Особенности обучения иностранному языку взрослых (англ. яз.)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория и методика преподавания иностранных языков
  • 34 34 страницы
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 22.01.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНДРОГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ 6
1.1 Индивидуально-психологические особенности взрослых и их учет при обучении иностранным языкам 6
1.2 Влияние потребностей взрослых на развитие образования в сфере иностранных языков 8
Выводы по первой главе 10
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ВЗРОСЛЫХ 12
2.1 Цели и содержание обучения взрослых иностранному языку 12
2.2 Требования к организации обучения взрослых иностранному языку 15
Выводы по второй главе 17
ГЛАВА 3. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ВЗРОСЛЫХ НА КРАТКОСРОЧНЫХ КУРСАХ 19
3.1. Разработка вариантов технологий обучения взрослых иноязычной речевой деятельности 19
3.2. Экспериментальная проверка вариантов технологии обучения взрослых иностранному языку 21
Выводы по третьей главе 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
ПРИЛОЖЕНИЯ 29

Фрагмент для ознакомления

Таким образом, можно сделать вывод о том, что была осуществлена проработка этапов организации в ходе совместной с учащимися реализации создания видеоблога в рамках внеурочной самостоятельной работы. Учитывая специфику задания, педагог помогал взрослым ученикам в разработке и планировании идей, выработке плана действий, а также создании видеоблога.3.2. Экспериментальная проверка вариантов технологии обучения взрослых иностранному языкуУчитывая специфику изучения взрослыми английского языка, а также особенности методической и дидактической разработки занятий с ними, в качестве способа организации занятий было выбрано создание и ведение учениками видеоблога. Во-первых, это позволит взрослым учащимся столкнуться с наиболее актуальными и востребованными лексическими единицами, особенностями синтаксиса, фонетики и пр. Во-вторых, учитывая разнообразные потребности взрослых учеников, видеоблог представляет собой уникальную разработку, где учащиеся могут самостоятельно выбирать темы и создавать видеоролики по ним. Для работы по созданию видеоблогов, были выбраны два сервиса. Первым является программу AdobePremierPro, которая доступна, как в мобильной версии, так и на ПК, что значительно упрощает обращение с ней. При помощи данного сервиса взрослые учащиеся смогут осуществлять видео- и аудиомонтаж, то есть, редактировать снятые видеоролики, а также рендеринг (переход в нужную видеокодировку), который позволяет придать окончательный вид отснятому материалу. Вторым сервисом является Wordpress.com – это интернет-ресурс, на котором взрослые учащиеся и будут публиковать свои видеоролики. Выбор данного вебсайта обусловлен, во-первых, простотой в его использовании, что позволит очень быстро адаптироваться даже тем ученикам, которые никогда не загружали видеоролики в сеть, и, во-вторых, в связи с его спецификой – на Wordpress.com имеется возможность комментирования, оформления своей страницы и т.д.Соответственно, создание видеоблога может быть рассмотрено как способ формирования у взрослых учеников лингвистической компетенции. В связи с тем, что у разных людей имеются неодинаковые языковые способности, то и снимать видеоролики они могут на совершенно любую тему, первоначально которая обговаривается с педагогом. В связи с этим, уникальность создания видеоблога играет большую роль в адаптации знаний, умений и навыков по иностранному языку под каждого взрослого учащегося в группе. В частности, если какой-то из учеников стесняется показывать свое лицо и выкладывать видео с собой в сеть, он может снимать на камеру что ему хочется. Педагог в данном случае играет роль куратора и тьютора: он помогает ученикам в работе с программами, объясняет, как ими пользоваться, а также оказывает помощь в решении тех или иных вопросов и проблем, которые возникают в ходе работы над созданием видеоблога. Таким образом, представим план курса по английскому языку для взрослых учеников в Приложении 1. Исходя из полученных данных, представим разработанный подробный план внеурочной деятельности (Приложение 1).Таким образом, можно сделать вывод о том, что внеурочная самостоятельная деятельность в значительной степени влияет на формирование лингвистической компетенции, а также получения, а также развития необходимых знаний, умений и навыков взрослых учеников. Поскольку блоги, в т.ч. и видеоблоги набирают всё больше популярности, так как за короткое время взрослые ученики быстрее получают знания и навыки, необходимые для лучшей реализации своих талантов, для нас они были приоритетнее в изучении.Разработанный курс внеурочной деятельности по английскому языку направлен на всестороннее развитие личности взрослого учащегося, затрагивает все рассмотренные выше виды речевой деятельности, работа ведется по отработке всех навыков – фонетических, синтаксических, лексических и т.д. Исходя из этого, после окончания данного курса, у взрослого обучающегося будут улучшены навыки чтения, письма, говорения и аудирования, увеличится словарный запас, а также знание и понимание о грамматике, орфографии и синтаксисе изучаемого языка, улучшится произношение и т.д.Выводы по третьей главеТаким образом, можно сделать вывод о том, что была осуществлена проработка этапов организации в ходе совместной с учащимися реализации создания видеоблога в рамках внеурочной самостоятельной работы. Учитывая специфику задания, педагог помогал взрослым ученикам в разработке и планировании идей, выработке плана действий, а также создании видеоблога.Суть курса заключается в организации самостоятельной работы обучающихся при ведения блога на английском языке. Итак, все разнообразные виды внеурочной деятельности позволяют взаимодействовать со взрослыми учениками, а также выстроить единый, сложный и взаимосвязанный образовательный комплекс, объединяющий педагогов, учащихся, направленный на воспитание интеллектуально развитой и духовно богатой личности взрослого учащегося.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, можно сделать вывод о том, что обучение взрослых иностранным языкам существенным образом отличается от того, каким образом изучают его в рамках школьной, вузовской или иной программы. Это связано, в первую очередь, с психологическими, физиологическими и иными особенностями взрослого человека, а также с его профессиональным и житейским опытом. Обучение взрослых иностранному языку существенным образом отличается также и в контексте мотивационной сферы – постдипломное обучение связано либо с личностными потребностями (желания самосовершенствоваться, либо узнавать что-то новое), либо профессиональными – когда основная деятельность индивида требует для его дальнейшего развития получения новых знаний, умений и навыков. Это напрямую отличает процесс обучения взрослых от школьников или студентов, поскольку последние далеко не всегда столь же мотивированы.Содержание обучения взрослых иностранному языку напрямую связано с формированием лингвистической компетенции. ЛК имеет особую структуру – в ее рамках выделяются лексическая, синтаксическая, фонетическая, морфологическая и иные составляющие, которые тесно связаны друг с другом и обладают своей спецификой, равно как и особенностями их развития. При этом, лингвистическая компетенция предполагает существование всех этих составляющих не отдельно друг от друга, а совместно, что говорит о необходимости формирования и развития у учащихся лексических, синтаксических, фонетических, морфологических и иных знаний, умений и навыков без отрыва от друг друга.В рамках исследования была осуществлена проработка этапов организации в ходе совместной с учащимися реализации создания видеоблога в рамках внеурочной самостоятельной работы. Учитывая специфику задания, педагог помогал взрослым ученикам в разработке и планировании идей, выработке плана действий, а также создании видеоблога.В ходе исследования было выявлено, что внеурочная самостоятельная деятельность в значительной степени влияет на формирование лингвистической компетенции, а также получения, а также развития необходимых знаний, умений и навыков взрослых учеников. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАлипулатова Н. С. Роль внеурочной работы по иностранному языку в диалоге культур // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2013. №1 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-vneurochnoy-raboty-po-inostrannomu-yazyku-v-dialoge-kultur (дата обращения: 13.12.2022).Вершловский С. Г. Образование взрослых: теоретические и методические проблемы // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2012. №1. С. 48-52.Витлин Ж. Л. Обучение взрослых иностранному языку. Вопросы и теории практики. – М.: Педагогика, 1978. – 168 с.Воронин В. Т. Информационные технологии в гуманитарных исследованиях. – Новосибирск, 2009. – 122 с.Гладкова О. К. Проблема обучения взрослых иностранному языку // Педагогическое образование в России. 2014. №6. С. 93-95.Гладкова О. К.Проблема обучения взрослых иностранному языку // Педагогическое образование в России. 2014. № 6. С. 93-95.Зимина А. С., Фахрутдинова Р. А. Формирование лингвистических компетенций в процессе обучения иностранному языку // Интерактивная наука. 2017. №12. С. 89-91.Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.Клочко К. А., Злобина В. А. Специфика обучения взрослых иностранному языку // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2020. №16. С. 127-133.Кретинина Г., Гончарова Н. Формирование лингвистической компетенции в иноязычном коммуникативном пространстве // Высшее образование в России. 2008. №9. С. 162-164.Кривоносова Е. В. Особенности обучения взрослых иностранному языку // Труды БГТУ. Серия 6: История, философия. 2013. №5. С. 189-191.Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых. – М.: Просвещение, 1985. – 128 с.Луткова Г. П. Использование технологии веб-квест как средство повышения познавательной активности учащихся // Проблемы современной науки и образования. 2012. №4. C. 5-10.Мильруд Р. П. Организация ролевой игры на уроке // Иностр. яз. в шк. 1987. № 3. С. 8-13.Нельзина Е. Н., Злобина В. А. Особенности обучения взрослых иностранному языку // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2019. №15. С. 129-134.Пассов Е. И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. «Развитие индивидуальности в диалоге культур». – М.: Просвещение, 2000. – 163 с.Полякова Н. П. Сущностные характеристики модели формирования лингвистической компетенции // МНИЖ. 2015. №8-5 (39). С. 29-32.Сапунова Т. А. Использование цифровых технологий в системе преподавания // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2021. №8 (58). С. 154-159.Семенова Е. Ю. Обучение взрослых иностранному языку // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. №2. С. 96-102.Сухобская Г. С. Психологические аспекты проблемного обучения и развитие познавательной активности взрослых учащихся / Г. С. Сухобская // Вопросы психологии / Ред. А. М. Матюшкин, А. В. Брушлинский. 1984. №5. С. 45-49.Цатурова И. А. Многоуровневая система языкового образования в высшей технической школе: Дис. в виде науч. докл. док-pa пед. наук. – Таганрог, 1995. – 48 с.Центры образования взрослых / под ред. Л. Н. Лесохиной, Т. В. Шадриной. – М.: Педагогика, 1991. – 192 с.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1План курса по английскому языку по теме «Создание и ведение видеоблога на английском языке»Приложение 1Разработанный подробный план внеурочной деятельности

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алипулатова Н. С. Роль внеурочной работы по иностранному языку в диалоге культур // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2013. №1 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-vneurochnoy-raboty-po-inostrannomu-yazyku-v-dialoge-kultur (дата обращения: 13.12.2022).
2. Вершловский С. Г. Образование взрослых: теоретические и методические проблемы // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2012. №1. С. 48-52.
3. Витлин Ж. Л. Обучение взрослых иностранному языку. Вопросы и теории практики. – М.: Педагогика, 1978. – 168 с.
4. Воронин В. Т. Информационные технологии в гуманитарных исследованиях. – Новосибирск, 2009. – 122 с.
5. Гладкова О. К. Проблема обучения взрослых иностранному языку // Педагогическое образование в России. 2014. №6. С. 93-95.
6. Гладкова О. К. Проблема обучения взрослых иностранному языку // Педагогическое образование в России. 2014. № 6. С. 93-95.
7. Зимина А. С., Фахрутдинова Р. А. Формирование лингвистических компетенций в процессе обучения иностранному языку // Интерактивная наука. 2017. №12. С. 89-91.
8. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.
9. Клочко К. А., Злобина В. А. Специфика обучения взрослых иностранному языку // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2020. №16. С. 127-133.
10. Кретинина Г., Гончарова Н. Формирование лингвистической компетенции в иноязычном коммуникативном пространстве // Высшее образование в России. 2008. №9. С. 162-164.
11. Кривоносова Е. В. Особенности обучения взрослых иностранному языку // Труды БГТУ. Серия 6: История, философия. 2013. №5. С. 189-191.
12. Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых. – М.: Просвещение, 1985. – 128 с.
13. Луткова Г. П. Использование технологии веб-квест как средство повышения познавательной активности учащихся // Проблемы современной науки и образования. 2012. №4. C. 5-10.
14. Мильруд Р. П. Организация ролевой игры на уроке // Иностр. яз. в шк. 1987. № 3. С. 8-13.
15. Нельзина Е. Н., Злобина В. А. Особенности обучения взрослых иностранному языку // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2019. №15. С. 129-134.
16. Пассов Е. И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. «Развитие индивидуальности в диалоге культур». – М.: Просвещение, 2000. – 163 с.
17. Полякова Н. П. Сущностные характеристики модели формирования лингвистической компетенции // МНИЖ. 2015. №8-5 (39). С. 29-32.
18. Сапунова Т. А. Использование цифровых технологий в системе преподавания // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2021. №8 (58). С. 154-159.
19. Семенова Е. Ю. Обучение взрослых иностранному языку // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. №2. С. 96-102.
20. Сухобская Г. С. Психологические аспекты проблемного обучения и развитие познавательной активности взрослых учащихся / Г. С. Сухобская // Вопросы психологии / Ред. А. М. Матюшкин, А. В. Брушлинский. 1984. №5. С. 45-49.
21. Цатурова И. А. Многоуровневая система языкового образования в высшей технической школе: Дис. в виде науч. докл. док-pa пед. наук. – Таганрог, 1995. – 48 с.
22. Центры образования взрослых / под ред. Л. Н. Лесохиной, Т. В. Шадриной. – М.: Педагогика, 1991. – 192 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности нужно учитывать при обучении иностранному языку взрослых?

При обучении иностранному языку взрослых необходимо учитывать их индивидуально-психологические особенности, такие как предыдущий опыт и знания, мотивация, степень готовности к обучению и т.д. Важно адаптировать учебный материал под их потребности и интересы.

Как влияют потребности взрослых на развитие обучения иностранным языкам?

Потребности взрослых играют значительную роль в развитии обучения иностранным языкам. Они могут быть различными: от желания получить новые профессиональные навыки до желания путешествовать или коммуницировать с другими людьми. Учителя должны учитывать эти потребности и ориентировать учебный процесс на их удовлетворение.

Какие цели и содержание обучения взрослых иностранному языку?

Цели и содержание обучения взрослых иностранному языку могут быть различными в зависимости от их потребностей. Основная цель обычно состоит в овладении коммуникативными навыками, позволяющими свободно общаться на иностранном языке. Содержание обучения должно включать различные аспекты языка - грамматику, лексику, аудирование, говорение, чтение и письмо.

Какие требования предъявляются к организации обучения иностранному языку взрослых?

Организация обучения иностранному языку взрослых должна быть гибкой и адаптированной под их потребности. Важно предоставлять разнообразные методы и формы обучения, учитывать возможность индивидуального обучения, давать студентам возможность самостоятельно выбирать учебные материалы и задания. Также важно организовывать обратную связь и поддержку со стороны преподавателя.

Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?

По первой главе статьи можно сделать следующие выводы: при обучении иностранному языку взрослых необходимо учитывать их индивидуально-психологические особенности и потребности; потребности взрослых оказывают влияние на развитие обучения иностранным языкам; обучение взрослых должно иметь конкретные цели и адаптированное содержание; организация обучения должна быть гибкой и адаптированной под потребности взрослых.

Какие андрагогические основы учитываются при обучении взрослых иностранному языку?

Андрагогические основы, учитывающие индивидуально-психологические особенности взрослых, включают создание положительного и доверительного обучающего окружения, учет предварительного опыта и знаний взрослых, активизацию мотивации, разнообразие методов и форм обучения, а также гибкое планирование и организацию учебного процесса.

Какие потребности взрослых влияют на развитие образования в сфере иностранных языков?

Потребности взрослых, такие как повышение профессионального уровня, общение с иностранными партнерами, возможность путешествовать и познавать другие культуры, влияют на развитие образования в сфере иностранных языков. Индивидуальные потребности взрослых могут быть различными и важно учитывать их при разработке образовательных программ.

Какие андрагогические основы следует учитывать при обучении иностранным языкам взрослых?

При обучении иностранным языкам взрослых необходимо учитывать их индивидуально-психологические особенности. Индивидуальный подход, гибкость в выборе методов и техник обучения, учет опыта и предпочтений взрослых легко усваивать новый язык. Важно, чтобы процесс обучения был свободным, нескучным и интересным, а также оптимизирован под конкретные возможности и потребности каждого взрослого студента.

Какие потребности взрослых влияют на развитие образования по иностранным языкам?

Потребности взрослых играют важную роль в развитии образования по иностранным языкам. Взрослые студенты часто более целеустремленны, что позволяет им быстрее и эффективнее обучаться. При выборе программ обучения следует учитывать потребности взрослых, их желания и интересы, чтобы обеспечить оптимальные условия для усвоения иностранного языка.

Какие требования предъявляются к организации обучения иностранному языку взрослых?

Организация обучения иностранному языку взрослых должна быть гибкой и адаптированной к потребностям студентов. Важно предоставить разнообразные методы обучения, учесть уровень подготовки каждого студента и создать комфортную обстановку для общения и практики языка. Также необходимо предоставить доступ к различным ресурсам и возможности для практики за пределами учебных занятий.