История развития журналов для детей в возрасте от 9 до 14 лет в России
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 28 + 28 источников
- Добавлена 02.02.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Общие представления о детских журналах 4
1.1. История развития периодики для детей 4
1.2. Особенности потребления контента среди детей в возрасте от 9 до 14 лет 12
Глава 2. Характеристика российских детских журналов 15
2.1. Особенности детской периодики на примере журнала «Подснежник» 15
2.2. Специфика журнала «Еж» для детей 9-14 лет 17
Заключение 21
Список использованных источников 23
В начале XIX века было модно оставлять публикации без подписи автора. Журнал на этом фоне выделялся тем, что под каждый произведением было имя автора. Тем не менее, главный редактор В.Н. Майков практически в каждом номере заострял внимание на профессионализме и авторском уровне сотрудников журнала. Для каждой рубрики он подбирал свой состав авторов, которые специализировались на определенных темах.В «Подснежнике» был отдельный блок, посвященный рекламе литературных произведений. Например, в выпуске № 8 в статье «От редакции» описана подготовка номеров «Подснежника» на основе рассказов Н. Готорна. Значимость подчеркивается словами: «редакция надеется, что эти повести, исполненные юмора и глубокой нравственности, написанные изящным языком, будут иметь у нас такой же успех» [24, с. 54], особенно среди аудитории в возрасте 9-14 лет. 2.2. Специфика журнала «Еж» для детей 9-14 летЖурнал «ЕЖ» – регулярный журнал для школьников пионерского возраста, от 9 до 14 лет. Полное название «ЕЖ» расшифровывается как «Ежемесячный Журнал» (см.рис.2). Первый выпуск вышел в 1928 году [13]. С 1929 по 1935 гг. выходил под руководством детского отдела Ленгиза СССР. С 1930 г. «ЕЖ» выходил с приложением «ЧИЖ», который предназначался для дошкольников. Тираж составлял от 30 до 125 тысяч экземпляров. Главным консультантом и идеологом является С. Маршак. Рисунок 2 – Журнал «ЕЖ»Самуил Маршак привлекал к созданию журнала известных литераторов, педагогов, художников. Самыми значимыми являются Б. Житков, М. Зощенко, Е. Шварц, Н. Олейников и участники группы ОБЭРИУ (группа писателей и деятелей культуры Ленинграда) Д. Хармса, А. Введенского и Н. Заболоцкого. Своей целью редакторы «ЕЖа» считали просвещение и воспитание подрастающего поколения, поэтому тон и характер общения использовали без заискивания и догматизма, «на равных».Отличительной особенностью журнала является то, что он начинался с публикации новых стихов и других произведений, а не политических тем и освещения пионерской деятельности, что присуще другим изданиям того времени. «ЕЖ» был площадкой не только для детей, но и раскрытия творческого потенциала авторов. Так, впервые на страницах журнала опубликовал свои работы Д. Хармс. Учитывая специфику поведения и интересов читателей, 9-14 лет, была создана серия остросюжетных и комичных репортажей о приключениях Макара Свирепого — «единственного писателя, который сочиняет свои произведения, сидя верхом на лошади», автором которого стал Н. Олейников [14, с. 378-384]. Журнал выходил в советское время, когда правительство ставило перед издательствами задачу распространения идеологии. «ЕЖ» освещал события пятилеток и политические вопросы неформальным образом, используя подростковую иронию и воодушевление. Например, советскую идеологию С. Маршак преподносил в формате стиха «Война с Днепром», а М. Ильина написала очерки «Тысяча и одна задача», «По огненным следам», «Живая карта». Особая заслуга в поддержании интереса аудитории, привлечении новой и решении пропагандистской задачи принадлежит Н. Олейникову, который сумел «олицетворить» политический текст. К примеру, в очерке «Сколько тебе лет?», посвященной 10-летию Красной армии, он создал двух персонажей белый генерал Семиколенов и рабочий Иван Дорофеев, за которыми спор двух идеологий. Иллюстрации, которые ярко и точно отражали задумку писателей и соответствовали образу советского общества, создавали заслуженные художники, Б. Антоновский, Н. Радлов, В. Конашевич и другие. Успешно используя опыт создания материалов для школьников, редакция приняла решение выпускать приложение «ЧИЖ» для детей дошкольного возраста, которое вскоре переросло в самостоятельный журнал. Несмотря на это, некоторые авторы критиковали «ЕЖ» за несоответствие жизни пролетарских детей, а именно, рубрики «чепушинки» и «перевертыши». Е. Двинский опубликовал статью в «Комсомольской правде» «Как «ЕЖ» обучает детей хулиганству». В последующие годы давление со стороны администрации нарастало и вскоре журнал был закрыт. Тем не менее, журнал «ЕЖ» является ярким примеров детской периодики, которая отвечает важным характеристикам: периодичность, характер повествования, авторский состав, рубрики, креативный подход.ЗаключениеВ результате исследования истории детской журналистики выяснили, что с появлением первого журнала, она взяла курс на художественность, энциклопедизм, оптимистичное звучание, правдивость и уважение к юному читателю. Главной задачей детской журналистики является просвещение и воспитание достойного гражданина.Середина и конец XIX века характеризуются быстрым и активным развитием детской периодики. В этот период появляются новые издание, отличающиеся по подаче, тематике, тиражу, периодичности. Авторы все больше внимания уделяют возрастным особенностям читателей, а не ориентируются на их родителей. Впервые появляются иллюстрации, использование цвета, систематизация рубрик и отделов, что по-разному влияет на восприятие детей. Журналисты активно привлекают педагогов, путешественников, литераторов и других личностей для реализации основной функции журнала.Во время СССР основной задачей детских журналов являлась пропаганда и воспитание будущего советского гражданина. Широко освещалась коммунистическая идеология. С созданием единой программы и плана образования детей журналы подвергались жесткой цензуре на соответствие данным принципам. После распада СССР и до сегодняшнего дня тенденцией развития детской периодики является интерактивность, глобализация, появление новых изданий в след за популярными фильмами или мультфильмами. Выявили, что особенностью потребления контента детей в возрасте 9-14 лет являются соответствие интересов, выполнение основных функций, яркое визуальное оформление, простой и понятный язык. На примере изданий «Подснежник» и «Еж» определили подход к освещению различных тем для детей в возрасте 9-14 лет:- учет интересов детей этого возраста;- обращение к родителям и показ авторитетности издания;- выполнение основных функций: просвещения, развлечения, информирования, воздействия;- привлечение различных специалистов: педагогов, литераторов, художников и других;- поиск необычных и креативных форматов.Данные журналы послужили к скачку и росту данного направления в современном мире. На их примере прослеживаются основные тенденции, характерные для детское периодики.Список использованных источниковАлексеева, М.И. Советская детская журналистика/ М.И. Алексеева - Москва: Университет, 1992. – 133 с.Андроникова, О.В. Типология современных сетевых журналов для детей в системе медиаобразования / О.В. Андронникова, Л.И. Демина // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2017. – № 1. – С. 19–24.Антонова, С.Г. Редакторская подготовка зданий / С.Г.Антонова. – М.: Логос, 2004. – 468 с.Арзамасцева, И.Н. Детская литература / И.Н.Арзамасцева. – М.:Академия, 2007. – 574 с.Бабушкина, А.П. История русской детской литературы / А.П. Бабушкина. – М., 1948. С. 84Балашова, Ю.Б. Школьная журналистика серебряного века / Ю.Б. Балашова. – СПб. – 114 с.Большая Советская Энциклопедия: Издание III. 8 т. – М., 1972. – 456 с.Ветлугина, Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка / Н.А. Ветлугина. – М.: Айрис-Пресс, 2012. – 79 с.Володина, Н.В. Майковы; отв ред. В.А. Котельников / Н.В. Володина. – СПб.: Наука, 2003. – 340 с.Гребенкина, Ю. В. Риски социализации подрастающего поколения, связанные с медиасредой: девиантологический аспект / Ю. В. Гребенкина, С. В. Книжникова // Кон- цепт. – 2015. – Т. 37. – С. 16–20.Детские журналы России (1785-1917): учеб.-метод. комплект / Л. Н. Колесова. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2014. – 260 с.Добролюбов, Н.А. Обзор детских журналов / Н.А. Добролюбов, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский // О детской литературе. М., 1954. С- 325 с.Журнал «ЕЖ». 1928. № 01. – 32 с.Зубарева, Е.Е. Русская периодика XX в. для детей / Е.Е. Зубарева // Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. – М.: Флинта; Наука, 1997. – 505 с.Калейдоскоп. Еженедельная газета для русских детей среднего возраста. СПб., – 1860. – № 1.Киселев, В.С. Читатель в метатекстовой коммуникации / В.С. Киселев // Статьи по теории и истории метатекста (на материале русской прозы конца XVIII первой трети XIX века). Томск, 2004. – 408 с.Колесова, Л.Н. Детские журналы Советской России 1917-1977 гг. / Л.Н. Колесова. – Петрозаводск, 1993. – 260 с.Кондаков, А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов образования / А.М. Кондаков // Педагогика. – 2014. – №9. – С. 13-20.Кулакова, Л.Н. Детские и подростковые периодические издания в структуре медиахолдингов: автореферат дис.…канд.филол.наук / Л.Н. Кулакова. – Екатеринбург, 2017. – 231 с.Культуросфера отечественной периодики для детей и юношества 50-80-х годов XIX века: монография / Е.В. Гайманова // Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Московский гос. ун-т культуры и искусства». – Москва: Аналитик, 2014. – 264 с.Олешко, В.Ф. Психология журналистики / В.Ф. Олешко. – М.: Михайлова В.А., 2006. – 240 с.Орлова, В.В. У истоков детской журнальной периодики / В.В. Орлова // Вестник БГУ. Серия 4, Филология. Журналистика. Педагогика. – Минск: БГУ. – 2013. – № 2. – С. 77Параничева, О.С. Детские журналы: взгляд в 1930-е гг. / О.С. Параничева // Обсерватория культуры. – 2007. – № 3. – С. 118–122.Подснежник: журнал для детского и юношеского возрастов / изд. В.Н. Майков. – Санкт-Петербург. 1858–1862.Соколова, Э.С. Дети и детские организации России в XX веке / Э.С. Соколова, Н.И. Федорова // История и современность глазами социологов. М., 2007. – 256 с.Ткач, В.П. Социальные аспекты медиапотребления подростков / В.П. Ткач // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. – М.: РОС, 2012. – 422 с.Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».Цымбаленко, С.Б. Информационное пространство российского подростка в постсоветский период / Цымбаленко С.Б., Шариков А.В., Щеглова С.Н. – М.: НИИ Школьных технологий, 2014. – 128 с.
1. Алексеева, М.И. Советская детская журналистика / М.И. Алексеева - Москва: Университет, 1992. – 133 с.
2. Андроникова, О.В. Типология современных сетевых журналов для детей в системе медиаобразования / О.В. Андронникова, Л.И. Демина // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2017. – № 1. – С. 19–24.
3. Антонова, С.Г. Редакторская подготовка зданий / С.Г. Антонова. – М.: Логос, 2004. – 468 с.
4. Арзамасцева, И.Н. Детская литература / И.Н.Арзамасцева. – М.: Академия, 2007. – 574 с.
5. Бабушкина, А.П. История русской детской литературы / А.П. Бабушкина. – М., 1948. С. 84
6. Балашова, Ю.Б. Школьная журналистика серебряного века / Ю.Б. Балашова. – СПб. – 114 с.
7. Большая Советская Энциклопедия: Издание III. 8 т. – М., 1972. – 456 с.
8. Ветлугина, Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка / Н.А. Ветлугина. – М.: Айрис-Пресс, 2012. – 79 с.
9. Володина, Н.В. Майковы; отв ред. В.А. Котельников / Н.В. Володина. – СПб.: Наука, 2003. – 340 с.
10. Гребенкина, Ю. В. Риски социализации подрастающего поколения, связанные с медиасредой: девиантологический аспект / Ю. В. Гребенкина, С. В. Книжникова // Кон- цепт. – 2015. – Т. 37. – С. 16–20.
11. Детские журналы России (1785-1917): учеб.-метод. комплект / Л. Н. Колесова. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2014. – 260 с.
12. Добролюбов, Н.А. Обзор детских журналов / Н.А. Добролюбов, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский // О детской литературе. М., 1954. С- 325 с.
13. Журнал «ЕЖ». 1928. № 01. – 32 с.
14. Зубарева, Е.Е. Русская периодика XX в. для детей / Е.Е. Зубарева // Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. – М.: Флинта; Наука, 1997. – 505 с.
15. Калейдоскоп. Еженедельная газета для русских детей среднего возраста. СПб., – 1860. – № 1.
16. Киселев, В.С. Читатель в метатекстовой коммуникации / В.С. Киселев // Статьи по теории и истории метатекста (на материале русской прозы конца XVIII первой трети XIX века). Томск, 2004. – 408 с.
17. Колесова, Л.Н. Детские журналы Советской России 1917-1977 гг. / Л.Н. Колесова. – Петрозаводск, 1993. – 260 с.
18. Кондаков, А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов образования / А.М. Кондаков // Педагогика. – 2014. – №9. – С. 13-20.
19. Кулакова, Л.Н. Детские и подростковые периодические издания в структуре медиахолдингов: автореферат дис.…канд.филол.наук / Л.Н. Кулакова. – Екатеринбург, 2017. – 231 с.
20. Культуросфера отечественной периодики для детей и юношества 50-80-х годов XIX века: монография / Е.В. Гайманова // Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Московский гос. ун-т культуры и искусства». – Москва: Аналитик, 2014. – 264 с.
21. Олешко, В.Ф. Психология журналистики / В.Ф. Олешко. – М.: Михайлова В.А., 2006. – 240 с.
22. Орлова, В.В. У истоков детской журнальной периодики / В.В. Орлова // Вестник БГУ. Серия 4, Филология. Журналистика. Педагогика. – Минск: БГУ. – 2013. – № 2. – С. 77
23. Параничева, О.С. Детские журналы: взгляд в 1930-е гг. / О.С. Параничева // Обсерватория культуры. – 2007. – № 3. – С. 118–122.
24. Подснежник: журнал для детского и юношеского возрастов / изд. В.Н. Майков. – Санкт-Петербург. 1858–1862.
25. Соколова, Э.С. Дети и детские организации России в XX веке / Э.С. Соколова, Н.И. Федорова // История и современность глазами социологов. М., 2007. – 256 с.
26. Ткач, В.П. Социальные аспекты медиапотребления подростков / В.П. Ткач // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. – М.: РОС, 2012. – 422 с.
27. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».
28. Цымбаленко, С.Б. Информационное пространство российского подростка в постсоветский период / Цымбаленко С.Б., Шариков А.В., Щеглова С.Н. – М.: НИИ Школьных технологий, 2014. – 128 с.
Вопрос-ответ:
Когда началось развитие журналов для детей в возрасте от 9 до 14 лет в России?
Развитие журналов для детей в возрасте от 9 до 14 лет в России началось в начале XIX века.
Какие были особенности потребления контента среди детей в возрасте от 9 до 14 лет в России?
Особенности потребления контента среди детей в возрасте от 9 до 14 лет в России заключались в том, что они предпочитали развлекательные и познавательные материалы, такие как игры, головоломки, истории о приключениях и научные статьи.
Какие журналы для детей в возрасте от 9 до 14 лет можно назвать примерами?
Примерами журналов для детей в возрасте от 9 до 14 лет в России являются журналы "Подснежник" и "Еж".
Чем отличается журнал "Подснежник" от журнала "Еж" для детей в возрасте от 9 до 14 лет?
Журнал "Подснежник" отличается от журнала "Еж" для детей в возрасте от 9 до 14 лет тем, что "Подснежник" ориентирован на развлечение и познание, содержит разнообразные игры и задания, а "Еж" фокусируется на научных и познавательных материалах.
Какие источники использовались для написания статьи?
Для написания статьи использовались различные источники, включая исторические материалы об истории развития периодики для детей и сведения о российских детских журналах. Полный список использованных источников доступен в конце статьи.
Какие общие представления о детских журналах существуют?
Детские журналы - это издания, которые специально созданы для удовлетворения потребностей и интересов детей от 9 до 14 лет. Они содержат разнообразные материалы, включая новости, рассказы, стихи, игры, головоломки и многое другое. Детские журналы служат источником информации, образования и развлечения для молодого читателя.
Как развивалась периодика для детей в России?
История развития детской периодики в России началась в XIX веке. Вначале было модно печатать учебные издания, предназначенные для младших школьников. Затем появились первые детские журналы, которые включали различные развлекательные и познавательные материалы. Они стали очень популярны среди детей и их родителей. В XX веке детские журналы приобрели еще большую популярность и разнообразие.
Какие особенности потребления контента среди детей в возрасте от 9 до 14 лет?
Дети в возрасте от 9 до 14 лет активно потребляют контент и интересуются различными темами. Они часто читают журналы, чтобы узнать новости, получить информацию о своих увлечениях, развлечениях и интересах. Детям нравятся разнообразные материалы, такие как кроссворды, головоломки, рассказы, стихи и игры. Они также обращают внимание на качество и иллюстрации в журналах.
Какие особенности можно выделить у российских детских журналов?
Российские детские журналы имеют свои особенности. Например, журнал "Подснежник" включает разнообразные материалы, которые помогают детям развивать свои навыки и интересы. Он содержит статьи о природе, истории, науке, искусстве и других темах. Журнал "Еж для детей 9-14 лет" уделяет большое внимание образованию и развитию детей через игры, задания и увлекательные рассказы.
Какие особенности потребления контента детьми в возрасте от 9 до 14 лет?
Дети этого возраста активно интересуются миром вокруг себя и стремятся к самостоятельности. Они предпочитают разнообразные формы контента, включая журналы, которые могут предложить им интересные и познавательные материалы. Дети в этом возрасте также начинают формировать свои предпочтения и интересы, поэтому журналы для них должны предлагать разнообразный контент, позволяющий удовлетворить их любопытство и стимулировать креативное мышление.