Мотив утраты семьи в романах Салтыкова-Щедрина

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Литература
  • 35 35 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 17.01.2023
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Обзор представлений о семье, её ценностей и возможной утрате в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» 5
1.1. Проблематика семьи в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» 5
1.2. Образ Анны Карениной с позиции семейной проблематики 8
Глава 2. Репрезентация мотива утраты семьи в романе Л.Н Толстого «Анна Каренина» с позиций различных персонажей 19
2.1. Стива 19
2.2. Левин 21
2.3. Каренин 23
2.4. Вронский 26
2.5. Долли 29
2.6. Выявленные проблемы мотива утраты семьи в романе «Анна Каренина» 30
Заключение 33
Список использованных источников 35

Фрагмент для ознакомления

Думая, в самом ли деле умоляющая его о визите Анна при смерти, его вновь заботит вовсе не ее жизнь, но его «честь»: «Если правда, что она искренно раскаивается, и я, приняв это за обман, откажусь приехать? Этобудет не только жестоко, и все осудят меня, но это будет глупо с моей стороны». Он решился-таки навестить жену, и закончилось это самым для него неожиданным образом – он простил. Давление выжившей в итоге жены и общественности гневало его и разлагало его спокойствие. Теперь он был готов позволить продолжение связи любовников, если это позволит сохранить его имя и покой. Теперь развод, подробности процесса которого он уже выяснил, уже не казался ему разумным выходом. Чувство собственного достоинства и верность его законам религии не позволяли «принять на себя обвинение в фиктивном прелюбодеянии». Кроме того, теперь, когда жена им была прощена, он не хотел подвергать ее всеобщему позору, и, наконец, переживал за то, как скажется позор на их сыне. Продолжая размышлять с учетом развода об участи Анны, он представил себе ее будущее, в котором Вронский рано или поздно, по его убеждению, оставит ее, и та будет искать поддержку в новой связи с другим мужчиной. «Толстой считал брак, как и смерть, «безвозвратным» поступком»83 .Эта перспектива так или иначе кончится гибелью Карениной, считает Алексей Александрович, и, что важнее, виновником ее трагического конца будет именно он сам, ведь он отпустил ее. В связи с пережитыми потрясениями Каренин ощутил нужду в том, кто выслушал бы то, что копится и гниет у него в душе. Таких людей рядом с ним не было, мысль о потенциальных его друзей-женщин вовсе была ему неприятна: «Все женщины, просто как женщины, были страшны и противны ему». Это меняется: в скором времени и Алексей Александрович находит то или иное утешение в компании Лидии Ивановны: «Проходя сквозь строй насмешливых взглядов, он естественно тянулся к ее влюбленному взгляду, как растение к свету». Возможно, герой осознал чувства Анны, поэтому и сумел найти в себе силы на прощение и принятие потребностей Анны. «Женатый заботится о мирском, как угодить жене, неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу», – не единожды Алексей Александрович обращается к данному тексту апостола Павла. Каренин нашел отраду в службе Богу, истинной службе на этот раз. В прошлом основательно окунуться в религию ему мешал брак. Таким образом, для Каренина мотив утраты семьи является одной из главных опасностей, которая грозит ему. Он всячески пытается сохранить семью, не придавая значение чувствам, а впоследствии убеждается, что именно утрата семьи привела к трагедии. 2.4. ВронскийАлексеем Кирилловичем Вронским петербуржцы делились на два типа. Пошлыми, грубыми, старомодными и смешными он находил считающих, что мужчина обязан жить с одной женой, что молодой девушке должно быть невинной, а женщине – стыдливой. Мужчине должно быть сдержанным, твердым, мужественным. Воспитание детей, зарабатывание на хлеб и прочие, как выражается про себя Вронский, глупости свойственны этому низшему сорту людей. Высшего сорта люди элегантны, великодушны, храбры, веселы и хороши собой, они – настоящие люди. Такие люди позволяют себе отдаться страсти без сожалений и потешаться над сортом низшим. Говоря о страсти, граф полагает, что ее наличие в отношениях есть залог счастья, а брак по рассудку тривиален и недолговечен. Таким образом, в утрате семьи герой не видит ничего плохого.Как представитель высшего сорта, Вронский не справляется с одной из задач, что сам же воздвигнул – страстно любить и не краснеть. Вмешательство в их с Анной отношения огорчали его «именно потому, что он чувствовал в душе, что они, эти все, были правы». С самого начала эту связь граф не описывал для себя как увлечение на небольшой срок, что возгорится и потухнет, не оставив для влюбленных и следа: «Он чувствовал всю мучительность своего и ее положения, всю трудность при тойвыставленности для глаз всего света, в которой они находились, скрывать свою любовь, лгать и обманывать». Счастливая жизнь для Вронского не может быть хаотичной, его жизнь была упорядочена сводом личным правил, например: не позволено лгать мужчинам, но позволено женщинам и их мужьям. Этим руководствовался граф до появления в своей жизни Карениной. Каренина принесла вместе с собой в его жизнь неясность того, чем Вронскому теперь руководствоваться. Честолюбие его в нем столкнулось с жаждой страсти и любви. Вронский никогда бы не указал на грехи Анны ни вслух, ни в своих мыслях. Она наградила его своей любовью и потому достойна всех благ, которых может только быть достойна порядочная жена, и даже больших. Раз Анна для Вронского жена, принадлежать теперь она может только ему, а муж ее – лишь помеха. «Для меня одно и одно – это твоя любовь. Если она моя, то я чувствую себя так высоко, так твердо, что ничто не может для меня быть унизительным», – обращается Вронский к возлюбленной.Отношения эти со временем стали все же напоминать недолгосрочное увлечение: Алексею Кирилловичу стали в тягость участившиеся приступы ревности Анны и охлаждали его чувства, он ощущал, что опутан и стеснен любовными ее сетями. Иногда Анна видится ему как «завядший цветок, в котором он с трудом узнает красоту, за которую он сорвал и погубил его».Каренина изменилась не в лучшую сторону и нравственно и внешне. Казалось Вронскому, что самое волнующее, что он мог испытать рядом с ней, было уже им испытано и что это не повторится. Он ощутил, что совершенное ими походило на ошибку, что вечно совершается людьми, когда те в мечтах слепо многого ожидают и разочаровываются в конечном итоге. Он понял, что именно он был причиной страданий Анны, он увидел, какКаренин прощает их обоих, после чего картина мира его рушится и Вронский в отчаянии предпринимает попытку застрелиться. Оба героя желали избавления: Анна была готова к смерти при родах, Алексей предпринял попытку самоубийства. Но получается, что обоим освободиться не удается, обоим предоставляется еще шанс. В размышлениях о положении, в котором Анна и Вронский оказались, он пришел к тому, что картина мира, согласно которой его возлюбленная является преступницей, устарела, и стал уповать на то, что не один он такого мнения, что есть надежда на прогресс, «что вопрос о том, будут ли они приняты в общество, еще не решен». Не на понимание света, но на понимание хотя бы близких ему людей он надеялся. «Хотя свет был открыт для него лично, он был закрыт для Анны», – заметил граф. Еще один терзающий его в их отношениях нюанс – это невозможность иметь законных наследников, пока не будет расторгнут брак Карениных. Он не воспринимал за родную дочку Аню, ибо та носит фамилию Алексея Александровича. Встретив Анну и пленившись ее совершенством, ни на какую другую жизнь Алексей был не согласен, кроме жизни около нее. Пережив, перетерпев немало последствий этого выбора, он все же понял, что готов отдать ей все, кроме своей мужской независимости, понял, что сосуществовать с обществом ему все же необходимо. В целом мотив утраты семьи для Вронского можно назвать противоположным мотиву утраты семьи для Каренина. Вронский видел в этой утрате некое избавление, освобождение, которое могло бы значительно изменить его жизнь к лучшему, однако чтобы уход из семьи, которая утратила ценность для человека, по-настоящему стал возможным, по мнению Вронского, важно во многом менять отношение общества к этому.2.5. ДоллиДолли лишилась предмета женской любви: она сумела простить мужу его измену, но навсегда осталась трещина в ее чувстве собственного достоинства, больше она не может ощутить себя любимой и желанной. Потому Степана Аркадьевича она теперь лишь терпит. Из-за отсутствия какой-либо моральной поддержки Долли впадает в отчаяние, оглядываясь на свою жизнь. Возложенная на женщину обязанность вынашивать и рожать видится ей как проклятье. Дарья Александровна переживает за будущее детей, учитывая, что растит их ворчливая, измученная, противная супругу женщина. «Сколько мучений, трудов. Загублена вся жизнь!», – сетуетона. Ей кажется, она заботами заключена в тюрьме, в то время как окружающие наслаждаются счастливой жизнью. «В чем же она виновата? Она хочет жить. Бог вложил нам это в душу», – рассуждает Долли об Анне Карениной. Она не только разделяет решение Анны, но завидует ей, ведь героиня видит перед собой счастливую яркую женщину, так красива может быть только счастливая, влюбленная и любимая кем-то женщина. Здесь можно отметить, что семья перестаёт иметь ценность для неё.Проведя день в идеальном мирке Анны и Вронского, Долли ощущает себя слабой актрисой среди лучших актеров, ощущает фальшь, после чего находит приятными привычные свои заботы по дому и заботу о детях, которые по пути из дома к Анне казались ей ненавистными и уничтожающими ее. Ее дом и все, что ее в нем ждет, теперь стали ей так дороги, что при первой возможности она решила вернуться. Таким образом, мотив утраты семьи с позиции Долли во многом меняется. Если после ознакомления с историей Анны она считает утрату семьи, в которой нет любви, позитивной возможностью, то, после ряда событий, разочаровывается в этом убеждении и вновь начинает понимать, что семья – это главное в её жизни и утрата её недопустима.2.6. Выявленные проблемы мотива утраты семьи в романе «Анна Каренина» Итак, мы рассмотрели мотив утраты семьи в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» с большого количества ракурсов, а именно с точки зрения главных и второстепенных персонажей. Озвученные героями или содержащиеся в их мыслях суждения относительно утраты семьи строго не контрастируют между собой. Они неоднозначны, они пересматриваются персонажами думающими, анализирующими, они изменяются с развитием образа персонажа, развитием сюжетной линии героини и развитием сюжета в целом. Через образ главной героини перед нами раскрывается и взгляд автора на роль женщины в семье и обществе, который также неоднозначен. В ходе наблюдения за борьбой между чувствами и внешним благополучием в романе обнаруживается, как выстраиваются и разветвляются вопросы, формирующие мотив утраты семьи. При этом выявлены следующие основные проблемы, которые являются предикторами утраты семьи в романе:Проблема фальши в супружеских отношениях под «блестящей оберткой»: продуктивен ли продиктованный обществом (стереотипами) единственно приемлемый формат отношений мужчины и женщины – брак (причем брак по рассудку, но не страсти)?Проблема залога прочности и долгосрочности отношений супругов: всегда ли стабильна связь по рассудку и всегда ли трагична в итоге страстная связь? Проблема материнства: только ли ту женщину можно назвать н настоящей, что посвятила всю себя семье и заботе о детях? Материнство как важнейшее дело в жизни женщины – дар или проклятье? Проблема женской любви: достаточно ли женщине для полной гармонии материнской любви? Проблема счастья: достигается ли оно одобрением окружения, заключается ли оно в соблюдении общепринятых канонов? Проблема зависти: как велика часть осуждающих из зависти, а не моральных принципов неподобающее положение главной героини?Проблема грехопадения: искренне ли персонажи используют в своих доводах угнетения согрешившей женщины закон божий? Проблема лжи: какому человеку ложь обеспечивает безоблачное праздное существование, личность какого человека ложью разрушается? Проблема прощения: заслуживает ли прощения и помощи только тот, кто просит об этом? Достаточно ли сильной односторонней (чаще женской) любви для прощения предательства? Разумно ли прощение лишь ради видимого покоя и благополучия, ведь внутренний покой в человеке предательство ломает навсегда? Проблема одиночества: обречен ли тот, кого некому искренне поддержать в момент отчаяния? Проблема смысла жизни: может ли обрести смысл бытия тот, кто ищет его исключительно в другом любящем человеке?ЗаключениеРоман, исследуемый в данной работе, интересен для изучения мотива утраты семьи. Хотя ядром произведения и является образ главной героини, его семейная проблематика пронизана массой противоречивых вопросов, которые вызывают полемику литературоведов, писателей и критиков, поскольку вопросы эти регулируют семейные, партнерские, брачные, человеческие отношения в целом, отношения индивида с обществом. Через сюжетные линии героев и, главное, трагедию Карениной освещаются проблемы утраты семьи и сопряжённые с этим проблемы личностной полноценности и зависимости от чувств другого человека, индивидуальности и зависимости от общественного мнения, материнства и женского счастья, правды и лжи, ненависти и прощения, зависти и одиночества и пр. Проведённый анализ мотива утраты семьи в романе «Анна Каренина» приводит к выводу о том, что данный мотив является очень сложным и раскрывается по-разному в зависимости от судьбы героев. Так, для Каренина утрата семьи является одной из самых главных угроз в романе, и это, как оказалось, связано не только с зависимостью от восприятия окружающих, но и с личными внутренними убеждениями героя. В то же время Вронский в утрате семьи Карениных видел обретение собственного счастья, однако достижимость этого счастья стала бы возможной только в условиях серьёзных общественных перемен. Мнение Долли об утрате семьи, которая сначала рассматривалась как начало новой позитивной жизни, меняется на убеждённость в важности семейных ценностей и необходимости сохранения семейных отношений. Самым сложным мотив утраты семьи оказался для самой Анны Карениной. Противоречия сопровождают её на протяжении всего романа и приводят к трагедии. В целомв романе «Анна Каренина»мотивы утраты семьи включают, с одной стороны, традиционные установки, утратившие свою актуальность, с другой стороны - современные взгляды на роль женщины в обществе.Список использованных источниковБабаев Э.Г. Комментарии: Л.Н. Толстой. Анна Каренина // Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 тт. Т.9. – М.: Художественная литература, 1982. – С. 425Басинский П.В. Подлинная история Анны Карениной / Басинский П.В. – М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2022. – С. 87 - 119Брешковская К.Ю., Кувырталова М.А., Панферова Е.В. Гендерный аспект и проблема семьи во взглядах представителей философской и педагогической мысли России XIX века // Современные проблемы науки и образования. – № 5. 2015. – С. 23-41.Ильин В.Н. Миросозерцание графа Льва Николаевича Толстого. – СПб.: РХГИ, 2000. – 480 с.Набоков В.В. Лекции по русской литературе / Набоков В.В.; пер. с англ. Антонова С.А., Голышевой Е.М., Дашевского Г.М. и др. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2020.Полосина А.Н. «Необходимая неприятность?» (Гендерные воззрения Льва Толстого) // Лев Николаевич Толстой. / под ред. Гусейнова А.А., Щедриной Т.Г. – М.: Политическая энциклопедия, 2014. – 574 с.: ил. – (Философия России первой половины XX века). С. 130-138.Сато Ю. «Женственность» в творчестве Толстого Л.Н.: ее жизнь и смерть // Яснополянский сборник 2002. – Тула: Ясная Поляна, 2003. – 129 сТолстой Л.Н. Анна Каренина // Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: в 90 т. Т. 19. 1928-1958. – М.: Художественная литература, 1934Толстой Л.Н. Крейцерова соната // Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 томах. Т. 12. – М.: Русская классика, 1978-1985. – С. 152Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 томах // Толстой Л.Н. Собрание сочинений в в 22 томах. – М.: Художественная литература, 1978-1985Толстой Л.Н. Так что же нам делать? // Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 тт. – М.: Художественная литература, 1983. Т. 16. – С. 166-396.

1. Бабаев Э.Г. Комментарии: Л.Н. Толстой. Анна Каренина // Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 тт. Т.9. – М.: Художественная литература, 1982. – С. 425
2. Басинский П.В. Подлинная история Анны Карениной / Басинский П.В. – М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2022. – С. 87 - 119
3. Брешковская К.Ю., Кувырталова М.А., Панферова Е.В. Гендерный аспект и проблема семьи во взглядах представителей философской и педагогической мысли России XIX века // Современные проблемы науки и образования. – № 5. 2015. – С. 23-41.
4. Ильин В.Н. Миросозерцание графа Льва Николаевича Толстого. – СПб.: РХГИ, 2000. – 480 с.
5. Набоков В.В. Лекции по русской литературе / Набоков В.В.; пер. с англ. Антонова С.А., Голышевой Е.М., Дашевского Г.М. и др. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2020.
6. Полосина А.Н. «Необходимая неприятность?» (Гендерные воззрения Льва Толстого) // Лев Николаевич Толстой. / под ред. Гусейнова А.А., Щедриной Т.Г. – М.: Политическая энциклопедия, 2014. – 574 с.: ил. – (Философия России первой половины XX века). С. 130-138.
7. Сато Ю. «Женственность» в творчестве Толстого Л.Н.: ее жизнь и смерть // Яснополянский сборник 2002. – Тула: Ясная Поляна, 2003. – 129 с
8. Толстой Л.Н. Анна Каренина // Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: в 90 т. Т. 19. 1928-1958. – М.: Художественная литература, 1934
9. Толстой Л.Н. Крейцерова соната // Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 томах. Т. 12. – М.: Русская классика, 1978-1985. – С. 152
10. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 томах // Толстой Л.Н. Собрание сочинений в в 22 томах. – М.: Художественная литература, 1978-1985
11. Толстой Л.Н. Так что же нам делать? // Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22 тт. – М.: Художественная литература, 1983. Т. 16. – С. 166-396.

Вопрос-ответ:

Какая проблематика семьи рассматривается в романе "Анна Каренина"?

В романе "Анна Каренина" Лев Николаевич Толстой затрагивает широкий спектр проблем, связанных с семьей. Он рассматривает темы брака, измены, развода, материнства, отцовства и многих других. В центре внимания автора находятся взаимоотношения между супругами, их чувства и эмоции, а также взаимодействие с детьми и влияние семейной жизни на психологическое состояние героев.

Как Анна Каренина представлена с позиции семейной проблематики?

Анна Каренина, одна из главных героинь романа, представлена как женщина, столкнувшаяся с трудностями в семье. Ее брак с Карениным стал несчастным, и она решила изменить мужу, влюбившись в Вронского. В результате этой утраты, Анна теряет свою репутацию, сталкивается с осуждением общества и теряет связь с семьей. Ее история ярко иллюстрирует проблематику семейных отношений и последствия решений, принятых внутри семьи.

Каким образом мотив утраты семьи представлен у различных персонажей романа "Анна Каренина"?

У различных персонажей романа "Анна Каренина" мотив утраты семьи представлен разными способами. Например, у Стива, мужа Долли, проблема семьи выражается через его безответственность и постоянные измены. У Левина, главного мужского героя, проблема семьи выражена через его стремление найти идеал семейной жизни, и его поиски приводят его к размышлениям о семейных ценностях и их возможной утрате. У Каренина, мужа Анны, мотив утраты семьи представлен через его нежелание признать причины проблем в семье и его отстраненное отношение к жене и семейным обязанностям. А у Вронского, возлюбленного Анны, мотив утраты семьи проявляется через его решение оставить свою семью ради Анны.

Что исследует статья?

Статья исследует мотив утраты семьи в романах Салтыкова-Щедрина и Л. Н. Толстого.

Какие проблемы связанные семьей рассматриваются в романе "Анна Каренина"?

В романе "Анна Каренина" рассматриваются проблемы измены, развода, семейного счастья и несчастья, детей и их воспитания.

Каким образом представлен мотив утраты семьи в романе "Анна Каренина"?

Мотив утраты семьи представлен через различных персонажей романа: Стива, Левина, Каренина, Вронского и Долли. Каждый из них сталкивается с проблемами в своей семье и ищет способы решения.

Какие проблемы семьи выявлены в романе "Анна Каренина"?

В романе "Анна Каренина" выявлены проблемы верности, непонимания между супругами, отсутствия любви и счастья в семье, разлада в воспитании детей.

Как представлен образ Анны Карениной с точки зрения семейных проблем?

Образ Анны Карениной представлен как женщина, оказавшаяся в сложной семейной ситуации. Она сталкивается с изменой супруга, неудовлетворенностью отношениями в семье и выбором между семьей и любовью.

Какие аспекты проблематики семьи рассматривает роман "Анна Каренина"?

Проблематика семьи в романе "Анна Каренина" включает в себя вопросы брачной неверности, развода, брака по расчёту, неполноценной семейной жизни, отношений между родителями и детьми, социальной роли женщины в семье и другие.

Какие персонажи романа "Анна Каренина" репрезентируют мотив утраты семьи?

В романе "Анна Каренина" мотив утраты семьи репрезентируется через различных персонажей, таких как Стива, Левин, Каренин, Вронский и Долли. Каждый из них сталкивается с проблемами в семейной жизни, что приводит к утрате семьи или изменам в отношениях.