Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе как средство развития устной и письменной речи
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 20.01.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение………………………………………………………………………2
Глава I. Вопрос формирования и развития навыка устной и письменной речи в процессе проведения работы со словарными словами с точки зрения современной педагогики…………………………………………….5
1.1.Словарная работа, ее определение, состав и задачи на занятиях по русскому языку среди детей, которые учатся в начальной школе……………………….……………………………………………………..5
1.2.Методы организации работы со словарными словами в ходе подготовки учащихся на уроках русского языка……………………………………………...9
Выводы по Главе I………………………………………………………….14
Глава II. Педагогический эксперимент, нацеленный на формирование и развитие среди детей, которые учатся в начальной школе, знаний, умений и навыков работы со словарными словами в процессе обучения русскому языку…………………………………………………………………………...15
2.1.Проверка степени сформированности устной и письменной речи детей, которые учатся в начальных классах, в процессе организации и проведения работы со словарными словами….……………………………………………..15
2.2.Методы формирования практической деятельности, связанной с изучением словарных слов в процессе обучения русскому языку……………………………………..………………………………………17
2.3.Подведение итогов педагогического эксперимента……………………………………………………………………..21
Выводы по Главе II………………………………………………………..24
Заключение…………………………………………………………………..26
Список литературы………………………………………………………….28
- Городить, огородить, огораживать, огородик.-Что означает это слово?-Давайте подберем однокоренные слова к словуогород.-Вы заметили, что слово огород связан со словами городить и огораживать. Огород так называется потому, что это участок земли, который огородили, например, забором.3)Цель обнаружения орфограммы. Сравнение звукового состава слова с тем, как оно пишется-Буквы «О» и звуки [а].-Нельзя.-Безударная непроверяемая гласная в корне.- Проговорите вслух это слово, не смотря на доску, и скажите, какие буквы и звуки друг другу не соответствуют?-Можно ли эти буквы проверить?-Как называется такая орфограмма?-Как вы видите, слово огород во всех трех слогах пишется с гласной о.Учитель пишет слово огород на доске.4)Выбор способа запоминания словарного словаУченики проговаривают слово.Ученики записывают слово.-Проговорите это слово несколько раз.-Теперь представьте его в виде картинки, а потом запишите.Предлагаю запомнить это слово по ассоциации с вот таким сочетанием: О! Город!Учитель пишет сочетание на доске5)Введение слова в словарный запас, использование его в речи- В нашем огороде растут фрукты и овощи.-Большой огород, красивый огород, старый огород.-Придумайте и устно назовите предложения со словом огород. Что у вас получилось?-Давайте составим по три словосочетания со словом огород. Прочитайте то, что у вас получилось.Таким образом, изучение новых словарных слов происходит в несколько этапов. Оно может происходит как в течение одного урока, что было рассмотрено в настоящей курсовой работе, так и в течение нескольких уроков и является совокупностью различных приемов и методов.2.3. Подведение итогов педагогического экспериментаДля проверки результатов опытно-экспериментальной работы, которая была предложена в настоящем исследовании был разработан способы выявления итогового уровня развития владения устной и письменной речью среди детей, которые учатся в начальной школе,в процессе изучения словарных слов.С такой целью учащимся предлагается под диктовку записать 10 словарных слов: аппарат, огород, бассейн, вагон, горизонт, адрес, желать, интерес, компьютер, лестница. После этого учитель должен провести беседу с каждым из учащихся. В ходе этой беседы школьники устно приведут по одному предложению с каждым словом и устно дадут им определение. Предполагается, что значение и написание данных слов было рассмотрено на прошлых уроках в процессе формирующего эксперимента. Количество испытуемых на данном этапе эксперимента может составлять до 30 человек. Результаты диктанта и устного собеседования необходимо занести в Таблицу 3.Таблица 3Результаты итоговой беседы с учащимися и итогового словарного диктанта после проведения опытно-экспериментальной работы№ФИО уча-щегосяКоли-чествоошибок в дик-тантеКоличество речевыхошибокпри составлениипредложенияКоличество ошибокпри определениизначения словауровеньОценкаСОУДля того, чтобы отследить степень изменения уровня устной и письменной речи школьников учитель должен сопоставить результаты констатирующего и итогового этапов эксперимента. Ожидается, что после формирующего эксперимента уровень развития устной и письменной речи повысится, что позволит нам прийти к выводу об эффективности использования различных средств обучения в процессе работы над словарными словами, что обеспечивает: активность школьников на уроках русского языка; формирование интереса и внимания к русскому языку; обогащение словарного запаса; повышение уровня владения устной и письменной речью.Выводы по Главе IIВ Главе IIпредставлена опытно-экспериментальная работа по развитию среди младших школьников навыка словарной работы на уроке русского языка; был составлен план педагогического эксперимента, включающего следующие этапы:1.Этап констатирующего эксперимента, цель которого заключается в определении развития владения устной и письменной речью среди детей в процессе изучения словарных слов. 2.Этап формирующего эксперимента, цель которого заключается в организации и проведении экспериментальной работы со словами с непроверяемыми гласными и согласными, которая направлена на повышение развития владения устной и письменной речью среди детей.3.Этап контрольного эксперимента, цель которого заключается в определении развития владения устной и письменной речью среди детей в процессе словарной работы после проведения формирующего эксперимента. На этом этапе учителю необходимо сравнить результаты первых двух этапов эксперимента, а затем определить, какова роль приемов, которые использовал педагог, в развитии навыков развития владения устной и письменной речью среди детей. Также в данной главе настоящей курсовой работы были выявлены задачи формирующего эксперимента. К ним относятся следующие: 1.Выбор из программных списков таких словарных слов, написание которые вызывает у школьников наибольшие затруднения;2.Выбор методов изучения словарных слов и применение их;3.Проведение системы упражнений, которые направлены на закрепление навыков устной и письменной речи младших школьников в процессе словарной работы.Были подведены итоги эксперимента, в ходе чего был сделан вывод: после формирующего эксперимента уровень развития устной и письменной речи должен повыситься, что говорит об эффективности использования различных средств обучения в процессе работы над словарными словами, что обеспечивает: активность школьников на уроках русского языка; формирование интереса и внимания к русскому языку; обогащение словарного запаса; повышение уровня владения устной и письменной речью.ЗаключениеПри изучении русского языка в начальной школе много внимания уделяется словарной работе как средству улучшения качества устной и письменной речи учащихся. Малоэффективным считается заучивание словарных слов. Вместо этого в методике преподавания русского языка разработано множество других методов и приемов, которые могут оказаться полезны в процессе словарной работы. Использование различных методов и приемов изучения и запоминания слов с непроверяемыми гласными и согласными способствует более эффективному усвоению, а следовательно, и более эффективному пополнению словарного состава учащихся, развитию их устной и письменной речи. Для достижения целей, поставленных в настоящей курсовой работе, было изучено состояние исследуемого вопроса в теоретическом и практическом аспектах, обоснован понятийный аппарат настоящей курсовой работы, выявлена сущность и специфика организации и проведения словарной работы среди детей,которые учатся в начальной школе, определена возможность использования деятельности, посвященной изучению слов с непроверяемыми гласными и согласными в начальных классах школы в качестве средства повышения уровня письменной и устной речи школьников; исследованы педагогические условия проведения подобного рода работы в начальной школе.Исследовав педагогическое обоснование вопроса, связанного с повышением уровня устной и письменной речи младших школьников, мы заключили, что деятельность, посвященная изучению слов с непроверяемыми гласными и согласными в начальных классах школы на уроках русского языка - один из наиболее важных компонентов работы по повышению коммуникативной и орфографической компетенций учащихся. После анализа целей и содержания словарной работы было выяснено, что она представляет собой систему целенаправленных регулярно проводимых упражнений, которые направлены на усвоение школьниками норм русского литературного языка. После рассмотрения методов и приемов деятельности, посвященной изучению слов с непроверяемыми гласными и согласными на уроках русского языка среди учащихся начальных классов мы пришли к следующему выводу: для повышения качества письменной речи, эффективности работы педагога со словарными словами, повышения качества устной речи школьников, необходимо использовать разные методы организации и проведения словарной работы. Только так удастся эффективно добиться поставленных целей.Таким образом, цель, поставленная в настоящей курсовой работе, достигнута, основные задачи решены. На основании полученных данных сделан следующий вывод: деятельность, посвященная изучению слов с непроверяемыми гласными и согласными в начальных классах школы - важное средство повышения качества устной и письменной речи детей,которые учатся в начальной школе. Результатом настоящего исследования стало создание фрагмента урока, посвященного изучению словарного слова, который может быть полезным при работе в классе среди детей,которые учатся в начальной школе. Список источников и литературыАгаркова Н.Г. Обучение письму как основа для речевого развития младшего школьника / Н.Г. Агаркова. – М., 2009.Агафонов В.О. Неправильные правила : как запоминать словарные слова : ассоциативный орфографический словарик для начальной школы / В.В. Агафонов.–Москва:Ювента,2007.–63с.Алабугина Ю.В. Этимологический словарь русского языка для школьников/ Ю.В. Алабугина, М. Э. Рут. - Москва : АСТ : Астрель, 2010. – 286 с.Аномович Е.А. Русский язык в начальных классах/ Е.А. Аномович. – М., 2009.Барабанова М.Ю. Методика преподавания русского языка: таблицы, схемы, комментарии: учебно-методическое пособие / М. Ю. Барабанова ; Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, Кафедра русского языка и литературы. - Тула : Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2014. - 63 с.Веткина Н.В. Набор карточек для запоминания словарных слов / Н.В. Веткина. – Череповец: Маленькая школа,2017. Горохова А.М. Запоминаем словарные слова. 2 класс: [закрепление правописания словарных слов, развитие орфографической зоркости и внимания, расширение словарного запаса : для младшего школьного возраста : 0+] / А. М. Горохова. - Москва : Эксмо, 2018. - 63 с. Демина Е.А. Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах как средство повышения степени обученности учащихся [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/277066--slovarnaja-rabota-na-urokah-russkogo-jazyka-Ераткина В.В. Рабoта над непрoверяeмыми нaписаниями/В.В. Ераткина // Начальная школа. – 2004. - №1. – с. 23-27.Жиренко О.Е. Словарная работа : 3 класс : рабочая тетрадь / О. Е. Жиренко, Е. А. Шестопалова. - Москва : ВАКО, 2014 (Москва : Уланов-пресс). - 96 с.Захарова И. В. Работа со словами с непроверяемыми написаниями/ И.В. Захарова // Начальная школа. – 2003. - №11. – с. 53-56.Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах/ В.П. Канакина. – М.: Просвещение, 2001. – 112 с.Карягина Н.Н. Развитие орфографической грамотности младших школьников : технология работы, конспекты уроков / авт.-сост. Н. Н. Карягина, Е. Н. Перепелицина. - Волгоград : Учитель, 2009. - 123 сЛьвoв М.Р. Методика обучения руccкому языку в начальных классах / М.Р. Львов. – М., 2006.Петрановская Л.В. Игры на уроках русского языка : Ч. 1 : учебные, комбинаторные, аналитические игры / Л. В. Петрановская. - Москва : Чистые пруды, 2009. – 31с.Пути использования этимологического анализа при обучении орфографии : (Метод. рекомендации по обучению орфографии) / М-во просвещения АзССР,Прогр.-метод. упр.; [Сост. Ш. Гаралов, А. Мамедов]. - Баку : Б. и., 1986. - 34 с.Развитие речи младших школьников : Изуч. дет. речи и методика развития речи : Межвуз. сб. науч. тр. / Сарат. гос. пед. ин-т им. К. А. Федина; [Редкол.: А. П. Сдобнова (отв. ред.) и др.]. - Саратов : СГПИ, 1992. – 83 с.Рамзаева Т.Г. Уроки русского языка в третьем классе/ Т.Г. Рамзаева. – М., 2006.Русский язык. 1-4 классы : словарно-орфографическая работа / авт.-сост. Н. В. Лободина. - Волгоград : Учитель, 2008. – 167с.Сучкова И.Ю. Изучаем словарные слова. 1-4 классы: все словарные слова, автоматизация навыков, 340 заданий для проверки знаний : [для детей младшего школьного возраста] / И. Ю. Сучкова. - Ростов-на-Дону : Феникс, cop. 2015. - 16 с.ТоммеЛ.Е. Развитие речи : методическое пособие для учителя к учебнику авторов Л. Е. Томме, Е. Е. Китик"Развитие речи. 1 дополнительный и 1 классы" / Л. Е. Томме, Е. Е. Китик. - Москва : Просвещение, 2021. - 96 с.Ушаков Д.Н. Орфографический словарь для школьника / Д. Н.Ушаков. - Москва : Книги "Искателя", 2007. – 252 с.Ушаков М.В. Обучение орфографии в средней школе / М. В. Ушаков. - Москва : изд. и тип. Изд-ва Акад. пед. наук РСФСР, 1950. - 176 с.Хoвaнская В. Зaнимaтельный слoвaрь: [Как разнooбразитьпроцеcc запоминания трудных слов] / В. Хованская // Начальная школа. – 2006. – №4. – С.5-12.Шаталова В.М. Обучение орфографии в IV классе : Пособие для учителя / В. М. Шаталова. - М. : НИИшкол, 1981. - 91 с.
Список источников и литературы
1. Агаркова Н.Г. Обучение письму как основа для речевого развития младшего школьника / Н.Г. Агаркова. – М., 2009.
2. Агафонов В.О. Неправильные правила : как запоминать словарные слова : ассоциативный орфографический словарик для начальной школы / В.В. Агафонов.–Москва:Ювента,2007.–63с.
3. Алабугина Ю.В. Этимологический словарь русского языка для школьников/ Ю.В. Алабугина, М. Э. Рут. - Москва : АСТ : Астрель, 2010. – 286 с.
4. Аномович Е.А. Русский язык в начальных классах/ Е.А. Аномович. – М., 2009.
5. Барабанова М.Ю. Методика преподавания русского языка: таблицы, схемы, комментарии: учебно-методическое пособие / М. Ю. Барабанова ; Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, Кафедра русского языка и литературы. - Тула : Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2014. - 63 с.
6. Веткина Н.В. Набор карточек для запоминания словарных слов / Н.В. Веткина. – Череповец: Маленькая школа,2017.
7. Горохова А.М. Запоминаем словарные слова. 2 класс: [закрепление правописания словарных слов, развитие орфографической зоркости и внимания, расширение словарного запаса : для младшего школьного возраста : 0+] / А. М. Горохова. - Москва : Эксмо, 2018. - 63 с.
8. Демина Е.А. Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах как средство повышения степени обученности учащихся [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/277066--slovarnaja-rabota-na-urokah-russkogo-jazyka-
9. Ераткина В.В. Рабoта над непрoверяeмыми нaписаниями/В.В. Ераткина // Начальная школа. – 2004. - №1. – с. 23-27.
10. Жиренко О.Е. Словарная работа : 3 класс : рабочая тетрадь / О. Е. Жиренко, Е. А. Шестопалова. - Москва : ВАКО, 2014 (Москва : Уланов-пресс). - 96 с.
11. Захарова И. В. Работа со словами с непроверяемыми написаниями/ И.В. Захарова // Начальная школа. – 2003. - №11. – с. 53-56.
12. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах/ В.П. Канакина. – М.: Просвещение, 2001. – 112 с.
13. Карягина Н.Н. Развитие орфографической грамотности младших школьников : технология работы, конспекты уроков / авт.-сост. Н. Н. Карягина, Е. Н. Перепелицина. - Волгоград : Учитель, 2009. - 123 с
14. Львoв М.Р. Методика обучения руccкому языку в начальных классах / М.Р. Львов. – М., 2006.
15. Петрановская Л.В. Игры на уроках русского языка : Ч. 1 : учебные, комбинаторные, аналитические игры / Л. В. Петрановская. - Москва : Чистые пруды, 2009. – 31с.
16. Пути использования этимологического анализа при обучении орфографии : (Метод. рекомендации по обучению орфографии) / М-во просвещения АзССР,Прогр.-метод. упр.; [Сост. Ш. Гаралов, А. Мамедов]. - Баку : Б. и., 1986. - 34 с.
17. Развитие речи младших школьников : Изуч. дет. речи и методика развития речи : Межвуз. сб. науч. тр. / Сарат. гос. пед. ин-т им. К. А. Федина; [Редкол.: А. П. Сдобнова (отв. ред.) и др.]. - Саратов : СГПИ, 1992. – 83 с.
18. Рамзаева Т.Г. Уроки русского языка в третьем классе/ Т.Г. Рамзаева. – М., 2006.
19. Русский язык. 1-4 классы : словарно-орфографическая работа / авт.-сост. Н. В. Лободина. - Волгоград : Учитель, 2008. – 167с.
20. Сучкова И.Ю. Изучаем словарные слова. 1-4 классы: все словарные слова, автоматизация навыков, 340 заданий для проверки знаний : [для детей младшего школьного возраста] / И. Ю. Сучкова. - Ростов-на-Дону : Феникс, cop. 2015. - 16 с.
21. Томме Л.Е. Развитие речи : методическое пособие для учителя к учебнику авторов Л. Е. Томме, Е. Е. Китик "Развитие речи. 1 дополнительный и 1 классы" / Л. Е. Томме, Е. Е. Китик. - Москва : Просвещение, 2021. - 96 с.
22. Ушаков Д.Н. Орфографический словарь для школьника / Д. Н.Ушаков. - Москва : Книги "Искателя", 2007. – 252 с.
23. Ушаков М.В. Обучение орфографии в средней школе / М. В. Ушаков. - Москва : изд. и тип. Изд-ва Акад. пед. наук РСФСР, 1950. - 176 с.
24. Хoвaнская В. Зaнимaтельный слoвaрь: [Как разнooбразить процеcc запоминания трудных слов] / В. Хованская // Начальная школа. – 2006. – №4. – С.5-12.
25. Шаталова В.М. Обучение орфографии в IV классе : Пособие для учителя / В. М. Шаталова. - М. : НИИшкол, 1981. - 91 с.
Вопрос-ответ:
Зачем нужна словарная работа на уроках русского языка в начальной школе?
Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе необходима для развития устной и письменной речи у детей. Она помогает расширить словарный запас, улучшить понимание прочитанного и сформировать навыки правильного использования слов.
Какие задачи решаются при проведении словарной работы на уроках русского языка?
Проведение словарной работы на уроках русского языка в начальной школе помогает детям ознакомиться со значением и правильным употреблением слов, учиться составлять определения, находить синонимы и антонимы, различать толкования слов в различных контекстах, правильно использовать лексические единицы в устной и письменной речи.
Какие методы применяются при проведении словарной работы?
При проведении словарной работы на уроках русского языка в начальной школе применяются различные методы, такие как работа с иллюстрациями, использование игровых форм, создание ситуаций коммуникативного общения, а также применение разнообразных упражнений и заданий, направленных на активизацию и закрепление усвоенного материала.
Как словарная работа способствует развитию устной и письменной речи?
Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе способствует развитию устной и письменной речи у детей, так как она помогает расширить словарный запас, развить навыки правильного произношения и уточнить значение слов, улучшить понимание прочитанного и научиться составлять грамматически правильные предложения.
Чему учат детей на уроках словарной работы в начальной школе?
На уроках словарной работы в начальной школе детей учат читать, переводить и составлять определения слов, находить синонимы и антонимы, различать значения слов в различных контекстах, правильно использовать слова в устной и письменной речи, а также развивать навыки самостоятельной работы с словарем.
Зачем нужна словарная работа на уроках русского языка в начальной школе?
Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе необходима для формирования и развития навыка устной и письменной речи у детей. Она позволяет расширить словарный запас, улучшить грамматические навыки, развить умение составлять предложения и выражать свои мысли.
Что такое словарная работа?
Словарная работа - это комплексное занятие на уроках русского языка, направленное на ознакомление детей с новыми словами, их значениями, правилами употребления, синонимами и антонимами. Она помогает ученикам лучше понимать и использовать слова в устной и письменной речи.
Какие задачи решаются с помощью словарной работы?
Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе имеет несколько задач: 1) расширение словарного запаса учащихся; 2) усвоение правильного произношения и акцента слов; 3) понимание значения слов и умение использовать их в контексте; 4) развитие грамматических навыков, включая согласование и склонение слов; 5) развитие умения составлять предложения и выражать свои мысли.
Какие методы применяются при проведении словарной работы на уроках русского языка в начальной школе?
Для проведения словарной работы на уроках русского языка в начальной школе применяются различные методы и приемы, включая: 1) объяснение значения слов с помощью синонимов, антонимов, ассоциаций; 2) использование игровых форм обучения (кроссворды, викторины, игры "Кто есть кто" и т.д.); 3) составление предложений и их выразительное чтение; 4) выполнение упражнений на правописание и грамматику; 5) проведение диктантов и тестов.
Какие задачи ставятся на занятиях по словарной работе среди детей начальной школы?
Задачи словарной работы на уроках русского языка в начальной школе заключаются в формировании и развитии навыка устной и письменной речи у детей. Основные задачи включают: расширение словарного запаса, развитие навыков использования словаря, формирование умений определять значения слов, их произношение и правописание.
Какие методы используются при проведении словарной работы на уроках русского языка в начальной школе?
Для проведения словарной работы на уроках русского языка в начальной школе используются различные методы. Некоторые из них включают работу со словарными статьями, где дети могут найти определения и примеры использования слов; создание словесных ассоциаций, чтение и анализ текстов, проведение множественных упражнений на запоминание новых слов, и использование игровых форм для закрепления материала.