Оценка современного состояния и проблем малого предпринимательства в РФ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономика предприятия
  • 42 42 страницы
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 24.01.2023
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1Теоретические и методические аспекты развития малого предпринимательства в экономике 5
1.1 Методы и инструменты государственного регулирования развития малого бизнеса 6
1.2.Динамика, тенденции, проблемы развития малого бизнеса и его влияние на экономику РФ 11
2.Перспективы развития малого предпринимательства в РФ 16
2.1.Анализ опыта государственной поддержки развития малого предпринимательства за рубежом и в РФ 16
2.2. Перспективы и направления развития малого предпринимательства в РФ 22
2.3Рекомендации по совершенствованию государственной поддержки финансирования малого бизнеса 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

Фрагмент для ознакомления

Характерным признаком реализации оптимистического сценария является начало «прорывной» легализации существующих и развития вновь созданных малых высокотехнологичных фирм, ориентированных на производство информационных технологий и программного обеспечения, а также формирование объектов инфраструктуры, ориентированных на обеспечение специфических требований этого направления бизнеса. Такое развитие событий позволит со временем создать высокоэффективную инновационно ориентированную экономику, способную к продуцированию и использованию радикальныхноваторских идей перспективных технологических укладов.Однако, учитывая характерную инертность, нестабильность и бессистемность государственной политики в сфере формирования институтов деятельности, возможность развертывания приведенного оптимистического сценария вызывает сомнения.Базовый сценарий. Базовым сценарием развития событий является «скачкообразный»процесс формирования институционального обеспечения деятельности, что характеризуется локальными “прорывами” в создании благоприятных условий для развития определённых институтов, связанных в значительной мере с процессами лоббирования и представителей этих институтов для достижения собственных интересов. Всреднесрочной перспективе наиболее вероятными импульсами являются условиядля развитиявенчурного капитала, прослойки малого предпринимательствав сфере информационных технологий, а также упрощения процедуры создания. Эти явления являются,безусловно, положительными, однако, бессистемность появления и разрыв во времени в достижении результаты, обусловленные отсутствием действенного программного управления со стороны государства, будут играть негативную роль, сдерживая общие процессы развертывания активности производства в стране.Пессимистический сценарий. Пессимистическим сценарием развития событий является продолжение тенденций медленного и противоречивого развития процессов формирования «критической массы» институтов деятельности, обусловленное отсутствием целостной долгосрочной политики в сфере деятельности, низкой исполнительной дисциплиной органов власти и ограниченностью бюджетного финансирования протеканияэтих процессов. Необходимость реализации выбранного правительством РФ ключевого ориентира на построение модели развития экономики и стимулирующей системыгосударственного регулирования предпринимательской деятельности со временем приведут к созданию благоприятной институциональной среды для наращивания иделовой активности экономических субъектов. Однако возможности по созданию условийдля «прорыва» в инновационную экономику на базе накопленного научно-техническогопотенциала и обеспечения высоких темпов экономического роста на втором и третьем этапе реализации стратегии будут упущены. В таком случае вероятнымсчитается ограничение выбора модели национальной системы тольковоспринимающим инновации вариантом.Характерными для этого типа развития событий является дальнейшее развертывание процессов «оттока умов» и распродажа нереализованных инновационных идей за границу, атакже преобладающая ориентация рыночных активных субъектов на модернизацию производства через внедрение совершенствующих инноваций.2.3 Рекомендации по совершенствованию государственной поддержки финансирования малого бизнесаКлючевая проблема в России состоит в разрыве между декларируемыми политическими целями и реальной их реализацией. Официальные заявления по поводу финансово-кредитных потребностей в инновационном развитии малого предпринимательства не находят поддержки в виде тщательно разработанных мер, подходящих и эффективных механизмов, программ и рамочныхусловий. 1)реформирование непосредственно самой структуры банковского сектора. Опираясь на исследования мирового опыта, можно сделать вывод, что банковская система состоит из двух элементов, которыми являются Центральный банк и коммерческие банки. Вместе с тем данная система не может полноценно обеспечить среднесрочное и долгосрочное кредитование клиентов. Поэтому для достижения оптимального уровня кредитования между данными уровнями необходимо построение банка второго уровня, который представлял бы собой такое кредитные учреждения, которая будет осуществлять кредитование для содействия развитию малого предпринимательства за счёт средств государства, и не будет получать коммерческую прибыль. Реализация данного кредитования будет посредством рефинансирования коммерческих банков, при этом, не создавая им конкуренции, а, напротив, поддерживая их финансовые возможности.Следовательно, будет построена управленческая цепь, включающая в себя следующие элементы: а) государство осуществляет выбор приоритетных сфер, отраслей, экономических секторов для того, чтобы содействовать их развитию,б) специальные кредитные учреждения занимаются разработкой соответствующих инструментов финансово-кредитного регулирования,в) коммерческие банки осуществляют распределение финансовых ресурсов бюджета.Такого рода кредитная цепь даст возможность реализовать эффективные финансово-кредитные операции, регулировать и перераспределять финансы между всеми элементами малого бизнеса, тем самым забирая на себя риски коммерческих банков, пытаясь их минимизировать.2)повышение правовой защищённости кредиторов и формирование мотивации для коммерческих банков в плане выдачи кредитов малому бизнесу, сила высоких рисков, недостаточности защищённости своих прав, высокой стоимости финансов для малого бизнеса, которые чаще всего являются более дорогими, чем в случае с кредитованием крупного бизнеса. В условиях, когда ограниченны собственные и привлечённые финансовые, банки в большей степени заинтересованы в сотрудничестве с крупными клиентами, а не с представителями малого предпринимательства, обслуживание которые обходится значительно выше. Вместе с тем отсутствует плавающая процентная ставка по долгосрочным кредитам, а также рычаги изменения ставок в случае увеличения роста темпов инфляционных процессов. Несмотря на то, что в последние годы имеется тенденция снижения кредитных ставок в коммерческих банках, они всё ещё они превышают учётную ставку Центрального банка. 3)предусмотрены и комплексы мероприятий, направленные на совершенствование взаимоотношений банка и клиента только для того чтобы уменьшить административные и оперативные расходы коммерческих банков осуществляется стоимость введения режима льготного налогообложения прибыли коммерческого банка, которые кредитуют малый бизнес, вместе с параллельным снижением нормативов обязательного резервирования, которые осуществляют кредитование малого предпринимательства. Так, к примеру, в Германии в число налоговых льгот в банковской сфере входит ряд специальных норм амортизационных отчислений, формирование резервов прибыли, необлагаемых налогом, инвестиционные надбавки налоговых учреждений. Следовательно, место нашего государства в глобальной экономике прямым образом зависит от того, каким образом развиваются малые инновационные предприятия. Реализация первоочередных мер относительно развития малого предпринимательства в настоящее время, принесёт значительные результаты в будущем, сможет способствовать формированию конкурентных преимуществ и созданию надежного фундамента до модернизации интеграции России в мировое сообщество.Заключение1. Инновационное малое предпринимательство является совокупностью взаимосвязанных обоснованных, целенаправленных инновационных решений и действий с целью привлечения и рационального применения ограниченного количества ресурсов с целью совершенствования того или иного продукта или услуги.2. Роль государственного финансирования малого предпринимательства в настоящее время посредством разнообразных фондов, льготного налогообложения, развитие систем различных грантов и дотаций. 3. На реализацию деятельности малого предприятия имеет большое влияние инновационная политика государства. Создание эффективного государственного механизма распространения и внедрения инноваций и мер охраны и защиты прав интеллектуальной собственности на научно-технические достижения становятся наиболее важной характеристикой современного государства. В рыночной экономике государство не осуществляет регуляцию развития предприятия напрямую. Государственное регулирование деятельности предприятия может носить рекомендательный характер.4. Анализ опыта государственной поддержки развития малого предпринимательства за рубежом и в РФ, свидетельствует о том, что развитые страны мира активно вовлекает субъекты малого предпринимательства в инновационные процессы финансовые рычаги поддержки малого предпринимательства заложены в бюджете и Евросоюза в виде различных программ кредитование инвестирования и кредитного гарантирования Европейского инвестиционного банка и Европейского инвестиционного фонда. Вместе с тем доступ малых инновационных предприятий финансированию в каждой стране Евросоюза не одинаков в силу специфики национальных программ. Анализ развития предпринимательства в Российской Федерации показывает, что целью экономики в современной России является инновационное развитие вместе с тем состояние малых инновационных предприятий функционирующих в настоящее время, заметно ухудшается, я что объясняется воздействием внешних условий поддержка развития предпринимательства в регионах осуществляется в соответствии с программой территория инноваций. Кроме того, государство предпринимает попытки введения временных антикризисных мер поддержки малого бизнеса, куда входят от меры относительно кредитной политики, налоговой политики, а также информационно-консультационный политики. В результате проведённого анализа было предложено усилить государственную поддержку посредством таких мер, как создание «Центра поддержки субъектов малого бизнеса в сфере антикризисных мер», повышение эффективности консалтинговых организаций, усиление сотрудничества малого бизнеса с государственными учреждениями наукоградов.6. В настоящее время проблемы развития малого предпринимательства в России заключаются в низком уровне общий деловой активности в стране, отсутствие условий для интеграции малого предпринимательства развитие Отечественной экономики. Также отсутствуют условия для налаживания действия венчурного капитала как рыночного института финансирования инновационных проектов малого бизнеса , слишком медленно происходит рост количества технопарка, отсутствует целенаправленная государственная политика по формированию комплексной инфраструктуры предпринимательской деятельности в связи с этим Основными направлениями политики по формированию инфраструктуры предпринимательства могут быть такие, как создание механизмов финансового обеспечения деятельности, стимулирование массового нефинансовые инфраструктуры деятельности путём упрощения процедуры создания новых технологических парков , содействия решению проблем кадрового обеспечения деятельности.7. В качестве направлений развития гос поддержки финансирования малого предпринимательства в работе были предложены следующие: реформирование структуры банковского сектора, правовая защищенность кредиторов, совершенствование отношений «банк-клиент», развитие финансового лизинга, кредитные союзы, франчайзинг.Итак, на основании исследования процессов финансово-кредитного обеспечения развития малого предпринимательства в развитых странах в работе обосновано, что налаживание результативной деятельности малых предприятий в России, несомненно, требует государственного регулирования. Следует отметить, что такие изменения не только будут способствовать развитию деятельности субъектов малого предпринимательства, но и создадут почву для формирования интеллектуальной экономики, укрепят конкурентные преимущества отечественного бизнеса и повысят на этой основе полноценный средний класс в Российской Федерации.Список использованных источниковАглицкий, И.С. Системный анализ тенденций предпринимательства в России/ И.С.Аглицкий, Е.Н. Сирота // Вестник Университета (ГУУ). – 2015. – №10. – С. 5-9. Александрова, А.А. Малые научно-производственные предприятия – локомотив российской экономики/ А.А. Александрова, К.Б. Борисова // Экономика и политика. – 2020. – № 4. – С. 31-34.Андрейчиков, А.В. Стратегический менеджмент в инновационных организациях: системный анализ и принятие решений / А. В. Андрейчиков, О. Н. Андрейчикова. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2020. – 394 с.Артюшина, Е.В. Исследование прогнозного новшества на наличие стратегического соответствия в диверсифицированной организации / Е. В. Артюшина // Менеджмент в России и за рубежом: журнал. – 2020. – № 2. – С. 48-53.Бортник, И.М. Инструменты анализа деятельности малого предпринимательства в России / И.М. Бортник, А.П. Золотарев, В.Н. Киселев [и др.] // Инновационная экономика. – 2020. - №3. – С. 26-38.Виленский, А.В. Стимулирование развития малого предпринимательства США/А.В. Виленский // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2020. – №1-2. – С. 6-29. Горлов, А.В. Малый производственный бизнес: основные закономерности и факторы развития /А.В. Горлов// Препринт # WP/2014/308. – М.: ЦЭМИ РАН, 2014. – 58 с. Государственная политика и модели поведения акторов в национальной системе: монография / О.Г. Голиченко, Ю.Е. Балычева, А.А. Малкова, С.В. Проничкин, С.А. Самоволева; под ред. О.Г. Голиченко, С.А. Самоволевой. – Москва: РУДН, 2016. – 255 с. Глобальное и национальное в экономике: по итогам Международной научной конференции – Малого университетского форума, 25–27 февраля 2016 г., Москва; МГУ им. М. В. Ломоносова [и др.]. – М.: Центр общественных наук при МГУ им. М. В. Ломоносова, 2016. – 219 с.Дорофеев В.Д. Инновационный менеджмент: учеб.пособие / В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 442 с. Дрозденко Е.Б. Государство и бизнес в экономике: зарубежный опыт партнерства / Е.Б. Дрозденко // Биржа интеллектуальной собственности. – 2009. – № 9. – С. 21-26.Друкер П. Управление, нацеленное на результаты / Питер Ф. Друкер, пер. с англ. М. Котельникова. – М.: Технолог. школа бизнеса, 2019. – 282 с.Знания на службе развития. Отчет о мировом развитии 1998–1999. Включая выборочные показатели мирового развития. – М.: Весь мир: Всемирный банк, 2019. – 298 с.Индекс конкурентоспособности регионов России 2020 AV RCI-2020 alfa.Исследование ресурсного центра по стратегическому планированию. – URL: http://lc-av.ru/wp-content/uploads/2020/05/AV-RCI-2020-alfa-200219.pdf (дата обращения: 1112.2022)Инновационная экономика: монография / под ред. Ю. М. Осипова, И.В. Шевченко, Л.Н. Дробышевской, Е.С. Зотовой. – М.: Краснодар, 2018. – 537 с.Инновационно-технологическое развитие экономики: монография / под ред. М. Гейца, В. П. Семиноженко, Б. Е. Кваснюка. – М.: Феникс, 2017. – 563 с.Калаева, З.З. Влияние кризиса на малый и средний бизнес в России / З.З. Калаева // Молодой ученый. – 2016. – № 2(106). – С. 504-506.Климентьева, А.Ю. Создание условий органами местного самоуправления для развития предпринимательства /А.Ю. Климентьева // Экономика, предпринимательство и право. – 2018. – № 4. – С. 213–222.Кузык, Б.Н. Россия – 2050: стратегия прорыва / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. – М.: Экономика, 2022. – 624 с. Курило, А.К. Венчурный бизнес как средство обеспечения конкурентоспособности экономики России в условиях глобализации / А.К. Курило // Вестник Университета (ГУУ). – 2020. – №23. – С. 41-47.Ланьшина, Т.А. Проблемы развития национальной системы США в начале XXI века: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.14 / Ланьшина Татьяна Александровна – Москва, 2021. – 237 с. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 02.07.2021 № 351-ФЗ) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»– URL: // КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=283577&from=193148-0&rnd=224476.1946743027057231#0900441342504924 – (дата обращения: 22.10.2022).Финк Т.А. Реализация программ поддержки малого и среднего бизнеса в условиях рыночной экономики / Т.А. Финк // Молодой ученый. – 2020. – №4. – С. 311-314.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Аглицкий, И.С. Системный анализ тенденций предпринимательства в России/ И.С.Аглицкий, Е.Н. Сирота // Вестник Университета (ГУУ). – 2015. – №10. – С. 5-9.
2 Александрова, А.А. Малые научно-производственные предприятия – локомотив российской экономики/ А.А. Александрова, К.Б. Борисова // Экономика и политика. – 2020. – № 4. – С. 31-34.
3 Андрейчиков, А.В. Стратегический менеджмент в инновационных организациях: системный анализ и принятие решений / А. В. Андрейчиков, О. Н. Андрейчикова. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2020. – 394 с.
4 Артюшина, Е.В. Исследование прогнозного новшества на наличие стратегического соответствия в диверсифицированной организации / Е. В. Артюшина // Менеджмент в России и за рубежом: журнал. – 2020. – № 2. – С. 48-53.
5 Бортник, И.М. Инструменты анализа деятельности малого предпринимательства в России / И.М. Бортник, А.П. Золотарев, В.Н. Киселев [и др.] // Инновационная экономика. – 2020. - №3. – С. 26-38.
6 Виленский, А.В. Стимулирование развития малого предпринимательства США/А.В. Виленский // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2020. – №1-2. – С. 6-29.
7 Горлов, А.В. Малый производственный бизнес: основные закономерности и факторы развития /А.В. Горлов// Препринт # WP/2014/308. – М.: ЦЭМИ РАН, 2014. – 58 с.
8 Государственная политика и модели поведения акторов в национальной системе: монография / О.Г. Голиченко, Ю.Е. Балычева,
А.А. Малкова, С.В. Проничкин, С.А. Самоволева; под ред. О.Г. Голиченко,
С.А. Самоволевой. – Москва: РУДН, 2016. – 255 с.
9 Глобальное и национальное в экономике: по итогам Международной научной конференции – Малого университетского форума, 25–27 февраля 2016 г., Москва; МГУ им. М. В. Ломоносова [и др.]. – М.: Центр общественных наук при МГУ им. М. В. Ломоносова, 2016. – 219 с.
10 Дорофеев В.Д. Инновационный менеджмент: учеб.пособие / В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 442 с.
11 Дрозденко Е.Б. Государство и бизнес в экономике: зарубежный опыт партнерства / Е.Б. Дрозденко // Биржа интеллектуальной собственности. – 2009. – № 9. – С. 21-26.
12 Друкер П. Управление, нацеленное на результаты / Питер Ф. Друкер, пер. с англ. М. Котельникова. – М.: Технолог. школа бизнеса, 2019. – 282 с.
13 Знания на службе развития. Отчет о мировом развитии 1998–1999. Включая выборочные показатели мирового развития. – М.: Весь мир: Всемирный банк, 2019. – 298 с.
14 Индекс конкурентоспособности регионов России 2020 AV RCI-2020 alfa.Исследование ресурсного центра по стратегическому планированию. – URL: http://lc-av.ru/wp-content/uploads/2020/05/AV-RCI-2020-alfa-200219.pdf (дата обращения: 1112.2022)
15 Инновационная экономика: монография / под ред. Ю. М. Осипова,
И.В. Шевченко, Л.Н. Дробышевской, Е.С. Зотовой. – М.: Краснодар, 2018. – 537 с.
16 Инновационно-технологическое развитие экономики: монография / под ред. М. Гейца, В. П. Семиноженко, Б. Е. Кваснюка. – М.: Феникс, 2017. – 563 с.
17 Калаева, З.З. Влияние кризиса на малый и средний бизнес в России / З.З. Калаева // Молодой ученый. – 2016. – № 2(106). – С. 504-506.
18 Климентьева, А.Ю. Создание условий органами местного самоуправления для развития предпринимательства /А.Ю. Климентьева // Экономика, предпринимательство и право. – 2018. – № 4. – С. 213–222.
19 Кузык, Б.Н. Россия – 2050: стратегия прорыва /
Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. – М.: Экономика, 2022. – 624 с.
20 Курило, А.К. Венчурный бизнес как средство обеспечения конкурентоспособности экономики России в условиях глобализации / А.К. Курило // Вестник Университета (ГУУ). – 2020. – №23. – С. 41-47.
21 Ланьшина, Т.А. Проблемы развития национальной системы США в начале XXI века: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.14 / Ланьшина Татьяна Александровна – Москва, 2021. – 237 с.
22 Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 02.07.2021 № 351-ФЗ) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»– URL: // КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=283577&from=193148-0&rnd=224476.1946743027057231#0900441342504924 – (дата обращения: 22.10.2022).
23 Финк Т.А. Реализация программ поддержки малого и среднего бизнеса в условиях рыночной экономики / Т.А. Финк // Молодой ученый. – 2020. – №4. – С. 311-314.

Вопрос-ответ:

Как оценивается современное состояние малого предпринимательства в РФ?

Современное состояние малого предпринимательства в РФ оценивается на основе таких показателей, как число и динамика развития малых предприятий, уровень их доходов и прибыльности, уровень безработицы, доступность кредитных ресурсов, наличие и эффективность государственной поддержки и т.д.

Какие проблемы существуют в малом предпринимательстве в РФ?

В малом предпринимательстве РФ существуют различные проблемы, такие как высокая бюрократия, несовершенство законодательства, недостаток доступных кредитных ресурсов, негативное влияние коррупции, недостаточное развитие инфраструктуры и образования, наличие монополий и препятствий со стороны больших корпораций и т.д.

Какое влияние малое предпринимательство оказывает на экономику РФ?

Малое предпринимательство оказывает значительное влияние на экономику РФ. Оно способствует созданию новых рабочих мест, развитию конкуренции, повышению инновационности и эффективности экономики, увеличению налоговых поступлений в бюджет, развитию регионального и социального потенциала и т.д.

Какие методы и инструменты используются государством для регулирования развития малого бизнеса?

Для регулирования развития малого бизнеса государство использует различные методы и инструменты, такие как снижение налоговых и административных барьеров, предоставление льготных кредитных программ, развитие инфраструктуры и образования, создание специальных региональных и федеральных программ поддержки малого бизнеса и т.д.

Каковы перспективы развития малого предпринимательства в РФ?

Перспективы развития малого предпринимательства в РФ связаны с улучшением инвестиционного климата, снижением бюрократических преград, развитием финансовой и кредитной системы, реформированием законодательства, усилением государственной поддержки и стимулирования малого бизнеса, развитием инфраструктуры и содействием инновационной деятельности.

Какая оценка современного состояния малого предпринимательства в РФ?

На сегодняшний день состояние малого предпринимательства в РФ можно оценить как сложное и противоречивое. С одной стороны, существует активность и рост количества малых предприятий. С другой стороны, существуют множество проблем, таких как высокая доля неформального сектора и ограниченный доступ к финансовым ресурсам. Также отмечается недостаточная инновационная активность и низкий уровень конкурентоспособности малых предприятий в сравнении с крупными корпорациями.

Какова текущая ситуация с малым предпринимательством в России?

Современное состояние малого предпринимательства в России можно охарактеризовать как сложное. В последние годы наблюдается увеличение числа малых предприятий, но многие из них сталкиваются с проблемами, такими как высокая налоговая нагрузка, бюрократия, нехватка финансирования и низкий уровень доступа к кредитам. Это создает трудности для развития и роста таких предприятий.

Какие методы и инструменты государственного регулирования используются для развития малого бизнеса в России?

Для поддержки и развития малого бизнеса в России используются различные методы и инструменты государственного регулирования. Например, существуют программы государственной поддержки, такие как субсидии, льготные кредиты, гранты и налоговые преференции. Также проводятся обучающие и консультационные мероприятия, направленные на повышение эффективности и конкурентоспособности малых предприятий. Однако, несмотря на все эти усилия, проблемы малого бизнеса в России все еще существуют и требуют дальнейшего развития и улучшения.

Какое влияние проблемы развития малого бизнеса имеют на экономику России?

Проблемы развития малого бизнеса в России оказывают значительное влияние на экономику страны. Малые предприятия являются важным источником рабочих мест, инноваций и экономического роста. Они способствуют развитию конкурентной среды, увеличению производительности и снижению монополизма. Однако, из-за проблем, таких как высокая налоговая нагрузка и бюрократия, многие малые предприятия вынуждены закрыться или сократить свою деятельность. Это может привести к потере рабочих мест, снижению инвестиций и ослаблению экономического роста.