Психолого-педагогическая коррекция страхов в младшем школьном возрасте
Заказать уникальную дипломную работу- 53 53 страницы
- 26 + 26 источников
- Добавлена 22.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Пояснительная записка 6
1.1. Теоретические основы формирования страхов в младшем школьном возрасте 6
1.2. Содержание проекта «Сборник материалов по психолого-педагогической коррекции страхов младших школьников» 17
2. Проектная часть 28
2.1. Сборник сценариев внутренних занятий «Кукольный театр» 28
2.2. Методические рекомендации по использованию сборника "Кукольный театр" для родителей 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….54
По сложившейся традиции, в конце этого образовательного урока дети сложили свои нарисованные страхи, перемотали их "волшебными" нитками и произнесли заклинания "Мой страх уходит и не приходит ко мне!". Дети трижды произнесли заклинания и поместили свои страхи в потайную дверьИзготовление "Страшилки" - это еще один метод, помогающий детям справиться со своими страхами. Кукла может быть создана из любых доступных материалов, а после ее изготовления дети прячут в нее свои страхи. Также рекомендуется создание "Страшилки" дома вместе с родителями, чтобы создать еще более тесную связь между родителями и ребенком и построить здоровые отношения на основе доверия и взаимопонимания. В конце каждого занятия произносится заклинание, которое помогает ребятам избавиться от своих страхов и вернуться к повседневности с улыбкой и радостью.Изготовление "Страшной" куклы также рекомендуется родителям детей. Если ребенок прячет в нем свои чувства, родителям гораздо легче построить доверительные отношения со своим ребенком (рис. 2).Рисунок 2 – Куклы «Страшилки», изготовленные детьми и во время занятия кукла «Страшилка»Занятие № 7. "Моя семья". Цель данного занятия состоит в том, чтобы обучить детей восприятию эмоциональных состояний членов семьи и научить их передавать их с помощью мимики, выразительных поз и жестов, характерных для каждого человека в разных жизненных ситуациях.Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: формирование у детей зрительных и тактильных способов обследования предметов, развитие системы "глаз-рука", зрительного восприятия и зрительно-моторной координации. Также важным моментом является воспитание доброжелательного отношения и желания дарить радость и хорошее настроение окружающим.На занятии дети играли сценки, связанные с появлением младших братьев и сестер в семье, что вызывает у них тревогу и страх. В рамках одного из этюдов "Хозяин находит щенка" дети разыгрывали ситуацию, когда хозяин находит маленького щенка и приносит его домой, а собака начинает ревновать и думать, что хозяин больше не любит ее. Хозяин спрашивает собаку, почему она так сильно вздыхает, и детям предлагается представить, что ответит собака. Во время игры дети выбирали свои роли и активно использовали мимику, жесты и выразительные позы, чтобы передать эмоции и чувства своих персонажей.Таким образом, данное занятие позволило детям научиться передавать эмоциональные состояния через неречевые проявления и развить у них важные навыки, необходимые для успешного взаимодействия в семье и обществе в целом.Второй эпизод "Хозяин ушел" стал настоящей сенсацией на просторах детских театров. Идея заключалась в том, чтобы через детское театральное выступление показать, как влияют наследственные страхи на поведение ребенка и как их можно преодолеть в семейной обстановке.Используя сценические сюжеты, маленькие актеры перенесли зрителей в глубь истории о собаке и щенке, ожидающих долгожданного хозяина. Когда он наконец вернулся, он увидел ужасающую картину: грязный и голодный щенок сидел в углу, а собака лежала на коврике и даже не беспокоилась обеспечить питание младенца. Страх перед чем-то неизвестным был явно присутствующим у обоих животных.После этого трогательного выступления родители были приглашены на консультацию, которая состояла из мастер-класса по изготовлению куклы "Кукла счастья" и совместной деятельности во время открытых занятий по куклам "Ласкушки"; "Театральная студия", "Моя семья". Таким образом, повышение самооценки, формирование социальной ответственности, укрепление взаимоотношений внутри семьи и преодоление детских страхов были достигнуты через увлекательный процесс театрализации.Родители и дети объединили свои силы, чтобы посетить открытый мастер-класс по созданию куклы "Ласкушки", предназначенный для настройки на позитивную волну и улучшения отношений между ними. Начав с интерактивных игр для формирования эмоционального настроя, таких как "Как я говорю?" и "Маски", они затем направили свои творческие усилия на процесс создания кукол. Родители активно включились в этот процесс, а дети проявили свою ловкость, создавая куклы собственными руками. Везде царила атмосфера креативности и радости. Уже на следующий день дети делились своими положительными впечатлениями и рассказывали о том, как они игрались вместе с родителями, используя свои новые куклы, и выражая друг другу нежность и любовь. Вся семья получила доступ к источнику радости и счастья благодаря этому прекрасному мастер-классу "Кукла счастья".Во время занятий с детьми было проведено несколько увлекательных активностей. Группа организовала две разновидности гимнастики - "Только я" и "Я и группа". В ходе занятий также была проведена презентация "Кукла-оберег", и педагог-психолог рассказал о древних российских традициях создания кукол для девочек. Кукла-оберег была не просто игрушкой, она была наделена особыми качествами, которые защищали малышей от неприятностей. Каждый элемент куклы был соединен без иголок и ножниц, и важно было сделать ее на одном дыхании в благоприятные дни. Вместе с детьми была проведена коммуникативная игра "Что мы сделали, мы не скажем" и гимнастика для глаз "Мигалка".Изготовление "Куклы счастья" проходило по строго заданному алгоритму, и каждый ребенок вкладывал в свою работу частичку себя. В результате, дети создали оригинальные куклы, которые затем были представлены на выставке. Каждый ребенок гордился своей работой и чувствовал себя настоящим творцом. Во время занятий дети садились в круг и общались друг с другом, помогая создать ощущение целостности и гармонии в группе. Педагог-психолог учитывал особенности визуальной диагностики детей и рассаживал их в круг в соответствии с их потребностями. В результате, дети чувствовали себя комфортно и находились в состоянии полного вовлечения в увлекательные и творческие занятия.В процессе проведения гимнастики с детьми были организованы гимнастики: "Только я", "Я и группа". Далее мы посмотрели презентацию "Кукла-оберег". Педагог-психолог провела беседу о том, что раньше в России мамы и бабушки делали кукол для девочек. А когда малышке исполнилось 5 лет, она уже сама мастерила кукол. Кукла-оберег считалась не просто игрушкой, она была подружкой для девочек, так как была сделана ее матерью и наделена теплом, заботой и любовью и защищала малышей от неприятностей. Поэтому куклу-амулет уважали и о ней заботились. Начнем с того, что кукла-амулет имеет уникальный облик, без излишней детализации. Некогда на Руси существовало поверье, что клеймить ее привычными чертами и деталями лишь потенциально привлекло бы внимание злых сил и может привести к одержимости. Поэтому, мастера использовали строгий алгоритм, где каждая деталь макета связывалась нитью и прикреплялась без применения иголок или ножниц, а нити перерезались зубами, чтобы еще больше защитить процесс от воздействия негативных воздействий. Не меньшее значение имело и место создания: оптимальным временем считалось утро среды и пятницы, когда кикиморы, русалки и другие бесы по-прежнему метались в поисках более интересных предметов для занятия рукоделием. Главное при изготовлении куклы - сосредоточиться и справиться за один раз, так как каждый перерыв и задержка могут нарушить естественный поток создания, и тогда все станет бессмысленным.Кукла-оберег - это не только предмет требующий тщательной изготовки, но и то, что нужно заряжать положительной энергией и заботой. Поэтому, куклу не следует держать над столом, а лучше положить на свои колени и предоставить возможность зарядиться силой и любовью матери. И чтобы создать необходимый настрой, дети дополнительно проводят коммуникативную игру "Что мы сделали, мы не скажем" и гимнастику для глаз "Мигалка".Изготовление "Куклы счастья" - это настоящее искусство, которое требует от каждого из участников максимальной концентрации и ответственности. Уникальность и индивидуальность каждой куклы обязаны тому, что детали их создания продумывались и прорабатывались до мельчайших деталей. Дети, которые принимали участие в этом эксперименте, гордились своими результатами, так как они многим обязаны своим чувством творчества и духом ответственности. Настоящий успех детского творчество можно оценить по их результатам и по реакции зрителей, которые получили несравненное удовольствие от знакомства с энергетикой и магией их творений.Круг - это то, что позволяет детям обеспечить свободное и открытое общение с окружающими, что несомненно, способствует улучшению взаимопонимания и целостности ребят. Кроме того, педагог-психолог учитывает особенности диагностики зрения детей и размещает детей в круге в зависимости от остроты зрения. Таким образом, все дети получают возможность спокойно общаться друг с другом и с педагогом.Структура занятий по преодолению страхов с помощью театрализации состоит из семи этапов: Ритуал входа. На этом этапе педагог создает атмосферу, благоприятную для начала терапевтического сеанса, так называемого входа в сказку. Если проводится групповое занятие, то для начала детям предлагается выполнить упражнение – игру, например, они передают мяч друг другу. Такое действо направлено на объединение группы, вовлечение каждого участника в таинство сказки. Повторение. Этот этап проводится, если до этого был урок. На этом этапе ведущий помогает детям вспомнить прошлый урок, узнает о том, у кого что изменилось после урока. Это важный этап, который показывает групповую динамику и обратную связь от детей. Расширение. Этот этап предназначен для того, чтобы научить ребенка новым вещам и понятиям и понять их, расширить ассоциативный ряд в сознании ребенка. Закрепление. На этом этапе закрепляется опыт, полученный ребенком во время театрального представления. В игровой форме ведущий помогает детям испытать что-то новое. Интеграция. Интеграция заключается в том, что ребенок сравнивает полученный опыт с реальной ситуацией. Модератор выясняет, где, когда и как можно использовать приобретенный опыт или навык.Резюме. Цель этого этапа - подвести итоги урока. Ведущий кратко описывает последовательность событий, произошедших на занятии, значимость приобретенного опыта или навыка и жизненные ситуации, в которых они могут быть применены. Выход из сказки. На этом этапе закрепляются приобретенные знания, опыт и навыки. Выход напоминает вход в сказку, но с небольшим дополнением. Детям предлагается взять все самые важные вещи, которые были на занятиях.После сеанса театрализации проводится совместное обсуждение урока, которое включает в себя шесть этапов. На первом этапе обсуждается основная тема сказки. Задачей этого этапа является передача моральных ценностей, моделей поведения, взаимоотношений с другими людьми, ответов на возникающие вопросы. Учитель дает направление размышлениям о постановке, помогает детям понять главную идею, переживание или предупреждение, содержащиеся в ней. На этом этапе, через ответы детей, учитель получает обратную связь о том, поняли ли дети основную идею и суть сцены. Вопросы, которые он задает детям, обычно звучат так: "О чем эта сцена?", "Чему она учит?", "В какой жизненной ситуации может быть полезно то, что описано в сцене?", "Как мы будем использовать это в жизни?". На втором этапе обсуждается линия героев и мотивы их поведения. Здесь есть два возможных варианта обсуждения, вы можете создать обсуждение для отдельного героя или в связи с другими персонажами. Задача этого этапа состоит в том, чтобы дети поняли мотивы поступков персонажей сцены. Вопросы, которые ведущий задает слушателям такого формата: "Почему герой совершает тот или иной поступок?", "Зачем ему это нужно?", "Чего хотел достичь герой?", "Почему герои нужны друг другу?" [26]. На третьем этапе происходит обсуждение способов преодоления трудностей. Вы можете попросить их вспомнить, как герои сказки справлялись с трудностями, какие инструменты у них были. Важным на этом этапе является то, как герой решает проблему, возможно, он перекладывает ответственность на других, проявляет трусость и малодушие, какое поведение он выбирает, полагается ли он на помощь других и где и когда в нашей жизни его способ решения проблемы может оказаться полезным. Четвертый этап обсуждения включает в себя отношение персонажей к самим себе и окружающему миру. Основная идея этого этапа - понять героя как созидательное или разрушительное начало, на чем он сосредоточен, в какой роли он выступает по отношению к другим. Вопросы, которые ведущий задает детям, звучат так: "Что приносят людям поступки героя: радость или горе?", "В какой ситуации он творец, а в каких ситуациях разрушитель?", "Как мы разрушаем и созидаем в реальной жизни, в каких ситуациях?". Пятый этап - это обсуждение эмоций, которые возникают при воспроизведении сцены. Важно понимать, какую эмоциональную реакцию испытывает герой в описываемой ситуации. Вопросами для обсуждения могут быть: "Какие чувства вызывает этот сюжет?", "Какие моменты сцены вызвали радость, а какие - грусть?", "Какие эпизоды напугали?", "Какие моменты раздражали героя и почему?". На шестом этапе обсуждаются образы героев и содержащаяся в них символика. Вопросы этого этапа помогают осознать, какие тенденции, модели поведения несет в себе каждый персонаж. Вы можете задавать вопросы вроде этого: "Кто такая Фея?", "Кто такая Снежинка?" [26]. После обсуждения вы можете предложить детям порисовать или разыграть сценки с их любимыми персонажами.Таким образом, проводимые занятия способствуют осознанию младшими и окружающими своего эмоционального состояния, учат восприятию эмоциональных состояний по их внешним невербальным проявлениям, воспроизведению мимики, выразительных поз, жестов, присущих человеку при выполнении различных видов деятельности.2.2. Методические рекомендации по использованию сборника "Кукольный театр" для родителейМы предлагаем следующие рекомендации по коррекции страхов у детей с помощью театрализации:1. Ввести театрализацию как самостоятельный метод коррекции эмоциональной сферы у детей в структуру практической деятельности школы. Системная интеграция креативной терапии, как вспомогательного или основного метода реабилитации, терапии, диагностики в методологическую сеть повседневной работы специалиста по социальной работе и психолога, приведет к более впечатляющим результатам в улучшении психического состояния детей. 2. Необходимо организовать и провести курс лекций "Театрализация" для педагогов дополнительного образования школы. Информация, представленная на лекциях, не в полной мере описывает суть театрализации как метода психологической помощи. Необходимо ввести полную и всестороннюю информацию об театрализациикак методе психологической коррекции детей на этапе подготовки специалистов. 3. Институт высшего профессионального образования должен стать носителем наиболее актуальных знаний в области социальной коррекции, чтобы эти знания могли быть успешно реализованы выпускниками после окончания учебы. Кроме того, необходимо популяризировать театрализацию, сделать положительный опыт и уже опробованные методы доступными широкому кругу специалистов, а не только тем, кто "глубоко" занимается этой темой. 4. Мы предлагаем учителям использовать в своей работе модель психолого-педагогической коррекции эмоциональной сферы у детей с помощью театрализации, которая включает в себя следующие компоненты: изотерапию, сказкотерапию, фототерапию, песочную терапию, ландшафтную арт-терапию, музыкотерапию, игровую терапию. В коррекционной работе с детьми с использованием театрализации основной целью является гармонизация развития личности ребенка. Исходя из этого, можно выделить основные задачи и направления использования театрализации:1.Коррекция психосоматических расстройств, это напрямую связано с коррекцией физического состояния ребенка; 2. Коррекция развития коммуникативных и когнитивных функций, когнитивной и эмоциональной сферы; 3. Развитие социального опыта. В то же время у студентов развивается художественно-эстетическое мировоззрение, активизируется практическая деятельность в области изобразительного искусства и техники. Студенты используют когнитивные, теоретические и практические методы.Использование театрализации во внеурочной деятельности младших школьников имеет определенную специфику. Практическое применение театрализации во внеклассных мероприятиях по работе с детьми направлено на создание условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребенка. Основным видом заданий на начальном этапе являются специально организованные действия младших школьников по осмотру и запоминанию основных цветов, форм, размеров предметов и их расположения в пространстве. Работа по формированию знаний о цвете, форме, размере и пространственных отношениях между объектами происходит параллельно. Нормально развивающиеся младшие школьники овладевают способностью правильно различать цвета до того, как научатся правильно называть их и выбирать в соответствии со словесными инструкциями. Всю эту практическую деятельность можно превратить в дидактическую игру на бумаге красками, рисуя пальцами и ладонями, не ставя ребенка в рамки строгой специфики рисования геометрических фигур. Детям с отклонениями в развитии трудно создавать образы, а вербальный контакт с ними затруднен, и поэтому в работе необходим акцент на свободную "игру" с визуальными материалами. Такая деятельность оказывает стимулирующее воздействие на ребенка, развивает способность к самоорганизации, а концентрация внимания сопровождается положительными эмоциями. При манипулировании различными визуальными материалами для ребенка это может иметь связь с механизмами психологической защиты, которые позволяют ребенку справляться со сложными чувствами. Манипулирование ребенком с наглядными материалами является основой для общения со специалистом, и именно это является развитием коммуникативных отношений с учителем или психологом [19]. Таким образом, использование методов театрализации оказывает эффективное воздействие на эмоциональную сферу ребенка.С повышением уровня сформированности представлений об эмоциях, эмоциональном переживании и снижением уровня страхов с использованием методов театрализации отношения детей со сверстниками и взрослыми значительно меняются.ЗАКЛЮЧЕНИЕПодведение итогов проведенного исследования подтверждает, что в наши дни проблемы детских страхов становятся все более актуальными. Такая ситуация объясняется множеством факторов: отсутствием стабильности и уверенности в будущем, быстрым темпом развития информационных технологий, негативным воздействием СМИ, увеличением природных катаклизмов до экономических и политических проблем.Количество детей и взрослых, переживающих страхи, растет с каждым днем. Вместе с тем, хотя отечественная и зарубежная психология разработали довольно эффективные методы коррекции детских страхов, все же исследования показывают, что этой теме нужно уделить больше внимания для нахождения более эффективных методов борьбы со страхами у детей.В нынешнюю эпоху высоких технологий, когда родители заняты решением непрерывных финансовых проблем, дети остаются одни одним со своими страхами. Анализ литературы и поведения детей находок показывает, что все дети испытывают страхи в детстве, такие как боязнь темноты, монстров и незнакомцев. Однако не все страхи являются нормальными аспектами развития и временными. Поэтому важно изучать и проводить профилактику этих страхов, а иногда и проводить коррекционные мероприятия, особенно у детей младшего школьного возраста.Многие исследователи посвящали время и профессиональные усилия изучению коррекции страха, но, что удивительно, не так много работ было посвящено театрализации в этой области. Театрализация была выбрана для проведения исправительных мероприятий при страхах у детей не случайно, поскольку театр является мостом между реальностью и сказочным миром. Каждый человек, будь то ребенок или взрослый, обладает способностью с помощью мыслей и образов создавать в своем сознании настоящие картинки. Изучение данного вопроса выявляет, что сознание создает образ, затем – мысль, затем – эмоцию, после чего запускаются биохимические и физиологические процессы. Таким образом, театрализация нацелена на замену страшного образа на дружелюбный и безопасный.Проект по коррекции страхов реализуется в три этапа: когнитивный этап направлен на расширение представлений детей младшего школьного возраста о разнообразии страхов, формирование умения понимать свои страхи, говорить о них; творческий этап направлен на приобщение детей к процессу изготовления кукол-персонажей, используемых в ходе занятий для воспроизведения ситуаций, работы с образами, вызывающими страх, отработки способов поведения в ситуациях страха (игры-импровизации, игры-фантазии); интерактивная сцена включала в себя комплекс мероприятий для родителей и детей с использованием театральных средствПодводя итог, можно сказать, что все разработанные занятия с элементами театрализации создают условия для естественной стимуляции телесных сенсоров и умственной активности у детей, позволяют максимально активизировать их для дальнейших занятий с другими специалистами и максимизировать результат коррекции эмоционального состояния в рамках развития ребенка.ГЛОССАРИЙТеатрализация — разновидность педагогического воздействия, при которой главным средством достижения коррекционного эффекта является развитие и обогащение личности ребенка путём активизации творческой активности личности или группы детей.Младший школьный возраст - формирующаяся личность от 6-7 до 10-11 лет, характеризуемая повышенной впечатлительностью, внушаемостью, произвольностью, внутренним планом действия, самоконтролем и рефлексией.Страх — это внутреннее ощущение, отражающее защитную реакцию при переживании реальной или мнимой опасности. В психологии относится к группе так называемых отрицательных или негативных эмоций — эмоций, которые основываются на неприятных переживаниях или внешних воздействиях.Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам. Рассматривается либо как личностное образование, либо как связанная со слабостью нервных процессов особенность темперамента, либо как и то и другое одновременно.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫФедеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 27 ФЗ // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_law_140174/ Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168200/ Приказ Минобнауки России от 01.07.2013 N 499 (ред. от 15.11.2013) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29444) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_151143/ Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021N64100)//http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389561/ Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N1155. Агафонова Е.С. Психологические исследования страхов у детей младшего школьного возраста / Е.С. Агафонова // GaudeamusIgitur. – 2016.Петровский А. В. Общая психология. Учебник для пед. ин-тов / Под ред. проф. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 2016. - 421 с. Адлер А. Индивидуальная психология. СПб.: Питер, 2017. 256 сАкопян Л. С. Детские страхи: теория, диагностика, коррекция. Самара, 2017. - 164 с.Астапов В. М. Тревожность у детей. М., 2012. 160 с. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М.: изд-во Просвещение, 1969. 343с. Гребенщикова Л. Г. Основы куклотерапии: галерея кукол. СПб. : Речь, 2017. - 78 с.Добровольская Т. А. Арт-педагогика и арт-терапия в начальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М. : ИЦ «Академия», 2021. - С. 174-175Игумнова Т. Т., Осеева Н. А. Арттерапия и её использование в практике дошкольного учреждения // Психология, социология и педагогика. 2018. № 3 Изард К. Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2009. 464 сКолягина В. Г. Психология страхов младших школьников. Издательство «Прометей», 2016. - С. 22.Медведева И. Я. Дети, куклы и мы. Руководство по куклотерапии. Изд-во Зерна-Книга, 2014. - 145 сМусина И. А. Диагностика уровня тревожности детей. М.: Издание по требованию, 2012. 272 с. Мухина В. С. Дети и куклы: таинство взаимодействия // Феноменология развития и бытия личности: Избранные психологические труды М. : Московский психолого-социальный институт, Воронеж : НПО «МОДЭК», 2019. (Серия «Психологи Отечества»). С. 426-433.Мэй, Р. Смысл тревоги / Мэй Ролло. – М.: Эксмо, 2011 – 416 с.Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2019. - 304с.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2017. 718 сСмышляева Т. М. Роль театрализации в коррекции эмоционально-волевой сферы детей начального школьного возраста со зрительными нарушениями // Проблемы дошкольного образования на современном этапе: /сб. науч. статей. Вып. 15 / под ред. О. В. Дыбина [и др.]. Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2019. С. 264-266.Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги в начальной школе. М.Эксмо, 2013. 107с.Татаринцева А. Ю. Детские страхи: куклотерапияв помощь детям. СПб. : Речь, 2017. 145 с.Татаринцева А. Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога, логопеда. СПб. : Речь, 2016. 102 с.Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. М. : Просвещение, 2020. 291 с.Щербатых Ю. В. Психология страха. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М. : ЭКСМО, 2017. 512 с.
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 27 ФЗ // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_law_140174/
2. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168200/
3. Приказ Минобнауки России от 01.07.2013 N 499 (ред. от 15.11.2013) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29444) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_151143/
4. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021N64100)//http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389561/
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N1155.
6. Агафонова Е.С. Психологические исследования страхов у детей младшего школьного возраста / Е.С. Агафонова // GaudeamusIgitur. – 2016.
7. Петровский А. В. Общая психология. Учебник для пед. ин-тов / Под ред. проф. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 2016. - 421 с.
Адлер А. Индивидуальная психология. СПб.: Питер, 2017. 256 с
8. Акопян Л. С. Детские страхи: теория, диагностика, коррекция. Самара, 2017. - 164 с.
9. Астапов В. М. Тревожность у детей. М., 2012. 160 с. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М.: изд-во Просвещение, 1969. 343с.
10. Гребенщикова Л. Г. Основы куклотерапии: галерея кукол. СПб. : Речь, 2017. - 78 с.
11. Добровольская Т. А. Арт-педагогика и арт-терапия в начальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М. : ИЦ «Академия», 2021. - С. 174-175
12. Игумнова Т. Т., Осеева Н. А. Арттерапия и её использование в практике дошкольного учреждения // Психология, социология и педагогика. 2018. № 3
13. Изард К. Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2009. 464 с
14. Колягина В. Г. Психология страхов младших школьников. Издательство «Прометей», 2016. - С. 22.
15. Медведева И. Я. Дети, куклы и мы. Руководство по куклотерапии. Изд-во Зерна-Книга, 2014. - 145 с
16. Мусина И. А. Диагностика уровня тревожности детей. М.: Издание по требованию, 2012. 272 с.
17. Мухина В. С. Дети и куклы: таинство взаимодействия // Феноменология развития и бытия личности: Избранные психологические труды М. : Московский психолого-социальный институт, Воронеж : НПО «МОДЭК», 2019. (Серия «Психологи Отечества»). С. 426-433.
18. Мэй, Р. Смысл тревоги / Мэй Ролло. – М.: Эксмо, 2011 – 416 с.
19. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2019. - 304с.
20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2017. 718 с
21. Смышляева Т. М. Роль театрализации в коррекции эмоционально-волевой сферы детей начального школьного возраста со зрительными нарушениями // Проблемы дошкольного образования на современном этапе: /сб. науч. статей. Вып. 15 / под ред. О. В. Дыбина [и др.]. Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2019. С. 264-266.
22. Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги в начальной школе. М.Эксмо, 2013. 107с.
23. Татаринцева А. Ю. Детские страхи: куклотерапияв помощь детям. СПб. : Речь, 2017. 145 с.
24. Татаринцева А. Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога, логопеда. СПб. : Речь, 2016. 102 с.
25. Урунтаева Г. А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада. М. : Просвещение, 2020. 291 с.
26. Щербатых Ю. В. Психология страха. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М. : ЭКСМО, 2017. 512 с.
Вопрос-ответ:
Что такое психолого-педагогическая коррекция страхов в младшем школьном возрасте?
Психолого-педагогическая коррекция страхов в младшем школьном возрасте - это комплекс мероприятий, направленных на устранение или смягчение страхов, которые могут возникать у детей в возрасте от 6 до 10 лет. Это включает в себя психологическую работу с ребенком, педагогическую поддержку и применение специальных методик и техник.
Почему психолого-педагогическая коррекция страхов важна для детей младшего школьного возраста?
Психолого-педагогическая коррекция страхов важна для детей младшего школьного возраста, так как именно в этот период их психика находится в стадии активного развития. Возникающие страхи могут влиять на общее эмоциональное состояние ребенка, его самооценку и успеваемость. Коррекция страхов помогает детям осознать и преодолеть свои страхи, развить уверенность в себе и самостоятельность.
Какие методы и техники применяются при психолого-педагогической коррекции страхов в младшем школьном возрасте?
При психолого-педагогической коррекции страхов в младшем школьном возрасте применяются различные методы и техники, включающие в себя игровые и творческие занятия, тренинги, психологические беседы, ролевые игры и др. Также используются техники дыхательной гимнастики, автогенной тренировки и другие методики, направленные на расслабление и снятие стресса.
Как родители могут помочь в психолого-педагогической коррекции страхов у младших школьников?
Родители могут активно участвовать в психолого-педагогической коррекции страхов у младших школьников. Важно создать комфортную и поддерживающую обстановку дома, общаться с ребенком, выслушивать его и поддерживать. Также родители могут совместно с педагогами использовать различные методики и материалы, предлагаемые специалистами.
Какое значение имеет психолого-педагогическая коррекция страхов в младшем школьном возрасте?
Психолого-педагогическая коррекция страхов в младшем школьном возрасте имеет большое значение, так как позволяет помочь детям преодолеть и управлять своими страхами, развивать их социальные навыки и повышать уровень самооценки.
Какие методы используются в психолого-педагогической коррекции страхов в младшем школьном возрасте?
В психолого-педагогической коррекции страхов в младшем школьном возрасте используются различные методы, такие как игровые техники, арт-терапия, психологические тренинги, ролевые игры и другие практики, которые помогают детям осознать и контролировать свои страхи.
Какой результат можно ожидать от психолого-педагогической коррекции страхов в младшем школьном возрасте?
Результатом психолого-педагогической коррекции страхов в младшем школьном возрасте будет улучшение эмоционального состояния детей, снижение уровня страхов и тревоги, развитие их социальных навыков, улучшение адаптивности и повышение уровня самооценки.
Какие материалы предлагает проект по психолого-педагогической коррекции страхов младших школьников?
Проект по психолого-педагогической коррекции страхов младших школьников предлагает сборник материалов, включающий в себя сценарии внутренних занятий, в том числе кукольного театра, а также методические рекомендации для родителей по использованию этого сборника.
Какие преимущества имеет использование сборника "Кукольный театр" для психолого-педагогической коррекции страхов младших школьников?
Использование сборника "Кукольный театр" для психолого-педагогической коррекции страхов младших школьников имеет ряд преимуществ, таких как развитие творческого мышления и воображения, улучшение коммуникационных навыков, повышение самодисциплины и уверенности в себе, а также улучшение понимания и преодоление детского страха с помощью ролевых игр.
Какая цель статьи "Психолого-педагогическая коррекция страхов в младшем школьном возрасте"?
Целью статьи является описание и разработка психолого-педагогических методов коррекции страхов у детей младшего школьного возраста.