привязанность ребенка к матери как фактор ранней социализации
Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы:
Дипломная работа
Предмет:
Психология
- 63 63 страницы
- 55 + 55 источников
- Добавлена 23.01.2023
2 500 руб.
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИВЯЗАННОСТИ РЕБЕНКА К МАТЕРИ КАК ФАКТОР РАННЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ 6
1.1 Теории, типы и нарушения психологической привязанности 6
1.2 Понятие ранней социализации, определение и виды 12
1.3 Взаимосвязь привязанности и ранней социализации личности 15
1.4 Особенности психологической работы с нарушением привязанности 26
Выводы по теоретическому исследованию 30
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИВЯЗАННОСТИ РЕБЕНКА К МАТЕРИ КАК ФАКТОР РАННЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ 32
2.1 Организация и этапы эмпирического исследования 32
2.2 Описание и анализ результатов исследования 38
2.3. Практические рекомендации по развитию чуткости и привязанности у матерей 49
Выводы по эмпирическому исследованию 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………..…………………………………….. 1
Введение 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИВЯЗАННОСТИ РЕБЕНКА К МАТЕРИ КАК ФАКТОР РАННЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ 6
1.1 Теории, типы и нарушения психологической привязанности 6
1.2 Понятие ранней социализации, определение и виды 12
1.3 Взаимосвязь привязанности и ранней социализации личности 15
1.4 Особенности психологической работы с нарушением привязанности 26
Выводы по теоретическому исследованию 30
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИВЯЗАННОСТИ РЕБЕНКА К МАТЕРИ КАК ФАКТОР РАННЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ 32
2.1 Организация и этапы эмпирического исследования 32
2.2 Описание и анализ результатов исследования 38
2.3. Практические рекомендации по развитию чуткости и привязанности у матерей 49
Выводы по эмпирическому исследованию 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………..…………………………………….. 1
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдеева, Н. Н. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ [Текст] / Н.Н. Авдеева, И. В.Хохлачева //Психологическая наука и образование — 2010. № 3.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Аспект Пресс, 2018. — 360 с.
3. Барсукова, О. В. Детско-родительская привязанность как условие социальной адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению [Текст] / О. В. Барсукова. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 44-47. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8840/ (дата обращения: 17.11.2022).
4. Белкина, В. Н. Психолого-педагогические аспекты взаимодействия детей со сверстниками [Текст] / В. Н. Белкина. – Ярославль, 2012.
5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] /Л.И.Божович. М, 2014. – 219 с.
6. Боулби, Дж. Привязанность: пер. с англ. [Текст] / Дж Боулби; общ. ред. и Введение. ст. В. Бурменская. - М.: Гардарики, 2013. - 477 с.
7. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей [Текст] / Дж Боулби. - М., 2013. – 150 с.
8. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения [Текст] / Г. М. Бреслав. М.: Педагогика, 2015. - 140 с.
9. Бриш, К.Х. Терапия нарушений привязанности: От теории к практике [Текст] / К.Х.Бриш. - М.: Когнито-Центр, 2012. - 316 с.
10. Бурменская, Г. В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков [Текст] / Г.В. Бурменская, Е.И.Захарова, О.А.Карабанова, Н.Н.Лебедева, А.Г.Лидерс. М., 2007.
11. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 302 с.
12. Васильева, Е.Н. Ролевая структура детско-родительских отношений: монография [Текст] / Е.Н. Васильева. – Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2015. – 196 с
13. Глоссарий психологических и педагогических терминов к дисциплине "Психология и педагогика" [Текст]: для студентов магистратуры, обучающихся по направлению "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы" / О.П.Рыбникова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Высшая школа народных искусств (академия)". - Санкт-Петербург : ВШНИ, 2018. - 28 с.
14. Ершова, Ю. С. Условия социальной адаптации ребенка в контексте теории Дж. Боулби [Текст] / Ю. С. Ершова // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. – 2007. – № 5.
15. Дубинина, А.С. Роль эмоциональной привязанности к матери в психологическом развитии ребенка [Текст] /А.С.Дубинина // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. - 2019. - № 4(58).
16. Задорова Ю.А. Влияние привязанности близких взрослых на привязанность ребенка [Текст] / Ю.А.Задорова // Психологические новообразования личности в эпоху социальных трансформаций / отв. ред. Н.П. Фетискин. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2015. – С. 126–129.
17. Запорожец, А.В. Большой психологический словарь [Текст] /А.В. Запорожец. Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г.- М.:2003. с. 624
18. Ковалева, А. И. Методологические проблемы исследования социализации [Текст] А.И.Ковалева // Гуманитарные науки: теория и методология. 2012. № 2. С. 19 - 24.
19. Комарова, Т. С. Развитие одаренности и способностей у детей от рождения до 10 лет [Текст] / Т.С.Комарова // Педагогическое образование и наука. - 2015. - № 3. - . 6 – 10.
20. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание [Текст]/ И.А. Кон. М.: «Политиздат», 2016. – 210 с.
21. Лангеймер, Й. - Психическая депривация в детском возрасте [Текст]/ Й.Лангеймер, З.Матейчек. – 2014. – 216 с.
22. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина. - М.: Модэк, 2016.- 384 с.
23. Левашкина, А. О. Идентификация детей разного пола с родителями в полных и неполных семьях: автореферат дис. … канд. психологических наук [Текст] / А. О. Левашкина. – Ярославль, 2013.
24. Мудрик, А.В. Социальная педагогика : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / А.В.Мудрик. — 8-е изд., испр. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 240 с.
25. Мэй, Р., «Искусство психологического консультирования / Пер.с англ. Т.К. Кругловой. – М.: Независимая фирма "Класс"» 2005 https://clck.ru/32k6Bq
26. Прихожан, А.М. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации [Текст] /А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых // Психологическая наука и образование. - 2014. - № 3. - С. 5-12.
27. Скорик, Е. Д. Влияние раннего опыта отношений привязанности с матерью на формирование личности и особенности построения социальных взаимоотношений взрослого человека [Текст] / Е. Д. Скорик // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 317-320.
28. Толстых, Н.Н. Теория Л.И. Божович: личность, психика, индивидуальность [Текст] /Н.Н.Толстых // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 2. С. 85—90
29. Чурекова, Т. М. Социализация детей дошкольного возраста как социально-педагогическая проблема [Текст]/ Т.М.Чурекова, В.Н.Пуранен // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. №1 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-detey-doshkolnogo-vozrasta-kak-sotsialno-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 17.11.2022).
30. Швецова М. Н. Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи: Монография [Текст]/ М.Н.Швецова. – М.: МПГУ, 2013. – 188 с.
31. Allen J.P., Tan J.S. The multiple facets of attachment in adolescence // Handbook of attachment: Theory, research, and clinical applications. 3rd ed. / J. Cassidy, P.R. Shaver (eds.). New York: Guilford Press, 2016. P. 399—415.
32. Calkins S.D., Leerkes E.M. Early attachment processes and the development of emotional self-regulation // Handbook of self-regulation: Research, theory, and applications. 2nd ed. / K.D. Vohs, R.F. Baumeister (eds.). New York: Guilford Press, 2011. P. 355—373
33. Cassidy J. The self and related to mother-child attachment at age six children // Child Develop. 1988. Vol. 59. P. 121—134.
34. Choi Myung Sun Attachment to mother and child. – Atlanta: Edam Books, 2012. – 225 p.
35. Goswami U. Child Psychology: A Very Short Introduction / U. Goswami. - Oxford University Press, 2014. – 144 p.
36. Mikulincer M., Hirschberger G., Nachmias O., Gillath O. The affective component of the secure base schema: Affective priming with representations of attachment security // J. of Person. and Soc. Psychol. 2002. Vol. 81. Р. 305—321.
37. Piaget J. The Psychology Of The Child // J. Piaget. New York: Basic Books, 2004. – 192 p.
38. Авдеева Н. Н. Адаптация ребенка к дошкольному учреждению: влияние матери [Электронный ресурс] // СДО. 2013. №2 (34). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-rebenka-k-doshkolnomu-uchrezhdeniyu-vliyanie-materi (дата обращения: 23.11.2022).
39. Белкина, В. Н. Некоторые психологические аспекты социализации дошкольника [Электронный ресурс] / В. Н. Белкина // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - №5. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-psihologicheskie-aspekty-sotsializatsii-doshkolnika (дата обращения: 22.11.2022).
40. Бурменская, Г. В. Привязанность ребенка к матери как основание типологии развития [Электронный ресурс] / Г.В.Бурменская // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2009. - №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/privyazannost-rebenka-k-materi-kak-osnovanie-tipologii-razvitiya (дата обращения: 17.11.2022).
41. Василенко, М. А. Привязанность ребенка к матери как фактор ранней социализации [Электронный ресурс] // Известия РГПУ им. А. И. Герцена / М.А. Василенко. 2011. №129. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/privyazannost-rebenka-k-materi-kak-faktor-ranney-sotsializatsii (дата обращения: 22.11.2022).
42. Гилева, Н. С. Влияние эмоциональной привязанности ребёнка к матери на становление самооценки старших дошкольников [Электронный ресурс] / Н.С.Гилева // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2016. - №2 (24). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-emotsionalnoy-privyazannosti-rebyonka-k-materi-na-stanovlenie-samootsenki-starshih-doshkolnikov (дата обращения: 17.11.2022).
43. Жихарева, Л. В. Теория привязанности, теоретические и практические аспекты [Электронный ресурс] / Л.В.Жихарева // ПНиО. - 2013. №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-privyazannosti-teoreticheskie-i-prakticheskie-aspekty (дата обращения: 17.11.2022).
44. Задорова Ю. А. Исследование привязанности матери и ребенка дошкольного возраста [Электронный ресурс]/ Ю.А. Задорова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - №4. URL: https://cyberleninka.ru/art icle/n/issledovanie-privyazannosti-materi-i-rebenka-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 22.11.2022).
45. Захарова, Т. Н. Образовательное пространство детского сада как фактор социализации дошкольника [Электронный ресурс] /Т.Н. Захарова, В.Н. Белкина // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnoe-prostranstvo-detskogo-sada-kak-faktor-sotsializatsii-doshkolnika (дата обращения: 23.11.2022).
46. Леунина А.Л. Социализация детей в современных педагогических исследованиях [Электронный ресурс].- URL: https://clck.ru/32k2P9 (дата обращения: 23.11.2022).
47. Марцинковская, Т. Д. История детской психологии [Электронный ресурс]. URL: https://syntone.ru/book/istoriya-detskoj-psihologii/?ysclid=las4pazfb0227307417 (дата обращения: 23.11.2022).
48. Парыгин, Б. Д. Философско-социологическое направление социальной психологии [Электронный ресурс] // Психологическая газета (psy.su). - URL: https://psy.su/feed/2311/ (дата обращения: 23.11.2022).
49. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека [Электронный ресурс] / под ред. А.А. Реана. - URL: https://clck.ru/32k5Ts (дата обращения: 23.11.2022).
50. Рогачёва, С. Н. Влияние самопонимания на динамику развития самостоятельности младшего школьника в процессе социализации [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/32k4rF (дата обращения: 23.11.2022).
51. Садилова О. П., Посохова Л. А. Сравнительная характеристика основ культуры воспитания детей в России и за рубежом [Электронный ресурс] / О.П.Садилова, Л.А.Посохова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2018. №1 (213). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnaya-harakteristika-osnov-kultury-vospitaniya-detey-v-rossii-i-za-rubezhom (дата обращения: 22.11.2022).
52. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/32k5AU (дата обращения: 23.11.2022).
53. Смирнова, Е. О. Теория привязанности: концепция и эксперимент [Электронный ресурс]. - URL: https://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP031995/Stp-139_150.htm?ysclid=las2shu7pw863263464#$p139 (дата обращения: 23.11.2022).
54. Фельдштейн, Д. И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития [Электронный ресурс]. - https://ipk74.ru/upload/iblock/0c9/0c9971c3bd65f12a0f79cb6ae218257a.pdf?ysclid=las2lra15c892576592 (дата обращения: 23.11.2022).
55. Шмырева, О. И. Эмоциональное развитие: процесс и содержание [Электронный ресурс]/ О.И. Шмырева, Н.А. Коваль // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. - 2015. - №4 (4). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-razvitie-protsess-i-soderzhanie (дата обращения: 22.11.2022).
1. Авдеева, Н. Н. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ [Текст] / Н.Н. Авдеева, И. В.Хохлачева //Психологическая наука и образование — 2010. № 3.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Аспект Пресс, 2018. — 360 с.
3. Барсукова, О. В. Детско-родительская привязанность как условие социальной адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению [Текст] / О. В. Барсукова. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 44-47. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8840/ (дата обращения: 17.11.2022).
4. Белкина, В. Н. Психолого-педагогические аспекты взаимодействия детей со сверстниками [Текст] / В. Н. Белкина. – Ярославль, 2012.
5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] /Л.И.Божович. М, 2014. – 219 с.
6. Боулби, Дж. Привязанность: пер. с англ. [Текст] / Дж Боулби; общ. ред. и Введение. ст. В. Бурменская. - М.: Гардарики, 2013. - 477 с.
7. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей [Текст] / Дж Боулби. - М., 2013. – 150 с.
8. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения [Текст] / Г. М. Бреслав. М.: Педагогика, 2015. - 140 с.
9. Бриш, К.Х. Терапия нарушений привязанности: От теории к практике [Текст] / К.Х.Бриш. - М.: Когнито-Центр, 2012. - 316 с.
10. Бурменская, Г. В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков [Текст] / Г.В. Бурменская, Е.И.Захарова, О.А.Карабанова, Н.Н.Лебедева, А.Г.Лидерс. М., 2007.
11. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 302 с.
12. Васильева, Е.Н. Ролевая структура детско-родительских отношений: монография [Текст] / Е.Н. Васильева. – Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2015. – 196 с
13. Глоссарий психологических и педагогических терминов к дисциплине "Психология и педагогика" [Текст]: для студентов магистратуры, обучающихся по направлению "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы" / О.П.Рыбникова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Высшая школа народных искусств (академия)". - Санкт-Петербург : ВШНИ, 2018. - 28 с.
14. Ершова, Ю. С. Условия социальной адаптации ребенка в контексте теории Дж. Боулби [Текст] / Ю. С. Ершова // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. – 2007. – № 5.
15. Дубинина, А.С. Роль эмоциональной привязанности к матери в психологическом развитии ребенка [Текст] /А.С.Дубинина // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. - 2019. - № 4(58).
16. Задорова Ю.А. Влияние привязанности близких взрослых на привязанность ребенка [Текст] / Ю.А.Задорова // Психологические новообразования личности в эпоху социальных трансформаций / отв. ред. Н.П. Фетискин. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2015. – С. 126–129.
17. Запорожец, А.В. Большой психологический словарь [Текст] /А.В. Запорожец. Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г.- М.:2003. с. 624
18. Ковалева, А. И. Методологические проблемы исследования социализации [Текст] А.И.Ковалева // Гуманитарные науки: теория и методология. 2012. № 2. С. 19 - 24.
19. Комарова, Т. С. Развитие одаренности и способностей у детей от рождения до 10 лет [Текст] / Т.С.Комарова // Педагогическое образование и наука. - 2015. - № 3. - . 6 – 10.
20. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание [Текст]/ И.А. Кон. М.: «Политиздат», 2016. – 210 с.
21. Лангеймер, Й. - Психическая депривация в детском возрасте [Текст]/ Й.Лангеймер, З.Матейчек. – 2014. – 216 с.
22. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина. - М.: Модэк, 2016.- 384 с.
23. Левашкина, А. О. Идентификация детей разного пола с родителями в полных и неполных семьях: автореферат дис. … канд. психологических наук [Текст] / А. О. Левашкина. – Ярославль, 2013.
24. Мудрик, А.В. Социальная педагогика : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / А.В.Мудрик. — 8-е изд., испр. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 240 с.
25. Мэй, Р., «Искусство психологического консультирования / Пер.с англ. Т.К. Кругловой. – М.: Независимая фирма "Класс"» 2005 https://clck.ru/32k6Bq
26. Прихожан, А.М. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации [Текст] /А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых // Психологическая наука и образование. - 2014. - № 3. - С. 5-12.
27. Скорик, Е. Д. Влияние раннего опыта отношений привязанности с матерью на формирование личности и особенности построения социальных взаимоотношений взрослого человека [Текст] / Е. Д. Скорик // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 317-320.
28. Толстых, Н.Н. Теория Л.И. Божович: личность, психика, индивидуальность [Текст] /Н.Н.Толстых // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 2. С. 85—90
29. Чурекова, Т. М. Социализация детей дошкольного возраста как социально-педагогическая проблема [Текст]/ Т.М.Чурекова, В.Н.Пуранен // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. №1 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-detey-doshkolnogo-vozrasta-kak-sotsialno-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 17.11.2022).
30. Швецова М. Н. Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи: Монография [Текст]/ М.Н.Швецова. – М.: МПГУ, 2013. – 188 с.
31. Allen J.P., Tan J.S. The multiple facets of attachment in adolescence // Handbook of attachment: Theory, research, and clinical applications. 3rd ed. / J. Cassidy, P.R. Shaver (eds.). New York: Guilford Press, 2016. P. 399—415.
32. Calkins S.D., Leerkes E.M. Early attachment processes and the development of emotional self-regulation // Handbook of self-regulation: Research, theory, and applications. 2nd ed. / K.D. Vohs, R.F. Baumeister (eds.). New York: Guilford Press, 2011. P. 355—373
33. Cassidy J. The self and related to mother-child attachment at age six children // Child Develop. 1988. Vol. 59. P. 121—134.
34. Choi Myung Sun Attachment to mother and child. – Atlanta: Edam Books, 2012. – 225 p.
35. Goswami U. Child Psychology: A Very Short Introduction / U. Goswami. - Oxford University Press, 2014. – 144 p.
36. Mikulincer M., Hirschberger G., Nachmias O., Gillath O. The affective component of the secure base schema: Affective priming with representations of attachment security // J. of Person. and Soc. Psychol. 2002. Vol. 81. Р. 305—321.
37. Piaget J. The Psychology Of The Child // J. Piaget. New York: Basic Books, 2004. – 192 p.
38. Авдеева Н. Н. Адаптация ребенка к дошкольному учреждению: влияние матери [Электронный ресурс] // СДО. 2013. №2 (34). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-rebenka-k-doshkolnomu-uchrezhdeniyu-vliyanie-materi (дата обращения: 23.11.2022).
39. Белкина, В. Н. Некоторые психологические аспекты социализации дошкольника [Электронный ресурс] / В. Н. Белкина // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - №5. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-psihologicheskie-aspekty-sotsializatsii-doshkolnika (дата обращения: 22.11.2022).
40. Бурменская, Г. В. Привязанность ребенка к матери как основание типологии развития [Электронный ресурс] / Г.В.Бурменская // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2009. - №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/privyazannost-rebenka-k-materi-kak-osnovanie-tipologii-razvitiya (дата обращения: 17.11.2022).
41. Василенко, М. А. Привязанность ребенка к матери как фактор ранней социализации [Электронный ресурс] // Известия РГПУ им. А. И. Герцена / М.А. Василенко. 2011. №129. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/privyazannost-rebenka-k-materi-kak-faktor-ranney-sotsializatsii (дата обращения: 22.11.2022).
42. Гилева, Н. С. Влияние эмоциональной привязанности ребёнка к матери на становление самооценки старших дошкольников [Электронный ресурс] / Н.С.Гилева // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2016. - №2 (24). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-emotsionalnoy-privyazannosti-rebyonka-k-materi-na-stanovlenie-samootsenki-starshih-doshkolnikov (дата обращения: 17.11.2022).
43. Жихарева, Л. В. Теория привязанности, теоретические и практические аспекты [Электронный ресурс] / Л.В.Жихарева // ПНиО. - 2013. №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-privyazannosti-teoreticheskie-i-prakticheskie-aspekty (дата обращения: 17.11.2022).
44. Задорова Ю. А. Исследование привязанности матери и ребенка дошкольного возраста [Электронный ресурс]/ Ю.А. Задорова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - №4. URL: https://cyberleninka.ru/art icle/n/issledovanie-privyazannosti-materi-i-rebenka-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 22.11.2022).
45. Захарова, Т. Н. Образовательное пространство детского сада как фактор социализации дошкольника [Электронный ресурс] /Т.Н. Захарова, В.Н. Белкина // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnoe-prostranstvo-detskogo-sada-kak-faktor-sotsializatsii-doshkolnika (дата обращения: 23.11.2022).
46. Леунина А.Л. Социализация детей в современных педагогических исследованиях [Электронный ресурс].- URL: https://clck.ru/32k2P9 (дата обращения: 23.11.2022).
47. Марцинковская, Т. Д. История детской психологии [Электронный ресурс]. URL: https://syntone.ru/book/istoriya-detskoj-psihologii/?ysclid=las4pazfb0227307417 (дата обращения: 23.11.2022).
48. Парыгин, Б. Д. Философско-социологическое направление социальной психологии [Электронный ресурс] // Психологическая газета (psy.su). - URL: https://psy.su/feed/2311/ (дата обращения: 23.11.2022).
49. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека [Электронный ресурс] / под ред. А.А. Реана. - URL: https://clck.ru/32k5Ts (дата обращения: 23.11.2022).
50. Рогачёва, С. Н. Влияние самопонимания на динамику развития самостоятельности младшего школьника в процессе социализации [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/32k4rF (дата обращения: 23.11.2022).
51. Садилова О. П., Посохова Л. А. Сравнительная характеристика основ культуры воспитания детей в России и за рубежом [Электронный ресурс] / О.П.Садилова, Л.А.Посохова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2018. №1 (213). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnaya-harakteristika-osnov-kultury-vospitaniya-detey-v-rossii-i-za-rubezhom (дата обращения: 22.11.2022).
52. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/32k5AU (дата обращения: 23.11.2022).
53. Смирнова, Е. О. Теория привязанности: концепция и эксперимент [Электронный ресурс]. - URL: https://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP031995/Stp-139_150.htm?ysclid=las2shu7pw863263464#$p139 (дата обращения: 23.11.2022).
54. Фельдштейн, Д. И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития [Электронный ресурс]. - https://ipk74.ru/upload/iblock/0c9/0c9971c3bd65f12a0f79cb6ae218257a.pdf?ysclid=las2lra15c892576592 (дата обращения: 23.11.2022).
55. Шмырева, О. И. Эмоциональное развитие: процесс и содержание [Электронный ресурс]/ О.И. Шмырева, Н.А. Коваль // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. - 2015. - №4 (4). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-razvitie-protsess-i-soderzhanie (дата обращения: 22.11.2022).