Эпоха дворцовых переворотов и культура: тормозящие и стимулирующие факторы.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Культурология
  • 10 10 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 11.01.2023
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1 Русская культура во времена дворцовых переворотов – стимулирующие факторы
4
2 Культурный упадок во времена дворцовых переворотов 7
Заключение 8
Список литературы 10
Фрагмент для ознакомления

Фактически период с 1725 по 1762 год был временем очень сложного оформления отношений между самодержавной властью и дворянством [8]. Эти отношения строились на компромиссе, где власть гарантировала дворянству привилегии взамен на абсолютную верность в службе со стороны дворян. Вне зависимости от того, какой была власть: сильной или слабой, в таких отношениях именно представители власти выступали в качестве сильного партнера. Разумеется, в ходе дворцовых переворотов, дворянство сумело достичь некоторых своих целей – Манифест о вольности дворянству тому яркий пример. Но все же они не смогли добиться всего желаемого – достижение политических прав, ограничение самодержавия, письменное оформление негласных договоров с престолом. Несмотря на всю борьбу, русская монархия осталась абсолютистской. Несмотря на слабость правителей, Россия уверенно следовала вектору, заданному Петром I. Были выиграны Война за польское наследство, Русско-турецкая война и Русско-шведская война, участие в Семилетней войне 1756-1763 гг., несмотря на свою неэффективность для России, подтвердила силу русской армии [9]. Кроме того, Российская империя, особенно в период правления Елизаветы Петровны, стала утверждать себя не только как важнейшая военно-политическая сила Европы, но и как важный центр европейской культуры.Эти успехи не должны затмевать очевидные проблемы. Не было нормального механизма преемственности власти, а политика слишком зависела от превратностей придворной судьбы, а финансовый кризис так и не был преодолен.Таким образом, подытоживая исследование, можно сделать определенные выводы. Во-первых, нельзя однозначно сказать, что во время дворцовых переворотов имели место быть исключительно негативные стороны в области развития культуры. Разумеется, возникали сложности – постоянная смена власти незаконным способом влияла на жизнь государства в целом. Зачастую власть удовлетворяла только свои интересы, нарушая многовековые традиции и законы. Это сильно тормозило развитие тех или иных отраслей культуры, а из-за отсутствия власти и его окружения к различным видам искусства и культуры, некоторые в этот период почти не развивались. Несмотря на это, есть и положительные стороны. Сложные периоды создают необходимость открытий. Таким образом в литературе появляется новое направление, которое в дальнейшем сыграет огромную роль в судьбе русской литературы на мировой арене. Также толчок в развитии в определенный период дворцовых переворотов получила и наука. Нельзя забывать о том факте, что во времена дворцовых переворотов, открылись имена, остающиеся громкими по сей день – такие как М.В. Ломоносов, А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин, И. А. Крылов [10]. Подводя итоги, важно отметить следующее: разумеется, дворцовые перевороты оказали определенное влияние на культурное развитие. Но именно этот сложный период, хоть и притормозил некоторые отросли, дал развитие другим областям культуры, что не могло не сказаться положительно на культурном наследии страны. Список литературы Люттвак, Эдвард Государственный переворот. Практическое пособие. — Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, Унив. Дм. Пожарского. 2019.Курукин И. В. Бирон. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Молодая гвардия, 2014. — 432 с.Безвременье и временщики. Воспоминания об эпохе дворцовых переворотов (1720—1760 гг.) / Под ред. Е. В. Анисимова. — Л.: Худож. литература, 1991. Брикнер А. Г. История Петра Великого. — М.: ООО «АСТ», 2004. — 668 с. Анисимов Е. В. Россия без Петра. 1725—1740 гг. — Л.: Лениздат, 1994. — 496 с. Соловьёв В. М. Русская культура с древнейших времён до наших дней. — М.: Белый город, 2004. — 735 с.Курукин И. В. Эпоха «дворских бурь»: очерки политической истории послепетровской России (1725—1762 гг.). — СПб: Наука, 2019. — 757 с.Пчелов Е. В. Все дворцовые перевороты. Как и по какому праву передавалась власть в XVIII веке [Электронный ресурс] :// Arzamas. URL: https://arzamas.academy/materials/849Лиштенан, Ф. Д. Елизавета Петровна: Императрица, не похожая на других. — М., 2012. — 640 с.Стахорский С. В. Русская культура: попул. ил. энциклопедия. — М.: Дрофа-Плюс, 2006. — 815 с

1. Люттвак, Эдвард Государственный переворот. Практическое пособие. — Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, Унив. Дм. Пожарского. 2019.
2. Курукин И. В. Бирон. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Молодая гвардия, 2014. — 432 с.
3. Безвременье и временщики. Воспоминания об эпохе дворцовых переворотов (1720—1760 гг.) / Под ред. Е. В. Анисимова. — Л.: Худож. литература, 1991.
4. Брикнер А. Г. История Петра Великого. — М.: ООО «АСТ», 2004. — 668 с.
5. Анисимов Е. В. Россия без Петра. 1725—1740 гг. — Л.: Лениздат, 1994. — 496 с.
6. Соловьёв В. М. Русская культура с древнейших времён до наших дней. — М.: Белый город, 2004. — 735 с.
7. Курукин И. В. Эпоха «дворских бурь»: очерки политической истории послепетровской России (1725—1762 гг.). — СПб: Наука, 2019. — 757 с.
8. Пчелов Е. В. Все дворцовые перевороты. Как и по какому праву передавалась власть в XVIII веке [Электронный ресурс] : // Arzamas. URL: https://arzamas.academy/materials/849
9. Лиштенан, Ф. Д. Елизавета Петровна: Императрица, не похожая на других. — М., 2012. — 640 с.
10. Стахорский С. В. Русская культура: попул. ил. энциклопедия. — М.: Дрофа-Плюс, 2006. — 815 с

Вопрос-ответ:

Какие факторы стимулировали русскую культуру во время дворцовых переворотов?

Русская культура во время дворцовых переворотов была стимулирована несколькими факторами. Во-первых, дворцовая среда создавала благоприятные условия для развития и поддержки искусства. Меценатство императоров и мощная система придворного стиля вдохновляли художников, музыкантов и писателей на создание произведений искусства. Во-вторых, эпоха дворцовых переворотов связывалась с ростом национального самосознания и интересом к русской культуре. Многие деятели искусства стремились создать произведения, отражающие национальную идентичность и традиции. В-третьих, существование дворцовых библиотек, театров и академий способствовало распространению знаний и развитию образованности в обществе.

Почему во времена дворцовых переворотов происходил культурный упадок?

Во времена дворцовых переворотов происходил культурный упадок по нескольким причинам. Во-первых, политическая нестабильность и борьба за власть отвлекали правителей и дворянство от поддержки и развития культуры. Финансовые ресурсы, которые могли быть направлены на культурные проекты, были растратлены на военизированные действия и переброску власти. Во-вторых, репрессии и цензура ограничивали свободу слова и творчества, что приводило к угнетению идей и культурного развития. В-третьих, период был характеризован стремлением к западной модернизации, что снижало интерес к русской культуре и приводило к пропаганде и принятию иностранных идей и образцов.

Какие компромиссы были заключены между самодержавной властью и дворянством во время дворцовых переворотов?

Во время дворцовых переворотов были заключены компромиссы между самодержавной властью и дворянством. Самодержавие гарантировало дворянству привилегии, такие как освобождение от повинностей, юридическая неприкосновенность и право на земельную собственность. Взамен, дворянство обязывалось быть абсолютно верным и служить самодержавию. Этот компромисс обеспечивал дворянству привилегии и защиту, но также подразумевал полную зависимость от власти.

Какие были тормозящие факторы в культуре России во времена дворцовых переворотов?

Одним из тормозящих факторов было отсутствие стабильности и постоянных правил во внутренней политике. Перевороты и смены монархов приводили к неопределенности и недоверию, что замедляло развитие культуры. Также весь фокус власти был сосредоточен на политических и военных вопросах, что отвлекало внимание от развития и поддержки искусства и культуры.

Какие были стимулирующие факторы для развития русской культуры во времена дворцовых переворотов?

Одним из ключевых стимулирующих факторов было формирование придворной культуры. При каждой перезмене монарха менялись придворные круги и с ними культурные предпочтения и вкусы, что способствовало разнообразию и развитию искусства и литературы. Также стимуляцией служили государственные праздники и торжества, на которых олицетворялась величие и мощь русской империи, искусство становилось своего рода визитной карточкой страны.

Каким был культурный упадок во времена дворцовых переворотов в России?

Во времена дворцовых переворотов в России наблюдался культурный упадок из-за существенного ослабления государственной поддержки искусства. Регулярные перевороты и смены власти не позволяли формировать стабильные программы и проекты в области культуры. Также в дворянском обществе было распространено пренебрежение к просвещению и развитию культуры, что создавало неблагоприятную атмосферу для развития искусства.

Как сформировались отношения между самодержавной властью и дворянством во времена дворцовых переворотов?

Отношения между самодержавной властью и дворянством во времена дворцовых переворотов формировались на основе компромисса. Власть гарантировала дворянству привилегии и особый статус, взамен дворяне должны были проявлять абсолютную верность и служить государству. Такие отношения были важными для обеспечения стабильности в стране и поддержания верности дворянства к монарху и власти.

Что представляло собой эпоха дворцовых переворотов?

Эпоха дворцовых переворотов - это период в истории России с 1725 по 1762 год, когда происходили частые смены монархов и политические интриги вокруг дворцовых иерархий. В этот период власть в России нередко передавалась в результате дворцовых переворотов, когда различные дворянские фракции боролись за влияние и власть в стране.