Цензура и ее роль в развитии русского театра
Заказать уникальную курсовую работу- 23 23 страницы
- 17 + 17 источников
- Добавлена 19.01.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1.История театральной цензуры в 18-19 вв. в аспекте ее влияния на русский театр 5
Глава 2.Театральная цензура в 20 столетии 19
Заключение 21
Список литературы 22
Столкновения с цензурой ждали и других писателей – Грибоедова, Гоголя, Лермонтова. В частности, комедию «Горе от ума» запретили даже к печати. Драма «Маскарад» была представлена Лермонтовым в Третье отделение, чтобы получить разрешение на ее постановку в Императорском Санкт-Петербургском театре. Однако там усмотрели в пьесе прославление порока. Только в 1852 году цензурный запрет сняли.Появление Ревизора Гоголя на сцене обязано исключительно заступничеству государя, лично прочитавшего и одобрившего комедию. В 1848 году создается особый тайный комитет для надзора над действиями цензуры. О существовании этого «Комитета 2 апреля 1848» нигде не объявлялось, но на практике его деятельность широко выходила за рамки официальной цензуры, так как его решения утверждались непосредственно самим царем. Историки цензуры отмечают период 1855-1865гг. как десятилетие, не имеющее аналогов в истории российской периодической печати. После Крымской войны общество охватила лихорадка реформаторского энтузиазма. Потребность в реформах осознавалась всем обществом. И реформ коренных, а не косметических. Разумеется, что пресса отражала настроения и чаяния российского общества и одновременно их поддерживала, даже усиливала. В среде самих цензоров произошел раскол: большая часть стала на позиции либеральные и закрывала глаза на нарушения журналистов, приверженцы «старины», рьяные исполнители цензурного устава подвергались осуждению и были вынуждены отступать.Цензура ориентировалась на мнение царя, правительства. Законодательство о цензуре представляло собой свод правил, носивших гуттаперчевый характер, поэтому запреты, конфискации не вытекали из природы самого законодательства, а были основой политики правительства и отношений с творческими деятелями. 6 апреля 1865 года император Александр II высочайше утвердил мнение Государственного Совета о введении новых правил, которые получили в истории название «Временные правила о цензуре и печати 6 апреля 1865г.В Законе определялась структура администрации. Главное Управление по делам печати возглавлял начальник управления и Совет Главного Управления. При Управлении состояли -канцелярия, Особые Цензоры драматических произведений и чиновники особых поручений. Начальник Главного Управления назначался и увольнялся по представлению министра внутренних дел высочайшим указом Правительствующему Сенату, такая же процедура была в отношении членов Совета Главного Управления. Деятельностью канцелярии руководил Правитель дел, который был подчинен Начальнику. Служащие канцелярии назначались и увольнялись приказами министра внутренних дел и приказами начальника Управления, от последнего зависело число служащих и распределение жалования между ними.Главное Управление по делам печати надзирало за действиями Цензурных комитетов и отдельных цензоров, решало «недоразумения и жалобы» на цензоров; наблюдало за произведениями печати, выходившими без разрешения цензуры, искало в них нарушения правил, возбуждало судебное преследование; контролировало открытие типографий, книжную торговлю. Совет Главного Управления по делам печати «в образе своего действия и в пределах своей власти подчиняется общим постановлениям о Советах Министерств.Тем не менее, как и ранее, многие пьесы запрещались, а либеральные реформы не были доведены до конца. В период правления Александра IIIнаступает этап контрреформ, который также негативно сказался на театральной цензуре. Таким образом, вплоть до 20 столетия в России цензура носила строгий характер, существенно сдерживая репертуарную политику театров – как столичных, так и провинциальных.Нажим цензуры приводит к перемене первоначального авторского замысла, искажению и сокращению текстов. Глава 2.Театральная цензура в 20 столетииПосле октябрьской революции был разрушен аппарат цензуры, который существовал в Российской империи. Созданный в СССР Главлит (1922) только в конце 1920-х годов начинает осуществлять театральную цензуру, как и раньше, в двух ее формах: разрешения на публикацию и разрешения на постановку. Театр становился идеологической сферой деятельности, Главлит фактически подчинялся ЦК партии. Задачи театральной политики, провозглашенной на Всесоюзном партийном совещании по вопросам театра в 1927 г., сводились к укреплению и распространению начинаний театров, направленных на создание произведений искусства, «отвечающих целям пролетариата и его борьбы, и содействующих социалистической перестройке общества». Наиболее важным вопросом являлся вопрос репертуара. В 20-30-е гг. еще не сформировалось качественного корпуса пьес советской тематики, которые не только допускались к постановке государством, но и нравились зрителю. На этом же совещании был поставлен вопрос о классическом репертуаре, который необходимо было пересмотреть с точки зрения критерия социально-политической значимости. Собственно, к 1927 г. этот критерий стал определяющим при оценке качества любой пьесы со стороны Главного управления по контролю за зрелищами и репертуаром.В 1922 г. было создано Главное управление по делам литературы и издательств (Главлит), главной целью которого было объединение всех видов цензуры печатных произведений. В 1923 г. этот пункт положения претерпевает некоторые изменения: при Главлите было создано главное управление по контролю за зрелищами и репертуаром (Главрепертком). В компетенцию Главреперткома входило, во-первых, «разрешение к постановке драматических, музыкальных и кинематографических произведений», а во-вторых, «составление и опубликование периодических списков разрешенных и запрещенных к публичному исполнению произведений».После упразднения Главискусства в 1936 г. создается всесоюзный комитет по делам искусств при Совете народных комиссаров союза ССР (КПДИ). Одной из задач КПДИ, прописанной в Положении о комитете, является осуществление государственного контроля над репертуаром всех театров, кинотеатров, цирков, концертных и эстрадных программ. Таким образом, к 30-м гг. ХХ в. складывается четкая структура цензурного контроля за репертуаром зрелищных предприятий. Советская цензура становится всеобъемлющей, она заключает в себе как предварительный, так и последующий контроль за постановками; вырабатываются правила контроля за репертуаром. Это сказалось на развитии советского театра. Причем, это влияние было весьма противоречивым. С одной стороны, повышается качество постановок, пьес, но, с другой, подвергались жесткой цензуре те драматурги и режиссеры, которые не были «угодными» советской власти, что наносило урон театральному искусству. ЗаключениеПроведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.Полноценная театральная цензура появилась в России в 18 столетии. Изначально театральная цензура не носила системного характера, преимущественно она касалась репертуара столичных театров. Стоит также отметить, что ограничения не были излишне жесткими, тем не менее, пьесы в столичных театрах не должны были иметь политическую направленность, направленность против власти. Что касается провинциальных театров, то они изначально не были под сильным цензурным гнетом, тем не менее, эта ситуация изменилась к концу 18 века.В 19 веке, в особенности после восстания декабристов, начались общие цензурные ужесточения. И это не могло не отразиться на театре, на репертуарной политике театров. Цензурная политика власти постоянно менялась на протяжении 19 столетия. Положение драматургов и театров было строго регламентировано цензурными законами и уставами. Особенно жесткими были ограничения в период правления Николая I. Тем не менее, далее наблюдается период смягчения цензуры, который благоприятно повлиял на содержание и типологическое разнообразие репертуарной политики. В 20 столетии после революции цензурная система Российской империи была упразднена, тем не менее, советской властью была создана собственная система театральной цензуры, достаточно жесткая. Относительно влияния театральной цензуры на развитие театра в России можно сказать, что в 19 веке многие выдающиеся писатели, драматурги пострадали от цензуры, репертуарная политика театров была крайне бедной. В 20 столетии влияние цензуры не было однозначным. С одной стороны, цензура серьезно ограничивала репертуарную политику, с другой, советский театр действительно поднялся на огромную высоту, став выдающимся культурным феноменом. Список литературыБезгин И.Д. Искусство и рынок. Очерки. - М., 2005.Безгин И.Д., Семашко А.Н., Ковтуненко В.И. Театр и зритель в современной социокультурной реальности. - М., 2003.Бондарев Ю. Мир театра. - М.: Просвещение, 1987. - 274 с.Дидковская Н. Современный провинциальный театр: мифологизированная реальность. /Н. Дидковская//Вестник Евразии. - № 3, 2002.// http://www.eavest.ru/Зограф Н.Г. Малый театр второй половины XIX века. М., 1960.История советской политической цензуры: Док.икоммент. / Отв. сост. и рук.авт. коллектива Т. М. Горяева. - М.: Росспэн, 1997. 672 с.Кашин Н.П. Исторический очерк управления Малым театром.// http://www.maly.ru/news_more.php?day=17&month=8&number=1&year=2011Королева Н. Декабристы и театр. Л., 1975.Лопухова В. Формирование русской национальной культуры на примере русского театра XIX века.// http://www.rae.ru/forum2011/8/1592Осташевский А.А. Цензурные уставы XIX века и их влияние на формирование системы российской прессы : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Осташевский Андрей Александрович; [Место защиты: Кубан. гос. ун-т].- Краснодар, 2009.Петровская И.Ф., Сомина B.B. Театральный Петербург: начало XVIII века - октябрь 1917 г. СПб., 1994. Петровская И. Театр и зритель провинциальной России. Л., 1979.Постановления 1825 года.// http://eridan-group.com.ua/2013/06/postanovleniya-1825-goda/Родина Т. М. Русское театральное искусство в начале XIX века. М., 1961.Танеев С.В. Из прошлого императорских театров. Краткий исторический очерк. – Вып. 1. 1725-1825. – СПб.: Тип. В.В. Комарова, 1885. – 59 с.// http://www.memoirs.ru/texts/TANEEV_IZ_PROSL_TEA_85.htmЦензура в царской России и Советском Союзе. Материалы конференции 24–27 мая 1993 г. М., 1995. Энциклопедический словарь.// http://alcala.ru/brokgauz-slovari/izbrannoe/slovar-B/B13683.shtml
1. Безгин И.Д. Искусство и рынок. Очерки. - М., 2005.
2. Безгин И.Д., Семашко А.Н., Ковтуненко В.И. Театр и зритель в современной социокультурной реальности. - М., 2003.
3. Бондарев Ю. Мир театра. - М.: Просвещение, 1987. - 274 с.
4. Дидковская Н. Современный провинциальный театр: мифологизированная реальность. /Н. Дидковская//Вестник Евразии. - № 3, 2002.// http://www.eavest.ru/
5. Зограф Н.Г. Малый театр второй половины XIX века. М., 1960.
6. История советской политической цензуры: Док. и коммент. / Отв. сост. и рук. авт. коллектива Т. М. Горяева. - М.: Росспэн, 1997. 672 с.
7. Кашин Н.П. Исторический очерк управления Малым театром.// http://www.maly.ru/news_more.php?day=17&month=8&number=1&year=2011
8. Королева Н. Декабристы и театр. Л., 1975.
9. Лопухова В. Формирование русской национальной культуры на примере русского театра XIX века.// http://www.rae.ru/forum2011/8/1592
10. Осташевский А.А. Цензурные уставы XIX века и их влияние на формирование системы российской прессы : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / Осташевский Андрей Александрович; [Место защиты: Кубан. гос. ун-т].- Краснодар, 2009.
11. Петровская И.Ф., Сомина B.B. Театральный Петербург: начало XVIII века - октябрь 1917 г. СПб., 1994.
12. Петровская И. Театр и зритель провинциальной России. Л., 1979.
13. Постановления 1825 года.// http://eridan-group.com.ua/2013/06/postanovleniya-1825-goda/
14. Родина Т. М. Русское театральное искусство в начале XIX века. М., 1961.
15. Танеев С.В. Из прошлого императорских театров. Краткий исторический очерк. – Вып. 1. 1725-1825. – СПб.: Тип. В.В. Комарова, 1885. – 59 с.// http://www.memoirs.ru/texts/TANEEV_IZ_PROSL_TEA_85.htm
16. Цензура в царской России и Советском Союзе. Материалы конференции 24–27 мая 1993 г. М., 1995.
17. Энциклопедический словарь.// http://alcala.ru/brokgauz-slovari/izbrannoe/slovar-B/B13683.shtml
Вопрос-ответ:
Какова роль цензуры в развитии русского театра?
Цензура играла значительную роль в развитии русского театра. Она влияла на выбор и содержание пьес, определяла, что можно и нельзя показывать на сцене. Цензоры проверяли тексты и давали разрешение на постановку, причем иногда изменения в пьесах были неизбежны. В результате многие писатели и драматурги сталкивались с ограничениями и запретами, однако это не помешало русскому театру стать одним из самых важных и выразительных в мире.
Какие примеры столкновения с цензурой можно найти в истории русского театра?
В истории русского театра можно найти множество примеров столкновения с цензурой. Например, комедию Грибоедова "Горе от ума" запретили даже к печати. Драма Лермонтова "Маскарад" была представлена в Третьем отделении, чтобы получить разрешение на ее постановку в Императорском Санкт-Петербургском театре. Это лишь некоторые из множества примеров, которые демонстрируют влияние цензуры на русский театр.
Какая история театральной цензуры можно найти в России в 18-19 веках?
История театральной цензуры в России в 18-19 веках включает в себя различные ограничения и запреты. Цензоры контролировали пьесы и могли требовать удаления нежелательных сцен или изменения текста. Однако, несмотря на это, русский театр продолжал развиваться и процветать. Были моменты, когда авторы сталкивались с проблемами и нарушались их авторские права, но это не помешало театру стать важной частью культуры России.
Каковы основные особенности театральной цензуры в 20 веке?
В 20 веке театральная цензура продолжала существовать, однако, с течением времени, ее роль и влияние начали снижаться. Цензоры все равно проверяли и давали разрешение на пьесы, но постепенно ограничения стали менее жесткими. Однако, некоторые пьесы всё равно даже приходилось изменять или запрещать. Таким образом, театральная цензура в 20 веке сохраняла свою роль, но уже в более мягкой форме.
Влияла ли театральная цензура на развитие русского театра в 18-19 веках?
Да, театральная цензура оказывала существенное влияние на развитие русского театра в 18-19 веках. Она контролировала содержание спектаклей, запрещала или сокращала некоторые сцены, наблюдала за поведением актеров и проливала свет на актуальные социальные и политические темы. Это приводило к появлению утвержденного официальными властями театрального репертуара, а также к самоцензуре со стороны театральных деятелей.
Как цензура влияла на творчество писателей и драматургов, таких как Грибоедов, Гоголь, Лермонтов?
Цензура столкнулась с работами многих писателей и драматургов, таких как Грибоедов, Гоголь, Лермонтов. Некоторые из их произведений были запрещены или подверглись серьезным изменениям. Например, комедию Грибоедова "Горе от ума" запретили даже к печати. Драма Лермонтова "Маскарад" была представлена в Третьем отделении для получения разрешения на ее постановку в Императорском Санкт-Петербургском театре. Таким образом, цензура оказывала огромное влияние на творчество и жизнь художников того времени.
Какие основные изменения произошли в театральной цензуре в 20 веке?
В 20 веке произошли значительные изменения в театральной цензуре. В период Советской власти было введено Главное управление по делам литературы и изобразительного искусства, которое контролировало театральные постановки и сценарии, нацеленные на пропаганду идеологии коммунизма. Однако в последние десятилетия 20 века цензура начала ослабевать, что привело к большей свободе для театральных творческих коллективов и появлению новых, более свободных и экспериментальных форм представлений.
Какая роль цензуры в развитии русского театра в 18-19 веках?
Цензура играла значительную роль в развитии русского театра в 18-19 веках. Она оказывала сильное влияние на содержание и форму театральных произведений, исключала со сцены все, что могло быть неприемлемым для правительства или общества. Цензура запрещала показывать определенные пьесы, редактировала тексты, иногда даже заменяла персонажей или изменяла концовки. Таким образом, цензура ограничивала свободу выражения и творчества, но в то же время стимулировала появление новых форм и жанров, требующих более скрытой и аллегорической интерпретации.
Какое влияние оказала цензура на писателей и их произведения в 18-19 веках?
Цензура имела существенное влияние на писателей и их произведения в 18-19 веках. Известны случаи, когда произведения были запрещены к публикации или подвергнуты редактированию цензорами. Например, комедия "Горе от ума" была запрещена даже к печати из-за своей сатирической направленности. Замечательная драма "Маскарад" М. Ю. Лермонтова также столкнулась с цензурой, прежде чем получить разрешение на постановку. Такие столкновения с цензурой оказывались тяжелым испытанием для писателей, однако они также подталкивали их к поиску новых форм самовыражения и аллегорической интерпретации.
Какая особенность театральной цензуры в 20 веке?
В 20 веке цензура в театре была в значительной степени связана с политическими и идеологическими факторами. Государство строго контролировало содержание и форму театральных произведений, запрещая или редактируя то, что считалось неприемлемым или опасным для власти. Многие произведения сталкивались с предвзятостью цензоров, что ограничивало творческую свободу и негативно сказывалось на развитии русского театра. Это привело к созданию андеграундных и самиздатовских театров, где можно было показывать запрещенные произведения и выражать запретные идеи.
Какое влияние оказывала театральная цензура на развитие русского театра?
Театральная цензура сыграла значительную роль в развитии русского театра. Она ограничивала свободу творчества актеров и писателей, запрещала постановку определенных пьес, блокировала распространение неприемлемых идей. Это ограничение свободы выражения иногда стимулировало творчество и побуждало художников искать новые, инновационные формы выражения и обходить цензурные ограничения. При этом, некоторые произведения, несмотря на цензурные преграды, оказались востребованными и стали настоящими шедеврами.
Какие примеры столкновения с цензурой можно привести в контексте русского театра?
Столкновения с цензурой являлись обычным явлением в истории русского театра. Например, комедия "Горе от ума" А.С. Грибоедова запретили к печати, а драму "Маскарад" М.Ю. Лермонтова было необходимо представить в Третьем отделении, чтобы получить разрешение на ее постановку в Императорском Санкт-Петербургском театре.