Постклассическая философия XIX–ХХ вв. (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).
Заказать уникальный доклад- 13 13 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 08.01.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 Постклассическая философия западной Европы……………………… 3
2 Философия Артура Шопенгауэра…………………………………….. 6
3 Философия Ф. Ницше, критика европейской культуры……………. 9
Выводы……………………………………………………………… 13
Список использованной литературы……………………………….. 13
Ницше полагал, что гибель одной личности – пусть даже героя – схожа с законами крушения целого мира, а с другой – смерть героя и сотворенные им при жизни – масса подвигов, не способны что либо изменить. Получается цикличная закономерность, с каждым новым поколением все возвращается к своему началу (отсюда вытекает одна из центральных тем философии Ницше – идея вечного возвращения, круговорота).По мнению Ницше «Дионисийский принцип», воплощенный в практике является подлинной жизнью. Жизнь обретает свое бытие в подвиге. Подвиг дает человеку возможность почувствовать себя богом. И только тот по настоящему живет и достоин жизни, кто стал богом.Далее по мнению философа, все начинает идти по ложному пути. В V–IV веках до н. э. на смену "духу Диониса" приходит «дух Аполлона». Великий жанр искусства «Трагедия», в котором находится ключ к ответам на все вопросы,уступает место примитивному жанру – комедии, в котором уже нет никакого смысла. Вместо жажды подвигов, очарования богов, человеком овладевает трезвый расчет.А на смену инстинкту героизма приходят рациональные размышления, единственным критерием истинности которых определяют мораль. По мнению Ницше все это является искусственным и лживым, противоречащим природному духу человека.«Аполлонический принцип»опасен тем, что он заменяет инстинктивную полноту жизни и превращает жизнь в иллюзию. Иллюзии приятны и притягательны, они визуально приводят в порядок хаос чувств, который страшит человека неизвестностью. Но в то же время они крадут радость, страдание и познание, превращая их в призраки. Одним из источников «духа Аполлона» Ницше называет разумность, подрывающую основы жизни. Первым символом разумности философ называет Сократа и именно разумность приводит к кризису всего Греческого мира, с декадансом (упадком) той эпохи.Согласно взглядов Ницше, человечество необходимо облагородить, вернуть к правильным истокам, Однако сделать это ценой беспощадного истребления всего того, что вырождается и паразитирует. Оставить следует только то, что порождает Жизнь. Такой радикальный подход безусловно затрагивает вопросы этики, соотношения разума и власти (на примере все тех же античных философов), Ницше делает вывод, что «морализаторство греков»явно является ошибкой. Ее корни проистекают из социальной патологии – «болезни нравов». Данная проблема возникла из за стремления с помощью разума опровергнуть чувства. В результате чувства были принесены как жертва в угоду первому.В дальнейших работах, таких как: «Антихристианин», «Так говорил Заратустра» Ницше разрабатывает идею Сверхчеловека, обосновывает волю к власти и подвергает критике христианство (видимо сравнивая христианство с морализаторством античных греков). Представления о том, что главной ценностью, которая двигает развитие общества в позитивном направлении является разум,Ницше отвергает. Мораль и науку, в контексте данных явлений как форм разума считает ложными. Ницше, глубоко критикуя современное ему общество, предлагает пути вывода человечества из затяжного кризиса. Считает необходимым разрушить иллюзорное состояние, в котором человечество по сути прозябает.Следует обратить внимание на отношение Ницше к ряду важных и фундаментальных категорий человеческого существования. Равенство является противоестественным человеческой природе. Обращает внимание на ключевой тезис христианства – равенство всех перед богом, считая его неправильным. Отмечает что христианство необоснованно объявляет грехом все естественное, а здоровье, красота, удачливость, смелость – пороки.Вместе с тем, Ницше понимает что полное отрицание морали недопустимо и предлагает новую «здоровую» мораль, которая естественна и объективно проистекает из самой жизни и так как жизнь порождает ее, то «здоровая мораль» находится в состоянии подчинения и не может вступить с чем либо в противоречия. Существующая традиционная мораль, будь то религиозная или гражданская, существует только сама для себя и таким образом реальностью для человека не является.Ницше любил человека и посему, интерес к его творчеству не утихает, и целый ряд направлений философии ХХ века и отдельные философы (например, философия жизни Шпенглера, экзистенциализм, постструктурализм) состоялись именно благодаря ему.В конце нужно добавить знаменитую цитату автора. «Бог умер, мы убили его». Это говорит Ницше устами Заратустры. Но это не атеизм в чистом виде, не отрицание философом бога. Ницше понимал это как великую миссию из любви к человеку - антиценностная установка, имеющая целью пересмотреть все традиционные ценности и дать человечеству новые.5. ЗаключениеНеклассическая философия, безусловно повлияли на современную философию, а многие ее концепции до сих пор считаются верными и подлежащими развитию . В рамках неклассической философии был отвергнут ряд постулатов, казавшихся незыблемыми. Неоклассическая философия подарила нам нерациональные способы познания и выражения мысли. Произошел своего рода поворот к человеку. Безусловно присущие человеку- воля, субъективные переживания, интуиция, мистическая веру, комплексное восприятие жизни получили новое осмысление и развитие в науке философии. Произошел толчок, послуживший началу экзистенциализма, феноменологии, персонализма, герменевтики, отчасти психоанализа, идею благоговения перед жизнью.Неклассическая философия стала ответом на несовершенство научно-технического прогресса как идеологии и существующего для себя самого и ради себя самого. Вернуло мысль к проблеме человеческой личности как главной цели философии нашего времени.6. Список литературы1. В.А. Канке «Философия. Исторический и систематический курс» , Наука, 1997г.2. А.В. Лукъянов, М.А Пушкарёва «История философии. Запад, Россия, Восток. Книга вторая», Москва 1996г.3. А.В. Лукъянов, М.А Пушкарёва «История философии. Запад, Россия, Восток. Книга третья», Москва 1996г.4. С.Н. Марев, Е.В. Мареева «Философия 20 века», Академический проект, 2001г.5. В.А. Канке «Основы философии», Логос,1999г. Мишель Гурина «Философия», Республика,1998г.
1. В.А. Канке «Философия. Исторический и систематический курс» , Наука, 1997г.
2. А.В. Лукъянов, М.А Пушкарёва «История философии. Запад, Россия, Восток. Книга вторая», Москва 1996г.
3. А.В. Лукъянов, М.А Пушкарёва «История философии. Запад, Россия, Восток. Книга третья», Москва 1996г.
4. С.Н. Марев, Е.В. Мареева «Философия 20 века», Академический проект, 2001г.
5. В.А. Канке «Основы философии», Логос,1999г. Мишель Гурина «Философия», Республика,1998г.
Вопрос-ответ:
Какие философы представляют постклассическую философию в западной Европе?
В западной Европе постклассическую философию представляют Артур Шопенгауэр и Фридрих Ницше.
Какую роль играет Артур Шопенгауэр в постклассической философии?
Артур Шопенгауэр является одним из ведущих философов постклассической философии. Он разработал концепцию воли как фундаментального понятия, объясняющего природу и сущность мира. В его философии основное внимание уделяется страданию и возможным способам его преодоления.
Какую критику европейской культуры представляет Фридрих Ницше?
Фридрих Ницше критикует европейскую культуру, особенно христианство и морализм, считая их ограничивающими для человеческого развития. Он выступает за освобождение от традиций и стандартов, поддерживающих слабых и подавляющих сильных. Ницше призывает к переоценке ценностей и возвышению суперчеловека – эстетического и духовного идеала.
Чему равно смерть героя, по мнению Фридриха Ницше?
Фридрих Ницше считает, что смерть героя, даже героя, приносящего массу подвигов, подчинена законам крушения целого мира. Он демонстрирует насколько ограниченное и временное значение имеет индивидуальное существование в сравнении со вселенскими законами и силами.
Какие выводы можно сделать из статьи о постклассической философии?
Из статьи следует, что постклассическая философия, представляемая Артуром Шопенгауэром и Фридрихом Ницше, вносит значительный вклад в развитие западной философии. Они подвергают критике традиционные религиозные и моральные ценности, обращают внимание на страдание и необходимость освобождения от него, а также призывают к переоценке ценностей и к превосходству суперчеловека. Эти идеи имеют актуальное значение и сегодня, и помогают нам лучше понять сущность мира и человеческого существования.
В чем заключается значение постклассической философии западной Европы?
Значение постклассической философии западной Европы состоит в том, что она развивала и осмысливала идеи классической философии, добавляя к ним новые аспекты и обзоры.
Какие основные идеи проповедовал Артур Шопенгауэр?
Основные идеи, которые проповедовал Артур Шопенгауэр, включают отрицание бессмысленности бытия, утверждение воли как первоначала всего существующего, отказ от человеческой свободы воли и понимание жизни как постоянной борьбы.
Какую критику европейской культуры высказывал Фридрих Ницше?
Фридрих Ницше высказывал критику европейской культуры, осуждая ее морализм, отрицая существование абсолютных ценностей и проповедуя возвращение к естественным человеческим инстинктам и силе воли. Он также предупреждал об опасности нездорового массового общества и утверждал, что индивидуальность и саморазвитие стоят выше коллективной и социальной сферы.
В чем заключается связь между смертью героя и крушением целого мира в философии Ницше?
Ницше полагал, что смерть героя и крушение целого мира связаны, поскольку гибель каждой отдельной личности отражает законы жизни и смерти в общем масштабе. Он также утверждал, что смерть героя может сопровождаться созданием значимых дел и подвигов, которые останутся после его ухода.
Какие выводы можно сделать из изучения философий Шопенгауэра и Ницше?
Из изучения философий Шопенгауэра и Ницше можно сделать выводы о необходимости поиска смысла в жизни через осмысление своих страстей и жизненных целей, об отрицании традиционных ценностей и норм морали, о важности самоопределения и саморазвития. Также можно увидеть значение индивидуальности и осознания собственной воли.