Эволюция мотива «искушение» в мировой литературе

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Литература
  • 9 9 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 27.01.2023
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
.
Фрагмент для ознакомления

А.С. Пушкин и Ф.М. Достоевский обрели в своих поисках веру. Но у другого писателя Л. Н. Толстова воплощение Евангельских истин перерождается в их искажение. Как отмечаетМ.М.Дунаев: «он (Л.Н. Толстой) прошел путь от благочестивого православного христианина до отступника».Это далеко не все примеры, которые содержаться в произведениях классической русской литературы, однако и в этом аспекте мы видим, насколько широко классическая русская художественная литература вобрала в себя мотивы православной веры. Таким образом, проанализированные произведения имеют в своей структуре повторяющийся мотив искушения, который является основополагающим мотивом для развития сюжетных линий и характеров героев.В зарубежной литературе мотив искушения представлен довольно ярко в произведениях Оскара Уальда и Оноре де Бальзака. Так, например, трагедия «Саломея» О. Уальда – это одно из самых неоднозначных по своему сюжетному наполнению произведение в творческом наследии Уайльда: эта «неоднозначность» проявляется в весьма вольной интерпретации известного библейского эпизода о трагической кончине Иоанна Предтечи. Искушение Ирода Антипы привело к гибели пророка и учителя.Полемизируя мотивы писатель приходит к мотивному ряду – откровение. В трагедии «Саломея» именно искушение является темой, предметом и критерием искусства. В Библии Иоанн становится жертвой неверияАнтипыи в то же времяего страха перед Спасителем, который уже явился в мир. Но существует некоторая разница между образами – Иоанн в Библии – мученик, Иоанн Уайльда – жертва искушения Ирода Антипы. Также в творчестве О. де Бальзака ярко представлен мотив «искушение», что делает его произведения уникальными не только во французской, но и в мировой литературе. У Бальзака миром правят страсти, которые через искушение побороли человеческую природу, что писатель явно демонстрирует в романе «Шагреневая кожа». Сам автор называет эту повесть «формулой эгоизма». В романе О. де Бальзака герой становится перед выбором – поддаться искушению «кусочка шагреневой кожи», который обещает исполнить все желания Рафаэля, или отвергнуть свои собственные страсти: стремление к богатству, наслаждениям и т.д. Выбор героя приводит его к гибели, искушения порабощают его волю. Бальзак, через прием «философской сказки», наделяет повесть ключевым нереальным элементом, чтобы продемонстрировать порабощение общества пороками, которые делают человекаслугами собственных желаний.Сегодня мотив видоизменяется – происходит противоположное явление, не наращивание совокупности мотивов в мотивные ряды, а наоборот, расщепление мотива на мелкие семантические единицы. Поэтому мотив зачастую неясен, появляются такие понятия как «зашифрованные» или «скрытые» мотивы.Мотив искушения в русской классической литературе и зарубежной примерно того же периода представлен аналогичными формами и продиктован теми же потребностями авторов отразить современную им проблематику общества. Однако в русской литературе значительный акцент делается на связь мотива с Библейскими сюжетами.Таким образом, в результате проведенного анализамы определяем мотив, как повторяющуюся наименьшую единицу сюжетной линии, которая несет ключевую мысль в формировании сюжета и может при этом меняться, развиваться и преобразовываться в соответствии с содержанием художественного произведения. Список использованной литературыБахтин М.М. Литературно-критические статьи / М. М. Бахтин. - Москва :Худож. лит, 1986. - 541, [2] с.Булгаков М.А. Мастер и Маргарита : [роман] / Михаил Булгаков. - СПб: Азбука-классика, 2006. - 594 с.Дунаев М. М. Православие и русская литература: учебное пособие для студентов духовных академий и семинарий: в 5 частях Ч. 2.М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1997. - 214 с.Литературная энциклопедия. Словарь литературных терминов [Текст] : в 2 т. / под ред. Н. Бродского [и др.]. - Москва ; Ленинград : Л. Д. Френкель, Т. 2 [Текст]. - Москва ; Л. Д. Френкель, 1925. - 1198 с.Папилова Е.В. Художественная имагология: немцы глазами русских (на материале русской литературы XIX века). Автореф. дисс. … канд. филол. наук. М., 2013. - 21 с.Федосеева Т. В. Мотив искупительного страдания в лирике Я. П. Полонского // Богослужение и русская литература: цитаты, реминисценции: материалы научной конференции. Шуя: ШГПУ, 2011. - 321 с.

Список использованной литературы
1. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи / М. М. Бахтин. - Москва : Худож. лит, 1986. - 541, [2] с.
2. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита : [роман] / Михаил Булгаков. - СПб: Азбука-классика, 2006. - 594 с.
3. Дунаев М. М. Православие и русская литература: учебное пособие для студентов духовных академий и семинарий: в 5 частях Ч. 2.М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1997. - 214 с.
4. Литературная энциклопедия. Словарь литературных терминов [Текст] : в 2 т. / под ред. Н. Бродского [и др.]. - Москва ; Ленинград : Л. Д. Френкель, Т. 2 [Текст]. - Москва ; Л. Д. Френкель, 1925. - 1198 с.
5. Папилова Е.В. Художественная имагология: немцы глазами русских (на материале русской литературы XIX века). Автореф. дисс. … канд. филол. наук. М., 2013. - 21 с.
6. Федосеева Т. В. Мотив искупительного страдания в лирике Я. П. Полонского // Богослужение и русская литература: цитаты, реминисценции: материалы научной конференции. Шуя: ШГПУ, 2011. - 321 с.

Вопрос-ответ:

Какие примеры эволюции мотива искушения в мировой литературе можно найти в произведениях А.С. Пушкина?

В произведении "Евгений Онегин" мотив искушения присутствует через образ Татьяны Лариной, которая искушена своей страстью к Онегину и испытывает внутренние мучения из-за своих чувств. Также можно отметить мотив искушения через образ Ленского, который поддается гневу и ревности и становится искателем мести.

Какая эволюция мотива искушения прослеживается в произведениях Ф.М. Достоевского?

В произведении "Преступление и наказание" мотив искушения проявляется через образ Раскольникова, главного героя, который искушен мыслью о совершении убийства и продолжает испытывать смутное чувство совести и страдания после своего преступления. В романе "Братья Карамазовы" мотив искушения затрагивается через образ Дмитрия Карамазова, который поддается своим страстям и совершает преступление под гнетом искушения.

Какие изменения претерпевает мотив искушения в произведениях Л.Н. Толстого?

В произведениях Л.Н. Толстого, таких как "Война и мир" и "Анна Каренина", мотив искушения претерпевает изменения. В этих произведениях идея искупления и преодоления собственных пороков и страстей заменяется искажением евангельских истин и отклонением от веры. Л.Н. Толстой прошел путь от благочестивого православного христианина до отступника, и это отражается в его произведениях.

Какие еще примеры эволюции мотива искушения можно найти в классической русской литературе?

Кроме примеров из произведений Пушкина, Достоевского и Толстого, в классической русской литературе можно найти еще много примеров эволюции мотива искушения. Например, в романе "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова мотив искушения прослеживается через образ Воланда и его предложение сотворить чудеса взамен души. В рассказах Антона Чехова также можно найти примеры искушения и его последствий в жизни героев.

Каким образом эволюционировал мотив искушения в мировой литературе?

Мотив искушения в мировой литературе эволюционировал от простой представлени о соблазне к более глубоким рассуждениям о вере и истине.

Что обрели А.С. Пушкин и Ф.М. Достоевский в своих поисках веры?

А.С. Пушкин и Ф.М. Достоевский обрели веру в своих поисках искушения, осознавая глубину истин и решая вопросы о собственном духовном развитии.

Что происходит с воплощением Евангельских истин в произведениях Л.Н. Толстого?

В произведениях Л.Н. Толстого воплощение Евангельских истин перерождается и применяется с искажениями, отражая путь от благочестивого православного христианина к отступнику.

Какой путь прошел Л.Н. Толстой относительно веры?

Л.Н. Толстой прошел путь от благочестивого православного христианина до отступника, осознавая свои сомнения и искания в области духовности.

Какие еще примеры эволюции мотива искушения можно найти в классической русской литературе?

Это лишь некоторые примеры эволюции мотива искушения в классической русской литературе, которая обыгрывала тему соблазна, веры и истинности в различных контекстах и персонажах.