Цветонаименования в поэтическом тексте
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 19.01.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЙ В ПОЭЗИИ 4
1.1 История изучения цветовой палитры и цветонаименований в лингвистике и основные подходы к определению понятия «цвет» 4
1.2 Теоретические основы анализа колоративной лексики и цветовой символики 5
1.3 Основные методы изучения цветонаименований 6
1.4 Психологическое и физиологическое воздействие цвета на человека 7
1.5 Цели использования цветонаименований и их место в тексте 9
1.6 Функции цветообозначений в поэтическом тексте 14
ГЛАВА 2. КОМПОЗИЦИОННАЯ И СМЫСЛОВАЯ РОЛЬ ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЙ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ СБОРНИКА «СИТЦЕВЫЙ ГОРОД» 16
2.1 Анализ колоративной лексики в стихотворениях сборника
«Ситцевый город» 16
2.2 Смысловая интерпретация цветовой картины 24
2.3 Композиционная роль цветообозначений и скрытый авторский посыл 26
Заключение . 28
Список источников . 29
З. Боровиков)В «Ситцевом городе» употребляются и другие части речи, обозначающие зелѐный цвет, например, глагол зеленеть, в нашем сборнике:Зеленеют бархатом сочные луга (В.Н. Егоров)В словаре Д. Н. Ушакова даѐтся следующее определение прилагательного серый:1. Цвета, который получается из смешения чѐрного с белым. 2. Бесцветный, ничем не замечательный, неинтересный. Сереет на березе ветвьКак зонтики, серы от влаги («Весна в декабре», В. Шаляпина»)Прилагательное серый употребляется в прямом значении: Они плывут за серый горизонт, Гонимые дыханьем ветерка (В. Леонченко)или Как живая плещется серая волна (В. Леонченко)В исследуемом сборнике встречается также употребление прилагательного серый в переносном значении «унылый», например, в стихотворениях Т.Н. Березиной: И тот от серости в напряге («Весна в декабре»)Как в серой тюрьме («Грибные дожди. Плохое настроение...»)и все покажется серым-серо ( «Добрый совет») Также присутствует географическое название реки:Ты зовешься неброско Серою («Песня о серой речке») Над рекою Серою зоренька взошла («Девичий хоровод», В.Н. Егоров)В толковом словаре Д. Н. Ушакова даѐтся следующее определение прилагательного синий: «Имеющий окраску одного из основных цветов спектра – среднего между фиолетовым и зелѐным, тѐмно-голубой»В некоторых стихотворениях прилагательное синий выступает в своѐм прямом значении:Милый мальчик, с глазами синими (В.Шаляпина) В синем небе («Полет», О.Григорьева) Оттенки то синий, то желтый, то красный (В. Леонченко) Прилагательное синий употребляется как в полной, так и в краткой форме. Можно встретить употребление в краткой форме, что свидетельствует о древнем происхождении этого словаа синь какая!(В.З. Боровиков)В небе ясном просинь (Т.Н. Березина)Цветонаименование синий иногда имеет значение «сверкающий, блестящий»:Клин растворился в дымке синей (А. Бордун)Опрокинуть прозрачность синююВ эти выцветшие глаза (А. Бордун) В толковом словаре Д. Н. Ушакова даѐтся следующее определение прилагательного жѐлтый: «Обозначение одного из семи основных цветов, расположенного в солнечном спектре между оранжевым и зелѐным цветами; сходный с цветом золота». Цветонаименование жѐлтый встретилось нам только в четверостишиях, где оно употребляется в своѐм прямом значении: Ржаное поле без конца и края Родная степь, под желтой простыней (Н.Неверова)подставив ветру желтый клюв(«Полет», А.Н. Ключников)Осень, в жёлтое землю одела.. В толковом словаре Д. Н. Ушакова прилагательное серебряный имеет следующее определение: «Драгоценный мягкий металл серовато-белого цвета с блеском»[17]. В стихотворениях сборника прилагательное серебряный употребляется в переносном значении «серовато-белого цвета с блеском», например: ..Яркий месяц блестит серебром..(«Волны памяти», А.Н. Ключников ).Серебром игриво прозвенел ручейсеребром улыбнулась луна («Возвращение», А.Н. Ключников)...из ледяного серебрарека наряды примеряет(.А.Н. Ключников)серебро росы и т.д (А.Н. Ключников)Можно встретить противопоставления серебряного и золотого цвета. В таком случае цветолексемы выступают в переносном значении, например: Над серебряной рекой На златом песочке («Ностальгия», В.Шаляпина) В толковом словаре Д. Н. Ушакова даѐтся следующее определение прилагательного красный: «имеющий окраску одного из основных цветов радуги, ряда оттенков от розового до коричневого» По наблюдениям Н. Б. Бахилиной, «прилагательное красный – древнее общеславянское, в своем первоначальном значении «красивый», «прекрасный» известно во всех славянских языках, кроме русского, где сохранились лишь некоторые следы старого употребления. Вследствие этого системы цветообозначений, создаваемые исследователями до XVII века, не включали слово красный[17]. Часто лексема красный в малых жанрах русского фольклора выступает с оценочной (положительной) семантикой, в значении «красивый», напримерСловно Красна девица, вяжет кружева (В.Н. Егоров)можно встретить слово красный в древнем значении «судьбоносный»: И судьба моя, красной ниткою,На запьястье твоем завязана (Н. Неверова)красный с оценочной семантикойНе получился яркий, красно-медный («Осенние страсти», А.Н. Ключников)Примеры из фольклора показывают, что данная цветолексема отличается цветовой многозначностью, что зафиксировано, например, в словаре В. И. Даля, где красный имеет значения «рудой, алый, кирпичный, огненный и другие оттенки густоты»[18] . В ходе анализа были выявлены цветообозначения, которые используются для передачи оттенков красного цвета. Группа красного тона представлена следующими прилагательными: алый (ее гроздья как алые губы, А.Н. Ключников)«вишен цвет» ....что вишен цвет (А.Н. Ключников)Спелых, мне награда («Грусть заела - не беда», В.Г. Бедрин)медный (красно-медный)Прилагательное пѐстрый в словаре Д. Н. Ушакова определяется так: «Разноцветный, не одного цвета, составленный из чего-нибудь, что окрашено в различные цвета». В сборнике это слово употребляется в прямом значении: пестрота осин («Иван-чай», А.Н. Ключников)А также встречается «блестящий»Сверкающий поток льдиночек прозрачных(А.Н. Ключников)Блестящий вальс метеоритов (А.Н. Ключников)2.2 Смысловая интерпретация цветовой картиныСоздавая свои поэтические тексты, поэты стремились использовать цветообозначения, которые с особой силой воздействуют на читателя, заставляя работать его воображение. Именно поэтому практически каждая колорема в сборнике «Ситцевый город» – это символ, знак, указывающий на исключительность создаваемого на его основе художественного образа. Например, цветообозначение золотой усиливает образ солнца, которое в художественном мире поэта является не просто небесным телом, а символом праздника, веселья, радости. Цветонаименование белый часто встречается в стихотворениях. Преобладающими являются колоремы: золотойсеребряныйсинийжелтыйзеленыйВтречаются и контекстуальные антонимы. Выделены следующие антонимические пары: серый – белый; белый – желтый; золотой - серебряный.Цветовая картина мира в сборнике имеет яркие индивидуальные особенности, что обусловлено неповторимостью языковой личности авторов и эволюцией художественного метода. Поэты используют хроматические и ахроматические цветонаименования: тёплые (красный, оранжевый, желтый) и холодные (голубой, зеленый, синий); простые (красный, синий, белый, черный) и смешанные (коричневый, розовый и др.). Кто-то стремился вобрать в свою поэзию всё богатство и красоту окружающего мира, что во многом обусловило романтический характер художественных текстов, отличающихся гармоничным сочетанием изобразительно-выразительных средств, изысканностью рифм, наглядностью и точностью поэтических реалий (Погода чудно хороша!Златая осень! В.З. Боровиков). А кого-то напротив, интересовали ощущения, вызываемые объектом описания (А мне лишь мирные нужны слова, как ясный день, зеленая трава , В.Шаляпина). Говоря об особенностях лирики отметим, что значительную часть художественных текстов занимают стихи, где природные явления, растения и т.д оживают и ведут себя подобно людям, например, в поэзии А.Н. Ключникова и Т.Н. Березиной (серебром улыбнулась луна .,река наряды примеряет.., И тот от серости в напряге , )В этих стихах особенно значимы цветообозначения, создающие яркие зрительные образы, привлекающие внимание своей необычностью и оставляющие в сознании читателя неизгладимое впечатление (Скоро березы накинут на плечи легкий, прозрачный зеленый шифон, Нарядов зеленых модниц-берез , Там, где ива с зеленой косой, А.Н.Ключников.)2.3 Композиционная роль цветообозначений и скрытый авторский посылДля сборника стихотвоений «Ситцевый город» характерен разброс в использовании цветообозначений, зависящий от времени создания стихотворения, его темы и идейного замысла. Впечатления и переживания поэтов отражены в лирике, они не придумывают, а описывают свое настроение. Именно оно определяет выбор цветонаименований: радостные эмоции, восхищение, воспевание природы, как правило, даётся в светлых и ярких цветах – от белого до золотого, передающих ослепительность, красоту описываемого образа. Мрачные и холодные цвета (чёрный, синий, серый, тёмный) используются там, где речь идёт о грустных и печальных событиях, где необходимо передать чувство отверженности, одиночества, страдания. Поэты активно используют различные регулятивные структуры с цветообозначениями:1) колоративного синонимического типа (белый - прозрачный; синий - лазурный ; серый - седой); 2) колоративного усилительного типа на уровне потенциальных и дифференциальных сем (заиграла рыжей позолотой; белом-белом, серым-серо;яркий месяц блестит серебром.).3) колоративного метафорического типа (Серебром игриво прозвенел ручей; серебром улыбнулась луна ...из ледяного серебра река наряды примеряет..). Регулятивные структуры колоративного типа являются важным элементом творческого метода, выступая в контексте как одно из значимых средств создания эмоциональности, выразительности, определяющих познавательную деятельность читателя, активизирующих его воображение на основе стимулирования различных ассоциаций. В стихотворениях сборника цветообозначения активно взаимодействуют друг с другом, вступая в отношения усиления и дополнения - Теплый лучик золотой, сверкающий поток льдиночек прозрачных, блестящий вальс метеоритов.Данные образные приемы ярко характеризуют поэтический язык, наделяют магнетизмом, отражают индивидуально-авторское умение по-своему воспринимать художественную реалию. Установлено, что в стихотворениях цветообозначения выполняют ряд функций, значимых для постижения глубины авторской мысли.ЗаключениеОкружающая человека среда насыщена множеством цветов и тысячами оттенков, которые может различить человеческий глаз. История систематизации цветов и названий колоративов связана с мифологией и сенсорным восприятием. Диалог между автором и читателем организуется с помощью различных текстовых средств, включающих цветонаименования. Сегодня цветовая лексика изучается с разных сторон и вызывает интерес многих наук. Многочисленные ученые (А.П. Василевич, С.Н. Кузнецова, С.С. Мищенко, Р.М. Фрумкина и др.) занимались вопросами обозначения цвета. Цвет является предметом изучения в лингвистике и других дисциплинах, таких как физика, психология, физиология и т.д. Цвет находит свое выражение в языке. Когда лингвисты изучают цвет, они рассматривают его в разных аспектах: этимологическом, семантическом, функциональном и т.д. Список источниковАпресян Ю. Д. Избранные труды., Т.I. Лексическая семантика (синонимические средства языка). 2-е изд., исправленное и дополненное – М., 1995. - 472 сВасилевич А. П. Наименование цвета в индоевропейских языках. - М.: Ком Книга, 2007. -220 сГерасимов Г. И. Прилагательные, обозначающие цвет. Краткий словарь /Русский язык за рубежом. - М., 1996. - с. 27-35Иваровская В. И. Лексическое значение цветовых прилагательных в синтагматико-парадигматическом и словообразовательном аспектах – Вестник СПбГУ. - № 9 - 1998. - С. 104-109.Кезина С.В., Перфилова М.Н. Динамика валентности цветообозначений в истории русского языка // Российский гуманитарный журнал. - 2017. - №1. - с. 67-81Косых Е. А. Система цветообозначений в русском языке. - Уфа: БГПУ, 2002.Кочетова.И.В. Метафоризация цветонаименований в регулятивной структуре поэтических текстов Н. Гумилёва / И.В. Кочетова // Актуальные проблемы русской речевой культуры и теории текста: науч. труды Лаборатории русской речевой культуры и теории текста Томского государственного педагогического университета / Под ред. профессора Н.С. Болотновой. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. - с. 115-127 Кочетова, И.В. О динамике цветообозначений в поэтической картине мира Н. Гумилёва / Вест. Томского. гос. педагогического. университета. – вып. 2 (76) 2008. - Томск, 2008. - с. 52-56Кочетова, И.В. О некоторых особенностях цветонаименований в лирике Н.С. Гумилёва / И.В. Кочетова // Семантика и прагматика слова в художественном и публицистическом дискурсах: мат-лы IX Всероссийского научного семинара (25 – 26 апреля 2008 г.) / Под ред. проф. Н.С. Болотновой. - Томск: Изд-во ЦНТИ, 2008. - с. 67-72Кочетова, И.В. Типы цветонаименований в лирике А. Белого / И.В. Кочетова // XIII Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (20–24 апреля 2009 г.): В 6 т. Т. II. Филология. Часть 1. Русский язык. Русская и зарубежная литература. – Томск: Издательство ТГПУ, 2009. - с. 46-50Кочетова, И.В. Цветообозначения как основные средства репрезентации художественного мира Н.С. Гумилёва / И.В. Кочетова // XII Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (21 – 25 апреля 2008 г.): В 6 т. - т. 2. Филология. - Ч.1. - Томск: Изд-во Том. Гос. пед. университета, 2009. - с. 20-24Любимова Н. И. Усвоение детьми цветовой картины мира как элемента историко-культурного наследия // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. - 2011. - №12. - с. 260-265Сердюк М. А. Своеобразие семантики лексемы «золотой» в фольклорном тексте (на материале волшебной сказки) // Вопросы когнитивной лингвистики. - №4. - 2010. - с. 117-125Соснина Л. В. Структурные разновидности композиционных цветообозначений // Вестник РУДН. Серия "Русский и иностранные языки и методика их преподавания". - 2015 - № 2. - с. 56–64 Фадеева Т. М. Структурно-семантическое своеобразие колоративных сложных эпитетов // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». - 2011. - № 5. - С. 40-45.Фрумкина Р. М. Цвет, смысл, сходство. Аспекты психолингвистического анализа. - М.: Наука, 1984. - 175 cСловари17. Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка. - М.: Аделант, 2013. - 800 с.18. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова РАН. - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «А ТЕМП», 2006. - 944 с
2. Василевич А. П. Наименование цвета в индоевропейских языках. - М.: Ком Книга, 2007. -220 с
3. Герасимов Г. И. Прилагательные, обозначающие цвет. Краткий словарь /Русский язык за рубежом. - М., 1996. - с. 27-35
4. Иваровская В. И. Лексическое значение цветовых прилагательных в синтагматико-парадигматическом и словообразовательном аспектах – Вестник СПбГУ. - № 9 - 1998. - С. 104-109.
5. Кезина С.В., Перфилова М.Н. Динамика валентности цветообозначений в истории русского языка // Российский гуманитарный журнал. - 2017. - №1. - с. 67-81
6. Косых Е. А. Система цветообозначений в русском языке. - Уфа: БГПУ, 2002.
7. Кочетова.И.В. Метафоризация цветонаименований в регулятивной структуре поэтических текстов Н. Гумилёва / И.В. Кочетова // Актуальные проблемы русской речевой культуры и теории текста: науч. труды Лаборатории русской речевой культуры и теории текста Томского государственного педагогического университета / Под ред. профессора Н.С. Болотновой. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. - с. 115-127
8. Кочетова, И.В. О динамике цветообозначений в поэтической картине мира Н. Гумилёва / Вест. Томского. гос. педагогического. университета. – вып. 2 (76) 2008. - Томск, 2008. - с. 52-56
9. Кочетова, И.В. О некоторых особенностях цветонаименований в лирике Н.С. Гумилёва / И.В. Кочетова // Семантика и прагматика слова в художественном и публицистическом дискурсах: мат-лы IX Всероссийского научного семинара (25 – 26 апреля 2008 г.) / Под ред. проф. Н.С. Болотновой. - Томск: Изд-во ЦНТИ, 2008. - с. 67-72
10. Кочетова, И.В. Типы цветонаименований в лирике А. Белого / И.В. Кочетова // XIII Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (20–24 апреля 2009 г.): В 6 т. Т. II. Филология. Часть 1. Русский язык. Русская и зарубежная литература. – Томск: Издательство ТГПУ, 2009. - с. 46-50
11. Кочетова, И.В. Цветообозначения как основные средства репрезентации художественного мира Н.С. Гумилёва / И.В. Кочетова // XII Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (21 – 25 апреля 2008 г.): В 6 т. - т. 2. Филология. - Ч.1. - Томск: Изд-во Том. Гос. пед. университета, 2009. - с. 20-24
12. Любимова Н. И. Усвоение детьми цветовой картины мира как элемента историко-культурного наследия // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки. - 2011. - №12. - с. 260-265
13. Сердюк М. А. Своеобразие семантики лексемы «золотой» в фольклорном тексте (на материале волшебной сказки) // Вопросы когнитивной лингвистики. - №4. - 2010. - с. 117-125
14. Соснина Л. В. Структурные разновидности композиционных цветообозначений // Вестник РУДН. Серия "Русский и иностранные языки и методика их преподавания". - 2015 - № 2. - с. 56–64
15. Фадеева Т. М. Структурно-семантическое своеобразие колоративных сложных эпитетов // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». - 2011. - № 5. - С. 40-45.
16. Фрумкина Р. М. Цвет, смысл, сходство. Аспекты психолингвистического анализа. - М.: Наука, 1984. - 175 c
Словари
17. Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка. - М.: Аделант, 2013. - 800 с.
18. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова РАН. - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «А ТЕМП», 2006. - 944 с
Вопрос-ответ:
Какова история изучения цветовой палитры и цветонаименований в лингвистике?
История изучения цветовой палитры и цветонаименований в лингвистике включает в себя различные этапы и подходы. Вначале исследования были ориентированы на классификацию цветов и их наименования в разных языках. Позднее появились теоретические основы анализа колоративной лексики и цветовой символики. В последние годы основное внимание уделяется таким аспектам, как психологическое и физиологическое воздействие цвета на человека.
Какие основные подходы существуют к определению понятия цвета?
Существует несколько основных подходов к определению понятия цвета. Один из них основан на физических характеристиках света, таких как длина волны и интенсивность. Другой подход связан с восприятием цвета человеком и его эмоциональным воздействием. Важное значение имеет также социокультурный контекст, в котором происходит восприятие цвета. Каждый подход имеет свои особенности и влияет на понимание цвета в контексте поэтического текста.
Какие методы используются для изучения цветонаименований?
Для изучения цветонаименований применяются различные методы. Одним из них является сравнительный анализ цветовой лексики в разных языках. Исследователи также обращают внимание на употребление цветовых символов и метафор в поэтическом тексте. Другими методами являются эксперименты, психологические исследования и анализ эмоционального воздействия цвета на человека.
Как цвет влияет на человека с психологической и физиологической точек зрения?
Цвет имеет сильное психологическое и физиологическое воздействие на человека. Он может вызывать различные эмоции, влиять на настроение и ощущения. Красный цвет, например, может вызывать чувство страха или волнения, а синий цвет - спокойствие и расслабление. Физиологически цвет также влияет на организм, например, красная окраска может повышать артериальное давление, а голубая - наоборот, снижать его.
Какими методами можно изучать цветонаименования?
Основные методы изучения цветонаименований включают анализ цветовых символов, сравнение цветовых характеристик, семантический анализ, анализ контекста и ассоциативные эксперименты.
Какое воздействие оказывает цвет на человека?
Цветы могут оказывать психологическое и физиологическое воздействие на человека. Например, красный цвет может вызывать чувство энергии и страсти, синий - спокойствия и расслабления, зеленый - умиротворения и природности.
Какие основные подходы существуют в понятии цвета?
Цвет может рассматриваться с точки зрения физики, психологии и культуры. В физическом подходе цвет определяется как световое излучение определенной длины волны, в психологическом - как восприятие человеком определенных качеств света, а в культурном - это символическое значение и значение в различных культурах.
Какова история изучения цветовой палитры и цветонаименований в лингвистике?
Исследование цветовой палитры и цветонаименований в лингвистике началось с работ по сравнительной филологии, где целью было сопоставление цветовых терминов в различных языках. В последующие годы были разработаны различные теории и методы анализа цветонаименований.
Каково место цветонаименований в поэтическом тексте?
Цветонаименования играют важную роль в поэтическом тексте, помогая создать определенные образы и атмосферу. Они могут служить средством выражения эмоций, передачи настроения и символизации различных концепций и идей.
Какие были первые исследования по цветонаименованиям в поэтическом тексте?
Исследования по цветонаименованиям в поэтическом тексте начались давно. Самые первые работы по этой теме можно найти в лингвистике XIX века. Одним из ранних исследователей стал Карл Блумфилд, который исследовал соотношение цвета и языковой системы. Его работы стали основой для последующих исследований в этой области.
Какие методы используются для изучения цветонаименований?
Для изучения цветонаименований используются различные методы. Один из таких методов - это сравнительный анализ колоративной лексики в разных языках и культурах. Также проводятся ассоциативные эксперименты, где испытуемым предлагается сопоставить цвет с определенными понятиями. Другой метод - это анализ текстов, в которых используются цветонаименования, для выявления их функций и значений.