привязанность ребенка к матери как фактор ранней социализации

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 63 63 страницы
  • 55 + 55 источников
  • Добавлена 23.01.2023
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИВЯЗАННОСТИ РЕБЕНКА К МАТЕРИ КАК ФАКТОР РАННЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ 6
1.1 Теории, типы и нарушения психологической привязанности 6
1.2 Понятие ранней социализации, определение и виды 12
1.3 Взаимосвязь привязанности и ранней социализации личности 15
1.4 Особенности психологической работы с нарушением привязанности 26
Выводы по теоретическому исследованию 30

Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИВЯЗАННОСТИ РЕБЕНКА К МАТЕРИ КАК ФАКТОР РАННЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ 32
2.1 Организация и этапы эмпирического исследования 32
2.2 Описание и анализ результатов исследования 38
2.3. Практические рекомендации по развитию чуткости и привязанности у матерей 49
Выводы по эмпирическому исследованию 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………..…………………………………….. 1
Фрагмент для ознакомления

Полученные данные можно трактовать как затруднение со стороны матерей чувствовать и адекватно воспринимать эмоциональные состояния своих детей, им тяжело удается процесс выстраивания эмоциональной стороны взаимодействия отношений с ребенком. Самый высокий показатель в этом блоке – необходимость телесного контакта у матерей девочек. Таким образом, мы отмечаем дефицит чувствительности матерей к своим детям, и как следствие — дети, не чувствуя эмоциональной поддержки в своей жизни, затрудняются распознавать как свои эмоции, так и эмоции сверстников, что создает определенные состоянии напряженности и трудности в эмоциональной саморегуляции у девочек (рисунок 3). Рис. 3. Средние и критериальные значения показателей детско-родительского эмоционального взаимодействия Обратимся к результатам диагностики, проведенной по опроснику И.М.Марковской «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР). Мы использовали вариант опросника, адаптированный для родителей дошкольников и младших школьников.Проведя анализ, мы выявили некоторые особенности взаимодействия мам с детьми, отразили их в виде гистограммы на рисунке 4. Рис. 4. Результаты опросника И.М. Марковской «Взаимодействие родителя с ребенком»Анализ результатов по опроснику «Взаимодействие родителя с ребенком» показывает, что уровень требовательности родителей к детям в исследуемых семьях находится в пределах средних показателей (44%), что свидетельствует о понимании матерями возрастных особенностей детей и отсутствие завышенных требований. Рассматривая результаты второй шкалы, мы можем говорить о том, что к ребенку применяются достаточно строгие меры, а в детско-родительских отношениях действуют жесткие правила. В данных семьях этот уровень соответствует средним значениям. Показатели контроля по исследуемым семьям показывают уровень в 82 %, что свидетельствует о сверх контроле. Это, видимо, связано с двусторонним контролем, а также с особенностями детского возраста.Особенности эмоционального контакта мам с детьми: эмоциональное отношение к ребенку указывает на эмоциональное отношение к ребенку чуть более половины опрошенных мам (53%).Однако, по характеристикам принятия ребенка матери показали значительно более высокие результаты (79%). Это означает, что даже при отсутствии тесной эмоциональной близости с ребенком он принимается таким, какой есть. Наличие сотрудничества между родителями и детьми является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств, отражает партнерство в отношениях родителей и детей. Показатель ниже среднего (42%). При этом уровень тревожность за ребенка не выходит за пределы нормативных (средних) значений (54%), и последовательность их действий в отношении детей также сохраняется (55%). Эти данные косвенно подтверждаются низкими показателями конфронтации (17%). Общая степень удовлетворенности отношениями родителей с детьми (72%) также высокая, что может свидетельствовать о некой защитной реакции родителей - «У нас все хорошо».Методом М. Эйнсворта «Незнакомая ситуация» в модификации М.А.Василенко установлены два типа привязанности, которые условно обозначены как «надежная» и «ненадежная». Среди ненадежного типа привязанности - проявления симбиотического типа привязанности. Представим результаты в таблице 11 и на рисунке 5.Таблица 11Типы привязанности детей младшего дошкольного возраста№Результат экспериментаТип привязанности1.+5Надежный тип привязанности2.+ 12Надежный тип привязанности3.+3Надежный тип привязанности4.+ 9Надежный тип привязанности5.- 4Симбиотический тип привязанности6.+ 9Надежный тип привязанностиДанный метод выявил, что среди детей младшего дошкольного возраста 83% имеют надежный тип привязанности, а 17% симбиотический тип привязанности. В основе симбиоза в детско-родительских отношениях находится гиперпротекция, т.е. такая ситуация в воспитании ребенка в семье, когда родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания. Воспитание - это центральное дело жизни данных родителей.Рис. 5. Типы привязанности детей младшего дошкольного возрастаРебенок с симбиотическим типом привязанности имел усложненную степень адаптации за период ранней социализации к условиям ДОО, болел часто. Учитывая факт, что качество привязанности ребенка к матери оказывает влияние на качество всей детской жизни, а также на способность справляться с травмирующими ситуациями, а в качестве одной из таких ситуаций и выступает болезнь ребенка.2.3. Практические рекомендации по развитию чуткости и привязанности у матерейАнализ результатов, полученных с помощью методики «Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия» Е. И. Захаровой выявил несколько фактов. Анализируя результаты по блоку чувствительности, видим, что самый низкий показатель — способность к сопереживанию у матерей девочек. Безусловно, низкая способность к сопереживанию вызвана тем, что занятость родителей своей профессиональной деятельностью не позволяет им быстро и надолго включаться в жизнь ребенка. Эмоциональные стороны игровой деятельности, общения остаются вне поля зрения. По данным проведенного исследования, отмечается дефицит чувствительности матерей к своим детям, и как следствие — дети, не чувствуя эмоциональной поддержки в своей жизни, затрудняются распознавать как свои эмоции, так и эмоции сверстников, что создает определенные состоянии напряженности и трудности в эмоциональной саморегуляции у девочек.Потому так важно составить методические рекомендации по развитию чуткости и внимательности у матерей. Рекомендации для родителей «Учимся любить своего ребенка».1.Познаем основные секреты, как проявлять родительскую любовь. 1. Изменение взглядов. Ребенок становится внимательный, когда он смотрит в глаза. И чем чаще родители обращают на ребенка суровые взгляды, тем ваше взаимопонимание истощается. Помните о том, что совершаете большие ошибки, когда наказывая, смотрите на ребенка в глаза. Особенно испытывают страх малыши, потому что не понимают такой взгляд и не могут понять, где их любят, а где не любят. Время от времени ребенок перестаёт искать взгляд и пытается не смотреть на собеседника. А ведь с человеком очень сложно говорить, когда не смотрит на тебя. И в таком случае вы можете надеяться, что, когда он вырастет, он наверняка будет иметь проблемы со своими друзьями и коллегами на работе, потому что ему сложно наладить отношения с ними и чувствовать себя в жизни уверенным.2. Целебные прикосновения. Здесь следует учитывать не только любовь, общение и т.д., а любой вид физической связи. Это очень просто: коснись плеча ребенка, чуть его пошевели или волосы взъерошь.3. Чудеса общения. С ребенком необходимо говорить, слушать, советовать, а потом он доверит все секреты, радость и неудачу. Постоянное взаимодействие с ребёнком поможет вам проявить родительскую любовь. Родительская любовь в первую очередь является безусловным принятием ребёнка.2.Учимся активному слушанию. Активная беседа это исключительно полезный прием оптимизации взаимоотношений с ребёнком. Ребенка мало просто слушать, слушать надо так, чтобы он понимал, что его рассказ интересен, что его не просто слушают, но и слышат. Активное слушание – это своего рода «возвращение» ребенку в разговоре того, что он сам рассказал, при это с обозначением чувств ребенка. Существует несколько несложных правил активного слушания:1. Необходимо стоять лицом к ребенку, желательно достигнуть контакта «глаза-в-глаза», при этом и родитель, и ребенок, должны быть на одном уровне, т.е. родителю лучше присесть. Такой контакт обеспечит доверительность диалога, способствует возникновению психологической связи.2. Если ребенок чем-то расстроен – стоит избегать вопросительных форм в разговоре с ним. Это правило нелегко соблюсти, тем не менее это нужно, поскольку вопросительная форма разговора свидетельствует кажется лишенной сострадания3. В процессе диалога необходимо соблюдать«паузу». После каждой фразы родитель должен немножко помолчать, следующее время принадлежит ребенку. Во время паузы ребенок должен разобраться со своими чувствами, подумать, а также проникнуться близостью контакта с родителем. 4. В некоторых случаях может быть очень полезно повторить, что вы поняли, как это случилось с ребёнком, а затем обозначать его чувства. Беседа на принципе активного слушания непривычна в нашей культуре, но она позволяет получить следующие результаты:- отрицательное чувство ребенка исчезает или сильно ослабевает;- ребенок обретает уверенность, что его готов слушать взрослый, и он начинает еще больше говорить о себе, устанавливается истинное доверие ребенка и родителей;- ребенок самостоятельно продвигается к решению своей задачи, то есть становится самостоятельнее, взрослее, адаптированнее;- ребенок сам учится активно слушать близких людей.- родители лучше понимают своего ребёнка.3. Понимаем принцип безусловного принятияНеобходимо учиться принимать ребенка таким, какой он есть. Принять ребёнка, безусловно, означает любить не за красоту, умение, способность, отличие, помощь и так далее, а только за его существование! Нередко ребенок слышит: «Если станешь хорошим ребенком, то я буду любить тебя». Или: «Не жди хорошего от меня, пока не прекратишь лениться, не начнешь помогать дома, слушать меня». Послушайте: эти фразы прямо сообщают ребёнку, что он принимает условно и будет родитель любить его «только если». Условное и объективное отношение к людям - характерное для нашего общества. Это отношение входит и в детское сознание. Удовлетворение потребности в любви и принадлежности, то есть потребности другого, является одной из основных потребностей детей. Он удовлетворен, когда говорите ему о том, что он вам дорог, нужный, важный, что это просто хороший человек. Это сообщение содержит приветливые взгляды, ласковые прикосновения, прямые слова: «Как здорово, что ты родился у нас!», «Я рада видеть тебя», «Я люблю, когда ты находишься дома», «Мне приятно, что мы вместе». Вирджиния Сатир, известный семейный терапевт, рекомендует несколько раз днем обнимать ребенка, когда 4 объятия абсолютно необходимы всем просто для того, чтобы выжить, а чтобы хорошее самочувствие было - не менее 8 объятий в сутки! И ребёнку, и взрослому. Говорят, что ребенку нужно держать руку столько, пока он сам ее не отпустит. Ребенку нужно знать о том, что его родители всегда понимают и принимают, чтобы с ним не случилось. Если ему не приходится получать такие знаки, то появляется эмоциональная проблема, отклонение поведения, а может и нервно-психические болезни. Конечно, ребенку такие знаки безусловного приема особенно необходимы, как пища для растущего организма. Они питают его эмоционально и помогают развиваться психологически. Можно выразить свое недовольство определенными действиями ребенка, а не его действиями в целом. Можно осудить действие ребенка, а не его чувство, каким бы оно ни было нежелательным или «непозволительным».Выводы по эмпирической главеВ проведенном исследовании методом М. Эйнсворт «Незнакомая ситуация» в модификации М.А.Василенко установлены два типа привязанности, условно обозначенные как «надежная» и «ненадежная».Данный метод выявил, что среди детей младшего дошкольного возраста 83% имеют надежный тип привязанности, а 17% симбиотический тип привязанности. В основе симбиоза в детско-родительских отношениях находится гиперпротекция, т.е. такая ситуация в воспитании ребенка в семье, когда родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания. Воспитание - это центральное дело жизни данных родителей.Ребенок с симбиотическим типом привязанности имел усложненную степень адаптации за период ранней социализации к условиям ДОО, часто болел.Установлено влияние характера привязанности на эффективность вхождения в новые социальные среды, что подтверждается нашими исследованиями детей с различными типами привязанностиДети трех лет с ненадежным типом привязанности более подвержены различным заболеваниям в ситуации адаптации к условиям ДОО. Вероятно, это свидетельствует о соматизации стрессовой ситуации в процессе адаптации таких детей к новой социальной среде.ЗАКЛЮЧЕНИЕАнализ использованной литературы показал, что под ранней социализацией понимаетсядвусторонний процесс, когда ребенок усваивает социальный опыт при входе в определенную социальную среду и воспроизводит определенную систему социальных связей за счет вхождения в среду. Следовательно, данный процесс характеризуется как обогащением опытом, так и реализацией себя.Ранняя социализация осуществляется за привязанности ребенка к матери. Привязанность ребенка к матери – это устойчивая связь между ребенком и матерью, стремление и способность к длительной эмоциональной близости с другим человеком и потребность эту близость сохранить. Привязанность отличается от других эмоциональных связей тем, что именно в отношениях привязанности человек переживает чувство защищенности и комфорта.Надежная эмоциональная привязанность ребенка к матери выступает не только одним из главных факторов психического личностного развития, но и фактором выработки социального-нравственного аспекта общественного развития в целом.Кроме того, мама, являясь агентом социализации делает гораздо больше, чем просто обеспечивает соблюдение поведенческих стандартов с помощью прямых инструкций и дисциплины; мама, да и в целом родители вносят свой вклад в социализацию, поддерживая теплые взаимоотношения с ребенком, чутко реагируя на инициативы детей, активно регулируя мероприятия, способствующие развитию сотрудничества с детьми, и структурируя процедуры и ритуалы. Родители в целом, а мамы в частности способствуют социализации детей посредством вербального и невербального общения, которое направлено на ребенка, а также на других членов семьи. Теплота, взаимность и безопасность отношений, которые родители разделяют с детьми, смягчают последствия конкретных процессов социализации, придавая значение инициативам родителей.Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение – это, безусловно, стрессовая ситуация, которая подвергает организм и психику ребёнка серьезным испытаниям. В связи с чемважно обязательно оценивать психологический механизм адаптации детей к ДОО, чтобы помочь емуболее безболезненно пройти данный периода в жизнь малыша и его родителя. Безусловно, проблема соотношения эмоций между детским и родительским взаимодействием и проявления адаптации детей в детском саду довольно многогранна и сложна. Но все же можно сказать, что нестабильность привязанности к матери, дисгармонический характер эмоционального взаимодействия матери и ребенка являются существенными факторами риска дальнейшего социального и психологического развития детей, а в частности может служить ориентировкой для прогноза динамики и окончания адаптационных периодов. В проведенном исследовании методом М. Эйнсворт «Незнакомая ситуация» в модификации М.А.Василенко выявлено, что среди детей младшего дошкольного возраста 83% имеют надежный тип привязанности, а 17% симбиотический тип привязанности. Ребенок с симбиотическим типом привязанности часто болеет простудными заболеваниями, требует от родителей повышенного внимания, опеки.Анализ результатов, полученных с помощью методики «Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия» Е. И. Захаровой выявил несколько фактов: - самый низкий показатель — способность к сопереживанию у матерей девочек. Безусловно, низкая способность к сопереживанию вызвана тем, что занятость родителей своей профессиональной деятельностью не позволяет им быстро и надолго включаться в жизнь ребенка. Эмоциональные стороны игровой деятельности, общения остаются вне поля зрения; - дефицит чувствительности матерей к своим детям, и как следствие — дети, не чувствуя эмоциональной поддержки в своей жизни, затрудняются распознавать как свои эмоции, так и эмоции сверстников, что создает определенные состоянии напряженности и трудности в эмоциональной саморегуляции у девочек.Необходима коррекционная работа по развитию чуткости и внимательности у матерей. Родителям представлены методические рекомендации.Полученные данные в исследовании можно использовать практическим психологам, работающим в детских садах. При обращении ребенка к детскому саду необходимо оценить качество связи и характер эмоциональных отношений и взаимоотношений матери и ребенка. В процессе адаптации в соответствии с психологическим сопровождением семьи родители могут в консультационной форме давать рекомендации по развитию и коррекции эмоциональных отношений с ребенком при необходимости. Это позволит обеспечить наилучшие условия адаптации малыша в детском саду и позволит устроить плавный переход от домашнего к общественному воспитанию.Задачи решены, цель, достигнута. Гипотезаисследования: успешность процесса ранней социализации ребенка зависит от привязанности ребенка к матери и ее качества; влияет на адаптацию ребенка к условиям социальной среды (ДОО) – нашла свое подтверждение.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАвдеева, Н. Н. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ[Текст] / Н.Н.Авдеева, И. В.Хохлачева //Психологическая наука и образование — 2010. № 3.Андреева, Г.М. Социальная психология[Текст]: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Аспект Пресс, 2018. — 360 с.Барсукова, О. В. Детско-родительская привязанность как условие социальной адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению[Текст] / О. В. Барсукова. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 44-47. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8840/ (дата обращения: 17.11.2022).Белкина, В. Н. Психолого-педагогические аспекты взаимодействия детей со сверстниками [Текст] / В. Н. Белкина. – Ярославль, 2012. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте[Текст] /Л.И.Божович. М, 2014. – 219 с.Боулби, Дж. Привязанность: пер. с англ. [Текст] / Дж Боулби; общ.ред. и Введение. ст. В. Бурменская. - М.: Гардарики, 2013. - 477 с. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей[Текст] / ДжБоулби. - М., 2013. – 150 с.Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения [Текст] / Г. М. Бреслав. М.: Педагогика, 2015. - 140 с.Бриш, К.Х. Терапия нарушений привязанности: От теории к практике [Текст] / К.Х.Бриш. -М.: Когнито-Центр, 2012. - 316 с.Бурменская, Г. В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков[Текст]/ Г.В.Бурменская, Е.И.Захарова, О.А.Карабанова, Н.Н.Лебедева, А.Г.Лидерс. М., 2007.Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 302 с.Васильева, Е.Н. Ролевая структура детско-родительских отношений: монография [Текст] / Е.Н. Васильева. – Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2015. – 196 сГлоссарий психологических и педагогических терминов к дисциплине "Психология и педагогика" [Текст]: для студентов магистратуры, обучающихся по направлению "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы" / О.П.Рыбникова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Высшая школа народных искусств (академия)". - Санкт-Петербург : ВШНИ, 2018. - 28 с.Ершова, Ю. С. Условия социальной адаптации ребенка в контексте теории Дж. Боулби [Текст] / Ю. С. Ершова // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. – 2007. – № 5.Дубинина, А.С. Роль эмоциональной привязанности к матери в психологическом развитии ребенка[Текст]/А.С.Дубинина // Universum: Психология и образование: электрон.научн. журн. - 2019. - № 4(58). Задорова Ю.А. Влияние привязанности близких взрослых на привязанность ребенка[Текст] / Ю.А.Задорова // Психологические новообразования личности в эпоху социальных трансформаций / отв. ред. Н.П. Фетискин. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2015. – С. 126–129. Запорожец, А.В. Большой психологический словарь [Текст] /А.В.Запорожец. Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г.- М.:2003. с. 624Ковалева, А. И. Методологические проблемы исследования социализации[Текст] А.И.Ковалева // Гуманитарные науки: теория и методология. 2012. № 2. С. 19 - 24.Комарова, Т. С. Развитие одаренности и способностей у детей от рождения до 10 лет[Текст]/Т.С.Комарова // Педагогическое образование и наука. - 2015. - № 3. - . 6 – 10.Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание[Текст]/ И.А. Кон. М.: «Политиздат», 2016. – 210 с.Лангеймер, Й. - Психическая депривация в детском возрасте [Текст]/ Й.Лангеймер, З.Матейчек. – 2014. – 216 с. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка[Текст] / М.И. Лисина. - М.: Модэк, 2016.- 384 с.Левашкина, А. О. Идентификация детей разного пола с родителями в полных и неполных семьях: автореферат дис. … канд. психологических наук[Текст] / А. О. Левашкина. – Ярославль, 2013.Мудрик, А.В. Социальная педагогика : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования[Текст] / А.В.Мудрик. — 8-е изд., испр. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 240 с. Мэй, Р., «Искусство психологического консультирования / Пер.с англ. Т.К.Кругловой.– М.: Независимая фирма "Класс"» 2005https://clck.ru/32k6BqПрихожан, А.М. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации[Текст]/А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых // Психологическая наука и образование. - 2014. - № 3. - С. 5-12.Скорик, Е. Д. Влияние раннего опыта отношений привязанности с матерью на формирование личности и особенности построения социальных взаимоотношений взрослого человека[Текст] / Е. Д. Скорик // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 317-320.Толстых, Н.Н. Теория Л.И. Божович: личность, психика, индивидуальность[Текст] /Н.Н.Толстых // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 2. С. 85—90Чурекова, Т. М. Социализация детей дошкольного возраста как социально-педагогическая проблема [Текст]/ Т.М.Чурекова, В.Н.Пуранен // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. №1 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-detey-doshkolnogo-vozrasta-kak-sotsialno-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 17.11.2022).Швецова М. Н. Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи: Монография [Текст]/ М.Н.Швецова. – М.: МПГУ, 2013. – 188 с.Allen J.P., Tan J.S. The multiple facets of attachment in adolescence // Handbook of attachment: Theory, research, and clinical applications. 3rd ed. / J. Cassidy, P.R. Shaver (eds.). New York: Guilford Press, 2016. P. 399—415.Calkins S.D., Leerkes E.M. Early attachment processes and the development of emotional self-regulation // Handbook of self-regulation: Research, theory, and applications. 2nd ed. / K.D. Vohs, R.F. Baumeister (eds.). New York: Guilford Press, 2011. P. 355—373Cassidy J. The self and related to mother-child attachment at age six children // Child Develop. 1988. Vol. 59. P. 121—134. Choi Myung SunAttachment to mother and child. – Atlanta: Edam Books, 2012. – 225 p.Goswami U. Child Psychology: A Very Short Introduction / U. Goswami. - Oxford University Press, 2014. – 144 p.Mikulincer M., Hirschberger G., Nachmias O., Gillath O. The affective component of the secure base schema: Affective priming with representations of attachment security // J. of Person. and Soc. Psychol. 2002. Vol. 81. Р. 305—321. Piaget J. ThePsychologyOfTheChild // J. Piaget. New York: Basic Books, 2004. – 192 p.Авдеева Н. Н. Адаптация ребенка к дошкольному учреждению: влияние матери [Электронный ресурс] // СДО. 2013. №2 (34). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-rebenka-k-doshkolnomu-uchrezhdeniyu-vliyanie-materi (дата обращения: 23.11.2022).Белкина, В. Н. Некоторые психологические аспекты социализации дошкольника [Электронный ресурс] / В. Н. Белкина // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - №5. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-psihologicheskie-aspekty-sotsializatsii-doshkolnika (дата обращения: 22.11.2022).Бурменская, Г. В. Привязанность ребенка к матери как основание типологии развития[Электронный ресурс]/ Г.В.Бурменская // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2009. - №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/privyazannost-rebenka-k-materi-kak-osnovanie-tipologii-razvitiya (дата обращения: 17.11.2022). Василенко, М. А. Привязанность ребенка к матери как фактор ранней социализации[Электронный ресурс] // Известия РГПУ им. А. И. Герцена / М.А. Василенко. 2011. №129. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/privyazannost-rebenka-k-materi-kak-faktor-ranney-sotsializatsii (дата обращения: 22.11.2022).Гилева, Н. С. Влияние эмоциональной привязанности ребёнка к матери на становление самооценки старших дошкольников [Электронный ресурс] /Н.С.Гилева // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2016. - №2 (24). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-emotsionalnoy-privyazannosti-rebyonka-k-materi-na-stanovlenie-samootsenki-starshih-doshkolnikov (дата обращения: 17.11.2022).Жихарева, Л. В. Теория привязанности, теоретические и практические аспекты [Электронный ресурс] /Л.В.Жихарева // ПНиО. - 2013. №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-privyazannosti-teoreticheskie-i-prakticheskie-aspekty (дата обращения: 17.11.2022).Задорова Ю. А. Исследование привязанности матери и ребенка дошкольного возраста [Электронный ресурс]/ Ю.А.Задорова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - №4. URL: https://cyberleninka.ru/art icle/n/issledovanie-privyazannosti-materi-i-rebenka-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 22.11.2022).Захарова, Т. Н. Образовательное пространство детского сада как фактор социализации дошкольника [Электронный ресурс] /Т.Н.Захарова, В.Н.Белкина // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnoe-prostranstvo-detskogo-sada-kak-faktor-sotsializatsii-doshkolnika (дата обращения: 23.11.2022).Леунина А.Л. Социализация детей в современных педагогических исследованиях[Электронный ресурс].- URL:https://clck.ru/32k2P9(дата обращения: 23.11.2022).Марцинковская, Т. Д. История детской психологии [Электронный ресурс].URL: https://syntone.ru/book/istoriya-detskoj-psihologii/?ysclid=las4pazfb0227307417(дата обращения: 23.11.2022).Парыгин, Б. Д. Философско-социологическое направление социальной психологии [Электронный ресурс] //Психологическая газета (psy.su). - URL: https://psy.su/feed/2311/ (дата обращения: 23.11.2022).Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека [Электронный ресурс] / под ред. А.А. Реана. - URL: https://clck.ru/32k5Ts(дата обращения: 23.11.2022).Рогачёва, С. Н. Влияние самопонимания на динамику развития самостоятельности младшего школьника в процессе социализации [Электронный ресурс]. – URL:https://clck.ru/32k4rF (дата обращения: 23.11.2022).Садилова О. П., Посохова Л. А. Сравнительная характеристика основ культуры воспитания детей в России и за рубежом [Электронный ресурс] / О.П.Садилова, Л.А.Посохова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2018. №1 (213). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnaya-harakteristika-osnov-kultury-vospitaniya-detey-v-rossii-i-za-rubezhom (дата обращения: 22.11.2022).Словарь терминов по общей и социальной педагогике[Электронный ресурс]. URL:https://clck.ru/32k5AU (дата обращения: 23.11.2022).Смирнова, Е. О. Теория привязанности: концепция и эксперимент [Электронный ресурс]. - URL: https://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP031995/Stp-139_150.htm?ysclid=las2shu7pw863263464#$p139(дата обращения: 23.11.2022).Фельдштейн, Д. И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития [Электронный ресурс]. - https://ipk74.ru/upload/iblock/0c9/0c9971c3bd65f12a0f79cb6ae218257a.pdf?ysclid=las2lra15c892576592(дата обращения: 23.11.2022).Шмырева, О. И. Эмоциональное развитие: процесс и содержание [Электронный ресурс]/ О.И.Шмырева, Н.А. Коваль // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. - 2015. - №4 (4). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-razvitie-protsess-i-soderzhanie (дата обращения: 22.11.2022).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдеева, Н. Н. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ [Текст] / Н.Н. Авдеева, И. В.Хохлачева //Психологическая наука и образование — 2010. № 3.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Аспект Пресс, 2018. — 360 с.
3. Барсукова, О. В. Детско-родительская привязанность как условие социальной адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению [Текст] / О. В. Барсукова. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 44-47. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8840/ (дата обращения: 17.11.2022).
4. Белкина, В. Н. Психолого-педагогические аспекты взаимодействия детей со сверстниками [Текст] / В. Н. Белкина. – Ярославль, 2012.
5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] /Л.И.Божович. М, 2014. – 219 с.
6. Боулби, Дж. Привязанность: пер. с англ. [Текст] / Дж Боулби; общ. ред. и Введение. ст. В. Бурменская. - М.: Гардарики, 2013. - 477 с.
7. Боулби, Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей [Текст] / Дж Боулби. - М., 2013. – 150 с.
8. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения [Текст] / Г. М. Бреслав. М.: Педагогика, 2015. - 140 с.
9. Бриш, К.Х. Терапия нарушений привязанности: От теории к практике [Текст] / К.Х.Бриш. - М.: Когнито-Центр, 2012. - 316 с.
10. Бурменская, Г. В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков [Текст] / Г.В. Бурменская, Е.И.Захарова, О.А.Карабанова, Н.Н.Лебедева, А.Г.Лидерс. М., 2007.
11. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 302 с.
12. Васильева, Е.Н. Ролевая структура детско-родительских отношений: монография [Текст] / Е.Н. Васильева. – Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2015. – 196 с
13. Глоссарий психологических и педагогических терминов к дисциплине "Психология и педагогика" [Текст]: для студентов магистратуры, обучающихся по направлению "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы" / О.П.Рыбникова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Высшая школа народных искусств (академия)". - Санкт-Петербург : ВШНИ, 2018. - 28 с.
14. Ершова, Ю. С. Условия социальной адаптации ребенка в контексте теории Дж. Боулби [Текст] / Ю. С. Ершова // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. – 2007. – № 5.
15. Дубинина, А.С. Роль эмоциональной привязанности к матери в психологическом развитии ребенка [Текст] /А.С.Дубинина // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн. - 2019. - № 4(58).
16. Задорова Ю.А. Влияние привязанности близких взрослых на привязанность ребенка [Текст] / Ю.А.Задорова // Психологические новообразования личности в эпоху социальных трансформаций / отв. ред. Н.П. Фетискин. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2015. – С. 126–129.
17. Запорожец, А.В. Большой психологический словарь [Текст] /А.В. Запорожец. Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г.- М.:2003. с. 624
18. Ковалева, А. И. Методологические проблемы исследования социализации [Текст] А.И.Ковалева // Гуманитарные науки: теория и методология. 2012. № 2. С. 19 - 24.
19. Комарова, Т. С. Развитие одаренности и способностей у детей от рождения до 10 лет [Текст] / Т.С.Комарова // Педагогическое образование и наука. - 2015. - № 3. - . 6 – 10.
20. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание [Текст]/ И.А. Кон. М.: «Политиздат», 2016. – 210 с.
21. Лангеймер, Й. - Психическая депривация в детском возрасте [Текст]/ Й.Лангеймер, З.Матейчек. – 2014. – 216 с.
22. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина. - М.: Модэк, 2016.- 384 с.
23. Левашкина, А. О. Идентификация детей разного пола с родителями в полных и неполных семьях: автореферат дис. … канд. психологических наук [Текст] / А. О. Левашкина. – Ярославль, 2013.
24. Мудрик, А.В. Социальная педагогика : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / А.В.Мудрик. — 8-е изд., испр. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 240 с.
25. Мэй, Р., «Искусство психологического консультирования / Пер.с англ. Т.К. Кругловой. – М.: Независимая фирма "Класс"» 2005 https://clck.ru/32k6Bq
26. Прихожан, А.М. Особенности развития личности детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации [Текст] /А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых // Психологическая наука и образование. - 2014. - № 3. - С. 5-12.
27. Скорик, Е. Д. Влияние раннего опыта отношений привязанности с матерью на формирование личности и особенности построения социальных взаимоотношений взрослого человека [Текст] / Е. Д. Скорик // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 317-320.
28. Толстых, Н.Н. Теория Л.И. Божович: личность, психика, индивидуальность [Текст] /Н.Н.Толстых // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 2. С. 85—90
29. Чурекова, Т. М. Социализация детей дошкольного возраста как социально-педагогическая проблема [Текст]/ Т.М.Чурекова, В.Н.Пуранен // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. №1 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-detey-doshkolnogo-vozrasta-kak-sotsialno-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 17.11.2022).
30. Швецова М. Н. Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи: Монография [Текст]/ М.Н.Швецова. – М.: МПГУ, 2013. – 188 с.
31. Allen J.P., Tan J.S. The multiple facets of attachment in adolescence // Handbook of attachment: Theory, research, and clinical applications. 3rd ed. / J. Cassidy, P.R. Shaver (eds.). New York: Guilford Press, 2016. P. 399—415.
32. Calkins S.D., Leerkes E.M. Early attachment processes and the development of emotional self-regulation // Handbook of self-regulation: Research, theory, and applications. 2nd ed. / K.D. Vohs, R.F. Baumeister (eds.). New York: Guilford Press, 2011. P. 355—373
33. Cassidy J. The self and related to mother-child attachment at age six children // Child Develop. 1988. Vol. 59. P. 121—134.
34. Choi Myung Sun Attachment to mother and child. – Atlanta: Edam Books, 2012. – 225 p.
35. Goswami U. Child Psychology: A Very Short Introduction / U. Goswami. - Oxford University Press, 2014. – 144 p.
36. Mikulincer M., Hirschberger G., Nachmias O., Gillath O. The affective component of the secure base schema: Affective priming with representations of attachment security // J. of Person. and Soc. Psychol. 2002. Vol. 81. Р. 305—321.
37. Piaget J. The Psychology Of The Child // J. Piaget. New York: Basic Books, 2004. – 192 p.
38. Авдеева Н. Н. Адаптация ребенка к дошкольному учреждению: влияние матери [Электронный ресурс] // СДО. 2013. №2 (34). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-rebenka-k-doshkolnomu-uchrezhdeniyu-vliyanie-materi (дата обращения: 23.11.2022).
39. Белкина, В. Н. Некоторые психологические аспекты социализации дошкольника [Электронный ресурс] / В. Н. Белкина // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - №5. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-psihologicheskie-aspekty-sotsializatsii-doshkolnika (дата обращения: 22.11.2022).
40. Бурменская, Г. В. Привязанность ребенка к матери как основание типологии развития [Электронный ресурс] / Г.В.Бурменская // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2009. - №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/privyazannost-rebenka-k-materi-kak-osnovanie-tipologii-razvitiya (дата обращения: 17.11.2022).
41. Василенко, М. А. Привязанность ребенка к матери как фактор ранней социализации [Электронный ресурс] // Известия РГПУ им. А. И. Герцена / М.А. Василенко. 2011. №129. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/privyazannost-rebenka-k-materi-kak-faktor-ranney-sotsializatsii (дата обращения: 22.11.2022).
42. Гилева, Н. С. Влияние эмоциональной привязанности ребёнка к матери на становление самооценки старших дошкольников [Электронный ресурс] / Н.С.Гилева // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2016. - №2 (24). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-emotsionalnoy-privyazannosti-rebyonka-k-materi-na-stanovlenie-samootsenki-starshih-doshkolnikov (дата обращения: 17.11.2022).
43. Жихарева, Л. В. Теория привязанности, теоретические и практические аспекты [Электронный ресурс] / Л.В.Жихарева // ПНиО. - 2013. №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-privyazannosti-teoreticheskie-i-prakticheskie-aspekty (дата обращения: 17.11.2022).
44. Задорова Ю. А. Исследование привязанности матери и ребенка дошкольного возраста [Электронный ресурс]/ Ю.А. Задорова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2017. - №4. URL: https://cyberleninka.ru/art icle/n/issledovanie-privyazannosti-materi-i-rebenka-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 22.11.2022).
45. Захарова, Т. Н. Образовательное пространство детского сада как фактор социализации дошкольника [Электронный ресурс] /Т.Н. Захарова, В.Н. Белкина // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnoe-prostranstvo-detskogo-sada-kak-faktor-sotsializatsii-doshkolnika (дата обращения: 23.11.2022).
46. Леунина А.Л. Социализация детей в современных педагогических исследованиях [Электронный ресурс].- URL: https://clck.ru/32k2P9 (дата обращения: 23.11.2022).
47. Марцинковская, Т. Д. История детской психологии [Электронный ресурс]. URL: https://syntone.ru/book/istoriya-detskoj-psihologii/?ysclid=las4pazfb0227307417 (дата обращения: 23.11.2022).
48. Парыгин, Б. Д. Философско-социологическое направление социальной психологии [Электронный ресурс] // Психологическая газета (psy.su). - URL: https://psy.su/feed/2311/ (дата обращения: 23.11.2022).
49. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека [Электронный ресурс] / под ред. А.А. Реана. - URL: https://clck.ru/32k5Ts (дата обращения: 23.11.2022).
50. Рогачёва, С. Н. Влияние самопонимания на динамику развития самостоятельности младшего школьника в процессе социализации [Электронный ресурс]. – URL: https://clck.ru/32k4rF (дата обращения: 23.11.2022).
51. Садилова О. П., Посохова Л. А. Сравнительная характеристика основ культуры воспитания детей в России и за рубежом [Электронный ресурс] / О.П.Садилова, Л.А.Посохова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2018. №1 (213). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnaya-harakteristika-osnov-kultury-vospitaniya-detey-v-rossii-i-za-rubezhom (дата обращения: 22.11.2022).
52. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/32k5AU (дата обращения: 23.11.2022).
53. Смирнова, Е. О. Теория привязанности: концепция и эксперимент [Электронный ресурс]. - URL: https://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP031995/Stp-139_150.htm?ysclid=las2shu7pw863263464#$p139 (дата обращения: 23.11.2022).
54. Фельдштейн, Д. И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития [Электронный ресурс]. - https://ipk74.ru/upload/iblock/0c9/0c9971c3bd65f12a0f79cb6ae218257a.pdf?ysclid=las2lra15c892576592 (дата обращения: 23.11.2022).
55. Шмырева, О. И. Эмоциональное развитие: процесс и содержание [Электронный ресурс]/ О.И. Шмырева, Н.А. Коваль // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. - 2015. - №4 (4). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-razvitie-protsess-i-soderzhanie (дата обращения: 22.11.2022).