психолого-педагогическая проблема материнской депривации
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 32 + 32 источника
- Добавлена 19.01.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические основы материнской депривации детей младенческого и раннего возраста 7
1.1. Понятие материнской депривации и её структурные компоненты 7
1.2. Особенности развития детей младенческого и раннего возраста в условиях материнской депривации 12
Глава 2. Обзор возможных и наиболее эффективных путей решения проблем материнской депривации 19
2.1. Приёмная семья как метод вмешательства для решения проблемы материнской депривации детей в условиях институционализации 19
2.2 Анализ методик коррекции материнской депривации 23
Заключение 30
Список литературы 32
Приложения 36
Если ребёнок затрудняется, психолог помогает ему с ответами.После этого психолог говорит, что бабочка прилетела издалека и её необходимо согреть. Для этого он предлагает подержать ребёнку бабочку в ладошках и подышать на неё. Это не просто развивает сострадание, но и создаёт тёплую атмосферу в общении с ребёнком. - А чтобы бабочке было приятно играть с нами, давай попробуем сами стать такими, как она. Ребёнок вместе с психологом кружатся, машут руками. В процессе игры психолог просит показать ребёнка, где у него крылышки, лапки, головка и др. Если движения ребёнка скованы, психолог может помочь ребёнку поглаживаниями и лёгкими встряхиваниями.Далее психолог предлагает ребёнку выбрать игрушки для бабочки и поиграть с ней вместе.Затем психолог предлагает ребёнку украсить крылья бабочки с помощью пальчиковых красок. Данный этап служит также в качестве диагностики эмоционального состояния ребёнка, поскольку позволяет определить его цветовые предпочтения в данный момент.В конце занятия психолог вместе с ребёнком прощается с бабочкой, машет ей вслед. Необходимо сказать ребёнку, что он очень понравился бабочке. Этап 2. КоррекционныйЦелью данного этапа является снижение агрессии и аутоагрессии детей-сирот, развитие их физических и коммуникативных способностей.Занятие «Мячик»Материалы и оборудование: разноцветный мячик, игрушки.Ход занятияПсихолог приветствует ребёнка и предлагает ему поиграть в мячик. Сначала он предлагает ребёнку назвать цвета, в которые окрашен мячик. Далее он говорит, что мячик приятный и гладкий и предлагает ребёнку прокатить мячик по своему телу. Если движения ребёнка при этом скованы, психолог помогает лёгкими поглаживаниями. После этого психолог спрашивает ребёнка, с какими игрушками они с ним будут играть в мячик. Ребёнок самостоятельно выбирает. Если он затрудняется, психолог приходит ему на помощь. Для игры ребёнку необходимо посадить все игрушки в один кружок и перекатывать мячик от одной игрушки к другой. Затем психолог просит ребёнка расставить игрушки по местам и говорит, что ему понравилось играть с ребёнком.Занятие «Зайка»Оборудование: игрушки, музыкальное оборудование, материал для лепки.Ход занятияПсихолог приветствует ребёнка и говорит ему, что сегодня к нему в гости пришёл красивый мягкий зайчик. Он очень хочет, чтобы ребёнок с ним поздоровался и погладил его. После того как ребёнок поздоровается и погладит зайчика, психолог предложит попрыгать вместе с зайчиком под музыку и немного потанцевать вместе. Важно, чтобы при этом ребёнку нравилась музыка и танцевальные движения. Взаимодействие с психологом должно осуществляться легко и спокойно, необходимо проявить искреннее дружелюбие и позитивный настрой. Далее психолог говорит ребёнку, что зайчика нужно покормить. Для этого необходимо слепить морковку (из теста для лепки, пластилина и др.). Психолог, помогая ребёнку. Лепит морковку для зайчика, а затем ребёнок «кормит» гостя. В конце занятия психолог говорит, что зайчик хочет, чтобы ребёнок его снова погладил. Поглаживания должны быть лёгкими и мягкими. Затем зайчик и ребёнок машут друг другу ручкой и прощаются.Занятие «Мыльные пузыри»Задачи: Снижение тревожности и агрессии, импульсивности и гиперактивности, Развитие коммуникативных навыков.Оборудование: мыльные пузыри, музыкальное оборудование, игрушки, пальчиковые краски.Ход занятияПсихолог тепло приветствует ребёнка и показывает ему набор мыльных пузырей, предлагая надувать их вместе. Когда появляются пузыри, психолог задаёт ребёнку вопросы о том, какой они формы, каких размеров, каких цветов.Далее психолог обращает внимание на то, что они движутся очень плавно. Он предлагает ребёнку представить себя в роли мыльного пузыря и так же легко и плавно подвигаться под лёгкую приятную музыку. Это способствует релаксации и успокаивает.Далее психолог говорит ребёнку, что игрушки тоже хотят посмотреть на мыльные пузыри, и ребёнку нужно выдуть несколько пузырей и для них. Когда ребёнок выдувает пузыри, психолог должен сказать, что всем игрушкам это понравилось.В конце занятия психолог просит ребёнка нарисовать мыльные пузыри пальчиковыми красками и отмечает выбор цветов. Занятие «Непослушные мышата»Задачи:Преодоление негативизмаРазвитие положительной самооценкиРазвитие мелкой моторики, чёткости движений, коммуникативных навыков.Совершенствование навыков позитивного взаимодействия.Оборудование: игрушечные мышки, музыкальное оборудование.Ход занятияПсихолог показывает ребёнку игрушечных мышек и говорит:- Давай мы с тобой поиграем. Я буду взрослой мышкой, а ты – непослушным маленьким мышонком, который не слушается взрослых. Итак, большая мышка устала и хочет спать. А что в это время делает непослушный мышонок? Покажи. Ребёнок берёт игрушечную мышку и показывает, как он шалит и мешает спать взрослым. А теперь большая мышка хочет сделать уборку (психолог показывает это, держа в руках игрушку). Что же сделает непослушный мышонок?Ребёнок под музыку показывает, что он мешает взрослой мышке сделать уборку.После этого психолог обращается к ребёнку:- Но ведь ты же не такой, как этот мышонок? Ты ведь послушный (гладит по голове ребёнка). Научи ребёнка, как нужно себя вести (как помогать взрослым, быть аккуратным и т.д.). После этого психолог благодарит ребёнка и говорит, что мышки очень довольны общением с ним и маленький мышонок теперь всегда будет слушаться старших.Этап 3. Закрепление полученных навыков и анализ эффективности проведённой психологической работыПосле того как пройдут занятия коррекционного этапа и с учётом проведённой диагностики, перед психологом будет картина психоэмоционального состояния ребёнка. Такие показатели, как характер общения с психологом, выбор цветов, настрой на занятия, изменение в поведении должны стать предметом психологического анализа.Занятие «Колобок»Оборудование: игрушки, музыкальное оборудованиеЗадачи:Закрепление навыков конструктивного взаимодействияРазвитие коммуникативных навыковФормирование позитивного отношения к окружению.Ход занятияПсихолог приветствует ребёнка и говорит:- Сегодня к тебе в гости пришёл Колобок – твой любимый сказочный герой. Попробуй, какой он мягкий и приятный (даёт ребёнку попробовать игрушку на ощупь). А ещё он очень добрый. И ты ему очень понравился. - Колобок очень любит, когда его гладят. Пожалуйста, погладь его. Молодец!Затем психолог включает музыку и предлагает немного потанцевать вместе с колобком, прижимая игрушку к себе и ощущая её мягкость.Затем психолог говорит, что колобку очень понравилось играть с ребёнком. Затем он предлагает ребёнку нарисовать колобка пальчиковыми красками, отмечая при этом выбор цветов.В конце занятия психолог предлагает ребёнку покататься, как колобок. Это весёлое занятие способствует позитивному восприятию окружающей среды. В Приложении 2 представлены коррекционно-развивающие игры, доступные детям на данном этапе.В целом представленные методики коррекции материнской депривации могут быть использованы как в практике государственных и частных учреждений для воспитания детей-сирот, а также на этапе адаптации детей в приёмной семье.ЗаключениеДети-сироты раннего возраста испытывают определённые трудности, связанные с влиянием материнской депривации на формирование и развитие их личности. Это проявляется в нарушениях сна, аппетита, появлении вредных привычек, трудностей при установлении контактов со взрослыми и детьми и др.Отсутствие физического и эмоционального контакта с матерью значительно усложняет адаптацию ребёнка к жизни, приводит к недостаточному развитию навыков общения и препятствует установлению доверия к взрослому. Влияние эмоциональной депривации на развитие особенно ярко проявляется в условиях воспитания ребенка в детском доме или подобном ему учреждении. У детей раннего и дошкольного возраста специфические условия жизни в закрытом детском учреждении приводят к вынужденной поверхностности чувств, эмоциональной недостаточности; они печальны и пассивны; у них не возникает привязанности к взрослому.У воспитанников дома ребенка отсутствует полноценное эмоционально-личностное общение в первом полугодии жизни, а во втором полугодии задерживается своевременное становление потребности в сотрудничестве со взрослым и, как следствие, предметно-манипулятивной деятельности. Присутствует однообразное, неэмоциональное манипулирование с предметами.Недостаточное удовлетворение потребности во внимании и доброжелательности со стороны взрослого, дефицит эмоционального общения приводят к тому, что ребенок и во втором полугодии своей жизни стремится к ласке, выраженной в примитивной форме физического контакта, и не принимает предлагаемого ему сотрудничества.Социальная реабилитация детей может быть успешной в раннем возрасте, но становится проблематичной в старшем возрасте.Личность педагога при этом имеет большое значение. Так, профессионал, желающий сделать жизнь сирот гармоничной и насыщенной, сможет найти способы компенсации материнской депривации, что необходимо для развития личности детей-сирот в раннем возрасте. В данной исследовательской работе показано, что социально-психологический портрет ребёнка можно составить на основе листов адаптации к условиям ДОУ. Так, важное значение имеет анализ различных сфер личности. Это позволит определить возможности для компенсации материнской депривации. В данной исследовательской работе при выборе методики коррекции материнской депривации мы руководствовались работами А. С. Роньжиной и Ю. А. Афонькиной. Данные работы содержат примеры коррекционно-развивающих занятий. В процессе занятий должна быть создана благоприятная атмосфера сотрудничества. Список литературыАфонькина, Ю. А. Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развития ребёнка раннего возраста. – м, 2015. – 354 сАхметзянова А.И. Субъективный опыт психических состояний в условиях семейной депривации / Ахметзянова А.И., Артищева Л.В. // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарной науки. – 2018. - № 4. – С. 998–1007.Баразова Д.В. Сиротство как фактор детской депривации: вопросы теории / Баразова Д.В., Гедгафова Э.В., Хашукоева М.Н., Шоранова З.В., Хубиев Б.Б. // Здоровье и образование в XXI веке. – 2016. - № 4. – С. 129- 132.Басюк, B.C. Психологическое сопровождение как условие компенсирования состояния психической депривации у детей-сирот: дис. канд. психол. наук: 19.00.07. – Иркутск, 2004.–208 с. Бережнова, Л. Н. Профилактика депривации в педагогическом процессе: монография. СПб., 2007.- 334 с.Бодрова Т. В. Особенности психоречевого развития детей – воспитанников дома ребенка / Бодрова Т.В. // Концепт. – 2019. – № 2. – С. 1-6.Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.Бусыгина, И.А. Влияние материнской депривации на психическое развитие личности ребёнка // Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2019. № 14. С. 5-9.Вусыгина, И.А. Взаимосвязь материнской депривации и тревожности как одной из детерминант формирования личности приёмного ребёнка // Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2020. № 19. С. 5-14.Василенко Т.Д., Земзюлина И.Н. Ранние эмоциональные дефициты и психосоматическое здоровье младенца // Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье». - 2016. - №3. – С. 3-6.Дзеба А.В. Социальная адаптация детей, оставшихся без попечения родителей / А.В. Дзеба // Проблемы и перспективы повышения качества образовательных услуг на основе инноваций: региональный аспект. Материалы и доклады межрегиональной научно-практической конференции. – 2018. – С. 30-33Егоров В.С. Воспитательный потенциал замещающей семьи / В.С. Егоров // Молодой ученый. – 2018. – № 25 (211). – С. 258-261.Забабурина О.С. Психическое развитие детей младенческого и раннего возраста в условиях материнской депривации /Забабурина О.С., Помогаева В.И. //Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2015. - № 19. – С. 372-375Козловская Г.В. Психическая депривация как патогенный фактор в раннем онтогенезе / Козловская Г.В., Проселкова М.Е., Калинина М.А., Маргопина И.А., Платонова Н.В., Голубева Н.И. // Психиатрия. – 2015. - № 6. – С. 18-23Колесникова Т.В. Особенности социально-психологической адаптации детей к проживанию в замещающей семье / Т.В. Колесникова // Мир науки и инноваций. - 2015. - Т. 8. - С. 5.Котоманова О.В. Возможности приемной семьи в процессе социализации детей / О.В. Котоманова // Социальная безопасность и социальная защита населения в современных условиях. Материалы международной научно-практической конференции / Отв. ред. Н.С. Антонова. - 2019. - С. 138.Кузнецова Е.А. Влияние социальной депривации на психическое состояние детей-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа: введение в проблему / Кузнецова Е.А. // Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход. – 2017. - № 6. – С. 98-103Лисина, М.И., Дубровина И.В., Прихожан, А.М. и др. Психическое развитие воспитанников детского дома. – М. 1996,- 150 с.Ослон, В.Н., Холмогорова, А.В. Возможности решения проблем сиротства в России. М.: ООО«Вопросы психологии», 2002. - 198 с.Пономарёва, Н.М. Материнская депривация и её роль в формировании личности ребёнка // Башкатовские чтения: «Психология притеснения и деструктивного поведения в детско-подростковой среде». Материалы девятнадцатой Всероссийской научно-практической конференции посвящённой памяти доктора педагогических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки РФ Ивана Павловича Башкатова. Под общей редакцией М.Н. Филиппова. 2019. С. 64-68.Расчетина С.А. Детско-материнские отношения как фактор развития ребёнка в раннем возрасте / Расчетина С.А. // Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. – 2018. - № 14. – С. 24-36.Роньжина, А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. М. 2003. – 324 С.Санникова М.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей младенческого и раннего возраста, воспитывающихся в доме ребёнка / Санникова М.В. // Педагогическое образование в России. – 2019. - № 3. – С. 144-150Саура, Н.С. Эмоциональная материнская депривация как причина общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Вопросы педагогики. 2020. № 4-2. С. 315-320Синицына Н.В. Проблема сиротства в современной России и участники ее решения / Н.В. Синицына, И.М. Гаврилова // Молодежные инициативы как основа развития гражданского общества в Российской Федерации: региональный и местный уровни. IV всероссийская научно-практическая конференция. - 2018. - С. 195Солоед, К.В. Раннее разлучение с матерью и его последствия // Журнал практической психологии и психоанализа. 2009. URL: http://psyjournal.ruТокарская Л.В. Психология семьи. Психологическое сопровождение процесса усыновления / Л.В. Токарская. – М.: Юрайт, 2020. – 136 с.Федорова М.И. Формирование привязанности между детьми и родителями в приемных семьях / М.И. Федорова, М.М. Прокопьева // Педагогика и психология семьи: современные вызовы, традиции и инновации. Сборник материалов III Всероссийской научно-практической (с международным участием) конференции студентов, магистрантов, аспирантов 105 и практических работников, посвященной юбилею доктора педагогических наук, профессора М. М. Прокопьевой. – 2018. – С. 76-79Шахманова А.Ш. Педагогическое сопровождение детей в раннем детстве как предмет научного анализа / Шахманова А.Ш. // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2019. – № 2. – С. 23-29.Шпиц, Р.А. Поведение депривированных детей /Хрестоматия в 2 т. / Под редакцией В.В. Лебединского и М.К. Бардышевской. Т. II. М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2002Ядвиршис Л.А. Актуальные проблемы профессиональной подготовки будущих педагогов к предупреждению социальной депривации у детей, 50 оставшихся без попечения родителей /Ядвиршис Л.А. //Вестник Брянского государственного университета. – 2017. - № 1. – С. 395-397.Ярославцева Н.В. Защитные механизмы личности детей, воспитывающихся в замещающих семьях: проблемы взаимодействия и коррекции / Н.В. Ярославцева // Актуальные проблемы гуманитарных и экономических наук. Сборник материалов XIX Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. – 2019. – С. 174-179Приложения
2. Ахметзянова А.И. Субъективный опыт психических состояний в условиях семейной депривации / Ахметзянова А.И., Артищева Л.В. // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарной науки. – 2018. - № 4. – С. 998–1007.
3. Баразова Д.В. Сиротство как фактор детской депривации: вопросы теории / Баразова Д.В., Гедгафова Э.В., Хашукоева М.Н., Шоранова З.В., Хубиев Б.Б. // Здоровье и образование в XXI веке. – 2016. - № 4. – С. 129- 132.
4. Басюк, B.C. Психологическое сопровождение как условие компенсирования состояния психической депривации у детей-сирот: дис. канд. психол. наук: 19.00.07. – Иркутск, 2004.–208 с.
5. Бережнова, Л. Н. Профилактика депривации в педагогическом процессе: монография. СПб., 2007.- 334 с.
6. Бодрова Т. В. Особенности психоречевого развития детей – воспитанников дома ребенка / Бодрова Т.В. // Концепт. – 2019. – № 2. – С. 1-6.
7. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
8. Бусыгина, И.А. Влияние материнской депривации на психическое развитие личности ребёнка // Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2019. № 14. С. 5-9.
9. Вусыгина, И.А. Взаимосвязь материнской депривации и тревожности как одной из детерминант формирования личности приёмного ребёнка // Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2020. № 19. С. 5-14.
10. Василенко Т.Д., Земзюлина И.Н. Ранние эмоциональные дефициты и психосоматическое здоровье младенца // Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье». - 2016. - №3. – С. 3-6.
11. Дзеба А.В. Социальная адаптация детей, оставшихся без попечения родителей / А.В. Дзеба // Проблемы и перспективы повышения качества образовательных услуг на основе инноваций: региональный аспект. Материалы и доклады межрегиональной научно-практической конференции. – 2018. – С. 30-33
12. Егоров В.С. Воспитательный потенциал замещающей семьи / В.С. Егоров // Молодой ученый. – 2018. – № 25 (211). – С. 258-261.
13. Забабурина О.С. Психическое развитие детей младенческого и раннего возраста в условиях материнской депривации / Забабурина О.С., Помогаева В.И. // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2015. - № 19. – С. 372-375
14. Козловская Г.В. Психическая депривация как патогенный фактор в раннем онтогенезе / Козловская Г.В., Проселкова М.Е., Калинина М.А., Маргопина И.А., Платонова Н.В., Голубева Н.И. // Психиатрия. – 2015. - № 6. – С. 18-23
15. Колесникова Т.В. Особенности социально-психологической адаптации детей к проживанию в замещающей семье / Т.В. Колесникова // Мир науки и инноваций. - 2015. - Т. 8. - С. 5.
16. Котоманова О.В. Возможности приемной семьи в процессе социализации детей / О.В. Котоманова // Социальная безопасность и социальная защита населения в современных условиях. Материалы международной научно-практической конференции / Отв. ред. Н.С. Антонова. - 2019. - С. 138.
17. Кузнецова Е.А. Влияние социальной депривации на психическое состояние детей-сирот, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа: введение в проблему / Кузнецова Е.А. // Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход. – 2017. - № 6. – С. 98-103
18. Лисина, М.И., Дубровина И.В., Прихожан, А.М. и др. Психическое развитие воспитанников детского дома. – М. 1996,- 150 с.
19. Ослон, В.Н., Холмогорова, А.В. Возможности решения проблем сиротства в России. М.: ООО «Вопросы психологии», 2002. - 198 с.
20. Пономарёва, Н.М. Материнская депривация и её роль в формировании личности ребёнка // Башкатовские чтения: «Психология притеснения и деструктивного поведения в детско-подростковой среде». Материалы девятнадцатой Всероссийской научно-практической конференции посвящённой памяти доктора педагогических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки РФ Ивана Павловича Башкатова. Под общей редакцией М.Н. Филиппова. 2019. С. 64-68.
21. Расчетина С.А. Детско-материнские отношения как фактор развития ребёнка в раннем возрасте / Расчетина С.А. // Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. – 2018. - № 14. – С. 24-36.
22. Роньжина, А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. М. 2003. – 324 С.
23. Санникова М.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей младенческого и раннего возраста, воспитывающихся в доме ребёнка / Санникова М.В. // Педагогическое образование в России. – 2019. - № 3. – С. 144-150
24. Саура, Н.С. Эмоциональная материнская депривация как причина общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста // Вопросы педагогики. 2020. № 4-2. С. 315-320
25. Синицына Н.В. Проблема сиротства в современной России и участники ее решения / Н.В. Синицына, И.М. Гаврилова // Молодежные инициативы как основа развития гражданского общества в Российской Федерации: региональный и местный уровни. IV всероссийская научно-практическая конференция. - 2018. - С. 195
26. Солоед, К.В. Раннее разлучение с матерью и его последствия // Журнал практической психологии и психоанализа. 2009. URL: http://psyjournal.ru
27. Токарская Л.В. Психология семьи. Психологическое сопровождение процесса усыновления / Л.В. Токарская. – М.: Юрайт, 2020. – 136 с.
28. Федорова М.И. Формирование привязанности между детьми и родителями в приемных семьях / М.И. Федорова, М.М. Прокопьева // Педагогика и психология семьи: современные вызовы, традиции и инновации. Сборник материалов III Всероссийской научно-практической (с международным участием) конференции студентов, магистрантов, аспирантов 105 и практических работников, посвященной юбилею доктора педагогических наук, профессора М. М. Прокопьевой. – 2018. – С. 76-79
29. Шахманова А.Ш. Педагогическое сопровождение детей в раннем детстве как предмет научного анализа / Шахманова А.Ш. // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2019. – № 2. – С. 23-29.
30. Шпиц, Р.А. Поведение депривированных детей /Хрестоматия в 2 т. / Под редакцией В.В. Лебединского и М.К. Бардышевской. Т. II. М.: ЧеРо: Высш. шк.: Изд-во МГУ, 2002
31. Ядвиршис Л.А. Актуальные проблемы профессиональной подготовки будущих педагогов к предупреждению социальной депривации у детей, 50 оставшихся без попечения родителей /Ядвиршис Л.А. //Вестник Брянского государственного университета. – 2017. - № 1. – С. 395-397.
32. Ярославцева Н.В. Защитные механизмы личности детей, воспитывающихся в замещающих семьях: проблемы взаимодействия и коррекции / Н.В. Ярославцева // Актуальные проблемы гуманитарных и экономических наук. Сборник материалов XIX Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. – 2019. – С. 174-179