РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Заказать уникальную дипломную работу- 71 71 страница
- 33 + 33 источника
- Добавлена 20.01.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Понятие познавательного интереса 8
1.2. Психолого-педагогические основы развития познавательного интереса у обучающихся младшего школьного возраста 16
1.3. Характеристика особенностей внеурочной деятельности в начальной школе 22
1.4. Особенности развития познавательного интереса к изучению русского языка в процессе внеурочной деятельности 26
1.5. Краткие выводы по главе I 27
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1. Организационно-методические основы исследования 29
2.2. Оценка уровня развития познавательного интереса у обучающихся 3 класса 37
2.3. Особенности программы внеурочной деятельности по изучению русского языка как средство формирования познавательного интереса у обучающихся 3 класса 43
2.4. Оценка результативности применения программы 56
2.5. Краткие выводы по главе II 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
Молодцы! Давайте вспомним – что такие фразеологизмы? Верно, фразеологизмы – это устойчивые неделимые сочетания слов, которые употребляются в переносном смысле.Учитель: Мы едем дальше и вторая наша станция – это гора Олимп в Греции (Презентация – слайд 3 «Станция – гора Олимп»). Древние греки рассказывали такую историю – когда-то богиня раздора Эрида посетила свадьбу и бросила в толпу яблоко с надписью «Прекраснейшей». На той свадьбе были богини Гера, Афина и Афродита. Каждая считала, что она и есть та самая прекраснейшая, которой предназначено яблоко. Между богинями возникла ссора. С тех пор говорят о яблоке раздора. Как вам кажется, что значит этот фразеологизм? Выберите вариант ответа: вкусный плод, красивый подарок, предмет ссоры?Дети отвечают.Учитель: Верно, это то, что вызывает ссору, является предметом раздора. Учитель клеит на доску карточку с иллюстрацией к фразеологизму «яблоко раздора».Учитель: А мы двигается к следующей станции, которая называется Русь славянская (Презентация – слайд 4 «Станция – Русь славянская»). Где это мы оказались? Что вы видите (на изображении на слайде деревня и репница)?Ответ детей.Учитель: Верно, это славянская деревня. Как вы думаете, что кушали наши предки? Ответ детей.Учитель: Нет, раньше не было тех продуктов, к которым мы привыкли сейчас. Не было гречки, которая была завезена только в VII веке. Рис появился уже в царствование Петра I, а картофеля привезут на Русь лишь в конце XVII века. Наши предки питались местными продуктами. Это были каши и хлеб их пшеницы, овса, молочные и мясные продукты и многочисленные овощи, например капуста и репа. Репа росла по всей Руси, она была неприхотлива и позволяла прокормить семью. Простота выращивания, распространенность репы и послужила источником фразеологизма «проще пареной репы». Что, как вам кажется, означает этот фразеологизм? Ответ детей.Учитель: Верно, это простота, возможность получить что-то без дополнительных усилий. Учитель клеит на доску карточку с иллюстрацией к фразеологизму «проще пареной репы».Учитель: Давайте выберем из предложенных фразеологизмов такие же по смыслу (Презентация – Слайд 5 «Проще пареной репы», фразеологизмы появляются по одному по щелчку мыши). Итак, какие фразеологизмы схожи по смыслу с фразеологизмом «проще пареной репы» – проще простого, как рыба в воде, ахиллесова пята, без сучка и задоринки, водить за нос?Ответ детей.Учитель: Молодцы. Наша следующая станция – это станция Луковая (Презентация – слайд 5 «Станция Луковая»). Что вы видите на изображении (человек режет лук и плачет)?Ответ детей.Учитель: А почему плачет этот человек? У него что-то случилось?Ответ детей.Учитель: Что же по-вашему может означать фразеологизм «горе луковое».Ответ детей.Учитель: Верно. Горе луковое – это незадачливый, несобранный человек, растяпа, недотепа. Учитель клеит на доску карточку с иллюстрацией к фразеологизму «горе луковое».Учитель: Давайте попробуем подобрать синонимы. Какие фразеологизмы из тех, что я перечислю, схожи с этим (Презентация – слайд 6 «Горе луковое», фразеологизмы появляются по одному по щелчку мыши) – везет как утопленнику, в понедельник родился, козел отпущения, пасынок судьбы, на кого все шишки валятся?Ответ детей.Заключение.Учитель: Молодцы. Итак, ребята, путешествие наше подходит к концу. Что вы узнали из сегодняшнего занятия? Какие фразеологизмы вам понравились больше всего?Тема 7. Животные во фразеологизмахЦель: изучение значения и происхождения фразеологизмов«тянуть кота за хвост», «как курица лапой», «лить крокодильи слезы».Задачи:Закрепить понятие «фразеологизмы».Развить навыки анализа значения и происхождения фразеологизмов.Обогатить запас фразеологизмов в речи обучающихся.Воспитать интерес к родному языку.Оборудование:Карточки с иллюстрациями к фразеологизмам «тянуть кота за хвост», «как курица лапой», «лить крокодильи слезы», «слон на ухо наступил».Доска.Заранее подготовленные детьми пантомимы по темам фразеологизмов.Ход занятия:Организационный момент.Учитель: Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами продолжим изучать фразеологизмы. На прошлом занятии мы познакомились с фразеологизмами на тему растений, а сегодня поговорим о животных.Основная часть занятия.Учитель:Итак, давайте поиграем в игру «Крокодил» и угадаем первый фразеологизм. Вера и Саша, покажите нам свой фразеологизм. А мы попытаемся угадать что это такое.Дети демонстрируют фразеологизм.Учитель: Итак, что изобразили Вера и Саша?Дети отвечают.Учитель: Верно, тянуть кота за хвост (выставляется карточка на доску). О чем этот фразеологизм?Дети отвечают.Учитель: Верно, он о медлительности, о том, что кто-то медленно выполняет свои действия. Какие аналогичные фразеологизмы вы можете вспомнить?Дети отвечают.Учитель: Верно, это такие фразеологизмы как тянуть резину, тянуть канитель, не мычит не телится, водить хороводы, в час по чайной ложке. Учитель: Давайте посмотрим, что для нас приготовили Вася и Петя. Что это за фразеологизм?Дети демонстрируют фразеологизм.Учитель: Итак, что изобразили Вас и Петя?Дети отвечают.Учитель: Верно, как курица лапой (выставляется карточка на доску). О чем этот фразеологизм?Дети отвечают.Учитель: Верно, он о небрежности, о том, что кто-то пишет рисует неаккуратно, непонятно, неразборчиво. Какие аналогичные фразеологизмы вы можете вспомнить?Дети отвечают.Учитель: Верно, это такие фразеологизмы как как сорока набродила, спустя рукава, филькина грамота.Учитель: А теперь посмотри выступлениеОли и Аси. Что это за фразеологизм?Дети демонстрируют фразеологизм.Учитель: Итак, что изобразили Оля и Ася?Дети отвечают.Учитель: Верно, лить крокодиловы слезы (выставляется карточка на доску). О чем этот фразеологизм?Дети отвечают.Учитель: Верно, он о фальшивости, о притворстве, неискренности, лицемерии. Какие аналогичные фразеологизмы вы можете вспомнить?Дети отвечают.Учитель: Верно, это такие фразеологизмы как кривить душой, наигранные чувства. Заключение.Учитель: Итак, мы с вами изучили фразеологизмы с участием животных. Какие фразеологизмы вам запомнились? Какие понравились больше всего?Тема 8. ИгротекаЦель: повторение словарных слов, фразеологизмов в речи, определений их значения.Задачи:Закрепить правописание словарных слов, понятие «фразеологизмы».Закрепить навыки написания словарных слов, применения словарных слов и фразеологизмов в речи.Выработка навыка коллективной работы.Воспитать интерес к родному языку.Оборудование:Карточки по темам.Кроссворд, напечатанный на листке бумаги.Листок со стихотворением С. Маршака Ночная страница» Ход занятия:Организационный момент.Учитель: Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами поиграем. Давайте поделимся на три команды.Основная часть занятия.Игра №1 «Объедини слова».Необходимы карточки со словами, в которых пропущены буквы (1 команда – корова, собака, щенок, баран, капуста, морковь, салат, арбуз, 2 команда – ученик, учитель, класс, дежурный, воробей, ворона, сорока, дятел, 3 команда – машина, завод, фабрика, работа, посуда, стакан, тарелка, свокородка).Учитель:Вам предлагается карточки со словарными словами. В каждой карточке пропущены буквы. Вставьте нужную букву и разделите карточки на две группы.Игра №2 «Кроссворд». Учитель: У вас есть листочки с кроссвордом. Давайте отгадаем его. Для этого придется найти ответ на загадки.231564897Итак, задания по горизонтали:1. Без рук, без ног, а дерево гнёт (ветер).2. Весною зеленела, летом загорала, осенью надела красные кораллы (рябина).3. Листы у нее белые-белые, они не падают с веток. На них я ошибки делаю среди полосок и клеток (тетрадь).6. Космос на одной странице, На другой странице – дом, На последней – хвост жар-птицы. А все вместе я … (альбом).7. От него – здоровье, сила и румянец щёк всегда. Белое, а не белила, жидкое, а не вода (молоко).Задания по вертикали:3. Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит. А в один из теплых дней май сережки дарит ей (береза).5. Оно из шерсти иль из драпа, Из меха воротник богатый, А чтобы вы не заболели, Согреет вас от злой метели! (пальто).8. Светит, сверкает, всех согревает (солнце).9. Разукрасил чародей Окна все в домах людей. Чьи узоры? – Вот вопрос. Их нарисовал... (мороз).Игра №3 «Словарные прятки».Учитель: В одной из стихотворений С. Маршака, которые вы видите на листке, спрятались словарные слова. Найдите их.Игра №4 «Собери фразеологизмы». Необходимы карточки со словами к фразеологизмам ловить ворон, стреляный воробей, хоть волком вой, голодный как волк, дойная корова, божий одуванчик, пальмы первенства, получить на орехи, хуже горкой редьки, белены объелся.Учитель: Кто-то подшутил над нами и рассыпал слова, которые составляют фразеологизмы. Давайте соберем их.Игра №5 «Найди объяснение». Необходима карточка-задание с фразеологизмами и объяснениями.Таскать каштаны из огняОдного поля ягодыВажная шишкаХоть трава не растиБезразличноСхожие друг с другом людиЗначительныйТрудная работаУчитель: Васе дано задание найти объяснение к фразеологизмам. Давайте ему поможем. Соедините чертой фразеологизм и его объяснение.Заключение.Учитель: Итак, мы с вами поиграли и повторили словарные слова и фразеологизмы. Что для вас было наиболее сложным? А что больше всего понравилось?Таким образом, применялась комплексная программа внеурочной деятельности, связанная с урочной деятельностью. 2.4. Оценка результативности применения программыРезультаты теста №1 представлены в таблице 8.Из таблицы следует, что результат детей по тесту №1 может быть оценен как выше среднего. В частности, время, которое ребенок проводит за выполнение заданий по русскому языку в среднем было оценено на 2,45±0,09 баллов из 3, сценарий поведения при получении задания на сообразительность – на 2,45±0,09 баллов из 3, время, проводимое учащимся за чтением серьезной дополнительной литературы – на 2,61±0,09 баллов из 3, уровень эмоциональности в отношении обучающегося к занятиям – на 2,52±0,09 баллов из 3, частота задаваемых вопросов – на 2,48±0,09 балла из 3, связь деятельности обучающегося с выбором профессии – на 1,81±0,09 баллов из 3, способность обучающихся заниматься, жертвуя развлечениями – на2,45±0,09 баллов из 3, к самостоятельности – на 2,39±0,09 баллов из 3.Таблица Результаты теста №1 после эксперимента№№Результат123456781323332222233222333223332224222222335222333226233332337233222228323322229332221221033223233113332223312322332321322332233142332322215333221321633323222172323323218223332231923232122203223322321223222222232332223232332323324222221222533222133262322323227323231322832232222292233312230223322223132332233Среднее значение2,45±0,092,45±0,092,61±0,092,52±0,092,48±0,091,81±0,092,45±0,092,39±0,09Сравнение полученных результатов представлено на рисунке 8.Рисунок – Сравнение результатов теста №1 до и после экспериментаМожно сделать вывод о существенном росте показателей за исключением показателя профессиональной направленности (вопрос №6), но для данного возраста он в целом не характерен. По остальным показателям рост составил от 54,17% до 75,0%. Это статистически значимый рост (p<0,01).Результаты теста №2 представлены в таблице 9.Таблица Результаты теста №2 после эксперимента№№Результат123451322332322333333234332335222226333237232228222339323221022322112232212323231332333142223215323331622233173232218322231923222202222221322322222222232232324222332523333262323227222222822323293233330322233122233Среднее значение2,45±0,092,23±0,082,42±0,092,45±0,092,58±0,09Как и в предыдущем тесте, результаты стали более высокими. В частности, полнота выполнения задания в среднем была оценена в 2,45±0,09 балла из 3, время, затраченное на выполнение заданий – на 2,23±0,08 баллов из 3, предпочитаемый сценарий поведения при получении задания на сообразительность – в 2,42±0,09 баллов из 3, использование дополнительной литературы для поиска ответа на вопрос – в 2,45±0,09 балла из 3, уровень эмоциональности в отношении обучающегося к занятиям – в 2,58±0,09 баллов из 3.Исходя из рисунка 9, результаты по всем составляющим теста выросли. Рост составил от 53,06% до 77,78%, был статистически достоверным.Рисунок – Сравнение результатов теста №2 до и после экспериментаРезультаты по тесту 3 представлены в таблице 10.Таблица Результаты теста №3 после эксперимента№№Результат123451323232233233323234323235333226322327233238233229322331022222113333312333221333233142323215332321622223173323318232331922323202333321333322232323233233224233232523332262332227322222832322293332230332333123222Среднее значение2,58±0,092,61±0,092,61±0,092,42±0,092,52±0,09Как видно из таблицы, настроение при занятиях русским языком дети оценили на 2,58±0,09 балла из 3, важность урока русского языка – на 2,61±0,09 балла из 3, самочувствие на уроках русского языка – в 2,61±0,09 балла из 3, интерес к урокам русского языка – на 2,42±0,09 балла из 3, мотивацию к изучению русского языка – на 2,52±0,09 баллов из 3.Рисунок – Сравнение результатов теста №3 до и после экспериментаСравнение результатов теста №3 до и после эксперимента представлено на рисунке 10. Как следует из рисунка, по всем вопросам был отмечен рост. Рост составил от 59,18% до 81,82%, был статистически значим.Средняя оценка привлекательности предмета в динамике представлена на рисунке 11.Можно видеть, что за период эксперимента те предметы, для которых не было применено направленное воздействие, не показатели роста привлекательности для обучающихся. В ряде случаев, например в случае с предметом окружающий мир, привлекательность снизилась. При этом по предмету русский язык привлекательность выроста с 3,00±0,19 баллов до 4,06±0,15 баллов, т.е. на 35,48%. Это статистически значимый результат.Рисунок – Средняя оценка привлекательности предмета до и после экспериментаТаким образом, программа показала свою результативность.2.5. Краткие выводы по главеIIМы провели исследование эффективности внеурочной деятельности в части повышения уровня познавательного интереса к изучению русского языка. Была применена комплексная программа, в рамках которой проведен ряд мероприятий. Особенностью программы была ее связь с урочной деятельностью, наличие регионального компонента. Важной составляющей программы стал проектный метод в форме мини-проектов, выполняемых коллективно.Результативность программы был доказана в ходе педагогического эксперимента, который показал, что под влиянием дополнительных занятий в рамках внеурочной деятельности дети начинают демонстрировать более высокий уровень познавательных интересов в части изучения русского языка. ЗАКЛЮЧЕНИЕНет никаких сомнений в том, что в современном быстро меняющемся мире одной из насущных потребностей становится высокий уровень познавательной активности. Без этого в век информации сложно добиваться высоких результатов. Как следствие, крайне важно уже в раннем детском возрасте формировать у человека познавательного интереса, т.е. ситуации устойчивого внимания, вызванного каким-либо объектом, явлением.Одновременно есть целый ряд сложностей, которые связаны с современными принципам образования, в т.ч. в массовой школе, когда временные рамки, формы обучения существенно ограничены, а программный материал с каждым годом становится все более объемным и сложным. Несмотря на тот факт, что младший школьный возраст принято считать одним из сенситивных с точки зрения развития познавательного интереса, анализ литературы показывает, что такое развитие натыкается на ряд нейрофизиологических особенностей детей данной возрастной группы, что дополнительно снижает эффективность усилий по повышению познавательного интереса к той или иной предметной области в рамка урочной деятельности. Для устранения выявленных несоответствий специалисты предлагают применять внеурочную деятельность, которая может значительно разнообразить и повысить эффективность образовательного процесса в начальной школе. Наше исследование было направлено на изучение особенностей развития познавательного интереса к изучению русского языке в процессе внеурочной деятельности.Полученные сведения позволяют сделать следующие выводы:Под познавательным интересом можно понимать избирательную деятельность личности по изучению предмета, явления, получения новых, более полных, точных знаний о них. Психолого-педагогические исследования развития познавательного интереса у обучающихся младшего школьного возраста говорят о том, что интерес в данном возрасте характеризуется слабостью, низким уровнем дифференциации, разбросанностью. Дети в младшем школьном возрасте отличаются тем, что уровень развития познавательного интереса у них находится на начальных стадиях (любопытство, любознательность), глубокое осмысление предмета затруднено. При этом в ряде случаев такие особенности подлежат коррекции. Педагогический опыт отечественных специалистов говорит о том, что именно в младшем школьном возрасте следует принимать меры по интенсивному формированию познавательного интереса.Особенности внеурочной деятельности в начальной школе состоят в ее разнонаправленности и большом объеме. В частности, в рамках внеурочной деятельности выделяется девять ведущих направлений, среди которых игровая, познавательная, досугово-развлекательная, спортивно-оздоровительная, трудовая, туристско-краеведческая деятельности, проблемно-ценностное общение, художественное творчество. Выделяется большое число форм внеурочной деятельности, что позволяет достигать обучающих, воспитательных целей практически в любых условиях. Сегодня накоплен богатый опыт применения внеурочной деятельности для развития познавательного интересе к изучению русского языка. Специалисты говорят о том, что для этого могут применяться самые разные формы занятий. Важно, чтобы они были максимально яркими, запоминающимися, вызывали у детей позитивные эмоции, потребность глубже изучить вопрос. На примере обучающихся 3 класса МБОУ НОШ 21, г. Южно-Сахалинскамы показали, что внеурочная деятельность положительно влияет на уровень сформированности познавательного интереса к изучению русского языка.Подводя итоги, можно говорит о том, что цель и задачи исследования достигнуты, гипотеза о том, что что средства внеурочной деятельности позволяют достигать высокого уровня сформированности познавательного интереса к изучению русского языка у детей младшего школьного возраста, подтверждена.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАлхасовД.С. Организация и проведение внеурочной деятельности по физической культуре: учебник для СПО / Д.С. Алхасов, А.К. Пономарев. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 176 с.Арутюнян А.Ю. Теоретические основания изучения познавательного интереса в контексте некоторых исследовательских направлений / А.Ю. Арутюнян // Мир науки, культуры, образования, 2010. – №6-1. – С. 105-107.БайбородоваЛ.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. – М.: Просвещение, 2013. – 177 с.БашаеваТ.В. Познавательные процессы: сущность, развитие, нарушения, диагностика: учеб.-метод. пособие. В 3 ч. Ч.2./ Т.В. Башаева, О.В. Филатова. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2016. – 152 с.БезрукихМ.М. Возрастная физиология: Физиология развития ребенка: Учеб пособие для студ. высш. пед учеб.заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Издательский центре «Академия», 2003. – 416 сБойматоваО.Г. Формирование познавательного интереса и познавательной активности младших школьников / О.Г. Байматова // Europeanresearch, 2012. – № 1(38). – С. 51-53.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьное. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.Гуревич П.С. Психология и педагогика: учебник для бакалавров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 479 с.ГуссоеваА.И. Особенности развития познавательного интереса младших школьников / А.И. Гуссоева, И.Л. Качмазова, Н.В. Тимошкина // Международный студенческий вестник, 2018. – №6. – С. 12-19.ДадыкоН.Н. Особенности формирования познавательного интереса в младшем школьном возрасте / Н.Н. Дадыко // Актуальные вопросы профессиональной подготовки современного учителя начальной школы, 2022. – №9. – С. 39-45.Дружинина С.С. Методы формирования познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности / С.С. Дружинина // Аллея науки, 2022. – Т.1. – №4(67). – С. 947-951.Ефимова Н.С. Основы общей психологии: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 288 с.Жданова Л.У. Особенности формирования познавательного интереса в младшем школьном возрасте / Л.У. Жданова, Г.М. Сафарова // Наука и образование: новое время, 2015. – №. 6(11). – С. 238-241.Заиченко О.С. Особенности развития познавательных интересов младших школьников / О.С. Заиченко // Novainfo.ru, 2022. – №134. – С. 99-100.Игольник О.В. Значение познавательного интереса в обучении / О.В. Игольник // Academy, 2018. – №9(36). – С. 34-35.КосточаковаМ.Г. Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте / М.Г. Косточакова // Проблема и перспективы развития образования в России, 2011. – №8. – С. 49-53Криворотова Э.В. Развитие познавательного интереса младших школьников к русской фразеологии в процессе решения познавательных задач на текстовом материале / Э.В. Криворотова, А.В. Янович // Известия института педагогики и психологии образования, 2019. – №2. – С. 123-127МаклаковА.Г. Общая психология: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2016. – 583 с.Марцинковская Т.Д. Психология: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. – М.: Издательский центре «Академия», 2013. – 400 с.Меньшикова Е.А. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса / Е.А. Меньшикова // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2008. – №3. – С.16-20.Организация внеурочной деятельности в начальной школе: учеб.пособие / Т.А. Колесникова, З.У. Колокольникова, О.Б. Лобанова, Т.В. Газизова, И.А. Власова. – Красноярск.: Сиб. Федеральный университет, 2019. – 144 с.Петрова Ю.И. Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте / Ю.И. Петрова // Студенческая наука и XXI век, 2021. – Т.18. – №1-2(21). – С. 230-232.Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 года №1897 года «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/ (дата обращения: 14.12.2022).Психология: учебник для бакалавров/ под ред. Б.А. Сосновского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 825 с.Пушкина А.С. Психолого-педагогические основы развития познавательного интереса детей младшего школьного возраста / А.С. Пушкина, Ю.Л. Еремкин // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: проблемы сетевого взаимодействия в инклюзивном образовании. Материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летиюГТУ им. С.А. Есенина, 2015. – С. 469-471.РазливинскихИ.Н. Разнообразие и специфика познавательных интересов современных детей младшего школьного возраста / И.Н. Разливинских, Н.С. Стерхова // Молодежный вестник ИРГТУ, 2022. – Т.12. – №2. – С. 406-411.СайфуллинаР.Р. Формирование познавательного интереса учащихся средствами внеурочной деятельности (на примере предметной области «Филология») / Р.Р. Сайфуллина // Символ науки, 2016. – №6-2. – С. 197-200.Соколовская И.Н. К определению сущности понятия «познавательный интерес» в педагогике / И.Н. Соколовская, А.А. Кивилева // Царскосельские чтения, 2015. – Т.II. – №XIX. – С. 89-92.Степанова Л.В. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности / Л.В. Степанова, Т.В. Осипова // Проблемы современного педагогического образования, 2021. – №71-3. – С. 208-213.СтупницкийВ.П. Психология: учебник для бакалавров/ В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2013. – 520 с.ХубиеваФ.Р. Формирование познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности / Ф.Р. Хубиева // Мир науки, культуры, образования, 2016. – №3(58). – С. 194-196.ШейноваТ.Г. Формирование познавательного интереса младших школьников при изучении морфемного состава слова / Т.Г. Шейнова, А.А. Сахарова // Проблемы современного педагогического образования, 2019. – №63-3. – С. 260-263.ШонинМ.Ю. О познавательном интересе в процессе обучения / М.Ю. Шонин // Горизонты гуманитарных знаний, 2017. – № 1. – С. 27-31.
1. Алхасов Д.С. Организация и проведение внеурочной деятельности по физической культуре: учебник для СПО / Д.С. Алхасов, А.К. Пономарев. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 176 с.
2. Арутюнян А.Ю. Теоретические основания изучения познавательного интереса в контексте некоторых исследовательских направлений / А.Ю. Арутюнян // Мир науки, культуры, образования, 2010. – №6-1. – С. 105-107.
3. Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. – М.: Просвещение, 2013. – 177 с.
4. Башаева Т.В. Познавательные процессы: сущность, развитие, нарушения, диагностика: учеб.-метод. пособие. В 3 ч. Ч.2./ Т.В. Башаева, О.В. Филатова. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2016. – 152 с.
5. Безруких М.М. Возрастная физиология: Физиология развития ребенка: Учеб пособие для студ. высш. пед учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М.: Издательский центре «Академия», 2003. – 416 с
6. Бойматова О.Г. Формирование познавательного интереса и познавательной активности младших школьников / О.Г. Байматова // European research, 2012. – № 1(38). – С. 51-53.
7. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьное. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
8. Гуревич П.С. Психология и педагогика: учебник для бакалавров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 479 с.
9. Гуссоева А.И. Особенности развития познавательного интереса младших школьников / А.И. Гуссоева, И.Л. Качмазова, Н.В. Тимошкина // Международный студенческий вестник, 2018. – №6. – С. 12-19.
10. Дадыко Н.Н. Особенности формирования познавательного интереса в младшем школьном возрасте / Н.Н. Дадыко // Актуальные вопросы профессиональной подготовки современного учителя начальной школы, 2022. – №9. – С. 39-45.
11. Дружинина С.С. Методы формирования познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности / С.С. Дружинина // Аллея науки, 2022. – Т.1. – №4(67). – С. 947-951.
12. Ефимова Н.С. Основы общей психологии: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 288 с.
13. Жданова Л.У. Особенности формирования познавательного интереса в младшем школьном возрасте / Л.У. Жданова, Г.М. Сафарова // Наука и образование: новое время, 2015. – №. 6(11). – С. 238-241.
14. Заиченко О.С. Особенности развития познавательных интересов младших школьников / О.С. Заиченко // Novainfo.ru, 2022. – №134. – С. 99-100.
15. Игольник О.В. Значение познавательного интереса в обучении / О.В. Игольник // Academy, 2018. – №9(36). – С. 34-35.
16. Косточакова М.Г. Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте / М.Г. Косточакова // Проблема и перспективы развития образования в России, 2011. – №8. – С. 49-53
17. Криворотова Э.В. Развитие познавательного интереса младших школьников к русской фразеологии в процессе решения познавательных задач на текстовом материале / Э.В. Криворотова, А.В. Янович // Известия института педагогики и психологии образования, 2019. – №2. – С. 123-127
18. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2016. – 583 с.
19. Марцинковская Т.Д. Психология: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. – М.: Издательский центре «Академия», 2013. – 400 с.
20. Меньшикова Е.А. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса / Е.А. Меньшикова // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2008. – №3. – С.16-20.
21. Организация внеурочной деятельности в начальной школе: учеб. пособие / Т.А. Колесникова, З.У. Колокольникова, О.Б. Лобанова, Т.В. Газизова, И.А. Власова. – Красноярск.: Сиб. Федеральный университет, 2019. – 144 с.
22. Петрова Ю.И. Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте / Ю.И. Петрова // Студенческая наука и XXI век, 2021. – Т.18. – №1-2(21). – С. 230-232.
23. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 года №1897 года «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/ (дата обращения: 14.12.2022).
24. Психология: учебник для бакалавров/ под ред. Б.А. Сосновского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 825 с.
25. Пушкина А.С. Психолого-педагогические основы развития познавательного интереса детей младшего школьного возраста / А.С. Пушкина, Ю.Л. Еремкин // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: проблемы сетевого взаимодействия в инклюзивном образовании. Материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию ГТУ им. С.А. Есенина, 2015. – С. 469-471.
26. Разливинских И.Н. Разнообразие и специфика познавательных интересов современных детей младшего школьного возраста / И.Н. Разливинских, Н.С. Стерхова // Молодежный вестник ИРГТУ, 2022. – Т.12. – №2. – С. 406-411.
27. Сайфуллина Р.Р. Формирование познавательного интереса учащихся средствами внеурочной деятельности (на примере предметной области «Филология») / Р.Р. Сайфуллина // Символ науки, 2016. – №6-2. – С. 197-200.
28. Соколовская И.Н. К определению сущности понятия «познавательный интерес» в педагогике / И.Н. Соколовская, А.А. Кивилева // Царскосельские чтения, 2015. – Т.II. – №XIX. – С. 89-92.
29. Степанова Л.В. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности / Л.В. Степанова, Т.В. Осипова // Проблемы современного педагогического образования, 2021. – №71-3. – С. 208-213.
30. Ступницкий В.П. Психология: учебник для бакалавров/ В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2013. – 520 с.
31. Хубиева Ф.Р. Формирование познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности / Ф.Р. Хубиева // Мир науки, культуры, образования, 2016. – №3(58). – С. 194-196.
32. Шейнова Т.Г. Формирование познавательного интереса младших школьников при изучении морфемного состава слова / Т.Г. Шейнова, А.А. Сахарова // Проблемы современного педагогического образования, 2019. – №63-3. – С. 260-263.
33. Шонин М.Ю. О познавательном интересе в процессе обучения / М.Ю. Шонин // Горизонты гуманитарных знаний, 2017. – № 1. – С. 27-31.
Вопрос-ответ:
Какой смысл имеет развитие познавательного интереса к изучению русского языка во внеурочной деятельности?
Развитие познавательного интереса к изучению русского языка во внеурочной деятельности позволяет углубить знания учащихся, расширить их словарный запас, развить грамматические навыки. Это помогает им лучше усваивать учебный материал, а также применять полученные навыки в повседневной жизни.
Какие психолого-педагогические основы лежат в основе развития познавательного интереса у учащихся младшего школьного возраста?
Развитие познавательного интереса у учащихся младшего школьного возраста происходит на базе их врожденного любопытства и активного познавательного интереса. При этом важно создать условия для самостоятельного и исследовательского мышления, поощрять их инициативу, ставить перед ними интересные задачи, способствующие развитию их критического мышления.
Какие особенности имеет внеурочная деятельность в начальной школе?
Внеурочная деятельность в начальной школе отличается от урочной деятельности тем, что она позволяет более свободно и творчески использовать знания и навыки, полученные в процессе учебы. Она стимулирует самостоятельное исследование, развивает критическое мышление и творческий потенциал учащихся.
Какие особенности имеет развитие познавательного интереса к изучению русского языка в рамках внеурочной деятельности?
Развитие познавательного интереса к изучению русского языка в рамках внеурочной деятельности осуществляется через игровую форму, проектную деятельность, чтение художественной литературы, проведение конкурсов и мероприятий. Это позволяет учащимся осознать полезность и значимость изучения русского языка, а также развить их навыки коммуникации и самовыражения.
Каковы основные теоретические основы развития познавательного интереса к изучению русского языка?
Основные теоретические основы развития познавательного интереса к изучению русского языка в рамках внеурочной деятельности связаны с психолого-педагогическими основами развития учащихся младшего школьного возраста и особенностями внеурочной деятельности в начальной школе.
Какие особенности внеурочной деятельности в начальной школе влияют на развитие познавательного интереса?
Основные особенности внеурочной деятельности в начальной школе, которые влияют на развитие познавательного интереса, включают возможность свободного выбора активности, использование разнообразных методов и форм работы, учет индивидуальных потребностей и интересов учащихся, создание условий для самостоятельной деятельности и экспериментирования.
Что такое познавательный интерес?
Познавательный интерес - это заинтересованность и стремление узнать что-то новое, расширить свои знания и навыки. В контексте изучения русского языка в начальной школе, познавательный интерес проявляется в желании учащихся обнаружить и понять особенности языка, правила грамматики, лексику и др.
Какие психолого-педагогические основы влияют на развитие познавательного интереса у обучающихся младшего школьного возраста?
Психолого-педагогические основы, влияющие на развитие познавательного интереса у обучающихся младшего школьного возраста, включают возрастные особенности развития ребенка, его мотивацию и потребность в познании, умение устанавливать цели и планировать деятельность, а также позитивное эмоциональное отношение к изучению русского языка.
Какие методы и формы работы используются для развития познавательного интереса к изучению русского языка?
Для развития познавательного интереса к изучению русского языка в рамках внеурочной деятельности используются разнообразные методы и формы работы, такие как игры, задачи на логическое мышление, кроссворды, тесты, творческие задания, чтение и обсуждение литературы и т. д. Они способствуют активному участию учащихся, развитию коммуникативных навыков, критического мышления и любознательности.