Причины появления агрессии у детей дошкольного возраста
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 08.01.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Особенности формирования агрессивности дошкольников 4
2. Направления коррекции агрессивности дошкольников 11
Заключение 19
Список использованных источников 20
Показываетсязначениеособенностейпредъявлениятребований к ребенку, того, когда и почему близкие взрослые довольны инедовольныим,итого,как,вкакойформеониэтопроявляют.Второенаправление касается влияния на детей разных возрастов страхов и тревогблизких взрослых, их общего эмоционального самочувствия, их самооценки.Основная задача такой работы - формирование у родителей представления отом, что им принадлежит решающая роль в профилактике агрессивности и еепреодолении; обучение их конкретным способам преодоления повышеннойагрессии удетей.Вцеляхкоррекцииагрессивногоповедениядетейстаршегодошкольноговозрастаследуетиспользовать:занятияпсихогимнастикой;этюдыиигрынаразвитиенавыкарегуляцииповедениявколлективе;этюдыиигрырелаксационнойнаправленности;игрыиупражнениянаразвитиеосознаниядетьмиотрицательныхчертхарактера;игрыиупражнениянаразвитиепозитивноймоделиповедения.Атакжеиспользоватьвработеподвижныеигры,способствующиенейтрализацииагрессии,снятиюнакопившегосянапряжения,обучениюэффективнымспособамобщенияит.д.Развитиюконтролянадсобственнымиимпульсивнымидействиямиспособствуютзанятияпальчиковойгимнастикой.Ихмогутпроводитьи родители,и педагоги.Для коррекции агрессивного поведения детей в методическом арсеналепедагога,помимоигры,имеетсясистеманеспецифическихметодов.Неспецифическиеметоды можно разделитьнадвегруппы:методыизменениядеятельностидетей;методыизмененияотношениякребенку.К первой группе относятся: музыкотерапия, рисование, библиотерапия,куклотерапия.Музыкотерапия(музыкальноесочинительство,импровизации,слушаниемузыки, ритмические движения) эффективное средство развития личностиребенка,коррекцииегоповедения.Подбормузыкальныхпроизведенийосуществляется на основе темпа и лада. Оттенки гнева, волнения, тревогипередаются быстрой минорной музыкой; спокойное, элегическое настроениесоздаетмедленнаямажорнаямелодия;арадость,веселье,торжество-быстраямажорнаямузыка.Целесообразноиспользоватьзаписьзвуковприроды.Библиотерапия (литература) имеет свои возможности для становленияпроизвольного поведения,профилактики и коррекции ужезакрепившихсянедостатков. Литературные произведения (сказки, былины, рассказы, басни идр.) воспринимаются ребенком не как вымысел, а как особая реальность. Впроцессе чтения, слушания произведения дети учатся понимать не толькочувства,поведение,поступкигероев,ноисвоисобственные,получаютпредставления об иных возможных способах поведения; имеют возможностьпроявить личные эмоции и сравнить их с эмоциями других детей. То естьусиливаетсяспособностьребенкаанализироватьиконтролироватьсвоиэмоциональные реакции, поведение. На примере работы со сказкой детямможнопредложитьиндивидуальноеиликоллективноепридумываниепродолжения известной сказки; рисование по мотивам сказки; разыгрываниесказки,ееэпизодовспомощьюкукол(куклотерапия).Всказочнойкуклотерапиидети«оживляют»кукол.Померетогокакребеноксовершенствуетвзаимодействиескуклой,меняетсяиегоповедение.Всказке,какправило,представленомножествомоделейповедениявразличныхситуациях, которые ребенок имеет возможность «прожить», эмоциональнопереработать,«присвоить»иперенестивреальнуюжизнь.Рисование.Вработесагрессивнымидетьмидошкольноговозрастапоказываетвысокуюэффективностьиспользованиеэлементоварт-терапии.Детям нравится играть с водой, с глиной. Необходимо использоватьразличныеспособырисования:пальцами,ладошками,ступнями.Участиеребенкав изобразительнойдеятельностиврамкахкоррекционнойработынаправлено не столько на то, чтобы научить его рисовать, сколько на то,чтобы помочь ему преодолеть недостатки в поведении, научиться управлятьим.Поэтомуинтересныособенностиповеденияребенкавпроцессерисования: выбор темы, сюжета рисунка; принятие задачи, сохранение илитрансформацияеенапротяжениирисования;последовательностьвыполненияотдельныхчастейрисунка,собственнаяоценка;спонтанныеречевыевысказыванияребенка,характерэмоциональныхреакций,особенности взаимодействия с соавтором рисунка. В рисунках детей с агрессивным поведением поначалу, как правило, преобладает «кровожадная»тематика.Постепенносодержаниеагрессивныхсюжетовпереводитсяв«мирное русло». Закрашенный зеленой краской лист вызовет, возможно, уребенка иные ассоциации (созидательные, умиротворенные), что позволитизменитьегопервоначальныенамерения.Эффективно,например,совместноерисование,когдаагрессивныедетисоздаютобщийрисунок.Развиваетсяединыйсюжет,состоящийизотдельныхисторий:укаждогоребенкаонасвоя.Переживаниесовместноготворчества,полнотыэмоционального общения, дружеского участия и понимания могут вызватьрядизмененийвовнутреннейжизниребенка,егоповедении.Помиморисованияцелесообразноиспользоватьигрыиупражненияскрасками,бумагой,пластилином,мелом,глиной.Ковторойгруппе-методамизмененияотношениякребенку-относятся: личный пример взрослого и сверстника, игнорирование поведенияребенка,«разрешение»наповедение,изменениестатусаребенкавколлективе.Личныйпримервзрослогоисверстника.Помня,чтословолишькарлик,апример-великан,взрослыедолжныреализовать произвольное,социальноодобряемоеповедениекаквобщениисдетьми,такидругсдругом.Игнорирование поведения ребенка. Часто лучший способ прекратитьнежелательноеповедение-перестатьнанихреагировать.Вответнадемонстративноеповедениеребенкавзрослыйдолженответитьнавопрос:«Что будет, если я совсем проигнорирую поведение ребенка?» Если ясно, чтоничегонеслучится,крометого,чторебеноклишитсявнимания,можносмелопроигнорироватьповедение.Разрешение на поведение. Этот прием противоположен предыдущему.Эффектзаключаетсявтом,чтонеконструктивноеповедение,ставразрешеннымидоступнымдетям,утрачиваетсвоюбылуюпривлекательность,ценностьи ребенок отказываетсяот него.Изменениестатусаребенкавколлективе.Наребенкавозлагаетсядействительно ответственное поручение. Оно может быть разовое - помочьвоспитателю подготовить пособия к занятию, или постоянное - проводитьфизминутки.Такимобразом,работасагрессивнымидетьмидолжнаноситькомплексный,системныйхарактер,сочетатьвсебеэлементыприемовиупражнений изразныхнаправлений коррекционной работы.Детскаяагрессивностьвдошкольномвозрастепочтивсегданоситвременный, ситуативный характер, поддается коррекции и при правильнойорганизациижизнивдетскомсадуивсемьенезакрепляетсякакчерталичности,асглаживаетсяиисчезает.Однакоэтопроисходиттолькопритерпеливойисогласованнойработепедагога,психологаисамихродителей.ЗаключениеСуществует множество причин, почему детиведут себя агрессивно.Агрессивное поведение ребенка чаще всего возникает в ответ на такие егочувства, как страх, печаль, разочарование, отчаяние и ревность. Они могутвозникнуть как реакция на события или обстоятельства, которые приводят книзкой самооценке, состоянию изоляции или потере контроля. Некоторыедетинеимеютвозможностиилинезнают,какконтролироватьсвоидействия, в результате их чувства обостряются, и гнев проявляется в видеагрессивного поведения.Характерагрессивногоповедениявомногомопределяетсявозрастными особенностями. Адаптация к возрастным требованиям нередкосопровождаетсяразличнымипроявлениямиагрессивногоповедения.Немаловажнуюрольвформированииагрессивногоповеденияиграютвзаимоотношенияребенкасдругимидетьмивнесемьи.Сценынасилия,демонстрируемыевкиноилинаэкранахтелевизоров,способствуютповышениюуровняагрессивностизрителейивпервуюочередь,детей.Однакосамойглавнойпричинойагрессивногоповедениядетейявляется нежелание родителей разбираться в его причинах, равнодушие к ихэмоциональному миру. Специалисты считают, что агрессивное поведение –своеобразный крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, вкотором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которымиребенок не в силах справится самостоятельно, и таким образом борется засвоепсихологическоевыживание.Возможностьвысказатьнаболевшее–первыйшагкпреодолениюагрессивногоповедения.Ребенокпроявляетагрессиюнепотому,чтоонплохой, а потому что ему требуется помощь. Агрессивность – это, преждевсего, способ выражения своего протеста, гнева, которое является вторичнымчувством. В его основе лежит обида, страх, боль, унижение, а они в своюочередьвозникаютиз-занеудовлетворенностибазиснойпотребностивлюбви ичувстванужностидругомучеловеку.СписокиспользованныхисточниковБурлачук,Л.Ф.Психотерапия/Л.Ф.Бурлачук.-СПб.:Питер,2017.- 496c.Глэддинг,С.Психологическоеконсультирование/С.Глэддинг.–СПб.: Питер,2019.–736 с.Джордж,Р.Консультирование:теорияипрактика.Пер.сангл.А.Шадура / Р.Джордж,Т.Кристиани.–М.:Эксмо,2018.–448с.Калина,Н.Ф.Психотерапия/Н.Ф.Калина.-М.:Академическийпроект,2017.- 302c.Кочарян,А.С.Психотерапия/Л.Ф.Бурлачук,А.С.Кочарян,М.Е.Жидко;Под общ.инауч.ред.Л.Ф.Бурлачук.-СПб.:Питер,2018.-496c.Кочюнас Р. Основы психологического консультирования / Р.Кочюнас. - М.: «Академический проект», 2017 – 150 с.ЛиндеН.Д.Психологическоеконсультирование:Теорияипрактика / Н.ДЛинде.-М.:АспектПресс,2018.-255 с.Меновщиков,В.Ю.Введениевпсихологическоеконсультирование /В.Ю.Меновщиков.– М.:Смысл,2017.–109с.ХухлаеваО.В.Основыпсихологическогоконсультированияипсихологическойкоррекции /О.В.Хухлаева.-М.,2019.– 310с.Шамрей,В.К.Психотерапия/В.К.Шамрей.-СПб.:Спецлит,2019.- 496c.
2. Глэддинг, С. Психологическое консультирование / С. Глэддинг. – СПб.: Питер, 2019. – 736 с.
3. Джордж, Р. Консультирование: теория и практика. Пер. с англ. А. Шадура / Р. Джордж, Т. Кристиани. – М.: Эксмо, 2018. – 448 с.
4. Калина, Н.Ф. Психотерапия / Н.Ф. Калина. - М.: Академический проект, 2017. - 302 c.
5. Кочарян, А.С. Психотерапия / Л.Ф. Бурлачук, А.С. Кочарян, М.Е. Жидко; Под общ. и науч. ред. Л.Ф. Бурлачук. - СПб.: Питер, 2018. - 496c.
6. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования / Р.Кочюнас. - М.: «Академический проект», 2017 – 150 с.
7. Линде Н.Д. Психологическое консультирование: Теория и практика / Н.Д Линде. - М.: Аспект Пресс, 2018. - 255 с.
8. Меновщиков, В.Ю. Введение в психологическое консультирование / В.Ю. Меновщиков. – М.: Смысл, 2017. – 109 с.
9. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции / О.В. Хухлаева. - М., 2019. – 310 с.
10. Шамрей, В.К. Психотерапия / В.К. Шамрей. - СПб.: Спецлит, 2019. - 496 c.
Вопрос-ответ:
Почему у детей дошкольного возраста может появляться агрессия?
У детей дошкольного возраста агрессия может возникать по разным причинам. Одной из причин может быть недостаток внимания со стороны родителей или близких взрослых. Дети могут испытывать злость и раздражение, и чтобы привлечь к себе внимание, они начинают проявлять агрессивное поведение. Также агрессия может быть связана с темпераментом ребенка и его индивидуальными особенностями.
Какие особенности формирования агрессивности можно наблюдать у детей дошкольного возраста?
У детей дошкольного возраста есть свои особенности в формировании агрессивности. Они еще не обладают достаточной саморегуляцией и способностью к контролю своих эмоций. У них развиты различные игровые фантазии, которые могут проявляться через агрессивное поведение. Дети дошкольного возраста еще не умеют эффективно решать конфликты и могут реагировать на них агрессивно.
Как можно корректировать агрессивность у детей дошкольного возраста?
Для коррекции агрессивности у детей дошкольного возраста можно использовать различные подходы. Важно создать для ребенка безопасную и поддерживающую среду, где он будет чувствовать себя комфортно. Также необходимо научить ребенка эффективным стратегиям решения конфликтов и контролю своих эмоций. Родители и педагоги могут работать с детьми через игровую терапию или другие методы, помогающие ребенку выразить свои эмоции без агрессии.
Как влияют страхи и тревоги близких взрослых на детей разных возрастов?
Страхи и тревоги близких взрослых могут оказывать различное влияние на детей разных возрастов. Младшие дети могут становиться более тревожными и испытывать страхи, если видят, что их близкий взрослый сам испытывает страх или тревогу. Старшим детям тревожное состояние близкого взрослого может передаваться через общение и влиять на их эмоциональное состояние. Поэтому важно, чтобы близкие взрослые умели контролировать свои страхи и тревоги перед детьми.
Почему дети дошкольного возраста проявляют агрессию?
Причинами появления агрессии у детей дошкольного возраста могут быть недостаток внимания со стороны родителей, проблемы в семье, негативное окружение или недостаток навыков самоконтроля и регуляции эмоций.
Какие особенности формирования агрессивности у дошкольников?
Особенности формирования агрессивности у дошкольников связаны с незавершенным развитием центральной нервной системы, неспособностью ребенка контролировать свои эмоции и сильной реакцией на стрессовые ситуации.
Как можно корректировать агрессивное поведение у дошкольников?
Направлениями коррекции агрессивности у дошкольников являются работа с родителями, обучение ребенка навыкам саморегуляции и развитие эмоционального интеллекта, создание позитивной и безопасной среды для ребенка.
Каким образом влияют страхи и тревоги близких взрослых на детей разных возрастов?
Страхи и тревоги близких взрослых могут передаваться на детей и влиять на их эмоциональное состояние. Младшие дети могут становиться более тревожными и пугливыми, а старшие дети могут начать проявлять агрессию или иные отрицательные поведенческие реакции.
Какие требования к ребенку могут вызывать у него агрессию?
Требования к ребенку, которые слишком высоки или неадекватны его возрасту и развитию, могут вызывать у него агрессию. Также недостаток внимания или постоянная критика могут стать причинами появления агрессивного поведения у ребенка.
Почему дети дошкольного возраста проявляют агрессию?
Появление агрессии у детей дошкольного возраста может быть связано с разными причинами. Одной из них является несформированность эмоциональной регуляции у ребенка, что может приводить к тому, что он выражает свои эмоции через агрессивное поведение. Также, агрессия может быть следствием недостатка внимания со стороны родителей или неправильного воспитания. Некоторые дети также могут иметь склонность к агрессивности из-за своей индивидуальной природы или генетических факторов.
Как можно помочь детям дошкольного возраста с агрессивным поведением?
Есть несколько направлений коррекции агрессивного поведения у дошкольников. Важно, чтобы родители и взрослые окружающие ребенка создали поддерживающую и безопасную среду для него. Также, важно обучить ребенка эмоциональной регуляции, помочь ему осознать свои эмоции и научиться выражать их адекватным способом. Необходимо также обратить внимание на свои собственные действия и поведение, так как оно может влиять на поведение ребенка. Коррекция агрессивности у детей дошкольного возраста требует терпения и постоянной работы со стороны взрослых, но с помощью правильного подхода можно помочь ребенку преодолеть агрессивное поведение.