Взаимоотношения Руси и Золотой Орды 13-14 века
Заказать уникальный реферат- 14 14 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 03.02.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Система зависимости Руси от Золотой Орды 4
1.1 Политическая и экономическая зависимость 5
1.2 Иго в Южной Руси 6
2.2 Иго в Северо-Восточной Руси 7
Глава 2. Церковь и культура во взаимоотношениях Руси и Золотой Орды XIII – XIV веков 9
2.1 Православная церковь и Золотая Орда 10
2.2 Влияние золотоордынского ига на культуру Руси 12
Заключение 13
Литература 14
Да чувствует себя русское духовенство свободными слугами Бога!». Ханы выдавали русским митрополитам золотые ярлыки, ставившие церковь в совершенно независимое от княжеской власти положение. В ведении митрополита находились суд, доходы. Не раздираемая усобицами и не нуждающаяся в деньгах для войн, церковь наращивала материальные средства и земельную собственность, могла предоставить убежище многим людям. Духовенство играло важную роль в политических процессах Руси. Так, например, митрополит Киевский и всея Руси Алексий пользовался большой благосклонностью в Золотой Орде, где в 1357 году исцелил ханшу Тайдулы от глазной болезни. Сохранился ярлык, данный Алексию Тайдулой, согласно которому церковь, молящаяся за ханов, была освобождена от всех даней, поборов и насилий со стороны светских властей. Стоит отметить, что подобных ярлыков, данных Золотой Ордой служителям церкви, сохранилось относительно много. Сам же митрополит Алексий был фактическим правителем Московского княжества и содействовал тому, чтобы великое княжение Владимирское укрепилось окончательно за московскими князьями. В 1365–1366 годах он начал строительство каменного Московского Кремля, заложил каменный храм во имя Чуда архангела Михаила в Хонех и основал при нём Чудов монастырь.Особые взаимоотношения церкви и Золотой Орды оказали влияние и на сохранение самого православия на Руси. Так, например, политика Александра Невского, служившего хану, была направлена на защиту православия от натиска воинствующего католицизма. 2.2 Влияние золотоордынского ига на культуру РусиНа деструктивное воздействие монгольского владычества на культуру русских земель указывали историки XIX века, такие как С. М. Соловьёв. Основное положение в исторической науке тогда гласило, что русские земли в своем развитии были отброшены на несколько веков назад. Однако необходимо объективно оценить влияние, которое оказала Золотая Орда на язык и повседневный быт населения русских земель. Активные контакты русских и тюркских народов, завоеванных монголами и вошедшими в состав их войска, привели к заимствованиям слов, в первую очередь в финансовой и военной сферах. Среди самых известных заимствований – «деньга», «казна», «тамга», от которой произошло слово «таможня», «караул» и другие. Были привнесены новшества в одежде: кафтаны, цветные шаровары, сафьяновые сапоги. Внешний вид знатного населения Владимиро-Суздальской земли приобретал в эпоху владычества Золотой Орды восточные черты в одежде и вооружении, что также указывает на наличие тесных торговых взаимодействий русских княжеств и Золотой Орды. Влияние Золотой Орды сказалось и на кухне – русской, а через русские земли – и на европейской. Перец, корица, имбирь, мускатный орех попадали в Европу в XIII — XIV веках через южнорусские степи. Лапша, рис, манты, лаваши, сухофрукты, дыни, арбузы, квас также вошли в культуру питания русских во времена зависимости от Орды. Многие азартные игры также имеют татарское или монгольское происхождение. Зернь, чехарда и шахматы появились на Руси после XIII века. Влиянию Востока обязано и появление счет, валенок, плотнического и столярного инструмента. В бытовых отношениях между людьми и по сей день также наблюдается сильное влияние Востока, в том числе, это касается и домашнего быта русской женщины. Восток оставил свой след на народном творчестве: великорусские народные песни составлены в так называемой «пятитонной» гамме, которая присуща тюркским племенам и монголам. Стиль русской сказки имеет аналогию со стилем тюркских сказок, а русский эпос по своим сюжетам связан со степным «ордынским» эпосом.ЗаключениеВ данном реферате были рассмотрены основные формы экономической, политической, военной зависимости Руси от Золотой Орды, описаны основные инструменты управления, а также дана оценка влиянию сложившихся взаимоотношений на историю нашей страны. В первой главе подробнее были рассмотрены отношения с Золотой Ордой некоторых князей – Ивана I Калиты, Дмитрия Донского. Разорительные походы монголо-татар на русские земли и уплата дани были тяжелейшим испытанием для населения. Однако из рассмотренного материала видно, что «собирание русских земель», процесс объединения раздробленных русских княжеств вокруг нового политического центра, усиление Москвы – все это во многом обусловлено взаимоотношениями между русскими княжествами и Золотой Ордой, а также политикой отдельных князей и ханов. Именно в условиях монголо-татарского нашествия разными путями пошло развитие Южных и Северо-Восточных земель. Южные и западные земли (Киевская, Черниговская, Галицко-Волынская, Смоленская) с конца XIII века и до начала XV входили в состав Великого княжества Литовского и Польского королевства. В Северо-Восточной же Руси в XIV веке начинается процесс объединения земель и укрепление власти Великого князя, завершившийся впоследствии формированием государства – России. Таким образом распалась единая этническая общность «Русь», так называемая древнерусская народность, и начался процесс формирования русской (великорусской) и украинской и белорусской народностей. Во второй главе было рассмотрено особое положение православной церкви и духовенства в период ига Золотой Орды, которое позволило сохранить религиозное единство в русских землях и сыграло важную роль в объединении земель в единое политическое тело. Историки церкви отмечают вклад ханов Золотой Орды в расцвет русской православной культуры. Освобождение церкви, ее служителей и имущества от всех налогов создавало очень благоприятные условия для экономического роста церкви, развития русской культуры и религиозно-национального подъема.Кроме того, монгольское владычество на огромной территории в целом стало мостиком, по которому восточные науки и ремесла пришли на Запад, а христианство — на Восток. ЛитератураАсадуллин Ф.А. Татарская Московия: культурно-политический аспект // Вестник РУДН. Серия «Всеобщая история». 2017. №2. С. 169-183.Булгаков Макарий, митрополит Московский и Коломенский. История Русской церкви. Т. 5. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. Горский А.А. Русские земли в XIII-XIV вв.: пути политического развития. Издательский центр Института российской истории РАН. М., 1996. Горский А. А. Русь:От славянского Расселения до Московского царства. М.: Языки славянской культуры, 2004.Горский А. А. Москва и Орда. Егоров В.Л. Золотая орда: мифы и реальность. М., 1990.Егоров В.Л. Основные направления развития культуры Золотой Орды // Владимирцовские чтения (III). CПб., 1995. С. 12–24.Зуев М. Н. Хроника истории России. IX—XX вв. — М.: Дрофа, 1995.Измайлов И.И. Улус Джучи взгляд на средневековую империю // Татарстан. 1993. № 7. 39–48.Карамзин Н.М. История государства российского. Т. 5. М., 1988. Мельгунов П.П. Очерки по истории русской торговли IX–XVIII вв. М., 1995.Селезнёв Ю. В. Батыева заповедь: картины ордынского плена. — Воронеж: Воронежский Государственный Университет. Исторический Факультет, 2013.
● Асадуллин Ф.А. Татарская Московия: культурно-политический аспект // Вестник РУДН. Серия «Всеобщая история». 2017. №2. С. 169-183.
● Булгаков Макарий, митрополит Московский и Коломенский. История Русской церкви. Т. 5. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995.
● Горский А.А. Русские земли в XIII-XIV вв.: пути политического развития. Издательский центр Института российской истории РАН. М., 1996.
● Горский А. А. Русь: От славянского Расселения до Московского царства. М.: Языки славянской культуры, 2004.
● Горский А. А. Москва и Орда.
● Егоров В.Л. Золотая орда: мифы и реальность. М., 1990.
● Егоров В.Л. Основные направления развития культуры Золотой Орды // Владимирцовские чтения (III). CПб., 1995. С. 12–24.
● Зуев М. Н. Хроника истории России. IX—XX вв. — М.: Дрофа, 1995.
● Измайлов И.И. Улус Джучи взгляд на средневековую империю // Татарстан. 1993. № 7. 39–48.
● Карамзин Н.М. История государства российского. Т. 5. М., 1988.
● Мельгунов П.П. Очерки по истории русской торговли IX–XVIII вв. М., 1995.
● Селезнёв Ю. В. Батыева заповедь: картины ордынского плена. — Воронеж: Воронежский Государственный Университет. Исторический Факультет, 2013.
Вопрос-ответ:
Какова система зависимости Руси от Золотой Орды в 13-14 веках?
Система зависимости Руси от Золотой Орды в 13-14 веках была политической и экономической. Русские князья признавали власть Орды и выплачивали оброк (налоги), а Орда взамен обеспечивала их защиту от внешних врагов и поддерживала политическую стабильность в регионе.
Как проявлялось иго в Южной Руси?
В Южной Руси иго Золотой Орды проявлялось через принуждение князей и населения выполнять требования Орды. Князья должны были выплачивать оброк и посылать отряды для участия в походах. Население тоже несло налоги и могло становиться ханскими невольниками.
Влияла ли Золотая Орда на православную церковь Руси?
Да, Золотая Орда оказывала влияние на православную церковь Руси. Во многих случаях золотоордынские ханы вмешивались в дела церкви, назначали и сменяли митрополитов, регулировали епископские назначения. Церковь также играла роль посредника между князьями и Ордой, что придавало ей определенную власть и привилегии.
Какое влияние оказывало золотоордынское иго на культуру Руси?
Золотоордынское иго оказало существенное влияние на культуру Руси. Оно способствовало активному культурному обмену между Русью и Востоком, привнесло новые элементы в архитектуру, искусство и литературу. Однако главным образом это влияние было негативным, так как иго приводило к экономическому и культурному упадку Руси, подавляло ее творческий потенциал и развитие.
Какое отношение имело русское духовенство к Золотой Орде?
Русское духовенство ощущало себя свободными слугами Бога, но при этом оно должно было подчиняться ханам Орды. Духовенство выдавало ханам русский десяток (часть от десятины) и выполняло их требования. Однако оно также сохраняло религиозную и культурную независимость и продолжало проповедовать свою веру.
Какова система зависимости Руси от Золотой Орды в 13-14 веках?
Система зависимости Руси от Золотой Орды включала политическую и экономическую зависимость. Русские князья должны были платить дань хану, признавать его власть и исполнять его указания. Русская знать занимала провинциальные посты в администрации Орды. Это позволяло Золотой Орде контролировать Русь и использовать ее в своих интересах.
Каково было иго в Южной Руси?
В Южной Руси Золотая Орда добивалась полного подчинения русских князей. Она вводила своих наместников в русские города и вела активную политику по отлучению неугодных князей от власти. Золотая Орда контролировала судебную систему и собирала налоги со всех земель. В результате, Золотая Орда полностью контролировала Южную Русь.
Каково было иго в Северо-Восточной Руси?
В Северо-Восточной Руси Золотая Орда также добивалась полного подчинения русских князей. Она вводила своих наместников в русские города и контролировала судебную систему. Но в отличие от Южной Руси, в Северо-Восточной Руси Золотая Орда не могла полностью контролировать налоги. Многие князья отказывались отдавать полную сумму даней, что вызывало конфликты и трения с Ордой.
Какое влияние оказывала Золотая Орда на православную церковь в Руси?
Золотая Орда оказывала значительное влияние на православную церковь в Руси. Она назначала и утверждала высших духовных лиц, вела контроль над церковными доходами и вмешивалась во внутренние дела церкви. Православное духовенство считалось "свободными слугами Бога и ханов", что значит, что они должны были служить обоим властям. В результате, церковь подчинялась и зависела от Золотой Орды.
Какая была система зависимости Руси от Золотой Орды?
Система зависимости Руси от Золотой Орды была политической и экономической. Русская земля платила дань Золотой Орде, подчинялась ее власти и признавала ее право на власть над собой.
Какое влияние оказывало иго на культуру Руси?
Золотоордынское иго оказало значительное влияние на культуру Руси. Оно привнесло в русскую культуру новые элементы, в том числе в архитектуру, искусство и литературу.
Какое отношение имело русское духовенство к Золотой Орде?
Русское духовенство чувствовало себя свободными слугами Бога и не признавало власть Золотой Орды. Однако, из-за политической и экономической зависимости Руси от Золотой Орды, духовенство выдавало ханам русских князей и принимало их представителей при совершении обрядов.