Тактико-психологические основы допроса несовершеннолетних

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Юриспруденция
  • 61 61 страница
  • 35 + 35 источников
  • Добавлена 23.02.2023
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТАКТИКИ ДОПРОСА 7
1.1.Понятие допроса как следственного действия 7
1.2.Виды допроса 10
1.3.Сущность и значение допроса несовершеннолетних 15
ГЛАВА 2. ТАКТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 21
2.1.Подготовка к допросу несовершеннолетних 21
2.2 Тактические приемы допроса несовершеннолетних 26
2.3. Значение психологических приемов допроса несовершеннолетних 33
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 40
3.1 Некоторые организационные и процессуальные проблемы производства допроса несовершеннолетнего 40
3.2 Возможные решения проблем, возникающих при допросе несовершеннолетних 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57

Фрагмент для ознакомления

Кроме того, законодателем запрещен допрос несовершеннолетних в ночное время, также из соображений сохранения психофизиологического здоровья несовершеннолетних лиц.Вызывать несовершеннолетних граждан разрешено только в то время, когда они не заняты в учебном процессе.Как мы уже знаем, важным элементом перед допросом является его подготовка и решение организационных вопросов допроса. Так, например, следователю необходимо проводить допрос несовершеннолетних с использованием зеркала Гезелла, особенно в случаях, когда расследуется уголовное дело против половой неприкосновенности. Так, изучив материал, мы выяснили, что законодателем установлен максимально возможный механизм обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних лиц, однако, на практике не всегда получается использовать этот механизм. Так, например, в правоохранительных органах не везде есть зеркало Гезелла, иногда превышается допустимое время допроса и др. Помимо этого, отметим, в рассматриваемом нами вопросе существуют некоторые проблемы и пробелы в законодательстве. Рассмотрим самые яркие из них более подробно.Одним из проблемных вопросов в уголовно-процессуальном законодательстве, касающийся несовершеннолетних граждан, является то, что согласно ч. 3 ст. 425 УПК РФ, обязательно должен присутствовать психолог или педагог в ходе допроса несовершеннолетних от 14 до 16 лет, или же несовершеннолетних от 16 до 18 лет (в случае, если у подростка психическое заболевание, подтвержденное справкой из медучреждения). Однако, данную формулировку в законодательстве мы считаем необоснованной, потому как согласно положениям Конвенции о правах ребенка, несовершеннолетнее лицо – любой человек в возрасте до 18 лет.Тем не менее, российское законодательство же считает, что здоровому несовершеннолетнему гражданину от 16 до 18 лет не нужно присутствие и поддержка со стороны психолога и педагога. Конечно, данному мнению можно найти обоснование: несовершеннолетние лица в возрасте от 14 до 16 лет, в силу своего психофизического развития, более уязвлены, однако это не должно преуменьшать важность поддержки и защиты несовершеннолетних от 16 до 18 лет. В некоторых случаях, такие лица не менее уязвлены и нуждаются в помощи.Некоторые адвокаты в таких случаях «цепляются» к протоколу допроса несовершеннолетнего, показания которого давались в отсутствии педагога или психолога, считая такие доказательства недопустимыми.Существует и обратная судебная практика, когда суд встает на сторону защиты и признает недопустимым доказательством допрос обвиняемого несовершеннолетнего. Однако, это происходит лишь в тех случаях, когда нарушается уголовно-процессуальное право и несовершеннолетний допрашиваемый, страдающий психическим заболеванием, допрашивается в отсутствие педагога или психолога.Ранее нами было указано, что в соответствии со ст. 51 УПК РФ, если фигурантом уголовного дела является несовершеннолетний, то участие защитника в этом случае обязательно. Тем не менее, мы хотели бы затронуть темы профессионализма предоставляемого защитника в области педагогики. Потому как, в случае, если несовершеннолетнему от 16 до 18 лет не предоставлено право участия психолога или педагога при допросе, то, по нашему мнению, эту роль должен выполнять сам защитник.Так, например, п. 4 Постановления ВС РФ 01.02.2011 N 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» предусматривает, что «специализация судей по делам несовершеннолетних предусматривает необходимость обеспечения их профессиональной компетентности путем обучения и переподготовки не только по вопросам права, но и по вопросам педагогики, социологии, подростковой психологии, криминологии, виктимологии, применения ювенальных технологий, используемых в рамках процессуального законодательства. В этой связи рекомендовать судам также внедрять современные методики индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними обвиняемыми и подсудимыми».Тем не менее, данное положение касается лишь судей, про необходимую квалификацию защитников несовершеннолетних законодательство не содержит положений, что, по нашему мнению, является упущением.Мы видим, что наше законодательство прямо не предусматривает, что защитник должен обладать какими-либо специальными знаниями в области педагогики или психологии. Однако, для повышения эффективности участия адвоката в уголовном судопроизводстве в отношении несовершеннолетнего, по нашему мнению, необходимо делать акцент. Также стоит сказать, что неотделимость права на защиту от гарантий его осуществления предусматривает обязанность разъяснения следователем и дознавателем несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому их прав и одновременно служит основой их соблюдения. В этой связи в УПК РФ должны быть предусмотрены нормативные предписания, обязывающие соответствующих участников уголовного судопроизводства при наступлении случаев, связанных с возникновением подозрения, обвинения, разъяснять не только общие, но и специальные права.На основании вышеизложенного мы видим, что в производстве допроса несовершеннолетних лиц существуют некоторые проблемы организационного и процессуального характера, которые требуют устранения. 3.2 Возможные решения проблем, возникающих при допросе несовершеннолетнихСтоит согласиться с мнением С.Н. Вергуновой, которая считает, что «в качестве защитника несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых должны допускаться адвокаты, имеющие стаж работы в качестве адвоката, как правило, не менее 2 лет». Данное мнение нам представляется правильным, так как защитник должен иметь достаточный опыт для того, чтобы эффективно осуществлять защиту интересов несовершеннолетних детей. Кроме того, нами представляется необходимым создать специализированную ювенальную адвокатскую палату, в члены которой будут входить защитники с педагогическим или психологическим образованием. Данная адвокатская палата необходима для того, чтобы усовершенствовать участие защитников в делах, где подозреваемыми или обвиняемыми являются несовершеннолетние граждане.Итак, подытожив все вышесказанное, отметим, что для развития механизма, обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних обвиняемых, подозреваемых в уголовном судопроизводстве необходимо рассматривать несколько направлений изменения законодательства:Изменить норму законодательства, которая предусматривает обязательное участие педагога или психолога при допросе несовершеннолетних. По нашему мнению, не должно быть разделения «до 16 лет» и «после 16 лет». Предусмотреть обязательное образование по педагогике или психологии у защитников, которые участвуют в уголовном процессе в отношении несовершеннолетнегоРассмотреть возможность создания специальных ювенальных адвокатских палат.Оборудовать в отделах внутренних дел специальные помещения для производства следственных действий с участием несовершеннолетних с соответствующей обстановкой, которая будет способствовать достижению более полного психологического контакта следователя с допрашиваемым; Законодательно либо на уровне ведомственных нормативных актов закрепить порядок вызова и участия в следственном действии педагога (психолога), указав предъявляемые к нему требования. Обеспечить обязательное участие педагога (психолога) в следственных действиях, не по знакомству, как бывает в большинстве случаев, а на основе гражданско-правового договора, заключаемого между правоохранительным органом и социальным учреждением; Законодательно либо на уровне ведомственных нормативных актов закрепить возможность привлечения педагогов (психологов), не знакомых с несовершеннолетним допрашиваемым, в случаях, если педагоги воспитательных учреждений, в которых обучается подросток, заведомо могут оказывать отрицательное влияние на дачу им объективных и правдивых показаний; Законодательно либо на уровне ведомственных нормативных актов закрепить обязательность проведения предшествующей допросу беседы психолога с несовершеннолетним в целях объяснения несовершеннолетнему необходимости говорить правду, а также в целях установления психологического контакта. Кроме того, предлагаем внести в ст.420 УПК РФ новую часть, изложив ее в следующей редакции: «Суд, следователь и дознаватель разъясняют несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому права, предусмотренные статьями 46, 47, 48, 50, пунктом 2 части первой статьи 51 настоящего Кодекса с учетом особенностей производства по уголовным делам, предусмотренных настоящей главой».В связи тем, что назначение надлежащих лиц из перечня п.12 ст.5 УПК РФ затруднительно, предлагаем внести в статью 426 УПК РФ новую часть 1.1.: «В случаях, не терпящих отлагательства, при невозможности обеспечить участие законного представителя в соответствии с перечнем п. 12 ст. 5 настоящего Кодекса, в том числе, если не удается установить его местонахождение либо участие установленного непредставляется возможным на первом допросе несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого, то, по постановлению следователя, дознавателя в качестве законного представителя могут быть допущены с их согласия один из близких родственников либо родственников несовершеннолетнего, о допуске которого ходатайствует подозреваемый, обвиняемый. Участие указанных лиц допускается только в досудебном производстве по уголовному делу до устранения обстоятельств, препятствующих привлечению законных представителей, перечень которых определен п.12 ст.5 настоящего Кодекса».На основании вышеизложенного мы видим, что существуют некоторые проблемы, которые требуют устранения. Полагаем, что указанные предложения могут быть восприняты УПК в части его совершенствования в области производства следственных действий с участием несовершеннолетних.ЗАКЛЮЧЕНИЕЦель настоящей работы заключается в выработке рекомендаций, направленных на совершенствование организации и проведения допроса несовершеннолетних.Для достижения указанной цели был поставлен ряд задач, по результатам их решения мы пришли к следующим выводам:В результате исследования тактико-психологических основ допроса несовершеннолетних сформулированы выводы и предложения по совершенствованию действующего законодательства: Во-первых, прогресс в расследовании зависит в первую очередь от правильно проведенных следственных действий, прежде всего, допроса. Именно по его результатам возможно найти необходимые «зацепки», которые важны и необходимы для правильного и всестороннего рассмотрения дела, а в дальнейшем – его раскрытия.Допрос устанавливает факт совершения самого противоправного деяния, поэтому допрос очень важен и необходим следствию. В ходе допроса следователь имеет возможность установить круг виновных лиц и полную картину произошедшего события, которая сопутствовала совершению преступного деяния.Допрос является очень важным для расследования уголовного дела следственным действием, тем не менее, нельзя умалять важность и иных следственных действий, которые также помогают расследовать и раскрывать уголовные дела.Рассматривая понятие допроса, отметили, что его легального определения законодательством нашей страны – не закреплено. Однако, анализируя всю информацию, полученную при написании работы, мы отметили, что трактовать понятие допроса можно с различных точек зрения, точнее, с позиций разных наук.Во-вторых, при допросе, с точки зрения психологии, существует ряд особенностей и проблем:- во-первых, необходимо правильно диагностировать показания допрашиваемого лица на степень правдивости;- во-вторых, необходимо выбрать правильный и подходящий прием законного психологического воздействия на допрашиваемое лицо;- в-третьих, необходимо знать и понимать все способы для обнаружения лжи в показаниях.В-третьих, целью следователя, который проводит допрос, является получение правдивой и достоверной информации, которая относится к расследуемому делу и сможет помочь его расследовании. Все сведения, которые получены в ходе этого следственного действия, в обязательном порядке должны быть зафиксированы в протоколе. Сам протокол допроса в этом случае будет являться источником доказательств, а те сведения, которые изложены в нем – самим доказательством по делу.В теории права существует мнение, что допрос, в зависимости от ситуации, может преследовать абсолютно разные цели:допрос выступает в качестве самостоятельного следственного действия;допрос является обязательным условием перед проведением какого-либо другого следственного действия, например, перед опознанием или перед выемкой;допрос является способом проверки ранее полученных сведений.Для эффективного расследования уголовного дела, следователю необходимо выработать свою тактику поведения и ведения допроса для каждого из участников процесса. Для этого следователю необходимо быть грамотным в вопросах тактико-криминалистических приемах допроса.В-четвертых, тактика самого допроса, несомненно, очень важна для следствия, однако подготовка к допросу – не менее важный этап. Так, следователю необходимо правильно подготовиться к допросу. Для этого необходимо изучить личность допрашиваемого лица, более тщательно изучить его семейное, социальное и финансовое положение, подготовить все необходимые материалы и документы, которые могут понадобиться при допросе. Все это необходимо для одного – установить с допрашиваемым лицом более тесную психологическую связь.Следователь в процессе самого допроса, или же в процессе подготовки к нему, должен получить следующие сведения:- во-первых, сведения о социальном, материальном и семейном положении допрашиваемого лица, о его поле и возрасте, образе жизни и т.д.;- во-вторых, сведения об иных гражданах, которые могут дать какую-либо информацию по делу (ими могут быть соучастники, очевидцы, свидетели и т.д.);- в-третьих, обо всех следах, которые были зафиксированы в ходе расследования (следы отпечатков пальцев рук, пороховых газов, крови и т.д.)4- в-четвертых, сведения об орудиях, которыми было совершено преступное деянияТаким образом, допрос является необходимым и центральным следственным мероприятием, в ходе которого выясняются необходимые для правильного разрешения дела, сведения. Тем не менее, при производстве допроса необходимо учитывать ряд тонкостей и нюансов, соблюдение которых необходимо для эффективного расследования. Очень важное значение имеет и тактика проведения допроса, которая также включает множество нюансов, соблюдая которые следователь имеет возможность наладить полный контакт с допрашиваемым лицом и добиться от него необходимой информации.В-четвертых, допрос несовершеннолетнего – особый процесс, требующий определенных знаний и умений. Дело в том, что в силу своего возраста, несовершеннолетние граждане очень уязвимы, а их психика – тонкая и слабоустойчивая. Именно поэтому, прежде, чем проводить допрос несовершеннолетнего, необходимо тщательно к нему подготовиться.Согласно данным, полученным из научных публикаций, несовершеннолетние подразделяются на несколько классификаций по возрасту:от 7 до 11 лет – младший школьный возраст;от 11 до 14 лет – подростковый возраст;от 14 до 18 лет – школьный возраст.Каждая группа несовершеннолетних имеет свои психологические и возрастные особенности, которые выражаются в особенностях передачи информации.Точно так же, как и при общей подготовке к допросу, при подготовке к допросу несовершеннолетних лиц, следователю необходимо более детально изучить личность несовершеннолетнего, в частности:необходимо выяснить условия проживания несовершеннолетнего допрашиваемого;необходимо выяснить состав семьи несовершеннолетнего;необходимо выяснить материальные и жилищные условия несовершеннолетнего гражданина;необходимо узнать об успеваемости несовершеннолетнего в образовательном учреждении, а также его поведении во время учебы;необходимо уточнить, есть ли у несовершеннолетнего какое-либо хобби, увлечение;необходимо выяснить, в каких отношениях несовершеннолетний находится со своими родителями, друзьями, соседями и т. д.Выяснив всю информацию о допрашиваемом лице, составив его психологический портрет, следователю необходимо составить план допроса. И чем подробнее он будет, тем лучше.В-пятых, подготовка к допросу очень важна, особенно в тех случаях, когда допрашиваемое лицо – подросток. Однако, многие следователи пренебрегают этой стадией в силу своей загруженности, неопытности или непрофессиональности. Тем не менее, следователям, все же, рекомендуется готовиться к данному следственному действию, потому как каждое из расследуемых уголовных дел – индивидуальное, со своими специфическими особенностями, которые необходимо учитывать.Результаты каждого допроса также индивидуальны, однако именно следователь может на них повлиять, так как они зависят от: наличия либо отсутствия психологического контакта между следователем и допрашиваемым лицом, от личности допрашиваемого и его жизненных ценностей, от возраста допрашиваемого лица, а также от иных факторов, которые следователь имеет право выяснять.В-шестых, рассматривая тему методик, которые специально разработаны для проведения следственных мероприятий с участием несовершеннолетнего лица – их довольно мало, так как несовершеннолетние – особые участники уголовного процесса, которые обладают психологическими особенностями в связи с возрастом, гендерным различием, небольшим жизненным опытом и т.д. Именно поэтому у рассматриваемой категории участников процесса, согласно уголовно-процессуальному законодательству, имеется особый статус.Рассмотрим психологические особенности несовершеннолетних участников уголовного процесса. Так, они обладают:- во-первых, повышенной внушаемостью (именно поэтому данную категорию лиц считают «ведомой», они способны основывать свое поведение на абсолютно чужой системе жизненных ценностей);- во-вторых, демонстративным поведением, иногда отклоняющимся от общественно принятого поведения, так как их психика склонна к негативизму;- в-третьих, тягой к адреналину, риску, доверчивостью, а также рассматриваемые нами лица не имеют способности приспосабливаться к резким изменениям в окружающем их мире.Необходимо сказать, что психология у юношей отличается от психологии девушек.Так, лица мужского пола:- отличаются наблюдательностью;- обладают общим и невербальным интеллектом;- достаточно легко ориентируются в пространстве;- имеют сильное сконцентрированное внимание.На основании этого, следует придерживаться следующих правил при допросе юношей:- должны быть заданы четкие, короткие и прямые предложения, ответ на который можно также дать короткий и четкий;- слушать ответы на вопросы и весь рассказ допрашиваемого лица, не перебивая;- следует учитывать вероятность того, что допрашиваемый будет негативно настроен по отношению ко всему обществу, также как и к кому-либо конкретному, в том числе и к следователю, поэтому необходимо проработать тактику допроса и в этом случае.Лица же женского пола:- отличаются неточностью речевых формулировок в речи;- высказывают свои мысли косвенно, делая намек на что-то конкретное;- часто используют мимику и жесты для передачи какой-либо информации;- обладают способностью преувеличивать какие-либо факты или значимость того или иного события;- имеют достаточно высокую скорость восприятия информации;- обладают способностью делать несколько дел одновременно;- свою агрессию или раздражительность проявляют вербально.Поэтому, в ходе допроса девушек, следователю рекомендуется придерживаться следующих правил:- внимательно и участливо слушать девушку, пока она отвечает на вопросы или рассказывает о чем-либо;- быть внимательным к жестам и мимике девушке (иногда они могут сказать гораздо больше, чем озвучивает человек).В-седьмых, были выявлены следующие проблемы: необязательное участие педагога или психолога при допросе несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет; отсутствие нужной специализации по педагогике или психологии у защитников несовершеннолетних.В-восьмых, исследовав вышеуказанные проблемы, автор выпускной квалификационной работы предлагает:Первое: изменить норму законодательства, которая предусматривает обязательное участие педагога или психолога при допросе несовершеннолетних. По мнению автора, не должно быть разделения «до 16 лет» и «после 16 лет». Второе: предусмотреть обязательное образование по педагогике или психологии у защитников, которые участвуют в уголовном процессе в отношении несовершеннолетнегоТретье: рассмотреть возможность создания специальных ювенальных адвокатских палат.Итак, выявленные проблемы это лишь малая часть от многих нерешенных задач в уголовном судопроизводстве, но, несмотря на это, теоретики и практики находят пути решения из данных ситуаций.Таким образом, по мнению автора выпускной квалификационной работы, цель достигнута, задачи – решены.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКНормативные правовые актыКонвенция ООН о правах ребенка URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения: 17.12.2022)Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. №6-ФКЗ, от 30.12.2008. №7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. N 11-ФКЗ, от 14.03.2020 г. N 1-ФКЗ и от 06.10.2022 г. № 0001202210060013) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 17.12.2022)Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/ (дата обращения: 17.12.2022)О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних: Постановления ВС РФ от 01.02.2011 N 1URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110315/ (дата обращения: 17.12.2022)Материалы судебной практикиПриговор № 1-40/2011 от 26 мая 2011 г. по делу № 1-40/2011 URL: https://sudact.ru/regular/doc/wyJuCMWiTMZC/? (дата обращения: 17.12.2022)Постановление от 7 июня 2013 г. по делу № 01-0002/171/2013 URL: https://sudact.ru/magistrate/doc/bW4xBjcH1TNq/ (дата обращения: 17.12.2022)Учебная и научная литератураАбраменкова В.С. Тактические особенности использования данных о личности несовершеннолетнего обвиняемого в процессе производства допроса // Проблемы современного российского законодательства: сборник статей. - Иркутск-Москва, 2018. - С. 221-225.Акулова Д.О., Коробейников А.О. Психология очной ставки и особенности допроса несовершеннолетних // Вестник Восточно-Сибирской Открытой Академии. - 2017. - Т. 12. - № 12 (12). - С. 4-6.Андреева Т.В. Психология семьи: Учеб.пособие. - СПб.: «Питер», 2018. - 620 с.Авдеев В.Н. Некоторые проблемы производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних // Актуальные проблемы производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 23 ноября 2017 года. Калининград: Изд-во Калинингр. ЮИ МВД России, 2018. С. 5-12Богаткина Р. Ш., Садыкова И. В. Актуальные проблемы расследования уголовных дел с участием иностранных граждан и лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом: теория и практика // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2017. № 2. С.23.Бурков, Д. П. Обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетнего участника уголовного процесса / Д. П. Бурков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 10 (300). — С. 20-22. Гладышева О. В. Теоретическая модель механизмов обеспечения прав и законных интересов человека и гражданина в уголовном судопроизводстве: автореф. дис.... д-ра юрид. наук. М., 2017. С. 12Доспулов Г.Г. Психология допроса на предварительном следствии. - М., 1996. - С. 96.Дьячкова Ю.Е. Психологический прогноз поведения участников следственных действий при расследовании преступлений: дис. ... канд. психол. наук. — М., 2004. - 23 с.Зорин Г.А. Руководство по тактике допроса: учеб.-практ. пособие. – М.: «Юрлитинформ», 2017. – 230 сКриминалистика: учебник для прикладного бакалавриата / А. Г. Филиппов [и др.]; под редакцией А. Г. Филиппова. — 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – С. 105Крыжановская Л. М. Основы криминалистической тактики // Теория и практика общественного развития. 2018. № 3. С.123-131Кругликов А.П. Уголовный процесс: Учебник для бакалавров. – М.: Норма, 2018. – С. 408Курс уголовного процесса / А.А. Арутюнян, Л.В. Брусницын, О.Л. Васильев и др.; под ред. Л.В. Головко. М.: Статут, 2018. 1278 с.Литвинов М. В. Пробелы в теории и тактике допроса // Вестник КРУ МВД России. 2018. № 4. С.172-174Луковников Г. Д. Следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия : учебное пособие для вузов / Г. Д. Луковников. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — с. 104Манжос И.А. Психологические особенности формирования показаний несовершеннолетних обвиняемых // Пролог. - 2017. - № 1 (1). - С. 63-69.Процюк О.Н. Характеристика допроса несовершеннолетнего подозреваемого: понятие, задачи и границы // Государственный советник. - 2017. - № 1 (5). - С. 12-17.Рычкалова Л. А. Проблемы тактики допроса подозреваемого и обвиняемого // Общество и право. 2017. № 4. С. 205-211.Рыжаков А. П. Уголовный процесс: учебник для вузов / А.П. Рыжаков. – Изд. 5-е перераб.- М.: Издательство Дело и Сервис, 2017. – С. 571Снегирева Н. И. Обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних участников уголовного процесса на стадии предварительного расследования: дис.... канд. юрид. наук. Воронеж, 2018. 223 с.Стрельцова Е.В. Особенности использования метода убеждения при разоблачении лжи в показаниях несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых // Законность и правопорядок в современном обществе. -2018. - № 10. - С. 87-93.Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности: тактика и практика психодиагностики. - СПб.: Издательство «Речь», 2017. – С. 329Тенгизова Ж.А., Джумаева Р. Х. Допрос как следственное действие: порядок проведения и отличительные особенности // Теория и практика общественного развития. 2017. № 18. С.98-99.Филиппов А. Г. Криминалистика. Полный курс : учебник для бакалавров / А. Г. Филиппов [и др.] ; под общей редакцией А. Г. Филиппова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — С. 234Халиков А. Н. Вопросы соблюдения прав и свобод человека в деятельности следователя / Проблемы правовой защиты общечеловеческих ценностей в современной России. Материалы конференции / под ред. Еникеева З. Д. Уфа: Башгу, 2017. Часть 3. С.242Шадрин В. С. Обеспечение прав личности при расследовании преступлений. М., 2018. С.43-44Энциклопедия юридической психологии // Под ред. А.М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – С.445Яновский Р. С. Актуальные проблемы производства следственных действий : учебное пособие для вузов / Р. С. Яновский. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — с. 49

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативные правовые акты

1. Конвенция ООН о правах ребенка URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения: 17.12.2022)
2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. №6-ФКЗ, от 30.12.2008. №7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. N 11-ФКЗ, от 14.03.2020 г. N 1-ФКЗ и от 06.10.2022 г. № 0001202210060013) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 17.12.2022)
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/ (дата обращения: 17.12.2022)
4. О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних: Постановления ВС РФ от 01.02.2011 N 1 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110315/ (дата обращения: 17.12.2022)

Материалы судебной практики

1. Приговор № 1-40/2011 от 26 мая 2011 г. по делу № 1-40/2011 URL: https://sudact.ru/regular/doc/wyJuCMWiTMZC/? (дата обращения: 17.12.2022)
2. Постановление от 7 июня 2013 г. по делу № 01-0002/171/2013 URL: https://sudact.ru/magistrate/doc/bW4xBjcH1TNq/ (дата обращения: 17.12.2022)

Учебная и научная литература

3. Абраменкова В.С. Тактические особенности использования данных о личности несовершеннолетнего обвиняемого в процессе производства допроса // Проблемы современного российского законодательства: сборник статей. - Иркутск-Москва, 2018. - С. 221-225.
4. Акулова Д.О., Коробейников А.О. Психология очной ставки и особенности допроса несовершеннолетних // Вестник Восточно-Сибирской Открытой Академии. - 2017. - Т. 12. - № 12 (12). - С. 4-6.
5. Андреева Т.В. Психология семьи: Учеб. пособие. - СПб.: «Питер», 2018. - 620 с.
6. Авдеев В.Н. Некоторые проблемы производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних // Актуальные проблемы производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 23 ноября 2017 года. Калининград: Изд-во Калинингр. ЮИ МВД России, 2018. С. 5-12
7. Богаткина Р. Ш., Садыкова И. В. Актуальные проблемы расследования уголовных дел с участием иностранных граждан и лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом: теория и практика // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2017. № 2. С.23.
8. Бурков, Д. П. Обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетнего участника уголовного процесса / Д. П. Бурков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 10 (300). — С. 20-22.
9. Гладышева О. В. Теоретическая модель механизмов обеспечения прав и законных интересов человека и гражданина в уголовном судопроизводстве: автореф. дис.... д-ра юрид. наук. М., 2017. С. 12
10. Доспулов Г.Г. Психология допроса на предварительном следствии. - М., 1996. - С. 96.
11. Дьячкова Ю.Е. Психологический прогноз поведения участников следственных действий при расследовании преступлений: дис. ... канд. психол. наук. — М., 2004. - 23 с.
12. Зорин Г.А. Руководство по тактике допроса: учеб.-практ. пособие. – М.: «Юрлитинформ», 2017. – 230 с
13. Криминалистика: учебник для прикладного бакалавриата / А. Г. Филиппов [и др.]; под редакцией А. Г. Филиппова. — 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – С. 105
14. Крыжановская Л. М. Основы криминалистической тактики // Теория и практика общественного развития. 2018. № 3. С.123-131
15. Кругликов А.П. Уголовный процесс: Учебник для бакалавров. – М.: Норма, 2018. – С. 408
16. Курс уголовного процесса / А.А. Арутюнян, Л.В. Брусницын, О.Л. Васильев и др.; под ред. Л.В. Головко. М.: Статут, 2018. 1278 с.
17. Литвинов М. В. Пробелы в теории и тактике допроса // Вестник КРУ МВД России. 2018. № 4. С.172-174
18. Луковников Г. Д. Следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия : учебное пособие для вузов / Г. Д. Луковников. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — с. 104
19. Манжос И.А. Психологические особенности формирования показаний несовершеннолетних обвиняемых // Пролог. - 2017. - № 1 (1). - С. 63-69.
20. Процюк О.Н. Характеристика допроса несовершеннолетнего подозреваемого: понятие, задачи и границы // Государственный советник. - 2017. - № 1 (5). - С. 12-17.
21. Рычкалова Л. А. Проблемы тактики допроса подозреваемого и обвиняемого // Общество и право. 2017. № 4. С. 205-211.
22. Рыжаков А. П. Уголовный процесс: учебник для вузов / А.П. Рыжаков. – Изд. 5-е перераб.- М.: Издательство Дело и Сервис, 2017. – С. 571
23. Снегирева Н. И. Обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних участников уголовного процесса на стадии предварительного расследования: дис.... канд. юрид. наук. Воронеж, 2018. 223 с.
24. Стрельцова Е.В. Особенности использования метода убеждения при разоблачении лжи в показаниях несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых // Законность и правопорядок в современном обществе. -2018. - № 10. - С. 87-93.
25. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности: тактика и практика психодиагностики. - СПб.: Издательство «Речь», 2017. – С. 329
26. Тенгизова Ж.А., Джумаева Р. Х. Допрос как следственное действие: порядок проведения и отличительные особенности // Теория и практика общественного развития. 2017. № 18. С.98-99.
27. Филиппов А. Г. Криминалистика. Полный курс : учебник для бакалавров / А. Г. Филиппов [и др.] ; под общей редакцией А. Г. Филиппова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — С. 234
28. Халиков А. Н. Вопросы соблюдения прав и свобод человека в деятельности следователя / Проблемы правовой защиты общечеловеческих ценностей в современной России. Материалы конференции / под ред. Еникеева З. Д. Уфа: Башгу, 2017. Часть 3. С.242
29. Шадрин В. С. Обеспечение прав личности при расследовании преступлений. М., 2018. С.43-44
30. Энциклопедия юридической психологии // Под ред. А.М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – С.445
31. Яновский Р. С. Актуальные проблемы производства следственных действий : учебное пособие для вузов / Р. С. Яновский. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — с. 49

Вопрос-ответ:

Каково понятие допроса и его значение?

Допрос - это следственное действие, направленное на получение информации от несовершеннолетнего. Он является важной частью следственного процесса, так как позволяет раскрыть преступления, установить обстоятельства и найти свидетелей. Значение допроса заключается в том, чтобы получить достоверные показания от несовершеннолетнего, чтобы они могли быть использованы в дальнейшем следствии.

Какие виды допроса существуют?

Существуют два основных вида допроса: прямой и косвенный. Прямой допрос подразумевает прямое обращение к несовершеннолетнему с вопросами о преступлении или событии, которое расследуется. Косвенный допрос, напротив, основан на невербальных сигналах и намеках, и позволяет получить информацию без непосредственного задания вопросов. Каждый из этих видов имеет свои плюсы и минусы и может быть применен в зависимости от конкретной ситуации.

Какова роль психологических приемов в допросе несовершеннолетних?

Психологические приемы играют важную роль в допросе несовершеннолетних, так как помогают установить контакт с ребенком, снять внутренние напряжение и повысить его доверие. Это особенно важно, так как допрос несовершеннолетнего требует особого подхода, чтобы избежать психологической травмы и получить достоверные показания. Приемы, такие как эмпатия, понимание и использование игровых элементов, могут быть использованы для создания доверительной и комфортной обстановки для ребенка.

Каковы приемы подготовки к допросу несовершеннолетних?

Подготовка к допросу несовершеннолетних включает несколько важных приемов. Во-первых, необходимо изучить психологию детей, чтобы понимать, каким образом допрос может повлиять на их эмоциональное состояние. Во-вторых, важно создать доверительный климат, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и готов ответить на вопросы. Также следует учесть возрастные особенности и наличие родителей или опекунов во время допроса, чтобы обеспечить оптимальные условия для получения информации от ребенка.

Какие есть виды допроса несовершеннолетних?

В статье говорится, что виды допроса несовершеннолетних могут быть разными и зависят от целей и задач, которые ставит следствие или оперативные сотрудники. Основные виды допроса включают: допрос с целью получения объяснений, допрос для выяснения фактических обстоятельств, допрос с целью получения показаний свидетеля или свидетельницы, допрос в качестве потерпевшего или потерпевшей, допрос подозреваемого или обвиняемого.

Какова сущность и значение допроса несовершеннолетних?

Сущность и значение допроса несовершеннолетних заключаются в том, чтобы получить необходимую информацию от ребенка, которая может быть полезной для расследования уголовного дела. Допрос позволяет выяснить обстоятельства дела, получить показания свидетелей, понять мотивы и намерения несовершеннолетнего. Однако при проведении допроса необходимо учесть возрастные особенности ребенка и использовать тактические и психологические приемы, чтобы обеспечить эффективность процесса и защитить права и интересы ребенка.

Какие тактические приемы можно использовать при допросе несовершеннолетних?

В статье говорится о том, что при допросе несовершеннолетних можно использовать тактические приемы, которые помогут получить нужную информацию. Некоторые из них включают: установление доверительных отношений с ребенком, используя речь и поведение, нацеливание на позитивные стороны ребенка и его возможности помочь в расследовании дела, использование игровых элементов и визуальных материалов для облегчения коммуникации. Важно помнить, что тактические приемы должны быть этичными и не нарушать права и интересы ребенка.

Какова роль психологических приемов при допросе несовершеннолетних?

Статья отмечает, что психологические приемы имеют большое значение при допросе несовершеннолетних, так как они позволяют лучше понять ребенка и его мотивацию. Некоторые психологические приемы, которые можно использовать, включают: активное слушание и проявление понимания, задание открытых и неугадываемых вопросов, поддержка эмоциональной безопасности ребенка, использование наглядных средств и визуальных материалов. Психологические приемы помогают создать комфортную атмосферу для ребенка и способствуют эффективной коммуникации.

Какие положения включаются в главу 1 статьи "Тактико-психологические основы допроса несовершеннолетних"?

В главу 1 статьи "Тактико-психологические основы допроса несовершеннолетних" входят следующие положения: 1.1 - Понятие допроса как следственного действия, 1.2 - Виды допроса, 1.3 - Сущность и значение допроса несовершеннолетних.

Какие приемы использовать при допросе несовершеннолетних?

При допросе несовершеннолетних можно использовать тактические приемы, такие как установление доверительных отношений, применение постепенности в вопросах, использование наглядных материалов и игровых элементов. Также важно применять психологические приемы, например, учитывать возрастные особенности ребенка, устанавливать эмоциональный контакт и быть внимательным к реакции несовершеннолетнего.