Природное и фольклорное начала поэзии С. Есенина
Заказать уникальную курсовую работу- 24 24 страницы
- 9 + 9 источников
- Добавлена 14.01.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение ……………………………………………………………………………3
1. С. А. Есенин. Краткая биография ………………………………………………5
2. Природные мотивы творчества С. А. Есенина ………………………………..7
2.1. Древесные образы в лирике С. Есенина ……………………………………..7
2.2 Образ животных в стихотворениях Есенина ……………………….……….17
3. Фольклорное начало в поэзии С. Есенина ……………………………………21
Заключение ………………………………………………………………………..24
Список литературы …………………………………………………………….…25
И если в первом стихотворении написано"в холмахзеленых табуны коней", то в следующих: Покосившая избенка, Плач овцы, и вдали на ветруМашет тощим хвостом лошаденка,Заглядевшись в неласковый пруд.("Этой грусти теперь не рассыпать…", 1924 г.)Деревня приходит в упадок, что изменяет образ коня - гордый и величественный конь «превратился» в «лошаденку», которая отображаетбедность крестьян. Своеобразная специфика в написании стихотворений С. Есенинапроявляется в изображенииили упоминании животных в быту, проявляется в том, что он не становится анималистом. По его понятиям животные являютсячастью жизни человека и его быта. Поэтописывает ихкак источникхудожественно – философского понятия окружающего нас мира. В своем стихотворении «Корова» (1915 г.) С. Есенин пользуется принципом антропоморфизма – животное имеет человеческие мысли и чувства. В строках стихотворения поэт описывает старость животного:дряхлая, выпали зубы,свиток годов на рогах…Образ собаки в стихотворении «Песнь о собаке» (1915 г.)наделенсхожестью с женщиной, что выражено в чувствах материнства, таком же сильном как и у женщин. Собака-мамапечалится при смерти своих детенышей, которых «хозяин хмурый» утопил в проруби. В своих стихотворениях Есенин наделяет кота, как воплотителя домашнего уюта и очага. Кошки присутствуют в жизни человеческой с давних времен: Старый кот к махотке крадетсяНа парное молоко.(« В хате." , 1914)В произведениях С. Есенина анималистическое сравнение или зооморфная метафора периодическиперерастает в развернутый образ:Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.(«Осень». ,1914 – 1916 г.) Рыжий цвет листьев с деревьев в осенний период вызывает ассоциацию с "рыжей кобылой". Но осень не только "рыжая кобыла" (сходство по цвету), она "чешет гриву": образ раскрывается через сравнение с животным зримо, в красках, звуках, движениях. Поступь осени сравнивается с поступью коня. Таким образом, при изучении в стихотворениях образов животных в творчестве С. Есенина, можно прийти к выводу, что поэт может решить проблему при использовании анималистики в своих работах.Включением образов животных в свои произведения, поэт показывает и раскрывает исторические события, какие то душевные переживания человека, в некоторых стихотворениях животные способствуют раскрытию глубоких прелестей природы родного края.3. Фольклорное начало в поэзии С. ЕсенинаТворчество раннего Есенина связана с традициями народного творчества. Творческий путь поэтаположил свое начало с подражания фольклору. В автобиографии он вспоминал: «Стихи начал писать, подражая частушкам. К стихам расположили песни, которые я слышал кругом себя…»?Связь поэта с фольклором продолжаласьв течение его жизни. Он собирал частушки, которых у него насчитывалось в пределах четырех тысяч. Семья С. Есенина обладала творческим потенциалом: мать –лучшая песенница в селе, отец – имел хороший голос, также считался песенником. Дедушка Сергея Александровича, который его воспитывал, знал много песен. Есенин хорошо знал творчество большинства русских писателей: Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Языкова, Никитина и пр. С самого раннего детства поэт впитывал культуру, частушки, поверья и стали источником его вдохновенья творчества. В ранней поэзии С. А. Есенина можно услышать печенные и частушечные мотивы, образы устной лирики, которые он мастерски менял. В своём творчестве поэтобъединил фольклорно-песенное начало и индивидуальность.Есенин ставил перед собой две цели:1. Стремление сохранить в сюжете изначальный традиционный дух.2. Прилагал усилия для создания оригинальности звучания сочинения. Элементы фольклорной поэтики Есенин использует при раскрытии характеров героя, при изображении различных настроений, внешних деталей портрета, при описании природы и для передачи «колорита». Поэзия Есенинаимеет народно-песенный характер,свидетельство томупервый стихотворный сборника "Радуница". Название и содержание сборника связан с циклом весенних народных песен, которые имеют почти такое же название "радовицкими" или "радоницкими весняками". Они показывают весеннюю озорную радость молодой пробуждающейся жизни весны.В изучении творчества С. Есенина, можно заметить различные любовные жизненные ситуации, например приглашение невесты на свидание, измена милой и вызванные этим событием переживания юноши, рассуждение молодой девушки о своей нерадостной судьбе, которую ей предсказывают приметы природы и т.д.Есенинввел в свой творческий процесс своего лирического героя в традиционную сюжетную схему,что можно наблюдать в стихотворении«Под венком лесной ромашки...» (1911 г.). Основой для его созданиястала народная песня, в которой повествуется о девушке, которое потеряла колечко и вместе с ним надежду на счастье:Потеряла я колечко,Потеряла я любовь.А по этому колечкуБуду плакать день и ночь.Есенин изложил это событие так: главный герой здесь плотник, который делал на берегу реки лодку и случайно уронил «кольцо милашки в струи пенистой волны». Кольцо забрала щука, после чего девушка находит нового друга. По сути, поэт пересказал фольклорный сюжет, конкретизирует, после чего появляется авторский образ:Не нашлось мое колечко,Я пошел с тоски на луг,Мне вдогон смеялась речка:У милашки новый друг.Новые образы «оживили» лирическое действие, придав ему«оттенок реальности», что отвечало целью поэта на первом этапе его работы с фольклором. В дальнейшем Есенин стал придерживаться других правил, создавая произведения с устно-художественной основой. Он стал стремиться к тому, чтобы, не теряя связи с традиционным текстом в его ключевых моментах, «отойти от него» в подборе поэтических образов и деталей. В данном случае появлялись новые стихи, лишь отдалённо напоминающие собой оригинал. Примером может послужить стихотворение «Зашумели над затоном тростники...» (1914 г.). Оно перекликается с известной народной песней «Помню, я еще молодушкой была».ЗаключениеИсходя из изученного материала, можно сделать вывод, что народная песенная традиция в лирике стихотворений Сергея Есенина имело яркое и живое отображение, благодаря чему его творчество получилонародное признание. Он тонко«чувствовал русскую душу», душу своей родины. Есенин уникальнымспособом«оживлял» пейзажи русской природы в своих поэтических строках. Большинство его стихотворений схожие с фольклорным жанром, народным творчеством, которые отображают личностные переживания, имеющие индивидуальный окрас. В то же время поэт сохранял форму, рифму, основные мотивы и линии устного народного творчества. Его поэзия душевная, восторженная и грустная, страдальческая. Это можно увидеть и в частушках поэта.Помимо фольклорного мотива, в его стихотворениях присутствует песенный жанр - романса, который приобрел популярностьв исполнительной поэзии Сергея Есенина. Творчество великого русского поэта С. Есенина актуально в наши дни. Его уникальные стихотворения можно услышать в песнях современных эстрадных певцов.Творчество поэта изучают в школах, песни исполняют ученики на уроках музыки.Сергей Александрович Есенин оставилнаследие в истории русской культуры, раскрывая истинную красоту родного края и Родины. Список использованных источников и литературы1. Кошечкин С. П. "Весенней гулкой ранью..." - М., 1984. 2. Марченко А. М. Поэтический мир Есенина. - М., 1972. 3. Прокушен Ю. Л. Сергей Есенин' Образ, стихи, эпоха. - М., 1979.4. Есенин С. А. Спит ковыль. Равнина дорогая. Стихотворение, 1925 г.5. Соколов А. Г. С.А. Есенин. История русской литературы конца XIX - начала XX вв. Учебное пособие. - М.: Академия, 1999 г. Юдкевич Л.Г. Певец и гражданин. Изд-во Казанского ун-та, 1976 г., с. 116. С. А. Есенин – «Поэт-человек» (cyberleninka.ru)7. Журнал "Современное есениноведение" - содержание выпуска № 3 за 2005 год (elibrary.ru)8. Воздух будущей России - Статьи - Литературная газета (lgz.ru)9. Сергей Есенин и искусство : Сборник научных трудов. — М. : ИМЛИ РАН, 2014 (imwerden.de)
1. Кошечкин С. П. "Весенней гулкой ранью..." - М., 1984.
2. Марченко А. М. Поэтический мир Есенина. - М., 1972.
3. Прокушен Ю. Л. Сергей Есенин' Образ, стихи, эпоха. - М., 1979.
4. Есенин С. А. Спит ковыль. Равнина дорогая. Стихотворение, 1925 г.
5. Соколов А. Г. С.А. Есенин. История русской литературы конца XIX - начала XX вв. Учебное пособие. - М.: Академия, 1999 г. Юдкевич Л.Г. Певец и гражданин. Изд-во Казанского ун-та, 1976 г., с. 11
6. С. А. Есенин – «Поэт-человек» (cyberleninka.ru)
7. Журнал "Современное есениноведение" - содержание выпуска № 3 за 2005 год (elibrary.ru)
8. Воздух будущей России - Статьи - Литературная газета (lgz.ru)
9. Сергей Есенин и искусство : Сборник научных трудов. — М. : ИМЛИ РАН, 2014 (imwerden.de)
Вопрос-ответ:
Какая была краткая биография Сергея Есенина?
Сергей Есенин был русским поэтом, родился в деревне Константиново в 1895 году. Он стал известен своими лирическими стихами, наполненными природными мотивами и фольклорными элементами. Есенин был членом литературного движения "Серебряный век" и активно участвовал в культурной жизни России. Однако, его жизнь была непростой, он страдал от депрессии и проблем с алкоголем. В 1925 году Есенин покончил с собой в возрасте 30 лет.
Какие природные мотивы можно найти в творчестве Сергея Есенина?
Сергей Есенин был известен своей любовью к природе, которая отражалась в его стихах. Он описывал красоту русской природы, вдохновляясь ее образами. В его лирике можно найти образы деревьев, цветов, рек, закатов и звездного неба. Природа для Есенина была сильным источником вдохновения и позволяла ему выразить свои эмоции и чувства.
Какие древесные образы можно найти в лирике Сергея Есенина?
В лирике Сергея Есенина можно найти много древесных образов. Он описывал березы, сосны, ивы и другие деревья, придавая им особую символическую значимость. Например, в его стихах береза часто выступала как символ чистоты и нежности, а сосна - как символ силы и упорства. Древесные образы использовались Есениным для передачи своего эмоционального состояния и образа мира.
Какие образы животных можно найти в стихотворениях Есенина?
Образы животных являются важной частью стихотворений Сергея Есенина. Он описывал различных животных, таких как волки, лебеди, лошади, кошки и др., придавая им символическое значение. Например, волки могли символизировать дикий и необузданный дух, лебеди - красоту и грацию, лошади - силу и быстроту. Образы животных использовались Есениным для передачи глубоких эмоций и образа мира.
Какова краткая биография Сергея Есенина?
Сергей Александрович Есенин (1895-1925) - русский поэт, один из наиболее популярных и любимых авторов в начале XX века. Его биография включает в себя раннее детство в селе Константиново, переезд в Москву, общение с литературными кругами, создание собственной поэзии, путешествия по стране и за ее пределами, романтические отношения, бурную личную жизнь, а также трагическую смерть в возрасте 30 лет.
Какие природные мотивы присутствуют в творчестве Сергея Есенина?
Сергей Есенин изображал природу в своих стихах весьма ярко и образно. Он вдохновлялся картинами родной русской природы - полевыми цветами, березами, реками, зарослями травы. Многие его стихотворения наполнены образами деревьев, цветов, птиц и животных.
Какие древесные образы присутствуют в лирике Сергея Есенина?
В лирике Сергея Есенина можно встретить множество образов деревьев. Он описывает их красоту, молодость и старость, их ветви, стволы и листву. Некоторые известные древесные образы в его стихах - березы, сосны, ивы, осинки и дубы.
Какие образы животных исконно русских можно найти в стихотворениях Есенина?
В стихотворениях Сергея Есенина можно найти образы различных животных, которые являются символами русской природы и культуры. Это могут быть образы волков, медведей, коней, птиц (соловья, грачей, журавлей) и др. Есенин описывает их характеры и поведение, создавая яркие образы, полные силы и величия.
Какое фольклорное начало присутствует в поэзии Сергея Есенина?
Поэзия Сергея Есенина пронизана фольклорным началом. Он часто использовал мотивы и образы из русских народных сказок и песен. Есенин вдохновлялся народной мудростью, обычаями и традициями, и его поэзия отражает глубину и многогранность русской народной культуры.