Основные направления логопедического сопровождения младших школьников с РАС в образовательной организации.
Заказать уникальный реферат- 19 19 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 10.01.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Особенности психического развития детей с расстройством аутистического спектра в младшем школьном возрасте 5
2. Специфика работы с детьми с расстройством аутистического спектра 9
3. Организация логопедической работы с младшими школьниками с РАС 14
Заключение 17
Список использованной литературы 19
3. Понимание письменных инструкций. Составляются предложения, в которых используются разные существительные и один и тот же глагол. 4. Чтение предложений. Составляются предложения к серии сюжетных картинок, на которых одно действующее лицо выполняет разные действия (Кошка сидит. Кошка спит. Кошка бежит.)Для повышения эффективности логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями в школе используются как традиционные, так инетрадиционные методики.Традиционных методов и приемов:1. Словесные - «коммуникативная атака» (выбор эмоционально привлекательного момента - ароматерапии, музыки, стихотворения - того, что способно привлечь), показ образца, пояснение, беседа, рассказ, чтение, педагогическая оценка.2. Практические (конструирование, моделирование, задания творческого характера, игры).3. Логопедический массаж - используется с целью стимуляции кинестетических ощущений, для нормализации мышечного тонуса. В результате изменяется состояние мышц, тканей речевого аппарата[6]. Из нетрадиционных методов и приемов[8]:1. Вербально-поведенческий подход (подкрепление, выбор, моделирование повелительного операнта, побочное и дискретное обучение (разбивание сложного действия на шаги). 2. Альтернативная коммуникация (жесты, карточки PECS (когда карточка заменяет слово), визуальное расписание, звуковые игры (озвученные буквы, живой календарь), интерактивный глобус, таблицы, устройства, эмоциональное комментирование). 3. Кинезиологические упражнения (использование движений для развития речи). 4. Работа с песком. Это направление помогает сформировать, развить и совершенствовать мелкую моторику, зрительную и двигательную координацию; снять напряжение с мышц пальцев рук, развить тактильное восприятие и фонематический слух; совершенствовать грамматический строй речи; расширять и обогащать словарь ребенка; развить связную речь; знакомить ребенка с окружающим миром, в том числе со свойствами песка и воды. 5. Глобальное чтение. Позволяет развивать импрессивную речь и мышление до овладения произношением, развивает зрительное внимание и память. Ребенок учится узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Слова должны обозначать известные предметы, действия, явления. Вводить данный тип чтения можно не раньше, чем ученик сможет соотносить предмет и его изображение, подбирать парные предметы или картинки [6].Таким образом, коррекционно-логопедическая работа с детьми школьного возраста с расстройствами аутистического спектра реализуется в ходе индивидуальных и групповых занятий, которые строятся по принципу чередования различных обучающих заданий и дидактических игр в строгом соответствии с расписанием, алгоритмом, а также учитывается национально-региональный компонент.ЗаключениеДля нашей страны прежде было характерно включать в национальную систему образования таких детей, которые имеют нарушения развития. Однако, в настоящее время, всфере специального образования большое внимание уделяется проблеме интеграции детей в ограниченными возможностями здоровья в общественную жизнь. Особое внимание при этом уделяется детям с расстройством аутистическогоспектра ввиду того, что с каждым годом происходит увеличениеколичество таких растройств. Расстройства аутистического спектра - это группа сложных дезинтегративных нарушений психического развития, характеризующихся отсутствием навыков социального взаимодействия, общения, стереотипным поведением, приводящих к плохой социальной адаптации. Обучение детей с РАС затруднено ввиду характерных проявленийданного заболевания: нарушением контакта, избирательностью в установлении контактов, недостаточной речевой активностью, крайне низким уровнем социализации, проявлениями дезадаптивного и аффективного поведения, во многих случаях неспособностью установить зрительный и тактильный контакт с ребенком.При планировании заданий с таким ребенком, следует учитывать тот факт, что для них характерна быстрая психическая пресыщаемость и при этом легкое физическое истощение. В связи с этим особенную актуальность приобретает организация индивидуально адаптированного темпа занятий, возможность своевременного обмена и отдыха. Это можно сделать даже в классной обстановке, запланировав, чтобы такой ребенок временно мог выйти из общего ритма, а затем вернутся к общим занятиям. Коррекционно-логопедическая работа с детьми школьного возраста с расстройствами аутистического спектра реализуется в ходе индивидуальных и групповых занятий, которые строятся по принципу чередования различных обучающих заданий и дидактических игр в строгом соответствии с расписанием, алгоритмом , а также учитывается национально-региональный компонент. Для повышения эффективности логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями в школе используются как традиционные, так и нетрадиционные методики.Список использованной литературыАйрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с. англ. Юлии Даре]. – М. :Теревинф, 2009. – 272 с.Андреева С.В. Логопедическая работа с младшими школьниками, имеющими расстройства аутистического спектра и интеллектуальные нарушения / С.В. Андреева // Аутизм и нарушения развития. – 2020. – Т. 18. – № 1 (66). – С. 76—84.Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: младший дошкольный возраст / Е.Р. Баенская // Альманах института коррекционной педагогики РАО. – 2001. – № 4Верхотурцева Е.Е. Ребенок с расстройством аутистического спектра / Е.Е. Верхотурцева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2016. – №1. – С. 86-89Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. – М.: Теревинф, 1997. – 300 с.Ооржак А.В. Особенности логопедического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра / А.В. Ооржак // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. – 2019. – №2 (47). – С. 27-32Смолина С.А. Особенности работы с детьми с расстройством аутистического спектра / С.А. Смолина, А.Д. Бакутина // International scientific review. – 2020. – №LXXI. – С. 119-120Ступак Л. А. Использование нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений в логопедической работе / Л. А. Ступак, И. С. Огородова, А. А. Челыше-ва, С. А. Кимяева // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Международной научной конференции (г. Чита, апрель 2016 г.). – Чита: Молодой ученый, 2016. – С. 120-123.Тютюнникова Н. Б. Расстройства аутистического спектра /Н.Б. Тютюнникова // Архивариус. – 2019. – №11 (44). – С. 33-34Хаустов А. В. Организация окружающей среды для социализации и развития коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра/ А. В. Хаустов // Аутизм и нарушения развития. – 2009. – №1. – С.1-12.Delano M. The effects of social stories on the social engagement of children with autism /M. Delano, M. E. Snell // Journal of Positive Behavior Interventions. – 2006. – №8(1). – P.29–42.Franchini M, Glaser B, Wood de Wilde H, Gentaz E, Eliez S, Schaer M. (2017) Social orienting and joint attention in preschoolers with autism spectrum disorders / M.Franchini, B.Glaser, H.Wood de Wilde, E. Gentaz, S. Eliez, M. Schaer // Botbol M, ed. PLoS ONE. – 2017. – № 12(6):Sanchack Kristian E., Craig A Thomas. Autism Spectrum Disorder /E. Sanchack Kristian, A Thomas. Craig// Primary Care Principles, 201.. – Dec.15. – №94(12). – P. 972-979.
1. Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с. англ. Юлии Даре]. – М. :Теревинф, 2009. – 272 с.
2. Андреева С.В. Логопедическая работа с младшими школьниками, имеющими расстройства аутистического спектра и интеллектуальные нарушения / С.В. Андреева // Аутизм и нарушения развития. – 2020. – Т. 18. – № 1 (66). – С. 76—84.
3. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: младший дошкольный возраст / Е.Р. Баенская // Альманах института коррекционной педагогики РАО. – 2001. – № 4
4. Верхотурцева Е.Е. Ребенок с расстройством аутистического спектра / Е.Е. Верхотурцева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2016. – №1. – С. 86-89
5. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. – М.: Теревинф, 1997. – 300 с.
6. Ооржак А.В. Особенности логопедического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра / А.В. Ооржак // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. – 2019. – №2 (47). – С. 27-32
7. Смолина С.А. Особенности работы с детьми с расстройством аутистического спектра / С.А. Смолина, А.Д. Бакутина // International scientific review. – 2020. – №LXXI. – С. 119-120
8. Ступак Л. А. Использование нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений в логопедической работе / Л. А. Ступак, И. С. Огородова, А. А. Челыше-ва, С. А. Кимяева // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Международной научной конференции (г. Чита, апрель 2016 г.). – Чита: Молодой ученый, 2016. – С. 120-123.
9. Тютюнникова Н. Б. Расстройства аутистического спектра / Н.Б. Тютюнникова // Архивариус. – 2019. – №11 (44). – С. 33-34
10. Хаустов А. В. Организация окружающей среды для социализации и развития коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра/ А. В. Хаустов // Аутизм и нарушения развития. – 2009. – №1. – С.1-12.
11. Delano M. The effects of social stories on the social engagement of children with autism / M. Delano, M. E. Snell // Journal of Positive Behavior Interventions. – 2006. – № 8(1). – P. 29–42.
12. Franchini M, Glaser B, Wood de Wilde H, Gentaz E, Eliez S, Schaer M. (2017) Social orienting and joint attention in preschoolers with autism spectrum disorders / M. Franchini, B. Glaser, H. Wood de Wilde, E. Gentaz, S. Eliez, M. Schaer // Botbol M, ed. PLoS ONE. – 2017. – № 12(6):
13. Sanchack Kristian E., Craig A Thomas. Autism Spectrum Disorder / E. Sanchack Kristian, A Thomas. Craig// Primary Care Principles, 201.. – Dec.15. – № 94(12). – P. 972-979.
Вопрос-ответ:
Какие основные направления логопедического сопровождения младших школьников с расстройством аутистического спектра в образовательной организации?
Основные направления логопедического сопровождения младших школьников с расстройством аутистического спектра в образовательной организации включают работу над развитием коммуникативных навыков, развитием речи, усвоением и пониманием письменных инструкций, развитием творческого и логического мышления, адаптацией к социальным нормам и общению с другими детьми.
Какие особенности психического развития детей с расстройством аутистического спектра в младшем школьном возрасте?
Дети с расстройством аутистического спектра в младшем школьном возрасте имеют ряд особенностей в психическом развитии. Они испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми, обладают ограниченными интересами и повторяющимися действиями, испытывают трудности в усвоении и понимании инструкций, имеют проблемы с адаптацией к новым ситуациям и изменениям в режиме, ограничены в своей коммуникативной способности и могут проявлять повышенную чувствительность к стимулам окружающей среды.
В чем специфика работы с детьми с расстройством аутистического спектра?
Специфика работы с детьми с расстройством аутистического спектра заключается в необходимости индивидуального подхода к каждому ребенку, учете его особенностей и потребностей. В работе с такими детьми важно использовать профессиональные методики и приемы, направленные на развитие коммуникативных навыков, способствовать развитию самостоятельности и адаптации в обществе. Также необходимо помнить о важности создания специальной атмосферы в классе, где дети с расстройством аутистического спектра чувствовали себя комфортно и защищенно.
Какие основные направления логопедического сопровождения младших школьников с расстройством аутистического спектра в образовательной организации?
Основные направления логопедического сопровождения младших школьников с расстройством аутистического спектра в образовательной организации включают работу над развитием коммуникативных навыков, улучшением понимания и использования языка, развитием речи и связной речи, а также обучением чтению и письму.
Какие особенности психического развития детей с расстройством аутистического спектра в младшем школьном возрасте?
Дети с расстройством аутистического спектра в младшем школьном возрасте могут иметь следующие особенности психического развития: нарушения социальной взаимодействия, ограниченные интересы и занятия, повторяющиеся стереотипные действия, трудности в коммуникации, нарушения в социальной адаптации и понимании эмоций других людей.
Какая специфика работы с детьми с расстройством аутистического спектра?
Работа с детьми с расстройством аутистического спектра требует индивидуального подхода и использования специфических методов и техник. Важно создать поддерживающую и структурированную среду, использовать визуальные помощники, развивать навыки коммуникации и социального взаимодействия, а также обеспечить предсказуемость и последовательность в обучении и повседневной жизни.
Как организовать логопедическую работу с младшими школьниками с расстройством аутистического спектра?
Организация логопедической работы с младшими школьниками с расстройством аутистического спектра должна быть индивидуальной и адаптированной к особенностям каждого ребенка. Важно учитывать и развивать конкретные проблемные области, использовать визуальные и аудиальные подсказки, работать над развитием коммуникативных навыков и речи, а также включать родителей и учителей в процесс логопедического сопровождения.
Как дети с расстройством аутистического спектра понимают письменные инструкции?
Для детей с расстройством аутистического спектра понимание письменных инструкций может быть сложным. Возможно потребуется упрощение инструкций, использование визуальных подсказок или использование других методов обучения, например, через действие или моделирование.
Какие основные направления логопедического сопровождения младших школьников с расстройством аутистического спектра в образовательной организации?
Логопедическое сопровождение младших школьников с расстройством аутистического спектра в образовательной организации включает такие основные направления, как коммуникативное развитие, развитие речи и чтения, развитие социальных навыков, обучение саморегуляции и адаптации, а также работа над развитием моторики и координации движений.
Какие особенности психического развития детей с расстройством аутистического спектра в младшем школьном возрасте?
Дети с расстройством аутистического спектра в младшем школьном возрасте могут иметь такие особенности психического развития, как нарушения коммуникативных навыков, ограниченность интересов и повторяющиеся стереотипные действия, трудности в установлении и поддержании взаимоотношений с другими людьми, трудности в саморегуляции и адаптации, а также нарушения в познавательной сфере.
Какая специфика работы с детьми с расстройством аутистического спектра?
Специфика работы с детьми с расстройством аутистического спектра включает индивидуальный подход к каждому ребенку, использование специальных методик и техник, направленных на развитие ключевых навыков, таких как коммуникация, социализация, саморегуляция и адаптация, а также создание безопасной и структурированной образовательной среды.