Учение святителя Иоанна Златоуста о браке по книге М. Григоревского

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Теология
  • 47 47 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 06.05.2023
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНСКОГО УЧЕНИЯ О БРАКЕ 5
1.1.Брак в Священном Писании 5
1.2.Святые Отцы Церкви о браке 18
1.3. Творения святителя Иоанна Златоуста, посвященные теме христианского брака 24
ГЛАВА 2.УЧЕНИЕ О БРАКЕ СВТ. ИОАННА ЗЛАТОУСТА ПО КНИГЕ М. ГРИГОРЕВСКОГО 29
2.1.Общие положения учения о браке, цель и задачи супружества 29
2.2.Брак и воспитание детей 34
2.3.Проблемы, возникающие в браке и способы их решения 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 47
Фрагмент для ознакомления

Если жена постоянно попрекает мужа, то только себя она затем сможет винить, когда брак разрушится. Дом должен стать училищем мудрости.Жена должна молиться, учиться добродетели, благочестию. Жена также должна утешать своего мужа, отпускать его из дома с добрыми чувствами: “И действительно, кроме благочестивой и благоразумной жены, никто не может так легко и скоро привести мужа в спокойное состояние и наклонить душу его ко всему доброму. Ни друзей, ни учителей, ни начальников своих не послушает он столько, сколько свою супругу, когда она увещевает и советует, поелику ее увещание соединено с некоторым удовольствием, которое происходит от горячей любви к увещевающей”. Жена – это самый близкий мужу человек. Все добрые качества жены базируются на ее разумной любви к мужу. Христианская жена наделена скромностью, чистотой, она занимается домом. Златоуст говорит о том, что женщинам не стоит быть расточительными, а также питать особую страсть к нарядам и украшениям, так как это приводит к семейным конфликтам. Как полагает М. Григоревский, такой глубокий и возвышенный взгляд св. Иоанна Златоуста на существо брачного союза выступает с особенною ясностью в тех местах его творений, где объясняются слова апостола Павла о браке, как тайне великой (Еф. 5:32). Тайна сия велика (Еф. 5:32), – говорит апостол Павел о брачном союзе, соединяющем супругов в одну нераздельную и как бы новую личность. Безусловно, можно в полной мере согласиться с суждениями М. Григоревского о том, что первым супружеским союзом, основанным на внутреннем единении мужа и жены, является союз прародителей – Адама и Евы. Когда Бог, по рассказу бытописателя, по сотворении жены привел ее к Адаму, то последний признал в ней такое существо, с которым он соединен всецело и нераздельно, так что оба вместе составляют как бы одну новую личность: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей (Быт. 2:23). Теснее и крепче расположения, связывающего брачный союз, нельзя встретить ни в каких человеческих отношениях, например в родстве, дружестве, товариществе и др.Согласно позиции М. Григоревского, свт. Иоанном Златоустом различается в браке три стороны. А именно, религиозная, нравственная и физическая, причем, физическая пребывает на самом последнем месте, поскольку христианский брак не может существовать без духовного аспекта. Мужчина и женщина являют в брачном союзе образ того теснейшего единения, преданности и любви, какая существует между женихом – Христом и невестою – Церковью. То есть, христианский брак – это не только нравственное отношение, но и священное Таинство. Формальные аспекты брака также рассматриваются свт. Иоанном Златоустом. М. Григоревский выделяют такие условия заключения христианского брака, как согласие жениха и невесты, согласие родителей, наличие единой веры у вступающих в христианский брак. Другой важный момент – это те свойства, которые присущи христианскому браку по свт. Иоанну Златоусту. Следуя Священному Писанию, свт. Иоанн Златоуст неоднократно указывает на то, что христианский брак является моногамным, неповторимым и нерасторжимым. Эти представления, как мы отмечали ранее, были характерны и для других Святых Отцов Церкви. Как указывает М. Григоревский, сожительство до брака, полигамия решительно осуждаются свт. Иоанном Златоустом, они приравнены к смертельному греху прелюбодеяния. Христианский брак укрепляет как нравственность отдельных личностей, так и способствует морально-нравственному оздоровлению всего общества. 2.2.Брак и воспитание детейРанее мы отмечали, что одна из основных целей христианского брака – это рождение и воспитание в духе христианской морали детей. И эта тема очень важна для свт. Иоанна Златоуста. Соответственно, и М. Григоревским этот аспект раскрывает достаточно подробно. Мысли о воспитании были изложены святителем Иоанном Златоустом в «Гомилиях» (беседах), проповедях и в сочинении «К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни». Эти идеи до сих пор актуальны, поскольку, в частности, в них уделено внимание воспитанию ответственности в мальчиках (тогда как многие современные мальчики страдают инфантильностью, взращенной родителями).Другая актуальная проблема – отсутствие духовности в детях и родителях и явный перекос в сторону светского образования. Свт. Иоанн Златоуст полагал, что в качестве примера воспитания выступает образ Иисуса Христа, Который смог снизойти до человечества ради возвеличивания людей до Божества. Соответственно, высшее искусство воспитания состоит в том, чтобы сначала понять воспитуемого, а затем уже начать его возвышать. В слове «К верующему отцу» свт. Иоанн Златоуст отмечает, «что нерадение о детях больше всех грехов и доходит до самого верха нечестия». Если родители чрезмерно привязаны к земным радостям и ценностям, то тем самым они развращают своих детей. Таких родителей Златоуст называет детоубийцами, так как они разрушают душу ребенка. Беспечность родителей Иоанн Златоуст резко осуждает. Родители начинают развращать своих детей, часто даже не подозревая об этом. Когда отцы убеждают детей заниматься науками, говорил святитель Иоанн то в их разговоре с детьми не слышно ничего другого, кроме таких слов: «такой-то человек, преуспев в красноречии, получил высокую должность, приобрел большое богатство, взял богатую жену, построил великолепный дом, стал для всех страшен и знаменит». Но это все относится к области внешнего и материального аспекта бытия. Особенно воспитывая мальчиков, родители должны помнить о том, что важно стремление не к земному успеху и блеску, а к воспитанию духовного в человеке, ребенок должен начать стремиться к Богопознанию, к усвоению истин Священного Писания. Многие родители хотят дать своим детям блестящее образование, однако ими упускается главная наука – целомудрие души. Свт. Иоанн Златоуст не отрицает образование, а лишь указывает на то, что светское образование совершенно ничего не значит, если отсутствует добрая нравственность: «Если сила убеждения заключается в красноречии, – говорил св. Иоанн, – и, однако, философы не убеждают ни одного тирана, а люди некнижные и простые обращают всю вселенную; то, очевидно, торжество мудрости принадлежит простым и некнижным, а не изучившим то и другое искусство».Основная цель воспитания, в особенности мальчиков, состоит в том, чтобы сделать природу ребенка неуязвимой для порока, для искушений разного рода. А для этого следует укреплять духовность. Мальчики должны с ранних лет понимать, что им надлежит стать отцами семейства, а значит, их важно наставлять в молитве, в посте, изучать с ними Священное Писание. Роскошь и зрелища – все это Иоанн Златоуст осуждал, так как это разрушает нравы, приводит к падению семейной нравственности в целом. Святитель говорил в своих беседах о том, что каждому человеку от начала были даны два учителя – творение и совесть, и оба они, не произнося слов, учили людей безмолвно. «Творение, поражая зрителя видом (своим), возбуждает в созерцателе вселенной удивление к ее Создателю; а совесть, путем внутреннего внушения, научает всему, что должно делать…».Кроме этих двух учителей, Промыслом Божиим дан еще один, и уже не безмолвный учитель, как первые два, но такой, который действует на нашу душу словом, увещеванием и советом. «Кто же он?» – спрашивал Златоуст и сам отвечал: «Это – родной отец каждого. Для того Бог и вложил в родителей любовь к нам, чтобы в них мы имели наставников в добродетели. Не одно рождение делает отцом, но хорошее образование; и не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание». Согласно позиции Иоанна Златоуста, воспитывая правильно своих детей, родители служат спасению собственной души: «Действительно, – писал он, – если рождаемые тобой дети получат надлежащее воспитание и твоим попечением наставлены будут в добродетели, то это будет началом и основанием твоему спасению, и, кроме награды за собственные добрые дела, ты получишь великую награду и за их воспитание». В целом, свт. Иоанн Златоуст выделил основные принципы воспитания детей. Первый принцип гласит, что образование человека является задачей христианской жизни, тогда как образование ребенка – это первый этап данного процесса. Второй – принцип ответственности родителей за детей перед Богом. Третий – принцип того, что дети посвящены Богу, этот принцип и должен определить воспитательный процесс. Данные принципы можно определить как ведущие. Кроме того, можно сказать о наличии вспомогательных принципов, а именно, речь идет о «принципе образования жизнью и словом», «любви как педагогическом принципе» и «принципе противопоставления Бога и мамоны». Итак, важнейшая категория учения Златоуста об образовании детей - это есть πρόνοια, понятие «промышления». В творениях святителя Иоанна Златоуста акцентируется внимание на обосновании «назначения» родителей наставниками своих детей. Златоуст показывает, что Бог «передает» детей на воспитание не просто отцу или родителям, но именно супругам. «Так, две цели, для которых установлен брак: чтобы мы жили целомудренно и чтобы делались отцами» (ПСТ 3,1,209). «Быть отцами» –не значит только «рождать», но в первую очередь заботиться о детях, как Златоуст говорит в другом произведении: «Не одно рождение делает отцом, но хорошее образование, и не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание… не природа, а добродетель делает отцами…». То есть, Златоустом брак определяется в качестве института, задача которого состоит в воспитании детей. Рождение ребенка, как считает Златоуст – это не задача, поставленная перед супругами, так как и зачатие, и рождение являются неподвластными человеку. «Чадородие» зависит не от «сожития с мужем», но дается Богом, и «способность рождать имеет начало свыше –от Божия промысла, и… для этого ни природа женщины, ни сожитие (с мужем), и ничто другое, само по себе, недостаточно».То есть, дети являются данными Богом. А значит, после рождения детей на родителей накладывается важная миссия – воспитать его. Выполнение родительского долга – это постоянная забота о ребенке. Рождение – это не выполнение задачи, а принятие того, что было послано Богом. Однако и физическое рождение – это важная часть всей педагогической концепции Златоуста. Он считает, что воспитанием ребенка должны заниматься родившие его. Здесь частью божественного Промысла является и само появление ребенка, и то, что конкретный ребенок дается Богом на воспитание конкретным родителям. Итак, дети даны родителям Богом. Обязанность воспитывать ребенка обусловлена тем, что детей посылает родителям Бог. Ведь это скорее не дар Бога родителям, а залог.Бог поручил родителям воспитание детей – Он спросит о том, как именно они выполнили это поручение, этот долг. «Нерадящие о детях, хотя бы они во всем другом были исправны, за этот грех подвергнутся крайней ответственности». Златоуст говорит о том, что глава дома будет «подлежать ответу» за «беспорядочных» детей. Родители дадут «отчет» Богу в том, как они выполняли задачу «промышления о детях». Какой будет эта «отчетность», святитель Иоанн Златоуст также говорит, обращаясь к отцам как бы от лица Бога: «Не поселил ли Я, скажет Бог, сына твоего с тобою с самого начала? Не приставил ли тебя к нему учителем, руководителем, попечителем и начальником ? Не отдал ли в твои руки власть над ним? В нежном возрасте образовывать его и настраивать повелел Я». По Златоусту, именно Бог «поселяет» ребенка с отцом с помощью рождения. И поручает начальствование над ним и образование ребенка, оговорив функции и обязанности родителя. Почему же столь важно уделить повышенное внимание именно воспитанию мальчиков? Дело в том, что именно они будут будущими отцами. Отцу, по сути, подчиненному Богу рабу-педагогу, дана при этом власть-начальствование, которая наделена уникальной природой. Отец, по Златоусту, – «т.е. начальник, глава, повелитель сына.Власть отца, иерархические отношения, которые определяет Златоуст в школе-доме, тесно связываются с понятиями «промышление» и «упорядочивание». Власть отца подразумевает промышление о ребенке, все иерархическое устройство дома –упорядочивание.Бог оказывается не только Тем, Кто поручил ребенка родителям, но и Помощником в деле заботы о детях. Так, Златоуст «говорит о значении молитвы в «промышлении и упорядочивании» детей, а также о том, что для правильного образования детей родители должны соединять собственные усилия и обращение за помощью к Богу. Одно без другого, по мысли Златоуста, не достаточно».Родители, не воспитывающие должным образом своих детей, по мысли Златоуста, становятся чем-то противоположным родителям, своего рода антиродителями: не теми, кто дает жизнь детям, но теми, кто убивает их.Таким образом, ответственность родителей за образование детей – не право на воспитание и образование своих детей. По Златоусту, это обязанность. Ответственность родителей подразумевает, что они не являются собственниками ребенка и не могут по своей воле, например, отказаться от него или от заботы о его образовании, отказаться от самой ответственности. Весь круг забот о ребенке и сам факт этой заботы пронизан у Златоуста памятью о том, что за все это родители дадут ответ перед Богом.2.3.Проблемы, возникающие в браке и способы их решенияВ трудах свт. Иоанна Златоуста говорится о решении тех проблем, которые актуальны для современных семей, а именно, речь идет об отсутствии взаимопонимания, супружеских изменах, отсутствии уважения друг к другу, домашнем насилии, тяге к роскоши, отсутствии ответственности. Каким же образом возможно эти проблемы разрешить? Согласно позиции М. Григоревского, свт. Иоанн Златоуст полагает, что все вышеперечисленные проблемы в браке решаются через укрепление в христианской добродетели. Именно добродетельность способствует тому, что люди начинают со смирением, терпением относиться к супругу, тем самым они помогают друг другу совершенствоваться. Эта идея ясно прослеживается в толковании свт. Иоанна Златоуста на Послание к коринфянам апостола Павла. В первую очередь, свт. Иоанн Златоуст указывает, что основная мысль Послания – это тот факт, что каждый человек способен к добродетели.Свт. Иоанн Златоуст отмечает, что в каждую личность следует вкладывать познание добродетелей. Более того, такие представления у нас есть у каждого изначально. Примером являются различные нравственные светские законы, суды. Но мы должны руководствоваться не только знанием, но деятельностью. Важна мысль свт. Иоанна Златоуста о невозможности быть добрым лишь по необходимости. Каждый человек изначально наделен всеми силами и задатками для совершенной праведной жизни, соответственно, никак нельзя оправдывать себя перед другими, прикрываться телесной природой, строем своей натуры. Есть лишь единственное объяснение, как считает свт. Иоанн Златоуст – это нежелание делать и нежелание воспитывать в себе добродетель, следовать данной добродетели. Свт. Иоанн Златоуст считает, что абсолютно все люди являются способными к добродетели. Но нужно стремиться творить добродетельное не вследствие страха перед наказанием, а потому что того требует человеческая душа. И это связано с подлинной верой в Бога, со стремлением человека в себе данный Божественный образ последовательно раскрыть. Не бывает кого-то доброго или злого по природе. Каждый человек совершает свободный выбор – быть ему добрым или же злым. Кроме того, как считает свт. Иоанн Златоуст, человеку свойственно постоянно меняться, впадать в те или иные состояния. При условии естественности добра и зла такого рода перемены не были бы возможны. Соответственно, нет злой или доброй природы, есть лишь злая или добрая воля. Быть добродетельным – во власти каждого человека. Итак, в каждом человеке пребывает сама возможность нравственности и добродетели – вот такова основная нравственная идея Послания, согласно представлениям свт. Иоанна Златоуста. Как отмечает М. Григоревский, одна из проблем брака – это отсутствие щедрости, стяжательство. И свт. Иоанн Златоуст отмечает, что супруги должны быть щедрыми по отношению друг к другу, вместе с тем, это не означает, что нужно злоупотреблять щедростью и проявлять расточительность. Итак, в центре внимания свт. Иоанна Златоуста – щедрость, умение совершать милостыню. Он полагает, что это крайне значимый нравственный аспект в Послании к коринфянам. Он призывает к тому, чтобы обязательно уделять от собственного имения нуждающимся, поскольку только так можно умножить собственное богатство. Бог нам постоянно воздает награды, соответственно, и нам следует делать то же самое, помогая другим людям. Земная жизнь является в достаточной мере преходящей, таким образом, нам надо помнить об этом, не стремясь удержать все земные блага в собственных руках. Свт. Иоанн Златоуст полагает, что в своем Послании апостол Павел прекрасно показывает, как следует работать с собственной злой волей. Возница у нас – разум, вожжи, соединяющие коней с возницей, – тело. Если они будут удерживаемы хорошо, то не потерпишь ничего худого. Таким образом, супругам следует обязательно проявлять благоразумие, укрепляться в благодетели, совместно подавать милостыню, помогать другим – это способствует укреплению брака. Другой значимый аспект – это полное отрешение от прелюбодеяния. И снова эта тема затрагивается свт. Иоанном Златоустом в толковании на Послание апостола Павла. Об этом апостол Павел пишет подробно в своем послании к коринфянам. Будучи членами Христовой Церкви, мы должны обязательно быть достойными этой Церкви. Кроме того, в Беседах на Послание к коринфянам свт. Иоанн Златоуст уделяет внимание проблеме христианского брака, поскольку и апостол Павел достаточно много рассуждает о том, каким должен быть данный брак по своему существу.Функции и задачи мужчины как мужа подробно были описаны свт. Иоанном Златоустом. Свт. Иоанн Златоуст полагает, что на мужа возложена ответственность – привести к послушанию жену свою: «Для того Он и подчиняет ее, а мужа возносит над нею, чтобы был мир. Где равенство, там не может быть мира, народное ли то будет правление, или все будут повелевать, – необходимо, чтобы было одно начальство». Свт. Иоанн Златоуст призывает относиться к жене с лаской, с уважением, одобрять ее поступки, выказывать ей почтение: «И не просто зови ее, но с лаской, с честью, с большой любовью. Уважай ее, и она не будет нуждаться в уважении от других, не будет нуждаться в одобрении других, если будет пользоваться твоим уважением и одобрением. Предпочитай ее всем, во всех отношениях, и в отношении красоты, и благоразумия, хвали ее».Как отмечает святитель, благополучный брак выстраивается на взаимной любви, кроме того, важность имеют доверие и уважение, согласие между супругами. Если отсутствует доверие, уважение, то уже ничего не сможет помочь этим людям сохранить и укрепить собственный брак, соответственно, оба будут несчастны. Также не может быть зависимости взаимной любви между супругами от степени красоты каждого из них, даже если супруги утратили по тем или иным причинам красоту, сделали безобразными, то это не должно приводить к ослаблению любви. В особенности это имеет отношение к мужчинам, так как они склонны сильно зависеть от внешнего облика, они в большей мере замечают телесные недостатки. «Не отвращайся жены ради ее безобразия» — говорит мужу святитель Иоанн. Жена является творением Божием, соответственно, если муж оскорбляет жену, то он тем самым наносит оскорбление Создателю. Святитель Иоанн Златоуст призывает искать красоту внутреннюю. Относительно любви мужа к жене свт. Иоанн Златоуст пишет, что она должна быть постоянной, твердой, чтобы устоять перед многими несчастьями, искушениями. Святитель призывает мужчин к заботе: «Заботься о своей жене, как Христос о Церкви». К утверждению и усилению любви и согласия между супругами может служить убеждение во взаимной нужде, какую имеет муж в жене и жена в муже. Святитель Иоанн Златоуст считает, что в семье должно существовать четкое разделение обязанностей – это есть ключ к разрешению всех проблем, которые могут возникнуть в браке. Иоанн Златоуст полагает, что в целях предотвращения раздоров важно проявлять снисходительность, особенно мужу, однако и жена должна овладеть искусством совершенной покорности. Но именно мужчина как глава семьи должен быть особенно терпеливым. Если, по учению св. Златоустa, худой характер жены является Божественным наказанием, то очевидно, что муж должен выносить это наказание с совершенным терпением, и потому ничто не может извинить жестокости мужа к жене. Это противно и учению о христианской терпеливости и снисходительности, и понятию о любви, какую муж всегда должен сохранять к жене. Свт. Иоанн Златоуст выступает против жестокого и варварского отношения мужчин к женщинам. Чтобы исправить недостатки жены, свт. Иоанн Златоуст советует терпеливое вразумление, а не брань, тем более нельзя позволять себе избиения и проявлений жестокости. Итак, свт. Иоанн Златоуст считает, что брак должен основываться на снисходительном и внимательном попечении об искоренении пороков. Если жена совершает прегрешения, предается порокам, то надлежит ее утешить, а не увеличивать ее печали. Если муж бьет и угнетает свою жену, то он не излечивает ее болезни, а, наоборот, усугубляет ее своей жестокостью. Любая духовная болезнь излечивается терпением и кротостью. Как отмечает М. Григоревский, особое внимание свт. Иоанн Златоуст уделяет аспектам истинной христианской любви. Именно такая любовь помогает решать все проблемы в браке, укреплять супружество. В Послании к коринфянам указано, что истинная любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор. 13, 4-7). Одним словом, истинная любовь направлена на то, чтобы люди достигали блага. Свт. Иоанн Златоуст, следуя апостолу Павлу, призывает проявлять постоянную заботу о других. Польза ближнего –вот то, чего стремится достичь настоящий христианин.И это касается абсолютно всех случаев. Свт. Иоанн Златоуст приводит примеры из разных сфер жизни. Если мы не желаем приносить пользу, проявлять любовь, то он тем самым стремится только к собственной выгоде, что не верно. Многие люди позволяют себе использовать других людей ради достижения собственной выгоды, что Иоанн Златоуст считает совершенно недопустимым. Следует непрестанно делать благодеяния, поскольку тем самым мы умножаем благость в нашем мире согласно Божественному закону. Богом было все устроено так, чтобы мы привязывались друг к другу, однако только при условии истинной люди эта привязанность не будет носить болезненный характер. Именно такая бескорыстная любовь у святителя выступает как вершина, матерь благодетелей. Без такой любви мы иные добродетели стяжать не сможем. Говоря о превосходстве любви над иными добродетелями, свт. Иоанн Златоуст пишет, что все иные добродетели могут так или иначе быть смешанными со злом, а вот любовь этого лишена. И, что самое главное, любовь лишена гордыни. Истинную любовь к людям святитель Иоанн Златоуст связывает с истинной любовью к Богу. Если человек любит Господа, то он любит и мир, людей. В плотской земной любви, любви ложной очень много злобы и зависти, тогда как любовь к Богу лишена страстей. И именно к такой любви надо стремиться в каждодневном нашем общении. Важнейшими святитель Иоанн Златоуст считает следующие две заповеди: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же - подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф. 22, 37-40). Христос является для нас примером такой истинной любви, любви, ради которой можно отдать даже и собственную жизнь, любви абсолютно бескорыстной. Итак, любовь является направленной как к Богу, так и к людям. Нужно стремиться ко любви всеобщей, не привязанной к отдельному человеку. Как отмечает святитель, именно такой любви учит ап. Павел коринфян, только при такой любви может сформироваться здоровое общество. Иные Божественные дары исходят от любви, они есть производные от нее. Итак, любовь – вот что составляет базовую нравственную суть послания к Коринфянам, согласно позиции свт. Иоанна Златоуста. Дело в том, что любовь способна к изменению самого существа вещей, она несет в себе различные блага. Любовь рождает щедрость, счастье, ощущение единения. Любовь также способно устранить, преобразить неправильные помыслы и чувства, наделить личность всей совокупностью благ, крайне необходимых для социальной жизни. И именно такие блага, как считает святитель, апостол Павел перечисляет в Послании. В частности, это милосердие, вера, долготерпение, любовь способна абсолютно все очистить и преобразить. Таким образом, истинная любовь преображает человека, делает его ещё здесь, на земле, подобным ангелам, превращает из ветхого человека, рабствующего греху, в новую тварь во Христе (2 Кор. 5, 17). Это вовсе не случайно, поскольку Сам Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8) и причастный любви причастен самому Богу, с Которым не может соединиться ничто нечистое.Любовь наделена чем-то внешним и сверхдолжным для человека. Если в человеке отсутствует любовь, то он уже утрачивает статус живого существа, как считает святитель Иоанн Златоуст. Отсутствие любви является источником всяческого зла в мире. И Свт. Иоанн Златоуст делает вывод о том, что самым полезным для нас являются добродетель, любовь и любомудрие. Тем не менее, нам свойственно быть в смятении, удаляться от добродетели, тем самым мы больше ценим материальные блага, превращаясь в рабов стяжательства. Таким образом, возлюбивший истину не может уклоняться в неправду, в том числе и в брачной жизни. Добрые расположения заложены в человеческое естество от создания. Греховные же страсти их помрачают. Возлюбление христианином всякой духовной добродетели возрождает заложенную в его душу от создания доброту, даже если самого стяжания добродетели еще не произошло. Уже сама решительность изменить к добру свою жизнь во многом споспешествует деятельным изменениям, в частности, в области семейной жизни и воспитания детей. ЗАКЛЮЧЕНИЕИтак, на основании изучения учения Священного Писания и Святых Отцов о браке, труда М. Григоревского о концепции христианского брака свт. Иоанна Златоуста можно сделать вывод о том, что многие идеи свт. Иоанна Златоуста до сих пор не утратили своей актуальности. Эти идеи обязательны для восприятия теми, кто хочет построить истинно христианский брак.Христианский брак есть в учении Иоанна Златоуста уникальный путь людей к подлинно христианской жизни. Подлинно христианская жизнь согласно учению Иоанна Златоуста немыслима без тщательного изучения Евангелия, выстраивания своей жизни согласно заповедям, постоянной молитвы, стяжания великого смирения, отказа от всего материального и плотского. Настоящий христианин должен отказаться не только внешне, но и внутренне от мирского. Постепенно христианин приходит к тому, что вся его жизнь становится наполненной молитвами, бдением, духовным и нравственным трудом, постом и т.д.Посредством такой жизни человек постепенно добивается отречения даже от ощущений собственного тела, его душа обретает успокоение, он получает возможность глубже познать Бога, обрести жизнь вечную.В христианском браке супруги духовно растут, воспитывают в себе смирение и иные христианские добродетели. Как уже отмечалось ранее, христианских брак свободен от эгоистических побуждений и помыслов. Человек должен пребывать в постоянной молитве о грешном земном мире и спасении всего человечества, его благе, не стремиться накапливать богатства, проявлять терпение к своему супругу, заниматься семейными делами, воспитывать супруга, уважительно к нему относиться. Таким образом, подлинный христианин-семьянин предается молитве, изучает Священное Писание, совершенствует собственные помыслы, себя, занимается укрощением всех своих греховных проявлений, стремится оказать духовную помощь супругу. Он полностью сосредоточен на процессе духовного и нравственного совершенствования, делания. Венцом истинной христианской жизни во браке является смирение и смиренномудрие. Рождение детей – это Божественный промысел, соответственно, родители должны уделить воспитанию детей особое внимание. Согласно позиции Иоанна Златоуста, христианское воспитание является первичным, а светское образование вторично. Без духовного базиса личность человека разрушается. Свт. Иоанн Златоуст призывает уделить особое внимание воспитанию мальчиков, так как они впоследствии также станут отцами. Воспитание основывается на изучении и постижении смысла Священного Писания, на обучении молитвам, на соблюдении постов и общении с монахами, епископами, духовными людьми. Также сами родители должны стать примером благочестия для своих детей.В браке могут возникать те или иные проблемы, поскольку люди, даже и пребывающие в христианской жизни, все же не являются совершенными. Тем не менее, эти проблемы устраняются посредством укрепления в добродетели любви, смирения. Особенно важно, чтобы муж как глава семьи брал на себя полную ответственность за все, что происходит в его семье. На современном этапе проблема воспитания мужчин в традиции православия остается крайне важной и актуальной. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Библейский словарь, В.П. Вихлянцев. [Электронный ресурс] – URL: https://bible.by/lexicon/vihlyancev/word/2717/ (Дата обращения 18.12.2022)
2. Варнава (Лосев), иеромонах. Святой Иоанн Кронштадтский как миссионер.// Сборник материалов научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня преставления святого праведного Иоанна Кронштадтского 30 января 2009 года. – Сергиев Посад, 2009.
3. Головина Ю.В. Педагогические основы воспитательной деятельности святого Иоанна Кронштадтского: автореф. Дисс. Канд. Педаг. Наук. – Курск, 2009. [Электронный ресурс] – URL: http://www.kursksu.ru/dissertations/dis158.pdf (Дата обращения 18.12.2022)
4. Григоревский М. Учение святителя Иоанна Златоуста о браке. Иоанн Златоуст о браке / М. Григоревский. - Москва : Локид-Пресс : Патмос, 2007. [Электронный ресурс] – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigorevskij/uchenie-svjatitelja-ioanna-zlatousta-o-brake/ (Дата обращения 18.12.2022)
5. Иоанн Златоуст, свт. Слово о высокомерии и тщеславии. [Электронный ресурс] – URL: http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/12_2/16 (Дата обращения 18.12.2022)
6. Иоанн Златоуст, свт. Слово о воспитании детей. [Электронный ресурс] – URL: http://www.odinblago.ru/sv_otci/ioann_zlatoust/12_2/27 (Дата обращения 18.12.2022)
7. Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Послание к Ефесянам. [Электронный ресурс] – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_67/20 (Дата обращения 18.12.2022)
8. Иоанн (Зизиулас), митр. Общение и инаковость: Новые очерки о личности и Церкви. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2012.
9. Каширина В. «Воспитание из всех святых дел – самое святое». К 200-летию со дня рождения святителя Феофана, Затворника Вышенского. [Электронный ресурс] – URL: https://pravoslavie.ru/76705.html (Дата обращения 18.12.2022)
10. Лосский В.Н. Богословие и боговидение: Сборник статей. - М.: Свято-Владимирское братство, 2000.
11. Павел Гумеров, прот. Чего хочет Бог от настоящего мужчины? [Электронный ресурс] - URL: http://www.pravoslavie.ru/101671.html (Дата обращения 18.12.2022)
12. Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. Словарь библейских образов. [Электронный ресурс] - URL: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/slovar-biblejskih-obrazov/388 (Дата обращения 18.12.2022)
13. Сергий (Николаев), прот. Как стать образцовым мужем: о мужском призвании, чести и предназначении. [Электронный ресурс] – URL: http://www.golden-ship.ru/_ld/24/2403_2036.htm (дата обращения 18.12.2022)
14. Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. [Электронный ресурс] – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/put-ko-spaseniju/ (Дата обращения 18.12.2022)
15. Харченко М. Семья-малая Церковь. [Электронный ресурс] - URL: http://gelen-blag.ru/семья-малая-церковь/ (Дата обращения 18.12.2022)
16. Хорин Д.В. Педагогический опыт св. о. Иоанна Кронштадтского. [Электронный ресурс] – URL: http://nikolochrammv.cerkov.ru/vozmozhnost-ispolzovaniya-pedagogicheskogo-opyta-svyatogo-pravednogo-o-ioanna-kronshtadtskogo-v-dele-prepodavaniya-kursa-osnovy-pravoslavnoj-kultury/ (Дата обращения 18.12.2022)

Вопрос-ответ:

Какие основные аспекты учения святителя Иоанна Златоуста о браке представлены в книге М. Григоревского?

В книге М. Григоревского представлены основы православного христианского учения о браке, которые включают в себя анализ библейских текстов о браке, мнения Святых Отцов Церкви и творения святителя Иоанна Златоуста на эту тему.

Какое значение имеют библейские тексты в учении святителя Иоанна Златоуста о браке?

Библейские тексты имеют важное значение в учении святителя Иоанна Златоуста о браке. Они служат основой для понимания божественного замысла создания брака и указывают на его священное значение.

Какие идеи выражают Святые Отцы Церкви в своих сочинениях о браке?

Святые Отцы Церкви выражают идеи о благости и святыне брака, о важности верности и уважения в отношениях супругов, а также о гармоничном совместном воспитании детей.

Какие общие положения можно выделить в учении святителя Иоанна Златоуста о браке?

В учении святителя Иоанна Златоуста о браке можно выделить такие общие положения, как понимание брака как союза между мужчиной и женщиной, его целью является взаимное духовное совершенствование супругов, а также воспитание детей, которые являются плодами этого союза.

Как святитель Иоанн Златоуст разрешает решать проблемы, возникающие в браке?

Святитель Иоанн Златоуст предлагает различные способы решения проблем, возникающих в браке. Он призывает к терпению, любви и смирению, к совместной молитве и разговору, а также рекомендует обращаться за помощью к священнику или духовному наставнику.

Какие основные положения о браке изложены в Священном Писании?

В Священном Писании основными положениями о браке являются единство мужчины и женщины, взаимная любовь и взаимопомощь, их отношения как основа семейного благополучия.

Какое учение о браке представлено в трудах святых отцов Церкви?

Святые отцы Церкви учили о браке как о священном и неразрывном союзе мужчины и женщины, основанном на взаимной любви и верности, направленном на созидание семьи и продолжение рода.

Какие творения святителя Иоанна Златоуста посвящены христианскому браку?

Святитель Иоанн Златоуст написал несколько проповедей и писем, в которых он раскрывает свое учение о браке. В них он говорит о роли и значимости брака, о необходимости взаимной любви и уважения, о важности правильного воспитания детей и о проблемах, с которыми могут столкнуться супруги.

Какие задачи ставит перед супругами учение святителя Иоанна Златоуста о браке?

Учение святителя Иоанна Златоуста о браке ставит перед супругами задачи построения гармоничных отношений, взаимной поддержки и помощи, духовного роста, воспитания детей и достижения единства в любви.

Как святитель Иоанн Златоуст относится к проблемам, возникающим в браке?

Святитель Иоанн Златоуст призывает супругов к терпению, прощению и молитве в решении проблем, возникающих в браке. Он предлагает способы преодоления ссор и конфликтов, основанные на духовности и любви.