такие как поход в магазин или поездка в другую страну. Еще одним типом игр являются игры-ситуации, где учащиеся сами создают и интерпретируют различные ситуации для практики языка.
Какова роль ролевой игры как интерактивного метода обучения русскому языку как иностранному?
Ролевая игра является одним из интерактивных методов обучения русскому языку как иностранному. Она позволяет учащимся активно взаимодействовать друг с другом, общаться и использовать язык на практике. Ролевая игра способствует развитию коммуникативных навыков, улучшает понимание речи на слух, развивает навыки работы в коллективе и принятия решений. Этот метод также повышает мотивацию учащихся к изучению русского языка и помогает им преодолеть языковой барьер.
Какие особенности использования ролевых игр на занятиях по русскому языку как иностранному?
Ролевые игры на занятиях по русскому языку как иностранному имеют свои особенности. Они помогают учащимся лучше понять русскую культуру и общественные нормы, развивают коммуникативные навыки, а также позволяют углубить языковые знания и навыки. Ролевые игры вносят элементы интерактивности в процесс обучения и делают его более живым и интересным для учащихся.
На сколько эффективны использование ролевых игр на уроках русского языка?
Использование ролевых игр на уроках русского языка является очень эффективным методом обучения. Они создают благоприятные условия для активной практики языка, развивают навыки общения и помогают учащимся преодолевать языковой барьер. Ролевые игры способствуют более глубокому усвоению лексики и грамматики, поскольку учащиеся активно используют язык в реальных коммуникативных ситуациях.
Какие типы ролевых игр можно использовать на уроках русского языка?
На уроках русского языка можно использовать разные типы ролевых игр. Например, "Разговор по телефону", "Рольовая игра-диалог", "Импровизация", "Ролевая игра-творчество" и другие. Каждый тип игры предлагает свои особенности и цели: отработка определенных коммуникативных навыков, развитие фантазии и творческого мышления, углубление понимания русской культуры и т.д.
Почему ролевая игра считается интерактивным методом обучения?
Ролевая игра считается интерактивным методом обучения, потому что она активно вовлекает учащихся в образовательный процесс. Участники игры взаимодействуют друг с другом, общаются на русском языке и решают задачи в реальных коммуникативных ситуациях. Игра позволяет учащимся использовать язык на практике, развить уверенность в себе и навыки общения.
Что такое ролевые игры на занятиях по русскому языку как иностранному?
Ролевые игры на занятиях по русскому языку как иностранному - это метод обучения, который предполагает, что ученики играют определенные роли и взаимодействуют друг с другом на русском языке. В ходе игры они практикуют различные языковые навыки, такие как говорение, аудирование, чтение и письмо.